Научная статья на тему 'Проведение цифровизации в розничном банковском бизнесе (на примере практики Сбербанка)'

Проведение цифровизации в розничном банковском бизнесе (на примере практики Сбербанка) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2727
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / РОЗНИЧНЫЙ БАНКОВСКИЙ БИЗНЕС / ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКАХ / ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОВЕДЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ / DIGITALIZATION / DIGITAL TRANSFORMATION / RETAIL BANKING BUSINESS / IMPLEMENTATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN BANKS / PROFIT FROM DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Татьяна Викторовна, Гальпер Мария Андреевна, Лучко Анастасия Дмитриевна

Актуальной задачей руководства банков в настоящий момент является проведение цифровизации с целью извлечения дополнительной прибыли и повышения эффективности работы. В статье сделан акцент на наиболее передовой в этом аспекте сегмент розничный банковский бизнес. Авторы привели данные мировой статистики и рассмотрели практические примеры проведения цифровизации в розничном бизнесе Сбербанка. Помимо этого, в статье сформулированы основные предложения по проведению цифровизации в розничном сегменте банковской деятельности, выделены четыре основных направления внедрения цифровых технологий в процесс создания дополнительной стоимости банком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION IN RETAIL BANKING BUSINESS ON THE EXAMPLE OF SBERBANK PRACTICE

The actual challenge of the bank's management is digital transformation with the aim of getting additional profit and increasing the efficiency of the financial organization. The article focuses on the most advanced segment in this aspect the retail banking business. We collected the data of world statistics and considered practical examples of digitalization in the retail business of Sberbank. In addition, the article outlines the main proposals for digitalization in the retail segment we have identified four main directions of implementing digital technologies in the process of creating additional value by the bank.

Текст научной работы на тему «Проведение цифровизации в розничном банковском бизнесе (на примере практики Сбербанка)»

ПРОВЕДЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РОЗНИЧНОМ БАНКОВСКОМ БИЗНЕСЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРАКТИКИ СБЕРБАНКА)

Аннотация. Актуальной задачей руководства банков в настоящий момент является проведение цифровизации с целью извлечения дополнительной прибыли и повышения эффективности работы. В статье сделан акцент на наиболее передовой в этом аспекте сегмент - розничный банковский бизнес. Авторы привели данные мировой статистики и рассмотрели практические примеры проведения цифровизации в розничном бизнесе Сбербанка. Помимо этого, в статье сформулированы основные предложения по проведению цифровизации в розничном сегменте банковской деятельности, выделены четыре основных направления внедрения цифровых технологий в процесс создания дополнительной стоимости банком.

Ключевые слова. Цифровизация, цифровая трансформация, розничный банковский бизнес, внедрение цифровых технологий в банках, прибыль от проведения цифровизации.

Nikitina T.V., Galper M.A., Luchko A.D.

DIGITALIZATION IN RETAIL BANKING BUSINESS ON THE EXAMPLE OF SBERBANK PRACTICE

Abstract. The actual challenge of the bank's management is digital transformation with the aim of getting additional profit and increasing the efficiency of the financial organization. The article focuses on the most advanced segment in this aspect - the retail banking business. We collected the data of world statistics and considered practical examples of digitalization in the retail business of Sberbank. In addition, the article outlines the main proposals for digitalization in the retail segment - we have identified four main directions of implementing digital technologies in the process of creating additional value by the bank.

Keywords. Digitalization, digital transformation, retail banking business, implementation of digital technologies in banks, profit from digitalization.

Введение

Доходы и прибыль банковского сектора в условиях глобальной неустойчивой среды перейдут к тем банкам, которые смогли приспособиться к новым условиям. Самые продвинутые банки мира занимаются доведением до совершенства своих мобильных приложений, а также создают так называемые «хакатоны», то есть форумы специалистов из разных областей (программисты, дизайнеры, менедже-

ГРНТИ 06.73.65

© Никитина Т.В., Гальпер М.А., Лучко А. Д., 2018

Татьяна Викторовна Никитина - доктор экономических наук, профессор кафедры банков, финансовых рынков и страхования, директор Международного центра исследований актуальных проблем финансовых рынков Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Мария Андреевна Гальпер - аспирант кафедры банков, финансовых рынков и страхования, научный сотрудник Международного центра исследований актуальных проблем финансовых рынков Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Анастасия Дмитриевна Лучко - аспирант кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Никитина Т.В.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 570-29-42. E-mail: t_nikitina2004@mail.ru. Статья поступила в редакцию 25.09.2018.

ры), работающих совместно над созданием прорывных технологий и изобретений. Помимо этого, банки развивают активное сотрудничество с финтех-компаниями.

Именно розничный банковский бизнес наиболее подвержен последним технологическим тенденциям, согласно мировой статистике [8]. Лидеры этого рынка уже успешно используют цифровые технологии для автоматизации процессов, создания новых продуктов, улучшения соответствия нормативным требованиям, анализа потребностей своих клиентов и преобразования ключевых компонентов цепочки создания стоимости. Статистические данные и опыт Сбербанка

В российском банковском секторе наиболее успешный опыт в сфере внедрения цифровых технологий также показывают розничные финансово-кредитные организации. Уже сейчас банки, использующие в качестве бизнес-модели розничное обслуживание с применением цифровых технологий, а также Р08-кредитование, подразумевающее онлайн-выдачу кредита клиентам интернет-магазинов, показывают стремительный рост. И, по прогнозам аналитиков, эти темпы не будут ослабевать еще длительное время [6]. Помимо этого, услуги для малого и среднего бизнеса демонстрируют высокую привлекательность для развития их банками. Согласно данным Стратегии Сбербанка на 2014-2018 гг., 15% увеличения доли корпоративного кредитования достигается за счет роста этих сегментов на фоне снижения доли кредитования крупнейшего бизнеса.

Согласно исследованиям МсКш8еу [8], в ближайшие пять лет около 40% всех банковских доходов в розничном сегменте будут получены от предоставления цифровых услуг. Учреждения, которые противостоят цифровым инновациям, будут наказаны клиентами, финансовыми рынками, а иногда и регуляторами. Потенциальное сокращение чистой прибыли в размере 35% ожидает отстающих участников банковской системы, согласно исследованиям МсЮшеу. В то же время, прибыль от проведения цифровизации в финансовых институтах может увеличиться на 45% (см. рис. 1).

Увеличение доходов от инновационных предложений и бизнес-моделей Инновационные предложения конкурентов

Уменьшение маржи

Увеличение доходов от новых продуктов, цифровых продаж, цифровой обработки данных для осуществления кросс-продаж

Уменьшение операционных расходов от автоматизации/ цифровизации

Увеличение операционного риска

Итого:

Потенциальные возможности

Рис. 1. Влияние цифровизации на чистую прибыль банка (розничный сегмент) [8, перевод авторов]

Данный результат складывается из увеличения доходов от инновационных предложений и бизнес-моделей банка, добавляющего к прибыли 5%, увеличения доходов от новых продуктов, цифровых продаж, цифровой обработки данных для осуществления кросс-продаж, прибавляющего еще 10%. Более того, уменьшение операционных расходов от автоматизации/цифровизации банка способно доба-

вить к прибыли банка еще 30%. В свою очередь, потенциальные угрозы возникают вследствие инновационных предложений конкурентов, что сокращает прибыль банка на 13%. Помимо этого, по результатам исследования, цифровизация способна сократить процентную маржу банка, что приведет к уменьшению прибыли на 16%, а возможное увеличение операционного риска отнимет еще 6%. Тем не менее, вес положительного эффекта превышает потенциальные угрозы для банка на 10%, что говорит о том, что, в целом, для банков цифровизация является актуальной задачей.

Проанализируем теперь финансовый результат за 2017 год лидера российского рынка банковских услуг - ПАО «Сбербанк России». Несмотря на то, что банк является универсальным, розничный бизнес является существенным сегментом его деятельности и, как мы видим по результатам отчетности, основным источником роста прибыли. Согласно данным отчета о прибылях и убытка Сбербанка за 2017 год, рост годовой чистой прибыли за 2017 год по отношению к показателю предыдущего года составил 35,3%. По итогам 2017 года она достигла отметки 748,70 млрд руб. [2].

В таблице 1, составленной авторами статьи на основе официальных данных Сбербанка [1], представлены основные компоненты финансового результата банка. Мы видим, что чистые процентные доходы возросли, как и чистые комиссионные доходы, составив 1452,1 млрд рублей и 394,2 млрд рублей, соответственно. Комиссионные доходы банк нарастил, в том числе, благодаря использованию цифровых технологий в части предложений клиентам онлайн-сервисов и приложений. Помимо этого, банк сокращает операционные расходы, также за счет автоматизации и цифровизации своих внутренних и внешних процессов. Таким образом, анализ практики Сбербанка подтверждает гипотезу о положительном эффекте цифровизации на прибыль банка.

Основные составляющие финансового результата Сбербанка, млрд рублей

Таблица 1

2016 год 2017 год

Чистые процентные доходы 1362,80 1452,10

Чистые комиссионные доходы 349,10 394,20

Операционные расходы -677,60 -672,80

Чистая прибыль 541,90 748,70

По итогам 2017 года чистый процентный доход банка увеличился относительно предыдущего года на 7,7% и превысил 1,4 трлн рублей. Главными источниками данного результата были снижение процентных ставок по привлеченным средствам клиентов и рост розничного кредитного портфеля [7]. Чистый комиссионный доход увеличился на 12,5% до 394 млрд рублей. Основными драйверами роста были операции с банковскими картами (плюс 25,4%) и банковское страхование (плюс 22,7%). За 2017 год Сбербанк выдал клиентам в общей сложности 13,5 трлн рублей кредитов - на 27% больше, чем за 2016-й. Динамика кредитования продемонстрирована на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика выданных кредитов корпоративным и частным клиентам, 2013-2017 гг., трлн руб. [3]

Начиная с 2015 года, объем выданных кредитов как корпоративным клиентам, так и частным лицам, растет и на конец 2017 года составляет 11,4 трлн рублей и 2,2 трлн рублей, соответственно. Причем за 2017 год корпоративные кредиты выросли на 25%, а объем кредитов, выданных частному сектору, увеличился на 37%.

В соответствии с мировыми тенденциями и подтверждая исследования МсЮшеу, на которые мы ссылались ранее, именно розничный бизнес приносит Сбербанку рост доходов, и цифровизация используется банком для обеспечения повышения конкурентоспособности и эффективности в данном сегменте. Если рассматривать структуру розничного бизнеса, то, согласно официальным данным [1], он состоит из жилищных кредитов, потребительского кредитования, кредитных карт и овердрафтов, а также автокредитования. Максимальный рост показывает сегмент жилищного кредитования (16%) (см. табл. 2).

Розничный кредитный портфель (Группа Сбербанк, МСФО), млрд руб,

Год 2013 2014 2015 2016 2017

Розничный кредитный портфель: 3748 4847 4966 5032 5717

жилищные кредиты 1569 2270 2555 2751 3191

потребительские кредиты 1673 1868 1682 1574 1726

кредитные карты и овердрафты 349 539 587 587 679

автокредиты 157 170 142 120 121

Таблица 2

Согласно отчету Сбербанка за 2017 год, жилищное кредитование показывает увеличение доли благодаря внедрению платформы «ДомКлик». В ноябре 2017 года, по результатам аналитического сервиса SimilarWeb, эта услуга заняла пятое место среди сайтов по работе с недвижимостью в России. Сервис объединяет клиентов, сотрудников и партнеров Сбербанка - застройщиков и агентств недвижимости, что существенно упрощает процедуру выдачи кредита (клиенты, получающие зарплату через Сбербанк и зарегистрированные в приложении Сбербанк-онлайн, освобождаются от необходимости заполнять анкету для получения кредита) и покупки недвижимостью через ипотеку.

Предложения по проведению цифровизации в банках

Итак, розничное кредитование, а также малый и средний бизнес являются целевыми сегментами для извлечения дополнительной прибыли банком, а цифровизация выступает в качестве инструмента их развития.

В глобальном мире аналитики указывают на ключевой тренд в развитии потребительского спроса на финансовые услуги - это развитие интернет-коммерции и вместе с этим экосистем вокруг онлайн-платформ, включающих и финансовые услуги. Поэтому банкам предлагается развивать четыре основных направления для использования цифровых технологий в процессе создания ценности.

1. Цифровые технологии используются для связи с клиентами, партнёрами, а также сотрудниками банка.

2. Цифровые технологии позволяют анализировать не только финансовое положение, но и психологический тип клиента, его предпочтения и образ жизни. На основании этой информации банк делает ему персонифицированные предложения, начиная от специфического дизайна продукта, до его содержимого (кредитование на различные цели - ипотека, путешествия, образование, и др.) и цены.

3. Автоматизация низкорискованных, повторяющихся однотипных процессов. Эти процессы могут быть переведены в мобильные приложения, что может увеличить продуктивность и облегчить комплаенс.

4. Цифровизация является средством содействия инновациям в банковских продуктах и бизнес-моделях. Примерами этого могут являться социальный маркетинг и краудсорсинг, а также «бизнес-модели с цифровой ориентацией» [7].

Выводы

1. Прибыль Сбербанка увеличивается в основном за счет роста процентной маржи.

2. Процентные доходы показывают рост доли розницы, причем максимальные результаты показывает жилищное кредитование, где за 2017 год был внедрен онлайн-сервис ДомКлик.

3. В сегменте корпоративного бизнеса наблюдается наиболее активный рост в кредитовании малого (за 2017 год общее число активных клиентов малого и микробизнеса увеличилось на 17%) и среднего бизнеса с использованием технологической платформы (цифровые технологии позволяют создавать экосистему вокруг развития малого и среднего бизнеса и получать дополнительные доходы).

4. Розница и малый и средний бизнес - те сферы, где внедрение цифровых технологий обосновано и показывает наибольшие результаты (сервис ДомКлик обеспечивает на март 2018 года уже 17% всей ипотеки Сбербанка, в Москве этот показатель достигает 33%. За 2017 год объем выданных жилищных кредитов через платформу «ДомКлик» вырос на 51% по сравнению с 2016 годом и составил 10,8 млрд руб. [5]). Данные сферы характеризуются большим влиянием маркетинга, наличием однотипных низкорискованных операций и представляют огромный потенциал в развитии онлайн-сервисов в связи с ростом спроса населения на цифровые услуги и развитием малого (включая микробизнес) и среднего бизнеса, интернет-коммерции. Таким образом, по мнению авторов, для банков всех типов проведение цифровизации целесообразно начинать именно с данных сегментов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный годовой отчет Сбербанка за 2017 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/yrep/Sberbank_Annual_Report_2017_RUS.pdf (дата обращения 15.08.2018).

2. Официальный сайт Сбербанка. Финансовые результаты. Основные показатели. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/key-data (дата обращения 15.08.2018).

3. Презентация Г. Грефа на ГОСА 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sberbank.com/ common/img/uploaded/ir/docs/G_Gref_Presentation_AGM_2018_rus.PDF (дата обращения 15.08.2018).

4. Сбербанк мечтает о роботах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/finance/ articles/2017/01/20/673767-sberbank-robotah (дата обращения 15.08.2018).

5. Сервисом Сбербанка «ДомКлик» воспользовалось более миллиона человек. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://finansist-kras.ru/news/banks/servisom-sberbanka-domklik-vospolzovalos-bolee-milliona-chelovek (дата обращения 15.08.2018).

6. Стратегия развития Сбербанка на 2014-2018 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/sberbankdevelopmentstrategyfor2014-2018.pdf (дата обращения 15.08.2018).

7. Чистая прибыль Сбербанка за 2017 год достигла 674 млрд рублей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10216856 (дата обращения 15.08.2018).

8. Strategic choices for banks in the digital age. McKinsey research, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.