Научная статья на тему 'Провиденциалистская идея воспитания в западноевропейской гуманистической педагогической мысли XIV - XVI веков'

Провиденциалистская идея воспитания в западноевропейской гуманистической педагогической мысли XIV - XVI веков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
189
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМА / ПРОВИДЕНЦИАЛИСТСКАЯ ИДЕЯ ВОСПИТАНИЯ / ХРИСТИАНСКИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / THE IDEA PROVIDENTIALISM / PROVIDENTSIALISTSKAYA IDEA OF EDUCATION / THE CHRISTIAN HUMANIST PEDAGOGICAL TRADITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макаров Михаил Иванович

В статье рассматривается влияние идеи провиденциализма на западноевропейскую гуманистическую педагогическую мысль XIV XVI веков. Особое место в статье отводится анализу влияния идеи провиденциализма на педагогические учения Эразма Роттердамского, Хуана Луиса Вивеса, Мартина Лютера и Яна Амоса Коменского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDENTSIALISTSKY IDEA OF EDUCATION IN THE WEST EUROPEAN HUMANISTIC PEDAGOGICAL THOUGHT XIV - XVI CENTURIES

The article examines the influence of ideas in Western Europe providentialism humanistic pedagogical thought XIV XVI centuries. A special place is given in the article analyze the impact of ideas on teaching the teachings providentialism Erasmus, Juan Luis Vives, Martin Luther and John Amos Comenius.

Текст научной работы на тему «Провиденциалистская идея воспитания в западноевропейской гуманистической педагогической мысли XIV - XVI веков»

НАУКА ОБРАЗОВАНИЮ

стория педагогическом мысли

ББК 74.03(3)+87+87.3(0) YAK 14.01.07+37.01

М.И. МАКАРОВ

M.I. MAKAROV

ПРОВИДЕНиИАЛИСТСКАЯ ИДЕЯ ВОСПИТАНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIV - XVI ВЕКОВ

PROVIDENTSIALISTSKY IDEA OF EDUCATION IN THE WEST EUROPEAN HUMANISTIC PEDAGOGICAL THOUGHT XIV - XVI CENTURIES

В статье рассматривается влияние идеи провиденциализма на западноевропейскую гуманистическую педагогическую мысль XIV - XVI веков. Особое место в статье отводится анализу влияния идеи провиденциализма на педагогические учения Эразма Роттердамского, Хуана Луиса Вивеса, Мартина Лютера и Яна Амоса Коменского.

The article examines the influence of ideas in Western Europe providentialism humanistic pedagogical thought XIV - XVI centuries. A special place is given in the article analyze the impact of ideas on teaching the teachings providentialism Erasmus, Juan Luis Vives, Martin Luther and John Amos Comenius.

Ключевые слова: идея провиденциализма, провиденциалистская идея воспитания, христианские гуманистические педагогические традиции.

Key words: the idea providentialism, providentsialistskaya idea of education, the Christian humanist pedagogical tradition.

В XIV - XVI веках в Западной Европе произошёл синтез античной традиции с присущей ей культом гражданской свободы рационального человека со средневековой религиозной традицией, связываемой с врождённой пред-заданностью. В результате такого синтеза возник феномен ценности самобытной неповторимости человека и его права на независимость и свободу. Именно эта свобода открыла человеку других людей и его самого, привела к прорыву к реалиям и сверхреалиям, к неисчерпаемой бесконечности божественной жизни. Гуманистический взгляд, сфокусированный на многообразных стремлениях и интересах человека, таким образом, был противопоставлен преобладавшему в средневековой культуре теоцентрическому мировоззрению.

Гуарино Веронезе (1374 - 1460), Витторина да Фельтре (1378 - 1446), Леона Батиста Альберти (1404 - 1472), Эразм Роттердамский (1469 - 1538), Хуан Луис Вивес (1492 - 1540) и другие гуманисты ставили задачу и искали

пути воспитания активной, разумной, образованной, преисполненной гражданского долга, способной к служению обществу и достижению жизненного успеха, а также следующей христианским ценностям личности.

Наиболее ярким и влиятельным гуманистом стал Эразм Роттердамский. Позиция религиозно-христианского просветительства выражалась у Эразма в убеждении, что не природа сама по себе, а целенаправленное воспитание формирует подлинного человека. В двух своих педагогических произведениях - «Речь о достойном воспитании детей для добродетели и наук...» (1529) и «О приличии детских нравов» (1530) - автор проводит идею о том, что никому не дано выбрать себе родителей и родину, но всякий может сам воспитать свои нравы и характер. Растения и животные рождаются и растут, полностью подчиняясь природе, люди же, воздействием разума воспитывая себя, побеждают её. Человек невоспитанный, по тем или иным причинам лишённый регулирующего воздействия разума, предающийся своим страстям и инстинктам, фактически стоит ниже животного. Убеждение в принципиальном равенстве всех людей независимо от их социального положения и в том, что воспитание, выявляя лучшие свойства человеческой природы, придаёт людям подлинное благородство, составляет одно из важнейших просветительских устремлений Эразма Роттердамского.

Эразм Роттердамский максимально придерживался богословского контекста, однако в воззрениях на воспитание на первое место он осторожно, подчёркивая огромную роль божественного промысла, ставил «закон природы», закон, «который глубоко высечен в сердцах всех людей» [4, с. 232]. Этот закон, например, проявлялся в главном воспитательном правиле: не делать людям того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе. Педагогическая позиция Эразма Роттердамского определялась представлением о том, что всё, что человек делает, он делает по воле Бога: если творит добро, то лишь потому, что Бог того желает, если творит зло, то лишь потому, что Бог это дозволяет. Эразм утверждает, что всё, что делает человек, он делает по воле Бога, и что без благодати добрые дела невозможны. Свобода человека в этом случае не в возможности делать что желаешь, а в уверенности в своём спасении. Одним словом, мыслитель выводит такие законы, которые методически стимулируют внутреннее и внешнее поведение человека и определяют воспитательный идеал современника Эразма Роттердамского.

Эразм Роттердамский один из первых показал воспитание не только как внешнее содействие Бога и человека, но и как форму становления и развития человека. Он пишет: «Деревья растут сами по себе., но человеком, думается, становятся не рождаясь, а воспитываясь». И далее он поясняет свою мысль: «Если природа дала тебе сына, то она дала тебе не больше, чем сырой материал. Твоя задача - в чуткую ко всякому воспитанию материю внести лучший дух. Не сделаешь этого - получишь животное; позаботишься - создашь в некоторой мере божественное существо» [4, с. 55]. Определив воспитание как форму развития человека, Эразм поставил судьбу человека в прямую зависимость от него. Он пишет, что вся дальнейшая жизнь человека определяется тем, какое воспитание он получил в детстве. Поэтому пристальное внимание Эразм отводит миру ребёнка, его правильному воспитанию, потому что без него невозможно нормальное развитие человека и его будущее счастье. Эразм пишет: «Даже безмолвным существам дала мать-природа много средств в их естественных отправлениях; но так как божественное провидение из всех существ только человека наделило разумом, то это требует и наибольшего обучения. Поэтому соответствуют действительности слова: первое, второе и третье, что называют основой и главным условием человеческого счастья, является правильное и постоянное воспитание» [3, с. 45].

Эразм постоянно подчёркивает в своём трактате, что воспитание - это не только долг родителей по отношению к ребёнку, но и их долг по отношению к другим людям и к Богу, потому что человек рождается не только для

себя, но и для других людей и для Бога. Эразм напоминает, что физическое рождение есть только рождение тела, духовное же рождение человека происходит в воспитании. Поэтому Эразм в категоричной форме настаивает на том, что воспитание обязательно должно быть семейным и что оно должно продолжаться в семье как можно дольше, потому что именно в семье даётся добротное религиозное, нравственное и умственное воспитание и истинное представление о Боге. Эразм пишет: «Предмет детского наставления состоит во многих частях, из которых как первая, так и особенная есть та, чтоб мла-дый дух занимался семенами благочестия.». Эразм говорил, что поскольку «божественное провидение из всех существ только человека наделило разумом, то это требует и наибольшего воспитания. Поэтому. основой и главным условием человеческого счастья является правильное наставление и постоянное воспитание» [3, с. 50].

Эразм напоминает, что человек рождается духом и родитель должен посвятить себя воспитанию сына, ибо «нельзя, чтобы смертному телу уделяли больше внимания, чем бессмертному духу» [3, с. 97]. Попустительское отношение родителей к воспитанию своих детей Эразм Роттердамский считал тяжким преступлением против души, потому что это преступление против Бога. Но если воспитанием занимается воспитатель, то его задача состоит в том, чтобы с ранних лет воспитать в отроке благочестие и добродетель, помочь увидеть истину. Эразм требовал незамедлительного приобщения родившегося ребёнка к Богу и к воспитанию, ибо человек приходит в мир беспомощным, только с разумом, способным к воспитанию. И если животные ещё могут обходиться без воспитания в силу природных данных, считал мыслитель, то человек без наставления не сможет ни есть, ни ходить, ни разговаривать. Воспитание, по мысли Эразма, определяется божественным провидением, ибо Бог тот, «кто твоего ради спасения, будучи сам превыше всех небес, сошёл на землю, и будучи Богом, не возгнушался быть человеком, дабы сделать тебя подобным Богу» [3, с. 56].

В работе «Воспитание христианского государя» [2, с. 156] Эразм пишет, что основное внимание должно быть направлено на то, чтобы в будущем правителе воспитывалась любовь к Христу, поскольку учение Христа подходит правителю более, нежели какое-либо другое. Эразм стремится воспитать в будущем правителе качества, присущие Богу: высшая сила, высшая истина и высшее благо. И если хотя бы одного из этих качеств не будет у правителя, то это повлечёт огромные бедствия для народа. Такой взгляд на воспитание позволяет Эразму сравнивать правителя с Богом, который в своей деятельности должен подражать Богу.

Эразм взглянул на мир и душу ребёнка и само воспитание через призму божественного промысла и тем самым вернулся в буквальном смысле к раннехристианскому пониманию ребёнка как образу Божию, по сравнению с ветхозаветным средневековым пониманием ребёнка. Заметим, что этот принцип получает затем блестящее развитие у Я.А. Коменского, писавшего, что «дети - живые образы Бога», «что одни лишь малые достойны царства Божия; мало того, они являются наследниками того же царства; лишь тех одних допускает Он к участию в наследстве, кто уподобится малым» [1, с. 202]. Эразм утверждал, что внутренний мир ребёнка - это божественный мир, что ребёнок - в некоторой мере божественное существо. Однако из этого вовсе не следовало, что Эразм обоготворял ребёнка самого по себе, он считал, что человек есть «существо, постоянно утверждающее и сохраняющее себя в воспитании и падающее в пучину животности, как только прекращается воспитание» [4, с. 87]. Между тем, ссылаясь на внутреннее божественное начало в ребёнке, Эразм требовал воспитывать детей, приобщая к Богу, в соответствии с их природой, а также возрастными и индивидуальными особенностями. Поэтому Эразма Роттердамского можно считать одним из основоположников современной педагогики, поскольку именно ему принадлежит современное понимание воспитания.

Влияние идеи провиденциализма выразилось и в педагогических убеждениях крупнейшего учёного гуманиста Хуана Луиса Вивеса. В своём обосновании идей воспитания Вивес исходит из того, что человек является физическим и духовным существом и что заботы человека о душе, существованию которой он обязан Богу, имеют приоритетное место в его жизни. Вивес говорил, поскольку главную трудность для воспитания представляет не тело, а душа, поэтому искать помощь в его осуществлении нужно у Бога, ибо «Бог правит всем миром, а потому в мире нет ни случайности, ни рока», и «это есть закон вселенной» [6, с. 149]. Вивес размышляет, что если человек желает правильной жизни, то он должен повиноваться, покоряться и служить, прежде всего, Богу, а не своим страстям. Вивес, устанавливая зависимость божественного провидения и воспитания, формулирует несколько воспитательных правил, которые можно выразить так: старайся избегать злобы и ссор; не насмехайся над теми, кто попал в беду, но проси Бога, чтобы он избавил тебя от чего-нибудь подобного; будь милосерден к людям, тем снискивай милосердие Бога; первейшее и блаженнейшее дело - любить других, хотя бы тебя и ненавидели; твори добродетель. Таким образом, суть воспитания Вивес определяет так: с людьми отдельный человек должен поступать так, как желает, чтобы поступал с ним Христос.

Основное положение учения Вивеса о воспитании сводится к тому, что он разработал содержание нравственного воспитания, а также его пути и средства - приобщение к Богу. Первым предметом воспитания должна стать религия, потому что ребёнок, прежде всего, должен полюбить Бога, поскольку только он убережёт его от зла и заблуждений, поэтому воспитание, которое даётся вначале, должно приобщить ребёнка к истине, к Богу. Человек, убеждает Вивес, должен знать первопричины вещей, то есть стремиться к познанию Бога. В книге «Руководство к благоразумию» Вивес ещё раз обращается к воспитанию с позиций божественного промысла: «Человек состоит из тела и души. Тело имеем мы от земли; душу с небес ниспосланную, Ангелам и Богу подобную во всем, что принадлежит человеку. В теле - красота и сила, и противоположное - безобразие и слабость; в душе - просвещение, и противоположное - невежество, порок». В работе «Об обучении наукам или христианском обучении» Вивес пишет: «Бог имеет главное значение в жизни человека, и потому человек может обойтись без чего угодно, но только не без религии, а потому все науки и искусства - детские игры по сравнению с религией, поскольку Бог создал всё, в том числе и предметы, которые изучают или описывают науки и искусства». Обращаясь к вопросам воспитания, Вивес исходит из представления о Боге, который владычествует и управляет всем миром и который всё производит с величайшей премудростью и в пользу добродетели, «будущего спасения человека» [6, с. 151].

В XVI веке на западноевропейскую гуманистическую педагогическую мысль начинают влиять реформационные учения, которые приблизили христианство к человеку, сакцентировав его не на монашеском постриге, а на выполнении людьми своих мирских обязанностей. Деятели Реформации, осознавшие роль воспитания в борьбе за «души и умы» людей, стремились приблизить образование к жизни и охватить им широкие слои населения. Это достаточно быстро понял реформатор и отец протестантизма Мартин Лютер (1497 - 1560). Он указал в одном из первых своих произведений «К христианскому дворянству немецкой нации» на необходимость всеобщего образования и выдвинул программу широкого гуманитарного образования, реализация которой являлась подготовкой людей к духовной и светской жизни.

Педагогические идеи Лютера следует рассматривать в контексте, прежде всего, христианских педагогических традиций, потому что Мартин Лютер с помощью учения Августина и Священного Писания открывает истину, состоящую в том, что со времён Адама человек греховен изначально и не может сам побороть свою греховность без благодати Божьей. Так в протестантско-педагогическом учении Лютера утверждается отсутствие свободы воли человека.

Однако Лютер в уступке католицизму вынужден был частично признать свободу воли, и формально свобода воли, согласно Лютеру, все же существует. Но эта свобода вслед за Августином понимается только как возможность выбора человека между большим и меньшим грехом. В таком контексте оформляется лютеровская программа воспитания и формирования христианина, главной задачей которой является воздействие на внутренний мир воспитуемого и его духовное развитие.

По замыслу Лютера, подобная программа должна была приблизить человека к спасению, а родители и учителя с помощью правил учить праведности, то есть идущему от Бога нравственному поведению. Спастись человек может, лишь распознав Божий замысел в отношении себя. Спасение же Лютер видел в подрастающем поколении и христианской вере, полагая, что «. нанести ему [дьяволу] ущерб, больно ужалить его может только молодёжь, которая растёт, познавая Бога, распространяя Божье слово, наставляя других» [5, с. 96]. Таким образом, Лютер понимает спасение как воспитание человека и его способность в области воспитуемости, а значит и его способностей на пути спасения от Божьего гнева.

Важнейшей педагогической задачей Лютер считал воспитательную: он видел главной целью своей реформаторской деятельности формирование активной личности христианина, способной к действию, распознавшего божественный замысел в отношении себя и соответственно ему исполняющего своё признание на радость Богу и на пользу властям и обществу.

Педагогика Мартина Лютера наполнена в своей основе неопровержимой верой в неограниченное человеколюбие Бога, проявляющееся в действии божественного промысла. В этой мысли скрыты, с одной стороны, предпосылки и основания лютеровских провиденциалистских, антропологических и педагогических идей, с другой - глубокие гуманистические смыслы.

Примечательно, что подобные взгляды на воспитание присущи и одному из основоположников педагогической науки - Яну Амосу Коменскому (1592 - 1670), который под человеческой природой понимал «непрестанное воздействие Божественной благодати».

Провиденциалистское понимание человека в педагогической системе Коменского представляет собой, прежде всего, протестантское христианское учение. С протестантскими воззрениями вполне согласуется точка зрения Коменского на нравственные категории: в качестве нравственных ориентиров для него выступает сам Христос, который пострадал за всё человечество, поэтому «... нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего» [1, с. 273].

В основе педагогического учения Коменского лежит представление о человеке, созданном Богом, как последнем, высочайшем и совершеннейшем творении. Человек, в понимании Коменского, составлен из всех основных элементов мира, он есть мир в малом виде, микрокосм. Бог дал одному человеку всё сразу, что дал другим творениям в отдельности: бытие, жизнь, ощущение, разум, а также естественные наклонности - зерно, в котором скрыты начала всех будущих форм и образований. Для этого божественная премудрость заложила в человека семена трёх благ, чтобы он знал все вещи (умственное воспитание), чтобы обладал вещами и собой (нравственное воспитание), чтобы себя и всё направлял к Богу, источнику всех вещей (религиозное воспитание). Таким образом, тот человек совершенен, в котором полно и гармонично выразились три «семени знания», и в таком случае он способен достигнуть своей последней цели - вечного блаженства.

Я.А. Коменский, в отличие от многих религиозных людей до него и после него, признаёт в жажде человека к знаниям божественную природу и даёт новое понимание природы человека. «Под природой мы разумеем не испорченность, присущую нам после падения... , но первое и основное наше состояние, в которое нужно ещё призвать нас, как к первоначалу» [1, с. 28].

Положив в основу цели воспитания, в частности, и своей педагогической системы, в целом, идею природосообразности, Я.А. Коменский опирался главным образом на веру ребёнка в Бога и божественную предзаданность его жизненного пути («учить всех всему, ...что надобно для настоящей и будущей жизни»). Поэтому «по милости Божией, многое делается для того, чтобы учёба сочеталась с игрой и чтобы дети с интересом постигали языки и другие искусства и историю» [1, с. 27]. Из этого фрагмента видна связь с педагогикой Лютера широко известных теоретических аспектов и методических рекомендаций Коменского, изложенных, прежде всего, в сочинениях «Открытые двери языков» и «Великая дидактика».

Успеху педагогической деятельности Коменского во многом способствовали провиденциалистские корни его педагогической системы, которая строилась на понимании мира не как случайного, бесцельного и безразличного проявления какого-то движущегося механизма, а как «... целенаправленное пребывание всего сущего, призванного осуществлять «благо» существующего не с оттенком «что», а с полным смыслом «чтобы». Это «целенаправленное пребывание» приобретало особый смысл в ожидании «конца времён» и уверенности в том, что Христу необходимо помочь утвердить царство Божия на земле» [5, с. 55].

Таким образом, провиденциалистская идея воспитания в западноевропейской гуманистической педагогической мысли XIV - XVI веков фокусировалась в поиске путей воспитания активной, разумной, образованной, преисполненной гражданского долга, способной к служению обществу и достижению жизненного успеха, следующей христианским ценностям личности. Воспитание определялось божественным провидением, предоставляющим человеку безграничные возможности самосовершенствования и самовоспитания. Поэтому педагогические учения и системы, строившиеся на понимании мира не как случайного, бесцельного и безразличного проявления какого-то движущегося механизма, но имеющего божественный замысел, своими корнями произрастали из провиденциалистских представлений о человеке и мире. В результате чего западноевропейская гуманистическая педагогическая мысль XIV - XVI веков обогатилась новой парадигмой воспитания и образования, а на рациональном уровне - провиденциалистским воспитательными целевыми установками и содержательными ориентирами. Что в дальнейшем повлияло на становление педагогической науки и послужило основополагающими ориентирами современной педагогики.

Литература

1. Коменский [Текст] / Я.А. Коменский. - М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили,

1996. - 224 с.

2. Роттердамский, Эразм. Воспитание христианского государя. Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушённого. Похвальное слово глупости [Текст] / Э. Роттердамский. - М. : Мысль, 2001. - 365 с.

3. Роттердамский, Эразм. О раннем и достойном воспитании детей. Erasmus Desiderius. Uber die Notwendigkeit einer frühzeitigen Wissenschaftlichen Unterweisung der Knaben [Text] // Ausgewalte pudagogische Schnitten des Desiderius Erasmus. - Freiburg, 1896. - S. 45 - 101.

4. Роттердамский, Эразм. Философские произведения [Текст] / Э. Роттердамский. - М. : Наука, 1986. - 702 с.

5. Палоуш, Р. Мир Я. Коменского [Текст] / Р. Палоуш // Человек - культура -общество в концепции Я.А. Коменского : матер. междунар. симп. к 400-летию со дня рождения Я.А. Коменского, Москва, 1990 г. - М. : Река времён,

1997. - 334 с.

6. Vives, J.L. Uber den Unterricht in den Wissenschaften oder den christlichen Unrlrricht [Text] / J.L. Vives // Johannes Ludovieus Vives padagogische Schriften. - Freiburg, 1896. - 357 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.