Научная статья на тему 'Роль державной экономической политики в развитии государства'

Роль державной экономической политики в развитии государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЖАВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / MAJESTY / ECONOMIC POLICY / STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильин Алексей Юрьевич

В статье выявлена специфика державного характера экономической политики. Проведенный анализ развития державности позволил выделить главную задачу в области национальной экономики, выполнение которой позволит обеспечить высокое качество жизни граждан страны, рост их реальных доходов и на этой основе повышение материального и духовного благосостояния всего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF MAJESTIC ECONOMIC POLICY IN STATE DEVELOPMENT

In article specifics of majestic character of economic policy is revealed. The carried-out analysis of development of majesty allowed to allocate the main task in the field of the national economy which performance will allow to provide high quality of life of citizens of the country, growth of their real income and on this basis increase of material and spiritual well-being of all people.

Текст научной работы на тему «Роль державной экономической политики в развитии государства»

РОЛЬ ДЕРЖАВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

А. Ю. ИЛЬИН

В статье выявлена специфика державного характера экономической политики. Проведенный анализ развития державности позволил выделить главную задачу в области национальной экономики, выполнение которой позволит обеспечить высокое качество жизни граждан страны, рост их реальных доходов и на этой основе повышение материального и духовного благосостояния всего народа.

Ключевые слова: державность, экономическая политика, государство.

Экономическая политика государства выдвигает цели, определяет приоритеты, принимает решения и проводит их в жизнь, при этом учитывает не только экономические параметры, но и всю совокупность социальных, психологических, экологических, организационных, политических факторов [4].

Экономическая политика постоянно сталкивается с новыми, зачастую непредвиденными проблемами, гарантируя выгодность производственной деятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, способствуя преодолению дезинтеграции экономики, нормализации денежного обращения и оборота капитала в производственной сфере, поддержанию благоприятных для роста производства ценовых пропорций и других параметров хозяйственного механизма. Макроэкономическая политика всегда альтернативна, и выбор ее инструментов должен определяться содержательными целями и приоритетами социально-экономического развития, а не подменяться формальными макроэкономическими индикаторами и техническими параметрами [9].

Во все времена, а в период великих перемен и общественных преобразований особенно, граждане пытались представить себе и понять исторические истоки российской державности.

В толковом словаре Ожегова «державность» определяется как «утверждение роли своей страны как великой и единой державы». И. Орлов считает, что под «державностью следует понимать характеристики политического, экономического, военного и духовного могущества страны в мире, а также способности оказывать влияние и давление в международных отношениях» [7].

Основной мыслью державной экономической политики является то, что она опирается на важнейшие ментальные качества россиян. Общинность и ориентация на «общественное благо» составляли всегда особенности российской экономики.

Следует отметить, что в настоящее время в различных источниках, освещающих проблемы государственного и глобального уровней, фигурирует понятие «державность». Данное понятие распространяется на те государства, которые обладают большой экономической и военной мощью и оказывают свое влияние на другие страны. При этом некоторые авторы отождествляют понятия «Держава» и «Империя». Тем не менее, данный взгляд кажется нам поверхностным, и мы придерживаемся точки зрения В. М. Юрьева и Г. В. Козловой, которые считают, что Мировая Держава формируется как уникальная форма государственности, способная обеспечить миропорядок во благо достижения своих высших целей развития, на основе многополярности и не в ущерб суверенным национальным интересам других государств. В Державе должны реализовываться, к чему имеются все предпосылки, принципы гармонии интересов каждого человека, каждой общественной группы, каждой нации. При этом, Мировая Империя определяется ими как качественно иная государственность, являющаяся сущностной и содержательно антитезой Мировой Державы. Империя стремится всецело контролировать мир, навязывая порядок, удобный одному из субъектов экономических отношений, решать собственные экономические проблемы, поддерживая зависимость партнеров от себя, часто без учета их культурных и хозяйственных традиций [10].

Аналогичный антитезис Державы придерживается и Ю. В. Крупнов в своей статье «Почему Россия не империя?». В данной статье он пишет: «...принятие Россией курса на мировую державу требует полного избавления от имперской идеологии и риторики. Практическое понятие мировой державы нужно народам России для того, чтобы совместно с самыми решительными народами и странами мира и осуществлять мировое развитие, а не глобальное разрушение и деградацию. За империей же всегда стояло и стоит указание исключительно на принцип власти и служение власти как таковой. Император - это приказывающий и повелевающий, а империя - это действующая по приказам, подчиняющаяся владычеству. Не более того» [6].

В российской державной экономической политике такие общественные слагаемые как мораль и богатство не только совместимы, но и дополняются друг другом. Ведь богатство морально тогда, когда богатство и процесс его воспроизводства являются средством создания жизни. На эти постулаты опирался в частности П. А. Столыпин. И реальность, особенно дореволюционной России, полностью подтверждает взаимопроникновение богатства и морали. Достаточно вспомнить, что большинство больниц и учебных заведений в дореволюционной России были построены на добровольные пожертвования богатейших людей страны. Характеризуя это состояние общественного мнения, А. Л. Ястребов пишет: «Русская литература середины века увлечена купцом, человеком, создавшим самого себя, вчерашним крестьянином, а теперь хозяином дела; самое же главное - своим авторитетом и размахом предприятий способным доказать порочность мифа о высоконравственном «маленьком человеке». Писатели сострадают нищете, но и осознают неискренность ее художественного созерцания, как бы предчувствуя надвигающуюся катастрофу, когда возведение бедности в ранг добродетели разрушило классическую совокупность представлений об универсалиях - свободе, долге, зле и т. д. При всей любви, например, Лескова к персонажам из народа в произведениях писателя не менее очевиден пристальный интерес к торговому народу» [11].

Сутью державной экономической политики является сохранение собственных специфических экономических интересов в перманентном многополярном мире во благо достижения своих высших целей и приоритетов развития, но не в ущерб и не за счет разрушения суверенитета других государств, ущемления их национально-государственных интересов. При этом конкретные формы и

механизмы реализации державной экономической политики строятся на принципе гармонии интересов каждого человека, каждой национальной и социальной группы, каждого народа с национальными интересами суверенного государства. Формирование и оптимальное проявление державной экономической политики базируется на комплексной политэкономической методологии и выработке, на ее основе, механизма сохранения национальных приоритетов хозяйственного развития суверенного государства, генерирования фундаментальных принципов развития и обеспечения стабильности в глобализирующемся мировом социально-экономическом пространстве. Механизм позволит также сохранять и организовывать расширенное воспроизводство социальноэкономических параметров и ресурсов суверенных национальных государств в многополярном мире в контексте решения задач и ответов на вызовы глобализирующейся человеческой цивилизации [10].

Можно сказать, что державность имеет в своей исторической ретроспективе синусоидальное возникновение. Исходя из этого, анализ держав-ности невозможен без применения исторического подхода. Помимо этого, державная экономическая политика в своей сути направлена на реализацию национально-государственных интересов, при этом она должна учитывать интересы всех макроэкономических агентов, что делает особенно актуальным познание державности с позиций реализации и гармонизации экономических интересов.

Говоря о методологии исследования экономики в общем, и державной экономической политики необходимо не только остановиться на подходах, но и рассмотреть необходимый набор методов познания.

При этом следует отметить, что наиболее общими методами являются философские - метафизический, диалектический, феноменологический, герменевтический и т. п. Что касается общенаучных методов и приемов, то тут нет общепринятой их классификации, она проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным нам представляется подход, в соответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня: общелогический, теоретический и эмпирический [5].

Общелогический уровень познания включает в себя такие методы как анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Формализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы

образуют систему теоретического познания, а наблюдение, эксперимент и сравнение являются базовыми для эмпирического исследования.

Основой державной экономической политики стало окончание Смутного времени и установление российской государственности. В тот критический для России момент Патриарх Гермоген, торговец Кузьма Минин, воин, князь Дмитрий Пожарский, воодушевленные всемирной идеей объединения, указали единственный спасительный для страны путь. Опора на национальную идею сформировала и национальный путь в развитии экономики.

Обоснование рационального пути развития экономики России, именно как державной экономической политики, содержится в трудах русских ученых, священников, предпринимателей, публицистов прошлого: автора «Домостроя» Сильве-стора, И. Посошкова, С. Шарапова, Н. Путилова, Д. Менделеева, М. Меньшикова, Б. Чичерина, С. Булгакова, А. Чаянова и др. Их идеи о державной экономике созвучны духу русского сообщества.

Русский державный путь в хозяйственной жизни и его эффективность хорошо видны на примере народных промыслов, артелей и общины (после 1861 г. до 1905 г.).

Самый исчерпывающий анализ русской поземельной общины конца XIX века проведен К. Кочаровским. Им было обследовано 90 тыс. из 300 тыс. зарегистрированных сельских общин. Опираясь на точные факты и статистику, К. Коча-ровский доказал, что с падением крепостничества в 1861 г., начиная с 70-х гг., русская община оживает и крепнет. В конце XIX - начале ХХ в. % русского крестьянства вернулось к общинному укладу [3].

Артель, как форма малого предпринимательства, получила после 1861 г. бурное развитие в таких сферах, как артельное владение мастерскими, закупка сырья и сбыт изделий, местный промысел и отхожий промысел, особенно в строительстве.

Однако, как и сами сторонники общинного хозяйства, так и критики данной формы экономического развития пришли к одному и тому же выводу - необходимо влияние сильного культурного собственника. И вновь державная экономическая политика обеспечивает формирование в России такого эффективного собственника. Это нашло полное отражение в экономических реформах П. А. Столыпина. Хотелось бы обратить при этом особое внимание, что эти реформы не запрещали общинное хозяйство, а создавали условия для его

трансформации. При этом, наряду с выделением паев земли и созданием хуторских крестьянских хозяйств - единоличников (кулаков), происходит внедрение форм культурного сельскохозяйственного производства (особая роль в его пропаганде принадлежала Вольному экономическому обществу России).

В соответствии с Указом Императора Николая Второго от 9 ноября 1906 г., 14 июня 1910 г., после обсуждения и одобрения в Государственной Думе и Государственном Совете, он становится Законом Российской Империи. Важно отметить, что Закон был дополнен постановлением, по которому все общины, где не было переделов земли в течение последних 24 лет, считались перешедшими к последовательно-участковому владению, а участки, находящиеся в пользовании крестьян становились их личной собственность. 29 мая 1911 г. был принят закон о землеустройстве. Важно отметить, что в указе царя были оговорены особые условия выдачи земли крестьянам: «Выкупные платежи с крестьян, бывших помещичьих, государственных и удельных уменьшить с первого января 1906 г. на половину, а с первого января 1907 г. взимание этих платежей вовсе прекратить» [1].

Отметим, что в современной России державная идеология также на подъеме. В последние годы четко проявилось резкое усиление государственно-державной доминанты в общественном сознании россиян. Абсолютное большинство населения России (более 90 % опрошенных россиян) желают видеть Россию в XXI в. державным и сильным, экономически и духовно развитым, социально ориентированным государством [8].

«Россия была и будет оставаться великой страной. Это обусловлено неотъемлемыми характеристиками ее геополитического, экономического, культурного существования. Они определяли умонастроения россиян и политику государства на протяжении всей истории России. Не могут не определять и сейчас. Но сегодня эти умонастроения должны наполниться новым содержанием. В современном мире державная мощь страны проявляется не столько в военной силе, сколько в способности быть лидером в создании и применении передовых технологий, обеспечении высокого уровня благосостояния народа, в умении надежно охранять свою безопасность и отстаивать национальные интересы на международной арене», так сформулировал свои идеи В. В. Путин перед началом избирательной кампании в статье «Россия на рубеже тысячелетий» в декабре 1999 г. (патриотизм, державность, госу-дарственничество, социальная солидарность) [12].

Державность есть форма социально-государственного устройства, характеризующаяся наличием сильной центральной власти с узаконенным механизмом преемственности [2]. Поэтому абсолютно необходимыми компонентами державной политики являются традиционные для России местное самоуправление и многоуровневая система обратной связи общества и власти.

Главной задачей в области национальной экономики в рамках державной экономической политики является обеспечение высокого качества жизни граждан страны, рост их реальных доходов и на этой основе повышение материального и духовного благосостояния всего народа, неуклонный рост доходов от трудовой и предпринимательской деятельности. Известно, что импульс нормальной рыночной экономики - потребление капитала, товаров, услуг, информации и труда. Поэтому высокие доходы населения, потребительский спрос непосредственным образом стимулируют развитие производства, а оно, в свою очередь, обеспечивает занятость и стабильные доходы.

Следует также отметить, что Держава должна обладать сплоченной нацией и не проводить военную экспансию по отношению к другим государствам.

Таким образом, и Держава и Империя должны быть высокоразвитыми государствами, обладающими сильной властью и влиянием на мировой арене, однако существуют и коренные отличия - во внешней политике имперскость предполагает навязывание своей идеологии и экономической концепции посредством военного влияния, а державность базируется на принципах влияния на мировые процессы посредством культуры, образования и экономического авторитета. Во внутренней политике державность отличается наличием механизмов гармонизации интересов каждого гражданина с национально-государственными.

Литература

1. Аграрная реформа П. А. Столыпина в документах. М., 1996.

2. Балтин Э. Д. Российской державе быть // МиК -маркетинг и консалтинг. Актуальные темы. 2005.

3. Воронцов В. П. Артель и община. Избранные сочинения / вступ. ст. и сост. А. И. Кравченко. М., 2008.

4. Коваль А. А. Недостатки в экономической политике Российской Федерации // Стабилизация экономического развития Российской Федерации: сб. стат. VI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2007.

5. Кохановский В. П. Философия и методология науки. Ростов н/Д., 1996.

6. Крупнов Ю. В. Почему Россия не империя? URL: http://www.pereplet.ru

7. Орлов И. Державность в русской политической культуре: история и современность. URL: http:// www.russkie.org

8. Панарин И. Н. Идеологический компонент дипломатии России. URL: http://www.panarin.com

9. Соболева И. В. Человеческий и социальный капитал - определяющие факторы современного экономического развития // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. Научные записки и очерки / рук. исслед. проекта, науч. ред. О. Т. Богомолов. М., 2008.

10. Юрьев В. М., Козлова Г. В. Державная экономическая политика России в глобализирующемся мире: монография. 3-е изд. Тамбов, 2010.

11. Ястребов А. А. Богатство и бедность: Поэзия и проза денег. М., 1999.

12. URL: http://www.ipmb.ru

* * *

ROLE OF MAJESTIC ECONOMIC POLICY IN STATE DEVELOPMENT

A. Yu. Ilyin

In article specifics of majestic character of economic policy is revealed. The carried-out analysis of development of majesty allowed to allocate the main task in the field of the national economy which performance will allow to provide high quality of life of citizens of the country, growth of their real income and on this basis increase of material and spiritual well-being of all people.

Key words: majesty, economic policy, state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.