SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 4 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
ПРОЯВЛЕНИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОВЕСТИ ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА «ПЕГИЙ ПЁС, БЕГУЩИЙ КРАЕМ МОРЯ»
Элёр Абдулвохидов
Доктор филосифии по педагогическим наукам (PhD), Наманганский
государственный университет
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается педагогические идеи великого писателя Чингиза Айтматова, отраженные в его повести «Пегий пёс, бегущий краем моря», перекликающиеся с народной педагогикой. В статье рассматриваются возможности использования данных идей для обогащения педагогических знаний будущих учителей.
Ключевые слова: воспитание ребёнка, роль окружающих, старшее поколение, младшее поколение, народная педагогика, педагогический процесс, научное наследие, независимое мышление, педагогический контекст, мифы и легенды, ядро педагогической концепции, побеждающая доброта, духовная опора, глобализация, культура чтения.
MANIFESTATION OF FOLK PEDAGOGY IN THE STORY OF CHINGIZ AITMATOVAPEG "THE DOG RUNNING BY THE EDGE OF THE SEA"
ABSTRACT
This article discusses the pedagogical ideas of the great writer Chingiz Aitmatov, reflected in his story "The Dog Running by the Edge of the Sea", echoing folk pedagogy. It also evaluates the possibilities of using these ideas to enrich the pedagogical knowledge of future teachers.
Keywords: folk pedagogy, pedagogical process, scientific heritage, independent thinking, pedagogical context, myths and legends, the core of the pedagogical concept, winning kindness, spiritual support, globalization, reading culture.
Значение роли окружающих в становлении личности ребенка как педагогическая проблема остро поставлена в повести Чингиза Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря». Совсем иная обстановка, абсолютно отличительное окружение у Кириска, мальчика 11-12 лет. В «Пегом псе...» свои условия диктуют стихия, обычаи и устои.
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
В ряде произведений Ч. Айтматова притча выступает в виде самостоятельных рассказов-вкраплений, синтезирующих нравственную проблематику с философской, личностную с общечеловеческой, современную с «вечной». Взрослые рыбаки ведут своего ребенка на море, чтобы подготовить его к взрослой жизни. Как отметил Н. А. Сыздыкбаев, «притчевое начало Ч. Айтматова является не только качеством стиля, но и структурообразующим фактором. Оно выступает как средоточие нравственно-философской проблематики с сильным оттенком учительства» [1]. Сам автор, рассказывая об истории создания повести, акцентировал о нравственно-педагогической направленности произведения: «Я хотел заставить читателей задуматься о главных ценностях человеческой нравственности, о чувстве долга, то есть обо всем том, что делает человека человеком» [2; с. 492]. Из этих слов угадывается, что в повести большинство концептов Ч. Айтматова коснутся проблемы формирования в читателе чувства долга и чести. Выявим и рассмотрим данные воззрения.
В центре внимания всего четыре героя - трое взрослых и один ребенок, который меньше всех совершает действий. Но именно его автор делает главным героем повести, поскольку, как мы думаем, все действия предпринимаются ради него, во имя потомка рода. В подсказку читателю звучит первый концепт: «Чтобы быть кормильцем, мужчина должен с ранних лет постигать своё ремесло» [2; с. 119]. Писатель показывает, что две цели повелевают человеком. Одна (бытовая, житейская) - добывание пищи, вторая (духовная, педагогическая) -продолжение рода.
Герои повести движимы именно этими двумя силами. Они оказываются в море для добычи пищи, но на этот раз у них педагогическая миссия - старшие должны научить ребенка охоте (физическая потребность), чтобы он, как продолжатель рода, овладел необходимыми навыками ремесла морского охотника (воспитательная или духовная потребность).
Рядом с Кириском его отец Эмрайин, дядя Мылгун и дед Орган. Мы наблюдаем за своеобразным педагогическим экспериментом - испытание нравственного потенциала на грани жизни и смерти, когда духовное богатство представлено точкой опоры нравственных потрясений. Стержневая идея заключается в том, что только правильно воспитанные, овладевшие необходимыми навыками могут удачно пройти все испытания.
Ч. Айтматов верен своей традиции - он ещё раз показывает, что подготовка личности к жизни должна осуществляться с малолетства, и к этому процессу нужно уделять отдельное серьёзное внимание. Здесь уместно вспомнить великого
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
педагога Я. А. Коменского, говорившего, что только путем соприкосновения с природой вещей ребенок понимает истинную суть их и предназначение.
Эта охота предназначена для обучения юного Кириска не только к охоте, но и к жизни: дед учит его определять стороны Света днем и ночью, ориентироваться по звездам, охотиться за нерпами. Так сформированные знания об окружающей действительности проверены и испытаны многократно и передаются из поколения в поколение. Они живучи благодаря своей простоте, лёгкости для освоения. Автор и здесь не обходится без вкрапления своего концепта: «Каждому даны свои глаза» [2; с. 166]. То есть решение каждой педагогической проблемы уже сформировано народной мудростью, но заветы надо «приспосабливать» и придавать им такую форму, чтобы они служили ключом к современным задачам воспитания и образования. Правда, с развитием общества возникают всё новые и новые задачи, «но человек мыслит и тем восходит к величию Моря и Неба, и тем утверждает себя перед вечными стихиями, и тем он соизмерен глубине и высоте миров. И потому, пока человек жив, духом он могуч, как море и бесконечен, как небо, ибо нет предела его мысли. А когда он умрет, кто-то другой будет мыслить дальше, от него и дальше, а следующий ещё дальше и так без конца» [2; с. 130-131] . Вот почему самое важное - сформировать в молодом поколении навыки критического мышления. Значит, обладающий мыслью и мечтой человек вечен в своих порывах. Он должен продолжать двигаться вперед, и даже мысль о смерти не остановит его, потому что он имеет возможность продолжить жизнь в другом, себе подобном, который также продолжит мыслить и мечтать.
В педагогике жизни особое место отводится урокам по выживанию в различных жизненных ситуациях. Ч. Айтматов обращает внимание читателя на важнейший аспект - народная педагогика практична, все ее правила проверены и прошли неоднократное испытание.
«Персонажи, - говорил Ч. Айтматов, - находятся в пограничной ситуации. Лодка - это мир... я вижу свою задачу в том, чтобы подвергнуть нравственную основу героя максимальному испытанию» [3; с. 236]. Если лодка - это мир, значит, речь идёт о человечестве вообще, которое должно определиться, как выходить из глобальных кризисов (постоянная угроза атомной войны, ситуация с пандемией). И надо действовать сообща, нужна некая интеграция, чтобы лодка доплыла до берега.
Горький опыт, но именно это и спасло мальчика. Сказанное вовремя слово перевоплотилось в наставление ценою в жизнь. Когда, затерявшись в тумане, один за другим взрослые жертвуют собой ради спасения самого молодого, Кириск
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
получает самый главный урок, хотя детское воображение ещё не в состоянии в полной мере ощутить его значение. И поэтому автор не впрямую сообщает об этом уроке, а посредством чувств старших передаёт очередное наставление: «В море нет отцов и сыновей, в море все равны и подчиняются старшему. Как скажет старший, так тому и быть. Отец не станет вмешиваться. Сын не станет жаловаться отцу. Так положено» [2; с. 123].
Готовность пожертвовать собой, своим куском ради продолжения рода -один из определяющих факторов нравственного совершенствования. И этот наглядный пример сразу отражается в ребенке. Он также готов повторить подвиг взрослых - отказаться от предлагаемой воды, даже когда мучает невыносимая жажда. Здесь можно сформулировать ещё один концепт-завет по Ч. Айтматову: Найди в себе смелость пожертвовать самым дорогим ради продолжения рода. Когда время жить истекает, побеждает либо высокое человеческое, либо страх за свою жизнь. Отсюда исход: либо торжествует общечеловеческое, либо теряется смысл жизни.
До последнего вздоха герои повести стараются выполнить свои обязанности перед подрастающим поколением. И это ощущается в действиях каждого из них. Даже в самом конце жизни человек обязан думать об указании праведного пути продолжателю рода. В этом и заключается главная суть жизни, продолжения отца в сыне, от чего зависит судьба рода.
«То, что человек умом приемлет, далеко не всегда приемлет его плоть» [2; с. 163]. Учи и учись до конца своих дней - вот что доказывает данный эпизод. Обучая кого-то, мы делаем своеобразные открытия и для себя. Чтобы подготовить детей преодолевать трудности, продлить себя в будущих поколениях, мы должны вооружать их знаниями и навыками, опытом, чтобы они, не повторяя наших ошибок, пришли к счастью более близкой тропой.
«И еще хотелось Эмрайину внушить напоследок сыну, чтобы он с благодарностью думал в оставшееся для него время о старике Органе и аки-Мылгуне. Людей этих уже нет, им все равно, вспоминает ли о них кто или не вспоминает, но думать так следует для самого себя» [2; с. 332]. Тут рождается еще один важный завет-концепт Ч.Айтматова: Память об ушедших безразлична для них, но ты думай о них для самого себя.
«Пегий пёс...» помогает человеку воспитать в себе важнейшее, нужнейшее качество - волю. В данном случае она выражается в способности принять объективно нужное, истинное решение, причем если ситуация стала другой либо человек переменил свой взгляд на нее, то возможно с помощью воли изменение решения и принятие нового в соответствии с обстановкой.
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
Критики и исследователи (в том числе и В. Санги) утверждают, что Ч. Айтматов создал мифологическую поэму о самопожертвовании. Но наш анализ показывает, что миф - это всего лишь фон, на котором проявлялась стержневая педагогическая идея писателя о том, как расширить сузившееся, хотя и углубившееся на основе научно-технического процесса и глобализации, видения мира современников. Можно сказать, что, изображая привычную критическую ситуацию, он предлагает обширную программу целенаправленных воздействий на природу человека, и потом наблюдает за его поступками.
Ч. Айтматов создаёт в своих повестях такую ситуацию, конфликтные положения, когда человеку приходится выбирать: или пожертвовать своим благополучием, своей жизнью для благополучия и жизни других людей, или, наоборот, пожертвовать другими для сохранения своего благополучия. Если бы герои повести пошли по второму пути, то это указало бы отсутствие в них воли, как это было с Момуном в «Белом пароходе». Таким образом, Ч. Айтматов
проанализировал два варианта исхода событий, и у нас появилась возможность уловить и сформулировать один важный элемент педагогической концепции великого писателя, который явился важным компонентом педагогической концепции автора: природа сотворила самое великое чудо на Земле - Человека. И никакая стихия, ничто не может убить человеческое в человеке.
Как отмечал В. Левченко, «Всё то, что предложил Чингиз Айтматов в «Пегом псе.», было. проявлением извечной человеческой потребности взглянуть вокруг себя, остановиться, осмотреться, спросить себя: кто мы? как мы живём? куда ж нам плыть?» [4; с. 196]. Как ответить на эти вопросы и чем закончится авторский миф, переросший в реалистическую повесть - опять-таки решать читателю. Автор даёт возможность каждому самому определить исход трагического повествования в зависимости от того, как он переосмыслил произведение, какие уроки извлёк от прочитанного.
При анализе художественных произведений Ч. Айтматова мы еще раз убедились в том, что концепция - это постоянно движущаяся мысль писателя-философа, которая в итоге перерастает в сквозную идею. Мы определили динамику педагогических идей автора, зарождавшихся еще в его публицистических выступлениях, в художественном творчестве писателя. Читатель, в том числе и читатель-учитель, читатели - учащиеся при внимательном чтении повестей Ч. Айтматова извлекут большой запас нравственной прочности для себя и потомков. В этом главная ценность произведений великого писателя.
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
REFERENCES
1. Сыздыкбаев, Н.А. Специфика притчевого строения повести Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» и романа А. Кима «Отец-лес» // вестник КазНУ.- Алматы: 2018.
2. Айтматов, Ч. Собр.соч. в трех томах, т. 2. - М.: «Молодая гвардия», 1983.
3. Айтматов, Ч.Т. В соавторстве с землею и водою.- Фрунзе: «Кыргызстан», 1979.
4. Левченко, В., Чингиз Айтматов. Проблемы поэтики, жанра, стиля. -М.: «Советский писатель», 1983.
5. Глинкин, П. Чингиз Айтматов. -Л.: Просвещение, 1968.
6. Левченко, А. Ч. Айтматов-правдист. - Литературный Киргизстан, 1977, №5.
7. Айтматов, Ч. Очерки, статьи и рецензии о творчестве писателя,- Ф.: «Кыргызстан», 1975.
8. Айтматов, Ч. Т. Эхо мира.- М.: Правда, 1985.
9. Айтматов, Ч. К международным проблемам // Зонтаг. 1973. № 52.
10. Носиров, К. «Имандуу адам» Чингиза Айтматова / Манас и Айтматов, -Наманган, 2019.