Научная статья на тему 'Подготовка магистров в техническом университете'

Подготовка магистров в техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАНТЫ / A MASTER''S DEGREE / PROFESSIONAL AND UNIVERSAL COMPETENCES / TECHNICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гирякова Юлия Леонидовна

В данной статье рассматривается система подготовки магистров и методы проверки формирования и сформированности компетенций выпускников технических вузов на примере основной образовательной программы (ООП) направления 011200 Физика профиль «Физика конденсированного состояния».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of master''s degrees is in a technical university

In this article we consider a system of Master and verification methods of formation of competencies of graduates of technical universities as an example of the basic educational program in the direction 011200 Physics and Program for Master's "Condensed Matter Physics".

Текст научной работы на тему «Подготовка магистров в техническом университете»

УДК 378.662.22 ББК Ч481.22

Гирякова Юлия Леонидовна

еоискатель кафедра общей физики

XT w " m w v

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

г. Томск Giryakova Yuliya Leonidovna

Applicant for a Degree Department of General Physics National Research Tomsk Polytechnic University

Tomsk [email protected] Подготовка магистров в техническом университете Preparation of master's degrees is in a technical university В данной статье рассматривается система подготовки магистров и методы проверки формирования и сформированности компетенций выпускников технических вузов на примере основной образовательной программы (ООП) направления 011200 Физика профиль «Физика конденсированного состояния».

In this article we consider a system of Master and verification methods of formation of competencies of graduates of technical universities as an example of the basic educational program in the direction 011200 Physics and Program for Master's "Condensed Matter Physics".

Ключевые слова: профессиональные и универсальные компетенции, техническое образование, магистранты.

Key words: professional and universal competences, technical education, a master's degree.

В настоящее время при подготовки магистров в техническом университете остро стоит вопрос формулирования, формирования и проверки сформиро-ванности компетенций выпускников. В данном исследовании разработана концепция (рис.1) создания ООП и система подготовки магистров, основу которой составляет обратная связь со студентами и работодателями, а также трудоустройство выпускников как результат достижения целей обучения [1,2].

Рисунок 1. Концепция разработки программы подготовки магистров

Создана система подготовки магистров в техническом вузе (рис. 2), в которой отмечены основные положения успешного обучения профессионалов, востребованных на рынке труда. Система подготовки выпускников технического вуза разработана как фактор формирования компетенций, соответствующих требованиям работодателя.

Проблема формулирования компетенций выпускника состоит в том, что в своих требованиях работодатели отмечают большое число компетенций, представленных в ФГОС, что существенно затрудняет представление о способностях выпускников в конкретной профессиональной области. В связи с этим компетенции должны быть структурированы и в них выделены элементы профессиональной направленности.

Докторантура

> к

Рисунок 2. Система подготовки выпускников технического вуза как фактора формирования компетенций выпускника, соответствующих требованиям работодателя.

Работодателя не интересуют компетенции выпускника, которые не соответствуют его будущей профессиональной деятельности. В большей степени работодателя интересуют компетенции, формируемые при изучении специальных курсов из вариативной части, которые вуз составляет сам. По нашему мнению число компетенций не должно превышать 10-12, т.к. к каждой компетенции должны быть сформулированы знания, умения и владения опытом (т.е. декомпозиция компетенций). После выяснения требований работодателя и рынка труда появляется возможность сформулировать компетенции и составить перечень дисциплин учебного плана для их формирования.

Кроме того, вклад каждой дисциплины учебного плана в формирование компетенций магистра не должен превышать трех-четырех конкретных компетенций по дисциплине.

В данном исследовании сформулированы компетенции выпускника ООП направления 011200 Физика профиль «Физика конденсированного состояния вещества», согласованные с работодателями.

Для того чтобы сформировать компетенции, соответствующие требованиям работодателя, рекомендуется проводить анкетирование работодателей, которые являются членами Государственной аттестационной комиссии, высказывают свои замечания и требования к знаниям, умениям и владениям опытом магистров, что позволяет руководителям и разработчикам корректировать образовательные программы. Руководители, разработчики программ и работодатели участвуют в конференциях, на которых магистранты представляют доклады о результатах научных исследований. Разработан экспертный лист, который заполняют работодатели во время указанных встреч, благодаря этому разработчики получают возможность фиксировать замечания, требования, пожелания работодателей, а работодатели возможность оценить профессиональные компетенции магистрантов по трем уровням подготовки: 1- удовлетворительно, 2-хорошо, 3- отлично (экспертный лист оценки - таблица 1 и рис.3). Экспертный

лист может входить в приложение к диплому и облегчать работодателю оценку сформированных компетенций выпускника.

Стабильно в комиссию входят 6 независимых профессионалов из числа преподавателей и специалистов в области физики конденсированного состояния вещества и 4 потенциальных работодателя. На основе анализа результатов оценок экспертов построены графики проверки сформированности компетенций каждого магистранта в группе.

Таблица 1

Экспертный лист оценки сформированности компетенций

№ Компетенция 1 2 3

1 Логически и профессионально грамотно представляет научно-техническую информацию, 5 5

2 Отвечает на вопросы, достигает взаимопонимания с коллегами и адекватно реагирует на замечания 6 4

3 Владеет иностранным языком, устанавливает контакты с зарубежными партнерами 7 3

4 Ориентируется в вопросах безопасности и юридических аспектов, экологии, следует кодексу профессиональной этики 4 4 2

5 Способен планировать и проводить аналитические имитационные исследования на основе отечественного и зарубежного опыта критически оценивать полученные результаты, способен работать в команде по междисциплинарной тематике 6 4

6 Способен использовать современные методы исследования в профессиональной области, а также разрабатывать новые оригинальные идеи и методы исследования 5 5

7 Указывает физические основы исследуемых явлений в перспективных областях профессиональной деятельности 1 3 6

8 Способен анализировать различные зависимости и пытаются объяснять полученные отклонения от ранее известных результатов с физической точки зрения 4 6

Номер компетенции из оценочного листа Рисунок 3. Оценка экспертами компетенций выпускника технического

вуза

Таким образом, оценивается успешность и актуальность научно - исследовательской работы. Это является основой для выполнения следующего сложного этапа корректировки ООП магистров.

Для оценки результативности программы и возможности корректировки проводилось анкетирование магистрантов, которое проходило в три этапа: при поступлении в магистратуру; после 1,5 лет учебы в магистратуре, перед научно-исследовательской практикой; перед окончанием магистратуры. На первом этапе в магистратуру студенты указывают целеполагание и степень направленности на научную деятельность. Важным этапом анкетирования для нас, разработчиков ООП, является второй этап, который выявил следующие тенденции развития обучающихся как квалифицированных специалистов: стремление к самостоятельной работе, к изучению иностранного языка, дополнительных специальных дисциплин (для возможности перепрофилирования), кроме того, студентов интересует возможность обучения работе на современном оборудовании. Наибольший интерес студентов вызывают практически направленные

виды занятий: семинары, лабораторные и практические занятия по специаль-

34

ным курсам, подготовка курсовых работ и докладов на конференции, а также научно-исследовательская практика.

Факторами, препятствующими повышению успеваемости, по мнению студентов, являются отсутствие: научной литературы (платный доступ к мировым электронным библиотекам с изданиями, содержащими последние научные открытия), бытовой обустроенности (большинство магистрантов проживают в общежитии). Часть студентов (18 %) критически относились к своим личным качествам, таким как дисциплинированность и организованность. Большая часть опрошенных были недовольны составленным расписанием занятий и режимом работы университетской библиотеки, особенно читального зала. Около 40 % отметили малый размер стипендии и возникшую необходимость подработки. К отрицательным факторам все опрошенные студенты относят: недостаточность фундаментальной подготовки и общение с профессионалами, особенно с математиками, т.к. по мнению обучающихся, поступление в магистратуру подразумевает освоение навыков исследовательской деятельности, работу и обмен информацией в профессиональном сообществе, а также освоение новых методов исследования. Но в то же время все студенты удовлетворены частотой и качеством общения с научным руководителем.

Результаты опроса показывают, что магистранты во все годы обучения высоко оценивают доступность научных консультаций руководителей и преподавателей и возможность участвовать в плановых работах на кафедре. До 2009 года магистрантов не устраивало ограничение доступа к современной научной информации, это можно объяснить, как говорилось выше, необходимостью оплаты за пользование зарубежными электронными библиотеками, но, после получения Томским политехническим университетом статуса Национального исследовательского, ситуация улучшилась.

Для учета в ООП мотивации к обучению был проведен сравнительный анализ аспектов мотивации магистрантов на I и III этапах (таблица 3):

Таблица 3

Мотивация выбора научной карьеры

2007 2008 2009 2010 2011 2012

Аспекты I III I III I III I III I III I III

этап, этап, этап, этап, этап, этап, этап, этап, этап, этап, этап, этап,

% % % % % % % % % % % %

Престижность 80 95 82 93 82 92 82 96 88 96 88 96

профессии

ученого

Интерес к на- 83 92 78 90 78 92 84 94 88 94 92 94

учной деятель-

ности

Желание иметь 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

высокооплачи-

ваемую работу

Желание сде- 76 88 72 91 75 91 82 96 81 96 83 95

лать карьеру

Из полученных данных следует, что с каждым годом осознанный выбор

научной карьеры респондентами увеличивается, как и повышение числа студентов, желающих работать в науке после обучения в магистратуре (таблица 3).

Анализ результатов анкетирования позволяет корректировать ООП в соответствии с выявленными недостатками. Программа подготовки магистров по направлению 011200 Физика профиль «Физика конденсированного состояния вещества» была актуализирована с целью устранения недостатков образовательной системы и более успешной подготовки магистров.

Библиографический список

1. EUR-ACE (European Accredited Engineer). URL: http://www.feani.org

2. Ерофеева, Г.В. Склярова Е.А., Чернов И.П. Формирование компетенций выпускников технического университета с использованием проектного обучения [Текст] / Склярова, Е.А., Чернов, И.П. // Вестник Томского государственного педагогического университета.-2009.-Вып. 11 (89). - С. 13-16.

Bibliography

1. EUR-ACE (European Accredited Engineer). URL: http://www.feani.org

2. Erofeeva, G. V. Formation of technical competencies of graduates of the University using project-based learning [Text]/ Erofeeva, G. V., Sklyarova, H. A., Chernov I. P. // (Tomsk State Pedagogical University Bulletin).- 2009. - Issue 11 (89).- P. 13-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.