Научная статья на тему 'Провинциальные конгрессистские министерства британской Индии и осуществление аграрной реформы в 1937-1939 гг'

Провинциальные конгрессистские министерства британской Индии и осуществление аграрной реформы в 1937-1939 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
244
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС / КОНГРЕССИСТСКИЕ МИНИСТЕРСТВА / АГРАРНАЯ РЕФОРМА / ЗАМИНДАРЫ / АРЕНДАТОРЫ / INDIAN NATIONAL CONGRESS / CONGRESS MINISTRIES / AGRARIAN REFORM / ZAMINDARS / TENANTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоусова Л.А.

Конгрессистские министерства пришли к власти в большинстве провинций Британской Индии в 1937 году, после победы партии Индийский национальный конгресс на выборах в законодательные ассамблеи центрального и провинциального уровней. Вопрос, касающийся реформирования системы землевладения, являлся для Конгресса одним из важнейших на протяжении нескольких лет. В статье рассматривается политика министерств по улучшению арендной системы и уменьшению крестьянских долгов в условиях, когда различия между провинциями по типу землевладения заставляли каждое из провинциальных правительств искать свой путь решения проблемы. Несмотря на все сложности, стоявшие перед министерствами, им частично удалось, за 2 года нахождения у власти, решить аграрный вопрос, неоднократно становившийся причиной столкновений между арендаторами и землевладельцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Congress ministries which came to the power in the majority of provinces of the British India in 1937 started the solution of an agrarian problem soon after formation of the governments. The question concerning the reforming of the system of land tenure was one of the most important for the Congress for several years. The article deals with the ministries’s policy to improve the rent system and reduce farmers’ debts in conditions when distinctions between provinces in land tenure forced each of the provincial governments to look for their own ways to solve the problem. Despite all the difficulties the ministries faced, they partially managed, for 2 years in power, to resolve the agrarian question which was repeatedly becoming the reason for collisions between tenants and land owners.

Текст научной работы на тему «Провинциальные конгрессистские министерства британской Индии и осуществление аграрной реформы в 1937-1939 гг»

УДК 930.1(09)

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ КОНГРЕССИСТСКИЕ МИНИСТЕРСТВА БРИТАНСКОЙ ИНДИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ В 1937-1939 гг.

THE PROVINCIAL CONGRESS MINISTRIES IN BRITISH INDIA AND REALIZATION OF THE AGRARIAN REFORM IN 1937-1939

Л.А. Белоусова L.A. Belousova

Липецкий государственный педагогический университет, Россия, 398020, г. Липецк, ул. Ленина, 42

Lipetsk State Pedagogical University, 42 Lenina St., Lipetsk, 398020, Russia E-mail: klioljuda@gmail.com

Аннотация. Конгрессистские министерства пришли к власти в большинстве провинций Британской Индии в 1937 году, после победы партии Индийский национальный конгресс на выборах в законодательные ассамблеи центрального и провинциального уровней. Вопрос, касающийся реформирования системы землевладения, являлся для Конгресса одним из важнейших на протяжении нескольких лет. В статье рассматривается политика министерств по улучшению арендной системы и уменьшению крестьянских долгов в условиях, когда различия между провинциями по типу землевладения заставляли каждое из провинциальных правительств искать свой путь решения проблемы. Несмотря на все сложности, стоявшие перед министерствами, им частично удалось, за 2 года нахождения у власти, решить аграрный вопрос, неоднократно становившийся причиной столкновений между арендаторами и землевладельцами.

Resume. The Congress ministries which came to the power in the majority of provinces of the British India in 1937 started the solution of an agrarian problem soon after formation of the governments. The question concerning the reforming of the system of land tenure was one of the most important for the Congress for several years. The article deals with the ministries's policy to improve the rent system and reduce farmers' debts in conditions when distinctions between provinces in land tenure forced each of the provincial governments to look for their own ways to solve the problem. Despite all the difficulties the ministries faced, they partially managed, for 2 years in power, to resolve the agrarian question which was repeatedly becoming the reason for collisions between tenants and land owners.

Ключевые слова: Индийский национальный конгресс, конгрессистские министерства, аграрная реформа, заминдары, арендаторы.

Keywords: Indian National Congress, Congress ministries, agrarian reform, zamindars, tenants.

На протяжении своей истории Индия была преимущественно аграрной страной. В 19201930-е гг. часто именно споры связанные с арендой и владением землей становились причиной массовых беспорядков. Разногласия возникали между заминдарами - владельцами земли и рио-тами - арендаторами, обладающими определенным набором прав.

Провинциальные министерства, сформированные в 1937 г. по закону об управлении Индией 1935 г., стремились к частичному решению аграрной проблемы. Согласно этому закону, в обязанности провинциальных министерств входило решение таких проблем, как вопросы землевладения, включая отношения между владельцем и арендатором, отчуждение и передача пахотной земли, кредиты, мелиорация, налоги на землю и сельскохозяйственный доход, улучшение состояния дорог и водоканалов, распределение зерна, развитие животноводства, уничтожение вредителей и др.

В своем предвыборном манифесте крупнейшая партия страны - Индийский национальный Конгресс (далее - ИНК) подчеркивал, что самая важная проблема, требующая срочного решения - «ужасная бедность, безработица и долги крестьян, вызванные устаревшей и репрессивной системой землевладения, усиленной кроме того снижением цен на сельскохозяйственную продук-цию»1. ИНК обещал подготовить аграрную программу, включающую в себя реформу системы землевладения и арендной платы, которая «должна была облегчить жизнь арендаторов существенным сокращением сельскохозяйственной арендной платы и освободить их от несправедливой арендной платы». Предвыборный манифест, во многом ориентированный на крестьян, способ-

^ht. no: Nehru J. The Unity of India. Collected Writings 1937-1949. New York, 1942. P. 403.

ствовал тому, что в большинстве провинций в результате победы на выборах, министерства были сформированы именно Конгрессом.

Однако многие земледельцы восприняли манифест Конгресса как прямое разрешение не платить арендную плату до тех пор, пока не будет принято новое аграрное законодательство. Это вынудило министров провинциальных правительств совершить поездку по своим областям с разъяснением ситуации и настоять на необходимости оплаты аренды.

Система землевладения отличалась в различных провинциях, поэтому было сложно выработать единую политику по ее реформированию. Джавахарлал Неру, президент Конгресса, в своей книге «Открытие Индии» разделил провинции на 3 типа землевладения: «Особенно тяжелым было положение арендаторов в Бенгалии из-за существования постоянного заминдарства. В Бихаре и Соединенных провинциях преобладало крупное заминдарство. В Мадрасе, Бомбее и Панджабе и др. первоначально существовала крестьянская собственность, наряду с которой появились крупные поместья»1.

Для преодоления аграрных проблем конгрессистские министерства стремились решить трудности, становившиеся причиной крестьянских волнений: снижение крестьянской задолженности и улучшение арендной системы.

Правительство Бихара смогло добиться существенного компромисса между земледельцами и заминдарами. В 1937 и 1938 гг. в закон об аренде были внесены прогрессивные поправки, в 1938 г. был принят закон о сокращении задолженностей по арендным платам. Повышения арендных плат, производившиеся с 1911 по 1936 гг. были уменьшены пропорционально снижению цен на сельскохозяйственную продукцию. Раджендра Прасад, являвшийся одним из членов Парламентского совета, пишет, что была разработана система, «в соответствии с которой снижение проводилось в тех районах, где рента была высока, но не распространялась на районы, не нуждавшиеся в таком снижении». В среднем рента была уменьшена на 4 анны с каждой рупии2.

Крестьяне получили право продавать или передавать участок или его часть при уплате установленного сбора заминдару (в случае передачи земли - 2% от ежегодной арендной платы; в случае обмена - 2 рупии)3.

До прихода конгрессистских правительств к власти, землевладельцы имели право прогнать арендатора с участка и продать эту землю за недоимки. Но конгрессисты смогли условиться на продаже лишь той части земли, которой будет достаточно для оплаты долга. Кроме того, министерства добились возврата земель, отобранных в период экономического кризиса с 1929 по 1937 гг. в тех случаях, когда арендаторы были готовы оплатить половину стоимости земли, выставленной на продажу.

В Соединенных провинциях уже в 2 августа 1937 г. было объявлено о создании двух комитетов для исследования существующих законов об аренде, результатами работы которых стал законопроект, вынесенный на обсуждение в законодательном собрании 29 апреля 1938 г. После работы комитетов оставались нерешенные проблемы, которые были переданы Специальному комитету законодательно собрания, и окончательный вариант был готов в октябре 1938 г. Многие из предложений содержащихся в законопроекте не были приняты землевладельцами и они обратились к губернатору с требованием внести изменения, но он предпочел не вмешиваться. После трех чтений, 24 апреля 1939 г., законопроект был одобрен законодательным собранием, после чего его обсуждение продолжилось до конца августа во второй палате - законодательном совете4. Затягивание в принятии законопроекта об аренде вызывало сильное недовольство со стороны арендаторов. Можно предположить, что эта медлительность была связана с попыткой конгрессистов найти компромисс с землевладельцами. Однако это привело к многочисленным выступлениям арендаторов с требованием провести реформу.

Задержки в принятии решений по вопросу сельского хозяйства в Соединенных провинциях привели к тому, что 1 марта 1938 г. 20 тыс. земледельцев вышли на демонстрацию в Лакхнау и около 50 тыс. рабочих выразили им солидарность. В июле в результате стычки между заминдарами и крестьянами, один из последних был убит5. А в октябре 1938 г. демонстранты организовали конференцию с основным лозунгом «Отмените систему заминдари в Соединенных провинциях». Председательствовавший на этой конференции Нарендра Дева, один из теоретиков Конгресс-социалистической партии, настаивал на полной отмене системы заминдари. По итогам конференции была принята резолюция, в которой сообщалось о тысячах случаев насильственного лишения прав собственников арендаторов. Резолюция содержала также призыв к провинциальному правительству положить конец «своеволию землевладельцев, или арендаторы будут вынуждены перейти к политике гражданского неповиновения». В ответ на это, премьер-министр Соединенных про-

1 Nehru J. The Discovery of India. Delhi, 1994. P. 371. Available at: http://varunkamboj.typepad.com/files/the-discovery-of-india-l.pdf (accessed 27 December 2015).

2 Прасад Р. Автобиография. Пер. с англ. М., 1961. С. 449.

3A Centenary History of the Indian National Congress.Vol. 3.1935-1947. Ed. by M.N. Das.Bombay, 1985. P. 167.

4 Menon V.P. From Movement to Government. The Congress in the United Provinces, 1937-1942. New Delhi, 2003. P. 86.

5 Agrawal P.K. Land Reforms in India: Constitutional and Legal Approach. New Delhi, 1993. P. 14.

винций Говинд Пент сообщил участникам конференции, что правительство также заинтересовано в улучшении системы аренды1. Эти события заставили правительство Соединенных провинциях начать искать компромисс в решении аграрных проблем. В результате, за арендаторами закрепили наследственные права на землю. Кроме того, согласно закону 1939 г., крестьяне получили возможность построить жилой дом, хозяйственную постройку или высаживать деревья без разрешения владельца. Правительство добилось фиксированной арендной платы, установленной в размере, не превышающем 20% продукции2.

В Мадрасе для выработки реформы был создан комитет под председательством министра дохода Тангутури Пракасама, который рекомендовал признать права собственности арендаторов на землю, леса, ирригационную систему и снизить арендные платы. Это предложение казалось радикальным даже его коллегам, 4 министра выступили против, однако предложенные рекомендации были принятии обеими палатами легислатуры в 1939 г., но к моменту отставки министерств закон выпущен не был3.

Поправка в закон об аренде Ориссы начала обсуждаться вскоре после формирования правительств. Закон должен был дать арендаторам право рубить деревья, сократить арендные платы и отменить незаконные налоги. Закон встретил резкое сопротивление со стороны заминдаров, пытавшихся добиться его отклонения, но 3 мая 1938 г. он был принят4. Одна из поправок, касалась тех районов Ориссы, которые раньше входили в состав Мадраса, арендная плата на которых доходила до половины урожая, и закон предполагал ее существенное сокращение. Однако этот законопроект встретил столь сильную оппозицию со стороны землевладельцев, что губернатор отказался его одобрить, после чего был направлен на рассмотрение генерал-губернатору, и в 1941 г. был отклонен.

В Бомбее министерства попытались выкупить те земли, которые были отняты за долги, но землевладельцы подняли цены для правительственной закупки в несколько раз выше рыночной. Велась работа по облегчению задолженностей арендаторов и защиты их от выселения. Для уменьшения задолженностей, министерства ввели обязательное лицензирование для ростовщиков и установили постоянный размер взимаемого процента. Закон рассматривал процедуру возврата земель выселенным крестьянам, но он был подвергнут критике за свою умеренность. Основным поводом для этого служило право на личное возделывание земли, данное владельцам, которое фактически давало им право выселять арендаторов в любое время. 20 октября 1939 г. законодательный совет принял закон об аренде5.

Британский историк Р. Коуплэнд подчеркивал, что серьезная реформа системы налогов на землю в Индии была неподъемной задачей и Конгресс нельзя обвинить в ее провале из-за столь короткого срока их правления в провинциях6. Кроме того, одной из важных причин, почему не была проведена всеобъемлющая аграрная реформа является разобщенность во взглядах самих конгрессистов на будущее индийской деревни. Так, Субхас Бос, представитель левого крыла ИНК, избранный в 1938 г. президентом Конгресса, призывал к ликвидации помещичьего землевладения и отмене долгов бедных крестьян, выступал за коллективное членство в Конгрессе профессиональных и крестьянских союзов. Его радикальные взгляды не нашли поддержки, и на сессии в Харипуре большинство проголосовало против крестьянского союза7.

Победа Конгресса на выборах показала, что предвыборный манифест и агитация в деревнях с обещанием аграрных реформ оказались популярны у значительного числа населения, однако за время пребывания у власти многие обещания не были осуществлены. Серьезным препятствием на пути преобразований была сама система правления, навязанная законом 1935 г. Несмотря на то, что согласно ему вопросы, касающиеся сельского хозяйства, относились к провинциальным полномочиям, закон оставлял губернатором право вмешательства в законодательную деятельность, что и происходило в некоторых провинциях. Кроме того, законопроекты еще на стадии разработки встречали влиятельную оппозицию в лице заминдаров, которые могли воздействовать через вторые палаты провинциальных легислатур. Нужно отметить, что сложность в проведении реформ была связана не только с перечисленными внешними факторами, но и с отсутствием единой реальной аграрной программы в Конгрессе. Наличие в нем представителей разных социальных групп приводило к спорам по вопросам социального и экономического переустройства страны. Однако, необходимо признать, что министерства, за ограниченный срок своего пребывания, смогли добиться некоторых улучшений в жизни аграрного населения. Ими был проведен анализ существующей ситуации с рекомендациями по аграрным преобразованиям, уменьшены долги арендаторов, возвращена часть отнятых земель, в некоторых провинциях законы об аренде стали

1Associated Press. Kisans Urge Abolition of the Zemindari System // The Times of India. 1938. №260. P. 12.

2A Centenary History of the Indian National Congress. P. 169.

3 Coupland R. The Indian Problem. Report on the Constitutional Problem in India. Vol. 2. Indian Politics (1936-1942). New York, 1944.P. 137.

4A Centenary History of the Indian National Congress. P. 170.

5 Shankardass R.D. The First Congress Raj (Provincial Autonomy in Bombay). Delhi, 1982. P. 285.

6Coupland R. Op. cit. P. 137.

7 Шорр Б. К развитию общественно-политических взглядов С.Ч. Боса в 1930-е годы // Политическое развитие и общественная мысль Индии в новое и новейшее время. М., 1976. C. 327.

реальными компромиссами, которые смогли уменьшить напряженность между арендаторами и владельцами. Таким образом, мы можем говорить о прогрессивной, но умеренной политике кон-грессистских министерств в отношении земельного законодательства.

Список литературы References

Прасад Р. Автобиография. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1961.

Prasad R. Avtobiografiya. Per. s angl. M.: Politizdat, 1961. (in Russian)

Шорр Б. К развитию общественно-политических взглядов С.Ч. Боса в 1930-е годы // Политическое развитие и общественная мысль Индии в новое и новейшее время. М.:Наука, 1976. С. 309-341.

Shorr B. K razvitiyu obshchestvenno-politicheskih vzglyadov S.Ch. Bosa v 1930-e gody // Politicheskoe razvitie i obshchestvennaya mysl' Indii v novoe i novejshee vremya. M.: Nauka, 1976. S. 309-341. (in Russian)

A Centenary History of the Indian National Congress / Ed. by M.N. Das.. Vol. 3. 1935-1947. Bombay: All India Congress Committee/Vikas Publishing, 1985.

Agrawal P.K. Land Reforms in India: Constitutional and Legal Approach. New Delhi: MD Publishing, 1993.

Associated Press. Kisans Urge Abolition of the Zemindari System // The Times of India. 1938. № 260. P. 12.

Coupland R. The Indian Problem. Report on the Constitutional Problem in India. Vol. 2. Indian Politics (1936-1942). New York: Oxford University Press, 1944.

Menon V.P. From Movement to Government. The Congress in the United Provinces, 1937-1942. New Delhi: Visalakshi, 2003.

Nehru J. The Discovery of India. Delhi, 1994. Available at: http://varunkamboj.typepad.com/files/the-discovery-of-india-1.pdf (27.12.2015).

Nehru J. The Unity of India. Collected Writings 1937-1949. New York: Oxford University Press, 1942.

Shankardass R.D. The First Congress Raj (Provincial Autonomy in Bombay). Delhi: Macmillan, MLA Citation, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.