Научная статья на тему 'Проявление поп-политики в российском политическом медиапространстве'

Проявление поп-политики в российском политическом медиапространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
200
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проявление поп-политики в российском политическом медиапространстве»

УДК 32

Проявление поп-политики в российском политическом медиапространстве

Чичерина А. А.

В настоящим момент, российское политическое медиапро-странство ограниченно рамками традиционной патерналистской культуры. В понимании современных политических деятелей, сотрудничество со звездами шоу-бизнеса должно оканчиваться там, где начинается обратное влияние поп-культуры на политику.

В подтверждение данной гипотезы, можно привести исследование, основной целью которого было проведение анализа позиционирования политика в отечественных СМИ. Для этого было отобрано 56 выпусков «Санкт Петербургских ведомостей» за декабрь 2008 г. и январь-февраль 2009 г., проанализировано 37 публикаций, посвященных политическим лидерам. Также были изучены 78 номеров «Комсомольской правды» (включая выпуски «Комсомольская правда: еженедельник» и пятничные выпуски3) за этот же период1. Основным методом исследования был выбран контент - анализ. На основе полученных данных, можно сделать вывод о том, что образ политика преподносимый в отечественных СМИ, должен обладать такими качествами как:

• решительный и уверенный в себе патриот,

• хороший специалист и руководитель.

Все остальные качества (даже «ум» и «следование закону») оказались далеко не на первом месте. Основные акценты были сосредоточенны на патриотизме2. Учитывая укоренившийся стереотип о политике, как о серьезном члене общества, патриархальную политическую культуру, выработанную годами. Появление государственного деятеля в развлекательном ток-шоу не

1 Кашина М.А., Дмитрикова Е.В. Образ политика в российских СМИ: Гендерный аспект// Управленческое консультирование № 3 / 2009 [Электронный ресурс]. - URL.: https://cvberleninka.ru/article/n/obraz-politika-v-rossivskih-smi-gendernvv-aйspekt (Дата обращения 20.05.16)

2 Там же.

только не будет соответствовать привычному образу, созданному для подавляющей части общества. Но и восприниматься всерьез, в следствии чего, политику не удастся привлечь новый электорат.

С другой стороны, одним из главных путей развития феномена поп-политики в России, выступают телевизионные СМИ. По числу взаимодействия с аудиторией, телевидение на сегодня не имеет соперников среди других видов массовой коммуникации. Следует принимать во внимание и тот факт, что «СМИ сегодня — инструмент идеологии, а не информации, тогда как идеология — средство господства в современном мире»3. Другой не менее важной составляющей феномена поп-политики, выступает процесс шоутизации политической сферы. Его развитие и интенсивная экспансия шоу в политику, свидетельствует о том, что наша публичная политика пошла по пути шоу бизнеса, работает на популярность, по законам шоу4. Стоит отметить, что по результатам социологического опроса 2014 года, представленного на сайте Slon.ru, жанр развлекательных программ (19%) был популярнее политических (14%): ежедневные новости (12%) и информационно-аналитические программы (2%).

О возросшем внимании к новостям в 2014 году говорит и динамика доли аудитории выпусков новостей все тех же трех главных телеканалов, которые больше всего смотрят зрители, -«Первого», «России 1» и НТВ5.

За последние два десятилетия российское ТВ интегрировалось во все сферы общественной жизни6. Создание политических программ, таких как: «Познер», «Поединок», «Прямой эфир», «Время покажет» и так далее.

3 Кара- Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием. - М., 2003, с. 418.

4 Карпова А.Ю. Шоу-политика или шоу в политике// Власть № 8 / 2013 [Электронный ресурс]. - URL.: https://cyberlemnka.m/artide/n/shou-politika-Ni-shou-v-politike (Дата обращения 20.05.16)

5 Бородина А. 2004 -2014: Что поменялось на российском телевидении// Slon.ru [Электронный ресурс]. - URL.: https://slon.ru/specials/russian-tv-2004-2014/ (Дата обращения 20.05.16)

6 Бородина А. 2004 -2014: Что поменялось на российском телевидении// Slon.ru [Электронный ресурс]. - URL.: https://slon.ru/specials/russian-tv-2004-2014/ (Дата обращения 20.05.16)

гораздо сильнее, чем любого другого. Однако, формат данных шоу не включает в себя развлекательного подтекста.

Стоит отметить, что появление подобных передач характеризуется не только увеличением электората, если в эфире выступает знаменитый политик, или развитием политической культуры в стране. Появление таких программ можно объединить под категорией «политической наживки».

С одной стороны, политика являясь публичной сферой, демонстрируется открытой структурой, готовой к изменениям и взаимодействию со зрителями. Отличным примером подобных передач, могут послужить «Прямой эфир» с Борисом Корчевни-ковым и «Пусть говорят» с Андреем Малаховым, где зрители имеют возможность высказать своем мнение. Происходит подмена политических программ, имеющих аналитическую направленность, моделью дискурс шоу, которую характеризует зре-лищность, интерактивность, презентационность, манипулятив-ность, карнавальность, гедонистичность, звездность, что превращает политическую тематику в имитацию политической коммуникации7. С другой стороны, реального влияния данные выступления не имеют, но появление на них государственных деятелей, делает передачу авторитетнее и весомее в глазах телезрителей.

В погоне за рейтингами и просмотрами, создатели телешоу все чаще обращаются к эмоциональной стороне восприятия информации. Политический дискурс порой не имеет под собой аналитической составляющей, и сводится к развлекательной функции. Для привлечения внимания телезрителей, подобного рода программы транслируются чаще всего вечером или ближе к ночи, гостями выступают наиболее эмоциональные, яркие и экспрессивные политики, политологи, журналисты и политические деятели. Примером может послужить ток-шоу «Поединок», которое выходит на телеканале Россия-1. Основная цель программы, провести дебаты между видными политическими деятелями на актуальную проблему, и убедить своими доводами голосующих телезрителей.

7 Русакова О.Ф. Дискурс шоу-политики // Без темы, 2008, № 1(7), С. 13-18. 52

Наиболее просматриваемыми были те эфиры, в которых участвовал эмоциональный, порой неуравновешенный, экспрессивный депутат и лидер партии ЛДПР В.В.Жириновский. Кроме того, частое появление говорит о его популярность у зрителя, который, по словам древнеримского поэта-сатирика Ювенала, требуют «Хлеба и зрелищ!».

В настоящее время, феномен поп-политики наиболее ярко проявляется в участии звезд шоу-бизнеса, спортсменов и деятелей культуры в роли депутатов Государственной Думы РФ. Впервые данная практика была осуществлена в 2007 году, когда выборы прошли исключительно по пропорциональной системе — именно на эту кампанию пришелся первый массовый приход звезд в парламент8.

Наибольшее количество звезд-депутатов, представленных в Государственной Думе, идут от фракции «Единая Россия». Неоспоримым фактом является также и то, что данная партия занимает 238 мест из 450, что делает её бесспорным лидером по количеству голосов во время утверждения законопроектов.

Сложившуюся ситуацию, в отношении «звездных депутатов» и причины выдвижения звезд на государственные посты, прокомментировал директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов: «За счет рейтинга популярных фигур повышались шансы получить мандаты у кандидатов из глубины списка с менее громкими именами, например, бизнесменов»9. Другими словами, звезды поддерживают её авторитет в глаз общества, или создают ей более открытый и понятный массам имидж.

Библиографический список

1. Кашина М.А., Дмитрикова Е.В. Образ политика в российских СМИ: Гендерный аспект// Управленческое консультирование № 3 /2009 [Электронный ресурс]. - URL.:

8 Ушакова Д. Звездопад. Артистам и спортсменам станет сложнее прорваться в политику// Lenta.ru [Электронный ресурс]. - URL.: https://lenta.ru/articles/2016/03/04/duma/ (Дата обращения 21.05.16)

9 Ушакова Д. Звездопад. Артистам и спортсменам станет сложнее прорваться в политику// Lenta.ru [Электронный ресурс]. - URL.: https://lenta.ru/articles/2016/03/04/duma/ (Дата обращения 21.05.16).

https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-politika-v-rossiyskih-smi-gendernyy^spekt (Дата обращения 20.05.16)

2. Кара- Мурза С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием. - М.: Алгоритм. 2003.

3. Карпова А.Ю. Шоу-политика или шоу в политике// Власть № 8 / 2013 [Электронный ресурс]. - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/shou-politika-ili-shou-v-politike (Дата обращения 20.05.16)

4. Бородина А. 2004 -2014: Что поменялось на российском телевидении// Slon.ru [Электронный ресурс]. - URL.: https://slon.ru/specials/russian-tv-2004-2014/ (Дата обращения 20.05.16)

5. Русакова О.Ф. Дискурс шоу-политики // Без темы, 2008, № 1(7), С. 13-18.

6. Ушакова Д. Звездопад. Артистам и спортсменам станет сложнее прорваться в политику// Lenta.ru [Электронный ресурс]. - URL.: https://lenta.ru/articles/2016/03/04/duma/ (Дата обращения 21.05.16)

7. Чернавский А. С. «Новые медиа» и развитие журналистики цифровой эры. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Выпуск № 5 (37) / том 8 / 2015.

Об авторе:

Чичерина Анастасия Александровна - МПГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.