ПРОНЬКИНА В. А. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ НЕТЕРПИМОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА
Аннотация. В статье представлена интерпретация проблемных аспектов межнациональных отношений в Республике Мордовия на материалах социологических исследований «Мониторинг межэтнической и межконфессиональной ситуации в Республике Мордовия» и «Мониторинг межэтнической и межконфессиональной ситуации в городском округе Саранск». Акцентируется внимание на зависимость отношения к представителям различных национальностей от гендерной принадлежности и места жительства респондентов.
Ключевые слова: язык вражды, межнациональные отношения, неприязнь, межнациональная напряженность, стигматизация.
PRONKINA V. A.
MANIFESTATION OF ETHNIC INTOLERANCE IN A MULTI-ETHNIC REGION
Abstract. The article presents an interpretation of the problematic aspects of inter-ethnic relations in the Republic of Mordovia based on the date of sociological researchers "Monitoring of inter-ethnic and religious situation in the Republic of Mordovia" and "Monitoring of inter-ethnic and religious situation in the city of Saransk" (2016). The focus is on the dependence of the attitude to representatives of different nationalities on gender and place of residence of the respondents.
Keywords: hate speech, inter-ethnic relations, hostility, inter-ethnic tension, stigmatization.
Россия - крупное многонациональное государство с устоявшимися традициями добрососедских отношений между представителями различных этносов. Однако, в современной России периодически актуализируется проблема эскалации межнациональных конфликтов. «Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию, противостояние вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн» [1]. В ряде случаев в многонациональных регионах страны не фиксируется открытое противостояние, однако межнациональная напряженность выявляется косвенным путем, в том числе, с использованием социологического инструментария.
Граждане демонстрируют настороженное, неприязненное и враждебное отношение к «чужим», отличающимся от «своих» по ряду признаков, в том числе, по национальному. В подобном случае развивается социально негативный процесс - стигматизация, где стигмой
выступает национальная принадлежность и связанные с ней негативные стереотипные характеристики (русские - «ленивые», таджики - «нечистоплотные» и т.д.).
Согласно справочной литературе социологический термин стигма - это «.. .сильный социальный стереотип, который полностью меняет отношение к другим людям и к самим себе, заставляя относиться к человеку только как к носителю нежелательного качества» [1]. Социальные стереотипы представляют собой устойчивые ярлыки, маркеры, которые обеспечивают устойчивость отношений и взаимодействия в определенных сферах правоотношений. Образ, который формируется в сознании людей, предполагает использование устойчивых вербальных (словесных) структур. Как правило, группа «своих» оперирует положительными стереотипами о себе, вербализация национальных черт осуществляется с применением оценок с положительной аксиологической модальностью. Даже негативные черты национального характера не порицаются, а служат предметом иронизирования или гордости.
Языковые характеристики стигматизации по признаку национальной принадлежности отличаются негативной аксиологической модальностью. При этом люди склонны не только гиперболизировать отрицательные черты той или иной национальности, но нередко обращаются к «языку вражды», чтобы обозначить ту или иную национальную группу или ее отдельные признаки. Язык вражды - это «коммуникация, которая не несет никакого иного смысла, кроме выражения ненависти к некоторой группе, особенно в условиях, когда коммуникация может спровоцировать насилие. Это подстрекательство к ненависти в первую очередь в отношении группы лиц, определяемой по признаку расы, этнической принадлежности, национального происхождения, пола, вероисповедания, сексуальной ориентации и т. п.» [4].
Формирование устойчивых стереотипов враждебного отношения к представителям отдельных этносов, безусловно, является негативным фактором. При этом, к сожалению, данное явление широко распространено в полиэтнической среде, в том числе, в многонациональной Мордовии.
В марте 2016 г. по заказу Министерства по национальной политике Республики Мордовия исследовательской группой НИИ регионологии при МГУ им. Н.П. Огарева было проведено мониторинговое исследование межэтнической и межконфессиональной ситуации в регионе (объем выборки составил 600 человек). В рамках исследования опрошены представители всех муниципальных районов республики [3].
На выявление межэтнических предубеждений был ориентирован вопрос: «Есть ли национальности, к представителям которых Вы испытываете неприязнь?» (см. табл. 1). 31,6% респондентов ответили, что таких национальностей нет, 12,9% затруднились ответить.
Остальные респонденты (55,5%) обозначили, к представителям каких конкретно национальностей они испытывают неприязнь. Тот факт, что более половины респондентов испытывают неприязнь к ряду национальностей, свидетельствует о том, что в республике фиксируется определенная степень межнациональной напряженности.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Есть ли национальности, к представителям которых Вы испытываете неприязнь?»
Варианты ответа Частота Процент
Да, к представителям Северо-Кавказских регионов 122 14,8
Да, к представителям Среднеазиатских регионов 68 8,3
Да, к татарам 30 3,6
Да, к русским 0 0,0
Да, к мордве 8 1,0
Да, к украинцам 53 6,4
Да, к евреям 38 4,6
Да, к цыганам 133 16,2
К другим национальностям 6 0,7
Нет таких национальностей 261 31,6
Затруднились ответить 107 12,9
Итого 826 100,0
* На вопрос давалось два и более варианта ответа
Как видно из таблицы, наибольшую неприязнь жители республики испытывают к цыганам (16,2%), представителям Северо-Кавказских регионов (14,8%), представителям Среднеазиатских регионов (8,3%). Гораздо меньший уровень нетерпимости демонстрируется к представителям национальностей, имеющих общее историческое прошлое и опыт совместного проживания на территории РМ (мордва - 1% , татары - 3,6%). Следует отметить, что отношение к представителям украинской диаспоры изменилось (по сравнению с предыдущими годами): значительно вырос процент жителей республики, испытывающих неприязнь к украинцам (в 2009 г. украинцы в качестве объекта этнической неприязни были упомянуты всего 2 раза [2], тогда как в 2016 г. их упомянули 53 раза). Это непосредственно связано с внешнеполитическими и межнациональными конфликтами, а также освещением данных конфликтов в СМИ.
Необходимо отметить, что особой разницы в ответах у городских и сельских жителей не наблюдается (см. табл. 2). Среди городского населения вариант ответа «нет таких национальностей» выбрали 44,9%, среди сельского - 41,7%. Вариант «затрудняюсь ответить» чаще выбирали сельчане (23,3%), чем горожане (13,6%).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Есть ли национальности, к представителям которых Вы испытываете неприязнь?» в зависимости от места жительства
Варианты ответа Город Село
Да, к представителям Северо-Кавказских регионов 20,9 19,5
Да, к представителям Среднеазиатских регионов 12,4 10,0
Да, к татарам 5,8 3,8
Да, к русским 0,0 0,0
Да, к мордве 1,8 0,8
Да, к украинцам 10,7 6,2
Да, к евреям 7,5 4,9
Да, к цыганам 26,7 16,2
К другим национальностям 1,3 0,6
Нет таких национальностей 44,9 41,7
Затруднились ответить 13,6 23,3
На первый взгляд, сельчане более терпимы к представителям различных национальностей (см. табл.2). С другой стороны, необходимо учитывать тот объективный факт, что они реже сталкиваются с такими социальными группами как трудовые мигранты или цыгане (под цыганами мы понимаем социальные группы населения, ведущие бродячий образ жизни), соответственно, за отсутствием конфликтов к ним относятся терпимее, чем в городе. В городе к цыганам неприязнь испытывают более четверти респондентов (26,7%), тогда как в селе таковых намного меньше - 16,2%. Также в связи с увеличением в городах числа мигрантов и беженцев из Украины, 10,7% горожан испытают неприязнь к представителям данной национальности, а среди жителей села таковых меньше (6,2%).
Несмотря на то, что сельские жители реже сталкиваются с трудовыми мигрантами из Северо-Кавказских регионов, неприязнь к представителям данных групп испытывает практически столько же респондентов (19,5 %), сколько и в городе (20,9%). Это может быть связано с этническими предубеждениями, распространяемыми в СМИ и в сети Интернет, а также с распространенной практикой использования «языка вражды» в отношении представителей других национальностей.
Сопоставив ответы на вопросы респондентов с их гендерной принадлежностью (см. табл. 3), мы сделали вывод, что женщины более терпимы, чем мужчины, к представителям практически других национальностей (за исключением цыган). Из таблицы 3 можно сделать вывод, что мужчины менее терпимо относятся к представителям СевероКавказских регионов - 22,8% (18,4% среди женщин) и Среднеазиатских регионов - 13,7% (9,5% среди женщин), а также к украинцам - 10,8% (7,2% среди женщин) и евреям - 8% (5,2% среди женщин). Обратная тенденция наблюдается в отношении цыган, ним испытывают неприязнь больше женщин (24,9%), чем мужчин (18,8%).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос «Есть ли национальности, к представителям которых Вы испытываете неприязнь?» в зависимости от гендерной принадлежности
Варианты ответа Женщины Мужчины
Да, к представителям Северо-Кавказских регионов 18,4 22,8
Да, к представителям Среднеазиатских регионов 9,5 13,7
Да, к татарам 4,1 6,1
Да, к русским 0,0 0,0
Да, к мордве 1,3 1,4
Да, к украинцам 7,2 10,8
Да, к евреям 5,2 8,0
Да, к цыганам 24,9 18,8
К другим национальностям 0,4 1,6
Нет таких национальностей 44,7 42,1
Затруднились ответить 18,1 17,3
Для выявления качественных характеристик отношения жителей региона к определенным национальным группам использовались как закрытые, так и открытые вопросы. В исследовании «Мониторинг межэтнической и межконфессиональной ситуации в городском округе Саранск», проведенном в 2016 г., в анкету был включен открытый вопрос: «Испытываете ли Вы неприязнь к представителям каких-либо национальностей, проживающих в городском округе Саранск?». Респонденты в ответах активно использовали язык вражды, в частности, посредством обращения к этнофолизмам («чурки», «люди с гор», «чуркабесы», «чурабасы», «азеры»).
Факт проявления нетерпимости и обращения жителей республики к языку вражды в процессе описания отношения к представителям различных этнических групп носит негативный характер. Мы полагаем, что необходимо вести просветительскую работу среди населения, акцентируя внимание на молодежи. Распространяя информацию в школах, вузах и с помощью средств массовой информации, стоит пояснять, что неприязненное отношение и использование языка вражды в отношении представителей других национальностей противоречит правовым и моральным нормам и не может способствовать гармонизации межнациональных отношений и повышению качества жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глоссарий медико-социологических терминов / АКОО АнтиСПИД-Сибирь. - М.,
2002. - 386 с.
2. Богатова О. А., Карьгин А. И. Мониторинг межэтнических и межконфессиональных
отношений в Республике Мордовия // Финно-угорский мир. - 2010. - № 1. - С. 78-88.
3. Чушкин А. М., Полутин С. В. Состояние и динамика межэтнических отношений в Республике Мордовия // Трансформация социальных отношений в региональном социуме: VI Сухаревские чтения: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. - Саранск, 2016. - С. 355-358.
4. Hate Speech Law & Legal Definition [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://definitions.uslegal.com/h/hatespeech.