Ершова Н.Г., Дытко Е.Б.
реализация профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов вузов физической культуры как фактор изменения мотивации к учебной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость внедрения изменений в реализацию профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в вузе физической культуры обусловлена постоянными трансформациями системы требований, предъявляемых к будущим выпускникам бакалавриата, внедрением профессиональных стандартов ФГОС нового уровня и еще больше ускорившимися темпами развития информационных технологий.
Исследователи отмечают, что современная система образования, опираясь на традиционные источники информации и управления процессом познания, требует расширения информационного поля. С появлением сети Интернет создалась принципиально новая ситуация и в системе образования: возможности пользования базами данных научных и информационных центров по всему миру, информацией, располагаемой на сайтах различных учреждений [2].
Мы согласны с И.В. Зайцевой в том, что исследования в области профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в вузе необходимо основывать на следующих психолого-педагогических условиях - а) формирование профессиональной мотивации - потребности в изучении иностранного языка с целью использования его в последующей профессиональной деятельности, б) реализация межпредметных (ретроспективных, параллельных, перспективных) связей дисциплины «Иностранный язык» с общегуманитарными и общепрофессиональными дисциплинами в ходе планирования на трех уровнях: учебного плана, учебного предмета и учебного материала, в) формирование элементов информационной культуры студентов. В качестве средств были определены новые информационно-коммуникативные технологии; иностранный язык; чтение (поисковое, просмотровое, ознакомительное) иноязычных материалов [5].
В рамках модернизации условий осуществления профессионально-ориентированного обучения иностранному языку потребуется качественно новый подход: «Требуется естественное изменение процесса обучения, во время которого
студенты могут ощущать всю необходимость изучения иностранных языков не только с теоретической точки зрения, но и применять свои знания на практике. Подобный инновационный переход сформирует у будущих специалистов естественную мотивацию изучать иностранный язык и делиться своими изобретениями и открытиями на международном уровне, свободно преодолевая языковые барьеры и с удовольствием вливаясь в акт коммуникации» [1].
МЕТОДИКА
Цель исследования заключалась в проведении анализа эффективности изданий, способствующих успешной реализации профессионально-ориентированного обучения студентов вуза физической культуры. В качестве тестовых материалов использовалась составленная нами анкета на определение наиболее частотных трудностей в изучении иностранного языка, результаты самооценки собственного языкового уровня респондентов, а также экзаменационные ведомости.
Исследование проводилось с 2014 по 2017 гг., участники - 120 студентов 1 курса ФГБОУ ВО «ВЛГАФК», условно разделенные на контрольную и экспериментальную группы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Ранее нами уже была дана развернутая характеристика учебно-методического пособия «Getting to know English», предназначенного для студентов 1 курса спортивного вуза через призму развития информационного потенциала студента вуза физической культуры, равно как и отдельные аспекты его апробации [4]. Остановимся подробно на новых статистических данных, позволяющих, с учетом вышеозначенных психолого-педагогических условий реализации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, отметить те характеристики учебно-методического пособия, которые этим условиям соответствуют.
Формирование профессиональной мотивации работает в отношении изучения иностранного языка достаточно просто - большинство поступивших на 1 курс ФГБОУ ВО «ВЛГАФК» в 2017/18 учебном году являются мотивированными спортсменами, имеющими в 80% случаев спортивный разряд и в 40% случаев - спортивное звание. Данная ситуация успеха в спорте, с нашей точки зрения, порождает тенденцию к проявлению в приоритете мотивации к избеганию неудач, а, значит, и мощный мотивационный толчок для переноса спортивных успехов в учебную сферу. Этот факт подтверждается и экспериментальными данными. Оценка мотивации к учебной деятельности проводилась на основе анализа результатов по методике диагностики учебной мотивации (методика А.А. Реана, В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой). Было установлено, что наиболее частотная шкала мотивов - под номером 6 и это учебно-познавательные мотивы. В контрольной группе учебно-познавательные мотивы встречаются в 76,6% слу-
чаев, в экспериментальной - в 80% (показатели экспериментальной группы возросли на 3,4%). Особо отметим, что в экспериментальной группе приоритетные учебно-познавательные мотивы дополняются мотивами избегания (шкала № 2, представлены показателем 43,3%) и мотивами престижа (шкала № 3, показатель 33,3%). Представленное сочетание учебно-познавательных мотивов, мотивов избегания и престижа свидетельствует о том, что в новой для себя учебной среде студенты считают учебную деятельность наиболее приоритетной, не желая при этом отставать от сокурсников, друзей, испортить о себе впечатление в глазах окружающих и стремясь достичь определенного статуса, который, например, может дать диплом с хорошими оценками в перспективе.
Рассматриваемое издание - единственное в своем роде пособие для студентов вузов физической культуры, в котором была предпринята попытка комплексного решения проблемы «языковой разношерстности» (неоднородности с точки зрения языкового уровня) студенческих групп разных направлений подготовки, что способствует повышению уровня мотивации студентов, обычно оценивающих свои знания как «удовлетворительные», «посредственые». Анализ экзаменационных ведомостей дает возможность получения более объективных результатов знаний студентов. Так, самыми распространенными оценками у студентов 1 курса по дисциплине «Иностранный язык» за период с 2012 по 2015 гг. (на этапе апробации учебно-методического пособия) [4] были «хорошо» и «удовлетворительно», а уже в 2016/17 учебном году зафиксирован рост результатов «хорошо» и снижение результатов «удовлетворительно».
За период с 2012 по 2015 гг. в сравнении с показателями за 2016/17 учебный год характер частотных трудностей у студентов первого курса также менялся. Если в первом периоде в числе наиболее частотных трудностей оказались варианты [4] «применение лексических единиц/грамматических форм» (46,67% респондентов) и «маленький словарный запас» (30% респондентов), то во втором зафиксировано снижение количества студентов, выбравших эти опции (по применению лексики и грамматики на 30,34%, по словарному запасу - на 15%).
На основе межпредметных связей дисциплины «Иностранный язык» с общегуманитарными и общепрофессиональными дисциплинами происходит отбор наиболее актуальных иноязычных материалов с учетом изучаемых на данный момент теоретических проблем в избранной студентом профессиональной сфере.
В учебно-методическом пособии «Getting to know English» важную роль играет практическое применение полученных начальных теоретических знаний в профессиональной деятельности. Разделы пособия формировались таким образом, чтобы теоретические знания и профессиональная лексика могли бы легко усваиваться на материале несложных аутентичных/минимально адаптированных иноязычных профессионально-ориентированных текстов. В этом случае идет речь о возможностях применить теоретические знания из профессиональной сферы на практике, на иностранном языке, что также вполне успешно мотивирует студентов активнее применять иностранный язык как средство развития
и языковых, и профессиональных компетентностей.
Информационная культура студентов, с нашей точки зрения, неразрывно связана с формированием их информационного потенциала и является его составной частью. Именно на развитие информационного потенциала личности стоит делать акцент в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку, поскольку, как отмечают исследователи [6], сегодня необходима разработка и реализация таких психолого-образовательных программ и технологий, которые обусловливают возможность личного участия человека и влияния на свое образование; обеспечивают формирование и формулирование им своих образовательных установок, образовательных инициатив и их реализацию в образовательной, профессиональной, исследовательской деятельности; создают условия для образовательного выбора и определения индивидуальной образовательной траектории; обеспечивают подготовку к инновационной деятельности; формируют навыки и компетенции, необходимые для инновационной деятельности в профессиональной сфере.
Неоспорима популярность различных Интернет-ресурсов и мультимедийных средств в обучении иностранному языку в вузе любого профиля. В вузе физической культуры ключевую роль будет играть также и удобство пользования этими компьютерными средствами, поскольку они позволяют сделать процесс изучения иностранного языка более мобильным и для студентов очного и заочного обучения, и ведущих активную спортивную деятельность, и членов сборных команд России. Одной из наиболее удобных для использования программ, позволяющих реализовывать также и принципы дистанционного и модульного обучения, является ресурс Duolingo [7], в котором можно самостоятельно (или под руководством преподавателя) освоить интересующую тему с активизацией всех видов речевой деятельности. По собственным оценкам студентов ФГБОУ ВО «ВЛГАФК» данный ресурс «обладает дружественным интерфейсом» и «позволяет лучше понимать и запоминать лексику». Нами было установлено, что порядка 25% обучающихся направления 49.03.01 Физическая культура ФГБОУ ВО «ВЛГАФК» с сентября 2016 по апрель 2017 гг. после работы в Duolingo стали более уверенно применять свои языковые навыки на практике и успешнее усваивать и перерабатывать материал профессионально-ориентированных текстов на иностранном языке.
Привлекательность изучения иностранного языка для студентов вуза физической культуры может возрасти в рамках участия в конференциях различного уровня. Так, ежегодно студенты ФГБОУ ВО «ВЛГАФК» принимают участие в следующих мероприятиях: Межинститутская конференция студентов и молодых ученых «молодежь. Образование. Наука» (г. Великие Луки), международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых на английском языке «Спортивная наука в высшем образовании» (г. Москва, ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»), Всероссийский фестиваль спортивных вузов (номинация «Лингва» / «Научный доклад на иностранном языке»), INSHS International Christmas Sport Scientific Conference (Szombathely, Hungary). Анализ участия
студентов в данных мероприятиях показал, что с 2012/13 по 2016/17 учебный год количество участников постоянно и постепенно растет. В 2012/13 учебном году было задействовано 7 студентов в рамках конференций студентов и молодых ученых различного уровня, а уже в 2016/17 учебном году - 16 студентов. Количество заявок, поданных для участия в Межинститутской конференции в г. Великие Луки в 2017/18 учебном году возросло до 20.
Чтению как виду работы с профессионально-ориентированной иноязычной информацией в учебно-методическом пособии отводится особая роль. В нашем исследовании «Анализ работы с профессионально-ориентированными текстами на занятиях по иностранному языку в спортивном вузе» [3] был сделан вывод о том, что чтение профессионально-ориентированных текстов способствует профессионально-ориентированному овладению иностранным языком, благоприятно влияет на развитие других видов речевой деятельности, способствует профессиональному становлению специалиста в сфере физической культуры и спорта, позволяя в полной мере раскрыть свой информационный потенциал с опорой на учет индивидуальных особенностей каждого студента, уровня его потребностей и мотивации к получению знаний в избранной сфере деятельности.
ВЫВОДЫ
Необходимость совершенствования способов и средств реализации профессионально-ориентированного обучения в спортивном вузе отражается, с нашей точки зрения, в создании и применении различных учебно-методических и учебных пособий, позволяющих успешно реализовывать все цели и задачи профессионально-ориентированного характера в образовательном процессе вуза физической культуры.
Разработанное учебно-методическое пособие «Getting to know English», апробированное в качестве средства реализации профессионально-ориентированного обучения английскому языку в вузе физической культуры и фактора изменения мотивации к учебной деятельности студентов вузов физической культуры, демонстрирует свою эффективность и результативность на примере получения высоких научных достижений студентов 1 курса всех направлений подготовки, отмеченных дипломами и почетными грамотами на конференциях студентов и молодых ученых различного уровня.
На протяжении последних пяти лет нами была зафиксирована тенденция, согласно которой изучение студентами основ профессиональных знаний на иностранном языке уже на первом курсе вуза способствует активному вовлечению обучающихся в исследовательскую деятельность, результаты которой в дальнейшем могут отражаться не только в написании выпускной квалификационной работы, но и в более углубленном анализе интересующей научной тематики в магистерской и кандидатской диссертациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова, А.Ю. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов [Текст] / А.Ю. Волкова // Молодой ученый. 2015. № 15. С. 575-577.
2. Гольдман, А.А., Иванова, Р.П., Заровняева, С.С. Опыт реализации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку специальности «Горное дело» в алмазодобывающем регионе / А.А. Гольдман, Р.П. Иванова, С.С. Заровняева // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26113.
3. Дытко, Е.В. Анализ работы с профессионально-ориентированными текстами на занятиях по иностранному языку в спортивном вузе / Е.В. Дытко // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Развитие физической культуры и спорта в контексте самореализации человека в современных социально-экономических условиях». - ООО «Веста»: Липецк, 2014 г. С. 159 -161.
4. Дытко, Е.В. Комплексная учебная программа по дисциплине «Иностранный язык» как средство развития информационного потенциала студента вуза физической культуры / Е.В. Дытко // Развитие физической культуры и спорта в контексте самореализации человека в современных социально-экономических условиях. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (11-12 ноября 2015, Липецкая область). - Липецк: ГОБУ ИАЦР ФКиС ЛО. - М.: Издательство Перо, 2015. С. 307 - 311.
5. Зайцева, И.В. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на историческом факультете университета: дисс. ... канд. пед. наук / И.В. Зайцева. - Елец, 2004. - 233 с.
6. Толстов С.Н., Шмелева Е.А. Инновационный потенциал и образовательная среда как акмеологические ресурсы развития / С.Н. Толстов, Е.А. Шмелева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 79(05). Режим доступа: http:// ej.kubagro.ru/2012/05/pdf/56.pdf.
7. Duolingo - Режим доступа: duolingo.com.