УДК 378.22.016 ББК Ч481.22
Гирякова Юлия Леонидовна
соискатель кафедра общей физики Национальный исследовательский Томский политехнический университет
г. Томск Ерофеева Галина Васильевна доктор педагогических наук, профессор кафедра общей физики Национальный исследовательский политехнический университет
Giryakova Yulia Leonidovna Applicant for a Degree Chair of General Physics National Research Polytechnic University Tomsk
Erofeeva Galina Vasilievna
Doctor of Pedagogics,
Professor Chair of General Physics National Research Polytechnic University Tomsk
Проверка сформированное™ компетенций магистра Masters’ Formed Competences Control
В данной статье приводится модель формирования компетенций магистра с учетом организационно-педагогических условий и мониторинга результатов обучения, на основе анализа научной деятельности магистров и успеваемости.
This article presents the model of the Masters’ competences forming in the context of the organizational-pedagogical environmental complex and learning results monitoring based on the masters’ scientific activities analysis and academic achievements.
Ключевые слова: государственный стандарт, магистратура,
компетенции, качество подготовки.
Key words: state standard, MA course, competences, training quality.
После вступления в силу Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) ориентация обучения меняется с «предметноцентричности» на «студентоцентричность», на результаты обучения [1], о проверке сформированности которых ведется много разговоров, но методики подтверждения компетенций выпускника находятся в стадии разработки.
Нами была разработана программа подготовки магистров «Физика конденсированного состояния вещества» в соответствии с новым образовательным стандартом и включающая в себя следующие разделы:
- рекламное описание программы, в котором указываются направление и программа магистерской подготовки, отражено краткое содержание программы, план набора на места, финансируемые из федерального бюджета, сроки обучения, материально - техническая база, интеллектуальный потенциал кафедры, возможные места трудоустройства выпускников, список ВУЗов, готовящих бакалавров по направлениям, согласующимся с данной магистерской программой, контактная информация и фотографии, иллюстрирующие представленный материал;
- основная образовательная программа, состоящая из: концепции и целей программы, указана характеристика профессиональной деятельности, результаты (компетенции) обучения и их составляющие (знания, умения и навыки), содержание и сроки обучения, условий реализации образовательной программы;
- учебный план подготовки магистров, в котором указаны: график учебного процесса, сводные данные по бюджету и сам план учебного процесса с указанием названия дисциплины, кредитов, отведенных на изучение данной дисциплины, формой итогового контроля, объема работы студентов в часах с указанием аудиторных и самостоятельной работы, аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические и семинарские занятия), распределение по курсам и семестрам с указанием количества часов в неделю;
- учебно - методические комплексы дисциплин, включающие в себя рабочую программу с указанием целей и задач курса, содержание теоретического и практического разделов курса, темы рефератов, текущий и итоговый контроль результатов познавательной деятельности, перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
Методические указания по формулированию компетенций при разработке основной образовательной программы и их обоснование приведены
в [2].
Кроме программы была разработана модель формирования компетенций магистра (рис. 1) с учетом организационно-педагогических условий и мониторинга результатов.
Обучение в магистратуре подразумевает ориентирование студента на самостоятельную деятельность при обучении и ознакомление его с требованиями работодателя. Этому способствует комплекс организационнопедагогических условий:
- методологические (использование компетентностного подхода при разработке программы);
- содержательные (разработка программы подготовки магистров направлена на достижение планируемых результатов обучения);
- организационные (учет ФГОС, стандарта НИ ТПУ и нормативных документов):
- мотивационные (возможность профессионального роста обучающегося в своей сфере деятельности, обеспечение мобильности, стремление к конкурентоспособности на рынке труда, как в России, так и за рубежом).
- организационные (учет ФГОС, стандарта НИ ТПУ и нормативных документов):
- мотивационные (возможность профессионального роста обучающегося в своей сфере деятельности, обеспечение мобильности,
стремление к конкурентоспособности на рынке труда, как в России, так и за рубежом).
В настоящее время молодые специалисты на рынке труда должны удовлетворять следующим требованиям: принимать решения, ставить и решать новые профессиональные задачи, работать в команде, эффективно действовать в условиях неопределенности, мобильно перестраиваться и многое др.
Организационно-педагогические условия эффективной подготовки
преподавателей
Рис. 1. Модель формирования компетенций магистра
В качестве подтверждения сформированности компетенций была проанализирована успеваемость студентов по специальным дисциплинам в бакалавриате (рис. 2 а, б) и в магистратуре (рис. 3 а, б, в).
а)
— ■ — теоретическая физика —• — электрофизические установки и ускорители —а— профессиональный иностранный язык основы анализа поверхности твердых
б)
100
— ■ - взаимодействие излучения с веществом теоретическая физика -а- основы анализа поверхности
твердых тел и тонких пленок —научно-исследовательская практика
тел и тонких пленок —экспериментальные методы ядерной физики
с:
с
I 80
65
65
13А10 13А20 13А30 13А41 13А51
группа
13А10 13А20 13А30 13А41 13А51
фуппа
Рис. 2. Успеваемость студентов в бакалавриате за 7 (а) и 8 (б) семестры по
На графиках приведены успеваемости по семестрам: 7 (рис. 2а) и 8 (рис. 2б) семестры в бакалавриате и итоги сессии за 10, 11 и 12 семестры в магистратуре (рис. 3).
Видно, что в бакалавриате средний сессионный балл колеблется в диапазоне 65 - 100, при этом минимальные средние оценки показала группа 13А41. Дальнейший анализ результатов показал, что студенты данной группы, продолжившие обучение в магистратуре, демонстрировали результаты ниже, чем обучающиеся в других группах, по всем дисциплинам, включая профессиональный иностранный язык и философию (рис. 3 в). Но в то же время результаты данной группы в 7 семестре близки к результатам группы 13А10, но затем студенты группы 13А10 включились в работу, и их средний балл за восьмой семестр вырос. Магистранты, продолжившие обучение в группе 13М210 (до этого занимавшиеся в группе 13А10), в среднем имеют средний балл выше, чем студенты группы 13М241. Приведем диаграмму, на которой видно динамику роста успехов по специальным дисциплинам обучающихся из различных групп, т.е. успеваемость студентов в магистратуре возрастает. Мы считаем, что это обусловлено тем, что при обучении на второй ступени Вестник ЧГПУ 6'2011 38
специальным дисциплинам
средний балл
Рис. 3. Успеваемость студентов в магистратуре за 9 (а), 10 (б) и 11 (в) семестры
высшего образования возрастает интерес к научной деятельности и в большей степени проявляются общекультурные и профессиональные компетенции [2].
Анализ общего числа публикаций за 2007-2010 гг. позволил оценить вклад конкретно бакалавров и магистров (рис. 4).
Кроме того, если на
25
20
о 15 о
5
£
ю
I I бакалавриат
I I магистратура
////
I
is
«ss
Ж
т 1
2007
2008
2009
2010
ГОД
Рис. 4. Число публикаций студентов за 2007-2010 гг.
студентов бакалавриата
приходится в среднем по 1,81 публикации, то студенты магистратуры демонстрируют качество своей работы. Анализ публикаций показал, что в среднем на одного магистранта приходится 2,4 статьи и доклада на конференциях
различного уровня, кроме того, если рассмотреть качество публикаций, то кроме тезисов магистранты публикуют статьи в серьезных периодических научных изданиях, таких как: «Известия вузов. Физика», «Тяжелое
машиностроение», «Известия Томского политехнического университета», а также в иностранных журналах, например, Journal of Surface Investigation (рис. 6, кр. 4).
При этом анализ содержания статей студентов показал, что они содержат реальные результаты исследований, полученных на современном оборудовании, обработанных с использованием добытых знаний, как в процессе обучения, так и самостоятельно в области узкой специализации, проанализированных с использованием современных информационных средств и методов исследований, изложенных технически грамотным языком, что подтверждает формирование профессиональных компетенций, таких как:
- принимает участие в фундаментальных исследованиях и проектах в области физики конденсированного состояния;
- способен обрабатывать, анализировать и обобщать научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности, осуществлять презентацию результатов научных исследований;
- определяет, систематизирует и получает необходимые данные в сфере профессиональной деятельности с использованием современных информационных средств и методов исследований в области физики конденсированного состояния.
К статьям, публикуемым по итогам международных конференций, публикациям в отечественных и иностранных журналах одним из требований является перевод названия, аннотации, а иногда самого текста статьи на иностранный язык, что подтверждает формирование одной из общекультурных компетентностей обучающихся:
- умеет находить зарубежных и отечественных партнеров, владеет иностранным языком, позволяющим работать с зарубежными партнерами с учетом культурных, языковых и социально-экономических условий.
Кроме того, выступление на конференции предполагает представление материала сжато, в ограниченные временные рамки, умение общаться с зарубежными и отечественными коллегами, сосредотачиваться и ориентироваться в полученных знаниях при ответах на вопросы и их формулировании, что является еще одним подтверждением формирования выше перечисленных общекультурных и профессиональных компетенций.
Таким образом, имеет смысл сделать проведение студенческих научных конференций и подготовку обучающимися научных статей для публикации обязательной частью учебных курсов.
Оценивание, как устных ответов, так и публикаций можно осуществлять на основе следующих показателей:
1) студент демонстрирует умение использовать учебный и научный материал для решения поставленной задачи, способность устанавливать внутри- и межпредметные связи в содержании;
2) при ответе обучающийся привлекает личный опыт в качестве иллюстрации или аргументации тех или иных теоретических положений;
41 Вестник ЧГПУ 6'2011
3) ответ содержит собственное мнение по вопросу, студент
аргументировано отстаивает свою позицию;
4) отвечающий умеет обобщать сказанное, подводить итоги,
осуществлять самооценку;
5) студент демонстрирует готовность к дальнейшему обучению и развитию.
По эмоциональности магистранта-докладчика можно оценить
познавательную активность, творческий потенциал обучающегося, насколько ему нравится заниматься данной областью науки, а на международных
конференциях оценивается свободное владение иностранным языком.
Анализ участия магистрантов в конференциях показал высокий уровень как профессиональной подготовки, заключающейся в личном опыте
проведения научных экспериментов и обработки полученных данных, так и владения иностранным языком, с помощью которого представлялись результаты.
Таким образом, проверка сформированности компетенций магистров осуществляется на основе анализа успеваемости и результатов научной работы магистров.
Библиографический список
1. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. [Электронный ресурс].-Российское образование. Федеральный портал. Режим доступа: http://www.edu.ru.
2. Гирякова, Ю.Л. Разработка основных образовательных программ магистров и проверка сформированности их компетенций [Текст] /Гирякова, Ю.Л., Ерофеева, Г.В./ Педагогическая наука: прошлое, настоящее и будущее: материалы Международной заочной научной конференции, г. Новосибирск.-2011. - С. 89-95.
Bibliography
1. Giryakova, Yu. L., Erofeeva, G.V. Masters’ Basic Educational Programs Development and Their Formed Competences Control [Text] / Teaching Science: Past, Present and Future: Proceedings of the International Scientific Correspondence Conference. - Novosibirsk, 2011. - P. 89-95.
2. State Educational Standards of Higher Professional Education [Electronic Resource]. -Russian Education. Federal Data Portal. - Access Mode: http://www.edu.ru.