Научная статья на тему 'Проявление высших творческих способностей и их психодиагностика (на примере детей младшего школьного возраста)'

Проявление высших творческих способностей и их психодиагностика (на примере детей младшего школьного возраста) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
208
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / РЕАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ / HIGHER CREATIVE CAPACITIES / PSYCHOMETRIC INTELLIGENCE / PSYCHOMETRIC CREATIVITY / REAL CREATIVE PRODUCTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ожиганова Галина Валентиновна, Цкипуришвили Мариам Вахтанговна

В статье представлены результаты исследования проявления высших творческих способностей, связанных с созданием реальных творческих продуктов в свободной ситуации психодиагностики у детей 8-9 лет, в сопоставлении с методиками диагностики креативности и интеллекта, требующими строгой регламентации деятельности респондентов. Полученные данные свидетельствуют об отсутствии связи между экспертными оценками реальных творческих достижений детей и показателями психометрической креативности и психометрического интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The manifestation of higher creative capacities and their psychodiagnostics in children of primary school

The article presents the results of a study of manifestations of higher creative capacities related to the creation of real creative products in a free situation of psychodiagnostics in children of 8-9 years old, in comparison with methods for diagnosing creativity and intelligence, which require strict regulation of respondents' activity. The data obtained showed the absence of a relationship betweenexpert assessments of the real creative achievements of children and indicators of psychometric creativity and psychometric intelligence.

Текст научной работы на тему «Проявление высших творческих способностей и их психодиагностика (на примере детей младшего школьного возраста)»

РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-103-106 УДК 159.922.7

Ожиганова Галина Валентиновна

кандидат психологических наук Институт психологии Российской академии наук, г. Москва

Цкипуришвили Мариам Вахтанговна

Государственный академический университет гуманитарных наук, г. Москва

symposium2016@rambler.ru

ПРОЯВЛЕНИЕ ВЫСШИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ ПСИХОДИАГНОСТИКА (на примере детей младшего школьного возраста)

В статье представлены результаты исследования проявления высших творческих способностей, связанных с созданием реальных творческих продуктов в свободной ситуации психодиагностики у детей 8-9 лет, в сопоставлении с методиками диагностики креативности и интеллекта, требующими строгой регламентации деятельности респондентов. Полученные данные свидетельствуют об отсутствии связи между экспертными оценками реальных творческих достижений детей и показателями психометрической креативности и психометрического интеллекта.

Ключевые слова: высшие творческие способности, психометрический интеллект, психометрическая креативность, реальные творческие продукты.

Изучение высших творческих способностей, относимых к категории духовных, представляет собой важную и актуальную научную проблему. Предложенное нами понятие «высшие творческие способности» [5; 6] отличается от понятия «психометрическая креативность». Это отличие связано как с процессом их проявления (спонтанностью, временной непредсказуемостью (определяемой инкубационным периодом - бессознательный фактор), так и результатом - создание реального творческого продукта, имеющего общественную ценность. Основными характеристиками высших творческих способностей, рассматриваемых нами в данном исследовании, ориентированном на определенную возрастную группу (дети младшего школьного возраста), являются: бескорыстие (отсутствие вознаграждения) - создание ребенком реального творческого продукта, за который ему не ставится оценка. Творческие проявления детей обусловлены лучшими и высшими качествами их личности: мотивация творческого самовыражения, самостоятельный интерес в выдвижении творческой идеи и ее реализации; духовно-нравственная направленность -стремление сделать мир лучше, прекраснее.

Психодиагностика высших творческих способностей, как и других духовных способностей, представляет собой важную научную проблему, нуждающуюся в серьезных исследованиях.

Очевидно, что феномен проявления высших творческих способностей, связанный с созданием реальных творческих продуктов, порождаемых творческой личностью в естественных условиях жизнедеятельности и несущих печать ее неповторимости, невозможно исследовать в рамках психометрического подхода и что в этом случае требуются другие подходы и методы. Мы считаем, что подходом, соответствующим специфике объекта исследования (высшие творческие способности), может стать ситуационный подход и реализуемая

в его рамках свободная ситуация обследования. Возможности ситуационного подхода в психодиагностике рассматривались в работах В.Н. Дружинина [2; 3].

Свободная ситуация психодиагностики создает условия для естественного проявления творческих возможностей человека, ведущих к созданию реальных творческих продуктов, позволяет отразить специфику высших творческих способностей, связанных с манифестацией уникальных особенностей личности, интуицией, спонтанностью творческих проявлений их временной непредсказуемостью (определяемой инкубационным периодом).

Цель исследования: сопоставить и проанализировать результаты психометрической креативности и интеллекта (строгая регламентация деятельности респондентов) и оценки проявления высших творческих способностей у детей младшего школьного возраста, связанных с созданием реальных творческих продуктов (свободная ситуация психодиагностики).

Гипотеза - психометрическая креативность, психометрический интеллект и высшие творческие способности, связанные с реальными творческими проявлениями детей младшего школьного возраста, могут представлять собой разные психологические феномены и могут быть не связаны друг с другом.

Методики. Для диагностики высших творческих способностей детей были использованы:

- Метод пролонгированной диагностики и формирования высших творческих способностей, разработанный Г.В. Ожигановой [4] (свободная ситуации психодиагностики);

- Метод экспертных оценок реальных творческих достижений детей - их творческих продуктов.

Для диагностики психометрической креативности (регламентированная процедура психодиагностики) применялся Тест креативности Э.П. Торренса (фигурная форма) [8].

© Ожиганова Г.В., Цкипуришвили М.В., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

103

Для диагностики психометрического интеллекта (регламентированная процедура психодиагностики) - Шкала «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена [7].

Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (компьютерная программа SPSS Statistics, версия 22).

Выборка: 75 человек, из них девочек - 36; мальчиков - 39; дети младшего школьного возраста -8-9 лет, учащиеся гимназии г. Москва.

Процедура исследования. Рассматривались два типа психодиагностических ситуаций:

1. Регламентированная ситуация, связанная с психометрической креативностью и психометрическим интеллектом;

2. Свободная ситуация, имеющая отношение к проявлению высших творческих способностей в условиях, приближенных к естественным (создание реальных творческих продуктов).

Параметры регламентированной ситуации. Строгое соблюдение правил процедуры психодиагностики, ограничивающих деятельность как экспериментатора, так и испытуемых (тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже самые небольшие «импровизации» в инструкциях требуют повторной стандартизации и валидизации теста):

1) экспериментатор сохраняет отстраненность от процесса проявления креативности/интеллектуальных способностей детей;

2) устанавливается строгий лимит времени;

3) испытуемые выполняют задания, предложенные экспериментатором;

4) сохраняется нейтральное отношение экспериментатора к испытуемым, уход от помощи;

5) полностью отсутствует эмоциональный контакт экспериментатора с испытуемыми (детьми).

Параметры свободной ситуации. Свободная ситуация предполагает создание экспериментатором творческой атмосферы, способствующей естественному проявлению творческих способностей испытуемых:

1) экспериментатор активно влияет на процесс проявления творческих способностей детей, стимулируя его, он демонстрирует испытуемым образец творческого поведения (создание интересных творческих продуктов, привлекательных для испытуемых (детей младшего школьного возраста);

2) отсутствуют ограничения во времени;

3) испытуемые (дети) сами придумывают себе творческое задание, вид и форму его выполнения;

4) присутствует творческое взаимодействие взрослого (экспериментатора) и детей (испытуемых), поддержка, одобрение творческих действий испытуемых;

5) важным становится эмоциональный контакт экспериментатора с испытуемыми (детьми).

Результаты и их обсуждение

I. Проверялась согласованность экспертных оценок. В качестве экспертов выступили три человека с психологическим образованием, специалисты в области: психологии развития (кандидат психол. наук) - эксперт 1; психологии творчества (кандидат психол. наук) - эксперт 2; психологии творчества (магистр) - эксперт 3.

Три шкалы экспертных оценок были приведены к единой шкале - преобразованы в Z-координаты-показатели. На основе всех Z-оценок экспертов методом усреднения была получена обобщенная шкала, которая явилась показателем экспертной оценки реальных творческих продуктов.

II. После преобразования сырых оценок в Z-показатели был проведен корреляционный анализ экспертных оценок, который показал высокие достоверные корреляции результатов всех трех экспертов, что говорит о надежности этих оценок и о том, что эти результаты можно интерпретировать как подтверждение того, что все эксперты измеряли один и тот же конструкт (табл. 1).

III. Была также посчитана альфа Кронба-ха (а=0,822), она свидетельствует о высокой психометрической надежности-согласованности экспертных оценок.

IV Сопоставлялись показатели интеллекта (тест Равена), показатели психометрической креативности (тест Торренса), полученные в регламентированной ситуации психодиагностики, и экспертные оценки реальных творческих продуктов, созданных в свободной ситуации психодиагностики на основе положений Метода пролонгированной диагностики и формирования высших творческих способностей.

Результаты показали отсутствие достоверных корреляций между экспертными оценками реальных творческих достижений и оценками по психодиагностическим методикам Торренса (r = 0,006; p = 0,962) и Равена (r = 0,164; p = 0,161) (табл. 2).

Таблица 1

Корреляционный анализ экспертных оценок реальных творческих продуктов детей с помощью коэффициента корреляции Спирмена

Номер эксперта Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3

Эксперт 1 0,572** 0,535**

Эксперт 2 0,572** 0,579**

Эксперт 3 0,535** 0,579**

Примечание: ** - р < 0,001.

104

Вестник КГУ 2019

Таблица 2

Корреляционный анализ показателей по тестам Торренса, Равена и результатов реальных творческих достижений с помощью коэффициента корреляции Спирмена

Коррелируемые показатели Тест Торренса Тест Равена Реальные творческие достижения

Тест Торренса Коэффициент корреляции -0,149 0,006

Уровень значимости 0,201 0,962

Тест Равена Коэффициент корреляции -0,149 0,164

Уровень значимости 0,201 0,161

Реальные творческие достижения Коэффициент корреляции 0,006 0,164

Уровень значимости 0,962 0,161

О Û

О о

О О ОООФ о

no d о

Реал.творч.достиж

Рис. 1. Отражение отсутствия взаимосвязи экспертных оценок реальных творческих достижений

и показателей по методике Равена

о о о

5 о о :

о о

о о о о о 0 0 О О О 00

о о

О ООО®

0Е5 О О

ОЙ

о о цю о

Реал.творч.достиж

Рис. 2. Отражение отсутствия взаимосвязи экспертных оценок реальных творческих достижений

и показателей по методике Торренса

Диаграммы также показывают, что взаимосвязи экспертных оценок и показателей по методикам Торренса и Равена не наблюдаются ни на каком интервале шкалы экспертных оценок реальных творческих достижений (рис. 1) и (рис. 2).

В настоящей работе было установлено, что проявление высших творческих способностей,

связанных с созданием реальных творческих продуктов, в свободной ситуации - условиях, приближенных к естественным, и психометрическая креативность, диагностируемая в ситуации строгой регламентации деятельности не связаны, что свидетельствует о подтверждении выдвинутой гипотезы.

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

105

Полученные результаты соотносимы с данными других исследований. Например, в исследовании Д.Б. Богоявленской также выявлено отсутствие связи между показателями креативности по двум разным методикам, отличающимся уровнем регламентированности деятельности испытуемых. Исследование Богоявленской проводилось на выборке 700 чел. (430 детей (5-9 лет) и 270 взрослых). Испытуемые обследовались по методике Торренса (регламентированная процедура психодиагностики) и по методике «Креативное поле» (в ней учитываются такие параметры свободной ситуации, как «отсутствие потолка» в экспериментальном материале, предоставляющем возможность неограниченного движения в процессе поиска решения, творческая мотивация). При сопоставлении результатов установлено, что коэффициент корреляции по тесту Торренса и методике «Креативное поле» не значим для обеих выборок (детей и взрослых) [1].

По нашему мнению, полученный в нашем исследовании результат: отсутствие связи психометрической креативности, психометрического интеллекта и проявления высших творческих способностей, имеющих отношение к созданию реальных творческих продуктов, объясняется тем, что понятия «психометрическая креативность», «психометрический интеллект», «высшие творческие способности» представляют собой разные психологические феномены. Креативность в рамках концепции Дж.П. Гилфорда и Э.П. Торренса имеет отношение к дивергентному мышлению, которое, видимо, не эквивалентно реальному творческому мышлению и проявлению высших творческих способностей, ведущих к созданию реальных уникальных творческих продуктов.

Библиографический список

1. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-дея-тельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / ред. Д.Б. Богоявленская. - М.: Молодая гвардия, 1997. -С. 328-348.

2. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Ч. 1. - Саратов, 1990. - 137 с.

3. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Академия, 1996. - 216 с.

4. Ожиганова Г.В. Метод пролонгированной

диагностики и формирования креативности у детей младшего школьного возраста. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 135 с.

5. Ожиганова Г.В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 282 с.

6. Ожиганова Г.В. Высшие моральные и творческие способности и продуктивная жизнедеятельность в процессе обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. -№ 4. - C. 44-48.

7. Прогрессивные матрицы Равена // Сборник психологических тестов. Часть II / сост. Е.Е. Миронова - Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - C. 60-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Фигурная форма теста творческого мышления Э.П. Торренса. - М.: Ин-т развития одаренности, 1993.

References

1. Bogoiavlenskaia D.B. Issledovanie tvorchestva i odarennosti v traditsiiakh protsessual'no-deiatel'nostnoi paradigmy // Osnovnye sovremennye kontseptsii tvorchestva i odarennosti / red.

D.B. Bogoiavlenskaia. - M.: Molodaia gvardiia, 1997. - S. 328-348.

2. Druzhinin V.N. Psikhologicheskaia diagnostika sposobnostei: teoreticheskie osnovy. Ch. 1. - Saratov, 1990. - 137 s.

3. Druzhinin V.N. Psikhodiagnostika obshchikh sposobnostei. - M.: Akademiia, 1996. - 216 s.

4. Ozhiganova G.V. Metod prolongirovannoi diagnostiki i formirovaniia kreativnosti u detei mladshego shkol'nogo vozrasta. - M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2005. - 135 s.

5. Ozhiganova G.V. Dukhovnye sposobnosti kak resurs zhiznedeiatel'nosti. - M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2016. - 282 s.

6. Ozhiganova G.V Vysshie moral'nye i tvorcheskie sposobnosti i produktivnaia zhiznedeiatel'nost' v protsesse obucheniia // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika. - 2018. - № 4. - C. 44-48.

7. Progressivnye matritsy Ravena // Sbornik psikhologicheskikh testov. Chast' II / sost.

E.E. Mironova - Minsk: Zhenskii institut ENVILA, 2006. - C. 60-96.

8. Figurnaia forma testa tvorcheskogo myshleniia E.P. Torrensa. - M.: In-t razvitiia odarennosti, 1993.

106

Вестник КГУ 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.