Научная статья на тему 'Проявление театральности и диалогичность в поэзии А. А. Блока'

Проявление театральности и диалогичность в поэзии А. А. Блока Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
551
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭЗИЯ / ПОЭТИКА / ТЕАТРАЛЬНОСТЬ / ДРАМАТИЗАЦИЯ / ДИАЛОГИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / POETRY / POETICS / THEATRICALITY / DRAMATIZATION / DIALOGISM / CULTURAL DIALOGUE / THE SILVER AGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рязанова Анна Владимировна, Соломонова Вера Васильевна

Исследуются причины тяготения А.А. Блока к драме и особенности его лирики, которые сближают стихотворения с драмой и театральным искусством: наличие конфликта и фабулы, поэтические «маски» и декорации и т. д. Перечисляются используемые поэтом способы включения творчества в культурную коммуникацию Серебряного века. Блок вступал в своих произведениях в беседу с современниками, предшественниками, читателями, используя посвящения, подражания, обращения, а также диалогизировал структуру стихотворений. Для поэта характерна внутритекстовая полифония, созвучие разных мировоззрений и пересечение стилей. Таким образом, в поэтике Блока проявились черты театрализации и драматизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestation of theatrics and dialogism in the poetry of A.A. Blok

An article investigates the reasons of attraction of A.A. Blok to drama and features of his lyric poetry which are bring it together with drama and the art of theatre, such as existence of conflict and storyline, poetic “masks” and decorations etc. Enumerates the ways used by poet for addition the writer’s work in the cultural communication of the Silver age. Blok entered in the his works into the conversation with contemporaries, predecessors, readers used the initiations, follows, treatments, and also was dialogised the structure of the poems. There is characteristically for the poet the textual polyphony, the consonance of different worldviews and the intersection of styles. Thus, in the poetics of the Blok manifested the features of theatricality and dramatization.

Текст научной работы на тему «Проявление театральности и диалогичность в поэзии А. А. Блока»

Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 130-136. УДК 82-1

А.В. Рязанова, В.В. Соломонова Омск, Россия

ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОСТИ И ДИАЛОГИЧНОСТЬ В ПОЭЗИИ А.А. БЛОКА

Исследуются причины тяготения А.А. Блока к драме и особенности его лирики, которые сближают стихотворения с драмой и театральным искусством: наличие конфликта и фабулы, поэтические «маски» и декорации и т. д. Перечисляются используемые поэтом способы включения творчества в культурную коммуникацию Серебряного века. Блок вступал в своих произведениях в беседу с современниками, предшественниками, читателями, используя посвящения, подражания, обращения, а также диалогизировал структуру стихотворений. Для поэта характерна внутритекстовая полифония, созвучие разных мировоззрений и пересечение стилей. Таким образом, в поэтике Блока проявились черты театрализации и драматизации.

Ключевые слова: поэзия, поэтика, театральность, драматизация, диалогич-ность, культурный диалог, Серебряный век.

Поэзия А.А. Блока наполнена театральностью. Это и обращение ко всей истории драматического искусства, и включение театральных мотивов и образов в стихотворения, и перенесение «примет» театра на облик мира, видимого автором, и черты, роднящие лирику с драмой. В разные периоды жизни театральность мышления А.А. Блока выражалась в различных формах, в особом преломлении мира в его лирике, в приемах поэтики, композиции, фоники, характерных для поэта. На эту особенность стихов Блока прямо указывает Т.М. Родина: «Замкнутая лирическая система в творчестве Блока никогда не обладала ни прочностью, ни способностью к длительному эволюционному саморазвитию. Пронизывающие ее противоречия быстро драматизировали и театрализовали блоковскую лирику» [Родина 1972: 13]. Однако вопрос, как именно реализована эта театральность, не был достаточно изучен.

Блок довольно неоднозначно относился к собственной поэзии. В его записной книжке 1916 г. читаем: «На днях я подумал о том, что стихи писать мне не нужно, потому что я слишком умею это делать. Надо еще измениться (или - чтобы все вокруг изменилось], чтобы вновь получить возможность преодолевать материал» [Блок 1965: 293]. У поэта порой возникало желание «не писать больше лирических стишков до старости» [Блок

© А.В. Рязанова, В.В. Соломонова, 2016

1965: 132]. Это видимое отрицание лирики как жанра, возможно, и привело к возникновению в ней черт драматизма.

Пытался ли Блок сознательно перенести черты театрального искусства в свои стихотворения? Скорее нет; в его творчестве преобладало поэтическое наитие, однако театр занимает в нем большое место. В письмах, дневниках, записных книжках Блок неоднократно выражал желание перейти от стихов к драме, придавал большое значение своим пьесам. Т.М. Родина пишет: «Блоку была свойственна потребность выражения сложно драматических восприятий, состояний конфликтных и подвижных, возникающих как лирические, но тяготеющих затем к преодолению замкнутости в индивидуальном, к выявлению себя, как мировых, объективно возникающих состояний». По мнению исследовательницы, Блок был тяготеющим к драме лириком, что обусловило его художественные открытия: «Пользуясь многозначными символистскими структурами, Блок создает в лирическом произведении такие временные протяженности и такие пространственные перспективы, в которых уже становится возможным драматическое действие» [Родина 1972: 15].

Связь ранней поэзии Блока с театром была более тесной: «"Театральная стихия" наступает на поэзию, заметно подчиняя ее себе, навязывая ей свои ритмы и интонации. Стихотворение "Я опять на подмостках"... написано, как экспрессивный, мелодраматически взвинченный монолог. <...> Специфической театральной экспрессией и преувеличенной эмоциональностью полны и некоторые другие стихи Блока, также написанные в форме монологов.. Ритмика этих стихотворений подчинена интонации актерского чтения, их язык близок языку современной салонной драмы и мелодрамы. Ходовые репертуарные положения и ситуации формируют лирический сюжет. Порой можно заметить осевшие в этих стихах частицы текста классических ролей Блока» [Родина 1972: 97]. Таким образом, можно утверждать, что Блок широко пользуется выразительными средствами театра, которые после заменяются приемами, принадлежащими поэзии. «Сначала - описание театральных впечатлений, а затем - продолжение театральной игры средствами лирики в условиях нетеатрального пространства и несценического времени» [Родина 1972: 93]. Рассмотрим подробнее эти средства.

В поэзии Блока присутствуют как открытые конфликты, так и скрытые, неразрешимые. Страсть и бесстрастие, темные бездны и небесный свет, призвание и проклятие, мечта и отрезвление, грех и чистота, богатство и бедность - полюса, создающие драматическое напряжение; поэтический мир Блока строится на антитезах, враждующих началах. Образ тоже может строиться из контрастных черт. Также не чужда этим стихам фа-бульность: многие заключают в себе «повесть» (см., например, одноименное стихотворение] или даже историю целой жизни, свернутую в несколько строф. Так, в статье «Поэтический мир Блока» А.Л. Михайлов отмечает,

что стихотворение «На железной дороге» фактически является «конспектом романа», его отличают характерность эпизода, динамичность действия, наличие социальной драмы [В мире Блока: 148-55].

Блоку свойственна своего рода «ролевая» лирика. Обращает на себя внимание количество поэтических масок лирического героя: он предстает перед читателем жрецом, магом, воином, рабом, иноком, актером, рыцарем, влюбленным, завсегдатаем ресторанов, демоном, вампиром, мертвецом... Иногда его лирическим героем становится женщина. Кроме того, поэзия Блока содержит лейтмотив двойничества. Двойник поэта -его второе я, тоже одна из масок, живущая своей жизнью.

Характерность поэтического маскарада для лирики Блока проявляется в том, что и адресаты его стихотворений превращаются в некие театрализованные образы. Особенно это касается любовной поэзии. Тема любви (влюбленности] вообще постоянно сопряжена у него с театральной формой. Не связано ли это с тем, что Блок истинно и глубоко любил только жену? Известна его запись: «У меня женщин не 100-200-300 (или больше?], а всего две: одна - Люба; другая - все остальные, и она - разные, и я - разный» [Блок 1965: 303].

Но, несмотря на смену лиц, от самых первых до самых последних стихов Блок остается прежде всего поэтом - это и внешний образ, и внутренняя сущность. Перевоплощения его различны и в то же время складываются в определенное поэтическое целое, изменяющееся с развитием «трилогии вочеловечения». Можно сказать, что весь массив стихов Блока обладает определенным сюжетом. Его главный вектор - стремление к объективности, которая в целом не характерна для лирики, но свойственна эпосу и драме. В связи с этим интересно замечание Б.Л. Пастернака о поэтике раннего Блока, приведенное Л.А. Озеровым в статье «Начала и концы»: «Случаи ложной глубины со "страшными" общими словами - оккуль-тическими или религиозными - оказываются случаями пустоты и незаполненных схем: настроение расчерчено и разнесено по стиху и только не расставлены подлежащие: "призраки и девы" - это именно подставные, именно на эти места становятся затем действительные: "некто" из рабочей толпы, голоса из дали, арлекины, лица "окошек", подъездов и пр., "подглядыванье" заполняет эти устойчивые ниши символического притворного суеверья» [В мире Блока: 452]. Поздние его стихи становятся менее отвлеченными.

Поэзия Блока пронизана движением. «Ветер - главная стихия творчества. <...> Небо у Блока, как правило, не солнечное и не лунное, а окрашенное кровью заката или мглой метели» [Эпштейн 1990: 237]. Беспокойный дух автора, вечный поиск своего пути обусловили это движение в поэтической трилогии. Действие ее требовало соответствующих декораций. Это золотой свет и «сине-лиловый мировой сумрак» [Блок 1962: V, 428] в ранней лирике, петербургские болота во втором томе, окрестности

Шахматова, а в конечном счете - Россия. «Вочеловечение» сопровождается изменением поэтики. Символический туманный фон сменяется опоэтизированными просторами России и конкретностью итальянских реалий. «Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» [Бахтин 1975: 235]. Хронотоп в стихотворениях одного периода часто совпадает, что служит для циклов стихотворений одним из связующих факторов.

В какой-то мере стихам Блока свойственна даже некая кинематогра-фичность, о чем позволяет говорить их яркая образность, зримость, цветовые и звуковые акценты.

Одна из самых заметных черт лирики Блока - ее диалогичность. В ней много посвящений: А. Белому, С.М. Соловьеву, В.Я. Брюсову, Н.А. Клюеву, С.М. Городецкому, А.А. Ахматовой, З.Н. Гиппиус - и эпиграфов-цитат. Адресаты, к которым обращено стихотворение, могут быть и реальными (современники-поэты, мать, друзья, возлюбленные и т. д.), и условно-поэтическими (Прекрасная Дама, царевна, Кармен, традиционные обращения к музе, сама Россия и др.), и внешне безличными - просто «Ты». Есть стихотворения, прямо построенные как диалог: «Голоса» (их два: «Грустнее не бывали думы...» и «Я - свободный глашатай веков»), «- Всё ли спокойно в народе?..», «И опять снега». Диалогичность проявляется и в подражаниях, которые наглядно демонстрируют включенность поэта в литературную жизнь эпохи (у Блока есть также автопародии - своего рода диалог с самим собой), и в явной перекличке с предшественниками (Е.А. Баратынским, М.Ю. Лермонтовым, Н.А. Некрасовым, А.А. Фетом, Я.П. Полонским и др.) и современниками.

Также Блок часто пользуется приемом обращения. Примеров его применения можно найти множество: «Вот моя песня - тебе, Коломбина...» («Двойник»), «Тащитесь, траурные клячи! // Актеры, правьте ремесло.» («Балаган»), «Я в муках узнавал тебя, // Блистательная ложь!» («Лазурью бледный месяц плыл.»), «Пушкин! Тайную свободу // Пели мы вослед тебе!..» («Пушкинскому Дому»), «Не мани меня ты, воля..», «Какая дивная картина // Твоя, о, север мой, твоя!..», «Милый друг, и в этом тихом доме..» и т. д. В поэме «Возмездие» он ведет беседу с читателем, следуя пушкинской традиции. Наиболее характерное для поэта строение лирического повествования - не «я - он/она» (рассказ), а «я - ты» (диалог). Часто Блок использует повелительное наклонение, благодаря чему слово становится «живым», воздействующим, воспринимаемым неравнодушно.

По своему строению поэзия преимущественно тяготеет к монологу. Но одновременно, по утверждению Ю.М. Лотмана, «в тексте все время идет полилог различных систем, сталкиваются разные способы объяснения и систематизации мира, разные картины мира. Поэтический (художественный) текст в принципе полифоничен» [Лотман 1996: 112]. В статье Блока «О лирике» находим почти синонимичное высказывание: «Поэт всегда

хочет разно относиться к миру и разно воспринимать его и, вслушиваясь, перенимать разные голоса» [Блок 1962: V, 135].

Есть ли в творчестве Блока стилистическая полифония? М.М. Бахтин в работе «Слово в романе» доказывает, что язык поэзии замкнут, недиалогичен, консервативен [Бахтин 1975: 97-100, 110]. Определенная часть поэтического творчества Блока отвечает этим словам: в ней нет никаких прозаических подробностей, все в значительной мере условно. В то же время, например, поэма «Двенадцать» - полная противоположность тому, что сказано Бахтиным о поэтическом слове. М. Пьяных в статье «Русский строй души в революционную эпоху» отмечает, что «Двенадцать» обладает драматургической структурой (пролог, пять актов и эпилог]. В поэме также есть «ремарки», драматургические сцены с диалогами и монологами, «речевая симфония» (речевой строй поэмы], кульминация и катарсис [В мире Блока: 254-272]. В лирике тоже встречаются элементы разных стилей - от высокого и отвлеченного, чисто поэтического языка до прозаизмов и сниженной лексики (например, в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно...»]. Интерес Блока к массовому сознанию проявился не только в тематике, но и в форме поэзии (обращение к цыганскому романсу, песенные элементы].

Итак, можно говорить и о театрализации, и о драматизации жизни в лирике Блока. Драматизация, по П. Пави, «направлена исключительно на текстовую структуру: постановку диалогов, создание драматического напряжения и конфликтов между персонажами, динамику действия», тогда как признаки театрализации - это «визуальный элемент сцены и постановка дискурсов». Театральность же - это «театр минус текст, это насыщенность знаков и впечатлений, которая создается на сцене на основании краткого письменного содержания, это такое всеобщее восприятие чувственных приемов, жестов, тонов, дистанций, субстанций, света, какое наводняет текст изобилием его внешнего языка» [Пави 1991: 364-365]. В поэтике Блока «краткое письменное содержание» уводит в более далекие измерения; для символизма текст является только намеком на то, что за текстом, что должно появиться в восприятии читателя.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

2. БлокА.А. Записные книжки, 1901-1920 / под общ. ред.: В.Н. Орлова и др. М.: Художественная литература, 1965. 663 с.

3. Блок А.А. Собр. соч.: в 8 т. / под общ. ред. В.Н. Орлова, А.А. Суркова, К.И. Чуковского. М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1962.

4. В мире Блока: сб. ст. / сост. А.А. Михайлов, С.С. Лесневский. М.: Советский писатель, 1980. 536 с.

5. ЛотманЮ.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПб, 1996. 848 с.

6. Пави П. Словарь театра: пер. с фр. М.: Прогресс, 1991. 504 с.

7. Родина Т.М. Александр Блок и русский театр начала XX века. М.: Наука, 1972. 312 с.

8. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990. 303 с.

Referensces

1. Bahtin, M.M. (1975), Voprosy literatury i estetiki. Issledovaniya raznyh let [Issues of literature and esthetic. Studies of different years]. Moscow, Hudozhestven-naya literatura publ., 504 p.

2. Blok, A.A. (1965), Notebooks, 1901-1920, Eds.: V.N. Orlov et al., Moscow, Hudozhestvennaya literatura publ., 663 p. (in Russian).

3. Blok, A.A. (1962) Collected works, in 8 volumes, Eds.: V.N. Orlov, A.A. Sur-kov, K.I. Chukovskii, Moscow, Leningrad, Gosudarstvennoe izdatel'stvo hudozhest-vennoi literatury publ.

4. (1980), V mire Bloka [In the world of Blok], collection of articles, comp. by A.A. Mihailov, S.S. Lesnevskii. Moscow, Sovetskii pisatel' publ., 536 p.

5. Lotman Yu.M. (1996), O poetah i poezii [About the poets an the poetry], St. Petersburg, Iskusstvo-SPb, 848 p.

6. Pavi, P. (1991), Slovar' teatra [Dictionary of theatre], transl. from French, Moscow, Progress publ., 504 p.

7. Rodina, T.M. (1972), Aleksandr Blok i russkii teatr nachala XX veka [Alexander Blok and Russian theatre of the early twentieth century]. Moscow, Nauka publ., 312 p.

8. Epshtein, M.N. (1990), "Priroda, mir, tainik vselennoj... ": Sistema peizazh-nyh obrazov v russkoi poezii ["Nature, the world, the hiding place of the Universe... ": The system of landscape images in the Russian poetry], Moscow, Vysshaya shkola publ., 303 p.

A.V. Ryazanova, V.V. Solomonova Omsk, Russia

MANIFESTATION OF THEATRICS AND DIALOGISM IN THE POETRY OF A.A. BLOK

An article investigates the reasons of attraction of A.A. Blok to drama and features of his lyric poetry which are bring it together with drama and the art of theatre, such as existence of conflict and storyline, poetic "masks" and decorations etc. Enumerates the ways used by poet for addition the writer's work in the cultural communication of the Silver age. Blok entered in the his works into the conversation with contemporaries, predecessors, readers used the initiations, follows, treatments, and also was dialo-gised the structure of the poems. There is characteristically for the poet the textual polyphony, the consonance of different worldviews and the intersection of styles. Thus, in the poetics of the Blok manifested the features of theatricality and dramatization.

Key words: poetry, poetics, theatricality, dramatization, dialogism, cultural dialogue, the Silver age.

Сведения об авторах: Рязанова Анна Владимировна,

студент

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: a.v.klimovich1994@yandex.ru Соломонова Вера Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: SolomonovaVV@omsu.ru

About the authors: Ryazanova Anna Vladimirovna,

student

Dostoevskiy Omsk State University 55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: a. v.klimovich1994@yandex.ru

Solomonova Vera Vasiljevna, Dr., Associate Professor of the Chair of Russian and Foreign Literature

Dostoevskiy Omsk State University 55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: SolomonovaVV@omsu.ru

Дата поступления статьи 31.03.2016

Для цитирования: Рязанова А.В., Соломонова В.В. Проявление театральности и диалогичность в поэзии А.А. Блока // Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 130-136.

For citation: Ryazanova, A.V., Solomonova, V.V. (2016), Manifestation of theatrics and dialogism in the poetry of A.A. Blok. Communication Studies, No. 2 (8), pp. 130-136. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.