Научная статья на тему 'Провинциальное: типологические характеристики в социокультурном контексте'

Провинциальное: типологические характеристики в социокультурном контексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
349
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Южалина Наталья Сергеевна

В статье изложены устойчивые атрибуты и сущностные характеристики провинциального. Выявлены основные факторы и фундаментальные составляющие провинциальной традиции как особого феномена русской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The category of provinciality: the main points in socio cultural context

This article contains the main fundamental ideas of provincial conception as cultural item. The author analyzes several basic components oh this phenomenon in comparison with regional category.

Текст научной работы на тему «Провинциальное: типологические характеристики в социокультурном контексте»

ББК Ю66 + С 55.56

Н.С. Южалина

ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Стремительное развитие прикладных областей современной культурологической науки требует методологической определенности и терминологической конкретности в отношении казалось бы давно устоявшихся категорий гуманитарного знания, В рамках генезиса регионологии как комплексной дисциплины стремление определить собственные концептуальные основания направляет исследователя сосредоточить внимание на соотношении понятий «регион» и «провинция» именно с позиции «конкретизации» историко-культурных исследований настоящего времени.

В современной научной литературе данные явления довольно часто отождествляются, несмотря на кардинальные внутренние различия. Тем не менее категории «провинция» и «регион» сближаются в том случае, когда провинциальное может восприниматься и воспринимается как характеристика региональной культуры. Важнейшие черты провинциальной культуры (господство архетипических — этно-арха-ических идеологем и способов жизнедеятельности в структуре повседневности, консерватизм и самодостаточная инертность культурных форм) свидетельствуют о том, что провинциальное может выступать по отношению к региональному в качестве традиционного ядра, вокруг которого структурируются новые психоментальные комплексы.

Источником терминологического сближения понятий «провинция» и «регион» служит содержательное определение провинции как административно-территориальной единицы (сравним с простейшим определением региона: «отдельный экономико-гео-графический район, или область»), В то же время значение слова «провинция» и производного от него «провинциального» намного более обширно и имеет давнюю традицию истолкования. Кардинальным моментом в трактовке рассматриваемых понятий служит ценностный контекст в их понимании. Смысловая окраска словосочетаний, в которые они включены, всегда предполагает конкретную (либо отрицательную, либо положительную) оценку, выносимую явлениям жизни удаленных от государственного центра геокультурных областей. Таким образом, в отличие от региона провинция выступает в значении культурной периферии, территориально (пространственно) обособленной от центра и потому ценностно сопоставляемой со столичными (культурно первичными и значимыми) областями в качестве вторичной.

Единый комплекс устойчивых характеристик провинциального как уникального феномена отечественной жизни устанавливается в русской культу-

ре ко второй половине XIX в. Он отражал ряд пространственных, временных и антропологических особенностей, ярко воссозданных и отображенных в русской классической литературе. «Она (провинция как «артефакт национального сознания») обязана своим происхождением русской классической литературе, которая создала, по существу, монообраз с устойчивыми характеристиками» [1, с. 36]. Данные представления составляют основу и современного восприятия провинции со всеми ее устойчивыми атрибутами и смыслами.

Важнейшей типологической чертой провинции является самодостаточность социокультурной среды, которая объективно задана ее пространственной обособленностью. Провинциальному субъекту (индивиду и общности) свойственно чувство четкой очерчен-ности границ того социокультурного пространства, в котором он реализует свои жизненные интенции. С точки зрения исследователей, это обусловлено изначально жесткой зависимостью провинциальной общности от «кормящего» ландшафта. Провинция как отдельная экономико-географическая область в большинстве случаев представляет территорию (а точнее, среду), тесно взаимодействующую с конкретным биохором (участком земной поверхности) в течение длительного времени. По мнению Л.Н. Гумилева, механизмы поведенческого приспособления человека к данным природным условиям в провинции прочнее, поскольку отвечают архаической логике внутренних связей цепочки геобиоценоза. Желая как можно дольше сохранить баланс природных сил, выступающих гарантом благополучного и естественного бытия, человек стремится не нарушать гармонию отношений с окружающей средой, рассматривая свое существование в неразрывной связи с ней и не мысля себя вне природного образа территории. Показательно, что в ходе осмысления территории складывается особый ее образ: в сравнении с мирозданием провинция воспринимается как малая родина — имеющая свои пределы, уютная, гармонизованная во всех компонентах микро-модель мира. Наличие этого образа в сознании жителя провинции служит для него своеобразным условием психоментальной идентичности.

Вырабатываемые в структуре повседневной жизни стереотипы действий, направленных на данное природное окружение (различные природные объекты, включенные в круг жизненно значимых в процессе хозяйствования), трансформируются в константы поведения, нормативные, традиционные и пр. формулы, транслируемые из поколения в поколение с целью успешности жизнедеятельности. Как

Н.С. Южалина

Провинциальное: типологические характеристики ___________________в социокультурном контексте

следствие в провинции неоценимое значение имеют патриархальные формы и способы хозяйствования; господствуют архетипические (этно-архаические) идеологемы культуры. Их реализация наиболее естественна и органична в атмосфере патриархальных же по своему типу, доиндустриальных моделей социума. Вот почему провинция почти всегда ассоциируется с сельским, деревенским укладом или маленькими городками, сохранившими в силу своего местоположения тесную зависимость от природного ландшафта. Не случайно при восприятии словосочетания «российская провинция» воображение рисует картины тихого Поволжья, или небольших сибирских и уральских деревень, не утративших архаичности внешнего облика и жизненного уклада.

В структуре провинциальной повседневности консерватизм и самодостаточная инертность культурных форм свидетельствуют, с одной стороны, статику и почти полное отсутствие внутренней эволюции, с другой, — «духовную оседлость» (Н.М. Инюшкин), укорененность в традиции. Многократная повторяемость поведенческих формул, определенная мерность и даже ритмичность протекания событий порождает содержательную двойственность жизни. Отсюда и разнообразие оценок провинциальности — положительно-идеальных или, напротив, негативных. Так существует убеждение, что содержанием культурных процессов в провинции является их самовоспроизводство, что неизбежно приводит к последовательному обессмысливанию и утрате ценностной динамики. Об этом свидетельствует своего рода «остановка времени», исчезновение актуального, современного плана жизни, наполненного движением вперед, к новым социокультурным рубежам. Это свойство становится еще более очевидным благодаря коммуникативной ограниченности контактов с другими социокультурными субъектами (территориями, пространствами, культурными ландшафтами и др.). Вследствие этого возникает уникальный эффект вре-меннуй несинхронности ритмов провинциальной жизни динамическим процессам в других (и особенно — в центральных) областях. Контрасты динамических состояний провинциального (периферийного) времени особо отчетливо обнаруживаются в сопоставлении с ритмами жизни мегаполисов — крупных городских центров, являющихся очагами регионализма. Кроме того, нацеленность на поддержание традиционных смыслов культуры обусловливает культурно-информационную недостаточность провинциального существования. Глобальные вопросы современности, политические и экономические новости, явления мировой моды, технологические, интеллектуальные и эстетические инновации — весь круг получаемой извне информации дистанцирован от актуального психоментального пространства жителя провинции в том случае, если не модифицирован в контексте местных (провин-

циальных) значений, оценок, суждений и т. д. Данный эффект («эффект провинциальной трансформации явлений культуры» — Н.М. Инюшкин) поясняет своеобразие смысловых искажений, допускаемых в провинциальных оценках «внешней» культурной реальности. Этим заданы такие устойчивые атрибуты провинциальной реальности, как «столичный диктат провинции» [4, с. 134], подчас гипертрофированное чувство культурной самодостаточности, «сакрализация печатного текста» [4, с. 157], универсализм культурного деятеля (представления о провинциальной интеллигентности). Одновременно с этим связана и еще одна особенность: периферийные смыслы укрупняются до значения всеобъемлющих, поглощая и подчас подменяя собой универсальные смысложизненные ориентиры. В этом заключается наиболее негативный итог «провинциализма» — периферийность культурного мышления индивида, не способного перешагнуть за рамки духовно-интеллектуальных ограничений среды.

В то же время нельзя не видеть и положительных сторон провинциальной приверженности традиции. Само понятие «провинциальная традиция», характеризующее комплекс устойчивых, стабильных во времени и пространстве архетипических установок, выступает своеобразным знаком, а возможно и гарантом самобытности провинциального социума. Консервативно сохраняемые в структуре повседневности стереотипы отношений человека и природы воспринимаются символом экологической чистоты культуры. Территориальная общность, которая продолжает поддерживать этно-архаическую систему ценностей, способна не только реконструировать, но и продлить архетипическую подлинность (тождественность) жизни. Прочность материального и духовного бытия в ней закреплена единством и гармонией культурного и природного пространства.

В провинциальной системе ценностей доминирует личностное, индивидуально-психологическое начало. Диалог «среда—человек», «культура—человек» строится на основе личного участия индивида в культурной жизни. Исследователи констатируют «включенность культуротворчества в повседневность. .., приближенность культурных процессов к человеку» [2, с. 292]. Это обусловлено интимнокамерным характером межличностных связей и схемой жизнеустройства в провинции. Именно здесь индивид получает наибольшую возможность личностной психоментальной реализации, поскольку внутреннее, индивидуализированное, самовыражающееся выходит на первый план. Нравственно-коммуникативные интенции провинциальной среды обнаруживаются в сомасштабности социокультурных процессов и частной жизни.

В целом, характеризуя важнейшие признаки провинциального менталитета, следует отметить следующее.

Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 7

275

Философия

1. Провинциальный менталитет формируется в процессе тесного взаимодействия человеческой общности с конкретным биохором (участком земной поверхности) в течение длительного времени;

2. Создание социокультурного образа провинции неразрывно связано с осмыслением логики внутренних связей геобиоценоза данной территории, вне которой он немыслим. Порождением данной психоментальной установки можно считать образ «малой родины».

3. Необходимость добиваться успешности повседневной жизнедеятельности в условиях конкретной природной среды служит причиной поддержания патриархальных форм и способов хозяйствования, преобладающего значении доиндустриальных моделей социума.

4. Как следствие, в психоментальном комплексе провинции господствуют архетипические (этно-ар-хаические) идеологемы, трансформируемые в константы поведения, нормативные, традиционные и пр. формулы, транслируемые из поколения в поколение.

5. Одним из важнейших свойств провинциального менталитета является его культурно-информационная дистанцированность от актуального психоментального пространства культуры. Данная черта обусловлена коммуникативной ограниченностью контактов с другими социокультурными субъектами (территориями, пространствами, культурными ландшафтами и др.), а также временнуй несинхрон-ностью ритмов провинциальной жизни общекультурным динамическим процессам.

6. Ориентация на этно-архаическую систему ценностей, комплекс устойчивых познавательных

стереотипов и долговременных поведенческих архетипов (стереотипов действия — традиций, привычек и т. д.) предопределяет большую свободу культуротворческой деятельности индивида в коммуникации «человек — среда», «человек — общность». Провинциальная среда больше способствует раскрытию нравственно-духовных потенциалов личности, нежели динамическая среда мегаполиса, или крупного индустриально-промышленного центра.

Все сказанное позволяет не только с очевидностью обнаружить принципиальные отличия регионального и провинциального менталитета, но и выявить механизмы их взаимодействия и взаимопере-сечения.

Литература

1. Березовая, JI.F. История русской культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 частях [Текст] / Л.Г. Березовая, Н.П. Белякова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. — Ч. 2. — 400 с.

2. Инюшкин, Н.М. Провинциальная культура: взгляд изнутри: (монография) [Текст] /Н.М. Инюшкин. — Пенза : Пензенская правда, 2004. — 439 с.

3. Ишкин, Б.С. Представления о провинциальном городе в российской культуре XIX — н. XX вв. [Текст] / Б.С. Ишкин. — Челябинск : Челябинская гос. академия культуры и искусств, 2006. — 163 с.

4.0черки русской культуры XIX века. Т. 1. Общественно-культурная среда [Текст] / Л.В. Кошман, В.Н. Козлякова, A.A. Севастьянова и др. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1998. — 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.