Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ/ PSYCHOLOGICAL SCIENCES
УДК 159.992.6 https://doi.org/10.33619/2414-2948/74/28
ПРОЯВЛЕНИЕ СУИЦИДНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ИХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
©Жолдошбаев Д. А., ORCID: 0000-0003-2821-6885, Ошский государственный
университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Кошонова С. Ш., ORCID: 0000-0002-1565-3747, Ошский государственный
университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Накатаев М. А., ORCID: 0000-0003-4291-2975, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан ©Райымбердиев Ы. А., ORCID: 0000-0001-6258-9154, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
MANIFESTATION OF SUICIDAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS AND THEIR REHABILITATION IN MODERN CONDITIONS
©Zholdoshbaev D., ORCID: 0000-0003-2821-6885, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Koshonova S., ORCID: 0000-0002-1565-3747, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Nakataev M., ORCID: 0000-0003-4291-2975, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan ©Raiymberdiev Y., ORCID: 0000-0001-6258-9154, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Актуальность: социализации включает в себя все процессы общения с воспитанием, образованием и культурой, благодаря которым человек получает возможность участвовать в общественной жизни и социальном характере. В процесс социализации вовлечено все окружение человека: семья, соседи, сверстники в детских учреждениях, школах, СМИ и т. д. Цели исследования: раскрыть специализированные психиатрические или суицидальные, медицинские и психотерапевтические методы лечения, направленные на лечение психических и поведенческих расстройств, приводящих к суицидальному поведению, предотвращение возникновения и повторения суицидальной активности. Материалы и методы исследования: психологические формы профилактики суицидального поведения включают: формирование антисуицидного поведения, изменение личных установок, самооценки, уровня мотивации и т. д., включают целевые программы психокоррекции. Результаты исследования: реконструкция системы образования и народного образования будет успешной только в том случае, если это работа всего общества. Выводы: важно сосредоточить всю общественную жизнь, социокультурную среду, систему образования и обучения на подрастающем поколении.
Abstract. Research relevance: socialization includes all the processes of communication with upbringing, education and culture, thanks to which a person gets the opportunity to participate in public life and social character. The whole environment of a person is involved in the process of socialization: family, neighbors, peers in children's institutions, schools, the media, etc. Research objectives: specialized psychiatric or suicidal methods are medical and psychotherapeutic methods
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
of treatment aimed at treating mental and behavioral disorders that lead to suicidal behavior and preventing the onset and recurrence of suicidal activity. Research materials and methods: psychological forms of prevention of suicidal behavior include the formation of anti-suicidal behavior, changes in personal attitudes, self-esteem, level of motivation, etc. includes targeted psychocorrection programs. Research results: reconstruction of the education system and public education will be successful only if it is the work of the whole society. Conclusions: it is important to focus all social life, social-cultural environment, education and training system on the younger generation.
Ключевые слова: личность, активность, подростковый возраст, отрочество, социализация, социальные ценности.
Keywords: personality, activity, adolescence, adolescence, socialization, social values.
В связи с тем, что проблема самоубийств среди подростков остается актуальной, одним из важнейших направлений деятельности органов, ответственных за образование, образовательные учреждения в сфере здравоохранения, является пропаганда здорового и безопасного образа жизни среди студентов [1] и предотвращение суицидального поведения среди них. Профилактика суицидального поведения — это система мер, направленных на предотвращение различных форм суицидального поведения, включая суицидальные мысли, а также повторных попыток суицида.
Русский психолог В. А. Крутецкий, принимая во внимание психологические особенности подростков, отметил, что «только в подростковом возрасте начинает развиваться чувство истинного самоуважения». В этом возрасте человек доминирует над критериями своего внутреннего мира, и его «я» проявляется в его самооценке. Это не означает, что оценка других перестает быть важной: она просто перестает играть доминирующую роль в норме [2].
В своей работе Крутецкий подчеркивает, что уже сформированные способности детей позволяют подростку делать обобщения в более сложной среде, т. е. усвоение норм человеческих отношений. Таким образом, ведущая деятельность подростка —личное общение в разных сферах деятельности. Это позволяет ему заявить о себе и проявить себя. Поэтому подростки активизируют индивидуальное и спонтанное групповое общение, как в школе, так и за ее пределами.
Отличают референтную группу сверстников-подростков от многих сфер общения, учитывая их требования, важно знать, к кому обращаться в важных для него ситуациях [3]. Личное развитие, по мнению Э. Эриксона, состоит из трех взаимосвязанных компонентов: соматического развития, развития сознательного «Я» и социального развития [4].
Образование, здравоохранение, а также образовательные учреждения и учреждения здравоохранения, органы власти, ответственные за пропаганду здорового и безопасного образа жизни — одно из важнейших направлений предотвращения самоубийств среди подростков. Профилактика суицидального поведения — это система мер, направленных на предотвращение различных форм суицидального поведения, включая суицидальные мысли, а также повторных суицидов.
Существует несколько правил общения с подростком с суицидальными наклонностями:
- Постарайтесь объяснить подростку, что ему нужна профессиональная помощь, и если подросток отказывается, вам стоит попробовать себя в роли психолога;
- Интересуйтесь тем, что его беспокоит, и предлагайте ему свою помощь;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
- Попробуйте поговорить, может, это его развеселит,
- Будьте терпеливы и никогда не кричите на подростка.
- Если вы не можете помочь, попросите о помощи друзей, родственников, священников и врачей.
- Помогите подростку избежать негативных мыслей.
В работе представлены основные пути и методы по борьбе с суицидом подрастающего поколения. Приведены примеры выхода из суицидальных ситуаций и примеры отношений с подростками, у которых суицидальное поведение. Указаны социальные институты по профилактике суицидального поведения.
Реабилитация склонных к суициду подростков в рамках второй профилактики. Реабилитация — это система мероприятий, направленных на возвращение человека к активной жизни в обществе и общественной работе. Этот процесс следует проводить регулярно, несмотря на нехватку времени.
Следует различать следующие виды реабилитации: медицинская, направленная на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции в организме или уменьшение прогрессирующего заболевания; направленный на ментальную сферу самоубийства и с психологическими целями для преодоления в его разуме мыслей о своей бесполезности и бесполезности; обеспечивает нормальные условия жизни жертве самоубийства; система социально-педагогических, в том числе образовательных, направленных на формирование личностных качеств, способствующих жизни жертвы суицида, его жизненной позиции, интеграции в общество; социально-экономические -комплекс мер, направленных на обеспечение возможных денежных выплат потерпевшему самоубийство, защиту его законных прав и интересов; Он включает в себя процесс реабилитации подростков, социальной жизни, а также самой социальной среды и личных условий жизни, что приводит к психологическим трудностям, суицидальным мыслям или мыслям [5].
В зависимости от личности подростка, испытавшего психологические трудности или близкого к суициду, необходимо учитывать его состояние при реабилитации. Это включает семью, друзей, учебу, работу и так далее. Конфликты могут быть предкризисными или кризисными ситуациями, которые остаются вне поля зрения общества. Социальный работник должен определить причины психологических проблем, которые привели к самоубийству, и знать, как быстро определить ситуацию. Психологические изменения представляют собой формирование человеческого сознания, характера, черт личности [6].
Есть несколько способов предотвратить суицидальное поведение. По содержательным критериям они практически идентичны: специализированное психиатрическое, психологическое, общее медицинское, социальное и информационное образование. Социальными формами профилактики суицидального поведения являются меры, направленные на изменение потенциала и социально-экономического статуса совершивших самоубийство.
Сегодня существует множество социальных институтов по профилактике суицидального поведения. Вот некоторые примеры из них:
1. консультационные услуги населению;
2. службы экстренной телефонной помощи;
3. круглосуточная госпитализация;
4. амбулаторные услуги;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
5. в виде «домашних условий» (дневной стационар) для суицидов, программа госпитализации больных в вечернее время для создания условий для выхода больного на работу;
6. службы экстренной психиатрической помощи и др.
Основная цель оказания неотложной помощи — предотвратить дальнейшие суицидальные атаки среди подростков.
Организация работы отдельных подразделений службы самоубийств, например, горячей линии, отдела социальной и психологической помощи, кризисного отдела. Самый важный шаг в предотвращении суицида в подростковом возрасте - помочь эмоционально близким и важным людям совершить самоубийство. Проблема суицидального поведения подростков обусловлена комплексом факторов объективного и субъективного характера и может быть решена только путем объединения усилий и согласованных усилий специалистов социального, правозащитного, медицинского, психологического, информационного и различных ведомств. В этом отношении предотвращение суицидального поведения является ключевым звеном в снижении суицидных тенденций в подростковом возрасте и суицида. При этом программы предотвращения самоубийств должны основываться на определенной модели изменения поведения.
Подростковый возраст — один из ключевых этапов в формировании психического развития человека, его личности. Именно в этот период интенсивно развивается способность к самопознанию, анализу окружающих явлений, возрастает интерес к абстрактным проблемам. Психическое развитие подростков не только биологическое, но и социальное явление. На этом этапе происходят большие изменения, и этот период считается переломным, сложным, критическим периодом, потому что подросток уже не считает себя ребенком, а хочет быть полностью независимым, но при этом считать его взрослым из окружения. Этот этап считается более сложным, потому что происходят большие изменения в трех измерениях: физическом, психологическом и социальном. Физические изменения, которые происходят у подростков это увеличение веса, быстрый рост, половое созревание, изменение пропорций тела. Из-за быстрого физического развития подросток часто теряет контроль и его настроение быстро меняется. Социальные изменения означают, что подросток занимает позицию между ребенком и независимым взрослым.
Самый важный шаг в предотвращении самоубийства в подростковом возрасте - чтобы эмоционально близкие и важные люди пришли на помощь суицидному человеку. Есть четыре основных способа помочь человеку, склонному к суициду:
1. Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицида.
2. Активная эмоциональная поддержка депрессивного человека.
3. Поощрение позитивных усилий по облегчению ситуации.
4. Обучение социальным навыкам и навыкам управления стрессом.
Список литературы:
1. Гуревич К. Г., Зорин К. В. Опыт организации пропаганды здорового образа жизни среди студентов медицинского вуза // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение. 2017. №6 (23). С. 33-36. https://doi.org/10.24411/2305-3496-2017-00002
2. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. М. 1965.
3. Жолдошбаев Д. А., Кудуев А. Ж. Мыслители Центральный Азии о роли обучения в формировании личности // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. №1. С. 40-44.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
4. Жолдошбаев Д. А. Мыслители Центральный Азии эпохи средневековья о роли воспитания в развитии личности // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. 2020. С. 12861290.
5. Павленок П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. М.: Инфра-М. 2012. 202 с.
6. Bozhonov Z., Kuduev A., Zholdoshbaev D., Shumilov B., Abdullaeva Z. Problems of Speech and Communication in the Works of Central Asian Philosophers // Open Journal of Modern Linguistics. 2020. V. 10. №6. P. 794-803. 10.4236/ojml.2020.106049
References:
1. Gurevich, K. G., & Zorin, K. V. (2017). Experience to undertake the healthy lifestyle promotion among students of the medical high school. Infektsionnye bolezni: Novosti. Mneniya. Obuchenie, (6 (23)), 33-36. (in Russian). https://doi.org/10.24411/2305-3496-2017-00002
2. Krutetskii, V. A., & Lukin, N. S. 1965.Psikhologiya podrostka. Moscow. (in Russian).
3. Zholdoshbaev, D. A., & Kuduev, A. Zh. (2020). Mysliteli Tsentral'nyi Azii o roli obucheniya v formirovanii lichnosti. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika, (1), 40-44. (in Russian).
4. Zholdoshbaev, D. A. (2020). Mysliteli Tsentral'nyi Azii epokhi srednevekov'ya o roli vospitaniya v razvitii lichnosti. Aktual'nye problemy teorii i praktiki psikhologicheskikh, psikhologo-pedagogicheskikh i pedagogicheskikh issledovanii, 1286-1290. (in Russian).
5. Pavlenok, P. D. (2012). Sotsial'naya rabota s litsami i gruppami deviantnogo povedeniya. Moscow. (in Russian).
6. Bozhonov, Z., Kuduev, A., Zholdoshbaev, D., Shumilov, B., & Abdullaeva, Zh. (2020). Problems of Speech and Communication in the Works of Central Asian Philosophers. Open Journal of Modern Linguistics, 10(6), 794-803. 10.4236/ojml.2020.106049
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 14.11.2021 г. 20.11.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Жолдошбаев Д. А., Кошонова С. Ш., Накатаев М. А., Райымбердиев Ы. А. Проявление суицидного поведения подростков и реабилитация их в современных условиях // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №1. С. 201-205. https://doi.org/10.33619/2414-2948/74/28
Cite as (APA):
Zholdoshbaev, D., Koshonova, S., Nakataev, M., & Raiymberdiev, Y. (2022). Manifestation of Suicidal Behavior of Adolescents and Their Rehabilitation in Modern Conditions. Bulletin of Science and Practice, 5(1), 201-205. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/74/28