Научная статья на тему 'Проявления агрессии в поведении спортсменов и неспортсменов'

Проявления агрессии в поведении спортсменов и неспортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4032
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ / АГРЕССИЯ / СИТУАТИВНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ / КОНСТРУКТИВНАЯ / ИМПУЛЬСИВНАЯ АГРЕССИЯ / СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ / CONSTRUCTIVE/ IMPULSIVE AGGRESSION / AGGRESSION AS PERSONALITY DISPOSITION / AGGRESSION AS SITUATIONAL DISPOSITION / DEVELOPMENT OF AGGRESSION MANIFESTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафонов Владимир Константинович

Приводятся материалы эмпирических исследований, опровергающих бытующее мнение о большей агрессивности людей, занимающихся спортом. Различие по группам спортсменов и неспортсменов в первую очередь заключается в сформированности у первых конструктивных механизмов проявления агрессии. У молодежи, не занимающейся спортом, регистрируется значимо большая выраженность импульсивных проявлений агрессии. Делается заключение о вторичности агрессивности от совокупности индивидных, индивидуально-психологических, личностных и ситуативных составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestations of aggression in behaviors of athletes and people who are not involved in regular sport activities

The presented data of empirical studies contradict the common opinion about higher level of aggression in athletes. Th e differences between athletes and people who are not involved in regular sport activities consist in development of constructive mechanisms of aggressive manifestations in athletes. Young people who are not involved in regular sport activities demonstrate more impulsive aggression characteristics. The conclusion is made that aggression is determined by the complex influence of biological, psychological, personal and situational factors.

Текст научной работы на тему «Проявления агрессии в поведении спортсменов и неспортсменов»

УДК 159.923 В. К. Сафонов

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 2

ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ СПОРТСМЕНОВ И НЕСПОРТСМЕНОВ

Поводом для написания настоящей статьи стали выводы авторитетного социолога и психолога, занимающегося проблемами молодежи, Игоря Семеновича Кона, к сожалению умершего в апреле 2011 года, о значимо большей агрессивности молодежи, занимающейся спортом. Подчеркивая необходимость физического развития и позитивность занятия спортом, тем не менее, автор заключает — «за пределами спорткомплекса сплошь и рядом начинается беспредел». И далее: «Всем известны многочисленные скандалы с титулованными боксерами и футболистами, которые «вдруг» оказывались в тюрьме за изнасилование, пьяные драки, хулиганство и членовредительство» [1, с. 605]. На материале американских исследований констатируется, что занятия силовыми видами спорта «способствует усилению или активизации антисоциальной вовлеченности подростков» [1, с 609]. На основании этого ставится вопрос «об идеологии спорта». Нужно сказать, И. С. Кон приводит одно (!) исследование спортивных психологов [2], свидетельствующее, что занятие спортом способствует «переключению» негативной бытовой агрессивности в здоровую «спортивную злость», причем занимающиеся единоборствами менее агрессивны, чем футболисты и тяжелоатлеты.

В общественном сознании всегда существовала установка о потенциальной агрессивности спортсменов. Средства массовой информации моментально тиражируют случаи нарушения общественного порядка известными спортсменами. На бытовом уровне агрессия ассоциируется с негативными формами поведения, нанесением вреда, ущерба. В исследованиях социологов, социальных психологов именно этому вопросу уделяется основное внимание. А в отношении спорта делаются заключения, что спорт «формирует агрессивные тенденции», что спорт является условием «реализации агрессивных тенденций» как спортсменов, так и тех, кто наблюдает за спортивными поединками [3].

Занимаясь более 20 лет проблемой агрессии в спорте я пережил период отрицания агрессии в советском обществе, в лихие 90-е — очернительство спортсменов — криминальность среды бывших спортсменов, «стояние» против футбольных болельщиков ОМОНа в бронежилетах. Все эти годы на нашем факультете (специализация — спортивная психология) велись исследования агрессии в спорте, как одного из факторов спортивной деятельности [4]. В рамках этих исследований разведены понятия агрессивности и агрессии: первое понимается как свойство личности; второе — как ситуативное проявление психического состояния. Анализ теоретических направлений изучения агрессивного поведения (теория влечений, фрустрационные теории, теории социальной опосредованности) позволил сформулировать принцип вторичности-производности проявления свойства агрессивности от совокупности психогенных, социогенных, личностных и ситуативных составляющих. Предложена классификация видов спорта по формам проявления агрессии в рамках правил: поощрение непосредственной агрессии — бокс, американский футбол, борьба и др.; ограничение агрес-

© В. К. Сафонов, 2012

сии — европейский футбол, хоккей, баскетбол, водное поло и др.; косвенная агрессия по отношению к сопернику — волейбол, теннис и др.; агрессия, направленная только на объекты (так называемые параллельные виды спорта) — гольф, бильярд, легкая атлетика, тяжелая атлетика. Практически во всех видах спорта спортсмен может проявить агрессию на свой инвентарь, посторонние предметы1. Анализ форм агрессивного поведения позволяет говорить о следующих его формах: прямая и косвенная; физическая и вербальная; открытая и закрытая. Также принципиальным является выделение ситуативных и трансситуативных проявлений агрессии. И наконец, обобщая высказывания исследователей, можно говорить об агрессивном поведении, под которым подразумевается нанесение вреда или ущерба другому лицу, предмету или самому себе. Выделяются отрицательная, враждебная, неконструктивная и положительная, инструментальная, конструктивная формы агрессии. В первом случае подразумевается, что нанесение вреда или ущерба является целью агрессивного поведения. Чаще всего это импульсивные, непроизвольные реакции на ситуацию под воздействием внешних факторов. Во втором случае речь идет об использовании агрессивных форм поведения для достижения конкретной цели, то есть агрессивное поведение становится средством достижения цели. Таким образом, в одних случаях проявление агрессии может быть мобилизующим фактором в преодолении объективных или субъективных препятствий в достижении цели деятельности. В других — импульсивной, рефлексивной реакцией самосохранения в ответ на раздражающие факторы.

В серии исследований по проблеме агрессии, проводимых нами в период 19952003 гг., в качестве задач ставились следующие: определить влияние занятий конкретным видом спорта, уровня спортивной квалификации на проявления агрессии в поведении спортсменов; выделить гендерные особенности проявлений агрессивного поведения; проанализировать, способствуют ли систематические занятия спортом уменьшению агрессивных тенденций или, наоборот, повышению агрессивности. Последняя задача была поставлена еще 15 лет назад, в связи с устоявшимся мнением, что спорт формирует у людей агрессивность, что спортсмены более агрессивны по сравнению с людьми, не занимающимися спортом. Для решения поставленных задач необходимо достаточное количество участников и методы, позволяющие проводить массовые обследования. Это определило требования, которым должны удовлетворять используемые методики — лаконичность, простота в обработке и надежность. В исследованиях для оценки агрессивности, как проявления психического свойства личности, и агрессии, как проявления психического состояния, использовалась экспресс-методика С. Спилбергера «Шкала агрессии-агрессивности» [5]. Познакомившись с этой методикой еще в 80-е годы, я убедился в ее диагностических возможностях [6]. Достоинствами этой методики являются краткость и содержание формулировок, не вызывающее у обследуемых нежелания участвовать в исследовании. Данная методика упоминается в работе Р. Бэрона и Д. Ричардсона [4] и названа «шкала гнева как состояния — свойства». Л. Изберг [7] делает заключение, что данная методика может использоваться в спорте как «шкала контроля агрессии». Материалы, обосновывающие концептуальную и содержательную валидность, ретестовую надежность приведены в работе Р. Бэрона и Д. Ричардсона [4].

1 На чемпионате мира по стендовой стрельбе автор был свидетелем того, как многократный чемпион, проигрывая перестрелку за 1-е место, швырнул в кусты ружье стоимостью равное мерседесу.

Сопоставление агрессивности и агрессии у спортсменов и неспортсменов

В общей совокупности в четырех независимых исследованиях приняло участие 472 молодых человека в возрасте 17-21 год: 326 спортсменов; 50 студентов, не занимающихся спортом; 96 футбольных болельщиков. Схема исследований заключалась в следующем. Испытуемым было предложено трижды заполнить анкету с интервалом в одну-две недели, апостериорно представив ситуацию: спокойной комфортной обстановки — (С1); ситуацию обмана (модель фрустрационной ситуации) — (С2); ситуацию психической напряженности (для спортсменов — жесткая контрольная тренировка, для студентов — неудачно складывающийся экзамен, для болельщиков — необъективность судьи).

Усредненные данные обследования по методике Спилбергера (группа спортсменов 326 человек и группа неспортсменов (студенты — 50 человек, футбольные болельщики — 96 человек) свидетельствуют о наличии статистически значимых различий (табл 1). Представляются интересными результаты обследования по ситуативным проявлениям агрессии.

Табпица 1. Результаты обследования спортсменов и неспортсменов по методике Спилбергера

Группы Агрессивность Агрессия в ситуации С1 Агрессия в ситуации С2 Агрессия в ситуации С3

Спортсмены 23,2 / 19,9 22,4 / 23,3 31,2 / 28,6 26,5 / 25,4

Неспортсмены 24,8 / 22,6 25,2 / 24,8 28,8 / 26,4 30,2 / 28,9

Примечания: 1. Здесь и в последующих таблицах жирным шрифтом выделены статистически значимые различия между аналогичными показателями группы спортсменов и студентов по (-критерию Стьюдента. 2. В числителе значения показателей по подгруппе мужчин, в знаменателе — по подгруппе женщин. 3. Студенты и болельщики объединены в одну группу, поскольку статистически значимой достоверности не установлено (0,43 < 181 < 1,26).

В ситуации покоя наблюдается тенденция к более высокому уровню агрессии у студентов (у мужчин различия значимы, у женщин — нет). В ситуации фрустрации значимо агрессивнее спортсмены, но в ситуации противоборства (у студентов — ситуация экзамена, когда студент не соглашается с оценкой преподавателя и пытается ее оспорить) значительно агрессивнее студенты. Посредством ситуации экзамена мы стремились смоделировать ситуацию деятельности в условиях противоборства. Если у спортсменов в целом по выборке наблюдается значимое снижение агрессии в такой ситуации по сравнению с ситуацией фрустрации (непроизвольное реагирование на раздражающий или угрожающий стимул), то у студентов статистически значимых различий не обнаружено. Студенты в ситуации деятельности, когда есть цель, реагируют так же интенсивно как и в ситуации фрустрации (непреодолимости раздражающего стимула). То есть у спортсменов наблюдаются различия в проявлениях неконструктивной и конструктивной агрессии, у студентов таких различий нет. По высказываниям студентов, соотношение случаев удачи и неудачи в отстаивании своей позиции составляет 1 к 5. Не секрет, что оценка, выставляемая студенту, во многом зависит от его поведения на экзамене.

Конечно, эти данные недостаточны для обобщения полученных результатов, но приведенные факты свидетельствуют о более развитых механизмах произвольной регуляции эмоций и как следствие — конструктивной агрессии у спортсменов.

Сопоставление данных обследования по методике Басса-Дарки также показывает различие между группами спортсменов и студентов (табл. 2).

Таблица 2. Результаты обследования групп спортсменов (326 человек) и студентов (50 человек)

по методике Басса-Дарки

Группы Индекс агрессивности Индекс враждебности Физическая агрессия Вербальная агрессия Косвенная агрессия Раздражительность

Спортсмены 17,3 / 16,1 8,3 / 8,1 5,5 / 4,3 7,6 / 5,8 4,2 / 6,0 5,5 / 5,7

Студенты 17,6 / 16,2 10,7 / 8,7 4,8 / 3,6 6,9 / 5,4 5,9 / 7,1 7,2 / 8,1

Полученные результаты подтверждают известные данные о менее выраженной физической и вербальной и более выраженной косвенной агрессии у женщин. Наши данные также показывают, что косвенная агрессия выше у студентов, более того, у мужчин этой группы косвенная агрессия выражена так же как у спортсменок. Студенты превосходят спортсменов по показателю раздражительности. Косвенная агрессия и раздражительность в том числе проявляются во вспышках ярости, вспыльчивости, резкости, грубости, то есть в неспособности управлять своими эмоциями. Еще раз о произвольности-непроизвольности проявления агрессии в ситуациях фрустрации и целенаправленной деятельности: спортсмены в большей степени владеют навыками управления своими эмоциями.

Полученные различия в проявлениях агрессивности (по методике Басса-Дарки) представляется возможным объяснить данными самооценки личных качеств. По усредненным данным самооценки личных качеств, совпадение имеет место только по одному показателю — уверенности в себе. По остальным студенты значимо уступают спортсменам в оценке своих личных качеств (табл. 3). Вообще нужно заметить, что если у спортсменов самооценки подчас находятся на верхней границе адекватности (75-80), то у студентов ряд самооценок близок к нижней границе (35-40). Можно сказать, что спортсмены склонны переоценивать свои качества, а студенты — недооценивать.

Таблица 3. Значение показателей самооценки личных качеств по группам спортсменов

и студентов

Группы Удовлетворенность результатом Уверенность в себе Реализация возможностей Авторитет в своей среде Авторитет у значимых людей

Спортсмены 62 / 67 67 / 70 73 / 76 70 / 74 67 / 62

Студенты 46 / 51 75 / 54 36 / 52 42 / 46 38 / 41

Известно, что выход самооценок за границы адекватности, как правило, сопровождается повышенной раздражительностью, мнительностью, импульсивностью в пове-

дении [8]. Так адекватность самооценок заключается в диапазоне больше 45 и меньше 75, где за 100 принимается максимальное развитие качества, по мнению респондента. Автор не рассматривает проблему агрессивности молодых людей, но выводы дают практически исчерпывающую характеристику причин импульсивных форм агрессивного поведения.

Выполненные исследования позволяют со всей ответственностью развеять миф о спорте как «школе агрессии». Да, спорт, особенности вида спорта формируют техники, приемы конструктивных форм агрессивного поведения в целях достижения победы. Неконструктивные же формы в большей степени имеют свое проявление в ситуациях недостижения цели (проигрыш соревнования или отсутствие возможности достижения цели — ситуация фрустрации) и более выражены у лиц, не реализовавших себя в жизненно важных сферах жизнедеятельности (в нашем случае это спорт и спортсмены 1-2-го разрядов).

Приведу основные выводы относительно заявленной темы настоящей статьи, полученные в наших исследованиях.

1. Результаты обследования спортсменов разных видов спорта, уровня квалификации и молодежи, не занимающейся спортом, не дают оснований говорить о большей агрессивности спортсменов. Более того, различия по ряду показателей агрессивности свидетельствуют о более выраженных проявлениях конкретных форм агрессии у неспортсменов. Наши данные показывают, что косвенная агрессия выше у неспортсменов. Неспортсмены превосходят спортсменов по показателю раздражительности. Полученные данные свидетельствуют о менее выраженной физической и вербальной агрессии у женщин и наоборот — о более выраженной у них косвенной агрессии. Главное различие в агрессивных тенденциях заключается в значимо большей сформиро-ванности навыков произвольной регуляции проявлений агрессивных форм поведения у спортсменов и выраженности импульсивных форм у неспортсменов.

2. Данные обследования спортсменов в разных моделируемых ситуациях позволяют говорить об особенностях видов спорта в проявлениях агрессии. В этом плане наиболее показательно соотношение данных, полученных в ситуации покоя и на контрольной тренировке. У спортсменов айкидо и циклических видов спорта статистически значимый и существенный прирост значений агрессии на тренировке, а у самбистов и дзюдоистов статистически не значимый. Из бесед со спортсменами становится ясно, что это связано со спецификой спортивной деятельности. У первых — необходимость в мобилизации функциональных возможностей, у вторых — в концентрации внимания на поведении соперника.

3. Уровень спортивной квалификации в реализации агрессивности спортсменов выражается в ситуативных проявлениях агрессии, то есть в особенностях психического состояния. В целом профили показателей агрессии в разных ситуациях по группам спортсменов разной квалификации в рамках одного вида спорта достаточно однотипны, что свидетельствует об общих закономерностях. В ситуации покоя: у мастеров спорта мужчин и женщин показатели агрессии равны или ниже (легкоатлеты и лыжники); у разрядников мужчин и женщин равны (легкоатлеты и лыжники) или выше значений агрессивности. Этот факт объясняется лучшей сформированностью навыков расслабления и мобилизации у высококвалифицированных спортсменов. Уровень спортивной квалификации проявляется в большей гибкости (управляемости) рациональной, конструктивной агрессии и в менее выраженной импульсивной, неконструк-

тивной агрессии. Объяснение этого факта требует дальнейших исследований. Пока же можно предположить, что наличие конструктивных форм агрессивного поведения как бы «смягчает критерии запуска» непроизвольных.

4. Анализ по группам спортсменов (мужчин и женщин) показал, что на проявления агрессии оказывает существенное влияние фактор пола спортсмена. Виды спорта, допускающие агрессию, в большей степени сказываются на поведении женщин, формируя у них типично мужские черты агрессивного поведения.

5. Существенное влияние на проявление агрессии оказывает самооценка личных качеств как у спортсменов, так и у неспортсменов. Связи показателей самооценки личных качеств с показателями агрессивности имеют достаточно разветвленный характер, что свидетельствует о функциональной связи явления агрессии и того, как оценивают себя спортсмены. Удовлетворенность достигнутыми результатами свидетельствует о сформированности стереотипов агрессивного поведения. Чем выше самооценка по этому показателю, тем сильнее выражены активные формы агрессии (физическая и вербальная), и тем слабее выражены скрытые формы агрессии (косвенная агрессия, негативизм, подозрительность, чувства недовольства и обиды). Уверенность в себе оказывается весьма значимой в ситуативных проявлениях агрессии. Чем увереннее в себе молодой человек, тем интенсивнее проявляется спонтанная, рефлексивная агрессия в ситуациях фрустрации и тем меньше проявляется агрессия в ситуациях целенаправленной деятельности. Для мужчин значимыми в проявлениях агрессии оказываются удовлетворенность достигнутыми результатами, уверенность в себе и реализация возможностей. Для женщин значимыми в проявлениях агрессии оказываются удовлетворенность достигнутыми результатами, уверенность в себе и авторитет у значимых людей.

В психологии спорта давно установлено, что занятия спортом формируют такие личностные качества, как уверенность, эмоциональная устойчивость, решительность, самоконтроль. По нашим данным, в исследованиях с участием спортсменов и болельщиков, уверенность, удовлетворенность (соответственно спортивным результатом, личными качествами) отрицательно коррелируют с импульсивными, неконструктивными формами агрессии. На основании этого можно сделать вывод, что неуверенный, неудовлетворенный своими качествами человек использует импульсивные формы агрессии как защиту, компенсацию своей нерешительности в ситуациях персональной ответственности. В других случаях, при отсутствии личной ответственности, агрессивная форма поведения дает возможность почувствовать себя сильным, уверенным, решительным.

В заключение остановлюсь на вопросе первичности-вторичности свойства агрессивности. Да, есть веские аргументы полагать, что базовым основанием агрессивности являются биохимические и нейрофизиологические особенности функционирования организма. И. С. Кон подчеркивает, что агрессивность связана в первую очередь с маскулинностью, которая в свою очередь связана с физическим развитием и тестостероном. Это так называемый психогенный базис агрессивности. В процессе социализации формируется социогенный базис. Все вместе создает «потенциал» агрессивности. Пусковым же элементом агрессивного поведения является степень трудности достижения цели (субъективная оценка вероятности достижения цели), как результат — конструктивная агрессия. Частота неудовлетворенности самим собой в конкретных ситуациях провоцирует неконструктивную агрессию. По всей видимости, в основе агрессивного

поведения лежит феномен уверенности-неуверенности и соответственно удовлетворенности-неудовлетворенности. Следует признать комплексность свойства агрессивности, его вторичность, производность от совокупности индивидных, индивидуально-психологических, личностных и ситуативных составляющих.

Литература

1. Кон И. С. Мальчик — отец мужчины. М.: Время, 2010. 704 с.

2. Ашкинази А. С., Марищук В.Л. и др. Сравнительная характеристика агрессии и агрессивности у единоборцев, спортсменов других специализаций и неспортсменов // Материалы 8-го Международного конгресса «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». Т. 1. Алма-Аты: Мин. обр. и науки Республики Казахстан, казахская академия спорта и туризма, 2004. С. 160-162.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. М.: Питер, 1998. 336 с.

4. Сафонов В. К. Агрессия в спорте. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 159 с.

5. Schwarzer R., Spilberger C. Arger als Zustand und als Disposition // Zeitschrift fur Diagnostische Psychologie. 1982. № 3, 1 h.

6. Сафонов В. К., Василенко Т. В. Экспресс-метод оценки агрессии как состояния и свойства // Психология в гуманитарном образовании / под ред. В. В. Сочивко. Л., 1991.

7. Isberg L. Anger, aggressive behavior, and athletic performance // Emotions in sport / ed. by Y. L. Hanin. Champaign, IL, 2000. 249 p.

8. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1990.

Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.