УДК 796.01:159.944.4
Полякова Татьяна Андреевна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики
физической культуры Юдина Раиса Николаевна кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия
614990, Пермь, ул. Сибирская, 24 (342) 2386477, e-mail:[email protected]
ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА Tatyana А. Polyakova
Ph.D., head of the Department of Theory and methods of physical culture
Raisa N. Yudina Ph.D., assistant professor, chair of psychology
Federal State Budget Educational Institutional of Higher Professional Educational «Perm State Humanitarian Pedagogical University»
24, Sibirskaja, 614006, Perm, Russia, e-mail:[email protected]
SYNDROM OF EMOTIONAL BURNT OUT IN SPORT COACH’S ACTIVITY
Аннотация. В статье рассматриваются причины возникновения синдрома эмоционального выгорания у представителей профессии «тренер». В ходе исследования удалось установить, что самый «опасный» возраст, когда синдром выгорания проявляется в разных моделях, - это 28-55 лет, т. е. самый продуктивный возраст для специалистов, когда можно добиться профессионального успеха. Для профилактики синдрома выгорания тренерам были предоставлены психологические рекомендации.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания; физическое и психологическое истощение; деперсонализация; редукция личных достижений.
Abstract: The article reveals the causes of emotional burnt out in the group of professional sport coaches. The research shows that the most «dangerous» age in which the syndrome of emotional burnt out is 28-55 years. At the same time it is the
© Полякова Т.А., Юдина Р.Н., 2014
most productive period of their profession work and achievements. The psychological recommendations to prevent the emotional burnt out are presented in the article.
Key words: syndrome of emotional burnt out; physical and emotion exhaustion; personal destructions; reduction of personal achievments.
В начале 1970-х гг. американский психолог Х. Фрейденберг (Freudenberg, 1974) впервые использовал термин burnout (в переводе с английского -«выгорание») в связи с требованиями к профессиям, связанных с работой с людьми. Термин «сгорание», или «выгорание», был введен в практику для характеристики психологически здоровых людей, которые находятся в тесном и интенсивном общении с другими людьми при исполнении профессиональных обязанностей. Другой американский исследователь К. Маслач определяет выгорание как синдром физического и эмоционального истощения, включая при этом развитие низкой самооценки, негативного отношения к работе, а также утрату понимания и сочувствия к людям. Автор подчёркивает, выгорание - это не потеря творческого потенциала, а, скорее всего, износ, и этому состоянию способствует высокий уровень нейротизма, склонность к повышенной тревоге.
В этой связи синдром «психического выгорания» обозначается рядом авторов понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личностной деформации профессионала под влиянием длительного стажа работы по одной и той же специальности [1; 2]. Синдром выгорания - это истощение, или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам.
Следует отметить, что эмоциональное выгорание может значительно влиять на личность специалиста, подрывая его здоровье и желание работать. Особенно опасен синдром выгорания в начале своего развития, так как специалист не осознаёт его симптомов. Поэтому проблема профессионального выгорания является актуальной и требует дальнейшего исследования. Достаточно важным для решения как теоретических, так и практических вопросов является изучение отрицательного влияния профессии на личность специалиста, так как это влияние ведет к снижению эффективности, продуктивности и качества деятельности.
Исследования Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой показали, что достаточно большое количество лиц с высоким и средним уровнем выгорания встречается в группах профессий «человек-человек», где присутствуют:
- высокая насыщенность рабочего дня, обусловленная общением с другими людьми;
- большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряжённости контактов;
- высокая ответственность за результат общения;
- необходимость учитывать индивидуальные особенности, притязания, экспектации;
- частые притязания на неформальные отношения при решении чужих проблем и др. [1].
В.В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций [1].
Е. Махер представляет перечень симптомов эмоционального выгорания:
- усталость, утомление;
- бессонница;
- негативное отношение к людям;
- негативное отношение к самой работе;
- раздражительность, тревожность, беспокойство;
- депрессия, переживание чувства вины.
Профессия тренера одна из таких профессий, где на специалиста ложится огромный груз ответственности по воспитанию гармонично развитой личности, с учетом индивидуальных, типологических и возрастных особенностей. При этом он должен владеть таким стилем мышления, который аналогичен научному: он должен быть поисковым, проблемным, оригинальным
и системным [3].
Выполнение такого серьёзного функционала требует от тренера наличия качеств и навыков, необходимых для профессиональной деятельности вообще и тренерской в частности.
Общие педагогические требования:
- высокий уровень нравственного самосознания;
- педагогическое образование;
- устойчивые морально-волевые качества;
- интерес к современным достижениям в смежных со спортом науках;
- умение управлять собой в любых условиях;
- хорошие организаторские способности;
- умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников и др. [3].
Специальные требования к тренерской деятельности:
- знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;
- умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;
- умение выбирать наиболее способных к данному виду спорта лиц;
- способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;
- умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;
- способность готовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях и др.
При этом профессия тренера имеет дополнительные «риски», которые вносят свою лепту в общее эмоциональное состояние тренера:
- серьёзные результаты спортсмены демонстрируют спустя 8-10 лет после начала занятий спортом;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- занятия тем или иным видом спорта в ДЮСШ или СДЮШОР относятся к сфере дополнительного образования, следовательно, спортсмен может прекратить тренироваться в любой момент;
- «призрачное» будущее талантливого спортсмена, особенно в регионах;
- коллеги на работе - сотрудники и соперники;
- огромное количество факторов, влияющих на успешность спортсмена, которые нужно учитывать в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности, однако учесть все факторы невозможно;
- колоссальная эмоциональная нагрузка на соревнованиях, которую приходится переживать, «сохраняя лицо», и т.п.
Цель исследования. Выявить и сравнить уровень эмоционального выгорания у тренеров-преподавателей в разных видах спорта.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих
задач:
1. Установить проявление синдрома эмоционального выгорания у тренеров-преподавателей разного возраста и с разным стажем работы.
2. Выявить различия в проявлении синдрома в группах молодых специалистов, тренеров среднего возраста и опытных специалистов.
3. Разработать систему психолого-педагогических рекомендаций для профилактики синдрома эмоционального выгорания.
В настоящее время известны три модели «эмоционального выгорания»
([1; 2] и др.).
Одномерная модель. Согласно этой модели «выгорание» - это состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Часто называют синдромом «хронической усталости». Симптомы: недосыпание, плохое
качество сна, бессонница и др.
Двухмерная модель. Рассматривает «выгорание» как «двухмерный конструкт», состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации. Последняя проявляется в изменении отношений либо к себе, либо к другим (к спортсменам, родителям спортсменов, коллегам, администрации школы, клуба). Предполагает циничное отношение к труду, негуманное отношение к людям.
Трехмерная модель. Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома «выгорания» американских
исследователей К. Маслач и С. Джексон. В соответствии с данной моделью «выгорание» понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Третий компонент «выгорания» — редукция личных достижений — может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию самого себя, своих профессиональных достижений и успехов, в негативизме и пессимистичности относительно своих служебных достоинств и возможностей дальнейшего профессионального роста [2; 5].
Методы и организация исследования. Исследование проводилось в течение 2013 г. Принимали участие тренеры-преподаватели разных видов спорта в количестве 172 человек разной квалификации, разного возраста, проходившие курсы повышения квалификации, организованные научнопрактической лабораторией факультета физической культуры ПГГПУ. В группу «молодых» специалистов вошли 35 человек в возрасте до 27 лет, в группу специалистов «среднего» возраста (28-55 лет) - 76 тренеров и в группе «опытных» тренеров оказался 61 человек (56 и более лет). Использовался опросник «Психическое выгорание», разработанный на основе модели К. Маслач и С. Джексон [5].
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты, полученные в ходе анкетирования тренеров, представлены на рисунке.
50 40 30 20
10 5 6 4 0
до 27
Проявление синдрома эмоционального выгорания у тренеров-преподавателеи разного
возраста
Как показывают результаты исследования, группа молодых специалистов демонстрирует ту или иную модель синдрома эмоционального выгорания. Из 35 человек у пятнадцати специалистов выгорание присутствует. Так, пять человек испытывают физическое и психологическое истощение, которое сопровождается подавленностью и беспомощностью. На наш взгляд, одной из причин истощения является то, что молодому специалисту приходится набирать большее количество детских групп и недостаток профессионального мастерства. Также сказывается отсутствие опыта в распределении
28-55
56+
■ истощение
■ деперсон.
■ редукция
профессиональных усилий, отсутствие системной работы и желание получить результаты быстро. У шести молодых специалистов присутствует вторая модель синдрома выгорания и у четырёх - третья модель. Склонность молодых специалистов к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с действительностью, что чаще всего не соответствует их ожиданиям. На наш взгляд определённые личностные качества тренера тоже могут быть «зоной риска» для развития синдрома выгорания: склонность к перфекционизму, чрезмерная ответственность,
заниженная самооценка, не достаточно сформированные волевые качества.
Несколько иная картина наблюдается у тренеров 28-55 лет. У всех испытуемых этой группы была выявлена трёхмерная модель синдрома выгорания. Однако причины «запуска» синдрома были иные, чем у предыдущей группы. Специалисты этой группы уже имеют разного уровня результаты, но тем не менее испытывают эмоциональное выгорание. Скорее всего, это связано с тем, что одержав первые победы, испытав успех, они стараются более тщательно подходить к организации спортивной деятельности: многочасовые занятия, чрезмерные нагрузки, неадекватные межличностные отношения приводят к чувству разочарования, так как не удаётся повторить того эффекта, которого ожидали. Такая работа сопровождается потерей психологической энергии, что приводит к психосоматической усталости, эмоциональному истощению, и как результат -беспокойство, раздражительность, гнев. Эта категория тренеров сильнее личностно «вкладываются» в профессию, зачастую считая, что спортсмен обязан «вкладываться» так же. Из-за не совпадений в мотивации, не правильно спланированной спортивной подготовки возникают конфликты во взаимоотношениях со спортсменом, взаимное разочарование, что ведёт к изменению отношений либо к себе, либо к другим (в частности спортсменам) и в тенденции к негативному оцениванию своих профессиональных достижений и успехов.
Анализируя результаты группы «опытных» тренеров (56 и более лет) мы обнаружили, что синдром эмоционального выгорания проявляется не так явно, как в предыдущих группах. На наш взгляд, это можно объяснить так: решающую роль в сопротивлении выгоранию играет социальная поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положении. Тренеры данной группы, получающие эту поддержку, могут лучше сопротивляться стрессовым воздействиям и тем самым быть менее подверженным выгоранию.
В ходе исследования нами были установлено:
1. Причины проявления синдрома эмоционального выгорания у тренеров-преподавателей разного возраста и с разным стажем работы различны.
2. Выявлены различия в проявлении синдрома во всех трёх группах.
Полученные результаты исследования показывают, что профессия
тренера относится к группе, наиболее подверженной синдрому эмоционального
выгорания, и требует более осознанного контроля со стороны самих специалистов и администрации образовательного учреждения в соблюдении профилактических мер. Выгорание может служить механизмом психологической защиты в ситуации осуществления профессиональной деятельности. Поэтому необходима разработка мер предупреждения эмоционального выгорания, а также создание эффективной системы психологической помощи и поддержки тренерам.
Список литературы
1. Бойко В.В. Энергия эмоций: эмоции в общении. Эмоции в проявлениях личности. Созидающая и разрушающая сила эмоций. Методики для изучения эмоций - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 474 с.
2. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. - СПб.: Изд-во СПбГУ , 2011. - 160 с.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. — 336 с.
4. Попова Т.А. Эмоциональное выгорание, стресс и совладающее поведение в педагогической деятельности / под ред. О.Н. Богомягковой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2013. - 76 с.
5. Практикум по спортивной психологии / под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.