Научная статья на тему 'Проведение уголовного преследования в рамках контртеррористической операции'

Проведение уголовного преследования в рамках контртеррористической операции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
341
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутаев Мурадали Якубович

В статье развивается тезис о возможности широкого толкования понятия публичного уголовного преследования. Контртеррористическая операция трактуется автором как специфическая форма осуществления уголовного преследования лиц, причастных к террористической деятельности. В статье приводятся доводы в пользу этой точки зрения. Автор выступает в целом за деформализацию уголовного преследования и стирание различий между процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDUCT OF CRIMINAL PROSECUTIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ANTI-TERRRORIST OPERATION

In this article the author develops the thesis about the possibility of a broad interpretation of the concept of public prosecution. Under criminal investigation the author refers to any activity of the prosecution, to solve the crime and expose the culprit. Counter-terrorist operation is interpreted by the author as a specific form of criminal prosecution of individuals involved in terrorist activities. In the article, he argues in favor of this point of view and acts as a whole for deformalization prosecution and erasing the differences between procedural and operational-investigative activities.

Текст научной работы на тему «Проведение уголовного преследования в рамках контртеррористической операции»

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

11.5. ПРОВЕДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ

КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ

ОПЕРАЦИИ

Бутаев Мурадапи Якубович, соискатель. Место учебы: Дагестанский государственный университет. Подразделение: кафедра уголовного процесса и криминалистики. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье развивается тезис о возможности широкого толкования понятия публичного уголовного преследования. Контртеррористическая операция трактуется автором как специфическая форма осуществления уголовного преследования лиц, причастных к террористической деятельности. В статье приводятся доводы в пользу этой точки зрения. Автор выступает в целом за деформализацию уголовного преследования и стирание различий между процессуальной и оперативнорозыскной деятельностью.

Ключевые слова: уголовное преследование, контртеррористическая операция, оперативнорозыскная деятельность.

CONDUCT OF CRIMINAL PROSECUTIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ANTI-TERRRORIST OPERATION

Butaev Muradali Jakubowicz, competitor. Place of study: Dagestan State University. Department: Criminal Procedure and Criminalistics chair. E-mail: [email protected]

Annotation: In this article the author develops the thesis about the possibility of a broad interpretation of the concept of public prosecution. Under criminal investigation the author refers to any activity of the prosecution, to solve the crime and expose the culprit. Counter-terrorist operation is interpreted by the author as a specific form of criminal prosecution of individuals involved in terrorist activities. In the article, he argues in favor of this point of view and acts as a whole for deformalization prosecution and erasing the differences between procedural and operational-investigative activities.

Keywords: criminal prosecution, counter-terrorist operation, operational and investigative activity.

Публичное уголовное преследование является способом реализации обвинительной властью функции обвинения. По определению Конституционного Суда РФ, «выполнение функции обвинения заключается в возбуждении уголовного преследования, формулировании обвинения и отстаивания его в суде» [2]. По поводу форм реализации этой функции существуют различные мнения. Мы считаем, что такой формой не может быть только уголовно-процессуальная форма. На эту мысль наводит правовой режим контртеррористической операции, являющейся одним из важнейших правовых средств противодействия преступлениям террористической направленности.

Из определения, даваемого в пункте пятом статьи третьей Федерального Закона «О противодействии терроризму» [5], следует, что контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств, направленных на (1) пресечение террористического акта, (2) обезвреживание террористов, (3) обеспечение безопасности физических лиц, организа-

ций и учреждений, (4) минимизацию последствий террористического акта.

Наряду с боевой работой, важное значение имеют разнообразные виды правоохранительной деятельности, осуществляемые в рамках контртеррористической операции. На наш взгляд, примыкает к деятельности по пресечению террористического акта и обезвреживанию террористов военными средствами, является ее органичным продолжением деятельность по привлечению к уголовной ответственности лиц, причастных к террористической деятельности. Ведь, как следует из пункта 4 статьи 2 ФЗ «О противодействии терроризму» в качестве принципа контртеррористической операции законодательством предусмотрена неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности.

В идеале не физическое уничтожение, а захват и привлечение к уголовному преследованию террористов, справедливый суд над ними должны служить продолжением контртеррористической операции. Уголовное преследование террористов, на наш взгляд, начинается с момента производства любых мероприятий (оперативно-розыскных, оперативно-боевых), направленных на решение задач, предусмотренных статьей 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [6].

В соответствие со статьей 2 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности» задачами оперативнорозыскной деятельности являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного преследования. По нашему мнению, в рамах контртеррористической операции происходит решение этих задач на начальном этапе уголовного преследования террористов.

Мы считаем возможным отход от формальнодогматического толкования уголовного преследования, основанного на формулировке, содержащейся в пункте 55 статьи 5 УПК РФ, а именно: «уголовное преследование - это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления». Мы считаем, что в состав уголовного преследования входит любые правовые действия, в том числе оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые для того, чтобы раскрыть преступление и изобличить преступника. Более того, в состав досудебного уголовного преследования могут входить и иные допускаемые законом действия, прежде всего связанные с получением доказательственной информации о преступлении и пресечении преступления. К таковым можно отнести проводимые в ходе контртеррористической операции оперативно-боевые мероприятия, связанные с захватом, ликвидацией террористов, ведением разведки и пр. Иными словами, мы выступаем за широкое понимание понятия «уголовное преследование».

По мнению А.С. Александрова, изложенному им в ряде работ [1, с. 268-269], уголовное преследование -это деятельность, осуществляемая прокурором и другими органами уголовного преследования (обвинительной власти) по привлечению к уголовной ответственности подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Уголовное преследование включает в себя принятие решений по привлечению к делу лица в

268

УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ

Бутаев М.Я.

качестве подозреваемого, обвиняемого, гражданского ответчика, собирание обвинительных доказательств, применение мер процессуального принуждения, а также мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, совершение иных процессуальных действий, направленных на изобличение обвиняемого и привлечение его к уголовной ответственности. По мнению этого ученого, если органом обвинения ставится вопрос 1) о необходимости ограничения правового статуса лица в связи с законным предположением о его виновности в преступления, 2) об ухудшении его правового положения по сравнению с тем, в котором он находится, значит, в связи с предположением о совершении этим лицом преступления, выраженном в форме подозрения или обвинения, имеет место уголовное преследование [1, с. 51].

На наш взгляд, в силу скоротечности контртеррористической операции она может включать в себя только некоторые элементы досудебного производства: стадию возбуждения уголовного дела, а также производство неотложных следственных действий, совершаемых в начальный период стадии предварительного расследования. Поэтому оперативно-розыскной правовой формат объективно выступает наиболее распространенной формой совершения наиболее действий, составляющих содержание досудебного уголовного преследования, если проводилась контртеррористическая операция.

Мы солидарны с мнением тех ученых, которые включают в задачи оперативно-розыскного обеспечения уголовного преследования:

• обеспечение своевременного и обоснованного возбуждения уголовного дела;

• обеспечение полного и объективного процесса доказывания по уголовному делу путем создания оптимальных для этого условий;

• пресечение или нейтрализация противодействия криминальной среды установлению истины по делу;

• исполнение функции защиты участников уголовного процесса;

• реализация принципа неотвратимости ответственности за содеянное;

• недопущение рецидива криминального проявления [3, с. 10; 4, с. 17].

Оперативно-розыскное обеспечение уголовного преследования террористов, которое имеет место при проведении контртеррористической операции, заключается, в числе прочего, в том, чтобы были зафиксированы следы террористических и иных преступлений, сопровождавших совершение терактов; сформирована доказательственная база для последующего изобличения террористов и их пособников в судебном порядке и привлечения их к уголовной ответственности.

Разумеется, когда мы говорим об уголовном преследовании как составной части контртеррористической операции, мы имеем в виду досудебное уголовное преследование. Хотя, как известно, окончательное решение вопроса о привлечении к уголовной ответственности лица, совершившего преступление, происходит в суде и потому заключительным фазисом уголовного преследования является судебное уголовное преследование в форме поддержания прокурором обвинительного заключения.

Полагаем, что в число задач уголовного преследования, реализуемого в ходе контртеррористической операции, входят: (1) выявление и фиксация следов преступления террористической направленности; (2) быстрое и полное раскрытие террористического акта; (3)

розыск и изобличение террористов в совершенных ими преступлениях; (4) получение и документирование обвинительных доказательств по уголовному делу; (5) применение к обвиняемым (подозреваемым) в терроризме мер процессуального принуждения; (6) получение оснований для принятия мер по обеспечению возмещения вреда от совершенного преступления; (7) ликвидация причин и условий, способствовавших совершению теракта.

Следует подчеркнуть, что информационный аспект является приоритетным в любом из видов правоприменения. Формирование доказательственной базы по уголовному делу составляет, по нашему мнению, важнейшую задачу контртеррористической деятельности, которая хотя, прямо не предусмотрена соответствующим законом, но вытекает из общего смысла нашего законодательства. Поэтому выявление, получение, фиксация источников доказательственной информации о террористическом акте, в какой бы правовой форме они не осуществлялись при проведении контртеррористической операции, входит в уголовное преследование.

Контртеррористическая операция направлена в числе прочего и на то, чтобы были зафиксированы следы террористических и иных преступлений, сопровождавших совершение терактов; сформирована доказательственная база для последующего изобличения террористов и их пособников в судебном порядке и привлечения их к уголовной ответственности. Важно перевести боевую, силовую часть операции в процедурное русло, без потери и искажения информации, с соблюдением требований законодательства при получении, фиксации и представлении информационных данных органам уголовной юстиции.

Компетентным государственным органам необходимо возбудить и довести уголовное дело по акту терроризма до суда, чтоб террористы были по закону привлечены к уголовной ответственности и понесли справедливое наказание. Здесь чрезвычайно важное значение имеет вопрос об организации взаимодействия оперативно-розыскных аппаратов, специальных подразделений с органами предварительного следствия.

Информационные предпосылки для формулирования и выдвижения обвинения создаются в ходе оперативно-боевой деятельности, то есть во время «горячей» фазы контртеррористической операции. Сохранение следов преступления, собирание и фиксация источников потенциальных доказательств надо включить в число приоритетов спецподразделений правоохранительных органов, равно как и иных участников контртеррористической операции. Оперативно-

розыскная деятельность как разновидность юридического познания (в отличие от уголовно-

процессуального познания) позволяет не только обнаружить и зафиксировать следы криминальных событий, но при определённых условиях субъект оперативно-розыскной деятельности может стать очевидцем таких событий.

Участники контртеррористической операции, проводя оперативно-розыскные и оперативно-боевые мероприятия, на наш взгляд, могут получать оперативную информацию, которая позволит к началу уголовнопроцессуального познания сориентировать следствие относительно возможных источников доказательств, а также предоставить ему некоторые надлежаще зафиксированные сведения, могущие впоследствии в соот-

269

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

ветствии с законом быть введенными в процесс в качестве доказательств.

Вопреки существующей доктрине, мы считаем возможным считать, что оперативно-розыскные и оперативно-боевые мероприятия, проводимые в ходе контртеррористической операции, позволяют получать информацию, которая может послужить основанием для проведения следственных действий. Полагаем, что на основе результатов оперативно-боевой и оперативнорозыскной деятельности могут быть сформированы такие доказательства по уголовному делу, которые в последующем позволят решать вопросы о привлечении к уголовной ответственности обвиняемых в совершении преступлений террористической направленности, минимизации последствий (возмещения вреда) от теракта, предупреждении террористической, экстремистской иной противоправной активности.

Таким образом, специфический правовой режим контртеррористической операции может считаться особой формой проведения публичного уголовного преследования лиц, совершивших преступления террористической направленности.

Список литературы:

1. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / научн. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 51-52; Уголовный процесс. Проблемные лекции / под ред. В. Т. Томина, И. А. Зинченко. М. : Издательство Юрайт, 2013.

2. Определение Конституционного Суда России от 6 марта 2003 г. № 104-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Бокситогорского городского суда Ленинградской области о проверке конституционности

ч. 1 от. 86 УПК РФ» // СПС КонсультантПлюс. Время обращения 18 августа 2014 г.

3. Свистильников А.Б. Теоретические аспекты оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования тяжких преступлений // Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности в современных условиях: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, 11-12 мая 2000 года. Тюмень, 2001.

4. Тузов Л.Л. Теоретические и организационноправовые проблемы оперативно-розыскного обеспечения раскрытия преступлений, совершенных несовершеннолетними //Автореф. дис... д-ра юрид. наук. М., 2003.

5. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от

28.06.2014) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146 / СПС КонсультантПлюс. Время обращения 18 августа 2014 г.

6. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349 // СПС КонсультантПлюс. Время обращения 18 августа 2014 г.

Literature list:

1. Commentary on the Criminal Procedure Code of the Russian Federation / Research. Scientific ed. V.T. Tomin, M.P. Polyakov. 7th ed., revised and ext. M .: Publishing house Yurait, 2014. P. 51-52; Criminal trial. Problematic lecture / ed. V.T. Tomin, I.A. Zinchenko. M. : Publishing house Yurait 2013.

2. Determination of the Constitutional Court of Russia dated from March 6, 2003 № 104-O "The refusal to accept

for consideration the request of the City Court Boksitogorsky of the Leningrad region on the constitutionality part 1, Art. 86 Code of Criminal Procedure "// SPS Consultant. Time of approach 18 August 2014.

3. Svistilnikov A.B. Theoretical aspects of operational-search software detection and investigation of serious crimes // Actual problems of the theory and practice of operational-search activity in modern conditions: Proceedings of All-Russian scientific - practical conference, 11-12 May 2000. Tyumen, 2001.

4. Tuzov L.L. Theoretical and organizational-legal problems of operational-search software disclosing crimes committed by juveniles // Autoabstract. of dis ... Dr. in law. Moscow, 2003.

5. Federal law from 06.03.2006 N 35-FZ (ed. From

28.06.2014) "On the fight against Terrorism" // Compilation of legislation of the Russian Federation. 2006. № 11. Art. 1146 / SPS Consultant. Time of approach -18 August 2014.

6. Federal Law of 12.08.1995 № 144-FZ (ed. From 12.21.2013) "On operative-search activity" // Compilation of legislation of the Russian Federation. 1995. № 33. Art. 3349 // SPS Consultant. Time of approach - 18 August 2014.

Рецензия

на статью соискателя кафедры уголовного процесса и криминалистики Дагестанского государственного университета М.Я. Бутаева на тему «Проведение уголовного преследования в рамках контртеррористической операции»

Представленная рукопись посвящена проблемным вопросам, связанным с деформализацией уголовного преследования и стиранием различий между процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью.

Автор исследует понятие контртеррористической операции, которая трактуется автором как специфическая форма осуществления уголовного преследования лиц, причастных к террористической деятельности.

Повышенное внимание уделено анализу действующего законодательства в данной сфере.

Статья написана хорошим юридическим языком, характеризуется научной новизной, имеет актуальность для теории уголовно-процессуального права и судебно-следственной практики.

Вывод: статья соискателя кафедры уголовного процесса и криминалистики Дагестанского государственного университета М.Я. Бутаева на тему «Проведение уголовного преследования в рамках контртеррористической операции» рекомендуется для опубликования в открытой печати.

Заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Дагестанского государственного университета, Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Т.Б. Рамазанов

270

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.