УДК 338.2(470) + 316.422(470)
ББК У9(2)-96 + У9(2)30-55
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА
А. Б. Крути к
Исследуются теоретические и методические вопросы обеспечения экономической безопасности страны посредством уточнения курса модернизационных процессов.
Ключевые слова: экономическая безопасность, модернизационный курс, технологический и социальный планы, человеческий потенциал, предпринимательство, образование, система бизнес-образования.
Необходимость определения основных путей решения проблем в области обеспечения экономической безопасности диктуется условиями перехода и вхождения в процесс развития международного сообщества в делом. Эта проблема особенно обостряется в условиях системного кризиса, охватившего отечественную социально-экономическую сферу. Цель исследования заключается в обосновании и разработке научно-практических рекомендаций по модернизации экономической деятельности в приоритетных для страны направлениях для обеспечения экономической безопасности страны.
К основным научным результатам, определяющим новизну исследования, относятся следующие:
- на основе исследования состояния и тенденций развития социально-экономических процессов в их взаимосвязи с экономической безопасностью страны выделены два приоритетных направления модернизации: образование и бизнес;
- в целях реализации модернизационного курса предложен новый подход к обеспечению экономической безопасности страны посредством изменения направленности развития системы образование - бизнес и выделены новые технологии в системе бизнес-образования, способствующие обеспечению экономической безопасности страны.
С точки зрения экономической науки под экономической безопасностью следует понимать преодоление экономической неопределенности относительно существующих в обществе потенциальных и реальных угроз посредством установления контроля над экономическим пространством и наличия возможностей, условий и средств для отражения этих угроз. Возникает закономерный вопрос, а удалось ли в стране экономически обезопасить хоть какую-либо отрасль или аспект социально-экономических отношений.
Морально и физически устаревшие основные фонды советского периода так и продолжают активно использоваться в современной экономике. Так, доля машин и оборудования в возрасте до 5 лет на начало 2008 г. была в 4,4 раза меньше, чем в 1990 г., одновременно доля наиболее старого оборудования, прослужившего свыше 20 лет, продолжала увеличиваться и достигла к 2009 г. 60,1 %, против 15 % в 1990 г. [5]. Причем по элек-
троэнергетике, черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии средний возраст машин и оборудования превышал таковой в целом по промышленности (20,1 года). Следует констатировать, что высокая степень физического и морального износа основного капитала, неблагоприятная возрастная структура парка машин и оборудования, транспортных средств является, несомненно, одной из главных угроз экономической безопасности страны.
Ни в сфере услуг, ни в сфере производства структурных реформ так до сих пор и не производится. Наличие всевозможных субсидий в социальных отраслях приводит к отсутствию стимулов снижения затрат. Однако отсутствие реального роста доходов российского населения не дает возможности обойтись без субсидирования. Отсутствие необходимых по длительности и объемам пенсионных вложений не дает их рассматривать как реальный источник инвестиций. Система здравоохранения, активно ушедшая в нелегальную коммерцию, не является сегодня опорой для поддержания здоровья народонаселения и неэффективна, к тому же рост стоимости предоставляемых услуг, к сожалению, никак не связан с увеличением качества медицинского обслуживания, ответственности.
Назревший кризис в системе современного образования ставит под вопрос возможность воспитания молодых специалистов. Да, образовательных учреждений сегодня появилось много, только пойти учиться туда могут единицы, и далеко не все выпускники после получения диплома являются квалифицированными специалистами, способными работать.
Получается, что главной проблемой восстановления экономической безопасности становится человеческий капитал и сферы, его обеспечивающие: образование, здравоохранение, ЖКХ. Модернизация в данных сферах сама по себе не существует, она существуют как способ умножить население - в количественном и качественном смысле.
Само понятие «модернизация» предполагает как минимум два аспекта. Первый - технический, реализующийся в новых технологиях, будь то приборостроение, авиастроение, информационные технологии и т. д. То есть модернизируются инструменты и средства в целях создания более ком-
фортных условий жизнедеятельности и увеличения индивидуальной и общей производительности труда. Второй аспект, неотрывно следующий за первым, связан с социальной модернизацией, затрагивающей государство, общество, а так же мораль, традиции и культуру.
До сих пор модернизация в технологической и социальной сфере реализовывалась по-разному. Если в технологическом плане большинство мо-дернизационных изменений несло конструктивный эффект, то в социальном - все наоборот.
Население нашей страны уменьшается ежегодно на несколько сотен тысяч человек. Происходит фактическая и притом прогрессирующая депопуляция России. Поэтому конечная цель государственной политики по наращиванию экономической безопасности должна быть направлена на преодоление этого процесса.
Для того, чтобы модернизация не покалечила самое главное звено экономической безопасности страны - человека, необходимо, чтобы было сформировано:
- определение новых реалий модернизационно-го вызова для России в глобализирующемся мире;
- осознание основной конфликтной альтернативы для России - либо последовательная и успешная модернизация, либо решение тех же задач, но путем жесткой мобилизации (исторические прецеденты по социалистической модернизации в странах исторического социализма);
- пересмотр исчерпавших себя взглядов на модернизацию страны, разработка теоретических предпосылок для преодоления стагнации рефор-мационного процесса;
- формирование новой системы научных представлений (парадигмы), концепции и стратегий развития за пределами первого 10-летия рыночных реформ.
Если учесть, что структуру отечественной экономики нельзя рассматривать как единый объект, то каким образом тогда возможно ее модернизировать и экономически обезопасить? В России одновременно развиваются несколько экономик. Так существуют экспорториентированные и все остальные компании. К первым относятся предприятия с долей экспорта в реализации не ниже двадцати-тридцати процентов. У таких компаний экономика и зарплата одна, у всех остальных -принципиально иная. Другой срез классификации
- это бывшие советские приватизированные предприятия и предприятия, созданные с нуля. У них, как правило, принципиально разная фондо- и капиталоемкость и, соответственно, разная эффективность деятельности. Наконец, внутри среднего бизнеса разделение существует между производителями с раскрученными брендами, сумевшими завоевать заметную рыночную долю, и всеми остальными. Таким образом, нет единой экономики
- есть отдельные хозяйственные замкнутые системы, которые следует интегрировать в единое хозяйственное пространство.
Официальная статистика не позволяет ответить на целый ряд вопросов, в частности, как выживает российское население при официально регистрируемой средней заработной плате; почему число банковских накоплений населения растет, а число вновь образуемых на предпринимательской основе хозяйственных организаций увеличивается. Есть все основания предполагать, что проблема выживания, первоначального накопления капитала решается сегодня в России путем активного включения населения в различные процессы, разворачивающиеся в рамках теневой экономики.
Большая часть представителей бизнеса в России, ведущая в основном легальную деятельность и нарушающая закон лишь эпизодически, совершает действия, которые носят вынужденный характер и вызваны дефектами сложившейся экономической системы. Самые распространенные из них - выплата налогов и других «государственных изъятий» (таможенных пошлин и т. п.) в неполном объеме и обналичивание безналичных денег. Две названные операции время от времени проделывают практически все деловые люди в России. Первая из них обусловлена сверхбольшими налоговыми ставками и репрессивной системой налогообложения. Если скрупулезно выполнять все требования, то придется выплачивать государству иногда и более 100 % прибыли. Предприниматели считают справедливой и целесообразной значительно меньшую ставку налоговых изъятий - 28 % доходов. С учетом отклонений они отдают не больше 1/4 своих доходов, что соответствует как их представлениям о справедливости и целесообразности, так и практике большинства стран с развитой рыночной экономикой [2, с. 45]. Что касается другой операции - «обналичивания» под фиктивные контракты, то ее масштабы оценить труднее. По оценкам МВД, даже без учета потребительского рынка и банковского бизнеса величина теневого налично-денежного оборота составляет более 30 млрд долл. [1, с. 93]. В настоящее время «обналичивание» - сложившийся институт, обеспечивающий легальный бизнес неподконтрольными государству деньгами в объеме, определяемом потребностями выплат: во-первых, теневой части зарплаты, т.е. разницы между реальной ценой труда, требуемой для удержания и стимулирования работников, и официальной зарплатой, показываемой в отчетности перед государственными органами; во - вторых, по теневым соглашениям за товары поставщикам (что сокращает расходы примерно на 30 %); в третьих, различным «крышам» и чиновникам для обеспечения своей безопасности и сохранения занимаемой на рынке ниши.
Кроме того, предприниматели широко используют теневой механизм инвестирования. Наличие такого механизма следует из анализа противоречивой ситуации, которая складывается в экономике России. С одной стороны, некоторые важные статистические показатели, например, объем промыш-
ленного производства, демонстрируют стабилизацию, а в отдельных секторах - и рост. Можно предположить, что нынешний рост производства на ряде предприятий обеспечивается за счет краткосрочных инвестиций, дающих быструю отдачу и носящих скрытый латентный характер (руководители стараются их не афишировать). Это связано с отсутствием реальных гарантий прав частной собственности, отрицательным отношением значительной части российского общества к «капиталистам», «хозяевам», «богачам». Подобная социальная атмосфера не благоприятствует приумножению собственности (на что направлены инвестиции). В то же время общество приветствует экономический рост, увеличение производства, что было характерно для советских времен и сохранилось с некоторыми изменениями и сегодня. В этих условиях многие частные собственники стремятся скрыть инвестиции и одновременно охотно показывают прирост производств. Механизм теневого краткосрочного инвестирования развития производства действует в ситуации, когда возникает спрос на новую продукцию (которую можно производить на данном предприятии), а ее освоение не требует значительных капитальных затрат, но обещает быструю прибыль. В этом случае инвестирование производится через дочерние коммерческие структуры, формальными владельцами которых являются родственники или доверенные лица руководителей предприятия. Тогда предприятие как бы и не осуществляло капитальных вложений, однако рост производства на его площадях имел место. Инвестиции тем самым определенным образом защищаются, хотя механизм их защиты носит неформальный характер. В такой ситуации основные финансовые выгоды от инвестирования получают, как правило, дочерние компании, а не материнское предприятие. Последнее является производственной площадкой для капитальных вложений, а основные финансовые потоки, связанные с инвестированием, выводятся за его пределы. Дочерняя структура может создаваться на весьма короткий срок - только для того, чтобы «снять сливки» с выхода на новый прибыльный рынок и «увести» сверхприбыль от налогообложения. Когда же прибыль в силу естественных причин, связанных с действием механизмов конкуренции, снижается, соответствующая деятельность может быть переоформлена на материнское предприятие. Данный механизм позволяет «не провоцировать» социальное окружение, скрывать рост богатства, который приносит успешное инвестирование, обеспечивать неформальную защиту прав инвестора. В то же время он не может служить основой долгосрочного нормального экономического развития, так как не создает устойчивых стимулов для обновления производства и накопления капитала. С его помощью нельзя осуществлять масштабные и долгосрочные инвестиции, требующие усилий многих десятков и даже сотен организаций. Это могут обеспечить только открытые легальные ме-
ханизмы инвестирования, имеющие твердую юридическую базу и предполагающие социальное одобрение инвестиционной активности.
Сильное затенение отечественной экономики не может не вызывать опасений, так как является главной угрозой экономической безопасности нашей страны и невозможности проведения модернизации. Утрачивая контроль над значительной частью экономической деятельности, государство ослабляет силу и уменьшает объем своего ведения, становясь излишним: оно не защищает личность от криминальной части теневой экономики и не помогает отстаивать свои права в сферах неформальной и официальной деятельности. Растет недоверие общества к государству, что приводит к исчезновению патриотизма, разобщению нации, снижению качества трудовых ресурсов страны, ухудшению эффективности госрегулирования социально-экономических процессов; стираются границы между беззаконием, внезаконной и незаконной деятельностью, исчезают нравственные ориентиры.
Безусловно, неэффективная государственная политика и коррумпированность власти и бизнеса всецело способствуют происходящим деградаци-онным процессам в хозяйственном механизме страны. Но не они причина, ее все-таки следует искать глубже - следует честно себе признаться: выход из всех кризисов (экономического, политического, демографического и т. п.) для России только один, ни одна частная проблема не будет решена, если не изменить курс развития страны с безнравственного на нравственный.
Справедливость и нравственность - это не те понятия, которые следует считать эфемерными. Именно они определяют посыл и, в конечном счете, результат каждого действия. Чем выше уровень власти, тем ярче и очевиднее последствия.
Человек - это не бездушная высокофункциональная машина, он не может быть неизнашиваю-щимся винтиком в трудовом рабочем капиталистическом механизме. Между тем, управленческих команд, организаций, где все происходит только на уровне интеллекта, где сотрудники востребованы только своей интеллектуальной частью, перенапряжены и утратили живой интерес, живую связь с тем, что им приходится почти механически выполнять в соответствии с их служебными функциями (но внешне все хорошо, все технологично), еще очень и очень много. Бизнес-процессы техно-логизируются, не исходя из человека, что было бы лучше всего, и не под человека, а под конечный результат. Если человек и учитывается в них, то только одним своим качеством: умением соответствовать требованиям технологии, т. е. только интеллектом. А чувство и воля, опять-таки, остаются невостребованными.
Безразличие к природе человека в нашей стране носит пока еще не очень выражаемый внешне, больше внутренний, выжидательный характер. Такое явление за рубежом, в частности, в
Европе, давно уже замечено, исследовано и названо: демотивация - для них демотивация на всех уровнях менеджмента, в том числе на самых высоких, никем не оспариваемое явление [2]. Демотивация к труду с ростом зарплаты не уменьшается, а наоборот - увеличивается. Человека нельзя мотивировать ничем, не только зарплатой. Менеджер может только уменьшить демотивацию, мотивирует же человек себя всегда сам.
И предпринимательство, «процветающее сегодня» современного человека все больше и больше не устраивает. Конкретно, это практически любое самое современное предприятие, в котором происходит «восстание индивидуума», выражающееся в нарастающей демотивации.
Выход всегда один - в развитии. А чтобы развиваться, нужно учиться. А чтобы действительно учиться, нужно суметь сделать правильный выбор: чему и у кого учиться. Да, для этого нужно проявить сознательные усилия и взять на себя ответственность. Потому что делать выбор - это всегда риск, это всегда ответственность.
Должен выработаться новый стиль или, чтобы оставаться в профессиональной терминологии, новая технология бизнеса.
Чем она будет отличаться от преобладающей сегодня? Очевидно, что большим вниманием к человеку, а это обязательно повлечет за собой потребность в большем его познании и понимании. На основе нового познания существа человека станет возможным новое понимание существа предприятия или организации, прежде всего, как живого организма.
Потому что там, где группа людей объединена общей целью, там возникает живой организм, который живет и развивается по законам, присущим всему живому. Но дело еще и в том, что эти законы развития не только общи для всех, но, будучи общими, они же одновременно являются и совершенно индивидуальными. Уже одно понимание этих взаимосвязей и закономерностей будет давать ключ к исцелению многих затруднений в развитии. А это значит, что отпадет необходимость радикального вмешательства, т.е. все меньшим спросом будут пользоваться радикальные технологии.
Поэтому предпринимательство как жизненный процесс должно становиться отражением природы развивающегося, самопознающего человека. Понятно, что переход на эту ступень потребует, прежде всего, от нас самих большого внутреннего труда над собственным развитием и будет всецело от него зависеть. Следовательно, произойдет этот переход не скоро.
Современный человек рубежа двух тысячелетий видит себя самого и свою задачу в мире иначе, чем его предшественники, которые и закладывали основы тех форм предприятий и моделей управления, в которых приходится жить и действовать современному уже сильно изменившемуся индиви-
дууму. Человек изменился, в чем именно? - это, прежде всего, в нежелании делить жизнь на работу и не работу, нежелании работать только ради денег, нежелании видеть в земле только источник ресурсов для развития бизнеса, нежелание следовать узко материалистическому видению мира и т. д.
Выход из сложившейся ситуации видится, прежде всего, в изменении системы образования, поскольку именно знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии, становится основным источником стоимости в постиндустриальном, информационном обществе, радикально меняет место образования в структуре общественной жизни, соотношение сферы образования и экономики. Однако становление информационного общества меняет взаимоотношения образования не только с экономикой, но и со всеми другими сферами общественной жизни, поскольку информация, знания оказываются в основе не только экономического, но и всего общественного развития.
В целом следует говорить о необходимости пересмотра направления развития образования в России с акцентом на усиление духовно-морального воспитания детей и молодежи. Это вопрос не только качества жизни населения, его здоровья и дальнейшего существования, это первоочередной вопрос национальной безопасности.
Профессиональное образование характеризуется объективностью, общезначимостью и научностью. В то же время наука не содержит внутри себя этики, исчезло единство ценностей и норм культуры. Современному образованию не хватает стержневой основы, мировоззренческого ориентира, культуры.
По мнению авторитетных специалистов в различных областях науки, человечество стоит на пороге глобальной революции, которая должна вывести его на новую стадию развития, и это возможно только в случае изменения парадигмы образования, которая будет базироваться на новых научных основах понимания мира и человека. Подход к человеку как биоэнергоинформационной системе является основой разработки качественно новых и усовершенствования, исправления недостатков существующих методологий, методов и средств обучения, воспитания, развития. Образовательный процесс должен быть систематизированным, гармонизированным и иерархичным. Сейчас же скорее наблюдается хаотичное внедрение разнонаправленных образовательных инновационных технологий, за которыми нередко исчезает главная идея образования.
Процесс модернизации образования в России следует осуществлять на основе инноватики, ведь, в конечном счете, одной из целей инновационной деятельности является повышение уровня жизни и благосостояния как личности, так и общества в целом.
Если разработку стратегии реформирования образования осуществлять на основе общей тео-
рии инновационных технологий [4], то это позволит, с одной стороны, значительно сэкономить время, с другой стороны - высветит ясность в понимании сути и неизбежности инноваций в образовательной сфере.
Без инноваций нет прогресса. Прогресс представляет собой развитие с улучшением показателей, используемых для его оценки. Возможно, например, экстенсивное развитие, когда в использование вовлекаются все новые массы ресурсов, но не происходит каких-либо качественных изменений. Для того чтобы они наступали, необходимы новая техника, новая технология, схемы организации труда, производства и управления. Все названное возникает на базе инновационного поиска и невозможно вне его. Это утверждение не зависит от субъекта, страны, времени.
Без инновационного проектирования нет инноваций. По определению, инновация - результат инновационного поиска, который, в свою очередь, является элементом инновационного проектирования, а точнее, его начальным элементом. Спор возможен вокруг случаев открытий, изобретений, рационализаторских предложений, инноваций. Здесь очень сильна позиция неизбежности инновации «по наитию», предначертанности. Однако углубленный анализ показывает, что в данном случае инновация - это выход из «черного ящика», содержащего алгоритмы указанного проектирования. На входе его будут психологические обстоятельства, неудовлетворенность. Они могут носить индивидуальный характер, который преодолевается в инновационном проектировании как бы неявного вида.
Несистемная инновация - нонсенс. В жизни и деятельности все процессы взаимосвязаны, и это проявляется в продуктовом, информационном, ресурсном, временном и прочих отношениях. В силу этого эффект инновации реализуется только в том случае, если в сопряженных областях деятельности есть резервы «пропускной способности», другими словами, резервы должны быть комплектными по отношению к эффекту инновации. Если такой комплектности нет, то эффект инновации может быть реализован в лучшем случае лишь частично. Учет данного фактора означает необходимость в ходе инновационного проектирования отразить все сопряженные с инновацией затраты и результаты по всей цепочке указанных взаимосвязей.
Инновационное пространство многомерно, непрерывно и бесконечно. Многообразность инновационного пространства связана с предметным многообразием и разнообразием способов иннови-рования (обновления и совершенствования). Сам феномен многомерности можно констатировать, но вряд ли он может иметь точную количественную характеристику. Возражений против указанных факторов многомерности инновационного пространства в хозяйственной практике и исследованиях не зафиксировано. Это служит основанием к признанию указанного феномена объективным.
Непрерывность инновационного пространства может быть подвергнута сомнению лишь в одном случае, когда наступает непреодолимая невозможность усовершенствования традиционных техники и технологий. Но по этой же причине происходит переход к иному способу удовлетворения соответствующей потребности, который, в свою очередь, обладает собственным потенциалом инновационного поиска. Подобный переход служит одновременно доказательством непрерывности инновационного пространства.
Бесконечность указанного пространства возникает в силу его многомерности и непрерывности. Она проявляется и во времени, и в пространстве. Все рассмотренные признаки существуют объективно, вне персональных мнений.
Инновации всегда сопряжены со снижением удельных затрат. Первое отношение к такой трактовке может быть отрицательным - а как быть с инновациями социального характера? Ответ на этот вопрос будет связан с методикой определения удельных затрат и сопоставимостью сравниваемых случаев.
Инновации генерируют моральный износ техники и технологии. Это значит, что инновации обладают двойным эффектом - прямым и сопряженным, к которому относится ущерб от морального износа. Подобное утверждение не требует доказательства по определению понятия «инновация». Вместе с тем его учет способствует более объективной оценке эффективности инвестиций в инновационные проекты.
Без мотивации нет инноваций. Инновации не могут возникать, если отсутствуют стимулы. Характер стимулов может быть различным, как и их число. Эффективность стимулирования зависит от превышения «порога чувствительности» к нему, которым обладает новатор - будь то физическое или юридическое лицо. Здесь мы сталкиваемся также с психологией новатора. Мнение об отсутствии стимулов может быть только внешним, поверхностным, что доказывается более обстоятельным и всесторонним анализом подобных случаев.
Мотивации к инновированию многообразны -здесь и стремление к экономической выгоде, к росту благосостояния, лидерские амбиции, требования безопасности и т. д. Их отсутствие означает застой, потерю позиций в конкурентной борьбе. Использование данного положения дает возможность на основе практического анализа по фактам инноваций выйти на оценку связей между инновациями и причинами, их обусловившими, с тем, чтобы в последующем через мотивационные механизмы регулировать направления и масштабы инновационной деятельности.
Основой инновации является информация. Информация позволяет исключить поиск средств совершенствования техники и технологий в случае, если уже существует решение той или иной задачи. Она также расширяет спектр способов та-
кого совершенствования. Данное положение получило отражение даже в народной мудрости, а именно - в поговорке об «изобретении велосипеда» в современных условиях. Источником информации служат знания, жизненный опыт, специализированные банки данных. Учет данного положения позволяет вводить в инновационное проектирование раздел или этап инновационного поиска. Формально возможны инновации, возникшие на основе «догадки». Однако анализ таких случаев выявляет наличие информации в неявной форме. Инновации могут быть также следствием глобализационной информации.
Выбор государственной инновационной стратегии развития образования должен определяться с учетом того, что развитие инновационной среды в образовательном секторе касается не только разработки и внедрения нового содержания, новых педагогических технологий. Это, прежде всего, процесс реформирования системы качественных изменений в деятельности педагогов, стиля их профессиональной жизни, мировоззрения и мышления.
За время перехода России к рыночным отношениям произошли серьезные изменения в системе высшего образования, которые повлекли за собой пересмотр ряда сложившихся в прошлом тенденций. Понятно, что без инновационного развития экономики, насыщения отечественного рынка труда квалифицированными специалистами, сочетающими в себе знания и умение ими пользоваться, задачи, которые стоят перед страной, не решить. Усиление конкурентной борьбы на глобальном рынке образовательных услуг поставило сложные задачи перед национальными системами образования, основные направления модернизации которых определены в Национальной Доктрине развития образования до 2025 года и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Изучение теоретических основ современной экономики, базирующейся на знаниях, знакомстве с практикой функционирования вузов зарубежных стран на внешних и внутренних рынках образовательных услуг, исследовании противоречий и проблем развития образования за рубежом в условиях экономики знаний, позволяет предупредить возможное негативное развитие событий в российском образовании, разработать конструктивные меры по повышению его конкурентоспособности.
В последние годы чиновниками предпринимаются многочисленные попытки модернизации образования. В основном их предложения сводятся к следующему:
* введение нормативного финансирования вузов посредством выпуска государственных финансовых обязательств (своеобразных образовательных «ваучеров»);
■ замена статуса образовательного учреждения статусом образовательной организации;
■ сокращение числа вузов, которые финансируются государством.
Реализация указанных мероприятий приведёт к дальнейшей коммерциализации образования, ограничит доступ к получению знаний выходцам из нижних (по уровню доходов) слоев общества, ускорит деградацию общества и развал экономики. Из нормативных документов следует, что государственная поддержка, вследствие ограниченного размера федерального бюджета, будет оказываться, прежде всего, так называемым «элитным» вузам. Ориентация современного российского вуза только на средства государства ускоренными темпами приведёт его к банкротству.
Увеличение финансового потенциала вуза может быть достигнуто путем реализации следующих мероприятий:
■ расширения фронта хоздоговорных НИОКР, оказания консультационных услуг на платной основе;
■ реализации инновационных программ, нацеленных на внедрение результатов вузовской науки в производство товаров и услуг;
* участия вуза в разработке федеральных, отраслевых и территориальных научных и научно-технических программ;
■ широкомасштабного участия научнопедагогических работников вуза в ежегодных конкурсах на получение финансирования НИОКР по линии федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных научных фондов и др.
Естественным пока направлением решения накопившихся материальных проблем является развитие предпринимательской деятельности вузов. В настоящее время функционирование государственных вузов, находящихся в ведении Министерства образования России, обеспечивается за счет средств от предпринимательской деятельности на уровне 40%. Указанная деятельность в условиях рыночной экономики является источником, позволяющим вузам адекватно выполнять свою образовательную и научную миссию в обществе, расширять и укреплять материально-техническую базу, сохранять кадровый потенциал.
Однако в предпринимательской деятельности вузов, как и в российском предпринимательстве вообще, проблема мировоззренческих ориентиров никуда не исчезает. Становление рыночной экономики в России происходит по схеме периода первичного накопления капитала, характерного для любой страны. Именно в этот период преобладает нарушение этических норм, невыполнение требований важнейших законов экономики, расцветает подпольный бизнес. Рыночный механизм, как известно, регулирует процесс обмена товаров и услуг. Но сам по себе процесс обмена не может быть нравственным или безнравственным. Он не имеет этических характеристик. Любые ограничения свободного обмена товаров и услуг (кроме
запрещенного государством по причине своей опасности для жизни населения) и замена его в этой части распределительным механизмом, порождали лишь безнравственную деятельность определенных представителей населения, использующих трудности для своей личной выгоды, и снижали эффективность рыночного механизма и экономики в целом.
С одной стороны, нормальный бизнес может развиваться только в правовом государстве на основе развитого законодательства, однако даже самое совершенное правовое государство не снимет проблемы формирования этической основы бизнеса. Закон и нравственность по своим социальным функциям где-то близки, но не идентичны. Мораль и нравственность - более широкие понятия, нежели право и закон. Более того, морально-нравственное состояние общества во многом определяет и основы законодательства. Если морально-нравственные устои общества являются основой, на которой формируются правовые нормы вообще и предпринимательства в частности, то это обстоятельство имеет особое значение для сегодняшней России. Государство и религиозные организации в лучшем случае могут создать благоприятные экономические, социальные, правовые условия, общую нравственную атмосферу для возрождения здорового бизнеса в России. Но развитие профессиональной этики - это не их задача. Проблема должна решаться в первую очередь самими предпринимателями и их общественными организациями [3].
Подводя итог, следует отметить: российская экономика как ответ на вызов глобализации выдвигает образование на ведущее место среди факторов повышения экономической безопасности страны. Высокий образовательный потенциал населения может стать катализатором социально-экономических перемен. Экономика знаний формирует картину мира, где малоквалифицированная работа отдается развивающимся странам, а процветающие западные специалисты получают высокие доходы, благодаря своим знаниям и творческому потенциалу. Именно образование должно стать одним из направлений модернизации.
Качество образования напрямую влияет на
экономическое положение страны, ее экономическую безопасность. Образовательный процесс должен обеспечить гармоничное сочетание личных целей ученика и социально значимых целей общества во взаимодействии культуры и образования. Недопустимо безоглядное копирование западных образцов. Необходимо сохранить традиции и национальные ценности, свойственные российскому менталитету. Поэтому значительная роль в современном образовании должна отводиться познанию себя как единой структурной организации, включающей физическую, психическую и духовную составляющие, находящиеся в гармонии с окружающей средой.
Все вышеназванные идеи и принципы должны проникать в менталитет предпринимательства (движущей силы развития экономики - второму объекту модернизационных преобразований) вместе со свежим потоком, который создается молодежью, выбравшей для себя путь бизнеса. Молодежь обладает более гибким сознанием, которое способно быстрее воспринимать новые идеи и трансформировать их в реальность. Поэтому, если выработать уважение к нравственно-этическим принципам у молодого предпринимателя, опять же через систему образования, то впоследствии и это будет одной из вех в оздоровлении экономики и общества в целом.
Литература
1. Крутик, А.Б. Вопросы обеспечения экономической безопасности России (научное издание) / А.Б. Крутик. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы, 2010. - 70 с.
2. Крутик, А.Б. Модернизационное предпринимательство / А.Б. Крутик, Н.Ю. Бессонова. -СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2007.
3. Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия/ под ред. Г. Б. Клейнера.
- М: Наука, 2001.
4. Муравьев, А.И. Общая теория инновационных технологий: монография / А.И. Муравьев. -СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. - 84 с.
5. Российский статистический ежегодник. -М.: Росстат, 2009.
Поступила в редакцию 9 октября 2010 г.
Крутик Александр Борисович. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор кафедры организации обслуживания населения, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (г. Санкт-Петербург). Область научных интересов - экономика предпринимательства, инновации в предпринимательстве.
Krutik Aleksander Borisovich. An Honoured Science Worker of the Russian Federation, Doctor of Science (Economics), Professor of the Population Service Management Department of St.Petersburg State University of Service and Economics (St.Petersburg). research interests: business economics, business innovation.
Контактный телефон: 8-921-093-66-76