Научная статья на тему 'Проявление державности в реализации государственной политики России: ретроспективный анализ'

Проявление державности в реализации государственной политики России: ретроспективный анализ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
338
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ДЕРЖАВНОСТЬ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ / STATE POLICY / MAJESTY / RETROSPECTIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ильин Алексей Юрьевич, Копылов Сергей Игоревич

Целью данной работы является выявление особенностей проявления и формирования державности в реализации государственной политики в России на основе ретроспективного анализа, как естественной и необходимой формы социально-государственного устройства, которая гарантирует: во-первых, возможность возрождения России; во-вторых, установление здоровой стабильности внутри страны; в-третьих, дружественное сосуществование в виде единой нации великой страны граждан различных национальностей и вероисповеданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPLAY OF MAJESTY IN REALIZATION OF THE STATE POLICY OF RUSSIA: THE RETROSPECTIVE ANALYSIS

The purpose of this work is to reveal features of display and formation of majesty in state policy realization in Russia, as natural and necessary form of socially-state system, on the basis of the retrospective analysis, which guarantees: first, possibilities of revival of Russia; secondly, an establishment of healthy stability in the country; thirdly, friendly coexistence in the form of the uniform nation of the great country of citizens of various nationalities and religions.

Текст научной работы на тему «Проявление державности в реализации государственной политики России: ретроспективный анализ»

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕРЖАВНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

А. Ю. ИЛЬИН, С. И. КОПЫЛОВ

Целью данной работы является выявление особенностей проявления и формирования державности в реализации государственной политики в России на основе ретроспективного анализа, как естественной и необходимой формы социально-государственного устройства, которая гарантирует: во-первых, возможность возрождения России; во-вторых, установление здоровой стабильности внутри страны; в-третьих, дружественное сосуществование в виде единой нации великой страны граждан различных национальностей и вероисповеданий.

Ключевые слова: государственная политика, державность, ретроспективный анализ.

В развитии каждого государства большую роль играет экономическая политика, осуществляемая в то или иное время. И как следствие необходимо проводить ретроспективный анализ экономической политики со времен образования государства до настоящего времени, который может показать особенности формирования и реализации экономической политики. Народ хочет видеть Российское государство сильным державным государством, которое всегда при необходимости встанет на защиту его интересов.

Необходимость проведения державной экономической политики для российского государства доказывается рядом факторов, важное место среди которых занимают: обширность территории государства, многонациональный состав населения и особенности национального психологического склада.

Россия должна увеличивать темп экономического роста, а также создавать необходимые условия для дальнейшего устойчивого экономического развития, иначе она рискует остаться заключающей в ряду промышленно развитых стран. Политика государства должна быть ориентирована на те интересы народа России, которые существуют на сегодняшний день, а именно на стабильность жизни, порядка, комфортные условия проживания и достойная заработная плата. Обоснование рационального пути развития экономики России, именно как державной экономической политики, содержится в трудах русских ученых, священников, предпринимателей, публицистов прошлого: автора «Домостроя» Сильвестора,

И. Посошкова, С. Шарапова, Н. Путилова, Д. Мен-

делеева, М. Меньшикова, Б. Чичерина, С. Булгакова, А. Чаянова и др. Их идеи о державной экономике созвучны духу русского сообщества. Представления народа об экономической жизни общества лучше всего отражают пословицы: «Доброе дело само себя хвалит», «Богу молись, а сам трудись», «Как не мудри, а совесть не перемудришь» и др. [6].

Державность как идеология развития нашей страны в глобальном пространстве есть организация реализации национально-государственных интересов, можно дать условное, абстрагированное определение данной политико-хозяйственной концепции.

Державность есть идеология конкретной политико-хозяйственной формы реализации национальных государственных интересов России, обуславливающее приоритет интересов нашей страны, но не во вред интересам других стран глобального мира.

Державность - это российская теория развития человечества в масштабах мирового пространства.

Генезис идей державности можно отнести ко временам правления князя Владимира. После принятия им решения о крещении Руси в 988 г., княжеская власть приобрела божественный характер. Результат принятия христианской веры не заставил себя ждать, существенно возрос авторитет Руси.

В период ХІУ-ХУІ вв. возникла первичная институционализация державности. Московское княжество занимает место в центре национального объединения. Процесс собирания русских зе-

мель вокруг Москвы и формирования единого государства завершился при Иване III, который за время своего правления смог добиться окончательного освобождения от ордынского ига (1480 г.) и его сыне Василии III. Площадь, занимаемая вновь сформировавшимся государством, увеличилась в 5 раз.

Начинается этап централизации государственного аппарата Московского княжества и его трансформация в единые учреждения огромной страны. Складываются относительно четкие управленческие «вертикали», урезаются автономность и полномочия органов управления в прежних княжествах.

Можно предположить, что началом державной экономической политики считают окончание Смутного времени и установление российской государственности, хотя сам период Смутного вре-мени(1598-1613) является отходом от идей державности. Этот период в истории характеризуется голодом, одним из самых страшных, первой российской гражданской войной, когда русские люди впервые решились на восстание против своего царя. Гражданская война продолжалась много лет и вызвала иностранную военную интервенцию и хаос, пока, наконец, воцарение династии Романовых не положило конец Смутному времени. Первый большой государственный кризис царской России был самым тяжелым кризисом до XX в., он был настолько жестоким, что почти разрушил страну и оставил очень глубокий след [12].

Большой вклад в формирование державности внес Михаил Федорович Романов, которому досталась совершенно разоренная страна. Активно осваивали Сибирь. Третью часть от всех доходов приносила казне продажа за границу сибирской пушнины [9]. Новые средства помогли Романовым вывести страну из глубочайшего политического и экономического кризиса. Последствия Смуты Романовы смогли преодолеть за 30 лет.

В правление первых Романовых произошли важнейшие события русской истории: принятие Судебника 1649 г., церковные реформы патриарха Никона 1653 г., воссоединение Украины с Россией 1654 г. Все эти события говорили о некоторой глобалистической составляющей экономической политики России, однако ее гипостазис ознаменован царствованием Петра I.

На протяжении почти всей своей деятельности он был вынужден вести тяжелые, жестокие военные действия с целью присоединения территорий жизненно необходимых интересам страны. Исторически так сложилось, несмотря на географическую близость, развитие России и Европы

четко разделено на западное и восточное в пределах одного континента. Значение петровских преобразований в том и состоит, что они сделали международные отношения на нашем континенте подлинно общеевропейскими. Это всемирноисторическое событие приобрело огромную важность для всей последующей истории Европы, вплоть до наших дней. В правление Петра отсталая страна совершила огромный скачок в промышленном развитии. Появилась первая печатная газета, были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, музеи, публичные библиотеки, театры и многое другое. Детищем Петра по праву считается военно-морской флот, а также регулярная армия, великолепно обученная и столь же хорошо вооруженная. При Петре они навеки прославили русское оружие. Перечисленные новшества позволили России сокрушить первоклассную Шведскую армию и войти в ранг великих держав [15].

Особую роль в историческом развитии России играет императрица Екатерина II. «Да посрамит Небо всех тех, кто берется управлять народами, не имея в виду истинного блага государства», -писала Екатерина в молодости. Результаты ее царствования и вправду были очень внушительны. Екатерина сама любила подсчитывать их. Как-то в 1781 г. секретарь императрицы граф Безбородко представил ей каталог ее деяний за 19 лет правления. Оказалось, что устроено губерний по новому образцу - 29, построено городов - 144, конвенций и трактатов заключено - 30, побед одержано - 78, издано важных указов - 88, а указов для облегчения жизни народа - 123 [4]. Эти данные указывают на гармонизацию внутренней и внешней составляющих державной политики.

Об эффективности национального экономического уклада можно судить по жизнедеятельности православных монастырей и казачества до 1917 г.

В своей книге «Русский труд» О. Платонов приводит материалы об экономических свершениях православного монастыря на Соловках и Валааме. Монастыри не только отличались удивительной ухоженностью, но и необыкновенным трудолюбием их братии. В сложных климатических условиях Севера были созданы настоящие оазисы. Их могли создать люди, считавшие труд не наказанием, а святым помыслом. «Труд - дело святое» постоянно говорили монахи, отвечая на все выпады и критику в их адрес. В монастырях были созданы настоящие образцовые хозяйства, в которых выращивались в северных условиях южные фрукты. На камнях произрастали сады.

Фактически вручную были построены сложные инженерные сооружения [10].

Русский державный путь в хозяйственной жизни и его эффективность хорошо видны на примере народных промыслов, артелей и общины (после 1861 г. до 1905 г.).

Один из самых полных анализов русской поземельной общины конца XIX в. проведен К. Коча-ровским. Им было обследовано 90 тыс. из 300 тыс. зарегистрированных сельских общин. Опираясь на точные факты и статистику К. Кочаровский доказал, что с падением крепостничества в 1861 г., начиная с 70-х г., русская община оживает и крепнет. В конце XIX - начале ХХ в. % русского крестьянства вернулось к общинному укладу [10].

Говоря об эффективности и значении общинного хозяйства, как представители мелкого производства, русский экономист и социолог В. П. Воронцов пишет: «Обращаясь к форме его производства, вы убедитесь, что в руках мелкой формы находится, по крайней мере, 90 % производительности, т. е. что от состояния именно этой формы хозяйства зависит как обеспечение населения хлебом, так и успехи международной торговли. Последние годы смены периодов оживления и застоя промышленности обнаружили, кроме того, теснейшую связь между доходами мелких землевладельцев и общим состоянием промышленности страны, показав, что, если богат мужик - процветает фабрика, и наоборот. Тогда же сделались известными и важнейшие слабые стороны мелкого хозяйства, зависящие как от экономических условий страны, так и от технических недостатков промысла, и в населении обнаружилось стремление к новому, если не всегда к лучшему» [5].

Артель, как форма малого предпринимательства, получила после 1861 г. бурное развитие в таких сферах, как артельное владение мастерскими, закупка сырья и сбыт изделий, местный промысел и отхожий промысел, особенно в строительстве.

Хотя как сами сторонники общинного хозяйства, так и критики данной формы экономического развития пришли к одному и тому же выводу -необходимо влияние сильного культурного собственника. И вновь державная экономическая политика обеспечивает формирование в России такого эффективного собственника. Это нашло полное отражение в экономических реформах П. А. Столыпина. Хотелось бы обратить при этом особое внимание, что эти реформы не запрещали общинное хозяйство, а создавали условия для его трансформации. При этом, наряду с выделением паев земли и созданием хуторских крестьянских

хозяйств - единоличников (кулаков), происходит внедрение форм культурного сельскохозяйственного производства (особая роль в его пропаганде принадлежала Вольному экономическому обществу России).

В соответствии с Указом Императора Николая Второго от 9 ноября 1906 г., 14 июня 1910 г., после обсуждения и одобрения в Государственной Думе и Государственном Совете, он становится Законом Российской Империи. Важно отметить, что Закон был дополнен постановлением, по которому все общины, где не было переделов земли в течение последних 24 лет, считались перешедшими к последовательно-участковому владению, а участки, находящиеся в пользовании крестьян, становились их личной собственность. 29 мая 1911 г. был принят закон о землеустройстве. Важно отметить, что в указе царя были оговорены особые условия выдачи земли крестьянам: «Выкупные платежи с крестьян бывших помещичьих, государственных и удельных уменьшить с первого января 1906 г. на половину, а с первого января 1907 г. взимание этих платежей вовсе прекратить» [1].

Отметим, что в современной России державная идеология находится на подъеме. Проявляется резкое усиление государственно-державной доминанты в общественном сознании россиян. Значительная часть населения России желают видеть Россию в XXI в. державным и сильным, экономически и духовно развитым, социально ориентированным государством [16].

Идея приоритета национально-государственных интересов активно пропагандируется и реализуется ведущими политиками. В выступлениях В. В. Путина и других крупных государственных чиновников много говорится об укреплении армии, о становлении сильной России, немало внимания уделяется развитию экономики, поддержке малообеспеченных слоев населения, борьбе с преступностью.

«Россия была и будет оставаться великой страной. Это обусловлено неотъемлемыми характеристиками ее геополитического, экономического, культурного существования. Они определяли умонастроения россиян и политику государства на протяжении всей истории России. Не могут не определять и сейчас. Но сегодня эти умонастроения должны наполниться новым содержанием. В современном мире державная мощь страны проявляется не столько в военной силе, сколько в способности быть лидером в создании и применении передовых технологий, обеспечении высокого уровня благосостояния народа, в умении на-

дежно охранять свою безопасность и отстаивать национальные интересы на международной арене», - так сформулировал свои идеи В. В. Путин перед началом избирательной кампании в статье «Россия на рубеже тысячелетий» в декабре 1999 г. (патриотизм, державность, государственничество, социальная солидарность) [13].

Державность есть форма социально-государственного устройства, характеризующаяся наличием сильной центральной власти с узаконенным механизмом преемственности [2]. Поэтому абсолютно необходимыми компонентами державной политики являются традиционные для России местное самоуправление и многоуровневая система, которая представляет собой обратную связь общества и власти.

Формирование «общества знаний», создание технопарков, свободных экономических зон - это показатели нового качества российского государства и показатели наметившейся цивилизационной устойчивости. С развитием институтов гражданского общества формируется системная взаи-моуравнивающая и взаимодополняющая структура «государственность-гражданственность». Не только у страны в целом, но и у каждого гражданина появляется чувство собственного достоинства и самоуважения, уважения к ценностям своей страны.

В многополярном мире Россия демонстрирует право на собственный путь развития, свою систему ценностей, систему объединяющих идей на гигантском едином поликультурном пространстве.

Проявление державности в политике государства, не является выражением диктатуры и авторитарности, которые рано или поздно приводят к безответственности власти. Держава - это централизованное и сильное государство, основанное на социальной справедливости, на служении власти своему народу, на построении реального гражданского общества и демократического государства, где обязательным условием является соблюдение прав каждого гражданина, где главенствует конституция и закон [8].

Главной задачей в области национальной экономики в рамках державной экономической политики является обеспечение высокого качества жизни граждан страны, рост их реальных доходов и на этой основе повышение материального и духовного благосостояния всего народа, неуклонный рост доходов от трудовой и предпринимательской деятельности. Известно, что импульс нормальной рыночной экономики - потребление капитала, товаров, услуг, информации и труда. Поэтому высокие доходы населения, потреби-

тельский спрос непосредственным образом стимулируют развитие производства, а оно, в свою очередь, обеспечивает занятость и стабильные доходы.

Совершенно очевидно, что самым ценным достоянием общества является человек, его физическое и нравственное здоровье. Сегодня в любой сфере экономической деятельности именно воспроизводство человеческого капитала становится важнейшей целью [2].

Вступление человечества в постиндустриальную эпоху, эпоху осознания человека целью, а не средством экономической деятельности, главной ценностью общественного развития, когда производство рассматривается уже не как конечная цель, а как средство повышения жизненного уровня людей, привело к осознанию необходимости формирования в России принципиально новой политики - державной экономической политики, в которой человек должен стать ее главным приоритетом.

Место страны в глобальной экономике в настоящее время определяется, прежде всего, качеством человеческого капитала, состоянием образования, степенью и эффективностью использования достижений науки и техники. Изобилие же сырьевых материалов и рабочей силы все меньше можно расценивать как конкурентное преимущество, так как происходит постоянное снижение доли этих факторов в создании стоимости товаров и услуг.

Поэтому чем активнее процесс воспроизводства человеческого капитала, тем выше качество жизни населения. Но если данный процесс воспроизводства довести до удовлетворения потребностей определенной части общества, то тем самым ограничиваются возможности развития, удовлетворения потребностей других людей, другой цивилизации.

Однако у всего населения мира должны быть гарантии в максимальной реализации своих потребностей (получении образования, услуг здравоохранения и т. д.), что невозможно при проведении имперской политики в условиях постиндустриального общества, построенной на удовлетворении потребностей определенной части населения. Решением данной проблемы в России может быть реализация именно державной экономической политики, построенной на неущемлении интересов всех участников общественного процесса постиндустриального социума и при этом не за счет деградации собственного человеческого капитала суверенного государства, что и будет конкретной реальной формой реализации основ-

ного и важнейшего положения постиндустриального общества - главенства роли человеческого капитала [16]. Государство, тем самым, в рамках державной экономической политики обязано гарантировать всем своим гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, жилья, образования, культуры и отдыха на уровне минимальных социальных стандартов.

В первом докладе Программы развития ООН (ПРООН) сформулирована следующая принципиальная идея: смысл и главная цель экономического и общественного развития состоят не в ускорении темпов развития рыночной экономики, а в обеспечении возможностей каждому человеку реализовать свой потенциал и естественные устремления вести здоровую, полноценную, творческую, активную жизнь. Каждый человек представляет собой творческую личность, которая рассматривается не только как важнейший фактор политики и социального развития, но их главный приоритет и активный участник.

«Люди являются центральным звеном динамического процесса изменений. Развитие должно удовлетворять не только их физические желания, но также духовные и другие потребности и ожидания. Вложение ресурсов в обеспечение образования, здоровья, питания и материального благосостояния является ключевым элементом развития человека» [7].

На сегодняшний момент сложившаяся сырьевая и энергетическая ориентация экономики не способствует устойчивому экономическому развитию, позиционированию России в качестве сильнейшей мировой державы. Конечно, не поддаются сомнению важность результатов последних пяти лет реализации национальных проектов в России, воспринимающиеся обществом как приоритеты, носящие долгосрочный характер, базовой идеей и принципом которых является развитие человеческого капитала.

Однако необходимы еще более интенсивные и сконцентрированные усилия на таких направлениях государственной политики, как инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие естественных преимуществ и модернизация экономики, создании равных возможностей для людей. Эти основные ориентиры нашли свое отражение в Стратегии-2020 и Концепции социально-экономического развития России [11].

В свою очередь, государство при любых системных и структурных преобразованиях является основным фактором воспроизводства человече-

ского капитала. В современной экономике человек выступает не только как средство, но и как конечная цель, как итоговый результат общественного развития. Поэтому проблема сохранения и воспроизводства человеческого капитала должна стать приоритетной государственной стратегической задачей, ее решение должно быть соответствующим образом обеспечено, поскольку темп воспроизводства человеческого капитала определяет степень развития страны.

Такой государственной политики придерживается и Президент РФ Д. А. Медведев, который сказал: «Мы сегодня как нация стали не просто одним из свободных народов, мы стали ответственным и знающим цену этой свободе обществом. Поэтому и в дальнейшем вся социальная деятельность и экономическая работа государства должны быть направлены на раскрытие творческого потенциала свободных и ответственных людей. Мы, безусловно, и дальше будем продолжать работу по развитию так называемого человеческого капитала. Именно человек должен стать сегодня не только главным действующим лицом политического развития, но и основным объектом вложений государства» [14].

Помимо этого, сегодня в качестве одного из важнейших условий обеспечения устойчивого развития страны и задачи долгосрочной стратегии признана модернизация экономики, прежде всего, модернизация ее институциональной и отраслевой структуры. Под структурной модернизацией экономики понимается совокупность радикальных институциональных, технологических и иных преобразований экономики России, направленных на:

- формирование эффективной системы отраслей;

- повышение конкурентоспособности народного хозяйства;

- интеграцию национальной экономики в мировую и т. д. [3].

Современная модернизация в большинстве случаев имеет структурный характер, так как в основе ее лежат не индустриализация и развитие промышленности, а трансформация индустриальных структур, которые безнадежно устарели, и постепенный переход к постиндустриальной экономике. Структурная модернизация экономики предполагает радикальные сдвиги через взаимодействие основных элементов экономической структуры.

Опираясь на все вышесказанное, можно сделать вывод, что ретроспективный анализ держаной экономической политики позволил определить итерационный характер ее возникновения.

Итерационный характер державной политики заключается в ее стадийном возникновении, причем таким образом, что каждая последующая стадия привносит определенные результаты в развитие общей концептуальной основы державности. При этом стадии имеют определенный исторический период и не являются абсолютным переходом предыдущей в последующую. Державность, особенно сегодня, - реальная возможность реализации на практике государственного строительства, обновленной, исторически сложившейся политико-экономической концепции развития России. Делая вывод, можно сказать, что державность -это идеология развития нашей страны в постиндустриальной системе глобальной цивилизации.

Литература

1. Быкова В. А., Коновалов Г. А. Столыпинская аграрная реформа и некоторые проблемы ее реализации // Российский исторический журнал. 1994. № 1.

2. Балтин Э. Д. Российской державе быть // МиК -маркетинг и консалтинг. Актуальные темы. 2005.

3. Бондарев С. С. Структурная модернизация российской экономики: суть и задачи // Российское предпринимательство. 2010. № 4.

4. Брикнер А. Г. Императрица Екатерина II. Ее жизнь и царствование. М., 2009.

5. Воронцов В. П. Артель и община. Избранные сочинения / вступ. статья и сост. А. И. Кравченко. М., 2008.

6. Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957.

7. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1999 год. М., 1999.

8. Илясова М. В. Методология исследования державной экономической политики национального государства // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 7.

9. Орлов А. С., Георгиев В. А. История России. М., 2006.

10. Платонов О. Русский труд. М., 1991.

11. Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года. М., 2009.

12. Dunning Ch. Russia's First Civil War: The Time of Troubles and the Founding of the Romanov Dynasty. University Park, 2001.

13. URL: http ://www.ipmb.ru

14. URL: http:// www.kreml.org

15. URL: http://www.russia.iratta.com

16. URL: http://www.panarin.com

* * *

DISPLAY OF MAJESTY IN REALIZATION OF THE STATE POLICY OF RUSSIA:

THE RETROSPECTIVE ANALYSIS

A. Yu. Ilyin, S. I. Kopylov

The purpose of this work is to reveal features of display and formation of majesty in state policy realization in Russia, as natural and necessary form of socially-state system, on the basis of the retrospective analysis, which guarantees: first, possibilities of revival of Russia; secondly, an establishment of healthy stability in the country; thirdly, friendly coexistence in the form of the uniform nation of the great country of citizens of various nationalities and religions.

Key words: state policy, majesty, retrospective analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.