ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (43) 2013
Раздел 12 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ
Редактор раздела:
НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА КУЛИКОВА - кандидат филологических наук, доцент Горно-Алтайского госуниверситета (г. Горно-Алтайск)
УДК 378
Dobrynia Yu. M., Khachaturova A.A. CONDUCTING SEMINARS IN THE STUDY OF BIOLOGICAL DISCIPLINES.
The article discusses the importance of seminars on biological specialties in the North Caucasian Federal University. Key words: seminar, biological disciplines, SСFU.
Ю.М. Добрыня, магистрант 2 курса по направлению «Биология» Института живых систем ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», E-mail: [email protected]; А.А. Хачатурова, магистрант 2 курса по направлению «Биология» Института живых систем ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», E-mail: [email protected]; научный руководитель:
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет».
ПРОВЕДЕНИЕ СЕМИНАРОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В статье показан опыт организации семинарских занятий на биологических специальностях в Северо-Кавказском Федеральном университете.
Ключевые слова: семинар, биологические дисциплины, СКФУ.
Семинар можно отнести к одной из основных форм обучения в высшей школе. Он одновременно является одним из наиболее сложных видов педагогического действия. Семинарское занятие применяется для коллективного обсуждения тем учебной дисциплины, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки. Для семинара характерен непосредственный контакт преподавателя со студентами, и первая его задача в этом случае - установление доверительного общения, создание атмосферы совместного творчества. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в подготовке студентов. Главная задача - научить студента закреплять, генерировать знания, полученные на лекциях и уметь правильно их подать.
В преподавании биологических дисциплин студентам Северо-Кавказского Федерального университета чаще всего используются следующие формы семинарских занятий: 1) классические (проблемный семинар, тематический семинар, семинар-консультация); 2) коммуникативно-диалоговые (круглый стол, диспут, дискуссия); 3) проблемно-поисковые (семинар-исследование, видеопрактикум, интервью-диалог с приглашением «гостевых профессоров», учёных-специалистов, практиков, рабоБиблиографический список
тодателей; 4) информационные (интернет-конференция, веби-нар - «виртуальный семинар»). Семинары в СКФУ многопрофильны в пределах одной дисциплины, практико-орентированы и имеют прикладной характер. Подготовка семинарских занятий на биологических специальностях имеет свою специфику. Она требует от студентов не только освоения терминологии конкретной дисциплины, но и четкого понятия межпредметных связей, приобретения навыков выступления перед аудиторией, умения правильно мыслить. В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые практико - ориентированные знания, определяются профессиональные компетенции. Огромное значение имеют семинарские занятия, проведённые на интерактивной основе, так как они формируют комплекс навыков будущих специалистов. Особенно это актуально при подготовке будущих преподавателей высшей школы [1; 2; 3] Многие студенты продолжают научные работы и идут на следующие ступени высшего образования, с целью и дальше продолжать научную деятельность или найти призвание на высокотехнологичном производстве. И именно здесь во многом помогают практические семинары-консультации, занятия, проводимые на предприятиях и в лабораториях.
1. Сорокопуд, Ю.В. Подготовка преподавателей высшей школы в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 6.
2. Сорокопуд, Ю.В. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России // Мир образования - образование в мире - М., 2010. - № 1(37).
3. Сорокопуд, Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №4 (41).
Bibliography
1. Sorokopud, Yu.V. Podgotovka prepodavateleyj vihssheyj shkolih v processe realizacii FGOS VPO novogo pokoleniya // Vestnik Universiteta (GUU). - 2012. - № 6.
2. Sorokopud, Yu.V. Determinants modernizacii professionaljnoyj podgotovki prepodavateleyj vihssheyj shkolih Rossii // Mir obrazovaniya -obrazovanie v mire - M., 2010. - № 1(37).
3. Sorokopud, Yu.V. Novihe trebovaniya k podgotovke prepodavateleyj vihssheyj shkolih v kontekste sovremennihkh obrazovateljnihkh realiyj / / Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - №4 (41).
Статья поступила в редакцию 30.10.13