Научная статья на тему 'Проявление мотивации к учебной деятельности студентов вузов физической культуры'

Проявление мотивации к учебной деятельности студентов вузов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ВУЗ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СТУДЕНТЫ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова Наталья Генриховна, Дытко Екатерина Викторовна

В статье представлены результаты сравнительного анализа показателей учебной мотивации студентов вузов физической культуры и обоснована их практическая значимость в учебном процессе вуза физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ершова Наталья Генриховна, Дытко Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestation of academic motivation among the students of physical culture and sports universities

The article presents the results of the comparative analysis of the academic motivational indices of the students studying at the higher physical education establishments, and their practical importance have been defined for the educational process at the physical culture and sports university.

Текст научной работы на тему «Проявление мотивации к учебной деятельности студентов вузов физической культуры»

2. Kuzmina, N.V. (199Q), The professionalism of the individual teacher and master apprenticeship, Higher School, Moscow.

3. Federal Law of July 3, 2016 № 226-FZ "On the armed forces of the Russian Federation of the National Guard", available at: http://base.garant.ru/7143392Q/.

4. Sharuhin, A.P. (2Q15), Organization of educational process in universities Russian Interior Ministry: monograph, SPVI MVD of Russia, St. Petersburg.

5. Sharuhina, T.G. (2QQ2), Management development of pedagogical creativity of teachers of universities Russian Interior Ministry, dissertation, St. Petersburg

6. Shimko, S.Yu., Ed. Sharuhin, A.P. (2Q11), Innovative approach to training military units of internal troops of Russia, RIC SGU, Sochi.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.12.2016

УДК 796.077.5

ПРОЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наталья Генриховна Ершова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Екатерина Викторовна Дытко, старший преподаватель, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта («ВЛГАФК»),

Великие Луки

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного анализа показателей учебной мотивации студентов вузов физической культуры и обоснована их практическая значимость в учебном процессе вуза физической культуры.

Ключевые слова: учебная мотивация, вуз физической культуры, студенты вуза физической культуры.

MANIFESTATION OF ACADEMIC MOTIVATION AMONG THE STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS UNIVERSITIES

Natalia Genrikhovna Ershova, the doctor of pedagogical sciences, professor, department

chairman,

Ekaterina Viktorovna Dytko, the senior teacher, Velikie Luki State Academy of Physical Education and Sport, Velikie Luki

Annotation

The article presents the results of the comparative analysis of the academic motivational indices of the students studying at the higher physical education establishments, and their practical importance have been defined for the educational process at the physical culture and sports university.

Keywords: academic motivation, university of physical education, students of physical culture and sports higher education establishments.

ВВЕДЕНИЕ

Мотивация является одной из движущих сил развития любого процесса и может быть охарактеризована как средство достижения целей, форма проявления внутренних и внешних мотивов, факторов, система мотивов и побудителе, профессиональные побуждения, запросы. Таким образом, в фокусе исследователей находятся такие виды мотивации как мотивация достижения, внутренняя и внешняя, профессиональная.

Учебная мотивация будет иметь специфический характер, поскольку участниками нашего исследования являются студенты вуза физической культуры и спорта. А. А. Столяров (2QQ2) отмечает взаимную зависимость мотивации обучаемых и учебной деятель-

ности; с его точки зрения любая деятельность личности мотивирована множеством мотивов, а ее мотивационный состав имеет определенную иерархию, отсюда и механизмы мотивации тоже соподчинены, следовательно, в такой совокупности они составляют систему механизмов, обеспечивающую мотивацию деятельности [3].

Учитывая нестабильность процесса адаптации студента к образовательной среде вуза, целесообразно принимать во внимание специфические условия, позволяющие мотивировать студента к учебной и спортивной деятельности и создать ситуацию успеха, в которой студенты первого курса могли бы без особых трудностей адаптироваться к новой для себя учебной среде. О.В. Самофалова выделяет следующие внутренние и внешние условия, способствующие эффективному мотивационно-ценностному развитию. Внешние условия включают в себя [2]:

- личностно-деятельностный подход в обучении (стиль самореализации студента, достижения его мотивов, интересов, целей и т.д.). Он обозначает, что обучение строится с учетом личностных особенностей, накопленного опыта студента и преломляется через его мотивы, ценностные ориентации, интересы, цели, перспективы. В этом процессе решается основная задача института высшего образования - формирование духовно-нравственной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности;

- ценностное наполнение содержания образования, введение в учебный план курса по выбору, максимально способствующего развитию профессиональных мотива-ционно-ценностных ориентаций, а также отражение в содержании учебной дисциплины тех ценностей, к которым формируется отношение студентов;

- вовлечение студентов в самообразовательную и самовоспитательную деятельность, играющую роль катализатора в процессе интериоризации профессионально значимых мотивационно-ценностных ориентаций [3].

МЕТОДИКА

Цель исследования заключалась в проведении анализа проявления мотивации учебной деятельности для создания эффективных условий развития внутренней мотивации у студентов к изучению иностранного языка.

В данном исследовании ставится две задачи, первой из которых является определение достоверности и надежности показателей учебной мотивации, полученных ранее в предыдущих экспериментальных процедурах. Эта задача является вторым этапом обработки данных, выявленных в контрольной и экспериментальной группах студентов первого курса ФГБОУ ВО «ВЛГАФК» [1] по опроснику А.А. Реана и В.А. Якунина в адаптации Н.Ц. Бадмаевой. В исследовании были задействованы следующие группы учебных мотивов - коммуникативные, избегания, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные и социальные. Для этого выполнялся сравнительный анализ уже имеющихся показателей учебной мотивации по критерию Манна-Уитни (U). Второй задачей исследования является анализ влияния полученных показателей мотивации учебной деятельности для определения условий успешности процесса обучения иностранному языку в вузе физической культуры и создания комфортной адаптирующей психолого-педагогической среды для первокурсников.

Исследование проводилось с 2012 по 2014 г., участники - 120 студентов 1-го курса ФГБОУ ВО «ВЛГАФК», условно разделенные на контрольную и экспериментальную группы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выявление показателей учебной мотивации (применительно к дисциплине «Иностранный язык») как необходимого условия анализа влияния мотивации на характер учебной деятельности обучающихся явилось первым этапом изучения и анализа учебной

мотивации студентов вуза физической культуры, и уже было отражено в одной из наших публикаций. Целью исследования явилось определение специфического характера мотивов учебной деятельности студентов. Было установлено, что в среднем в обеих группах респондентов наблюдается примерно одинаковый уровень учебной мотивации, а представление об учебной деятельности является положительным и адекватным [2].

На втором этапе работы с показателями учебной мотивации было необходимо определить, являются ли данные, полученные на первом этапе исследования, надежными и достоверными. Рассмотрим полученные результаты сравнения показателей учебной мотивации в 2012, 2013 и 2014 гг.

В контрольной группе респондентов (п=60) по критерию Манна-Уитни (и) в рамках проведения процедуры сравнения параметров мотивов учебной деятельности, всего было выделено три ранга. Первых два - по результатам сравнения данных за 2012 и 2013 гг., третий - по результатам сравнения данных за 2013 и 2014 гг. и за 2012 и 2014 гг. В дальнейшем показатели по каждому из рангов для различных мотивов учения суммировались и были переведены в единицу ИЭмп. У рангов 1 и 2 (2012 и 2013 г соответственно) величина ИЭмп равна 13, у ранга 3 по данным за 2013-2014 гг. величина ИЭмп равнялась 22,5, по данным 2012-2014 гг. - 11,5.

Результат анализа данных показывает, что ни один из полученных показателей не входит в область критических значений (р<0.01=6, р<0.05=11), что означает, что они не являются надежными, стабильными. Также данный результат показывает, что влияние показателей мотивации на изучение иностранного языка будет во многих случаях ситуативным, зависящим от ряда внешних обстоятельств.

В экспериментальной группе (п=60) по критерию Манна-Уитни (И) в рамках проведения процедуры сравнения параметров мотивов учебной деятельности также было выделено три ранга, первых два - по результатам сравнения данных за 2012 и 2013 гг., третий - по результатам сравнения данных за 2013 и 2014 гг. и за 2012 и 2014 гг.

Сумма показателей по каждому из рангов в виде ИЭмп представлена следующим образом. У рангов 1 и 2 (2012 и 2013 г соответственно) величина И^п равна 24, у ранга 3 по данным за 2013-2014 гг. величина ИЭмп равнялась 21, по данным 2012-2014 гг. - 11.

Можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе практически все показатели находятся за пределами области критических значений (р<0.01=6, р<0.05=11), как и в приведенных выше результатах анализа показателей контрольной группы. Стоит отметить, что как минимум один параметр в экспериментальной группе попадает в зону неопределенности, в данном случае это результат сравнения выборок показателей за 2012 и 2014 год. Такая ситуация может объясняться наличием внешних неблагоприятных факторов, оказавших стихийное влияние на студентов в последний год эксперимента, например, неудачи в учебе, снижение уровня субъективной самооценки, нарастание уровня тревожности и пр. Отмеченные нами выше негативные тенденции в целом влияют и на успешность изучения иностранного языка, и не способствуют сохранению стабильного мотивационного фона у студента.

ВЫВОДЫ

По результатам сравнительного анализа показателей учебной мотивации студентов-спортсменов сделаны выводы о том, что:

- в спектр критических значений в рамках проведенных измерений практически не попадают полученные нами данные, что говорит об их ненадежности, ситуативности, о том, что в более благоприятных условиях показатели учебной мотивации могли бы быть выше полученных;

- характер мотивов учебной деятельности зависит от целого ряда факторов, комплексно влияющих на положительное отношение к учебной деятельности (в том числе к изучению иностранного языка);

- имеется постоянная необходимость в мониторинге показателей мотивов учения, поскольку в большей степени именно от них зависят наиболее приоритетные направления, относительно которых личность стремится развиваться;

- ситуативность результатов, полученных при анализе статистических данных, указывает в целом на а) не слишком благоприятную картину, которая складывается в изучении иностранного языка студентами вуза физической культуры и б) необходимость внедрения комплекса мер, направленных на создание положительных мотивационных установок для студентов по отношению к освоению дисциплины «Иностранный язык».

ЛИТЕРАТУРА

1. Дытко, Е.В. Исследование мотивов учебной деятельности у студентов вуза физической культуры / Е.В. Дытко // NovaInfo.Ru (Электронный журнал). 2016 г. № 52. - URL: http://novainfo.ru/article/7950. - Дата обращения 05.12.2016.

2. Самофалова, О.В. Развитие профессиональной мотивации курсантов-психологов / О.В. Самофалова // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 3. - С. 89-91.

3. Столяров, А.А. Влияние учебной деятельности в военном вузе на формирование мотивации личности : дис. ... канд. психол. наук / Столяров Александр Анатольевич. -Новосибирск, 2002. - 161 с.

REFERENCES

1. Dytko, E.V. (2016), "Investigation of learning activity motives of students of higher physical education establishments", NovaInfo.Ru, Vol. 52, available at: http://novainfo.ru/article/7950 (accessed 5 December 2016).

2. Samofalova, O.V. (2008), "Development of professional motivation of cadets-psychologists", Higher education today, No. 3, pp. 89-91.

3. Stolyarov, A.A. (2002), Influence of learning activity in a military higher education establishment on formation of motivation of an individual, dissertation, Novosibirsk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.12.2016

УДК 796.332

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ФУТБОЛИСТОВ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХ ИГРОВЫХ АМПЛУА В ФОРМАТЕ ИГРЫ 9x9

Николай Владимирович Иванов, преподаватель, Олег Сергеевич Ларин, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), п. Малаховка

Аннотация

В статье проводится сравнительный анализ технико-тактических действий с учетом различных игровых амплуа футболистов групп начальной подготовки участвующих в соревнованиях в формате игры 9х9. Представлены средние значения технико-тактических действий защитников, полузащитников и нападающих. Выявлены основные различия в показателях технико-тактических действий между футболистами различных игровых амплуа.

Ключевые слова: футболисты групп начальной подготовки, технико-тактические действия, игровые амплуа, формат игры 9x9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.