Научная статья на тему 'Провокативные политические технологии в ходе избирательных кампаний в Бундестаг в 2005 и 2009 гг'

Провокативные политические технологии в ходе избирательных кампаний в Бундестаг в 2005 и 2009 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
116
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АМЕРИКАНИЗАЦИЯ" ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ / "AMERICANIZATION" OF AN ELECTION CAMPAIGN / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / ХДС/ХСС / CDU/CSU / СДПГ / SPD / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / POLITICAL IMAGE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белинский Андрей Викторович

В статье рассматривается вопрос о том, являются ли современные коммуникации в политической сфере способом донесения информации до избирателя или же представляют собой средство инсценировки, подменяя реальные действия и программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative strategies of political parties in the course of the electoral campaigns in bundestag in 2005 and 2009

The article asks whether modern communications in the political sphere are a kind of method to deliver information to the voter, or constitute a means that substitutes real actions and programs.

Текст научной работы на тему «Провокативные политические технологии в ходе избирательных кампаний в Бундестаг в 2005 и 2009 гг»

А.В. Белинский

ПРОВОКАТИВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В БУНДЕСТАГ В 2005 и 2009 гг.

В статье рассматривается вопрос о том, являются ли современные коммуникации в политической сфере способом донесения информации до избирателя или же представляют собой средство инсценировки, подменяя реальные действия и программы.

Ключевые слова: «американизация» избирательной кампании, выборы, ХДС/ХСС, СДПГ, политический имидж, информационные технологии.

В конце XX - начале XXI в. немецкая партийно-политическая система переживает серьезный кризис. Этот кризис обусловлен структурными изменениями, происходящими в социальной сфере, экономике, политической культуре и т. д. В первую очередь обращает на себя внимание переход от системы умеренного плюрализма к пятипартийной системе (система поляризованного плюрализма)1. В Боннской республике, просуществовавшей с 1949 по 1998 г., ведущую роль играли три партии - консервативный блок ХДС/ХСС, либеральная Свободная демократическая партия и Социал-демократическая партия Германии. Однако начиная с середины 1980-х гг., с усилением партии «Зеленые» и появлением в 1990-х на политической сцене Партии демократического социализма (с 2007 г. - «Левые»), партийно-политическая система претерпела существенные изменения. Появление новых игроков на политической сцене должно было неизбежно привести к неустойчивости политической системы, усилению конкуренции между партиями. Второй особенностью изменений в партийно-политической системе стал кризис двух ведущих партий, Христиан-ско-демократического союза и Социал-демократической партии

© Белинский А.В., 2014

Германии. «Народные партии» ХДС/ХСС и СДПГ, как отмечает В.П. Иерусалимский, казалось бы, навечно призванные формировать пути немецкой истории, как-то вдруг (на самом деле совсем не вдруг) оказались охваченными кризисными явлениями2. Кризис двух крупнейших немецких партий был далеко не случайным, и вызван он несколькими взаимосвязанными причинами - стиранием различий между ХДС/ХСС и СДПГ, размыванием электоральной базы партий, усилением конкуренции со стороны партий «второго эшелона» (СвДП, «Союз 90/Зеленые», «Левые»). К тому же в последнее время под сомнение была поставлена сама идея парламентской демократии и партий, которые, исходя из Основного закона ФРГ, должны содействовать «формированию политической воли народа»3.

Страх лишиться своего доминирующего положения заставляет партии искать новые методы привлечения электората. Колоссальный скачок, который сделали в своем развитии средства массовой коммуникации (телевидение, интернет) за последние 20 лет, открывает большие возможности для политиков. Вместе с тем вопрос о том, какую роль играют современные коммуникации в избирательных кампаниях ФРГ, остается. Так, ряд исследователей заявляют об «американизации» выборов, которая, по их мнению, выражается в «персонализации» выборов, широком использовании манипулятивных технологий и т. д. Томас Мергель в своем исследовании «Пропаганда после Гитлера», напротив, утверждает, что тезис об «американизации» выборов не имеет под собой оснований: «"Театрализация" выборов выражена в меньшей степени не только по сравнению с США, но по сравнению, например, с Италией, где не только Сильвио Берлускони создал сплав из массмедиа и политической системы...»4.

Чтобы ответить на вопрос, являются ли современные коммуникации лишь средством донесения информации до избирателя или же средством манипуляции, подмены понятий, мы решили проанализировать избирательные кампании партий в Бундестаг в 2005 и 2009 гг. и ответить на следующие вопросы: Какая роль отводится печати, телевидению, интернету в избирательной кампании? Используются ли технологии, которые можно отнести к манипу-лятивным? Опираются ли партии на свои программные установки или же на искусственно создаваемый имидж кандидата?

Уже изучение тех мероприятий, которые были осуществлены на начальном этапе кампании, позволяет говорить о том, что большинство партий уделяли повышенное внимание к средствам массовой коммуникации. Хотя подготовкой к выборам СДПГ

занимался избирательный штаб, костяк которого составили члены партии, было налажено тесное сотрудничество с рекламными агентствами «BUTTER», Face2net, Becker/Kronacher Compact-Team, которая организовала партийный съезд в Лейпциге в 1998 г. Уже в 1990-е гг. «визитной карточкой» СДПГ стало активное привлечение экспертов по работе СМИ, PR-специалистов. Во время предвыборной кампании 1998 г. кандидата социал-демократов Г. Шредера консультировали Бодо Хомбах, возглавлявший до этого избирательный штаб другого социал-демократа Й. Рау, и Уве-Карстен Хайе, работавший еще в 1970-х в качестве пресс-секретаря В. Брандта5.

Впрочем, и сам Герхард Шредер, прозванный «медиаканцле-ром», достаточно хорошо понимал значение средств коммуникации в политике: «Важно не только иметь идеи, но и уметь передавать их»6. Этот тезис во многом разделял и основной противник действующего канцлера консервативный блок ХДС/ХСС. Организация предвыборной кампании христианских демократов осуществлялась агентством «team Zukunft». Образцом для консерваторов послужила кампания Республиканской партии США в 2004 г. («Victory 04» Program)7. Наряду с традиционными средствами агитации ставка делалась на Интернет, помощь добровольцев-волонтеров и поездки кандидата по стране. Не меньшая роль в избирательных кампаний отводилась и различным центрам изучения общественного мнения. Хотя партии и раньше использовали исследования, проведенные Алленсбахским институтом демоскопии или «Forsa», их значение в последнее время сильно возросло в связи с тем, что произошли серьезные изменения в социальной структуре общества, а также увеличилось число граждан, не имеющих постоянных политических симпатий (Wechselwähler).

Как мы видим, в избирательных кампаниях партий коммуникационная составляющая занимает все большее место, оттесняя программы на второй план. При этом нужно отметить, что изменился сам характер политических коммуникаций. В 1970-1980-е гг. возможности влияния партий на избирателей ограничивались изданием предвыборных газет и плакатов, выступлением партийных лидеров на митингах и в дебатах на телевидении (Elefantenrunde) непосредственно перед выборами. Далеко не последнюю роль в избирательной кампании играли оценки прессы, а также телеканалов ARD и ZDF, которые, конечно, не были политически беспристрастны и могли симпатизировать тому или иному политическому деятелю. Однако сами политические партии не могли прямо оказывать влияние на позицию СМИ. Развитие Интернета, появ-

ление электронных сайтов, блогов и частных телеканалов открыло широкие возможности для пропаганды, а также для манипуляции общественным мнением.

Второй особенностью современных выборов стала «негати-визация», т. е. акцентуация внимания на просчетах (зачастую вымышленных) оппонентов. Стратегия социал-демократов в ходе предвыборной кампании 2005 г. базировалась на решении двух взаимосвязанных задач: отвлечь внимание избирателей от провалов «красно-зеленой» коалиции; представить возможную победу ХДС/ ХСС и СвДП как начало проведения неолиберальных реформ и демонтажа социального государства. Как мы видим, эта стратегия изначально строилась на искажении действительности, подмене понятий и навязывании избирателю собственной повестки дня и т. д. При этом основным объектом критики должна была стать А. Меркель, кандидат на пост канцлера от ХДС/ХСС. «Ее позиция по отношению к войне в Ираке предоставляла благодатную почву для атаки, с тем чтобы выставить ее склонной к политическим авантюрам и поставить на одну ступень с совершенно непопулярным в Германии Дж. Бушем»8.

Социал-демократы еще в ходе выборов в 1998 г. сделали ставку на новые коммуникационные технологии (Интернет, предвыборные ролики), что, в свою очередь, было прямым заимствованием у лейбористской партии Великобритании9. В мае 2005 г. во время выборов в ландтаг земли Северный Рейн-Вестфалия социал-демократы впервые начали использовать блоги в Интернете. С началом избирательной гонки в сети появились несколько платформ, которые хотя не были напрямую связаны с избирательным штабом партии, но тем не менее играли существенную роль в мобилизации сторонников СДПГ и агитации. Особенно следует выделить сайт www.wirkaempfen.de («мы боремся». - А. Б.). Модераторы, которые находились в Берлине, наладили обмен информацией со сторонниками партии. Так, пользователям предлагалось высказать на сайте свое мнение по ряду вопросов: «Чем мы гордимся?», «За что мы боремся?», «Почему Меркель вредит Германии?»10. Лучшие ответы были использованы в предвыборных материалах (в частности, при создании плакатов СДПГ).

Агрессивная тактика социал-демократов, которая помогла им остаться в правительстве, пусть и в роли младшего партнера ХДС/ ХСС, стала образцом для других партий. Как и на предыдущих выборах, основным каналом коммуникации между партиями и электоратом стал Интернет, и в первую очередь социальные сети (Facebook, My Space, StudiVZ), а также видеохостинги (Youtube,

БИекг, Ркава). Анализ контента предвыборных роликов, сайтов и социальных сетей показал, что основное внимание партии уделяют собственным мероприятиям, выступлениям кандидатов и т. д. При этом социально-экономические проблемы и пути их решения отходили на задний план.

Контент-анализ сайтов партий во время избирательной кампании в Бундестаг в 2009 г. показал, что «малые партии» СвДП и «Союз 90/Зеленые» в ходе подготовки к парламентским выборам основные усилия направили на мобилизацию собственного электората, а также тех, кто успел разочароваться в деятельности «большой коалиции». При этом, как и в 2005 г., мобилизация сторонников проводилась не за счет позитивной программы, а благодаря агрессивной кампании против оппонентов. Впрочем подобной стратегии придерживались и ХДС/ХСС, и СДПГ. Так, накануне выборов в Европарламент, которые проходили летом 2009 г., социал-демократы выпустили ролик, в котором подвергли жесткой критике другие партии11: «Финансовые акулы выбрали бы СвДП», «Любители пустых слов выбрали бы "Левых"» и т. д.

Другим отличительным трендом избирательных кампаний 2005 и 2009 гг. стала «персонализация» выборов. Хотя фигура кандидата на пост канцлера всегда находится в центре внимания СМИ и общественности, начиная с середины 1990-х гг. характер «персонализа-ции» существенно изменился. Если раньше кандидат олицетворял либо партийную программу, либо базовые принципы партии, то в настоящий момент можно говорить о превращении фигуры политика в бренд, т. е. искусственно созданный образ. Это очень хорошо видно по предвыборным выступлениям, а в особенности по теледебатам Г. Шредера в 2005 г. Канцлер, который на протяжении всего второго срока подвергался резким нападкам за жесткие экономические реформы, с началом предвыборной кампании мгновенно превратился в защитника социального государства. В этом плане были весьма показательны теледебаты обоих кандидатов на пост канцлера, Г. Шредера и А. Меркель, которые состоялись 4 сентября 2005 г. Если центральной темой выступления А. Меркель стала налоговая реформа и оживление экономической конъюнктуры, то действующий канцлер акцентировал внимание на социальной справедливости, что позволило перевести дискуссию в нужное ему русло. При этом канцлер действовал намного агрессивнее, чем его оппонентка. Анализ его высказываний показывает, что примерно 44,3% из них были направлены против оппонента12. Хотя большинство экспертов посчитали аргументы председателя ХДС более убедительными, общественное мнение отдало предпочтение Г. Шредеру.

Как мы видим, за последние 15-20 лет роль политических коммуникаций в ФРГ претерпела кардинальные изменения. Если раньше основная их задача заключалась в донесении идейно-политических ценностей до общества, в политической социализации сторонников, то теперь, как показали последние избирательные кампании в Бундестаг, они становятся средством формирования виртуальной реальности. Многие исследователи уже поспешили провозгласить наступление эпохи «постдемократии» (К. Крауч). «Быть» в «постдемократии» фактически означает «быть показанным», «упомянутым», «отмеченным - именно так можно кратко охарактеризовать ее суть. Однако более уместным будет говорить о кризисе традиционной представительной демократии, который партии пытаются преодолеть за счет использования новых коммуникационных технологий. Хотя в краткосрочной перспективе подобная стратегия может быть успешной, но в целом она будет способствовать дальнейшему падению доверия к партиям и демократическим институтам.

Примечания

1 См.: Основы теории политических партий: Учеб. пособие / Под ред. С.Е. Заславского. М.: Европа, 2007. С. 226.

2 См.: Иерусалимский В.П. Правоцентристский сегмент партийно-политической системы в процессе ее общей трансформации // Вестник Московского ун-та. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. 2010. № 2. С. 66.

3 Основной закон Федеративной Республики Германии. http://lawers-ssu.narod. ru/subjects/constzs/germany.htm

4 См.: Mergel T. Propaganda nach Hitler: Eine Kulturgeschichte des Wahlkampfes in der Bundesrepublik 1949-1990. Göttingen, Westfallen Verlag, 2010. S. 361.

5 См.: Focus. Fürsten der Finsternis. 14.09.1998. S. 102-103.

6 Ibid.

7 См.: Magerl F., von Seldenek K, Pahls C. Idee, Entwicklung und Start des teAM Zukunft // Melchert F., Magerl F., Voigt M. In der Mitte der Kampagne -Grassroots und Mobilisierung im Bundestagswahlkampf 2005. poli-c-books, Berlin; München, 2006. S. 92.

8 См.: GeislerA., GersterM. Zentral geplant, lokal gekämpft: Der Wahlkampf der SPD zur Bundestagswahl 2005. Der Wahlkreis 293 Biberach als Fallbeispiel // Nikolaus J. Wahlkämpfe in Deutschland: Fallstudien zur Wahlkampfkommunikationen 1912-2005. Wiesbaden VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2007. S. 262.

9 Jun U. Der Wandel von Parteien in der Mediendemokratie. Frankfurt am Main, 2004. S. 329.

10 Cm.: Exkurs: Rote Grashalme - Online - Kämpfer an der SPD - Basis // Melchert F., Magerl F., Voigt M. In der Mitte der Kampagne - Grassroots und Mobilisierung im Bundestagswahlkampf 2005. poli-c-books. Berlin; München, 2006. S. 81.

11 Cm.: TV-Spot der SPD zur Europawahl 2009. http://www.youtube.com/ watch?v=65fij17NfRg

12 Cm.: «Maier J. Frau Merkel wird doch noch Kritik ertragen können...»: Inhalt, Struktur, Wahrnehmung und Wirkung des wirtschaftspolitischen Teils der Fernsehdebatte 2005. // Gabriel O.W., Weßels B., Falter J.W. (Hrsg.) Analysen aus Anlass der Bundestagswahl 2005. Wiesbaden, VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2009. S. 177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.