СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
Интеграция участников должна осуществляться на следующих принципах:
— добровольность (осознание выгод от участия в процессе);
— комплексность (обеспечение участия инновационных структур, осуществляющих исследования по всему спектру вопросов производства, хранения, переработки и сбыта продукции);
— конкурентность (справедлива и открытая конкуренция продуктов и услуг участников системы);
— единоначалие (наличие интегратора, обеспечивающего взаимодействие инновационных структур, поддерживающего каналы распространения информации, осуществляющего получение и распределение финансовых и прочих ресурсов).
В качестве организационно-правовой формы такой интеграционной структуры целесообразно предложить какую-либо форму некоммерческого объединения. При этом на начальном этапе возможно создание бюджетного или государственного учреждения, которое смогло бы, используя административный ресурс, материально-техническую базу учредителя эффективно осуществить начальный организационный этап.
Таким образом, можно заключить следующее. Во-первых, в отрасли и в АПК Омской области отсутствует единая система сбора, обработки, накопления, хранения и распространения инновационной информации. Во-вторых, развитие информационной инфраструктуры и, в частности, центра инновационной информации АПК Омской области, позволит создать условия для интеграции участников инновационного процесса. В-третьих, использование современных информационных технологий и принципов
интеграции инновационного ресурса позволит значительно ускорить процесс инновационной диффузии и обеспечит доступность инновационной информации и ее адаптивность к конкретным хозяйственным условиям.
Библиографический список
1. Система обеспечения информационной безопасности взаимоувязанной сети связи РФ. Термины и определения (ОСТ 45.127-99) [Электронный ресурс] : Информационное письмо Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 31.12.1999 г. N 8055. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Помогаев, В. М. Информационное обеспечение инновационных процессов в АПК Омской области / В. М. Помогаев // Роль регионов в реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации : материалы III Межрегионального информационного конгресса «МИК-2008». — Омск : Правительство Омской области, 2008. — С. 244-251.
3. О концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 года [Электронный ресурс] : Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 25 июня 2007 г. № 342. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» .
ПОМОГАЕВ Виталий Михайлович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных технологий и моделирования.
Адрес для переписки: e-mail: pomogaev-v@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 28.01.2011 г.
© В. М. Помогаев
уДК 658.012.4 М. B. РЕШЕТОВЛ
Caнкт-Пeтep6ypгcкий гocyдapcтвeнный apxитeктypнo-cтpoитeльный yнивepcитeт
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА -ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛАНЫ____________________________
Исследуются теоретические и методические вопросы обеспечения экономической безопасности страны посредством уточнения курса модернизационных процессов и теории воспроизводственного процесса.
Ключевые слова экономическая безопасность, безопасность экономического пространства человеческий потенциал основной капитал.
Развитие новой мировой экономики и усиление конкуренции диктует всем участникам хозяйственной деятельности новые правила игры как отдельным предпринимателям, фирмам и корпорациям, так и суверенным государствам и их объединениям. Современная экономическая ситуация формируется таким образом, что любой хозяйствующий субъект (объект экономической безопасности) вследствие значительно возросшей взаимной зависимости на
всех уровнях не может обеспечить задачи эффективного решения своих экономических и социальных проблем без учета проблем безопасности в сфере экономики [1].
В настоящее время вопросы безопасности вообще и экономической безопасности (ЭБ), в частности, становятся особо актуальными. В XXI веке ожидается усиление борьбы за экономические ресурсы, следовательно, любой субъект экономики будет
испытывать на себе все возрастающее число разных по силе воздействия, но одинаковых по направленности экономических угроз.
Исследователи, занимающиеся изучением данного вопроса, в целом схожи в своих определениях понятия «безопасность». В целом, под безопасностью какого-либо объекта понимают состояние, при котором данному объекту в данной момент опасность не угрожает.
Российское законодательство в Законе РФ «О безопасности» № 2446-1 от 5 марта 1992 г. трактует безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [2].
Позднее, после принятия Федерального закона от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в научный оборот вошло понятие «экономическая безопасность» [3].
В указанном нормативном документе под экономической безопасностью понимается состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Актуальность изучения экономической безопасности в национальном масштабе бесспорна, что и подтверждается многочисленными публикациями и выступлениями на эту тему за последнее десятилетие.
Развитие понятия «экономическая безопасность» в качестве общегосударственной задачи обусловило появление таких направлений исследований, как «экономическая безопасность региона», «экономическая безопасность отрасли», «экономическая безопасность предприятия» и т.п.
Особое распространение получило развитие понятия «национальная экономическая безопасность России». Проблемы обеспечения экономической безопасности РФ как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все больше внимание исследователей. Подобное внимание объясняется кризисом, поразившим российскую экономику в 90-х гг. прошлого века. По своей глубине, продолжительности и тяжести он сравним с самыми тяжелыми мировыми экономическими кризисами. Остановились целые предприятия и даже целые отрасли, в т.ч. и высокотехнологичные производства.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Соответственно обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
За последние годы ситуация в России в отношении национальной экономической безопасности постепенно выправляется, хотя до стабильных показателей, характерных для большинства передовых стран, еще предстоит осуществить множество преобразований.
Представляет интерес также термин «экономическое пространство» применительно к хозяйствующим субъектам — ввел его немецкий экономист И. Тюнен, который исследовал экономику сельского хозяйства, теорию ренты. Он предположил существование изолированной хозяйственной области в виде круга с почвой абсолютно одинакового плодородия и с городом, являющимся источником спроса
на сельскохозяйственные продукты, в центре этого круга. Исследуя эту модель, он пришел к выводу, что оптимальным будет размещение различных отраслей сельского хозяйства в виде концентрических колец по убывающей интенсивности [4].
Экономическое пространство является важным элементом геополитики.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Соответственно, обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
За последние годы ситуация в России в отношении национальной экономической безопасности постепенно выправляется, хотя до стабильных показателей, характерных для большинства передовых стран, еще предстоит осуществить множество преобразований.
Анализ структуры экономики региона, происходящих внутри неё трансформаций позволяет дать ответ на вопрос о фундаменте (базисе) социоэкономики, поскольку именно экономические доминанты создают основную совокупность рабочих мест, формируют среднерегиональный уровень заработной платы, уровень доходов, налоговые поступления в бюджет, а за счёт последних осуществляется текущее финансирование социальных отраслей и социальных программ.
Морально и физически устаревшие основные фонды советского периода так и продолжают активно использоваться в современной экономике. Так, доля машин и оборудования в возрасте до 5 лет на начало 2009 г. была в 4,4 раза меньше, чем в 1990 г., одновременно доля наиболее старого оборудования, прослужившего свыше 20 лет, продолжала увеличиваться и достигла к 2010 г. 60,1 %, против 15 % в 1990 г. [5]. Причем по электроэнергетике, черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии средний возраст машин и оборудования превышал таковой в целом по промышленности (20,1 года). Следует констатировать, что высокая степень физического и морального износа основного капитала, неблагоприятная возрастная структура парка машин и оборудования, транспортных средств является, несомненно, одной из главных угроз экономической безопасности страны.
Ни в сфере услуг, ни в сфере производства структурных реформ так до сих пор и не производится. Наличие всевозможных субсидий в социальных отраслях приводит к отсутствию стимулов снижения затрат. Однако отсутствие реального роста доходов российского населения не дает возможности обойтись без субсидирования. Отсутствие необходимых по длительности и объемам пенсионных вложений, не дает их рассматривать как реальный источник инвестиций. Система здравоохранения, активно ушедшая в нелегальную коммерцию, не является сегодня опорой для поддержания здоровья народонаселения и неэффективна, к тому же рост стоимости предоставляемых услуг, к сожалению, никак не связан с увеличением качества медицинского обслуживания, ответственности.
Само понятие «модернизация» предполагает как минимум два аспекта. Первый — технический, реализующийся в новых технологиях, будь то приборостроение, авиастроение, информационные технологии и т.д. То есть модернизируются инструменты и
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
средства в целях создания более комфортных условий жизнедеятельности и увеличения индивидуальной и общей производительности труда. Второй аспект, неотрывно следующий за первым, связан с социальной модернизацией, затрагивающей государство, общество, а также мораль, традиции и культуру.
До сих пор модернизация в технологической и социальной сфере реализовывалась по-разному. Если в технологическом плане большинство модер-низационных изменений несло конструктивный эффект, то в социальном — все наоборот.
Население нашей страны уменьшается ежегодно на несколько сотен тысяч человек. Происходит фактическая и притом прогрессирующая депопуляция России. Поэтому конечная цель государственной политики по наращиванию экономической безопасности должна быть направлена на преодоление этого процесса.
Процесс модернизации образования в России следует осуществлять на основе инноватики, ведь в конечном счете одной из целей инновационной деятельности является повышение уровня жизни и благосостояния, как личности, так и общества в целом.
Если разработку стратегии реформирования образования осуществлять на основе общей теории инновационных технологий [6], то это позволит, с одной стороны, значительно сэкономить время, с другой — внести ясность в понимании сути и неизбежности инноваций в образовательной сфере.
Без инноваций нет прогресса. Прогресс представляет собой развитие с улучшением показателей, используемых для его оценки. Возможно, например, экстенсивное развитие, когда в использование вовлекаются все новые массы ресурсов, но не происходит каких-либо качественных изменений. Для того чтобы они наступали, необходимы новая техника, новая технология, схемы организации труда, производства и управления. Все названное возникает на базе инновационного поиска и невозможно вне его. Это утверждение не зависит от субъекта, страны, времени.
Без инновационного проектирования нет инноваций. По определению, инновация — результат инновационного поиска, который, в свою очередь, является элементом инновационного проектирования, а точнее, его начальным элементом. Спор возможен вокруг случаев открытий, изобретений, рационализаторских предложений, инноваций.
Несистемная инновация — нонсенс. В жизни и деятельности все процессы взаимосвязаны, и это проявляется в продуктовом, информационном, ресурсном, временном и прочих отношениях. В силу этого эффект инновации реализуется только в том случае, если в сопряженных областях деятельности есть резервы «пропускной способности», другими словами, резервы должны быть комплектными по отношению к эффекту инновации. Если такой комплектности нет, то эффект инновации может быть реализован в лучшем случае лишь частично.
Инновационное пространство многомерно, непрерывно и бесконечно. Многообразность инновационного пространства связана с предметным многообразием и разнообразием способов инновирования (обновления и совершенствования). Сам феномен многомерности можно констатировать, но вряд ли он может иметь точную количественную характеристику. Возражений против указанных факторов многомерности инновационного пространства в хозяйственной практике и исследованиях не зафикси-
ровано. Это служит основанием к признанию указанного феномена объективным. Непрерывность инновационного пространства может быть подвергнута сомнению лишь в одном случае, когда наступает непреодолимая невозможность усовершенствования традиционных техники и технологий. Но по этой же причине происходит переход к иному способу удовлетворения соответствующей потребности, который, в свою очередь, обладает собственным потенциалом инновационного поиска. Подобный переход служит одновременно доказательством непрерывности инновационного пространства.
Инновации всегда сопряжены со снижением удельных затрат. Первое отношение к такой трактовке может быть отрицательным — а как быть с инновациями социального характера? Ответ на этот вопрос будет связан с методикой определения удельных затрат и сопоставимостью сравниваемых случаев.
Далее — выбор государственной инновационной стратегии развития образования, как отдельного фактора экономической безопасности, должен определяться с учетом того, что развитие инновационной среды в образовательном секторе касается не только разработки и внедрения нового содержания, новых педагогических технологий. Это, прежде всего, процесс реформирования системы качественных изменений в деятельности педагогов, стиля их профессиональной жизни, мировоззрения и мышления.
Усиление конкурентной борьбы на глобальном рынке образовательных услуг поставило сложные задачи перед национальными системами образования, основные направления модернизации которых определены в Национальной доктрине развития образования до 2025 года. Изучение теоретических основ современной экономики, базирующейся на знаниях, знакомстве с практикой функционирования вузов зарубежных стран на внешних и внутренних рынках образовательных услуг, исследовании противоречий и проблем развития образования за рубежом в условиях экономики знаний, позволяет предупредить возможное негативное развитие событий в российском образовании, разработать конструктивные меры по повышению его конкурентоспособности.
Таким образом, организация и функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности в целях максимальной эффективности должны основываться на ряде следующих принципов: системности, партнерских взаимоотношений, планомерности, непрерывности, экономической целесообразности, дифференцированности, координации, полной подконтрольности, сбалансированности интересов и концептуальности.
Библиографический список
1. Петренко, И. Н. Безопасность экономического пространства хозяйствующего субъекта / И. Н. Петренко. — М. : Анкил, 2005 — 280с.
2. Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req = doc;base = LAW; n = 77922 (дата обращения: 14.10.2011).
3. ФЗ РФ №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа^ир ://ecology.gpntb .ru/ usefullinks/oficialdoc/zakonrf/ zakons_federalzak/zakons_239/ (дата обращения: 14.10.2011).
4. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. — М. : Книжный мир, 2005. — 860 с.
5. Российский статистический ежегодник. — М. : Изд-во: Росстат, 2009. — 790 с.
6. Муравьёв, А. И. Общая теория инновационных технологий : монография / А. И. Муравьёв. — СПб. : ИВЭСЭП, Знание, 2002. — 84 с.
РЕШЕТОВА Марина Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), докторант кафед-
ры «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
Адрес для переписки: e-mail: reshetovamv@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.10.2011 г.
© М. В. Решетова
уДк зз8.49 к. Э. САФРОНОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г Омск
НОВОЕ НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ -ЭКОНОМИКА БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ
В статье представлено новое научное направление — экономика безбарьерной среды, рассматривающее доступность как общественное благо и изучающее влияние доступности на развитие экономики и эффективность инвестиций На примере госпрограммы «Доступная среда» на 2011 —2015 годы рассмотрены методы формирования и оценки эффективности различных мероприятий по формированию безбарьерной среды. Ключевые слова факторы производства маломобильные группы населения экономика безбарьерной среды общественное благо.
Актуальность исследований. Проблема доступности городской среды приобрела мировой масштаб: по данным ООН, в мире доля инвалидов составляет около 10 % от численности населения. Среди основных причин инвалидности можно выделить заболевания, травматизм, старение населения, военные конфликты, терроризм. Инвалидность вызывает значительный экономический ущерб, особенно в странах, где мало внимания уделяется формированию безбарьерной среды и оценке ее эффективности.
Проблема передвижения людей с ограниченными возможностями сопровождала человечество всегда. Установлено, что первобытные люди, получившие травмы, еще долгое время жили и приносили пользу своим соплеменникам, занимаясь домашним хозяйством и изготовлением оружия. В Европе после Второй мировой войны создана доступная среда, налажено транспортное обслуживание инвалидов, сформировалось толерантное отношение к этой проблеме в обществе. В США, после гражданской войны 1861 — 1865 гг., стали серийно выпускать кресла-коляски, инвалидам мы обязаны изобретением выкидного ножа и открывалки. В 70-х годах прошлого века в Северной Америке возникло общественное движение за независимое проживание, которое привело в 1990 г. к подписанию Акта об американцах с инвалидностью.
В 2006 г. принята Конвенция ООН о правах инвалидов, которую к началу 2011 г. подписали 150 стран, 97 из них ее ратифицировали. Россия также стоит на пороге ее ратификации, сдерживает цена вопроса: необходимо привести законодательство РФ в соответствие с ее принципами и нормами. Кроме того, практическая реализация этих законов потребует немалых финансовых затрат.
Экономического обоснования требуют затраты на формирование безбарьерной среды и оценка их эффективности с учетом влияния факторов доступности на здоровье людей, занятость, мобильность, социальную активность различных групп населения, на бизнес и инвестиционную привлекательность территорий, в конечном счете, на рост ВВП. В рыночных условиях эти вопросы приобретают особую значимость.
Экономика безбарьерной среды. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.
Одной из самых молодых отраслей экономической науки, предметом изучения которой является, в частности, система предпочтений в отношении общественных благ и их выбора, стала экономика общественного сектора [1]. Ее особенность состоит в том, что она рассматривает государство в общем ряду субъектов экономической деятельности, выявляет логику его экономического поведения и концентрирует внимание на тех конкретных экономических благах, поставку которых берет на себя общественный сектор, и на эффективности производства этих благ.
Главная целевая установка государственной бюджетной политики — улучшение жизни населения. Доступность, являясь общественным благом, с одной стороны, способствует росту внутреннего платежеспособного спроса как предпосылки увеличения общественного потребления, а с другой — росту потребления факторов производства, т.е. активизацией инвестиционных процессов. Однако глубоких научных исследований в данном направлении мало.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ