Научная статья на тему 'Провинциальные студенты в творчестве П. А. Корсакова'

Провинциальные студенты в творчестве П. А. Корсакова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
64
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПРОВИНЦИАЛ / ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР / КОНФЛИКТ МЕЖДУ ИДЕАЛОМ И РЕАЛЬНОСТЬЮ / STUDENT / PROVINCIAL / EPISTOLARY GENRE / CONFLICT BETWEEN IDEAL AND REALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хикита М.

Статья посвящена образу провинциального студента в творчестве Петра Александровича Корсакова (1790—1844). Данная проблема рассмотрена в двух аспектах: анализ основывается на сравнении героя-студента с другими литературными типами эпохи, а также на привлечении реалий современной автору студенческой жизни. В работе отмечены также некоторые связи русской и западноевропейской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Провинциальные студенты в творчестве П. А. Корсакова»

Хикита М. ©

Аспирант, кафедра истории русской литературы,

Санкт-Петербургский Г осударственный университет

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ СТУДЕНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ П. А. КОРСАКОВА

Аннотация

Статья посвящена образу провинциального студента в творчестве Петра Александровича Корсакова (1790—1844). Данная проблема рассмотрена в двух аспектах: анализ основывается на сравнении героя-студента с другими литературными типами эпохи, а также на привлечении реалий современной автору студенческой жизни. В работе отмечены также некоторые связи русской и западноевропейской литературы.

Ключевые слова: студент, провинциал, эпистолярный жанр, конфликт между идеалом и реальностью.

Keywords: student, provincial, epistolary genre, conflict between ideal and reality.

Студенчество - одна из распространенных тем русской классической литературы. На протяжении XVIII —XIX вв. к ней обращались М. Д. Чулков, А. Н. Радищев, А. С.

Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. М. Языков, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и многие другие авторы.

В русской литературе XIX в. одним из первых эту тему затронул Петр Александрович Корсаков. Корсаков родился в дворянской семье в селе Буриги Псковского наместничества. Он получил домашнее образование. Службу начал в Министерстве финансов, по делам которого в 1808 г. был направлен в Голландию. Пользуясь этим, Корсаков основательно изучил голландский язык и литературу [11, 88]. Позже, в конце 1830—1840-х гг. он издал несколько переводов голландской словесности и очерк голландской литературы [4, 429, 449]. Вернувшись в 1810 г. в Петербург, продолжил служить в Министерстве финансов, но в 1813 г. перешел на службу в Дирекцию императорских театров и активно включился в литературную и театральную жизнь.

В начале 1817 г. Корсаков основал еженедельный журнал «Русский пустынник, или Наблюдатель отечественных нравов», став его единственным автором в первом полугодии [11, 88]. В журнал входили зарисовки с натуры, письма вымышленных корреспондентов идругие юмористические произведения, в ряде которых появляются провинциальные студенты, приехавшие в столицу с мечтой об успехе.

Студенческая тема привлекла внимание редактора журнала неслучайно: в начале XIX столетия в Российской империипоявилосьсразу несколько провинциальных университетов, целью которых была подготовка образованных людей, в которых, в частности, остро нуждался государственный аппарат. В связи с этим провинциалы стали рассматривать высшее образование как способ подняться по социальной лестнице. Например, Казанский университет, основанный в 1804 г., рассматривался местными разночинцами и дворянами как подготовительная ступень для службы в столице [3, 148]. Один из успешных студентов той эпохи, Владимир Иванович Панаев, закончивший в Казани гимназию (1805—1807) и университет (1811—1815), приехав в Петербург после учебы, сразу выступил со своими произведениями в журналах, одновременно (в 1816 г.) начав служить в Департаменте Министерства Юстиции [2, 514—515].К подобному социальному типу и обратился в своих сочинениях Корсаков, впрочем, оценивая карьерные перспективы провинциальных выпускников весьма иронично.

© Хикита М., 2013 г.

Произведения Корсакова написаны в эпистолярном жанре. Редактор ставит перед собой задачу раскрыть душевные переживания экс-студента в столице. Следует заметить, что на корсаковскую разработку темы повлияла более широкая традиция изображения злоключений провинциала в большом городе, также представленная и произведениями в эпистолярной форме, характерными для сентиментальной литературы [8, 736]. Главным сюжетообразующим мотивом здесь является конфликт героя-провинциала со столичными реалиями и сложность адаптации к новым условиям жизни.

Так, «Провинциал в Петербурге» (1810) М. Н. Макарова представляет собой письмо некоего чувствительного героя,который «родился, вырос и воспитан в тишине и свободе жизни сельской» [9, 6—7], адресованное его друзьям. Приехав в столицу, автор письма удивился суете большого города: «Жилище мое самое шумное, самое многолюдное, так что от беспрестанного крику и шуму я часто забываю, где я и что я?» [9, 6]. Тема столкновения провинции и столичного города позднее возникает в серии фельетонов К. Ф. Рылеева «Провинциал в Петербурге» (1821). Провинциальный помещик боится многочисленных столичных магазинов, где продают модные вещи, «только что привезенные из Парижа» [12, 33]. Осмотр Казанского собора привёл к тому, что жена этого помещика купила очень дорогую вещь. Противопоставление уклада жизни в провинции и столичном городевозникает и в произведениях самого Корсакова.

В центре «Похождения коломенского старожила» (1817) 54-летний провинциал из Львова, который уже долго живет в Петербурге. После окончания университета, он приехал в столицу. Бывший студент вспоминает о своей молодости в письме, адресованном редактору журнала «Русский пустынник». Вероятно, в этом произведении Корсаков делится впечатлениями и собственных юных лет: «коломенский старожил» —один из псевдонимов самого автора [10, 68].

Сразу бросается в глаза деталь, характерная для литературы о провинциалах в столице: львовский студент привозит с собойв Петербург «два рекомендательных письма» [7, 228]. Напомним, что и у макаровскогопровинциала было «множество рекомендательных писем» [9, 9]. В «Похождении» наблюдается и другой распространенный мотив —желание преуспеть в столице.

Ситуации, в которые он попадает, бывший львовский студент воспринимает через призму своего книжного опыта.Так, ожидая успех, который, как ему казалось, обязательно придёт к нему в будущем, провинциал отожествляет себя с историческими персонажами: «Подобно древнему Цезарю мечтал и он прийти, увидеть, победить» [7, 228].

Видимо, у героя в студенческие годы появилась сильная вера в силу просвещения. Он полагает, что наука, которой он занимался, откроет ему путь к успешному будущему. Однако по ходу сюжета происходит столкновение мечты и действительности: интеллектуальные возможности героя оказываются не востребованы. Для потенциальных работодателей гораздо важнее примитивное умение «сводить домовые счеты; вести долговую книгу, ходить по судебным местам; присматривать за трубочистом; сбирать» [7,

230]. Герой воспринимает это с обидой: «Я не для того учился у львовских профессоров, чтобы погрести мои знания под калиткою какого-нибудь Коломенского дома... Лучше умереть, нежели унизить мой гений» [7, 230]. Любопытно, что в другом своем произведении эпохи «Русского пустынника» — «Опыте светского словаря» —Корсаков говорит об уме как качестве, вовселишнем для светского общества: «Ум. — В настоящем светском определении значит свойство души, совершенно противоположное здоровому смыслу» [5, 210].

Тем не менее, провинциал начинает адаптироваться к условиям новой жизни,преодолевая безвыходную ситуацию благодаря литературному дару — одному из свойств, сформированных в учебные годы. Однако и здесь Корсаков верен своему ироничному взгляду: его герой знакомится с итальянцем-владельцем кондитерской лавки, и «едва конфетчик узнал, что сосед его - бедный питомец Муз, как приступил к нему с просьбою о сочинении стихов для конфетных своих билетов» [7, 231]. «Заказные стихи» [7,

231] и приводят студента к успеху, круг его общения начинает расширяться. Однако в

процессе адаптации былая страсть студента к творческой деятельности,к искусству постепенно гаснет. Подобно будущему гончаровскому герою, энтузиаст превращается в одного из петербургских обывателей. Даже театр, к которому он «пристрастился» [7, 232], используется, чтобы «сделать многие полезные для него знакомства» [7, 232].

В процессе приспособления к жизни в столице, провинциальный студент потерял прежние чувства: «Лета и обстоятельства потушили навсегда его творческий гений» [7, 235]. Несмотря на то, что ему и сейчас не чужда интеллектуальная жизнь, принципы героя изменились: «Умеренность и порядок единообразной жизни его хотя и не доставляли ему никогда восторгов так называемого земного блаженства, но за то наградили его другим приобретением — драгоценным в преклонных его летах» [7, 236].

В центре другого произведения Корсакова - «Письмо провинциального студента» (1817) некий ИфикратТихин, также приехавший «из провинции в Петербург» [6, 214] и теперь откровенно рассказывающий издателю о своих «столичных» переживаниях (сочетание имени и фамилии персонажа имеет парадоксальный и комичный характер: «тихий» герой носит имя знаменитого полководца древних Афин).Тихин — «физик» [6, 218]. Из его слов выясняется, что он учился девять лет: с 1808 по 1817 г. [6, 214]. Судя по его интересу к гуманитарным дисциплинам, он прошел курс в гимназии, где им уделялось большое внимание [1, 27], затем уже и в университете. Однако мы не можем определить, из какого конкретного города он приехал, так как в те годы существовало уже несколько университетов, при которых были основаны и гимназии.

Приехав в столицу, ИфикратТихин мечтал прославиться своей ученостью: «Теперь-то я покажу себя... Покажу то воспитание, которое мне привлечет похвалы — меня достойные. Какое удовольствие слышать повсюду около себя: как он умен! Как учен! ... И подлинно, я покажу свою ученость и глубокие познания в разговоре» [6, 214]. Однако вновь герой сталкивается с проблемой несовпадения отвлеченного знания и подлинной жизни.

Комичным образом это столкновение проявляет себя во взглядах Тихина на моду, целиком почерпнутых им из книг. Для своего представления в доме г-жи NN, студент готовит кажущийся ему эффектным наряд: «большие брыжи служили мне убором, достойным времён Генриха IV и моды Испанского платья» [6, 214]. Однако на деле этот костюм выглядит «смешным до чрезвычайности» [6, 215]. Другой бывший провинциальный студент, который за три года перед нашим героем закончил тот же университет и уже успел освоиться в Петербурге, отмечает, что у Тихина есть «недостаток в знании большого света» [6, 215], что Тихин «одет самым странным образом» [6, 215]. Любопытно отметить корсаковскоеопределение в «Опыте светского словаря»: «Смешное, странное (ridicule). — Значит на городском языке такое свойство, которое хуже всего на свете» [5, 209. Подчеркнуто мною. —М. Х.].

Этот же знакомый, который «более сведущ в обычаях Петербургских жителей» [6, 215], дает своему другу совет, определяющий еще одно важное качество для жизни в большом городе -скромность: «Никто, кроме лакеев, не носит красных жилетов; они должны быть как можно скромнее цветов: скромность есть первая добродетель общества» [6, 215]. Следует напомнить, что после адаптации коломенский старожил, ставший жителем столичного города, также пишет, что умеренность «лучше богатства» [7, 235].

Провинциальный студент, не знавший обычаев светского общества Петербурга, вызывает смех и своим неловким поведением, отсутствием многих навыков. Он не знает, что «кавалер должен подавать руку даме, им в столовую введенной» [6, 217], испытывая замешательство, вспоминает герой, «делая поклон, я задел ногою за стол» [6, 216], подходя к хозяйке, он роняет шляпу [6, 216]. Необходимо заметить, что даже долгое обучение не помогло Тихину и в дальнейшем приобрести навыки, которыми люди светского общества свободно владеют.

Столкновение с новой реальностью вызывают у «молодого неопытного провинциала, вступающего в большой свет» [6, 218], намерение адаптироваться к ней.Понимая, что о

жизни, в которой он оказался, «никакой автор Греческой, ни Латинской не писал» [6, 218], студент делает вывод, что «нам надобна практика, а не теория» [6, 213].

Корсаковское освещение конфликта отвлеченного знания и реальности, мечты и действительности, его изображение самой фигуры студента заставляет вспомнить о некоторых произведениях Э. Т. А. Гофмана. Однако между героями двух авторов есть и существенное различие. Для гофмановских студентов реальность — чуждое бытие. Они погружены в собственный мир, свободный от действительности [13, 236]. Персонажи, созданные Корсаковым, пытаются преодолеть трудности, отходя от своих принципов, от былыхидеализированных представлений о жизни и ее ведущих ценностях.

Литература

1. Алешинцев И. А. История гимназического образования в России (ХУШ-Х1Х век). СПб.: [Издание О. Богдановой], 1912. — 346 с.

2. Вацуро В. Э. Панаев Владимир Иванович // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. Т.4. С. 514—516. (Русские писатели 11— 20 вв. Серия биографических словарей)

3. Вишленкова Е. А., Малышева С. Ю., Сальникова А. А. Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в Х1Х-ХХ веках. Казань: Изд-во Казан.гос. ун-та, 2008. — 452 с.

4. Гастфрейнд Н. А. Товарищи Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею: Материалы для словаря лицеистов первого курса 1811-1817 г. СПб.: [Типография П. П. Сойкина], 1912. Т. 1. — 564 с.

5. Корсаков П. А. Опыт светского словаря // Русский пустынник. СПб.: [Типография

Императорского театра], 1817. № 10. С. 201—212.

6. Корсаков П. А. Письмо провинциального студента // Русский пустынник. СПб.: [Типография Императорского театра], 1817. № 25. С. 213—218.

7. Корсаков П. А. Похождение коломенского старожила // Русский пустынник. СПб.: [Типография Императорского театра], 1817. № 11. С. 227—237.

8. Кочеткова Н. Д. Сентиментализм. Карамзин // История русской литературы: В 4 т. Л.: Наука, 1980. Т. 1. С. 726—764.

9. Макаров М. Н. Провинциал в Петербурге // Аглая. М.: [Университетская типография], 1810. Ч. Х. № 6. С. 3—49.

10. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. М.: Всесоюзная книжная палата, 1957. Т. 2. — 386 с.

11. Осьмакова Н. И. Корсаков Пётр Александрович // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. Т. 3. С. 88—90. (Русские писатели 11—20 вв. Серия биографических словарей)

12. Рылеев К. Ф. Провинциал в Петербурге // Русский фельетон. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1958. С. 31—35.

13. Шевченко Г. А. К проблеме литературного характера в творчестве Гофмана («Daturafastuosa») // Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. М.: Наука, 1982. С. 235—246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.