МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х
Таким образом, анализируя данную сферу, можно сделать следующие выводы, что спектр прав, которыми обладают несовершеннолетние в зарубежных странах, несколько шире, чем в России, и их гарантии соблюдаются более строго. Кроме того, зарубежные подростки знают о своих правах в большей степени. Актуальным становится целенаправленного информирования несовершеннолетних России об их правах, возможностях, методах защиты своих интересов и возраста, с которого они могут воспользоваться тем или иным правом. Такие шаги возможны, в частности, на уроках, в рамках учебного процесса, где школьники получали бы подобную информацию Список использованной литературы
1. Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// СПС Консультант Плюс - 2017 -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
2. Международное право/СПС Консультант Плюс - 2017 http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15160#0
3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // СПС Консультант Плюс - 2017 - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// СПС Консультант Плюс - 2017 -ьhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
5. Гражданское право / Алексий П.В., Рассолов М.М., Кузбагарова А.Н., - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 895 с
6. «Тревога! Ювенальная юстиция!» / Под общей редакцией С.С. Сулакшина М. : Научный эксперт, 2012.
7. Декларация прав ребенка" (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
8. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // СПС Консультант Плюс - 2017 - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
© Алиева К., Абдулаева И.А., 2017
УДК 4414
Валитова Фарида Фаритовна
магистр 3 курса юр. фак-та, Набережночелнинского института К(П)ФУ
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ПРЕДСТАВЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Тема статьи посвящена документальной проверке и оценке результатов оперативно-розыскной
деятельности. Ключевые слова
Оперативно-розыскная деятельность. Результаты оперативно-розыскной деятельности.
Проверка. Оценка.
При поступлении материалов оперативно-розыскной деятельности лицу, производящему
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
предварительное расследование, важное значение приобретает процесс скорейшей проверки и оценки указанных материалов. Данный процесс можно условно разделить на три блока - стадии.
На первоначальном этапе представляется верным проверка соответствия представленных результатов оперативно розыскной деятельности Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности". Должностному лицу на указанной стадии предлагается ответить на следующие вопросы при проверке результатов оперативно-розыскной деятельности:
- проведено ли оперативно-розыскное мероприятие, предусмотренное законом (ч. 1 ст. 6);
- действовал ли орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции, установленной законом;
- уполномоченное ли должностное лицо органа - субъекта оперативно-розыскной деятельности подписало документы (ст. 13);
- имелись ли основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 7);
- соблюдены ли условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 8);
- соблюден ли особый порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан (ч. 2- 8 ст. 8, ст. 9 и др.);
- обеспечены ли гарантии отдельных категорий лиц (прокуроры, судьи, и др.).
Нарушение этих требований делает результаты оперативно-розыскных мероприятий ничтожными и препятствует использованию их в доказывании.
На следующей стадии проверяется наличие всех документов, форма их составления. Следователю, дознавателю на указанной стадии необходимо установить следующее:
- имеется ли сопроводительное письмо от руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, рапорт об обнаружении признаков преступления или сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности;
- имеется ли постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 7 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»);
- имеется ли постановление о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю (ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»);
- имеется ли постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, их носителей (ст. 12 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»);
- имеются ли документы, описывающие ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий: акты, протоколы, рапорта и т.п., как в них названо оперативно-розыскное мероприятие, во всех ли документах одинаково.
В третьем блоке указанной выше деятельности следователь, дознаватель проверяет соответствие представленных результатов оперативно-розыскной деятельности требованиям уголовно-процессуального законодательства. Здесь необходимо установить следующее:
- относятся ли полученные сведения к предмету доказывания (ст. 73 УПК РФ);
- имеется ли указание на источник предполагаемого доказательства или предмет, который может стать доказательством (ст. 87, 88 УПК РФ);
- какие доказательства сформированы на их основе:
а) вещественные доказательства - ст. 81 УПК РФ (например, денежные купюры, образцы средства их пометки, наркотические средства);
б) иные документы - ст. 84 УПК РФ (например, акт проверочной закупки, акт вручения денежных купюр и технических средств, аудиозаписи);
в) показания свидетелей - ст. 79 УПК РФ (например, показания оперативных сотрудников, «покупателя», «присутствующих лиц»);
г) другие доказательства;
- соответствуют ли доказательства требованиям ст. 81, 84, 86 УПК РФ и др.;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
- содержат ли результаты оперативно-розыскной деятельности данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе (ст. 73-89 УПК РФ).
Важность данной стадии, предваряющей уголовное судопроизводство, трудно переоценить. От того насколько быстро и качественно следователь, дознаватель проверит и оценит поступившие результаты оперативно-розыскной деятельности, зависит соблюдение законности и обоснованности при принятии таких важных процессуальных решений, существенно ограничивающих права человека, как возбуждение уголовного дела, подозрение и обвинение лица в совершении преступления, избрания меры пресечения. Да и в целом качественно и законно проведенные оперативно-розыскные мероприятия, а в последующем вовлеченные в процесс доказывания их результаты, являются залогом успешного расследования преступлений, особенно коррупционной направленности, в сфере незаконного оборота наркотиков, мошенничества.
© Валитова Ф.Ф., 2017
УДК 4414
Валитова Фарида Фаритовна
магистр 3 курса юр. фак-та, Набережночелнинского института К(П)ФУ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Аннотация
Тема статьи посвящена типичным ошибкам при использовании результатов оперативно-розыскной
деятельности в уголовном судопроизводстве.
Ключевые слова
Оперативно-розыскная деятельность. Результаты оперативно-розыскной деятельности. Доказательства.
Актуальность использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности при производстве предварительного расследования с каждым годом растет, поскольку все чаще при совершении преступлений используются новейшие достижения в сфере передачи информации. Однако использование результатов оперативно-розыскной деятельности зачастую сопряжено с ошибками как при производстве оперативно-розыскных мероприятий, так и в ходе вовлечения их результатов в процесс доказывания по уголовному делу, в связи с чем увеличивается число фактов исключения судами доказательств, полученных в результате уголовно-процессуального исследования материалов оперативно-розыскной деятельности. Особенно часто это происходит по уголовным делам, возбуждение которых предваряется проведением оперативно-розыскных мероприятий и результаты которых играют определяющую роль в процессе доказывания. Это в первую очередь должностные и коррупционные преступления, преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, мошенничество.
Статьей 89 УПК РФ регламентировано, что результаты оперативно-розыскной деятельности запрещены к использованию в доказывании, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам, содержащимся в других его нормах. Для получения такого статуса они должны быть введены в уголовный процесс с соблюдением жестко установленной процедуры, урегулированной как уголовно-процессуальным законом, так и межведомственными нормативными правовыми документами.