Научная статья на тему 'Провинциальная художественная критика о творчестве В. И. Сурикова: из сибирской дореволюционной печати'

Провинциальная художественная критика о творчестве В. И. Сурикова: из сибирской дореволюционной печати Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
243
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Строй Л. Р.

В статье исследуется развитие провинциальной критики дореволюционного периода, затрагивающей тему творчества Василия Ивановича Сурикова. Рассматриваются некоторые биографические факты из жизни живописца, а также его влияние на формирование художественной среды Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Провинциальная художественная критика о творчестве В. И. Сурикова: из сибирской дореволюционной печати»

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА О ТВОРЧЕСТВЕ В.И. СУРИКОВА: ИЗ СИБИРСКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПЕЧАТИ

© Строй Л.Р.1

Красноярский государственный художественный институт, г. Красноярск

В статье исследуется развитие провинциальной критики дореволюционного периода, затрагивающей тему творчества Василия Ивановича Сурикова. Рассматриваются некоторые биографические факты из жизни живописца, а также его влияние на формирование художественной среды Сибири.

В современном научном пространстве России 2008 год очерчивает не только определенный временной период. Для Красноярска, Сибири, России этот год связан с юбилеем Василия Ивановича Сурикова. 160 лет назад красноярская земля подарила миру великий талант. В 1928 году Абрам Маркович Эфрос - искусствовед и художественный критик писал: «Русская живопись действительно провинциальна. Однако в ней есть несколько явлений, которые подымают ее до уровня мировых художественных культур. Среди этой плеяды Суриков - первый» [1, С. 46]. Внимание к творчеству Василия Ивановича, как современников, так и последующих поколений исследователей и любителей живописи, всегда было пристальным. В этом пространстве особое звучание приобретает интонация сибирской художественной критики дореволюционного периода.

Провинциальная художественная критика второй половины XIX - начала XX века формировалась в специфических условиях и связана, прежде всего, с развитием периодики в крупных сибирских городах. Именно в это время стали выходить в свет первые газеты, где публиковались и различные материалы, касающиеся культурной жизни региона. Здесь читателям предлагалась подписка на столичные журналы «Грамотей», «Северное сияние», «Якорь», «Художественный журнал» и др. В этих изданиях печатались и репродукции произведений русских художников и «объяснения» к ним. Например, издание большой гравюры для комнатного украшения «Братья, будем любить друг друга и трудиться на пользу и славу родной земли» академика Александра Егоровича Бейдемана, предварялось аннотацией. В ней читатель узнавал, что «поводом в этой картине послужило важнейшее, современное, отечественное событие: Освобождение

1 Заместитель директора по стратегическому взаимодействию с Сибирским федеральным университетом

крестьян от крепостной зависимости. Художник изобразил типы народов, обитающих в России и разных сословий, соединенных как члены одного семейства для мирных занятий» [2]. Если читатель делал подписку на журнал «Северное сияние» в следующем году, то ему это произведение высылалось в качестве благодарности редакции.

Помимо такой информации, газеты печатали сведения о столичных выставках, в том числе, передвижных, а также о жизни и творчестве русских художников: Серове, Репине, Врубеле, Сурикове и других.

Одним из первых упоминаний о Сурикове в провинциальной прессе является короткая заметка, опубликованная в 1876 году в иркутской еженедельной газете «Сибирь». В ту пору 28-летний Василий Иванович, будучи еще никому не известным студентом Академии, делал первые успехи в творчестве. Иркутская пресса с удовольствие писала, что «На последней выставке ученических работ в петербургской академии художеств на заданную тему, обратила на себя внимание наилучшим выполнением картина г. Сурикова. Г. Суриков - сибиряк, из Красноярска. Картина писана на 1ю золотую медаль и изображает «Апостола Павла пред Фесом и Агрип-пою». Хотя первая медаль никому не присуждена, но работа г. Сурикова признана первою и талант его не сомненен. Мы слышали, что во всяком случае г. Суриков будет отправлен за границу» [3].

Через 11 лет анонимный автор (что было нормой для провинциальной критики) в иркутской газете «Восточное обозрение» писал о «Новой картине сибиряка художника В.И. Сурикова», имея ввиду картину «Боярыня Морозова». Критик, подробно описывая картину, цитировал «поучительное замечание Стасова» и с гордостью замечал: «Талант г. Сурикова выдвинулся уже несколько лет, художник получил полное художественное образование и был за границей. Имя его стоит на той же высоте теперь, как и имя Перова» [4]. И в заключении: «В.И. Суриков, наш дорогой земляк, красноярец, он будет всегда нашей гордостью. Пожелаем ему успеха на много-много лет и будем ждать, что он даст для России целый ряд блестящих картин в будущем» [4].

В 1889 году иркутский журналист «Н.Я», перу которого принадлежат интересные статьи об искусстве и культуре Сибири, писал, что «к числу художественных новостей мы должны присоединить и картину, которую мы видели в красноярском музее, - прекрасную картину, изображающую бедного самарянина и написанную г. Суриковым, красноярским уроженцем, завоевавшим уже имя своими выдающимися картинами на столичных выставках. В.И. Суриков в настоящее время посетил Красноярск и живет у родных; он не забыл родного города и посещение родины, вероятно, дает пищу его вдохновению, которое найдет достаточно простора среди оригинального склада сибирской жизни. Мы слышал, что г. Суриков

нарисовал в Красноярске картину, взяв момент «Затмения солнца, виденного в Сибири». Картина эта производит сильное впечатление» [5].

Василий Иванович Суриков, уехав из Красноярска, никогда не забывал своей родины. Именно здесь он получил первые уроки творчества. Его учителем был Николай Васильевич Гребнев (1831-1877). Будучи профессиональным художником, он получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Известно, что учился он вместе с А.К. Саврасовым, В.В. Пукеревым, Н.В. Невревым по классу портретноисторической живописи. За женской поясной портрет был удостоен Академией звания свободного художника. Окончив училище в 1856 году, он приехал в Красноярск, где жил до 1863 года, потом был приглашен для работы в Иркутск. В Красноярске Гребнев преподавал рисование в городском училище и там познакомился с юным Суриковым, который учился в этом заведении с 1856 по 1862 годы. Именно Гребнев «сразу же угадал яркий талант Сурикова и опекал мальчика вплоть до своего отъезда в Иркутск, оказав большое влияние на развитие его художественного дарования» [6, 7]. Он же настаивал на поступлении Василия Ивановича в Академию.

Но уехать в Петербург учиться Суриков смог благодаря помощи красноярского золотопромышленника Кузнецова Петра Ивановича (18181878 гг.). В течение 12 лет (1853-1865 гг.) Кузнецов был городским главой Красноярска. Именно он дал материальную поддержку Василию Ивановичу, выплачивая ему стипендию с 1869 по 1875 гг. В письме от 23 февраля 1869 года, только приехавший в Петербург, юный Суриков пишет матери и брату: «Теперь поговорю о себе. Петр Иванович Кузнецов хлопочет о помещении меня в Академию или сначала, может быть, в приготовительную школу Академии, где нужно будет приготовиться в рисовании и науках для академического экзамена ...» [7, С. 17]. Позже некоторые работы Василия Ивановича стали частью художественной коллекции семьи Кузнецова. Родные мецената предоставляли картины живописца для участия в художественных выставках Красноярска. Это отмечал в 1916 году (год смерти Сурикова) критик с псевдонимом «Восемь», упоминая, что на сибирской художественной выставке, посвященной памяти художника, экспонировались полотна «Вид на Красной площади в Москве» и «Милосердный Самарянин» [8].

Но для того, чтобы в столице Енисейской губернии появились силы, способные организовывать и проводить художественные выставки не только городского, но и регионального значения, нужно было «вырастить» местных художников. Необходимо было профессиональное художественное образование. В последнюю четверть XIX века такая мысль была провинциальной мечтой Сибири. Критика писала в 1880 году: «Мы мало поставляем служителей искусства в общие ряды художников России; Сибирь не представлена ни в произведениях романистов и беллетристов, ни в

произведениях живописцев. Из истории попыток положить начало искусству в Сибири немного фактов может привести наша память» [9]. Именно в это время и появляются в сибирской прессе первые робкие высказывания о необходимости создания «хотя бы одной рисовальной школы в Сибири. Школа эта может удовлетворить не одни эстетическия потребности, но пригодится ко многим практическим целям и послужить помощью при изучении края» [10]. Но в конце XIX века эта тема только примерялась к культурному пространству региона: «Несомненно, что рисовальная школа составляет довольно определенную потребность. Рисовальная школа по нашему должна быть основана самостоятельно, для разночинцев, независимо от классов рисования при гимназиях, где конечно получают образование только лица привилегированныя и обеспеченныя» [10].

Известно, что развитие и процветание столичных городов России связано, в том числе, с постоянным притоком лучших провинциальных сил. Область художественного творчества не является исключением. «Многие крупные русские живописцы - Перов, Крамской, Репин, Суриков, Васнецов - были провинциалами. Они учились в местных художественных школах или получали первичное образование в местных школах или пользовались советами местных художников, подчас брали у них уроки. В разных городах огромной России шла своя художественная жизнь. Пусть ее уровень был весьма невысок и далек от того, какой был в Петербурге или Москве. Он был, однако, достаточен для того, чтобы молодые талантливые живописцы могли сделать первые шаги на пути к профессионализму и, попав в Петербург или Москву, поступить там в Академию или училище» [11, С. 11]. Но не все имели финансовую возможность получить образование в столице. Известный томский архитектор Товий Лазаревич Фи-шель писал, что много «молодых талантливых местных сил теряется от неимения средств добраться до Петербурга» [12]. Но, тем не менее, были энтузиасты, пытавшиеся сдвинуть дело с «мертвой точки». Их попытки «насаждения художественного образования в Сибири относятся ко второй половине прошлаго столетия и принадлежат тем немногим единицам, в которых горела искра Божия, в которых заложена была любовь к делу» [13]. Такие попытки носили «случайный характер, имели весьма ограниченное значение и особаго влияния на общество, в смысле проведения художественных идей в его среду, не имели» [13].

Одним из первых сибирских художников, который хотел организовать художественную школу на родине, был живописец Песков Михаил Иванович (1834-1864). В конце 1850-х годов он учился в Академии художеств и уже тогда мечтал основать школу живописи в Иркутске, но умер в возрасте 30 лет в Крыму [9] от чахотки. Воплотить эту идею в жизнь удалось в 1900 году Верхотурову Николаю Ивановичу (1865-1944), но уже через год школа была закрыта из-за нехватки средств. В сентябре 1906 года классы

рисования и живописи как частного заведения были открыты художником, воспитанником Московского училища ваяния и зодчества Алексеем Федоровичем Лытневым. Разрешение на это было получено от Министерства Императорского Двора, но с оговоркой - «без общеобразовательных наук и особых прав» [14, С. 174]. Впоследствии художник хотел ходатайствовать о праве выпускать дипломированных учителей рисования и живописи после 4-летнего курса обучения. Занятия проводились здесь ежедневно в вечернее время, но через год, в октябре 1907 году школа была закрыта из-за недостатка учеников. В сентябре 1910 года в Иркутске художником Иваном Лавровичем Копыловым (1883-1941) была организована частная художественная школа - класс рисования и живописи, занятия которой проходили в доме мастера.

Организовать в Тюмени школу рисования и живописи хотел тюменский профессиональный художник Василий Герасимович Федоров, но в 1889 году он получил предложение организовать художественную школу в Казани. В Тюмени школу учредили только после 1917 года.

В 1882 году в Томске было организовано томское Общество попечения о начальном образовании, главой которого была художник Мария Павловна Черепанова. При Обществе с 1886 года существовали две воскресные школы и еще одна - «школа технического рисования, посещавшаяся каждое воскресение средним числом по 15 человек, под руководством художника Императорской академии П.М. Кошарова [15]. Эти классы просуществовали несколько лет, после чего были закрыты. Затем в 1893 году в Томске был открыт общественный Музей прикладных знаний, в помещении которого некоторое время располагалась школа рисования, которую также учредило и содержало Общество попечения о народном образовании. Сначала там преподавала М.П. Черепанова, а с 1896 года этими классами до их закрытия безвозмездно руководила Лидия Павловна Базанова (1864-1916) - художник, критик, общественный деятель. Она внесла огромный вклад в основание Томской художественной школы. Это событие произошло при Томском Обществе любителей художеств (ТОЛХ). Известно, что почетными членами этого Общества, были Илья Ефимович Репин и Василий Иванович Суриков. Благодаря усилиям последнего Рисовальные классы были открыты и в Красноярске.

Постановление об открытии Рисовальных классов в столице Енисейской губернии было принято Городской Думой 28 октября 1909 года. Власти организовали специальный комитет, проводивший подготовительные работы к открытию учреждения. Оно состоялось 27 января 1910 года. Основной задачей школы являлась подготовка учащихся для поступления в средние и высшие художественные заведения, а также подготовка учителей рисования, черчения и чистописания для городских школ. Таким образом, изначально предполагалось обучение детей из незажиточных семей за 15 рублей в год, хотя среди начинающих красноярских художников бы-

ло много взрослых рабочих и людей других профессий. Их первым педагогом был Дмитрий Иннокентьевич Каратанов, рекомендованный самим Суриковым.

Красноярская художественная школа мужественно выстояла перед лихолетьем времени, отсутствием поддержки властей, финансовым «голодом», кадровыми трудностями, малочисленностью учеников, постоянными переездами из одного помещения в другое. Уже в 1916 году в Красноярске с огромным успехом прошла сибирская художественная выставка, где были представлены произведения и красноярских художников. Творческие силы Красноярска прямо или косвенно были связаны с Рисовальными классами, в учреждении и жизнедеятельности которых Василий Иванович принимал самое активное участие. Его не стало 6 (19) марта в 4 часа 15 минут в Москве в гостинице «Дрезден». Великий художник был похоронен на Ваганьковском кладбище [16, С. 215]. Одна из статей в память о Василии Ивановиче принадлежит красноярскому врачу Крутовско-му Владимиру Михайловичу, который был лично знаком с художником. Крутовский писал, что Суриков был неразрывно связан с Сибирью, поэтому красноярцы должны собрать сумму, необходимую для создания ко -пий его работ, которые стали бы коллекцией отдельного художественного отделения будущего музея. «Пусть будущия поколения смотрят на его работы, пусть учатся на нем и пусть знают, что Красноярск дал талантлива-го, великаго художника» [17]. Активно прореагировала на это событие и томская общественность. В местной прессе были опубликованы статьи, посвященные памяти Сурикова. Члены ТОЛХ организовали вечер памяти художника, о творчестве которого с докладом выступил Г.Н. Потанин [18]. Он писал: «Здесь не место обсуждать вопрос, почему так случилось, что Суриков не дал Сибири своих учеников. Грядущим поколениям предстоит выяснить, какое наследство оставил Суриков своей далекой родине. Что его творчество не пройдет бесследно для Сибири, что оно еще отразится в произведениях будущих сибирских художников, это для нас несомненно. Будем надеяться, что сибирское общество примет меры к популяризации в стране имени нашего славного земляка» [19, С. 76].

Этим потанинским словам около 100 лет, но значение их не стерлось под натиском времени, как не потеряло значимости и величия творчество великого мастера - «Толстого русской живописи» [1, С. 44] - Василия Ивановича Сурикова.

Список литературы:

1. Эфрос А. Профили: Очерки о русских художниках. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 320 с.

2. Подписка на русский художественный альбом «Северное сияние» / Енисейские губернские ведомости. - 1862. - № 49.

3. Сибирские художники // Сибирь. - 1876. - № 6.

4. Новая картина сибиряка художника В.И. Сурикова /Восточное обозрение. - 1887. - № 9.

5. Н.Я. Искусство в Сибири // Восточное обозрение. - 1889. - № 43.

6. Давыденко И.М. Художники Красноярска. - Красноярск.: Красноярское книжное издательство, 1978. - 181 с.

7. Бердников Л.П. Кланяйтесь залам библиотечным. Краткие очерки истории библиотечного дела и книжной торговли в Енисейской губернии (1838-1916). Красноярское книжное издательство. - Красноярск, 1995. -174 с.

8. Восемь. Наши меценаты. (Впечатления профана на художественной выставке) // Енисейский листок». - 1892. - № 16.

9. Сибирская жизнь как почва для искусства // Сибирь. - 1880. - № 6.

10. Школа рисования в Сибири // Восточное обозрение. - 1883. - № 45.

11. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. - М.: Издательство МГУ, 1989. - 384 с.

12. Фишель Т. Когда можно основать рисовальную школу в Томске ? // Сибирская жизнь. - 1910. - № 7.

13. Адрианов А. В. Школа рисования в Томске // Сибирская жизнь. -1913. - № 283.

14. Лыхин Ю.П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX века). - Иркутск, 2002. - 336 с.

15. Итоги народного образования в Томске //Восточное обозрение. -1886. - № 38.

16. Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музе-ев./Авторы-составители каталога А.А. Абисова, Е.Ю. Безызвестных. -Красноярск: Сибирский издательский дом «Суриков», 2002. - 223 с.

17. Крутовский Вл. Василий Иванович Суриков // Сибирская мысль. -1916. - № 35.

18. Томская жизнь. В обществе любителей художеств // Сибирская жизнь. - 1916. - № 73.

19. Муратов П.Д. Изобразительное искусство Томска. ЗападноСибирское книжное издательство. - Новосибирск, 1974. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.