ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА
Том 117 196а
ПРОВЕРКА ДВИГАТЕЛЯ ПО НАГРЕВУ В ИОННОМ ПРИВОДЕ СРЕДНЕЙ МОЩНОСТИ С ИМПУЛЬСНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ
СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ
Ю. М. АЧКАСОВ, В. А. БЕЙНАРОВИЧ, А. И. ЗАЙЦЕВ {Представлено научным семинаром электромеханического факультета)
Импульсное регулирование скорости двигателей основано на том. что к якорю двигателя подводится энергия в виде отдельных импульсов, скорость вращения двигателя зависит от количества энергии в импульсе и частоты повторения импульсов.
Преимущества такого способа регулирования описаны в предыдущей работе настоящего сборника и [1, 2].
Интересным, но мало изученным остается вопрос нагрева двигателя, работающего в системе импульсного регулирования при питании от управляемого многофазного ионного выпрямителя.
В большинстве случаев двигатели средней мощности питаются от выпрямителей с числом фаз две и больше. Двигатель может работать как в области прерывистого, так и в области непрерывного тока. Поэтому при выборе мощности двигателя и проверке его на нагрев необходимо учитывать число фаз и режим работы выпрямителя.
Рассмотрим работу двигателя в импульсном режиме при питании его от 3-фазной схемы выпрямления с нулевым проводом (рис. 1).
Примем следующие условия:
1) падение напряжения в дуге вентиля постоянно;
2) время ионизации и деионизации не учитываем;
3) нагрузка, замыкающая цепь, состоит из э. д. с. и неизменных но величине омического сопротивления и индуктивности.
Приняв эти условия, рабочую схему выпрямитель-двигатель можно заменить эквивалентной (рис. 2), где ¿/„ — амплитуда переменного напряжения; Еа— падение напряжения в дуге; /{'—ключ, который замыкает и размыкает цепь в зависимости от управляющего сигнала в схеме автоматического регулирования скорости; I — мгновенное значение тока в цепи двигателя; Е—противо э. д. с. двигателя.
Для упрощения выводов и удобства их применения выразим основные величины в относительных единицах.
Относительные значения напряжения
Относительное значение тока через вентиль
Ш _ I
' ' ии " /,'
где /м базисный ток —
/ = ^ м а
(3)
I
Электромагнитная постоянная времени цепи Т = — . Параметр
г\
нагрузки
„ и>/, ...
Н - ------- = ш 1
(4)
т
Рис. 1.
Т
е*£/г> I
ч» — £
т
г
{¿в {¿с
Рис. 2.
где ш = 2тс/ — угловам частота сети переменного тока.
И -агс^соГ.
Извести:-; ИШ том ¡17
(5) 33
Ток в цепи вентиля может возникнуть, если открывающий импульс подается при положительном анодном напряжении, то есть при условии
иы Sini>3 О,
или
Е 4- Е
Sin &з > = £
з . у
w м
Угол зажигания отсчитывается от начала синусоиды переменного напряжения и определяется для первого горящего анода —
% = arc sin е. (6)
Угол горения вентиля равен разности углов погасания и зажигания
>. = &в-»э.
Для контура цепи одной фазы можно записать уравнение электрического равновесия
ич sin (»3 + (OÍ) = Е + + ¿R + ¿A (7)
dt
или в относительных единицах
Ф
sin (»з + оО-е + ^Ь'Г-^, (8)
at
решение этого дифференциального уравнения для импульса тока через один вентиль имеет вид [3]
— [cos © sin (f>3 — В + <»í) — е] + [е— cos в sin (íK, — в)] £ (9)
Данное уравнение справедливо для области прерывистых токов при i>0.
Граничным режимом работы m-фазного выпрямителя будет режим, когда
2т:
- - 0 при <оt -- --— .
т
2тг
Если i>0 при ш ——• , значит мы имеем режим непрерывного тока.
т
В этом случае уравнение (9) дополнится членом с начальным значением тока i0 для следующего вступающего в работу анода. Выражение для тока будет иметь вид
V - [cos В sin 0>з - В + СОt) - е] [г — cos В sin (Лд— В) + (10)
Рассмотрим режим работы выпрямителя при импульсном регулировании скорости в случае, когда число горящих подряд анодов гораздо больше числа пропусков зажигания. Этот режим будет наблюдаться при регулировании скорости двигателя ниже номинальной в небольшом диапазоне (меньше 1,6) и может протекать как с прерывистым, так и непрерывным током при нескольких горящих друг за другом анодов.
При работе выпрямителя в области непрерывных токов имеет место перекрытие анодов, то есть участок у одновременной работы двух вентилей (рис. 3).
На этом участке ток одного вентиля уменьшается до нуля, а другого увеличивается до некоторого значения. Для практического расчета полагаем, что ток переходит с одного анода на другой мгновенно при значении тока t0.
Таким образом, для момента перехода тока с одного анода .на другой на основании уравнения (10) можно записать
i0=[cosesIn[»3-e + ^-eH
2 тс
ctge
+ [з — cos © sin (»3 — 0)] е
т
ine
(11)
откуда
2тс
COS 0 sin [ — 0 -f — 1 — £
т
-f [s — cos 0 sin (т>з — 0)] e
ctgrt
2*
ct ge
1-е
(12)
Подставив значение t0 в (10) и произведя преобразование, полу-
чим
[cos 0 sin (fta
7Г
2 cos 0 sin — eos М>з — 0
m
1-е
(JÜ
7Г
m
t) - S] -+
2 к
Wctge
(13)
Ctg0
Определим площадь одного импульса при работе выпрямителя в области непрерывного тока
- j\db = J ([cos 0 sin (&з - е -f U)í) - з] -f 0 о I
+
2 cos 0 sin — cos ( — 0 + — m \ m
2tc
Ctge
1 — e
db.
(14)
Заменяем u>í = 0 и, проинтегрировав в пределах от 0 до —, по-
т
лучим
з*.
Если считать, что выпрямитель пропускает все импульсы тока, тогда можно записать, что средний ток через двигатель за один период при работе ///-фазного выпрямителя равен
2" \ 2тг
срм
2т
т 2*
COS &з— COS "Т
т
т
(16)
Но при работе выпрямителя в системе импульсного регулирования скорости часть импульсов тока выпрямитель может не пропускать, будучи запертым. При уменьшении скорости двигателя и неизменном напряжении питания амплитуда импульсов тока возрастает, так как э.д.с двигателя уменьшается. Следовательно, для преодоления того же момента нагрузки с понижением скорости число импульсов на один период уменьшается. Средний ток в двигателе при этом остается неизменным, так как он определяется величиной нагрузки
-ср
срм d
(17)
w St
где а = —— , есть отношение площади одного импульса тока при г, Sih
соответствующем данной скорости вращения двигателя к площади
одного импульса тока при
£Л
, где Еъ
номинальная э. д. с.
двигателя. Число импульсов тока, приходящихся на один период при данной скорости вращения двигателя,
2тл
N = zl Std
(18)
Для определения эквивалентного по нагреву тока двигателя най дем квадратичную площадь одного импульса тока
SlK
1 Kli
19)
Подставив в уравнение (19) значение i из (13) и проинтегрировав данное выражение, получим
5iKB - COS- в
m
1 2т.
— eos' 0 sin — eos 2 11>3
2 m
0
-М
m /
2scos в [eos (0 - — ) — cos(i>4 - в)| \ m I
sin2 20 sin
m
eos (
в
7C
rn
ctg в sin ( И, в - r — } \ ni >
+ eos I í>5 36
в
2тг
m
2«
[ctg 9 sin (ii:J - 0) -r eos («3 - 0)|
t sin 20 sin2 — cos2 /1>3 — 0 -f -^Л ^ "--(20)
m \ . m — ctge '
\-e m
Определим эквивалентный по нагреву ток двигателя
(21)
Двигатель будет работать не перегреваясь, если выполняется условие
1Н>(1,1^1,2)1ЭКВ, (22)
/н
где 1н = у-.
* м
Коэффициент (1,1-М,2) учитывает дополнительные потери в двигателе, связанные с работой при пульсирующем токе.
При работе двигателя в области прерывистого тока в вычислении квадратичной площади одного импульса необходимо опустить значение i0 и интеграл брать в пределах от 0 до где л — угол горения одного вентиля определяется из диаграмм [3].
Выводы
Рассмотренная методика проверки выбранного двигателя на нагрев при работе в системе импульсного регулирования скорости вращения позволяет рассчитать эквивалентный по нагреву ток двигателя при постоянной нагрузке в зависимости от числа фаз и области работы выпрямителя.
Эта же методика может быть распространена на работу двигателя с выпрямителем, управляемым по фазе. В этом случае угол зажигания выпрямителя будет равен углу регулирования, а число импульсов тока, приходящихся на один период, будет равно числу фаз выпрямителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Д. П. Морозов, М. Г. Ч и л и к и н, Н. Г. Лысенков и Л. М. Т в е р д и н. Новая схема быстродействующего импульсного регулирования в системах с ионными преобразователями. Электричество, № 2, 1У58.
2. М. Г. Ч и л и к и н, Д. П. Морозов, Л. М. Т в е р д и н. Импульсное регулирование скорости вращения двигателей постоянного тока. Электропривод и автоматизация промышленных установок. ГЭИ, i960.
3. А. А. Булгаков. Электронные устройства автоматического управления. ГЭИ, 1958.
4. И. Л. Каганов. Электронные и ионные преобразователи. ГЭИ, ч. i, 1951, ч. II, 1955, ч. III, 1956.
Поступила в редакцию в мае 1962 г.