УДК 796.323.2-055.2
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОК-БАСКЕТБОЛИСТОК В СИТУАЦИЯХ ЧИСЛЕННОГО НЕРАВЕНСТВА ИГРОКОВ НАПАДЕНИЯ И ЗАЩИТЫ
A.М. Глазин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных игр,
B.В. Костюков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр,
Б.Ф. Курдюков, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных игр, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected]
Аннотация. Ежегодно женский баскетбол становится более динамичным и зрелищным видом спорта. Это проявляется в увеличении числа атак, связанном с периодическими изменениями в правилах игры, повышением уровня физической подготовленности баскетболисток и их универсализацией. Студенческий женский баскетбол не является исключением. В настоящее время необходимо повышать эффективность тренировочного процесса женских студенческих баскетбольных команд за счет поиска новых путей и средств их спортивной подготовки.
Цель исследования - разработать рекомендации по повышению эффективности реализации быстрых атак в женских студенческих баскетбольных командах путем создания численного превосходства нападающих над защитницами.
В ходе исследования удалось установить, что студентки-баскетболистки за игру в среднем выполняют до шести атак стремительным нападением, а реализация этих атак составляет 53,3%, что значительно меньше модельных значений, разработанных для спортсменок студенческого баскетбола.
Было выявлено, что 40% этих атак развиваются в ситуациях «две нападающих против двух защитниц» (2х2) и только 46,2% осуществляются в ситуациях 2х1 и 3х2.
Для увеличения числа атак быстрым нападе-
нием, проходящих в ситуациях численного превосходства атакующих над защищающимися, предлагается увеличить на 20% объем таких технико-тактических упражнений в тренировочном процессе баскетболисток-студенток.
За счет использования предложенных рекомендаций в учебно-тренировочном процессе женской сборной команды по баскетболу удалось увеличить количество быстрых атак с 6-ти до 14-ти за игру, что позволило вплотную приблизиться к нормативным значениям, эффективность атак улучшилась достоверно ^=2,36, Р<0,05) и составила 63,2%, превысив модельные значения на 2,2%.
Повышение результативности произошло за счет того, что на 23,9% увеличилось число атак с численным превосходством нападающих над защищающимися соперницами (2х1 и 3х2), которое стало составлять 70,1% от общего числа игровых атакующих действий.
Ключевые слова: баскетбол, стремительное нападение, игровые ситуации, численное неравенство, студентки-баскетболистки, эффективность атак, технико-тактическая подготовка, студенческая женская команда.
Для цитирования: Глазин А.М., Костюков В.В., Курдюков Б.Ф. Повышение эффективности атакующих действий студенток-баскетболисток в ситуациях чис-
ленного неравенства игроков нападения и защиты // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 2. - С. 77-81.
For citation: Glazin А.М., Kostyukov V.V., Kurdyukov B.F. Improvement of effectiveness of attacking actions of female students - basketball players in situations of numerous inequality of players of attack and defense. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2020, no 2, pp. 77-81 (in Russian).
Введение. В спортивных играх, и в частности в женском студенческом баскетболе, большое значение уделяется качественному розыгрышу каждой игровой ситуации, в которой реализуется определенный компонент соревновательного потенциала команды [1, с. 90; 3, с. 17]. Его составные части у разных спортсменок различны, поэтому возникает необходимость искать инновационные варианты соперничества, ведущие к игровым ситуациям, в которых потенциал соперниц окажется ниже [2, с. 131].
Отдельной проблемой технико-тактической подготовки в командах баскетболисток-студенток является разработка таких игровых схем в нападении и защите, при которых использовались бы сильные стороны каждой спортсменки и сглаживались ее недостатки [5, с. 83; 6, с. 197].
Большинство команд в современном женском студенческом баскетболе уделяют значительное внимание совершенствованию различных систем защиты, что в свою очередь определяет важность применения разнообразных вариантов стремительного нападения, требующих от спортсменок предельной четкости выполнения групповых и командных взаимодействий [4, с. 39].
Научное противоречие, на наш взгляд, состоит в том, что имеется острая необходимость в повышении атакующих действий в женском студенческом баскет-
боле и в то же время ощущается дефицит обоснованных рекомендаций по повышению их эффективности в ситуациях численного неравенства спортсменок.
Цель исследования - разработка рекомендаций по повышению эффективности реализации быстрых атак в женских студенческих баскетбольных командах путем создания численного превосходства нападающих над защитницами.
Методы и организация исследования.
Для достижения намеченной цели применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент и математическая статистика.
В исследовании приняли участие 12 студенток-баскетболисток сборной команды Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма спортивный сезон 2019-2020 годов. Наблюдения за соревновательной деятельностью спортсменок осуществлялись во время выступления команды в Межрегиональной любительской баскетбольной лиге (зона Юг), были проанализированы 12 игр.
Результаты и их обсуждение.
В результате наблюдения оказалось, что в среднем за матч в начале сезона баскетболистки создают около 4-6 ситуаций быстрого прорыва в игре. При этом основная доля (около 40%) приходится на ситуации 2х2. 26,6% приходится на реализацию быстрого прорыва в ситуациях 3х2 и 20,0% ситуаций разыгрывается в условиях численного превосходства двух нападающих над одной защитницей (рисунок 1).
Быстрый прорыв с выходом «один против одного» (1х1), а также «трех нападающих на трех защитниц» (3х3) в игре женских команд встречается гораздо реже. Эти показатели у обследуемых баскетболисток-студенток оказались равны 6,7% из общего числа случаев.
Как правило, такие обстоятельства чаще всего являются следствием быстрого перевода мяча командой из
Г
о tu
м
о &
1х1 2х1 2х2 3х2 3х3
6,7%
20%
40%
26,2%
6,7%
10
20
30
40
50
Рисунок 1. Использование вариантов стремительного нападения в женских студенческих командах по баскетболу
0
20,6%
9,4%
□ завершение атаки результативным броском О завершение атаки фолом соперника
□ завершение атаки неудачным броском
□ завершение атаки потерей мяча
Рисунок 2. Варианты завершения атак быстрым прорывом в женском студенческом баскетболе
тыловой в передовую зону после перехвата или овладения отскоком мяча у своего щита и быстрой первой передачей его атакующей спортсменке.
Помимо этого, было установлено, что эффективность быстрого прорыва в ситуациях численного преимущества или равенства игроков нападающей и защищающейся команды, составляет в среднем 53,3%. Кроме того, 9,4% из них сопровождаются фолом соперниц. Эти показатели относятся к положительным действиям при подсчете коэффициента полезности баскетболисток в игровой статистике (рисунок 2).
Полученная информация, а также анализ качества и особенностей выполнения игровых действий и завершения атаки посредством быстрого прорыва позволили разработать комплекс технико-тактических упражнений, способствующий повышению эффективности решения данных игровых ситуаций у баскетболисток студенческой команды.
Три четверти рекомендуемых упражнений носили следующий характер: моделирование игровых ситуаций (2х1 и 3х2); учебная игра на одно кольцо с реализацией быстрого нападения по сигналу тренера, а их общий объем среди тренировочных средств увеличился на 20%.
Во второй части спортивного сезона 2019-2020 гг. студенткам-баскетболисткам удалось в 9,2 раза увеличить среднее число атак стремительным нападение и довести их до 12-14 за игру.
Проведя анализ результатов исследования способов развития стремительного нападения, мы получили следующие результаты: применение в игре ситуаций численного превосходства нападающих над защитницами: «три против двух» и «двое против одного» увеличилось на 6,6% и 16,9% соответственно. Применение в матчах ситуаций равенства игроков процент распределился следующим образом: «трое против троих» - 4,3% (снизилось на 2,4%); в ситуации «двое против двух» -
21,4% (снизилось на 18,6%); в ситуации «одна против одной» - 4,2% (снизилось на 2,5%) (рисунок 3).
Эффективность этих атак увеличилась до 63,2% (в начале эксперимента она составляла 53,3%), а доля сорванных атак соперниц с помощью фола возросла до 10,8% (было 9,4%). Удалось снизить процент потерь мяча с 20,6% до 11,5% и неточных бросков с 16,7% до 14,5% (рисунок 4).
Результаты эффективности выполнения стремительного нападения в численном неравенстве после проведенного эксперимента превзошли модельные значения на 2,2%, а количество атак за игру вплотную приблизилось к нормативному значению.
Заключение.
В начале спортивного сезона 2019-2020 гг. эффективность стремительного нападения (53,3%), выполняемого в численном равенстве и неравенстве игроков, отставала от модельных значений (61%), разработанных Нестеровским Д.И. для женских студенческих баскетбольных команд. Преимущественно, быстрое нападение развивалось в ситуациях, когда двум нападающим противодействовали двое защитниц (40%), тогда как ситуации с численным преимуществом (2х1 и 3х2) составляли 46,6%.
Изучение проблемной ситуации в женском студенческом баскетболе позволило разработать рекомендации по ее улучшению, заключающие в интенсификации тренировочного процесса за счет увеличения на 20% технико-тактических упражнений, моделирующих стремительное нападение в ситуациях численного неравенства нападающих и защитниц. В результате процент атак стремительным нападением, в которых число нападающих превалировало над защитницами (2х1 и 3х2), увеличился на 23,9% и составил 70,1%, что позволило повысить результативность этих атак до 63,2%. Улучшение статистически достоверно (1=2,36, Р<0,05).
Существенное статистически достоверное повы-
1х1
4,2% 6,7%
s
5- 2х1 13
£
S
й 2x2
5 со о
6 3x2
36,9%
40%
33,2%
3х3
4,3% 6,7%
10
20
30
40
50
63,2
53,3
Рисунок 3. Сравнительный анализ использования ситуаций быстрого прорыва в играх женских студенческих баскетбольных команд - до; - после эксперимента
% 70 60 50 40 30 20 10 0
20,6
1С7
Й11,5 ■
9,4 10,8
Неудачный Потери Результативная Фол защитнику
бросок атака
Рисунок 4. Сравнительный анализ эффективности атак стремительным нападением в командах студенток-баскетболисток
I | - до; Н - после эксперимента
шение эффективности игры в нападении команды КГУФКСТ в спортивном сезоне 2019-2020 гг. дает основание предлагать разработанные рекомендации в практику работы со студентками-баскетболистками.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ганиев Р.Г. Профессиональный баскетбол в России: проблемы и особенности современного этапа развития / Р.Г. Ганиев, А.В. Мазурина, О.Е. Лихачев // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №11. -С. 88-93.
2. Глазин А.М. Повышение эффективности выполнения быстрого прорыва в баскетболе / А.М. Глазин, В.В. Костюков, Е.А. Колесникова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - №4. - С. 130-134.
3. Колесникова Е.А. Повышение результативности бросков мяча со средней дистанции баскетболистками студенческих команд / Е.А. Колесникова, В.В. Костю-
5.
ков, А.М. Глазин // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2010. - №3. - С. 16-18. Колесникова Е.А. Характеристика основных статистических показателей соревновательной деятельности баскетболисток студенческих команд / Е.А. Колесникова, А.А. Сичевая, В.С. Газарянц // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ. - 2018.
- №1 - С. 39-40.
Кудряшов Е.В. Исследование эффективности игровой деятельности баскетболисток как фактора интегральной подготовленности / Е.В. Кудряшов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - №4.
- С. 83-85.
Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
0
IMPROVEMENT OF EFFECTIVENESS OF ATTACKING ACTIONS OF FEMALE STUDENTS - BASKETBALL PLAYERS IN SITUATIONS OF NUMEROUS INEQUALITY OF PLAYERS OF ATTACK AND DEFENSE
A.М. Glazin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methods of Sports Games Department,
V.V. Kostyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Methods of Sports Games Department,
B.F. Kurdyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Theory and Methods of Sports Games Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: [email protected].
Abstract.
Every year, women's basketball becomes a more dynamic and spectacular sport. This is manifested in the increase in the number of attacks, connected with periodic changes in the rules of the game, increase of the level of physical preparedness of female basketball players and their universalization. Student women's basketball is no exception. Currently, it is necessary to increase the effectiveness of the training process of female student basketball teams, by searching for new ways and means of their sports training.
The purpose of the study - to develop recommendations for the improvement of effectiveness of execution of quick attacks among female student basketball teams by creating a numerical superiority of attackers over defenders.
The study found that female basketball students, on average, perform up to six attacks with an aggressive one per game, and the implementation of these attacks is 53,3%, which is significantly less than model values, developed for female student basketball players.
It was found that 40% of these attacks are developed in the situations «two forwards against two defenders» (2x2) and only 46,2% are in situations 2x1 and 3x2.
To increase the number of attacks by quick ones, which happen in situations of numerical superiority of attackers over defenders, it is proposed to increase the volume of such technical and tactical exercises by 20% in the training process of female basketball players.
Through the use of the proposed recommendations in the training process of the women's national basketball team, it was managed to increase the number of quick attacks from 6 to 14 per game, which allowed to come close to the normative values, attack effectiveness improved significantly (t=2,36, P<0,05) and amounted to 63,2%, exceeding the model values by 2,2%.
The increase in the performance was due to the fact that the number of attacks with a numerical superiority of attackers over defending opponents increased by 23,9% (2x1 and 3x2), which amounted to 70,1% of the total number of game attacking actions.
Keywords: basketball, aggressive attack, game situations, numerical inequality, female basketball players, attack effectiveness, technical and tactical training, student women's team.
References:
1. Ganiev R.G., Mazurina A.V, Likhachev O.E. Professional basketball in Russia: problems and features of the modern stage of development. Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta [Scientific Notes of University Named After P.F. Lesgaft], 2019, no. 11, pp. 88-93. (in Russian).
2. Glazin A.M., Kostyukov V.V., Kolesnikova E.A. Improving the effectiveness of performing a rapid breakthrough in basketball. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2019, no. 4, pp. 130-134. (in Russian).
3. Kolesnikova E.A., Kostyukov V.V., Glazin A.M. Improving the performance of ball throws from an average distance by basketball players of student teams. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2010, no. 3, pp. 16-18. (in Russian).
4. Kolesnikova E.A., Sichevaya A.A., Gazaryants V.S. Characteristics of the main statistical indicators of competitive activity of basketball players of student teams. Materia-ly' nauchnoj i nauchno-metodicheskoj konferencii profes-sorsko-prepodavatel'skogo sostava KGUFKST [Materials of the Scientific and Scientific-Methodical Conference of the Teaching Staff of KSUFKST]. 2018, no. 1, pp. 39-40. (in Russian).
5. Kudryashov E.V. Research of Efficiency of Game Activity of Basketball Players as a Factor of Integral Preparedness. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury' [Theory and Practice of Physical Culture], 2020, no. 4, pp. 83-85. (in Russian).
6. Nesterovsky D.I. Basketbol: Teoriya i metodika obucheniya [Basketball: Theory and methods of teaching]. Moscow: publishing center "Academy", 2007, 336 p.
Поступила / Received 15.04.2020 Принята в печать / Accepted 30.06.2020