Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПРОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / физическое воспитание / двигательная деятельность / познавательная активность / компоненты познавательной активности / интеллектуальные способности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокофьева Татьяна Сергеевна, Якимова Елена Алексеевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития учебно-познавательной активности детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в условиях общеобразовательной школы. Отмечается, что особую значимость для обеспечения высокого уровня сформированности различных компонентов познавательной активности имеет использование специально разработанных двигательных заданий с преимущественной направленностью на развитие интеллектуальных способностей младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокофьева Татьяна Сергеевна, Якимова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ПРОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Прокофьева Татьяна Сергеевна, Якимова Елена Алексеевна, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: jakimovalena@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы развития учебно-познавательной активности детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в условиях общеобразовательной школы. Отмечается, что особую значимость для обеспечения высокого уровня сформированности различных компонентов познавательной активности имеет использование специально разработанных двигательных заданий с преимущественной направленностью на развитие интеллектуальных способностей младших школьников.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, двигательная деятельность, познавательная активность, компоненты познавательной активности, интеллектуальные способности.

Обучение - специально направленный процесс, при котором учитель организует активную учебно-познавательную деятельность детей для овладения ими знаниями, умениями и навыками, развитию креативных и творческих способностей, а также моральных этических представлений [5].

Основными характеристиками такой учебно-познавательной деятельности являются: естественное стремление школьников к познанию; положительное отношение к учебе; осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата; проявление воли в процессе овладения знаниями [2].

Специалисты в области теории и методики физической культуры познавательную активность рассматривают как деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и к процессу этой деятельности. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития [6; 7].

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения и воспитания начинается перестройка всех его познавательных процессов. Поэтому именно младший школьный возраст является наиболее продуктивным в развитии познавательной активности на уроках физической культуры [3].

В организованном нами исследовании была предпринята попытка изучения возможности активизации познавательной активности младших

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

школьников на уроках физической культуры. С этой целью оценивалась эффективность организации учебно-воспитательного процесса с использованием методики психолого-педагогического анализа урока [1].

В процессе проведения уроков у обучающихся 2 класса осуществлялся мониторинг пульса по частоте сердечных сокращений (ЧСС), хронометрирование хода урока и определение уровня познавательной активности (на основе поведенческих реакций в соответствии с 5-балльной шкалой).

На предварительном этапе исследования было установлено, что пульсовая кривая урока характеризуется 3-волновой динамикой ЧСС, при этом оптимальным периодом является промежуток времени от 5,1 до 6,6 мин. Именно в этот временной отрезок отмечалась оптимальная реакция организма младшего школьника на физические нагрузки.

Одной из особенностей детей данной возрастной группы является то, что величина ЧСС у них определяется не только мощностью выполняемой на уроке нагрузки, но и психоэмоциональным состоянием. В связи с этим, мы проследили взаимосвязь пульсовых изменений и динамики познавательного интереса на протяжении урока.

Данные многочисленных литературных источников свидетельствуют о том, что в фазе повышения ЧСС наиболее эффективными средствами развития познавательной активности детей младшего школьного возраста являются разнообразные упражнения игрового характера, эстафеты, общеразвивающие упражнения в движении, упражнения в парах, коллективные упражнения. В фазе снижения ЧСС хороший результат отмечался при использовании средств физического воспитания, характеризующихся, в большей степени, интеллектуальной направленностью: игры на внимание, беседы по новым темам, объяснения по ходу выполнения задания, общеразвивающие упражнения на восстановление и расслабление в сочетании с музыкальным сопровождением, домашние задания, работа по карточкам.

Применение перечисленных средств и методических приемов на уроках физической культуры, по нашему мнению, могло способствовать направленному формированию познавательной активности у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Для проверки высказанной гипотезы в педагогическом эксперименте была апробирована экспериментальная методика, эффективность которой оценивалась по результатам проведения экспертной оценки сформированности девяти компонентов познавательной активности у 53 школьников (обучающиеся 2-х классов), составивших контрольную (КГ, 25 человек) и экспериментальную (ЭГ, 28 человек) группы.

При этом со школьниками КГ уроки физической культуры проводились в соответствии с Комплексной программой физического воспитания (2011) [4]. Со школьниками ЭГ процесс физического воспитания на уроках физической культуры строился в соответствии с экспериментальной методикой.

Экспертная оценка сформированности компонентов познавательной активности проводилась дважды - на начальном (сентябрь 2022 г.) и на

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

завершающем (май 2023 г.) этапах педагогического эксперимента. Уровень сформированности познавательной активности оценивался для каждого обучающегося обеих сформированных нами групп по каждому из девяти компонентов в баллах:

- 1,0-1,6 балла - низкая степень выраженности;

- 1,7-2,3 балла - средняя степень выраженности;

- 2,4-3,0 балла - высокая степень выраженности.

Результаты экспертной оценки представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели развития структурных компонентов познавательной активности на уроках физической культуры у школьников КГ и ЭГ (балл)

№ Компоненты познава- КГ ЭГ

п/п тельной активности исх. итог. А исх. итог. А

1 Критическое отношение к себе 1,68 1,74 +0,06 1,65 1,83 +0,18

2 Самооценка 1,79 1,79 0,00 1,81 1,81 0,00

3 Организованность 2,09 1,73 -0,36 2,11 2,19 +0,08

4 Внимательность 2,29 1,78 -0,51 2,18 1,84 -0,34

5 Эрудированность 1,66 1,91 +0,25 1,63 2,49 +0,86

6 Любознательно сть 1,74 1,85 +0,11 1,76 2,61 +0,85

7 Инициативность 2,35 2,35 0,00 2,28 2,48 +0,20

8 Эмоциональный интерес 2,28 2,19 -0,09 2,42 2,46 +0,04

9 Творческое мышление 1,66 1,79 +0,13 1,59 2,29 +0,70

Оказалось, что на начальном этапе исследования показатели сформированности познавательной активности школьников КГ и ЭГ находились примерно на одном и том же уровне и не имели статистически достоверных различий. Установленный факт позволил нам считать сформированные группы исходно равнозначными.

Сравнительный анализ результатов экспертной оценки на начальном и на завершающем этапах педагогического эксперимента обнаружил гораздо более выраженные положительные изменения в показателях сформированности познавательной активности на протяжении учебного года у представителей ЭГ. Установлено, что прирост у школьников КГ проявился по четырем компонентам из девяти, в то время как у представителей ЭГ - по семи компонентам.

Кроме того, необходимо отметить, что в КГ по среднегрупповым значениям ни по одному компоненту познавательной активности не было выявлено изменение уровня его сформированности.

В ЭГ по таким компонентам, как эрудированность, любознательность, инициативность и творческое мышление средний уровень сформированности

»

30

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

познавательной активности поднялся до высокой степени ее выраженности. При этом прирост показателя по степени эрудированности составил 0,86 балла, любознательности - 0,85 балла, инициативности - 0,20 балла, творческого мышления - 0,70 балла.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что реализация экспериментальной методики в процессе физического воспитания младших школьников в большей степени развитию компонентом познавательной активности, отражающих проявления интеллектуальной деятельности.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что по показателю внимательности обнаружено снижение уровня его развития у представителей и КГ и ЭГ (на 0,51 и 0,34 балла соответственно).

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод, что младший школьный возраст является оптимальным периодом для развития интеллектуальных способностей, а развитие познавательной активности может успешно осуществляться в процессе физического воспитания школьников на основе использования специально разработанных двигательных заданий.

Литература:

1. Барбашов С.В. Педагогическая практика в школе: учебное пособие для студентов / С.В. Барбашов. - Омск: Издательство СибГАФК, 2000. - 99 с.

2. Доронина Н.Н. Познавательная активность детей младшего школьного возраста / Н.Н. Доронина, О.А. Чернова // Молодой ученый. - 2018. - № 4 (190). - С. 176-178.

3. Иргашева И.А. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках физической культуры / И.А. Иргашева // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. Науки об образовании. - 2014. - № 6. - С. 62-65.

4. Комплексная программа физического воспитания I-IX классов общеобразовательной школы : программа / под редакцией В. И. Ляха. - Москва: Просвещение, 2011. - 343 с.

5. Сафонова О.В. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения / О.В. Сафонова // Молодой ученый. - 2018. -№ 20 (206). - С. 418-421.

6. Стеблецова Е.А. Пути повышения познавательной активности обучающихся на уроках физической культуры / Е.А. Стеблецова, О.А. Григорьев, В.П. Аксенов // Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 11-12 ноября 2021 г., г. Тула / под редакцией А. Ю. Фролова. - Тула: Тульское производственное полиграфическое объединение, 2021. - С. 187-194.

7. Черникова Е.П. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе учебной деятельности на уроках с подвижными играми / Е.П. Черникова // Молодой ученый. - 2020. - № 44 (334). - С. 369-374.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.