ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
А.Б. Крутик, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. М.В. Решетова, кандидат экономических наук, доцент. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Исследуются теоретические и практические вопросы становления основ социально-экономической безопасности страны посредством уточнения курса модернизационных процессов.
Ключевые слова: социально-экономическая безопасность, технологический и социальный аспекты, человеческий потенциал, предпринимательство, образование
SEARCH FOR SOCIAL-ECONOMICAL SAFETY OF RUSSIA
A.B. Krytik. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. M.V. Reshetova. Saint-Petersburg university of architecture and civil engineering
The authors analyzes theoretical & practical questions of foundation social-economical safety of Russia by modernization policy.
Key words: social-economical safety, modernization policy, entrepreneurship, potential of hymen, knowledge
Безопасность как состояние объекта является неотъемлемым атрибутом общества в любой его исторический период. Разница лишь в том, что изменяется характер угроз, но само стремление к безопасности, к ощущению защищенности остается неизменным.
В Древней Греции безопасность трактовалась как защита государства и его граждан от разного рода угроз, которые обычно связывали с проявлением недоброжелательства и злой воли сверхъестественных сил. В частности, Аристотель содержание безопасности сводил к проблеме самосохранения. Он считал, что безопасность определяется как естественное чувство человека, что природа вложила в каждое существо естественное чувство любви к себе [1].
В период становления капитализма научные представления о безопасности развивались в русле идей естественного права. Одним из его наиболее ярких приверженцев был английский ученый Т. Гоббс, трактовавший проблему безопасности применительно к своей теории происхождения государства.
Войны, революции XX века выдвинули проблему безопасности общества на одно из первых мест в политике, экономике, науке. Одним из основоположников современного взгляда на безопасность общества является В. Парето. Эта проблема поднималась им в исследованиях первой четверти XX века, в которых безопасность общества характеризовалась как взаимосвязь трех составляющих: политической стабильности, экономического процветания, обороноспособности государства, зависящих в свою очередь как от определенных внутренних, так и внешних параметров [2].
Прорывом в проблеме общей безопасности стало учение А. Богданова об условиях и факторах обеспечения равновесности систем, и прежде всего социальной, ибо вне этого состояния невозможно существование самой системы. Высшая форма организованности (защищенности) - триединая организация - вещей, людей и идей. Нарушение равновесности системы может привести к ее негативному или позитивному изменению. Первое означает разрушение, второе - ее развитие. Именно этим определяется степень безопасности состояния социальной системы [3].
В настоящее время вопросы безопасности вообще и экономической безопасности, в частности, становятся особо актуальными. В XXI веке ожидается усиление борьбы за экономические ресурсы, следовательно, любой субъект экономики будет испытывать на себе все возрастающее число разных по силе воздействия, но одинаковых по направленности экономических угроз.
Исследователи, занимающиеся изучением данного вопроса, в целом схожи в своих определениях понятия «безопасность». Под безопасностью какого-либо объекта понимают состояние, при котором данному объекту в данной момент опасность не угрожает.
Российское законодательство в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 трактует безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [4].
Позднее, после принятия Федерального закона от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в научный оборот вошло понятие «экономическая безопасность» [5]. В указанном нормативном документе под экономической безопасностью понимается состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Актуальность изучения экономической безопасности в национальном масштабе бесспорна, что и подтверждается многочисленными публикациями и выступлениями на эту тему за последнее десятилетие.
Развитие понятия «экономическая безопасность» в качестве общегосударственной задачи обусловило появление таких направлений исследований, как экономическая безопасность региона, экономическая безопасность отрасли, экономическая безопасность предприятия и т. п.
Особое распространение получило развитие понятия «национальная экономическая безопасность России». Проблемы обеспечения экономической безопасности РФ как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все большее внимание исследователей, что объясняется кризисом, поразившим российскую экономику в 90-х гг. прошлого века. По своей глубине, продолжительности и тяжести он сравним с самыми тяжелыми мировыми экономическими кризисами. Остановились целые предприятия и даже целые отрасли, в том числе и высокотехнологичные производства.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Соответственно обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Исходя из складывающейся ситуации, с учетом мнений российских экономистов, можно выделить следующие дестабилизирующие факторы национальной экономической безопасности РФ последнего десятилетия XX века:
- структурная деформация российской экономики с тенденцией превращения ее в топливно-сырьевую периферию развитых стран;
- распад научно-технического потенциала. На протяжении нескольких десятилетий в СССР был создан мощный научно-технический потенциал. В годы реформ возник и продолжается отток научных работников в другие страны. В результате сократился объем
научно-технической продукции, снизилось ее качество, произошло отставание от мирового уровня в этой сфере;
- потеря продовольственной самостоятельности, наиболее остро она стоит в вопросе соотношения отечественного производства и ввоза продуктов питания из-за рубежа;
- углубление социальной дифференциации в обществе, разрыв в уровне денежных доходов;
- депопуляция страны, начиная с 1992 г. ухудшились демографические показатели;
- увеличение внешнего долга;
- вывоз капитала.
Все рассмотренные угрозы наносят серьезный экономический ущерб и не могут не оказывать влияния на деловую активность и привлечение зарубежных партнеров.
Главной проблемой восстановления экономической безопасности становится человеческий капитал и сферы его обеспечивающие: образование, здравоохранение, ЖКХ.
Само понятие «модернизация» предполагает как минимум два аспекта. Первый -технический, реализующийся в новых технологиях, будь то приборостроение, авиастроение, информационные технологии и т.д. То есть модернизируются инструменты и средства в целях создания более комфортных условий жизнедеятельности и увеличения индивидуальной и общей производительности труда. Второй аспект, неотрывно следующий за первым, связан с социальной модернизацией, затрагивающей государство, общество, а также мораль, традиции и культуру.
До сих пор модернизация в технологической и социальной сфере реализовывалась по-разному. Если в технологическом плане большинство модернизационных изменений несло конструктивный эффект, то в социальном - все наоборот.
Население нашей страны уменьшается ежегодно на несколько сотен тысяч человек. Происходит фактическая и притом прогрессирующая депопуляция России. Поэтому конечная цель государственной политики по наращиванию экономической безопасности, должна быть направлена на преодоление этого процесса.
Безразличие к природе человека в нашей стране носит пока еще не очень выраженный внешне, больше внутренний, выжидательный характер. Такое явление за рубежом, в частности, в Европе, давно уже замечено, исследовано и названо: демотивация -для них демотивация на всех уровнях менеджмента, в том числе на самых высоких, никем не оспариваемое явление [6]. Демотивация к труду с ростом зарплаты не уменьшается, а наоборот - увеличивается. Человека нельзя мотивировать ничем, не только зарплатой. Менеджер может только уменьшить демотивацию, мотивирует же человек себя всегда сам.
Выход всегда один - в развитии. Чтобы развиваться, нужно учиться. Чтобы действительно учиться, нужно суметь сделать правильный выбор: чему и у кого учиться.
Должен выработаться новый стиль или, чтобы оставаться в профессиональной терминологии, новая технология бизнеса.
Чем она будет отличаться от преобладающей сегодня? Очевидно, что большим вниманием к человеку, а это обязательно повлечет за собой потребность в большем его познании и понимании. На основе нового познания существа человека станет возможным новое понимание существа предприятия или организации, прежде всего, как живого организма.
Потому что там, где группа людей объединена общей целью, там возникает живой организм, который живет и развивается по законам, присущим всему живому. Но дело еще и в том, что эти законы развития не только общи для всех, но, будучи общими, они же одновременно являются и совершенно индивидуальными. Уже одно понимание этих взаимосвязей и закономерностей будет давать ключ к исцелению многих затруднений в развитии. А это значит, что отпадет необходимость радикального вмешательства. То есть, все меньшим спросом будут пользоваться радикальные технологии.
Выход из сложившейся ситуации видится, прежде всего, в изменении системы образования, поскольку именно знание занимает ключевые позиции в экономическом
развитии, становится основным источником стоимости в постиндустриальном, информационном обществе, радикально меняет место образования в структуре общественной жизни, соотношение сферы образования и экономики.
В целом следует говорить о необходимости пересмотра направления развития образования в России с акцентом на усиление духовно-морального воспитания детей и молодежи. Это вопрос не только качества жизни населения, его здоровья и дальнейшего существования, это первоочередной вопрос национальной безопасности.
Профессиональное образование характеризуется объективностью, общезначимостью и научностью. В то же время наука не содержит внутри себя этики, исчезло единство ценностей и норм культуры. Современному образованию не хватает стержневой основы, мировоззренческого ориентира, культуры.
По мнению авторитетных специалистов в различных областях науки, человечество стоит на пороге глобальной революции, которая должна вывести его на новую стадию развития, и это возможно только в случае изменения парадигмы образования, которая будет базироваться на новых научных основах понимания мира и человека. Подход к человеку как биоэнергоинформационной системе является основой разработки качественно новых и усовершенствования, исправления недостатков существующих методологий, методов и средств обучения, воспитания, развития. Образовательный процесс должен быть систематизированным, гармонизированным и иерархичным. Сейчас же скорее наблюдается хаотичное внедрение разнонаправленных образовательных инновационных технологий, за которыми нередко исчезает главная идея образования.
Процесс модернизации образования в России следует осуществлять на основе инноватики, ведь, в конечном счете, одной из целей инновационной деятельности является повышение уровня жизни и благосостояния как личности, так и общества в целом.
Если разработку стратегии реформирования образования осуществлять на основе общей теории инновационных технологий, то это позволит, с одной стороны, значительно сэкономить время, с другой стороны - высветит ясность в понимании сути и неизбежности инноваций в образовательной сфере.
Без инноваций нет прогресса. Прогресс представляет собой развитие с улучшением показателей, используемых для его оценки.
Без мотивации нет инноваций. Инновации не могут возникать, если отсутствуют стимулы. Характер стимулов может быть различным, как и их число. Эффективность стимулирования зависит от превышения порога чувствительности к нему, которым обладает новатор - будь то физическое или юридическое лицо.
Основой инновации является информация. Информация позволяет исключить поиск средств совершенствования техники и технологий в случае, если уже существует решение той или иной задачи. Она также расширяет спектр способов такого совершенствования. Источником информации служат знания, жизненный опыт, специализированные банки данных. Учет данного положения позволяет вводить в инновационное проектирование раздел или этап инновационного поиска.
Выбор государственной инновационной стратегии развития образования должен определяться с учетом того, что развитие инновационной среды в образовательном секторе касается не только разработки и внедрения нового содержания, новых педагогических технологий. Это, прежде всего, процесс реформирования системы качественных изменений в деятельности педагогов, стиля их профессиональной жизни, мировоззрения и мышления.
За время перехода России к рыночным отношениям произошли серьезные изменения в системе высшего образования, которые повлекли за собой пересмотр ряда сложившихся в прошлом тенденций. Понятно, что без инновационного развития экономики, насыщения отечественного рынка труда квалифицированными специалистами, сочетающими в себе знания и умение ими пользоваться, задачи, которые стоят перед страной, не решить. Изучение теоретических основ современной экономики, базирующейся на знаниях, знакомстве с практикой функционирования вузов зарубежных стран на внешних и
внутренних рынках образовательных услуг, исследовании противоречий и проблем развития образования за рубежом в условиях экономики знаний, позволяет предупредить возможное негативное развитие событий в российском образовании, разработать конструктивные меры по повышению его конкурентоспособности.
Естественным пока направлением решения накопившихся материальных проблем является развитие предпринимательской деятельности вузов. В настоящее время функционирование государственных вузов, находящихся в ведении Министерства образования России, обеспечивается за счет средств от предпринимательской деятельности на уровне 40 %. Указанная деятельность в условиях рыночной экономики является источником, позволяющим вузам адекватно выполнять свою образовательную и научную миссию в обществе, расширять и укреплять материально-техническую базу, сохранять кадровый потенциал.
Подводя итог, следует отметить: российская экономика как ответ на вызов глобализации выдвигает образование на ведущее место среди факторов повышения экономической безопасности страны. Высокий образовательный потенциал населения может стать катализатором социально-экономических перемен. Экономика знаний формирует картину мира, где малоквалифицированная работа отдается развивающимся странам, а процветающие западные специалисты получают высокие доходы, благодаря своим знаниям и творческому потенциалу. Именно образование должно стать одним из направлений модернизации.
Качество образования напрямую влияет на экономическое положение страны, ее экономическую безопасность. Образовательный процесс должен обеспечить гармоничное сочетание личных целей ученика и социально значимых целей общества во взаимодействии культуры и образования. Недопустимо безоглядное копирование западных образцов. Необходимо сохранить традиции и национальные ценности, свойственные российскому менталитету. Поэтому значительная роль в современном образовании должна отводиться познанию себя как единой структурной организации, включающей физическую, психическую и духовную составляющие, находящиеся в гармонии с окружающей средой.
Все вышеназванные идеи и принципы должны проникать в менталитет предпринимательства (движущей силы развития экономики - второму объекту модернизационных преобразований) вместе со свежим потоком, который создается молодежью, выбравшей для себя путь бизнеса. Молодежь обладает более гибким сознанием, которое способно быстрее воспринимать новые идеи и трансформировать их в реальность. Поэтому, если выработать уважение к нравственно-этическим принципам у молодого предпринимателя, опять же через систему образования, то впоследствии и это будет одной из вех в оздоровлении экономики и общества в целом.
Литература
1. История древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1982. с. 292.
2. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. 896 с.
3. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука. М.: Экономика, 1989. С. 106.
4. О безопасности: Закон Рос. Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 // СЗ РФ. 1992.
5. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федер. закон Рос. Федерации от 13 окт. 1995 г. №157-ФЗ // СЗ РФ. 1995.
6. Крутик А.Б. Модернизационное предпринимательство / А.Б. Крутик, Н.Ю. Бессонова. СПб.: ЛГУ им. А С. Пушкина, 2007. С. 45.