Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ АГРЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ БАСКЕТБОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ БАСКЕТБОЛИСТОВ БЕЛАРУСИ И КИТАЯ)'

ПРОЯВЛЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ АГРЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ БАСКЕТБОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ БАСКЕТБОЛИСТОВ БЕЛАРУСИ И КИТАЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
462
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марищук Л.В., Быкова А.А., Кан Яо

В статье приводятся малоизвестные факты об играх в мяч с использованием рук и этапах появления и развития баскетбола в КНР, России и Беларуси. Представлен анализ протоколов игр команды «Цмоки» (2-й состав) и команд провинций Шанси и Пекин, близких по уровню мастерства. Обсуждается проявление нормативной (активные наступательные акты в спортивных единоборствах, играх, защитные действия при атакующих действиях соперника) и ненормативной (намерение, готовность совершить физическое или словесное действие, связанное с нанесением прямого или косвенного ущерба) агрессии игроками с разными разрядами и уровнем подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Марищук Л.В., Быкова А.А., Кан Яо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents some little known facts about ball games using hands and introduction and development stages of basketball in P.R.China, The Russian Federation and The Republic of Belarus. The analysis of game reports of the «Tsmoki» team’s games (second team) and teams of province Shaanxi and Beijing, which are similar in skill level, is shown. Regulatory (active offensive actions in combat sports, games, blocking attacking actions of opposition) and nonregulatory (intention, readiness to perform physical or verbal acts connected to causing direct or consequential damage) bullying by players with different title and level of training is discussed

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ АГРЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ БАСКЕТБОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ БАСКЕТБОЛИСТОВ БЕЛАРУСИ И КИТАЯ)»

УДК: 796.323.2

ПРОЯВЛЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ АГРЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ БАСКЕТБОЛЕ

(НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ БАСКЕТБОЛИСТОВ БЕЛАРУСИ И КИТАЯ)

Л. В. Марищук, д-р психол. наук, профессор,

Белорусский государственный университет физической культуры;

А. А. Быкова, канд. пед. наук, доцент,

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники;

Кан Яо, аспирант

Белорусский государственный университет физической культуры

Аннотация

В статье приводятся малоизвестные факты об играх в мяч с использованием рук и этапах появления и развития баскетбола в КНР, России и Беларуси. Представлен анализ протоколов игр команды «Цмоки» (2-й состав) и команд провинций Шанси и Пекин, близких по уровню мастерства. Обсуждается проявление нормативной (активные наступательные акты в спортивных, единоборствах, играх, защитные действия при атакующих действиях соперника) и ненормативной (намерение, готовность совершить физическое или словесное действие, связанное с нанесением прямого или косвенного ущерба) агрессии игроками с разными разрядами и уровнем подготовленности.

THE NORMATIVE BULLYING IN MODERN BASKETBALL (ON THE EXAMPLE OF

THE GAME OF BELARUSIAN AND CHINESE BASKETBALL PLAYERS)

Abstract

The article represents some little known facts about ball games using hands and introduction and development stages of basketball in P.R.China, The Russian Federation and The Republic of Belarus. The analysis of game reports of the «Tsmokb» team's games (second team) and teams of province Shaanxi and Beijing, which are similar in skill level, is shown. Regulatory (active offensive actions in combat sports, games, blocking attacking actions of opposition) and nonregulatory (intention, readiness to perform physical or verbal acts connected to causing direct or consequential damage) bullying by players with different title and level of training is discussed

Введение

Традиционная китайская культура провозглашает «умеренность, доброжелательность, приличие» в духовном и материальном аспектах и, таким образом, влияет на культурное самовыражение, которое отражается в спорте. Система времени и пространства, система ценностей и система природы разнятся между Китаем и западным миром. Традиционными принципами китайского образования являются спокойствие, размеренность и тишина, например, китайские шашки, тайцзицюань (китайское боевое искусство), ушу, оздоровительная гимнастика, дыхательная гимнастика, искусство культивации жизни. Целями этих видов спорта является не только физическое воспитание, но и духовное, то есть развитие моральных качеств. Конечная цель образования - доброта. Как ценности китайцы принимают культуру, игру, а не конкуренцию; солидарность и признание коллективизма в противопоставление индивидуализму западного мира; нахождение золотой середины. Эти особенности не совпадают с требованиями западных видов спорта, таких, как созданный в США баскетбол. Китайский баскетбол развивался на фоне китайских традиций, обычаев, учений. Китайская традиционная культура спорта всегда находилась под влиянием китайской философии и выражается в гармонии тела и духа, умеренной конкуренции, в умении находить золотую середину. Исходя из вышесказанного, можно предполагать, что

в китайских командах проявления ненормативной агрессии редки, однако на текущем этапе исследований это предположение не подтвердилось.

Цель проводимого исследования - анализ проявлений нормативной и ненормативной агрессии в процессе игр баскетбольных команд Китая и Беларуси.

Методы исследования - теоретико-библиографический анализ и анализ документов (протоколов игр).

Основная часть

Известно, что баскетбол и его первые правила, включавшие 13 пунктов, были разработаны Дж. Нейсмитом в 1892 году. Их содержание сводилось к следующему: мяч можно передавать, отбивать в любом направлении и бросать одной или двумя руками с того места, на котором его поймали. Исключение составлял игрок, бегущий на большой скорости, хотя бежать с мячом в руках было запрещено, равно как проявлять грубость по отношению к противнику. В случае троекратного нарушения командой правил команде-оппоненту присуждалось очко. Игрок, заработавший 3 фола, удалялся до конца игры.

Первые официальные правила баскетбола были изданы в США в 1894 году: после того как мяч попадал в корзину, судья из центра поля вводил его в игру, находясь между двумя игроками команд-соперниц. В 1895 году введены штрафные броски с расстояния 5 м 25 см; в 1896 году узаконено ведение мяча, но запрещалось бросать мяч по корзине после ведения, в 1908 году это правило было отменено [1,6].

Существуют три версии создания баскетбола. Первая - канадская, хотя скорее индейская гласит, что в их основу легла игра «Утка на скале», в которую Дж. Нейсмит играл будучи ребенком. Суть игры подобна русским городкам, где фигуры из деревянных чушек разбиваются бросаемой деревянной палкой. В канадской «Утке» двусоставная фигура из камня разбивается камнем. Точнее, маленький верхний камень должен быть сбит со своего основания камнем, брошенным с расстояния 6 метров. В обеих играх выверенный (точный) бросок оказывается гораздо эффективнее быстрого и сильного.

Вторая версия уходит корнями вглубь веков. В Мексике археологи раскопали барельеф, изображавший обезглавленного капитана проигравшей команды игроков в мяч, и площадку, длина которой составляла около 150 м, окруженную высокими трибунами (около 8 м), на которых располагались зрители. Площадка была разделена на две равные части, на стенах трибун, прилегавших к каждой из трибун, было вмонтировано каменное кольцо. Раскопки датируются Х веком до н.э. Считается, что игра под названием «Пок-Та-Пок», существовала у ацтеков до XVI века - начала испанской колонизации. Правила игры были просты: каждая из частей площадки предназначалась для игроков команд-соперниц, переходить разделительную линию было запрещено. Игрокам следовало забрасывать каучуковый мяч диаметром 20 см в каменное кольцо только своей части площадки. Бить по мячу следовало локтем, коленом либо битой. Победа присуждалась команде, чаще поражавшей кольцо.

Третья версия моложе мексиканской, но много старше канадской. Наскальные рисунки, изображающие игру в мяч, обнаруженные в Китае, датируются 3000 годом до н.э. Одним из вариантов игры было пробрасывание мяча в отверстие между двух жердей, располагавшихся в середине огороженного стеной прямоугольного поля, длина которого составляла около 120 метров, ширина не более 40 метров. На стене размещались трибуны для зрителей. Части поля команд-соперниц были ориентированы на запад и на восток. Каждая из команд не имела права покидать свою часть поля. Мяч передавался друг другу игроками одной из команд до момента падения его на землю, после чего передавался игрокам другой команды. В рукописи «История династии Хань» (206 до н.э. -220 н.э.) [3] приведены и другие варианты правил игры в мяч. Во-первых, правила, предназначавшиеся для военно-прикладной подготовки [2,8], во-вторых, при описании сцен бытовой жизни представителей правящих классов наряду с конными прогулками, охотой, прогулками в сопровождении собак и другого препровождения свободного времени [9]. В той же рукописи дается описание мяча - двух сшитых с помощью растительных волокон кожаных полусфер, набитых шерстью, волосами,

шелком или соломой. За ошибки, неумение забить мяч игроков осмеивали, наказывали переодеванием в одежду дам, военнослужащих били кнутом, выигравшую команду награждали шелковой одеждой [9].

В декабре 1906 г. первые официальные соревнования по баскетболу состоялись в России. В 1913 году были изданы первые официальные правила игры, запрещавшие броски мяча в корзину после ведения и присуждавшие штрафной бросок за каждую техническую ошибку [1]. Игрок, первым коснувшийся мяча, вышедшего за пределы площадки, получал право на введение мяча в игру. В том же 1913 году было внесено изменение: мяч, вышедший за пределы площадки, вводился игроками команды-соперницы [6].

Баскетбол в нашей стране стал культивироваться с 1921 года. В спортивных клубах «Субботник» и «Звезда» г. Витебска о правилах игры не упоминается, равно как отсутствует информация о дате введения и ведении протоколов игр [5,6].

Неизвестен точный период времени, когда баскетбол достиг Китая, равно как из какой страны он перекочевал туда, поскольку в различных источниках дается противоречивая информация. Известно лишь то, что баскетбол появился в Поднебесной в период с 1892 по 1909 годы. Согласно учебнику «Баскетбол», изданному факультетом физической культуры Китайского государственного университета, игра появилась в Китае в 1894 году [4]. В баскетбол начали играть на встречах Христианской ассоциации молодежи Китая в Гуанчжоу, Пекине, Тяндзине и Шанхае. Постепенно баскетбол распространялся в других христианских школах и университетах по всему Китаю. В другом фундаментальном источнике «Большая китайская энциклопедия - Спорт» [5] указано, что впервые баскетбол появился в Христианской ассоциации молодежи в Тяньдзине в 1896 году, а позже распространился в таких же ассоциациях Пекина и Шанхая. Согласно новому учебнику факультета физической культуры педагогического колледжа Китая «История спорта» [7] баскетбол попал в Китай в 1896-1898 годах, в Тяньдзине. Ознакомление с другими китайскими источниками позволяет предположить, что игры в баскетбол первоначально организовывались в Шанхае, а позже баскетбол интенсивно развивался в Гонконге.

Отметим, что после изобретения баскетбола в США в 1891 году популярность этого вида спорта в Китае складывалась в несколько этапов.

Первый, начальный этап датируется, как указывалось, 1894-1909 годами -баскетбол распространялся в христианских школах крупных городов Китая.

На втором этапе (1910-1948 годы) развивались международные контакты в сфере баскетбола, но китайские спортсмены в них участия практически не принимали. Политическая обстановка в Китае тех лет (революция и гражданская война) развитию спорта, и баскетбола в частности, не способствовала.

Международная федерация баскетбола (ФИБА) была создана в Женеве в 1932 году [1,6]. В 1936 году в связи с включением баскетбола в Олимпийские игры очередной раз изменились правила. Высокорослые игроки в составе команды легко доставали подбрасываемый судьей у средней линии мяч после попадания мяча в корзину, поэтому право введения мяча в игру предоставлялось команде, кольцо которой было поражено. Для предотвращения постоянного пребывания высокорослых игроков под корзиной было введено правило «трех секунд» и увеличение трехсекундной зоны до 6 м в основании. До введения этого правила игра не была динамична, счет увеличивался медленно, ибо мяч попадал в корзину не часто, зрители охладевали к матчам. В связи с этим было сформулировано правило «десяти секунд», в которые игроки вынуждены были передавать мяч в передовую зону после вбрасывания его из-за лицевой линии. Вводились замены игроков и минутные перерывы [6].

Баскетбол интенсивно развивался в учреждениях образования Китая с октября 1949 года по апрель 1966 года. В этот же (третий) период он стал объектом научных исследований.

Четвертый период выделен условно, так как с мая 1966 года по ноябрь 1978 года в ходе «Культурной революции» в городах баскетбол практически исчез - соревнования по баскетболу в школах и институтах не проводились.

Пятый, современный этап начался с декабря 1978 года. Возобновилось обучение баскетболу в учреждениях образования, начали проводиться соревнования, в соответствии с принятыми в это время правилами. В 1979 году в NBA было введено правило трех очков, принятое чуть позже в Китае. Научные исследования игры и спортсменов вновь привлекли внимание ученых. С июля 1990 года изучение баскетбола было введено во все учебные заведения Китая, соревнования стали проводиться регулярно.

В 2004 году Китайская ассоциация баскетбола (CBA) приняла резолюцию «Полярная звезда», утвердившую направления развития китайского профессионального баскетбола. Ассоциация предложила новый взгляд на баскетбол, включивший три направления: баскетбол как спорт, как культура, как развлечение. CBA активно участвует в развитии этого вида спорта, ею проведен ряд реформ, создавших полноценные условия для рождения великих спортсменов и способствовавших распространению информации о баскетболе в СМИ.

С момента издания первых правил, как показывает история баскетбола, произошло много изменений. Правила многократно перерабатывались и дополнялись. Ранее игры характеризовались лояльностью и тактичностью играющих команд, их правила были просты, не требовали высокого уровня физической, технической подготовленности, проявления нормативной агрессии.

Баскетбол последних нескольких лет отличается быстрыми, четкими и жесткими действиями игроков как в нападении, так и в защите. Это связано с количеством отведенного времени на владение мячом (24 сек), требующим быстрого принятия решений, антиципирования ситуации, строгости судейства, увеличения количества судей до трех, что позволило бы четко отслеживать игровую ситуацию, оценивая нормативную или ненормативную агрессию. Таким образом, перечисленные факторы требуют от игроков повышения мастерства за счет технической, физической подготовленности и рационально построенной тактики игры.

Поскольку профессиональными игроками реже совершаются персональные ошибки: «пробежки», «двойное ведение» и чаще - фолы, как тактическая и стратегическая необходимость и (или) физическая и техническая неподготовленность игроков, интерес представляет анализ протоколов 10 игр одной из профессиональных команд «ЦмокЬ - Минск, в состав которой входит 12 человек.

Нарушение правил и проявление нормативной агрессии может быть связано с уровнем подготовленности спортсменов, объективностью судейства, умением антиципировать игровую ситуацию. Вышеперечисленные причины провоцируют число заработанных игроками, не входившими в основную пятерку, фолов. Больше всех, в сумме за десять игр, провели игрового времени на баскетбольной площадке игрок №11 - 230,22 мин, фол заработал 13 раз и игрок №12 - 18 фолов за 227,65 мин.

Чаще нормативная агрессия проявлялась у игрока №2, выходившего в первой пятерке, игровое время в сумме за десять игр составляет 225,75 мин и 27 фолов. Его партнер по команде, который не выходил в основном составе, игрок №6 провел на баскетбольной площадке 218,7 мин, фолов - 19, что на 27,5% меньше фолов за единицу времени, что может быть связано со свойствами личности игрока и его психическим состоянием.

Умение игроков антиципировать игровую ситуацию позволяет защищающемуся занять выгодную позицию, не нарушая правил и без проявления нормативной и ненормативной агрессии. Игрок №9, который провел на баскетбольной площадке 198,57 мин в сумме за десять игр, заработал 8 фолов. Его партнер по команде игрок №5, который провел на 45% игрового времени меньше (108,74 мин) и выходил в первой пятерке, а фолов заработал такое же количество (8). То же количество фолов заработал игрок №8, но с игровым временем 87,8 мин. Можно предположить, что у последних двух игроков уровень физической, технической подготовленности и умение предвосхищать ситуацию чуть ниже в сравнении с игроком № 9.

Проявление нормативной агрессии игроками первой пятерки связано с ответственностью за результат игры, что вынуждает их играть рискованно и агрессивно.

У игроков первой пятерки №1, №4 игровое время в сумме за 10 игр составляет, соответственно, 178,07 мин с 31 фолом и 172,89 мин с 16 фолами. У игрока №4 за практически такое же время на 47% фолов меньше, чем у игрока №1. Игрок №3 с игровым временем 150,96 мин (на 28 минут меньше №1) заработал 25 фолов, что на 5% меньше, чем у игрока №1 и на 80% больше, чем у игрока №4. Их партнер по команде, игрок №7, не выходивший в первой пятерке, за 10 игр провел на площадке 170,54 мин игрового времени (почти как №1 и №4), и получил 34 фола, что на 17% больше, чем у игрока под №3. Последнее может быть связано с его эмоциональной неустойчивостью и (или) скоростью принятия решения, что вынуждает его проявлять нормативную агрессию.

Меньше всех игрового времени на баскетбольной площадке провел игрок №10, выходивший на замену - 70,43 мин с 4 фолами в сумме за десять игр, что может быть связано с неопытностью игрока, его личностными свойствами, физическим состоянием, технической подготовленностью, тренерским тактическим ходом.

Интерес представляет сопоставление игровых протоколов команды «ЦмокЬ -Минск со сборными командами провинций «Пекин» и Шаньси» (таблица).

Анализ протоколов китайских сборных провинций и минской команды позволяет предположить, что тренер команды «ЦмокЬ - Минск выпускает на баскетбольную площадку всех игроков команды, которые, полагаем, не только физически и технически равны, но, не просиживая на скамейке запасных, психологически готовы и уверены в своих силах. В этом отличие команды «ЦмокЬ от сборных команд провинций Китая, в которых выделено несколько основных игроков, а остальные играют на замене. В сборной команде провинции Шаньси постоянно находились на площадке, заменяя друг друга, только шесть человек и четыре человека выходили в самом крайнем случае на замену.

Таблица - Сравнение игрового времени и количества нарушений правил игроками «ЦмокЬ - Минск с игроками сборных команд провинций Шанси и Пекин

Сборная команда провинции «Шаньси» Сборная команда провинции «Пекин» Команда «Цмош» - Минск

Кол-во игроков во временном диапазоне Игровое время (мин), в сумме за 10 игр Персональные фолы, в сумме за 10 игр Кол-во игроков во временном диапазоне Игровое время (мин), в сумме за 10 игр Персональные фолы, в сумме за 10 игр Кол-во игроков во временном диапазоне Игровое время (мин), в сумме за 10 игр Персональные фолы, в сумме за 10 игр

3 315,4-417,8 90 3 301,3-344,2 88 4 218,7-230,22 77

3 252,4-261,8 87 3 206,7-244,2 49 4 170,54-198,57 89

4 117,6-142,4 41 2 145,6-159,6 35 2 150,96-108,74 33

2 43,1-59,9 18 4 83,0-99,7 7 2 70,43-87,8 12

Всего персональных фолов на команду

236 179 211

Про игроков сборной команды провинции Пекин такого сказать нельзя, в ней также играли шестеро, два человека играли в 2 раза меньшее время, чем трое ведущих и четверо выходили на замену. Возможно поэтому общее количество персональных фолов сборной команды «Шаньси» (236) на треть превышает их количество в команде «Пекин» (179 фолов). Основные игроки команды «Шаньси», выкладываясь с максимальной силой на фоне усталости зарабатывали персональные фолы. Игроки команды «ЦмокЬ -Минск (211) по фолам находятся между китайскими командами, несмотря на то, что в ней, как указывалось выше, только двое большую часть времени провели на скамейке. Соответственно, чем дольше игрок сидит на скамье запасных, тем большую неуверенность в своих силах он чувствует, наступает состояние «перегорания», что сказывается в частоте проявления персональных ошибок, в частности - фолов. Умение антиципировать игровые действия, особенно с командами, равными по уровню физического

и технического мастерства и, следовательно, рациональное использование физических кондиций (необходимая экономия сил), с последующим применением необходимых технических приемов, приводит к снижению персональных ошибок, к которым относится и фол. Анализ протоколов так же показал, что спортсмены нарушали правила в пределах допустимого с проявлением нормативной агрессии и без проявления обоюдного, дисквалифицирующего, технического фола - ненормативной агрессии.

Заключение

Современный баскетбол характеризуется жесткой игрой, четкими правилами, высоким мастерством спортсменов, уровнем их технической подготовленности и физического состояния, что позволяет сопоставлять проявления игроками агрессии нормативной и ненормативной как тактической или стратегической необходимости. Анализ протоколов игр минской команды «ЦмокЬ и китайских команд «Шанси» и «Пекин» продемонстрировал промежуточное положение второго состава «Цмоков» по количеству заработанных в играх фолов. Иначе говоря, однозначно судить о частотности проявления нормативной агрессии белорусскими либо китайскими спортсменами нельзя.

Сравнительный анализ протоколов игр сборных команд провинций «Шанси» и «Пекин» с протоколами команды «ЦмокЬ - Минск позволяет предполагать, что игроки последней команды, находившиеся на игровой площадке в одном временном диапазоне, равны по уровню психической, физической, технической, тактической подготовленности и взаимозаменяемы. В сборных командах провинций Китая «Шанси» и «Пекин» в одном временном диапазоне находилось только 6 игроков, остальные использовались для замены, либо, реализуя тактический или стратегический замысел тренера, либо отличаясь от партнеров по команде уровнем подготовленности. Последнее они компенсируют проявлениями нормативной агрессии, в то время как в первом случае проявление нормативной агрессии скорее связано с ответственностью, возлагаемой на игрока, выходящего на замену.

Список использованных источников

1. Баскетбол: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / В.М. Корягин [и др.]. - Киев: Выща шк., Головное издательство, 1989. - 230 с.

2.Бин Цзы (Наследие Армии) // Чжуцзы цзичэн (сборник документов). -Шанхай,1935.-С.21-22.

3. Бэй Ши (История Северной династии) // Чжуцзы цзичэн (сборник документов). - Пекин, 1956. - С.125-126.

4. Ван Цзяхун (История развития баскетбола в Китае) // Народная образовательная пресса (сборник документов) - Пекин, 2005. - 110с.

5. Го Юнбо (учебник по баскетболу) // Издательство Пекинского университета физической культуры (сборник документов) - Пекин, 2005. - 98с.

6. Линдеберг, Ф. Баскетбол: игра и обучение / Ф. Линдеберг. - М.: Физкультура и спорт, 1971. -

279 с.

7. Лю Цинсун (учебник по баскетболу для учащихся ВУЗов) // Китайские водные ресурсы и гидроэнергетика (сборник документов). - Ханчжоу, 2005. - 5с.

8. Сунь Цзы (Книга о военном искусстве полководца Суня Биня) // Камбун Тайкэй (сборник документов). -Токио, 1911. - 24с.

9. Шу Цзин (Книга исторических документов).- Пекин-Шанхай, 1957. - 262 с.

23.10.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.