Научная статья на тему 'Проявление проблем наркотизма в студенческой среде'

Проявление проблем наркотизма в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3030
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / НАРКОЗАВИСИМОСТЬ / РИСКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОТИЗАЦИИ / NARCOTIC DRUGS / DRUG ADDICTION / RISKS OF THE CONSUMPTION OF NARCOTIC SUBSTANCES / STUDENT ENVIRONMENT / PREVENTION OF ANESTHESIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елистратова О. А., Щебланова В. В.

Статья основана на исследовании результатов анкетирования студентов о потреблении наркотиков и других психотропных веществ. Рассмотрены риски потребления наркотических средств и направления профилактики наркотизации молодёжи в аспекте существующих трудностей и возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFISTATION OF DRUG ADDICTION PROBLEMS IN THE STUDENT ENVEROMENT

The article provides research results based on the student questionnaire referring consumption of drugs and other psychotropic substances. The focus is made on the risks related with drug consumption, and directions for preventing drug addiction among the youth in terms of the challenges existing today.

Текст научной работы на тему «Проявление проблем наркотизма в студенческой среде»

УДК 311

О.А. Елистратова, В.В. Щебланова ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ НАРКОТИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Статья основана на исследовании результатов анкетирования студентов о потреблении наркотиков и других психотропных веществ. Рассмотрены риски потребления наркотических средств и направления профилактики наркотизации молодёжи в аспекте существующих трудностей и возможностей.

Наркотические средства, наркозависимость, риски потребления наркотических средств, студенческая среда, профилактика наркотизации

ОА. Elistratova, V.V. Shcheblanova MANIFISTATION OF DRUG ADDICTION PROBLEMS

IN THE STUDENT ENVEROMENT

The article provides research results based on the student questionnaire referring consumption of drugs and other psychotropic substances. The focus is made on the risks related with drug consumption, and directions for preventing drug addiction among the youth in terms of the challenges existing today.

Narcotic drugs, drug addiction, risks of the consumption of narcotic substances, student environment, prevention of anesthesia

Одна из важнейших социальных проблем российской современности - наркотизм среди молодого поколения, последствием которого является подрыв физически здорового и духовного потен-

115

циала почти половины населения страны. Студенческие годы - это жизненный период, когда биологические, социальные, поведенческие изменения происходят быстрее, чем индивид успевает их чётко осмыслить, одновременно в процессе социальной адаптации развивая приспособленческие навыки в обществе. В этот период молодые люди подвержены различным рискам, в том числе риску формирования наркотической и алкогольной зависимости, глубоким личностным и психосоциальным расстройствам, таким как ювенильная депрессия, суицидальное девиантное и делинквентное поведение [1]. Раскрывая причины потребления наркотических средств, мы обращаемся к кругу разных по сути, но одинаково статусных проблем. Данная статья основана на результатах, полученных при проведении анкетного опроса среди студенческой молодёжи в одном из вузов г. Саратова. Выявление проблем, связанных с проникновением наркотических средств в студенческую среду, их предупреждение, нахождение возможных на сегодняшний день путей решения, остаются актуальными.

Первые упоминания о наркотиках появились ещё в древние времена, в течение многих веков люди использовали их в разных целях, применяя при проведении культовых обрядов, в качестве лечебных средств (обезболивающее, снотворное), для получения удовольствия. Отношение к наркотику, его статусу предопределяется религией, социализацией, законодательством, то есть социальными институтами, которые устанавливают, поддерживают социальные и культурные нормы, ценности, модели поведения в общественной жизни.

Как известно, люди порой отклоняются от принятых правил, норм, попадая под категорию девиантов. Девиацию [2] мы понимаем как несоответствие существующей норме, набору норм, принятых значительной частью людей в группе или обществе. И употребление наркотиков (негативная девиация) - поведение, которое осуждается обществом и влечёт за собой санкции. В последствиях употребления наркотиков - возникновение правового риска.

Потребление наркотика связано и с другими рисками, в его последствиях находятся: риск здоровья, финансовый риск и социальный (связанный с невозможностью адекватно выполнять социальные, в том числе семейные, профессиональные функции). Остановимся на понимании социального риска [3] в данном контексте. Во-первых, молодые люди, употребляющие наркотики, могут быть исключены из учебного заведения или сами бросить учёбу для времяпрепровождения с подобными начинающими потребителями. Во-вторых, молодёжь, совершающая правонарушения, не имеющая образования, имеют немного шансов на дальнейшее обучение и занятость. В-третьих, уже зависимый потребитель наркотиков проводит большую часть времени с другими потребителями, чем с бывшими друзьями, не разделяющими опыт наркомании. Это приводит к его вовлечению в определённую сеть, где он становится известен как потребитель, что может стать причиной серьёзных проблем при решении прекратить употреблять наркотики. Многие экс-потребители говорят, что стать «чистым», избавиться от наркозависимости - самая большая проблема.

Наркозависимость (наркоманию) - хроническую физическую или психологическую потребность постоянно принимать наркотик вызывают многие средства. Различают несколько групп наркотиков [4]:

- наркотические анальгетики (героин, морфин, кодеин, метадон), применяемые в медицине как болеутоляющие средства);

- депрессанты (барбитураты: либриум, валиум) - при немедицинском использовании эти средства вызывают состояние опьянения;

- стимуляторы нервной системы (кофеин, кокаин, амфетамин) - оказывают возбуждающее влияние;

- конопля, из которой получают марихуану и гашиш;

- галлюциногены (ЛСД, МДМА, псилоцибин), изменяющие ощущения человека, восприятие вплоть до галлюцинаций;

- ингалянты (закись азота, эфир, хлороформ).

Для общества злоупотребление наркотиками, воздействующими на эмоциональное состояние, поведение человека, также имеет негативные последствия [5]: расходы на лечение наркомании, содержание системы уголовного правосудия, борьба с торговлей наркотиками и иными преступлениями на почве наркомании. Такие социальные явления как связь между преступностью и наркотиками, хулиганством и потреблением наркотиков, также свидетельствуют о серьёзности рисков этой социальной проблемы.

Употребление наркотиков с точки зрения студентов. Наркотизм, наркомания - проблемы молодёжные. Если в начале столетия связывали средний возраст начала потребления наркотиков в России с 14-ю годами, то сегодня нужно говорить о 12-13 годах. Кроме того, уровень заболеваемости среди подростков в 1,5 раза выше, чем среди взрослого населения. Поэтому молодёжь становится сегодня максимально уязвимой для наркомании и наркотизма группой населения [6].

Существуют довольно стойкие убеждения, что одним из главных очагов распространения наркомании является именно студенческая среда. Данная статья основывается на результатах проведённого анкетирования студентов о потреблении наркотиков и других психотропных веществ. Задачами исследования стали следующие: обозначить основные факторы, способствующие употреблению студентами наркотиков; выяснить степень осведомленности студентов о последствиях употребления наркотических средств возможных методах борьбы с этим явлением; выявить оценку профилактической работы среди студентов [7].

В исследовании использовалась кластерная [8] выборка. В нашем случае речь идёт о вузах, где проходят обучение молодые люди, в г. Саратове 22 вуза [9], из списка которых в случайном порядке был отобран один вуз города. На втором этапе из всех студентов отобраны 1-4 курсы вуза, а на третьем этапе был осуществлён опрос тех студентов, которые в данный момент времени находились в этом учебном заведении. Таким образом, в проведённом при участии автора анкетном опросе (N=867, 2012 г.), выборка кластерная, осуществлявшаяся методом отбора из групп (кластеров) родственной совокупности, доля юношей составила 63%, девушек - 37%. Практически равномерно распределились респонденты по курсу обучения, где небольшое преимущество получили студенты средних курсов - 2-го (29,5%) и 3-го (28,4%). Возраст почти половины опрошенных приходится на 19-20 лет, и лишь 1,4% составили студенты 23 лет и более (табл. 1).

Таблица 1

Распределение студентов по курсу обучения и возрасту

Возраст Курс Всего

1-й 2-й 3-й 4-й

17-18 лет 177 119 2 1 299

92,7% 46,5% 0,8% 0,6% 34,5%

19-20 лет 10 134 221 53 418

5,2% 52,3% 89,8% 30,5% 48,2%

21-22 года 4 3 21 110 138

2,1% 1,2% 8,5% 63,2% 15,9%

23 года и более 0 0 2 10 12

0 0 0,8 5,7 1,4

Всего 191 256 246 174 867

22% 29,5% 28,4% 20,1% 100%

На вопрос об осведомлённости респондентов о наиболее распространённых видах наркотических средств (табл. 2) самыми упоминаемыми из перечня наркотиков стали: героин (95%), марихуана (95,4%) и кокаин (92,8%). В ряду дополнительно упомянутых студентами наркотиков наиболее распространенные: экстази и другие барбитурные вещества (29,8%), «винт» (22,8%), анаша (20,7%). Всего получено 184 дополнительных ответа, что составило 21,2% от общего числа опрошенных.

Таблица 2

Осведомленность студентов о видах наркотиков (%)

Вид 1-2 курс 3 курс 4 курс Среднее значение

Гашиш 84,1 86,1 83,6 84,6

Марихуана 94,1 96,7 95,5 95,4

Героин 94,1 96,7 96,2 95,9

Опиум 84,1 84,2 83,9 84,0

Морфий 77,1 71,1 65,9 72,3

Кокаин 92,3 92,7 93,4 92,8

ЛСД 71,2 71,8 68,2 70,4

Токсические вещества 64,2 68,9 68,5 67,2

Отвечая на открытый вопрос об опыте употребления наркотических средств, отметим большой процент фактически включённых в эту сферу студентов. При 1% проигнорировавших данный вопрос, уровень «не имеющих такого опыта» составил 84,9%, а уровень респондентов, отнесённых к категории «стабильно употребляющих» достиг 2.9%, при этом 3 человека не скрывают свою наркозависимость (рис. 1).

Большинство студентов приобщаются к наркотикам в компании в местах, которые были условно просленгированы выражением «на тусовке» - 58,1%. Однако вторым по значению местом стала школа,

где имели свой первый опыт 17,8% студентов вуза (рис. 2). Среди самостоятельно указываемых причин, определивших такое любопытство, студенты отмечали влияние художественных произведений (в частности, автора К. Кастанеды), доступность наркотических веществ, а также популяризацию лёгких наркотиков в студенческой среде (в основном препараты группы каннабиса - анаша, «химка»).

Рис. 1. Опыт употребления наркотиков у студентов

Полученные результаты показывают, что обучение в вузе коррелирует с наркотизацией молодёжи, способствуя в определённой степени становлению наркозависимости у молодых людей. Причём в качестве места такого приобщения вуз занимает незначительную позицию. Между тем первый толчок к наркомании будущие студенты получают, обучаясь ещё в школе. Обращает на себя внимание и большой процент попробовавших наркотики первокурсников. Среди основных причин, толкнувших на употребление наркотиков, студенты называют: «поиск новых ощущений» (63,2%), «случайность» (16,2%), «влияние друзей-наркоманов» (15,4%), «стрессы, способ ухода от проблем» (4,3%), очевидно, что именно по данным позициям необходимо выстраивать соответствующую профилактическую работу. В целом же ответы на вопрос: «Каковы, по вашему мнению, причины употребления наркотиков?» распределились следующим образом (рис. 3): «любопытство», «поиск новых ощущений» являются самыми распространёнными. Среди причин возможного употребления наркотиков (17% от общего числа ответивших, или 11,1% респондентов, не имевших опыт наркомании) доля таких ответов почти в три раза превышает идущие следом варианты «потеря близких» и «предложение попробовать» - 5,9 и 5,6% соответственно (рис. 4). Симптоматично, что 5,9% студентов предполагают, что не смогут отказаться, если им предложат попробовать наркотик. Эту часть, на наш взгляд, стоит выделить как наиболее предрасположенных в группе, определяющей уровень латентной наркотизации в вузе.

Принципиальным остаётся влияние фактора наличия наркоманов среди друзей, родственников и знакомых. Этот факт подтверждает и исследование, которое проводилось под руководством В.Н. Лазарева в 2008 году. На вопрос «Что побудило Вас в первый раз попробовать наркотик» 61% отметили в качестве ответа - любопытство; 44% - пример друзей и знакомых; 33% - желание получить наслаждение; 13% - стремление стать своим в компании; 9% - уговоры друзей и товарищей. То есть субъективные мотивы приобщения к наркотикам ценностного, коммуникативного, конформистского характера доминируют над мотивами, обусловленными медицинскими, генетическими особенностями. Страстное желание быть «как все» в своей группе (то есть «принадлежать» к ней), подчиняться групповым авторитетам распространяется на одежду, эстетические вкусы, этику поведения, в том числе и на отношение к наркотикам. Бурно отстаивая свою независимость от семьи, свои желания и ценности, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнению и авторитету участников собственной компании и её лидеров [10].

Первую наркотическую пробу, как правило, инициирует подростковая группа, компания сверстников. Но укореняется эта пагубная апробация уже в среде наркоманов. В среду наркоманов неблагополучный подросток легко вписывается, так как она создаёт для него уже изначально иллюзию полной свободы и удоволь-

ствия. Примечательно, что для членов наркосообщества появление нового человека всегда выгодно. Как полагают студенты, это существенно определяет возможность наркотизации. Так ответили 37,5% (по линиям друзья + родственники + знакомые + любимый человек) всех респондентов и 51,5% тех, кто уже имел опыт употребления наркотиков. Исходя из всего вышесказанного, отметим, что абсолютное большинство студентов не имеет опыта употребления наркотиков, но 15,1% имеют такой опыт. Это достаточно большая цифра, которая свидетельствует о том, что необходимо проводить профилактические меры по борьбе с наркоманией с целью сохранения здоровья будущего поколения.

Рис. 2. Место, где был получен первый наркотический опыт

Наркотизация молодёжи в аспекте профилактики. В профилактической работе со студенческой молодежью первостепенное значение имеют социальные и культурные меры, психологопедагогическая поддержка и воздействие. В их содержание может входить всё, что направлено на утверждение альтернативной наркотикам жизнедеятельности, в частности: формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни студента, развитие коммуникативных умений и навыков, создание для этого благоприятных условий (психологические тренинги, фестивали, диспуты, спортивные мероприятия), формирование положительной оценки, целеустремлённости, гражданской ответственности, самоуважения и эмпатии через создание среды совместной деятельности студентов и педагогов, администрации образовательного учреждения (студенческие отряды, студенческое самоуправление, волонтёрское движение). Эта мысль прослеживается и в работах таких авторов, как А.А. Габиани, И.М. Макарь, Д.В. Колесов, С. Гурски [11].

наличие

знакомых наркоманов

Рис. 3. Что повлияло на первое знакомство с наркотиками (%)

Трудности в проведении первичной профилактики касаются педагогов, родителей, врачей, психологов, социальных работников. Прежде всего, это связано с практическим отсутствием подготовленных по проблеме кадров. Большая часть необходимых специалистов, к сожалению, не имеют знаний по диагностике, коррекционному воспитанию подростков в современных условиях страны. Среди опрошенных в группе «пробовавших» наркотики - каждый четвертый, в группе «фактических» наркоманов - почти каждый второй отметили факт отсутствия профилактической работы с ними. Это свидетельствует о необходимости проведения бесед о вреде наркомании, направленных на предотвращение употребления наркотических веществ. Из тех, с кем проводились беседы о последствиях и вреде наркомании, большинство отметили в роли наставников преподавателей - 29,9%, несколько снизилась роль кураторов - 10,7%. По остальным линиям явных отличий с результатами не отмечается: вторая строчка закрепилась за институтом семьи, точнее семейным воспитанием (21,5%); далее - беседы, проводимые работниками медицинских учреждений (18,45); чуть меньше частота бесед об этой проблеме с работниками и сотрудниками (9,7%), а также со своими друзьями и сверстниками (8,9%). Печально, но на уровне своего региона о существовании антинаркотической политики осведомлена лишь 1/3 часть обучающихся в вузе и знающих о функционировании УФСКН по Саратовской области.

Отвечая на вопрос «Приходилось ли Вам встречать агитационные материалы о вреде наркотиков?» только 7,6% дали отрицательный ответ, в большинстве своём студенты уже имеют наглядное представление о вреде наркотических средств, и источники распределились так: телевидение (68,95%), пресса (52,2%), радиопередачи (41,5%), очень редко, но отмечалось влияние интернет-источников (0,2%).

Относительно эффективности борьбы с наркоманией большинство опрашиваемых студентов полагают, что в качестве профилактических мер применимы ужесточение наказания (нередко карательного характера, «смертная казнь») и юридической ответственности за распространение (28,6%), хранение и употребление (13,4%) наркотических средств. Интересно, но 2,5% считают, что проблема распространения наркотизации тесно связана с коррупцией в силовых структурах. Что касается участия студентов университета в различного рода мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни, то больше половины респондентов в них не принимали участия. Из наиболее социально активных студентов 30,2% участвовали в мероприятиях: «Мир против наркотиков», «День здоровья», «Спорт против наркотиков» (рисовали плакаты на соответствующую тематику, выступали в научнопрактических конференциях).

Проведённое социологическое исследование показало, что уровень фактической наркомании студентов вуза составляет в среднем 2,1%, что в 3-4 раза ниже среднестатистического уровня по российским вузам [12]. Это свидетельствует о достаточно низком уровне наркомании среди студентов вуза, но не исключает существования проблемы наркомании в студенческой среде. В ходе работы были выявлены наиболее распространенные мотивы употребления наркотиков (поиск новых ощущений и простое «любопытство», замешанное на сильном стремлении разнообразить свой досуг). Значимым фактором остаётся влияние наркоманов среди ближайшего окружения.

Средства массовой информации играют существенную роль в формировании поведения молодых людей. Когда возникают новые социальные вопросы, проблемы (например, потребление новых наркотических веществ, возникновение новых молодёжных субкультур, употребляющих «танцевальные» наркотики), то порой повышенным информационным вниманием СМИ имеют тенденцию преувеличивать, усиливать действия социальной девиации. Тем самым через «моральную панику» [13] (теория С. Коэна, 1972 г.) создаются новые ролевые модели, реклама антисоциальному поведению, о которых иначе мало бы кто знал. И моральная паника может длиться до тех пор, пока новая проблема не сменит её в «повестке дня».

В действующем законе о СМИ, в ст. 4 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации», запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами [14]. С целью снижения негативного влияния на молодое поколение необходимы контроль СМИ и усиление их роли в направлении пропаганды здорового образа жизни.

Очень важно, чтобы в средствах массовой информации освещалась профилактическая работа. Негативная информация, порой примитивного освещения деятельности правоохранительных органов (типа: изъяли, задержали, застрелили и тому подобное) в контексте повседневности уже не так остро воспринимается, поскольку носит характер «военных» сводок. В качестве альтернативы - акцент на присутствии в СМИ позитивной информации, в том числе разъяснительно-просветительского плана. 120

Например, программы «Законодатели» (ВКТ), «Доброе утро» (Первый канал), «Утро России» (Россия-1), «Специальный репортаж», «Линия защиты», «Безопасность» [15]. На фоне общей осведомлённости студентов по вопросам наркомании (9,2% в той или иной форме встречали профилактические материалы, а 15% лично принимали участие в соответствующих мероприятиях) уровень эффективности профилактической работы среди студентов составляет, приблизительно, 78,3%.

Молодёжный наркотизм в студенческой среде - многоаспектное явление, требующее системного подхода. Полученные в результате социологического исследования данные указывают на необходимость проведения целенаправленной профилактической и коррекционной работы как комплекса государственных и общественных мероприятий в молодёжной, студенческой среде по преодолению проблем наркомании. Речь идёт, в частности, о формировании имиджа культуры здоровья, развитии навыков коммуникации, позитивной самооценки, ориентированности на достижение успеха, осознания ценности человеческой жизни, с учётом организации для молодёжи востребованной досуговой среды (социально-психологические тренинги, диспуты, доступный спортивный досуг, тематические вечера, фестивали). И решение социальных проблем, возникающих в студенческой, молодёжной среде не может быть комплексно организовано без привлечения социальной работы. Здесь будут востребованы достижения пропагандистской, просветительной, реабилитационной деятельности социальных работников, способствующих расширению позитивных социальных изменений нашего времени. Сегодня, когда к проблеме наркотизма обращено внимание государства, существует тенденция государственной помощи, необходимо формирование сети сотрудничества работников правоохранительных органов, служб безопасности с широким активом специалистов, экспертов и социальных работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы / А.А. Габиани. М.: Мысль, 1990. 220 с.

2. Галузин К. Акцент на семью / К. Галузин // Журнал для тех, кто хочет уберечь от наркотиков детей. 2013. № 3 (15). Март.

3. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.

4. Джери Д. Большой толковый социологический словарь / Д. Джерри, Д. Джерри. М.: Вече, 1999. Т. 1. 544 с.

5. Добреньков В.И. Методы социологического исследования / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2000. 768 с.

6. Елистратова О.А. Анализ причин наркомании среди молодёжи / О.А. Елистратова, В.В. Щебла-нова // Практические рекомендации по внедрению новых форм пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде / под ред. Е.А. Вакулиной Саратов: ГБУ «Региональный центр «Молодежь плюс», 2013. 183 с.

7. Закон РФ от 27.12.91 № 2124-1 (ред. от 05.04.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.04.2013) «О средствах массовой информации» // http://www.zakonprost.ru/zakony/o-smi

8. Иванова М.А. Эпидемиологическая ситуация наркомании в Российской Федерации в 2000-2010 гг. / М.А. Иванова, Т.М. Павлова, М.В. Воробьев // Здравоохранение Российской Федерации. 2012. № 4.

9. Каталог вузов г. Саратова // http://beta-ege.ru/vuz/Saratov

10.Готчина Л.В. Основные технологии профилактики наркомании / Л.В. Готчина. М.: ФСКН РФ, 2008. 116 с.

11. Лазарев В.Н. Социологическая оценка социальной реабилитации наркозависимых в негосударственных реабилитационных центрах (2008) / В.Н. Лазарев //

http://newliferus.ru/effektivnost_reabilitacionnoy_metod. С .4.

12. Макарь И.М. Под запретом закона / И.М. Макарь. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1990. 1014 с.

13.Материалы к семинару «Освещение проблем профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни в СМИ». Саратов, 2007. Рукописный вариант.

14.Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой М.: Ин-т социальной работы, 1997. 406 с.

15. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. М.: Академия, 2008. 176 с.

Щебланова Вероника Вячеславовна -

доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология, социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Veronika V. Shcheblanova -

Dr. Sc., Professor

Department of Sociology, Social Anthropology and Social Work,

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Елистратова Ольга Александровна -

аспирант кафедра «Социология, социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Olga A. Elistratova -

Postgraduate

Department of Sociology, Social Anthropology and Social Work,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Статья поступила в редакцию 15.10.13, принята к опубликованию 15.03.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.