Научная статья на тему 'К исследованию динамики вентильных электроприводов на полностью управляемых преобразователях'

К исследованию динамики вентильных электроприводов на полностью управляемых преобразователях Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К исследованию динамики вентильных электроприводов на полностью управляемых преобразователях»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА Том 161 1967

*

К ИССЛЕДОВАНИЮ ДИНАМИКИ ВЕНТИЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ НА ПОЛНОСТЬЮ УПРАВЛЯЕМЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯХ

А. И. ЗАЙЦЕВ, В. Н. МИШИН

Рекомендована научным семинаром электромеханического факультета

Ввиду нелинейности характеристик вентильного электропривода в области прерывистых токов исследование динамики целесообразно проводить в два этапа: анализ поведения линеаризованной системы в малом и исследования в большом. В настоящей работе рассматривается линеаризация характеристик привода, работающего в различных режимах прерывистого тока для исследования динамики систем в малом.

Расчеты проведем в предположении, что параметры двигателя /?, £ и магнитный поток Ф постоянны, падения напряжения на вентилях преобразователя Ев равны и не зависят от величины протекающего тока, питание системы осуществляется от абсолютно жесткой сети бесконечной мощности. Обозначим:

ит — амплитуда фазного напряжения сети; (о — угловая частота сети; т — число фаз преобразователя; Е — э. д. с. двигателя; Е + ^в

е==~77--относительная э. д. е.;

171

и?

/ = »,- — относительный ток;

т

, ^ — угол включения силовых вентилей и продолжительность включения соответственно;

^ 9 = о)-^— параме?р двигателя.

При принятых допущениях ток в относительных единицах соответствует относительному электромагнитному моменту двигателя, а скорость определяется величиной относительной э. д. с. Таким образом усредненная механическая характеристика в относительных единицах задается функцией е=7(/сг). Переход от относительных скоростей и цомента к абсолютным совершается на основании следующих формул

♦ ит

— ев)/г0 =(£ —бв)-^-ф, (1)

Ы

М-/срМо = /ср-^СмФ, (2)

где ев-ft--относительное падение напряжении на вентилях;

Се 9 Сы — коэффициенты пропорциональности.

Как показано в [1], переходные процессы вентильного электропривода с достаточно высокой степенью точности можно рассчитывать по усредненным механическим характеристикам. В общем случае для управляемых систем с нулевыми вентилями механические характеристики представляют co6o¿! нелинейную функцию s = /(vt, X, /ср), разлагая которую в ряд Тэйлора и отбрасывая нелийный остаток, получим линеаризованное уравнение в отклонениях

+ Mvb + kK А\ + kjti(3>

где

h — ^ Ь — — h — ,д\

v~~ ¿V " 9 " д ср W

— угловые коэффициенты соответственно: регулировочных характеристик е = /(vB) и e = f(X) при /Ср = const и механической характеристики £= f (/ср) при vB — const, X = const; в рабочей точке vB = vBo> К == / 0, /ср — уср 0.

Значение коэффициентов линеаризованной механической характеристики можно определить графически непосредственно по характеристикам или найти с помощью соответствующих формул. Уравнение (3) в абсолютных единицах имеет вид

п = + fe/ДvB + k\M — kM зУИ, (5)

где:

дп _ Um

^v " ~СФ ~ kvtl0] (6)

В е.

k\ = =ki п0; (7)

Ь _ дп и R /о\

" дМ Сшф

В соответствии с выражениями (4) рассчитаем формулы для вычисления коэффициентов механической характеристики двигателя, пи-. тающегося ог полностью управляемого преобразователя, в различных режимах работы.

1. Ток двигателя спадает до нуля, протекая через силовые вентили. Механическая характеристика в относительных единицах здесь задаца в параметрической форме уравнением для среднего тока [1].

т . { , X \ . X m ^ /rkV

;ср = —sin (vB + _2-J sm^--AS (9)

чш уравнением для противо-э. д. с. [i].

sin ÍVn — 9) — sin (vR — В + X) cts H

-• do)

Выражение для углового коэффициента регулировочной характеристики e = /(vB) найдем из (10) [1]

К - tg » [COS (vB - 9) — cos (vB - ]ш (11)

Угловой коэффициент при ДА, равен нулю, так как в рассматрива-

Ч'мом режиме продолжительность включения силовых вентилей не может являться независимой переменной.

Угловой коэффициент механической характеристики найдем из (9),

предварительно определив из (10) частную производную и окончательно получим

2 тс *

kj= m[l~(e-Xct^-\)tge]' ' (12)

Для рассматриваемого режима характерной является неуправляемая работа преобразователя, что имеет место, если команда на включение силового вентиля приходит, когда его анодное напряжение меньше противо-э, д. с. в цепи постоянного тока. При этом фактический угол включения вентилей находится как

vB = arc sin в, (13)

коэффициенты регулировочных характеристик равны нулю, а угловой коэффциент'механической характеристики равен

— s2 : (]Л-г2 [(1 _e-*ctge)tg@_X] +

+ sin © [e-Xcts0.cos (arcsin г — ©) — cos (arc sin e — © -fX)] +

+ 2 sin -^-cos(^ars sin £ + (14)

2. Ток уменьшается до нуля, протекая через нулевой вентиль. В данном режиме механические характеристики определяются уравнениями [2], [3].

/cP = -^sin -|-sin(vB + -i-)--^_(Х + Хп)э, (15)

ct* esin (vB - В + X) - sin (VB - в) £==cos@- ,g(^xn)ctgeMl---<16)

где X„ — продолжительность работы нулевого, вентиля.

По аналогии с вышеизложенным угловые коэффициенты характеристик привода в соответствии с (4) найдем с помощью уравнений <14 и (15).

COS (VB — е) — cos (vB — е+ I) е* ct8 e ^ = C0S@-i-^+Xn)ct,e-• (,7)

fa = e_C|f+eXn )ctg e ctg 8 sin (vb 4-Х) - si, (18)

2 к

m{[ 1-Г^п)счв] tg0-(X+Xn)}' (19)

В рассматриваемом режиме прерывистых токов также возможен случай, когда действительные углы включения вентилей соответствуют выражению (13), тогда фактические углы продолжительности включения силовых вентилей можно найти через задаваемые схемой управления как

)/ = vB — arc sin е. (20)

Заменив К в формуле (16) на А/ из (20) и продиференцировав полученное выражение согласно (4), получим коэффициенты регулировочных характеристик

16

^с^З" о

1 \e-v cts9• sin 0 cos (arc sin s — B) +

У 1-е'

cos В sin (vB — 0 + л) — eexn cts e]},

которые оказываются равными ввиду равноценности регулирования скорости в данном случае изменением углов включения или продолжительности включения, так как любой из способов адекватно ведет в конечном счете к изменению величины действительной продолжительности включения Учитывая (20), найдем с помощью (15) и (16) угловой коэффициент механических характеристик

9тг i cts0

= : < 1 '+*п >*g 9 ]tgft + .,. . ctg esin й x

m

VI

Хсоб (агенте — 0) + со$ В Бт(ив — @ —еех— (К' + Хп)|/п. (22)

3. Режим прерывистых токов, спадающих до нуля при работе силовых вентилей в области углов -у->£/„<агс Этз.

Последний режим прерывистых токов характеризуется двукратной работой каждого силового вентиля в цикле [2], [3].

Механические характеристики здесь задаются уравнениями [3].

1 ср

. I , . >1

Sin(vB + ~jS\n ~~

. VB + A—VB2 .

sin-;;--sin

Vo + X + v

Ba

]-

-'B. + VB + Xx )ef

(23)

M ctg 9

sin

0 + it) _ sin (VB - 6) + sin (VB — в + a) e .

) Ctg w

(Ir^b «

s — cos 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

sin (vEa— Ще

-Vi^+v o\ Л V m j

B2

— ( J"™--L v — v Vetg в

V m В Ba'4 Ь

(24)

^•icfgO_g \ m ' В TV

где^ а и лх — заданная продолжительность включения и продолжительность первого включения силовых вентилей соответственно;

—агевте— фазовый угол второго включения.

Угловые коэффициенты характеристик найдем из (23) — (24) в соответствии с (4)

kv = cos В J exi cts 0 • cos (vb — В -f lx) — cos (vB — B) +

Sin c) J

cos (vb — © + X)e

,-(-^+VB-VE2)Ctg

h =

^sin(yB2— B)ctgB —

J; +

ctgOsin(vB + >)

» (vB + X-v ) Ctg0

kt

m

1-е

\ m + NB

ctg

tge +

B2

2-

2—7791

(25)

(26)

17

4. Режим непрерывных токов.

В области непрерывного тока механические характеристики привода прямолинейны и имеют вид [1]

m . к . / . X \ /rfcOV

/ср=—Sin—Sin^B +"2")~ £'

Взяв соответствующие частные производные, из (28) получим уг* ловые коэффициенты в виде

kx = £ sin (>в +X). (30>

¿, = -1. (31)

В области непрерывного тока крутизна механических характеристик двигателя независимого возбуждения пропорциональна омическому сопротивлению цепи якоря (8)

kM = 7; г ф2 • (32)

Крутизну усредненных характеристик в области прерывистых токов также можно оценивать некоторым фиктивным омическим сопротивлением [1]

км = С,' (33)

которое для данной рабочей точки, сравнивая (8) и (33), выразим как

Яф - — kjR. (34)

Расчет динамики на основании усредненных механических характеристик предполагает нахождение полезной, так называемой «гладкой» составляющей переходных процессов. При этом в области прерывистого тока не нужно учитывать индуктивность цепи якоря, так как ее влияние полностью учтено при расчете усредненных характеристик. Влияние индуктивности отражается фиктивным омическим сопротивлением.

Динамика усредненного процесса в области прерывистых токов может быть рассчитана на основании усредненной линеаризованной ме- * ханической характеристики (5) и уравнения движения привода в отклонениях

An fcAv +- k-KM — ku ДМ

m=id(n)

dt

(35)

где / — приведенный к валу двигателя момент инерции привода. Решая систему (35) относительно отклонения скорости, подучим уравнение, характеризующее динамику привода

Дл (36>

где Ты — электромеханическая постоянная времени.

В общем случае в системах с нулевыми вентилями управление может осуществляться как изменением углов включения, так и продолжительности включения силовых вентилей. При поочередном управлении передаточные функции звена «выпрямитель-двигатель» в зависи-

18

мости от-регулируемой координаты на основании (36) будут иметь вид

от,

При одновременном изменении г?в и Я исследования удобнее проводить, считая независимой переменной некую обобщенную координату, на-пример, напряжение на входе схемы управления (¿Шу). Тогда, считая схему управления безынерционной, перепишем (36) в виде

(1 + Тм р) Ап = [к{,)к[ 4- ИМ Диу, (39)

где = к (к) = -¿¿у— — коэффициенты усиления схемы уп-

равления.

Из (39) получим передаточную функцию как

'М-^-Т+Ъ- <40)

/ /

где к — + —обобщенный коэффициент усиления звеньев

«схема управления — преобразователь — двигатель».

Как следует из (37), (38),. (40) двигатель независимого возбуждения в режимах прерывистого тока представляет собой апериодическое звено первого порядка. Электромагнитная постоянная времени в выражения передаточной функции в этих режимах не входит, так как электромагнитный переходный процесс заканчивается с каждым импульсом тока, никак не сказываясь на последующих импульсах.

В области непрерывного тока передаточные функции звена «выпрямитель-двигатель» примут свой обычный вид

Г|Л —Т-тТр^Т^ЯТ- <41>

где Тя --электромагнитная постоянная времени якорной цепи.

Вычислив по полученным выражениям угловые коэффициенты регулировочных и механических характеристик и передаточные функции в окрестностях выбранной рабочей точки, можно переходить непосредственно к исследованию в малом конкретной системы, используя общеизвестные методы и приемы линейной теории автоматического регулирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. А. А. Булгаков. Основы динамики управляемых вентильных систем. Изд. АН СССР, 1963.

2. А. И. Зайцев, В. Н. Мишин. К расчету некоторых мутаторов на полностью управляемых элементах. Известия ТПИ, т. 153, 1965.

3. А. И. Зайцев, В. Н. Мишин. Режимы прерывистого тока полностью управляемых преобразователей. Настоящий том.

2* 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.