Научная статья на тему 'Проявление языковой компетентности в дошкольном возрасте'

Проявление языковой компетентности в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
75
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стаматова Р.

Для сознательного и планомерного развития речи необходимо знать структуру речевого механизма и особенности его работы. Для того чтобы ребенок полноценно мог общаться, он должен обладать рядом умений. Результаты проведенного исследования указывают на наличие языкового дефицита во всех областях языковой системы, но прежде всего он наблюдается в семантике, грамматике, сложных языковых конструктах и в употреблении языка. Ученики с языковыми проблемами испытывают трудности в процессах обучения. Дефициты речи являются одними из наиболее распространенных нарушений в детском возрасте. Они коррелируют с развитием базисных психических процессов, коммуникативными умениями, с последующими проблемами в обучении, с особенностями эмоционального и поведенческого функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проявление языковой компетентности в дошкольном возрасте»

Педагогические науки

93

- «Паззл по федеральным землям Германии». В этой игре необходимо как можно быстрее собрать «всю Германию» из кусочков, силуэтов федеральных земель. После выполнения задания можно будет прочитать основную информацию обо всех землях на немецком языке.

Таким образом, игровой метод обучения, являясь одной из уникальных форм обучения, позволяет сделать интересной и увлекательной работу студентов на творческо-поисковом уровне и предпринимать практические шаги по изучению иностранных языков.

Список литературы:

1. Лейзингер Ф. Возможности ролевых игр при изучении иностранного языка. - М.: Просвещение, 2013. - С. 159-163.

2. Немецкий язык Online. Интернет-страница для изучения немецкого языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.de-online.ru/in-dex/igry_dlja_izuchenija_ nemeckogoJazyka/0-317 (дата обращения: 26.11.2015).

3. Разина Е.Н. Формирование лексических навыков на основе интеграции игровых и информационно-коммуникационных технологий при обучении немецкому языку учащихся первой ступени образования. - 2014. - (методическая разработка).

4. Ставцева О. Игровые технологии как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка. «Просвещение. Иностранные языки» [Электронный ресурс] // Интернет-издание для учителя. - Режим доступа: http://iyazyki.ru/2012/05/gametechnology-highmotivate (дата обращения: 25.11.2015).

5. Федеральные государственные образовательные стандарты.

ПРОЯВЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Стаматова Р.*

Начальная школа с именем «Василий Априлова», Болгария, г. Бургас

Для сознательного и планомерного развития речи необходимо знать структуру речевого механизма и особенности его работы. Для того чтобы ребенок полноценно мог общаться, он должен обладать рядом умений.

Результаты проведенного исследования указывают на наличие языкового дефицита во всех областях языковой системы, но прежде всего он наблюдается в семантике, грамматике, сложных языковых конст-

PhD, Vasily Aprilov Elementary School.

94 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

руктах и в употреблении языка. Ученики с языковыми проблемами испытывают трудности в процессах обучения.

Дефициты речи являются одними из наиболее распространенных нарушений в детском возрасте. Они коррелируют с развитием базисных психических процессов, коммуникативными умениями, с последующими проблемами в обучении, с особенностями эмоционального и поведенческого функционирования.

Ключевые слова языковая компетенция; коммуникативные навыки.

1. Особенности процесса овладения языком и речью

Овладение языком и развитие речи у детей - это две динамически меняющиеся стороны сложного процесса, способствующего социализации личности. Овладение языком и развитие речи сводятся к возможности ребенка развивать свою устную речь, овладеть значением слов, связывать слова в разные по типу предложения, уметь связанно и грамматически правильно выражать свои мысли. Ребенок овладевает языком как единую триаду: лексика - фонетика - грамматика.

В основе языка или того, чем обусловлено его существование, лежит коммуникация. В самом общем смысле она представляет собой обмен информацией между организмами, осуществляющийся при помощи определенных сигналов. В этом смысле коммуникация имеет место всегда, когда поведение одного живого существа либо системы влияет на поведение другого существа или системы.

Речь должна быть не только правильной, но и совершенной по своему содержанию и форме. Возможности для усовершенствования в качественном отношении почти бесконечны. Для сознательного и планомерного развития речи необходимо знать структуру речевого механизма и особенности его работы.

В качестве одной из форм коммуникации, по определению язык является конвенциональной (условленной) системой условных символов (знаков), сочетание, употребление и контролирование которых осуществляется в соответствии с определенными правилами, для достижения конечной цели -общения. Иными словами, язык представляет собой сложную, организованную и иерархически построенную систему, по сути, является ничем иным, как прием и осмысление (декодирование) знаков, а также генерирование, создание (кодирование) этих же знаков.

В 1955 Myklebust определяет язык как символическое поведение, при котором слова это символы, выражающие идеи, чувства и обозначающие объекты. По мнению Л. Мавлова [6], язык есть сложная, иерархически построенная система, состоящая из символов (знаков), искусственно созданных человеком стимульных объектов, посредством которых обозначаются определенные объекты. Однако, для их использования в целях общения необходимо, чтобы существовала конвенция (то есть, договоренность, согла-

Педагогические науки

95

шение) относительно их конкретных значений. Поэтому, конвенциальные значения языковых символов, как правило, формируются в пределах определенных социальных общностей, члены которых, в свою очередь, должны изучать их путем обучения.

Речь представляет собой материальную реализацию лингвистического кода, которая включает в себя процессы дыхания, фонации, артикуляции и резо-нации, для осуществления правильного формирования речевых звуков [9]. Речь отличает людей от всех остальных живых существ. Можно выделить две основных составляющих части речевого процесса: формирование слов из звуков и составление сообщений из слов. Развитие речи у детей происходит отдельными этапами. Речь - сложный и длительный процесс, реализующийся в рамках психофизиологического развития детей. По мнению А. Георгиевой [3], в отличие от языка, речь есть одно из средств его выражения, она является перцепцией и продукцией фонем, смысловых цепочек фонем для передачи языковых сообщений. Неопределенность этих понятий, равно как и их малоудовлетворительное определение, часто приводит к их несогласованному (неодинаковому) применению.

Жан Пиаже утверждает, что овладение языком зависит от когнитивного развития. Выдвигаемый Пиаже аргумент заключается в том, что сенсомоторный интеллект появляется намного раньше, чем язык. Освоению языка предшествуют такие когнитивные постижения, как сохранение перманентности объекта, категориальное расчленение мира, открытие существующих закономерностей.

«Многие из возможностей для преодоления препятствий в общении учитель - ученик связаны с улучшением невербального стиля коммуникации» [7]. Проводя обзор ряда исследований коммуникации между учеником и учителем, Н. Колева приходит к выводу, что «невербальные кодирующие и декодирующие умения могут, вместе взятые, составить значимый компонент единой общей способности человека установить эмпатические связи в своих социальных взаимоотношениях» [7].

2. Аспекты правильного общения ребенка

Для того чтобы ребенок полноценно мог общаться, он должен обладать рядом умений:

1. Уметь быстро и правильно ориентироваться в ситуациях общения;

2. Уметь правильно строить свою речь, правильно подобрать содержание акта общения;

3. Находить такие вербальные и невербальные средства, которые помогут ему адекватно изложить планируемое содержание;

4. Уметь осуществлять обратную связь в ходе общения.

Особенно быстро развивается речь у детей дошкольного возраста, в последний год, в возрасте 6 лет. Обращение воспитателя-педагога к группе, разъяснения, указания, вопросы - все это выражается при помощи речи.

96 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Для развития речи необходимо:

а) Систематически и планомерно работать над содержанием речи и ее последовательностью;

б) Учить детей строить предложения, делая при этом осмысленный обзор подходящих слов и их форм;

в) Обучение грамотному изложению мысли в устной и письменной формах.

Индивидуальный языковой опыт каждого человека отличается от опыта остальных людей. У каждого формируется своеобразный словарный запас и оттенки значений слов.

Осуществление общения (коммуникации) имеет место во всех тех случаях, когда поведение одного живого существа или системы оказывает влияние на поведение другого существа или системы. В ходе общения друг с другом в социальном контексте люди используют разные пути передачи информации. Язык это, пожалуй, важнейшее отличие человека от других живых существ, но в своей речи мы редко пользуемся только словами для передачи своего сообщения. Экстралингвистические компоненты коммуникации способны усилить или же нарушить лингвистический код.

В ряде случаев в процессе овладения языком развитие речи и ее функционирование отклоняются от нормы, и тогда появляется соответствующая языковая патология.

Специфические расстройства речи являются одними из наиболее широко распространенных расстройств в детском возрасте. Они коррелируют с развитием основных психических процессов, с коммуникативными умениями, с последующими проблемами в обучении и освоении учебного материала, с особенностями эмоционального и поведенческого функционирования. Раннее выявление речевых отклонений у дошкольников и соответствующее вмешательство очень важны для последующего личностного и социального функционирования в подростковом и зрелом возрасте.

Язык тесно связан со всеми областями развития. Задержки или нарушения речевого развития и функционирования может повлиять на умственное, социальное, эмоциональное, сенсорное или двигательное развитие ребенка, и наоборот. Вот почему у детей с расстройствами речи часто наблюдаются и трудности в остальных сферах, а некоторые из них оказываются весьма существенными.

Дети как достояние общества являются объектом научных исследований, направленных на поиск рациональных подходов диагностики и прогнозирования, ставящих себе целью поддержание всестороннего развития ребенка. Независимо от того, где он родился, появление ребенка на свет связано с надеждами родителей, воспитателей, близких людей и общества в целом на его полноценное развитие.

Сегодня все больше и больше внимания уделяется на достижения детей в школе, что обусловлено исключительным значением квалификации для

Педагогические науки

97

реализации индивида. Наряду с этим в глобальном масштабе все больше и больше растет число детей, которые посещают школу и проявляют интерес к своему собственному развитию.

Отсюда возникает необходимость развивать в каждом ребенке чутье к языку и требовательность к речи уже в раннем возрасте. О повышенном интересе к развитию речи и языка свидетельствует также тот факт, что некоторые проблемы в эмоциональном развитии ребенка связаны с затруднениями в его обучении в школе. Речь является отражением духовной природы человека и его способности общаться с людьми. Чем богаче его личность, тем содержательнее, правильнее и разнообразнее его речь.

Отсюда и необходимость изучения языкового уровня и причин диагностических выводов с целью прогнозирования. По сути это сводится к предвидению будущего развития личности, выявлению его тенденций. И, разумеется, это, в конечном счете, позволит наметить соответствующие методы, средства, формы воздействия, или возможную специализированную работу в этом направлении.

3. Характеристика языковой компетентности ребенка

Начальный школьный возраст охватывает период от 6-7 лет до 10-11 лет. Уже в начале этого периода развития мозг терпит серьезные изменения. В некоторых областях мозга появляются новые нейронные пути, в то же время в других элиминируются неиспользованные синаптические межнейронные соединения. Это происходит за счет развития более специализированных функций [9]. Фронтальный лоб коры головного мозга развивается быстрее в возрасте между 5 и 8 лет. Данная область ассоциируется с процессами сознания и мышления, использующими язык [8]. Формирование синаптических соединений и миелинизация передней зоны коры мозга происходит с очень большой скоростью в начале периода. Данные изменения наступают вместе с появлением высших когнитивных процессов, которые ассоциируются с передней корковой зоной мозга - рабочей памяти, планирования и контроля [8].

По мнению Леонтьева важнейшей его особенностью развития в этом возрасте является сознательное усвоение отдельных компонентов речевой функции: звукового анализа, грамматических правил, синтаксиса. Появляется письменная форма вербальной коммуникации, которая основывается на высшем типе психофизиологических механизмов. На основе новых возможностей перекодирования и трансформирования звуковых символов речи в зрительные таковые, то есть в т. наз. графемы, в итоге появляется более четко осознаваемое использование языковых способностей в целостном развитии подростков.

4. Организация лексической работы

В дошкольном возрасте организация лексической работы проводится в рамках системы, которая состоит из нескольких этапов, а именно:

98 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Первый этап - связан с введением понятия «слово». Главная задача здесь в том, чтобы маленький школьник мог отграничить слово от предмета, его обозначающего. Осознать это слово как единицу речи и превратить его в самостоятельный предмет своей деятельности. Целесообразно, чтобы маленький ученик успел постичь саму суть слова, самостоятельно изучив его.

Второй этап - обеспечивает ознакомление со словом в качестве лексической единицы. Осознание обозначающей функции слова может быть осуществлено путем противопоставления значащих звуковых комплексов с незначащими таковыми.

Третий этап ставит целью приучить учеников выявлять значение незнакомых слов. Важно, чтобы у ученика сформировалась установка при встрече с незнакомым ему словом и стремление выявить его значение.

Четвертый этап - на этом этапе ребенка необходимо ввести в лексическую систему языка. Дети на практической основе знакомятся с такими явлениями как многозначность, омонимия, синонимия и антонимия.

Дошкольный возраст можно рассматривать как сенситивный период с точки зрения развития языка, при этом для преодоления такого типа нарушений удачнее всего приступать к этому своевременно, до поступления ребенка в школу. Если будет обнаружено отставание, то диагностический вывод является серьезным сигналом к тому, что необходимо провести обширные обследования у соответствующего специалиста и выявить причину его проявления.

С самыми серьезными затруднениями в школе сталкиваются дети, у которых в дошкольном возрасте обнаружена дисфазия развития (алалия), при этом она была своевременно скорректирована специалистом или же, когда дефицит действительно заметный и требуются годы для его устранения. У детей с алалией в школьном возрасте зачастую наступают как следствие и проблемы с чтением и писанием, которые, по сути, являются новой формой проявления языковых способностей. Наблюдаются также затруднения в научении и воспроизведении предусмотренного учебного материала.

Знание языкового развития у детей очень важно с точки зрения проблем, которые некоторым детям приходится преодолевать в школе. Вот почему, мы обратили внимание на изучение языковой компетентности детей начального школьного возраста и на выявление признаков языкового дефицита для целей прогнозирования. Этим обеспечивается возможность предвидеть будущее развитие ребенка, наметить его тенденции и, соответственно, определить адекватные формы, методы и средства воздействия.

5. Исследование языковых нарушений у детей дошкольного возраста (в возрасте 6 лет)

Важной и основной деятельностью в начальной школе является обучение. Речь превращается в основной способ узнавания окружающего мира,

Педагогические науки

99

при этом главным средством познания является язык. Самое важное, что язык дает ученику, то это возможность создавать и понимать многообразные речевые высказывания. Развиваются индивидуальные особенности коммуникации и общения. Принято считать, что в начальном школьном возрасте ребенок уже успел овладеть всеми компонентами языка - семантикой, грамматикой и т.п., и уже может свободно обращаться с языковыми единицами. Продолжается развитие лексико-семантической системы языка, то есть -качественного совершенствования его системы. Также продолжается процесс развития обобщающей функции слов, усвоение метафорического и идиоматического богатства языка. Происходит формирование ассоциативных связей в языковом сознании ученика, которые с одной стороны отражают языковую картину окружающего мира, и с другой - приобретают характер индивидуального словарного запаса.

Тем не менее, возникают трудности даже у детей с относительно хорошими способностями к обучению, например, употребление некоторых языковых конструктов, семантическое декодирование ряда важных слов.

В начальном школьном возрасте начинается процесс обучения, который играет важную роль в развитии каждого человека. Данный процесс зависит от нормального развития органов чувств (зрение, слух, осязание), интеллекта и социальной среды (семейной среды - смешанные браки и условия для билингвизма, плохие взаимоотношения, неправильные педагогические подходы). Нарушение любого из этих факторов приводит к проблемам в обучении, а это в свою очередь препятствует нормальной реализации и социализации школьника. Возникают проблемы с успеваемостью, ученики затрудняются овладеть базовыми знаниями, а это в свою очередь приводит к поведенческим проблемам - фрустрация вследствие неуспехов, развитие комплексов и чувства неполноценности, синдром противопоставления себя всему, что связано со школой и школьной деятельностью, а в ряде случаев и к асоциальному поведению и проявлениям.

В раннем школьном возрасте появляются также проблемы в обучении. Это сказывается на успеваемости в школе, на реализации, социальной интеракции, на эмоциональном развитии ребенка.

Нарушение языковой системы характеризуется расхождением содержания, формы, структуры, значения и социального употребления речи с ожидаемыми таковыми, то есть с теми, которые характерны для соответствующего возраста и среды. Иными словами, языковые способности ребенка в этом случае ниже ожидаемого для его возраста и уровня функционирования. В принципе языковые нарушения охватывают нарушения в понимании, языковом формулировании и включают в себя недостатки в знании и использовании грамматических правил языка, семантики слов и их адекватного употребления в контексте речи.

Результаты проведенного исследования указывают на наличие языкового дефицита во всех областях языковой системы, но прежде всего он наблю-

100 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

дается в семантике, грамматике, сложных языковых конструктах и в употреблении языка.

Таблица 1

Дети с языковым дефицитом - не понимают многозначность подаваемых им стимулирующих слов 58 %

Дети с языковым дефицитом - показывают очень низкие результаты при генерировании слов 55 %

Дети с языковым дефицитом - не могут понять сложные языковые конструкты 45 %

Дети с языковым дефицитом - не могут работать с грамматическими категориями при заполнении упущенных слов в подаваемых им предложениях 36 %

В среднем 58 % детей с языковым дефицитом не понимают многозначность подаваемых им стимулирующих слов, обозначающих близкие понятия сообразно их возрасту. Из этого следует, что у детей с языковым дефицитом бедный словарный запас. Были и такие дети (36 %), которые не понимали и значение некоторых из подаваемых им стимулирующих слов.

В среднем 55 % детей с языковым дефицитом показали слишком низкие результаты при генерировании слов, преимущественно глаголов, обозначающих действия на бытовом уровне.

Значительно затрудняются и при решении задания, в ходе которого им задавали вопросы, а они должны были понять их суть. При этом мы успели получить информацию и об их логическом мышлении. В среднем 45 % детей с языковым дефицитом не в состоянии понять сложные языковые конструкты.

36 % детей с языковым дефицитом не могут работать с грамматическими категориями при заполнении упущенных слов в подаваемых им предложениях. Наиболее сильно это проявлялось при работе с местоимениями и нахождении подходящих глаголов.

Таблица 2

дети не понимают и не могут выполнить осложненные инструкции с реальным действием 23 %

допускают ошибки в понимании предложных отношений 16 %

не понимают содержание приведенного им текста, они не в состоянии осмыслить характеристику героев 10 %

Ученики с языковыми проблемами испытывают трудности в процессах обучения. Чаще всего это дети, у которых наблюдалась дисфазия развития в дошкольном возрасте, с которой специалисты не успели вовремя и в достаточной степени справиться. В результате в раннем школьном возрасте языковые дефициты проявляются также в письменной форме реализации языка.

6. Выводы и рекомендации

Из всего сказанного выше можно сделать следующие выводы:

Педагогические науки

101

1. Превышены были наши ожидания относительно распределения языкового дефицита в пределах 10-15 %. На самом деле полученный результат составил 31 %.

2. Частично подтвердилась гипотеза значительной положительной корреляции между результатом тестирования языкового декодирования и успеваемостью учеников в школе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Подтверждена была также гипотеза значительной положительной корреляции результатов теста языкового декодирования с успеваемостью учеников в школе.

4. У мальчиков языковой дефицит встречается чаще, чем у девочек.

Дефициты речи являются одними из наиболее распространенных нарушений в детском возрасте. Они коррелируют с развитием базисных психических процессов, коммуникативными умениями, с последующими проблемами в обучении, с особенностями эмоционального и поведенческого функционирования.

По сравнению с детьми, у которых дефицита речи не наблюдается, поведенческие и эмоциональные проявления детей с языковым дефицитом характеризуются чувством неполноценности и вины, низкой самооценкой, дефицитом внимания, агрессивностью, гиперкинетичностью и повышенной возбудимостью.

Эффективная деятельность по обогащению, укреплению и активизации словарного запаса требует совместной работы и усилий логопеда и родителей. Такая связь между логопедом, ребенком и родителями имеет очень большое значение для всего терапевтического процесса.

Для того чтобы ребенок мог приобрести определенный активный словарный запас, содержащий такие простые для произношения и часто употребляемые слова, как например наименования игрушек, одежды, приборов, фруктов, овощей, животных и т.д. Нужна кропотливая, терпеливая работа, следует применять разнообразные игровые ситуации. Во время каждой с ними встречи необходимо называть наименования всех предметов. Все это должно происходить в приятной для ребенка игровой атмосфере, не перегружая ребенка и не требуя от него справляться со слишком трудными заданиями.

Список литературы:

1. Георгиева А. О терминологии в логопедии: I. Базовые категории. Специальная педагогика, сентябрь, 1996, София.

2. Георгиева, А. Переработка лингвистической информации при понимании предложений детьми с особыми нарушениями речи. Ежегодник СУ ФНПП, 1996.

3. Георгиева А. Теоретические модели языковых нарушений. Специальная педагогика, июнь, 1996. София.

4. Георгиева О. (1999). Коммуникативные тактик общения с детьми с афазией. В Боянова, В., В. Матанова, Д. Досков. (ред.) Логопедия и фониат-

102 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

рия. Европейская интеграция и современные тенденции в развитии логопедической и фониатрической теории и практики. София: Герон Пресс.

5. Энциклопедия по психологии, под редакцией Р.Дж. Корсини, София, 1998.

6. Мавлов, Л. Фундаментальная неврология. София (2000).

7. Колева Н.Л. Исследование невербальной коммуникации и поведения студентов педагогов // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. -№ 42. - С. 71-84.

8. Janowsky, J.S., & Carper, R. (1995) A neural basis for cognitive transitions in schoolaged children. In M.Haith & A.Sameroff (Eds.) Reason and responsibility: The passage through childhood. Chicago: University of Chicago Press.

9. Nelson, K. (2003) Making sense in a world of symbols. In A. Toomela, Cultural guidance in the development of the human mind (pp. 139-158). Westport, CT: Ablex.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ВИДОВ ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ИВАНО-АРАХЛЕЙСКИХ ОЗЁР КАК УСЛОВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

© Сычёва О.А.*

Читинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Чита

Организация культурно-познавательного туризма является одним из эффективных способов экологического воспитания. Деятельность образовательных учреждений способствует появлению новых, интегрированных видов деятельности, расширению образовательных ресурсов, изменению качества социализации личности обучающихся через участие и содействие в решении социально-значимых экологических проблем социоприродного окружения.

Ключевые слова: туризм, экологическое воспитание, социоприродное окружение.

Долгое время считалось, что туризм несет много негативных последствий для окружающей природной среды. Тому немало примеров в истории не только нашей страны. Однако грамотное развитие туристской отрасли позволит сохранить природные богатства, более того, возможно повышение финансирования природоохранных мероприятий.

Доцент кафедры Экономики, управления и права, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.