Научная статья на тему 'Проблемы определения императивов государственной экономической политики в соответствии с концепцией державности1'

Проблемы определения императивов государственной экономической политики в соответствии с концепцией державности1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
106
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДЕРЖАВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ИМПЕРАТИВ / НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫЙ ИМПЕРАТИВ / ECONOMIC POLICY / MAJESTY / INNOVATIVE IMPERATIVE / MORAL-VALUES IMPERATIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андросов В. В., Карпунина Е. К.

Цель статьи состоит в уточнении сущности процесса формирования и реализации экономической политики государства, анализе ресурсных возможностей и систематизации ограничений экономической политики в РФ, определении императивов государственной экономической политики в современных российских условиях. В результате проведенного исследования обосновано соответствие выделенных императивов детерминантам державной экономической политики национального государства, а также предложены направления и комплекс мер державной экономической политики в соответствии с выделенными императивами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STATE DEAL IMPERATIVE IDENTIFICATION IN ACCORDANCE WITH MAJESTY CONSEPTION

The purpose of this article is to specify the main points of the process of forming and implementation of State Deal, naturalresources potential of Russian Federation, systematization of restraints imposed on of Russian Federation economic policy, identification of state deal imperatives under the conditions of the present-day Russian reality. The result of the research made is that the correspondence of the assigned imperatives to determinants of the economic majesty nation-state policy is justified. In addition, lines and complex of arrangements to the economic majesty policy is proposed in accordance with the assigned imperatives.

Текст научной работы на тему «Проблемы определения императивов государственной экономической политики в соответствии с концепцией державности1»

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИМПЕРАТИВОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С КОНЦЕПЦИЕЙ ДЕРЖАВНОСТИ1

В. В. АНДРОСОВ, Е. К. КАРПУНИНА

Цель статьи состоит в уточнении сущности процесса формирования и реализации экономической политики государства, анализе ресурсных возможностей и систематизации ограничений экономической политики в РФ, определении императивов государственной экономической политики в современных российских условиях. В результате проведенного исследования обосновано соответствие выделенных императивов детерминантам державной экономической политики национального государства, а также предложены направления и комплекс мер державной экономической политики в соответствии с выделенными императивами.

Ключевые слова: экономическая политика, державность, инновационный императив, нравственно-ценностный императив.

Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики.

Экономическая политика представляет собой систему целенаправленных мер государства в области управления экономикой; процесс реализации общественных интересов, сформированных в контексте определенных ценностей и потребностей.

Субъектами экономической политики выступают: государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей; законодательная власть определяет и утверждает основные направления экономической политики; исполнительная - отвечает за ее реализацию; негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь, а также институты, имеющие надгосударственный характер [7].

Роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны.

1 Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (Наименование проблемы исследований: «Трансформация современной российской экономики в контексте активизации глобализационных процессов»).

Сложная система субъектов экономической политики определяет следующие существенные положения ее формирования и реализации:

1. Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

2. Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтен политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.

3. Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

Процесс формирования и реализации экономической политики представлен на рисунке 1.

Несогласованность и нескоординированность стадий формирования и реализации экономической политики создает серьезные проблемы для общественного развития. Задачей экономической политики на начальном этапе ее формирования является детальное изучение имеющихся возможностей повышения экономической активности на перспективных направлениях экономического роста.

Российская экономика обладает комплексом конкурентных преимуществ и возможностей для выхода на траекторию устойчивого экономического роста: это достаточная обеспеченность сырьевыми (табл. 1), трудовыми и управленческими ресурсами.

Постановка целей общества и государства

Анализ и прогноз факторов внешней среды

Факторы Факторы

угроз возможностей

Обоснование целей и задач экономической политики для реализации выявленных возможностей и устранения ограничений социально-экономического развития

Обоснование принципов государственной экономической политики

Формирование целевых показателей и критериев оценки эффективности экономической политики

Блок создания благоприятных условий для реализации приоритетных направлений экономической политики

- нормативно-правовое обеспе чение;

- экономическое обеспечение;

- инновационное обеспечение;

- социальное обеспечение;

- организационное обеспечение:

- кадровое обеспечение;

- информационное обеспечение:

- научное обеспечение

Рис. 1. Вербальная модель процесса формирования и реализации государственной экономической политики

Ресурсная обеспеченность России - сравнительные данные1

Таблица 1

Показатели США Страны Западной Европы, Канада и Япония Россия Страны третьего мира

1. Территория, % 7 10 13 70

2. Ресурсы нефти и газа, пресных вод и лесов, % 6 10 25 59

3. Население, % 5 15 3 77

4. Потребление природных ресурсов, % 40 40 5 15

5. Душевое потребление ресурсов, усл. тонны/г 8 2,7 1,7 0,2

6. Кратность потребления к третьему миру, раз 40 14 8 1

7. Обеспеченность собственными ресурсами, усл. лет 3 5 100 80

1 По информации выпуска «Мир в 2006 году», The economist, 2006.

Структура ресурсной базы российского экономики имеет принципиальные отличия от экономик высокоразвитых стран. Значительно выше в ней удельный вес природного капитала (42 % в структуре национального богатства), в существенной части представленного невозобновляемыми ресурсами. Доля производственного капитала в структуре национального богатства - 10 %, человеческого -50 % [11]. К примеру, структура национального богатства США: природный капитал - 4 %, производственный - 19 %, человеческий - 77 %.

По экспертным заключениям имеющиеся у России ресурсы реализуются в ее экономике со

Действующая экономическая политика должна быть скорректирована для достижения целей современной экономики, состоящих в обеспечении устойчивого долгосрочного развития с возможностью управления пропорциями развитости на основе формирования инновационного типа экономики и обеспечения социального гуманизма. В связи с этим следует выделить приоритеты социально-экономического развития России в современных условиях.

Во-первых, это создание соответствующих макроэкономических условий, включающих решение проблем реинтеграции экономики, становления контуров ее расширенного воспроизводства за счет активизации инновационных процессов в национальном хозяйстве [2].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

следующей степенью эффективности: природные -на 25 %, человеческие - на 15 %, финансовые - на 10 %, интеллектуальные - на 3,3 %. В целом, уровень освоения ресурсного потенциала страны оценивается в 18 %. Для сравнения, в США он составляет 76 %, в ЕС - 78 %, в Японии - 88 % [12].

Задачами экономической политики в следующей фазе являются максимально полное выявление факторов, сдерживающих социальноэкономическое развитие страны, и своевременная диагностика угроз их появления и перехода в тенденции разрушения научно-производственного потенциала (табл. 2).

провозглашен переход к инновационному социально ориентированному развитию, который предполагает «формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и др.; формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям» [8].

С середины 1990-х гг. ХХ в. сложился и воспроизводится до сих пор сырьевой перекос российской экономики: на долю ресурсных отраслей

Таблица 2

Факторы, сдерживающие социально-экономическое развитие государства [1]

Сфера деятельности Характер ограничения

Технологическая Технологическая многоукладность российской экономики и связанные с ней диспропорции: большой вес устаревающих производств, снижающих эффективность всей экономической системы и затрудняющих ее быструю модернизацию; низкая конкурентоспособность и нарастающее технологическое отставание российской экономики от уровня передовых стран; сырьевая внешнеторговая специализация экономики России на мировом рынке, сопровождающаяся неэквивалентным внешнеэкономическим обменом с развитыми странами

Воспроизводство основного капитала Низкая интенсивность обновления основных фондов, ввод которых существенно меньше выбытия

Производственно- организационная Значительная доля нежизнеспособных, убыточных производств, конкурентоспособность которых была подорвана производственно-технологической дезинтеграцией в ходе кампании массовой приватизации, разрушившей хозяйственные связи и кооперацию производства, спровоцировавшей колоссальный рост трансакционных издержек

Образования и подготовки кадров Ухудшение качества образования и возникновение разрыва между поколениями специалистов, чреватого разрушением научных школ и утратой опыта производства во многих отраслях экономики

Институциональная Отсутствие институтов, обеспечивающих расширенное воспроизводство, трансформацию сбережений в инвестиции, эффективное размещение денежных ресурсов, финансирование экономического роста

Макроэкономическая Неблагоприятная для производства и инвестиций структура экономических оценок, предопределяющая убыточность половины производственных предприятий и невыгодность производственных инвестиций

Духовно-нравственная Спад идейной духовности российского общества, низкий уровень доверия в экономике и обществе

(нефтегазовой, металлургической, лесохимической промышленности) приходится около 5 % занятых, 10 % фонда заработной платы, 1/3 добавленной стоимости и свыше половины экспорта отраслей российской экономики.

В настоящее время Российская Федерация играет в мировой экономике роль экспортера сырья и импортера потребительских и инвестиционных товаров и услуг, тем самым лишая себя механизмов самостоятельного воспроизводства («сырьевой» модели экономики присуща экономическая нестабильность, периодически приводящая к финансовым и даже социально-политическим кризисам; быстрый рост экспорта сырья благодаря росту его добычи или цен на рынках порождает экономический парадокс, известный как «голландская болезнь»; отсутствие быстрого научно-технического прогресса (НТП), который является основным источником современного экономического роста).

Во-вторых, это опора на интеллект нации, ее образованность и высочайшие образцы ее духовной культуры. Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и развития образования, своих научных школ. Главными элементами нематериального богатства, оказывающими влияние и на качество жизни людей, и на конкурентоспособность экономики, является накопленный населением страны запас знаний, навыков и способностей - человеческий капитал и социальный потенциал общества, характеризующий общую духовную и нравственную атмосферу в стране. Первым шагом в этом направлении должен стать пересмотр приоритетов государственной политики в направлении увеличения социальных инвестиций и улучшения условий реализации интеллекта нации [13].

В-третьих, возрождение духовных ценностей. Влияние духовной культуры на экономическое развитие достаточно существенно. Основные духовные ценности и нравственные нормы, которые отражают объективные требования и законы развития человека и социума, - результат развития цивилизаций. По мнению ряда ученых, в российском обществе, не знавшем западного рационализма, четко прослеживается приоритет: духовных начал над материальными; общественных интересов перед частными, личными; коллективизма перед индивидуализмом. Рыночные отношения, основанные на частной собственности и погоне за прибылью, разрушают многие нравственные постулаты.

В соответствии с этим выделены следующие императивы современной экономической политики государства:

1. Инновационный императив, который предполагает, что ключевыми факторами долгосрочного экономического развития является технический прогресс и инновации. Для этого должны быть решены проблемы выращивания на основе уже накопленного научно-промышленного потенциала конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, стимулирования быстрого распространения технологий современного технологического уклада, защиты внутреннего рынка и поощрения экспорта перспективной отечественной продукции. Одновременно должны быть созданы условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров необходимой квалификации, создание необходимой информационной инфраструктуры, а также системы защиты интеллектуальной собственности. При этом необходимо учитывать имеющиеся ограничения финансового, информационного, кадрового потенциала, который может быть мобилизован на приоритетных направлениях научно-технической политики.

2. Базовой предпосылкой формирования новой государственной экономической политики в различных областях выступает нравственноценностный императив. Помимо ориентационной роли, ценности являются предпосылкой сплочения государства и общества, элитарных и неэлитарных групп. Одновременно ценности являются формой выражения цивилизационной специфики коммуникаций государства и общества, предполагая трансляцию традиций и обычаев общества в систему принятия решений.

При разработке экономической политики государства наиболее актуальным является вопрос соответствия выбранной модели экономического развития государства и необходимого для ее реализации комплекса мер национальным традиционным формам социально-экономических институтов, выработанным на протяжении столетий, среди которых одной из основных является национальный экономический менталитет [9]. По своей структуре менталитет включает в себя, прежде всего, нечто коллективное, структуры национального характера, действующие спонтанно и не проходя через сознание. Это коллективное бессознательное является определенной совокупностью если не черт характера, то мировоззренче-ски-психологических установок, превратившихся в принципы и привычки, уже бесспорно проявляющиеся в чертах характера (например, терпение, чувство справедливости, рационализм и т. д.),

систему укоренившихся способов, форм и норм жизнедеятельности, ряд наиболее глубоко укоренившихся традиций, стереотипов поведения.

Рассмотрение государства в качестве особого носителя общенациональных интересов дает возможность поднять вопрос о наличии и особенностях государственной идеологии.

Наличие этого идейного явления обусловлено потребностью системы принятия государственных решений в наличии программно-ориентационных

Вектор совершенствован

инструментов; необходимостью концептуальных ограничений для постановки конкретных задач государственного экономического развития; обязательностью поддержания в обществе определенного уровня солидарности граждан, что, в свою очередь, задает прочность коммуникации государства и социума, внутреннюю целостность последнего.

В соответствии с выделенными императивами должен быть определен вектор совершенствования экономической политики (табл. 3).

Таблица 3

экономической политики1

Основные позиции Действующая экономическая политика [4] Экономическая политика, формируемая на основе выделенных императивов

Оценка экономического развития Существенное отставание в экономическом развитии от основных государств мира Экономический рост за счет внедрения научнотехнических достижений и реализации геоэко-номических интересов

Реализуемая экономическая модель Ресурсно-сырьевая база индустриальных стран Инновационный тип (на основе реализации человеческого капитала)

Цели экономической политики Институциональное целеполагание, теневые цели Ценностное целеполагание (нравственная экономика)

Органы, функции, инструменты государственного управления Дефицитны Целенаправленно организованная система

Стимулы и мотивы Эгоизм и страх На основе баланса интересов: бизнес+человек, общество, государство

Финансовые ресурсы Монетаристский организованный дефицит Национальнодоступные инвестиционные ресурсы

Общественно-политическое положение Неустойчивое снижение политического веса на международной арене, потеря суверенитета и возможное территориальное дробление На основе удовлетворения базовых интересов -сильное и долгосрочное, сохранение влияния на развитие системы международных отношений в краткосрочной перспективе, повышение влияния в долгосрочной, укрепление суверенитета и территориальной целостности

Ориентиры экономической политики Ориентация на одну главную цель - стабильность товарных цен, которой следует подчинить все другие задачи политики Ориентация на «общественное благо», т. е. благо для всех, но не в ущерб блага каждого, в основе лежит доминант эффективной реализации национально-государственного интереса, ориентированного на стабильность реализации индивидуальных экономических интересов

Развитие социальной сферы Низкий уровень жизни большинства населения, демографический кризис, разрушение систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения Рост уровня жизни населения, приоритетное развитие системы образования, стабилизация экономических показателей, совершенствование и развитие систем здравоохранения и социальной защиты

Позиционирование в духовной области Упадок национальной культуры, принятие чуждых западных ценностей, духовная деградация нации Опора на национальную идею и ценности в совокупности с их адаптацией к условиям глобальной интеграции

Сегодня высшим руководством страны заявлен курс на будущее - это курс на восстановление России в качестве великой мировой державы [6].

Держава - это форма взаимосогласования интересов центра и регионов, взаимной ответственности государственной власти и личности. Необходимыми компонентами державы являются тра-

1 Разработано авторами на основе исследований В. И. Якунина, В. Л. Макарова, С. С. Сулакшина, Б. Н. Кузы-ка, В. М. Юрьева и др.

диционные для России местное самоуправление, многоуровневая система обратной связи общества и власти. При этом специфика и история России ставят вопрос о традиционной обусловленности в стране и духовной власти.

Сутью державной экономической политики является сохранение собственных специфических экономических интересов в перманентном многополярном мире во благо достижения своих высших целей и приоритетов развития, но не в ущерб

и не за счет разрушения суверенитета других государств, ущемления их национально-государственных интересов. При этом конкретные формы и механизмы реализации державной экономической политики строятся на принципе гармонии интересов каждого человека, каждой национальной и социальной группы, каждого народа с национальными интересами суверенного государства. Трансформация экономической политики национального государства означает постепенный переход ее в новый режим взаимодействия национальных экономических интересов.

Детерминантами державной экономической политики являются [5]:

1. Стремление к лидерству, основанное на инновационном развитии всех отраслей хозяйства.

2. Всестороннее рациональное использование природно-ресурсного, человеческого и духовного потенциалов России для повышения эффективности функционирования национальной экономики.

3. Экономическое сотрудничество на взаимовыгодной основе со странами мира, поиски его оптимальных форм и направлений.

Таким образом, детерминанты державной экономической политики указывают на следование выделенным инновационному и нравственноценностному императивам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, державной экономической политике свойственны: гибкость и возможности целесообразного совмещения сущностных черт различных социально-экономических систем и формаций; способность кардинально улучшить и оптимизировать российскую хозяйственную динамику; лишенность идеологического догматизма; базирование на комплексе традиционных современных ценностей национального и интернационального характера. Это позволит России утвер-

дить себя в совершенно новом качестве, соответствующем ее потенциальным возможностям.

Исследование эволюции представлений о способах согласования экономических интересов государства позволяет заключить, что выбор той или иной модели согласования интересов определяется, прежде всего, характерными для данного исторического периода условиями экономического развития. Однако, на наш взгляд, при определении инструментов согласования интересов необходимо также учитывать специфику национального менталитета (хозяйственной мотивации) экономических субъектов, чтобы методы государственного воздействия были адекватны как экономическим, так и моральным возможностям хозяйствующих агентов.

Основу державной экономической политики на современном этапе хозяйствования должно составлять нравственно-ценностное целеполагание. Различают два основных представления о целепо-лагании как процессе [3]. Во-первых, механистическое, при котором целью является достижение определенного уровня по ряду параметров системы (ВВП на душу населения, уровень инфляции, уровень безработицы и т.д.). Данный вариант це-леполагания представлен в действующей версии экономической политики. Во-вторых, нравственно-ценностное. Данное представление учитывает множественность целей, неупорядоченность определения целей экономической политики с социально-нравственных позиций. В основе выбора целей в данном случае лежит множество факторов (менталитет, мнения, отношения, стереотипы и др.). Целеполагание на базе социальных представлений значительно усложняет формализацию критериев развития экономики. Нравственно-ценностное целеполагание должно являться основой державной экономической политики на современном этапе хозяйствования (рис. 2).

Обеспечение державного характера реализации государственной экономической политики (достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы)

Духовное возрождение нации

Формирование инновационноориентированной экономики на основе реализации человеческого капитала Обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, социального благополучия и согласия, формирование общества, основанного на доверии и ответственности, снижение социальной поляризации

Поддержание конкурентоспособности страны на мировом уровне и становление одним из глобальных центров мирохозяйственных связей Обеспечение высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, что создаст благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала населения и динамичного развития бизнеса

Рис. 2. Система целей державной экономической политики

При формировании державной экономической политики целесообразно акцентировать внимание на выделении основных принципов этической направленности.

Первый принцип требует отдавать приоритет показателям качества жизни населения над макроэкономическими индикаторами. Традиционные индикаторы, используемые для оценки развития национальной экономики должны отойти на второй план и уступить место таким показателям качества жизни, как уровень рождаемости, продолжительности жизни, ее естественного воспроизводства, удовлетворенность населения условиями жизни, справедливость власти, доступность образования, безопасность людей, нравственное состояние общества [10].

Второй принцип указывает на необходимость равноправного сочетания моральных и государственных правовых норм при регулировании поведения экономических агентов. Таким образом, моральные нормы выступают в качестве специфического корректора действующих государственных правовых норм, выполняющих регулятивные функции в экономической деятельности. Третий принцип - принцип учета коммунитарных ценностей (справедливость, на-

ция, родина, семья), который выражает потребность в отношениях патернализма и социальной справедливости - предъявляет особые требования к процессам совершенствования экономической политики. Совершенствование должно проводиться на основе гуманистической концепции «экономика для человека»; отсюда выдвигается условие, чтобы на начальных стадиях этого процесса жизненный уровень населения не ухудшался, а на последующих этапах он должен неуклонно возрастать.

В ходе разработки державной экономической политики выявляются личные, групповые и общественные потребности и выдвигаются основанные на этических принципах стратегии согласования общественных, групповых и личных интересов. Также осуществляется выбор тактических средств для удовлетворения производственных и личных потребностей, зафиксированных в программных документах государства.

Для создания основы перехода к интеллектуально-нравственной экономике в соответствии с выделенными императивами державной экономической политики необходимо разработать направления и комплекс мер по реализации (табл. 4).

Таблица 4

Направления и комплекс мер державной экономической политики в соответствии с инновационным

и нравственно-ценностным императивами

Направление державной экономической политики Комплекс организационноэкономических мер Ожидаемые результаты

Обеспечение инновационного развития национального хозяйства и перманентного занятия им экономических ниш в мировом хозяйстве - поддержка новых видов активности, позволяющих национальным фирмам повысить свою эффективность и выйти на новые рынки (данный подход позволяет ограничить временные рамки предоставления поддержки периодом, в течение которого данные виды активности остаются новыми для большинства экономических агентов); - стимулирование внедрения современных систем управления производством; - организация рынков сбыта инноваций; - реструктуризация сырьевых отраслей экономики, характеризующихся относительной избыточностью производственного потенциала; - проведение политики формирования ценовых пропорций, направленная на поддержание конкурентоспособности отечественных производителей, а также стимулирование платежеспособного спроса на инновации в сфере производства - успешная реализация инновационных проектов на начальных стадиях реализуемых проектов модернизации экономики; - устранение недоверия между потенциальными участниками процесса порождающегося предшествующим опытом посредством реализации серии успешных проектов, доказывающих возможность взаимодействия между бизнесом и государством; - разрешение структурных проблем встраиванием относительно избыточного производственного потенциала страны в систему мирохозяйственных связей; - ускорение роста уровня жизни как предпосылка расширения емкости внутренних рынков и экономического пространства для внедрения инноваций, повышающих качество продукции потребительского назначения

- субсидирование процентных ставок по кредитам; - нулевая экспортная пошлина; - софинансирование сертификации; - инвестиционные кредиты в поддержку импорта технологических комплексов; - стимулирование спроса на инновации

Направление державной экономической политики Комплекс организационноэкономических мер Ожидаемые результаты

- снижение налоговой нагрузки на НИОКР и другую инновационную деятельность; - применение налоговых инструментов стимулирования спроса на инновации - налоговое стимулирование НИОКР

- совершенствование законодательства для стимулирования ввоза передовых технологий и реализации совместных технологических проектов; - развитие технических регламентов и их гармонизация с международными - развитие международной технологической интеграции

- разработка крупных инновационных проектов государственного значения; - совместное прогнозирование технологического развития и экспертиза конкурсных заявок; - создание региональных инновационных кластеров - развитие частно-государственного партнерства в сфере инновационной деятельности

- разработка программ партнерских НИОКР; - организация тендеров по партнерским НИОКР-проектам; - предоставление квот по участию предприятий в выполнении субконтрактов для государственных нужд - инновационная направленность системы государственных закупок

Обеспечение нравственноценностного возрождения нации и усиления этической составляющей в экономике - обеспечение транспарентности финансовых потоков в национальной экономике; - расширение набора кредитных форм и услуг, включая кредиты широким слоям населения; - введение прогрессивной системы налоговых ставок, позволяющей увеличить поступления в доходную часть бюджета и создать условия для направления части налоговых сборов на пенсионное обеспечение; - точное финансирование социально-значимых проектов; - разработка, введение и ревизия этических норм, регулирующих экономические отношения; - увеличение доли социальных инвестиций в общем числе государственных инвестиций (в улучшение пенсионного и жилищного обеспечения); - перераспределение средств доходной части бюджета на финансирование реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения; - наращивание вложений в человеческий капитал (в профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, совершенствование организации труда, охрану труда и здоровья работников); - инвестиции в образование; - финансовая помощь студентам и их семьям (гранты, долгосрочные кредиты, налоговые льготы на оплату обучения) - сглаживание дифференциации по доходам; - повышение доверия населения к власти, экономическим порядкам и институтам, людей друг к другу; - устранение конфликтов на фоне социальной несправедливости; - улучшение экологической обстановки в стране; - формирование позитивной мотивации к труду; - сглаживание межнациональных конфликтов; - улучшение демографической ситуации в стране; - повышение интеллектуального потенциала нации и отдельных ее членов; - укоренение более адекватных форм рационального поведения людей; - улучшение социально-экономического статуса человека; - интеграция маргинальных слоев в общественную жизнь; - обеспечение полной занятости; - рациональная организации иммиграции; - повышение образовательного уровня; - создание реальной обратной связи по линии народ - власть

Таким образом, в статье обоснована необходимость пересмотра императивов государственной экономической политики и разработаны соответствующие направления и комплекс мер по ее реализации в современных российских условиях под влиянием мировых тенденций развития.

Литература

1. Глазьев С. Ю. О стратегии развития российской экономики // Научный доклад. М., 2006.

2. Глобальный кризис западной цивилизации и России / отв. ред. Г. В. Осипов. 2-е изд., доп. М., 2009.

3. Гордон М. В. Институциональный аспект механизма целеполагания в экономической политике государства // Научные труды ДонНТУ. Сер.: Экономическая. Вып. 89-3, 2005.

4. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина Росии. К умной и нравственной экономике: в 5 т. М., 2008.

5. Державная экономическая политика России и глобализирующемся мире: монограф. / В. М. Юрьев, Г. В. Козлова. Тамбов, 2009.

6. Задание Путина: курс на Державность. URL: http:// www.nakanune.ru

7. Коваль А. А. Совершенствование формирования государственной экономической политики // Вестн. Тамб. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. Вып. № 8 (64).

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

9. Новиков А. В. Национальный экономический менталитет в контексте российских реформ: историко-экономический очерк. СПб., 2006.

10. Петросян Д., Фаткина Н. Нравственно-этические факторы в повышении эффективности хозяйствования // Вопросы экономики. 2008. № 2.

11. Россия в цифрах. 2008: Краткий стат. сб. / Росстат. М., 2008.

12. Симчера В. М. Развитие экономики России за 100 лет: 1900-2000. Исторические ряды, вековые тренды, институциональные циклы. М., 2006.

13. Соболева И. В. Человеческий и социальный капитал - определяющие факторы современного экономического

развития // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. Научные записки и очерки / Рук. исслед. проекта, науч. ред. О. Т. Богомолов. М., 2008.

* * *

PROBLEMS OF STATE DEAL IMPERATIVE IDENTIFICATION IN ACCORDANCE WITH MAJESTY CONSEPTION

V. V. Androsov, E. K. Karpunina

The purpose of this article is to specify the main points of the process of forming and implementation of State Deal, natural-resources potential of Russian Federation, systematization of restraints imposed on of Russian Federation economic policy, identification of state deal imperatives under the conditions of the present-day Russian reality. The result of the research made is that the correspondence of the assigned imperatives to determinants of the economic majesty nation-state policy is justified. In addition, lines and complex of arrangements to the economic majesty policy is proposed in accordance with the assigned imperatives.

Key words: economic policy, majesty, innovative imperative, moral-values imperative.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.