ББК Ю66 + С 55.56
Н.С. Южалина
ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
Стремительное развитие прикладных областей современной культурологической науки требует методологической определенности и терминологической конкретности в отношении казалось бы давно устоявшихся категорий гуманитарного знания, В рамках генезиса регионологии как комплексной дисциплины стремление определить собственные концептуальные основания направляет исследователя сосредоточить внимание на соотношении понятий «регион» и «провинция» именно с позиции «конкретизации» историко-культурных исследований настоящего времени.
В современной научной литературе данные явления довольно часто отождествляются, несмотря на кардинальные внутренние различия. Тем не менее категории «провинция» и «регион» сближаются в том случае, когда провинциальное может восприниматься и воспринимается как характеристика региональной культуры. Важнейшие черты провинциальной культуры (господство архетипических — этно-арха-ических идеологем и способов жизнедеятельности в структуре повседневности, консерватизм и самодостаточная инертность культурных форм) свидетельствуют о том, что провинциальное может выступать по отношению к региональному в качестве традиционного ядра, вокруг которого структурируются новые психоментальные комплексы.
Источником терминологического сближения понятий «провинция» и «регион» служит содержательное определение провинции как административно-территориальной единицы (сравним с простейшим определением региона: «отдельный экономико-гео-графический район, или область»), В то же время значение слова «провинция» и производного от него «провинциального» намного более обширно и имеет давнюю традицию истолкования. Кардинальным моментом в трактовке рассматриваемых понятий служит ценностный контекст в их понимании. Смысловая окраска словосочетаний, в которые они включены, всегда предполагает конкретную (либо отрицательную, либо положительную) оценку, выносимую явлениям жизни удаленных от государственного центра геокультурных областей. Таким образом, в отличие от региона провинция выступает в значении культурной периферии, территориально (пространственно) обособленной от центра и потому ценностно сопоставляемой со столичными (культурно первичными и значимыми) областями в качестве вторичной.
Единый комплекс устойчивых характеристик провинциального как уникального феномена отечественной жизни устанавливается в русской культу-
ре ко второй половине XIX в. Он отражал ряд пространственных, временных и антропологических особенностей, ярко воссозданных и отображенных в русской классической литературе. «Она (провинция как «артефакт национального сознания») обязана своим происхождением русской классической литературе, которая создала, по существу, монообраз с устойчивыми характеристиками» [1, с. 36]. Данные представления составляют основу и современного восприятия провинции со всеми ее устойчивыми атрибутами и смыслами.
Важнейшей типологической чертой провинции является самодостаточность социокультурной среды, которая объективно задана ее пространственной обособленностью. Провинциальному субъекту (индивиду и общности) свойственно чувство четкой очерчен-ности границ того социокультурного пространства, в котором он реализует свои жизненные интенции. С точки зрения исследователей, это обусловлено изначально жесткой зависимостью провинциальной общности от «кормящего» ландшафта. Провинция как отдельная экономико-географическая область в большинстве случаев представляет территорию (а точнее, среду), тесно взаимодействующую с конкретным биохором (участком земной поверхности) в течение длительного времени. По мнению Л.Н. Гумилева, механизмы поведенческого приспособления человека к данным природным условиям в провинции прочнее, поскольку отвечают архаической логике внутренних связей цепочки геобиоценоза. Желая как можно дольше сохранить баланс природных сил, выступающих гарантом благополучного и естественного бытия, человек стремится не нарушать гармонию отношений с окружающей средой, рассматривая свое существование в неразрывной связи с ней и не мысля себя вне природного образа территории. Показательно, что в ходе осмысления территории складывается особый ее образ: в сравнении с мирозданием провинция воспринимается как малая родина — имеющая свои пределы, уютная, гармонизованная во всех компонентах микро-модель мира. Наличие этого образа в сознании жителя провинции служит для него своеобразным условием психоментальной идентичности.
Вырабатываемые в структуре повседневной жизни стереотипы действий, направленных на данное природное окружение (различные природные объекты, включенные в круг жизненно значимых в процессе хозяйствования), трансформируются в константы поведения, нормативные, традиционные и пр. формулы, транслируемые из поколения в поколение с целью успешности жизнедеятельности. Как
Н.С. Южалина
Провинциальное: типологические характеристики ___________________в социокультурном контексте
следствие в провинции неоценимое значение имеют патриархальные формы и способы хозяйствования; господствуют архетипические (этно-архаические) идеологемы культуры. Их реализация наиболее естественна и органична в атмосфере патриархальных же по своему типу, доиндустриальных моделей социума. Вот почему провинция почти всегда ассоциируется с сельским, деревенским укладом или маленькими городками, сохранившими в силу своего местоположения тесную зависимость от природного ландшафта. Не случайно при восприятии словосочетания «российская провинция» воображение рисует картины тихого Поволжья, или небольших сибирских и уральских деревень, не утративших архаичности внешнего облика и жизненного уклада.
В структуре провинциальной повседневности консерватизм и самодостаточная инертность культурных форм свидетельствуют, с одной стороны, статику и почти полное отсутствие внутренней эволюции, с другой, — «духовную оседлость» (Н.М. Инюшкин), укорененность в традиции. Многократная повторяемость поведенческих формул, определенная мерность и даже ритмичность протекания событий порождает содержательную двойственность жизни. Отсюда и разнообразие оценок провинциальности — положительно-идеальных или, напротив, негативных. Так существует убеждение, что содержанием культурных процессов в провинции является их самовоспроизводство, что неизбежно приводит к последовательному обессмысливанию и утрате ценностной динамики. Об этом свидетельствует своего рода «остановка времени», исчезновение актуального, современного плана жизни, наполненного движением вперед, к новым социокультурным рубежам. Это свойство становится еще более очевидным благодаря коммуникативной ограниченности контактов с другими социокультурными субъектами (территориями, пространствами, культурными ландшафтами и др.). Вследствие этого возникает уникальный эффект вре-меннуй несинхронности ритмов провинциальной жизни динамическим процессам в других (и особенно — в центральных) областях. Контрасты динамических состояний провинциального (периферийного) времени особо отчетливо обнаруживаются в сопоставлении с ритмами жизни мегаполисов — крупных городских центров, являющихся очагами регионализма. Кроме того, нацеленность на поддержание традиционных смыслов культуры обусловливает культурно-информационную недостаточность провинциального существования. Глобальные вопросы современности, политические и экономические новости, явления мировой моды, технологические, интеллектуальные и эстетические инновации — весь круг получаемой извне информации дистанцирован от актуального психоментального пространства жителя провинции в том случае, если не модифицирован в контексте местных (провин-
циальных) значений, оценок, суждений и т. д. Данный эффект («эффект провинциальной трансформации явлений культуры» — Н.М. Инюшкин) поясняет своеобразие смысловых искажений, допускаемых в провинциальных оценках «внешней» культурной реальности. Этим заданы такие устойчивые атрибуты провинциальной реальности, как «столичный диктат провинции» [4, с. 134], подчас гипертрофированное чувство культурной самодостаточности, «сакрализация печатного текста» [4, с. 157], универсализм культурного деятеля (представления о провинциальной интеллигентности). Одновременно с этим связана и еще одна особенность: периферийные смыслы укрупняются до значения всеобъемлющих, поглощая и подчас подменяя собой универсальные смысложизненные ориентиры. В этом заключается наиболее негативный итог «провинциализма» — периферийность культурного мышления индивида, не способного перешагнуть за рамки духовно-интеллектуальных ограничений среды.
В то же время нельзя не видеть и положительных сторон провинциальной приверженности традиции. Само понятие «провинциальная традиция», характеризующее комплекс устойчивых, стабильных во времени и пространстве архетипических установок, выступает своеобразным знаком, а возможно и гарантом самобытности провинциального социума. Консервативно сохраняемые в структуре повседневности стереотипы отношений человека и природы воспринимаются символом экологической чистоты культуры. Территориальная общность, которая продолжает поддерживать этно-архаическую систему ценностей, способна не только реконструировать, но и продлить архетипическую подлинность (тождественность) жизни. Прочность материального и духовного бытия в ней закреплена единством и гармонией культурного и природного пространства.
В провинциальной системе ценностей доминирует личностное, индивидуально-психологическое начало. Диалог «среда—человек», «культура—человек» строится на основе личного участия индивида в культурной жизни. Исследователи констатируют «включенность культуротворчества в повседневность. .., приближенность культурных процессов к человеку» [2, с. 292]. Это обусловлено интимнокамерным характером межличностных связей и схемой жизнеустройства в провинции. Именно здесь индивид получает наибольшую возможность личностной психоментальной реализации, поскольку внутреннее, индивидуализированное, самовыражающееся выходит на первый план. Нравственно-коммуникативные интенции провинциальной среды обнаруживаются в сомасштабности социокультурных процессов и частной жизни.
В целом, характеризуя важнейшие признаки провинциального менталитета, следует отметить следующее.
Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 7
275
Философия
1. Провинциальный менталитет формируется в процессе тесного взаимодействия человеческой общности с конкретным биохором (участком земной поверхности) в течение длительного времени;
2. Создание социокультурного образа провинции неразрывно связано с осмыслением логики внутренних связей геобиоценоза данной территории, вне которой он немыслим. Порождением данной психоментальной установки можно считать образ «малой родины».
3. Необходимость добиваться успешности повседневной жизнедеятельности в условиях конкретной природной среды служит причиной поддержания патриархальных форм и способов хозяйствования, преобладающего значении доиндустриальных моделей социума.
4. Как следствие, в психоментальном комплексе провинции господствуют архетипические (этно-ар-хаические) идеологемы, трансформируемые в константы поведения, нормативные, традиционные и пр. формулы, транслируемые из поколения в поколение.
5. Одним из важнейших свойств провинциального менталитета является его культурно-информационная дистанцированность от актуального психоментального пространства культуры. Данная черта обусловлена коммуникативной ограниченностью контактов с другими социокультурными субъектами (территориями, пространствами, культурными ландшафтами и др.), а также временнуй несинхрон-ностью ритмов провинциальной жизни общекультурным динамическим процессам.
6. Ориентация на этно-архаическую систему ценностей, комплекс устойчивых познавательных
стереотипов и долговременных поведенческих архетипов (стереотипов действия — традиций, привычек и т. д.) предопределяет большую свободу культуротворческой деятельности индивида в коммуникации «человек — среда», «человек — общность». Провинциальная среда больше способствует раскрытию нравственно-духовных потенциалов личности, нежели динамическая среда мегаполиса, или крупного индустриально-промышленного центра.
Все сказанное позволяет не только с очевидностью обнаружить принципиальные отличия регионального и провинциального менталитета, но и выявить механизмы их взаимодействия и взаимопере-сечения.
Литература
1. Березовая, JI.F. История русской культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 частях [Текст] / Л.Г. Березовая, Н.П. Белякова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. — Ч. 2. — 400 с.
2. Инюшкин, Н.М. Провинциальная культура: взгляд изнутри: (монография) [Текст] /Н.М. Инюшкин. — Пенза : Пензенская правда, 2004. — 439 с.
3. Ишкин, Б.С. Представления о провинциальном городе в российской культуре XIX — н. XX вв. [Текст] / Б.С. Ишкин. — Челябинск : Челябинская гос. академия культуры и искусств, 2006. — 163 с.
4.0черки русской культуры XIX века. Т. 1. Общественно-культурная среда [Текст] / Л.В. Кошман, В.Н. Козлякова, A.A. Севастьянова и др. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1998. — 384 с.