Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ КОМСОМОЛОМ МОРДОВИИ ФЕСТИВАЛЕЙ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-Х ГГ'

ПРОВЕДЕНИЕ КОМСОМОЛОМ МОРДОВИИ ФЕСТИВАЛЕЙ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНЫЕ ФЕСТИВАЛИ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ 1950-Х ГГ / КОМСОМОЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МОРДОВИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ "ОТТЕПЕЛЬ" 1960-Х ГГ / ДЕЛЕГАТЫ ФЕСТИВАЛЯ / ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / WORLD FESTIVALS OF YOUTH AND STUDENTS OF THE 1950S / KOMSOMOL ORGANIZATIONS OF MORDOVIA / POLITICAL THAW OF THE 1960S / FESTIVAL DELEGATES / FESTIVAL MOVEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аверьянова Екатерина Алексеевна

Введение. Фестивальные формы социокультурного поведения как алгоритм проявления агитационных, просветительских, развлекательных функций при проведении массовых мероприятий в последнее время стали объектом изучения. Потребность научного обобщения формирования среды взаимопонимания для упрочения межкультурного диалога актуализировали внимание к историческому опыту проведения подобных кросс-культурных мероприятий, анализу стратегий и механизмов трансляции информации и форм поведения для создания взаимопонимания в обществе и среди участников встречи, формированию позитивного образа страны. Предметом исследования стали методы мобилизации молодежи, которые использовал комсомол в Мордовской АССР в период проведения VI (Москва, 28 июля - 11 августа 1957 г.; 3 400 участников; 131 страна; девиз: «За мир и дружбу») и VII (Австрия, Вена; 18 000 участников; 112 стран; девиз: «За мир, дружбу и мирное сосуществование») всемирных фестивалей молодежи и студентов (ВФМС). Материалы и методы. При решении поставленных исследовательских задач использовались материалы архивов Республики Мордовия, статистические данные, а также научная литература. Исследование проводилось по принципам историзма, объективности и системности. Статистический метод был использован при обработке данных. Результаты. Выявлены основные проблемы фестивального движения, а также рассмотрено участие комсомола Мордовии в проведении фестивалей молодежи и студентов во второй половине 1950-х гг. На фоне активизации участия комсомола в фестивальном движении показаны процессы самоорганизации и инновационной деятельности комсомольских организаций в проведении молодежной политики. Обсуждение и заключение. Подобные фестивали проводятся с 1947 г. Организаторами являются Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ) и Международный союз студентов (МСС). Решение о создании ВФДМ и проведении фестивалей было принято на Всемирной конференции молодежи и студентов в Лондоне в 1945 г. Традиция проведения нерегулярных фестивалей левых молодежных организаций по-прежнему привлекательна в современной молодежной политике. XIX фестиваль проходил в России (Москва/Сочи; 14-22 октября 2017 г.; 185 стран; девиз: «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма - уважая прошлое, мы строим будущее». VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. (г. Москва) до сих пор воспринимается как уникальное для Советского Союза событие в рамках международной культурной политики в период холодной войны. Через деятельность комсомола Мордовии предпринята попытка рассмотреть цели и задачи VI и VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в контексте проведения молодежной фестивальной политики в Советском Союзе. Как известно, в 1950-х гг. организация фестивального движения проходила в формате традиционных для советского общества политических, общественных и культурных мероприятий. Однако нельзя не учитывать, что в ходе их проведения рождались новые формы коммуникации, методы мобилизации, трансляции информации для создания взаимопонимания в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KOMSOMOL OF MORDOVIA HELD FESTIVALS OF YOUTH AND STUDENTS IN THE SECOND HALF OF THE 1950S

Introduction. Festival forms of socio-cultural behavior, as an algorithm for displaying agitation, educational, and entertainment functions during mass events, have recently become the object of study. The need for scientific generalization creates an environment of mutual understanding to strengthen intercultural dialogue, have highlighted the attention to historical experience of such cross-cultural events, for analysis of strategies and mechanisms of translation of information and forms of behavior to create understanding in society and among the participants, promoting a positive image of the country. The subject of the study was the methods of youth mobilization used by the Komsomol in the Mordovian ASSR, during the VI (Moscow, July 28 - August 11, 1957; 3,400 participants; 131 countries; the motto “For peace and friendship”) and VII (Austria, Vienna; 18,000 participants; 112 countries; motto “For peace, friendship and peaceful coexistence”) of the World youth and student festivals (WFMS). Materials and Methods. Materials from the archives of the Republic of Mordovia, statistical data, as well as scientific literature were used to solve the research tasks. The research was conducted on the principle of historicism, objectivity and consistency. The statistical method was used for data processing. Results. Based on the study of archival sources and available scientific literature were the main problems of the festival movement, as well as the participation of Mordovia Komsomol festivals of youth and students in the second half of 1950-ies. Against the background of increasing participation of the Komsomol in the festival movement, the processes of self-organization and innovative activity of Komsomol organizations in conducting youth policy are shown. Discussion and Conclusion. As you know, such festivals have been held since 1947. They are organized by the world Federation of democratic youth (WFDY) and the International Union of students (IUS). The decision to create the WFDY and hold festivals was made at the world conference of youth and students in London in 1945. The tradition of holding irregular festivals of left-wing youth organizations is still attractive in modern youth politics. The XIX festival was held in Russia (Moscow/Sochi; October 14-22, 2017, 185 countries, the motto “For peace, solidarity and social justice, we fight against imperialism-respecting the past, we build the future”. VI world festival of youth and students 1957 (Moscow), still perceived as a unique event for the Soviet Union in the framework of international cultural policy during the cold war. In the article, through the activities of the Komsomol of Mordovia, an attempt is made to consider the goals and objectives of the VI and VII world festival of youth and students, in the context of the youth festival policy in the Soviet Union. As it is known, in the 1950s, the festival movement was organized in the format of traditional political, social and cultural events for the Soviet society. However, it should be taken into account that during their implementation, new forms of communication, methods of mobilization, and broadcasting of information were also born to create mutual understanding among young people.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ КОМСОМОЛОМ МОРДОВИИ ФЕСТИВАЛЕЙ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-Х ГГ»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.050.020.202002.162-173

УДК 37.014

Е. А. Аверьянова

Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при правительстве Республики

Мордовия (Саранск, Россия), e-mail: averyanova-morm@mail.ru

Проведение комсомолом Мордовии фестивалей молодежи и студентов во второй половине 1950-х гг.

Введение. Фестивальные формы социокультурного поведения как алгоритм проявления агитационных, просветительских, развлекательных функций при проведении массовых мероприятий в последнее время стали объектом изучения. Потребность научного обобщения формирования среды взаимопонимания для упрочения межкультурного диалога актуализировали внимание к историческому опыту проведения подобных кросс-культурных мероприятий, анализу стратегий и механизмов трансляции информации и форм поведения для создания взаимопонимания в обществе и среди участников встречи, формированию позитивного образа страны. Предметом исследования стали методы мобилизации молодежи, которые использовал комсомол в Мордовской АССР в период проведения VI (Москва, 28 июля - 11 августа 1957 г.; 3 400 участников; 131 страна; девиз: «За мир и дружбу») и VII (Австрия, Вена; 18 000 участников; 112 стран; девиз: «За мир, дружбу и мирное сосуществование») всемирных фестивалей молодежи и студентов (ВФМС). Материалы и методы. При решении поставленных исследовательских задач использовались материалы архивов Республики Мордовия, статистические данные, а также научная литература. Исследование проводилось по принципам историзма, объективности и системности. Статистический метод был использован при обработке данных. Результаты. Выявлены основные проблемы фестивального движения, а также рассмотрено участие комсомола Мордовии в проведении фестивалей молодежи и студентов во второй половине 1950-х гг На фоне активизации участия комсомола в фестивальном движении показаны процессы самоорганизации и инновационной деятельности комсомольских организаций в проведении молодежной политики. Обсуждение и заключение. Подобные фестивали проводятся с 1947 г. Организаторами являются Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ) и Международный союз студентов (МСС). Решение о создании ВФДМ и проведении фестивалей было принято на Всемирной конференции молодежи и студентов в Лондоне в 1945 г. Традиция проведения нерегулярных фестивалей левых молодежных организаций по-прежнему привлекательна в современной молодежной политике. XIX фестиваль проходил в России (Москва/ Сочи; 14-22 октября 2017 г.; 185 стран; девиз: «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма - уважая прошлое, мы строим будущее». VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. (г. Москва) до сих пор воспринимается как уникальное для Советского Союза событие в рамках международной культурной политики в период холодной войны. Через деятельность комсомола Мордовии предпринята попытка рассмотреть цели и задачи VI и VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в контексте проведения молодежной фестивальной политики в Советском Союзе. Как известно, в 1950-х гг. организация фестивального движения проходила в формате традиционных для советского общества политических, общественных и культурных мероприятий. Однако нельзя не учитывать, что в ходе их проведения рождались новые формы коммуникации, методы мобилизации, трансляции информации для создания взаимопонимания в молодежной среде.

© Аверьянова Е. А., 2020

-«/''> гуманитарии : актуальные проблемы „ ----

162 - я том 20, № 2, 2020

гуманитарной науки и образования ' '

Ключевые слова: всемирные фестивали молодежи и студентов 1950-х гг., комсомольские организации Мордовии, политическая «оттепель» 1960-х гг., делегаты фестиваля, фестивальное движение.

Для цитирования: Аверьянова Е. А. Проведение комсомолом Мордовии фестивалей молодежи и студентов во второй половине 1950-х гг. // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2020. - Т. 20. - № 2. - С. 162-173. DOI: 10.15507/2078-9823.50.020.202002.162-173.

Ekaterina A. Averyanova

Research Institute of Humanities under the government of the Republic of Mordovia

(Saransk, Russia), e-mail: averyanova-morm@mail.ru

The Komsomol of Mordovia held festivals of youth and students in the second half of the 1950s.

Introduction. Festival forms of socio-cultural behavior, as an algorithm for displaying agitation, educational, and entertainment functions during mass events, have recently become the object of study. The need for scientific generalization creates an environment of mutual understanding to strengthen intercultural dialogue, have highlighted the attention to historical experience of such cross-cultural events, for analysis of strategies and mechanisms of translation of information and forms of behavior to create understanding in society and among the participants, promoting a positive image of the country. The subject of the study was the methods of youth mobilization used by the Komsomol in the Mordovian ASSR, during the VI (Moscow, July 28 - August 11, 1957; 3,400 participants; 131 countries; the motto "For peace and friendship") and VII (Austria, Vienna; 18,000 participants; 112 countries; motto "For peace, friendship and peaceful coexistence") of the World youth and student festivals (WFMS). Materials and Methods. Materials from the archives of the Republic of Mordovia, statistical data, as well as scientific literature were used to solve the research tasks. The research was conducted on the principle of historicism, objectivity and consistency. The statistical method was used for data processing. Results. Based on the study of archival sources and available scientific literature were the main problems of the festival movement, as well as the participation of Mordovia Komsomol festivals of youth and students in the second half of 1950-ies. Against the background of increasing participation of the Komsomol in the festival movement, the processes of self-organization and innovative activity of Komsomol organizations in conducting youth policy are shown. Discussion and Conclusion. As you know, such festivals have been held since 1947. They are organized by the world Federation of democratic youth (WFDY) and the International Union of students (IUS). The decision to create the WFDY and hold festivals was made at the world conference of youth and students in London in 1945. The tradition of holding irregular festivals of left-wing youth organizations is still attractive in modern youth politics. The XIX festival was held in Russia (Moscow/Sochi; October 14-22, 2017, 185 countries, the motto "For peace, solidarity and social justice, we fight against imperialism-respecting the past, we build the future". VI world festival of youth and students 1957 (Moscow), still perceived as a unique event for the Soviet Union in the framework of international cultural policy during the cold war. In the article, through the activities of the Komsomol of Mordovia, an attempt is made to consider the goals and objectives of the VI and VII world festival of youth and students, in the context of the youth festival policy in the Soviet Union. As it is known, in the 1950s, the festival movement was organized in the format of traditional political, social and cultural events for the Soviet society. However, it should be taken into account that during their implementation, new forms of communication, methods of mobilization, and broadcasting of information were also born to create mutual understanding among young people.

Keywords: world festivals of youth and students of the 1950s, Komsomol organizations of Mordovia, political thaw of the 1960s, festival delegates, festival movement.

For citation: Averyanova E. A. The Komsomol of Mordovia held festivals of youth and students in the second half of the 1950s. Gumanitarian : aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2020; 20(2): 162-173 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.050.020.202002.162-173.

Введение

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666) в качестве одного из важнейших приоритетов государственной национальной политики Российской Федерации определяет «укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации)». Понятие «общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание)» выступает базовой категорией государственной политики в данной сфере. Под ним понимается «осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества». В связи с этим при разработке механизмов формирования общероссийской гражданской идеологии в условиях меняющейся окружающей среды очень важно учитывать опыт глубоких модернизационных преобразований в стране, связанных с формированием ценностных ориентаций общества; оценить современные проекты построения российской идентичности исходя из учета региональных и локальных рисков процесса трансформаций. Изучая историю всемирных фестивалей молодежи и студентов второй половины 1950-х гг., можно найти немало полезных для современности факторов мобилизации общества.

Материалы и методы

Источники по истории фестивального

движения молодежи и студентов Мордовской АССР второй половины 1950-х гг., роли комсомола в его организации многочисленны и разнообразны. Основную массу источников составляют архивные документы Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ). Одну из самых многочисленных категорий документов, хранящихся в фонде обкома ВЛКСМ, составляют отчеты, докладные записки, сведения о деятельности комсомольских организаций, сведения личного характера и др. Также использовались опубликованные документы, воспоминания комсомольцев разных лет и материалы периодической печати. В настоящее время при проведении исследований по истории комсомола отказ от доминанты классового и иных догматических подходов дает возможность по-иному взглянуть на многие события [1; 2; 5-7].

Результаты

В ходе исследования были изучены основные направления фестивального движения комсомола Мордовии. В нем нашла отражение относительная либерализация общественных отношений в Советском Союзе, которая выражалась прежде всего в том, что фестивали организовывались и проводились под руководством ВЛКСМ и других советских общественных и культурных организаций. Изученные документы подтверждают предположение, что комсомол и КПСС благодаря фестивалям решали ряд общественных, образовательных и культурных проблем. Например, с целью ликвидации старого патриархального общества в республике особое внимание уделялось вопросам эмансипации регионального сообщества к культурным тради-

ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы ^ _ „„„„

том 20, № 2, 2020

гуманитарной науки и образования ' '

циям молодежи и студентов разных стран. Можно было обнаружить разные форматы празднований на локальном уровне. Местные традиции смешивались с культурными стандартами, продиктованными из Москвы. Модернизация советского общества, на первый взгляд, была успешной. Молодежь готовилась к праздникам, повышала политический и культурный уровень, что позволяло молодежи Советского государства остаться конкурентоспособной. В то же время проведение фестиваля показало, что советская культурная схема уже не соответствует требованиям времени. Архивные документы свидетельствуют, что впоследствии партийные, комсомольские и культурные деятели согласились на постепенный отказ от некоторых догматических стандартов и допущение в повседневную практику общения советской молодежи элементов иностранных культурных явлений [3; 4].

Обсуждение

Для подготовки к фестивалю были созданы Международный подготовительный комитет и национальные подготовительные комитеты в странах-участницах. В программу фестиваля традиционно входили соревнования по различным видам спорта, политические семинары и дискуссии, концерты, массовые празднества, красочные шествия делегаций. Все средства массовой информации и прежде всего молодежные активизировали фестивальную проблематику, мобилизуя молодежь на решение стоящих перед страной задач. Газета «Молодой ленинец» в Мордовской АССР стала основным рупором освещения фестивальной повестки. Атмосфера тех лет ярко представлена в материалах издания за 1957 г. Настрой в публикациях был позитивный, все склонны были считать, что событие неординарное. В одном из номеров корреспондент с восхищением описал

1 Молодой ленинец. - 1957. - 28 января.

впечатления: «28 июля 1957 г. в Москве открылся VI всемирный фестиваль молодежи и студентов. 15 дней и ночей с 28 июля по 11 августа 1957-й года над Москвой цвела разноцветная Фестивальная ромашка с пятью лепестками-континентами. На это время советская столица превратилась в центр юности земного шара казалось, что все государства прислали в столицу СССР своих представителей». Действительно, по числу участников VI фестиваль не имел себе равных. На форум молодежи планеты собрались 34 тыс. чел. из 131 страны мира. В общественном сознании культивировалась идея об эпохальности фестиваля в Москве для молодежного и фестивального движения. Впервые за десять лет существования грандиозный молодежный форум проходил в СССР. Фестиваль стал делом огромного политического значения. «Советской молодежи, - назидательно позиционирует один из корреспондентов газеты, - выпала большая честь принять у себя дома молодых участников фестиваля со всего мира. Эта честь ко многому обязывает молодых хозяев нашей страны. Надо принять гостей так, чтобы они, возвращаясь из СССР, остались бы навечно нашими лучшими друзьями и рассказали бы у себя правду о нашей великой и прекрасной стране, о нашем замечательном и мирном народе1.

Неудивительно, что подготовка к фестивалю вызвала отклик в сердцах сотен тысяч молодых людей по всему Советскому Союзу. Целый год в стране шла подготовка к фестивалю. Проходила она и в Мордовской АССР. Фестивальное движение в нашей республике осложнялось низким уровнем культурно-массовой работы среди молодежи. Комсомольцы отмечали, что в училищах и техникумах не практикуются студенческие сборы, не проводятся студенческие фестивали, спартакиады или конференции, смотры самодеятельности, соревнования

между комсомольскими организациями пединститута, техникумов и педучилищ, выставки студенческих научных работ2.

Еще хуже обстояло дело в сельской местности: «В отделе культуры Торбеев-ского райисполкома, да и в клубах с утра до позднего вечера пекутся только о кино, какая-либо другая работа не проводится»3. «В с. Теремиси и Паракино Большеберез-никовского района, в большинстве мелких и отдаленных поселков колхозники месяцами не слушают лекции и доклады. Там нет радио, газеты туда доходят на пятый-ше-стой день. Организаторов культурно-массовой работы среди молодежи, да и самих завклубами здесь не увидишь»4.

Такая же ситуация складывалась и в совхозе «Красный свиновод» Чамзинского района. Газета «Молодой ленинец» сообщала: «Наша молодежь проводила досуг хуже не куда. Красный уголок у нас есть, но нет в нем ничего, что могло бы заинтересовать молодежь. Все развлечения заключаются в просмотре кинофильмов, а иногда и в танцах»5.

На XIII областной конференции, проходившей в октябре 1956 г., отмечалось: «.. .при клубах не работают кружки художественной самодеятельности, не проводятся вечера или выступления писателей, поэтов и самодеятельных артистов, к организации культурного отдыха молодежи не привлекается сельская интеллигенция»6.

Конечно, не везде в республике наблюдалась праздничная атмосфера фестивальной шумихи, несмотря на большую работу по активизации участия молодежи в

фестивальном движении. Однако для всех пытались донести мысль, что только лучшие, преданные делу строительства коммунизма, могут поехать на фестиваль. Чтобы попасть на московский фестиваль, необходимо было прежде всего проявить себя на сельском, районном, городском, областном уровнях. Документы заседаний комитетов комсомола свидетельствуют о стремлении к неформальному подходу к подведению рейтингов. В средствах массовой информации говорилось: «Это будут лучшие из лучших молодых людей, которые завоюют право быть на фестивале, прежде всего, трудовыми подвигами и успешной учебой. Поэтому необходимо нашей молодежи сейчас развернуть социалистическое соревнование на предприятиях, в колхозах, МТС, совхозах, во всех производственных и учрежденческих коллективах за выполнение и перевыполнение производственных планов ше-

" 7

стой пятилетки»'.

В свою очередь учреждения культуры (клубы и избы-читальни) должны были «всемерно активизировать пропаганду на право участия в фестивале, развернуть художественную самодеятельность: разучивать наши советские песни, совершенствовать танцы и все другие виды самодеятельности с тем, чтобы показать зарубежным гостям наши культурные и художественные ценности, накопленные за 40 лет советской власти»8.

Не меньшую роль играла и финансовая заинтересованность молодежи. Дело заключалось не только в использовании меркантильного интереса: многие испы-

Молодой ленинец. - 1956. - 25 октября.

Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). - Ф. 956-П. - Оп. 2. - Д. 493. Л. 43.

Там же. - Л. 44.

Там же. - Л. 45.

Там же. - Д. 506. - Л. 117.

Там же. - Д. 508. - Л. 35.

Там же. - Д. 542. - Л. 11.

-«/'/' ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы „ ----

166 том 20, № 2, 2020

гуманитарной науки и образования

4

тали на себе страдания, которые принесла советскому народу Великая Отечественная война, и узнали, что такое тяжелый физический труд. На новом этапе страна, строящая социализм, уже могла экономически поддерживать молодежь. Победителям областного конкурса на лучшую молодежную песню, посвященную фестивалю, полагались довольно значимые по тем временам премии: «первая - 500 рублей, вторая -400 рублей»9. В дальнейшем на победителей этого конкурса, как и других (на лучшее стихотворение, короткий рассказ, художественный очерк, рисунок, фотографию), распространялись и путевки на московский фестиваль10.

Подготовка к Всемирному форуму молодежи началась задолго до его проведения. Во время подготовки VI Всемирного фестиваля мордовская областная комсомольская организация вписала в летопись своей истории немало славных дел. Прежде всего, фестивальное движение затронуло комсомольские организации крупнейших учебных заведений республики. Одним из первых в работу включился коллектив Мордовского государственного педагогического института. В 1957 г. по инициативе бюро ВЛКСМ и студентов М. Бибина, Л. Рябовой, В. Демидова, В. Балашова, Н. Мокши-на был организован вечер, посвященный фестивалю11. Активно готовились к фестивалю и учащиеся Зубово-Полянского и Ичалковского педагогических училищ12.

Студенчество и молодежь Мордовии с воодушевлением осваивали все направления подготовки к мировому форуму. Их непосредственно интересовали вопросы

организации фестиваля. Для организации мероприятий и приобретения ценных призов для победителей использовались средства, заработанные молодыми рабочими и колхозниками. Одним из путей получения средств для фестиваля являлась денежно-вещевая лотерея «Всесоюзный фестиваль молодежи», которую проводил Комитет молодежных организаций СССР. Только в Саранске, Рузаевке, Ковылкине, Темнико-ве, Краснослободске и Ардатове было продано более 70 тыс. лотерейных билетов на общую сумму свыше 115 тыс. руб.13

В документах фестивального движения подчеркивается особая роль в их приобретении и распространении среди молодежи комсомольцев Атяшевского и Ельниковско-го районов. Много билетов распространяли комсомольцы-активисты среди молодых рабочих Алексеевского цементного завода Чамзинского района, завода «Электровыпрямитель», тепловозоремонтного и электролампового заводов Саранска. Буквально за несколько дней были проданы билеты лотереи в колхозе им. Ленина с. Поводи-мова Дубенского района. Всего комсомольцами колхоза было распродано билетов на 2 100 руб.14

Расширялись и конкурсные мероприятия. Огромное количество дел было сделано комсомольцами Мордовии для благоустройства республики. Например, в начале мая 1957 г. в память о фестивале комсомольцы с. Челпанова Козловского района высадили в родном селе 3,5 тыс. молодых деревьев15.

Молодежь Мордовии подготовила большое количество национальных комитетов

ЦГА РМ. - Ф. 956-П.

Там же. - Л. 93.

Там же. - Д. 565. - Л. 86.

Там же. - Д. 591. - Л. 29.

Там же. - Д. 522. - Л. 46.

Там же. - Л. 47. Там же. - Д. 467. - Л. 122

Оп. 2. - Д. 544. - Л. 92.

9

10

11

12

народов СССР и стран социалистического лагеря. Только одна пионерская дружина Лобаскинской средней школы Козловского района изготовила для фестиваля 125 национальных костюмов16.

Как известно, свой вклад в подготовку внес знаменитый Пабло Пикассо, создавший рисунок для фестивального платка -фигуру Голубя мира. Одним из основных событий Московского фестиваля должен был стать выпуск тысяч голубей в небо над Лужниками. Комсомольцы и молодежь республики внесли свою лепту и в это событие. Специально для Московского фестиваля к выращиванию белых голубей приступила молодежь Краснослободского, Козловского и Атяшевского районов17.

В Мордовии было открыто 148 новых клубов. Например, молодежью с. Поводи-мова Дубенского района был построен новый клуб, который по уровню и масштабам соответствовал Дворцу культуры. Неплохо поработали комсомольцы и молодежь при строительстве колхозных клубов в Кочку-ровском, Краснослободском, Большеберез-никовском и других районах.

Комсомольцы республики искренне хотели обустроить страну к фестивалю. Распространенным стал призыв отметить наступление фестиваля новыми трудовыми подвигами. Большинство комсомольских организаций республики всю работу по проведению фестиваля вели под девизом: «Слава труду!». Летом 1956 г. комсомольскими организациями Мордовии была проведена большая работа по направлению выпускников средних школ на заводы, стройки, в колхозы и совхозы республики.

В результате на промышленное и сельскохозяйственное производство пошли работать свыше 4 тыс. выпускников средних школ18.

В 1955-1956 гг. молодежь приложила немало усилий по подъему общественного животноводства. Так, в 1955/56 сельскохозяйственном году молодежь в колхозах и совхозах республики надаивала молока от каждой фуражной коровы по 1 600 - 1 700 кг в год, что соответствовало общим республиканским показателям19.

Призыв молодежи помочь облагородить страну плодотворно повлиял на трудовую мотивацию. Только в 1956 г. 1 250 комсомольцев и молодежи трудоустроились на постоянную работу на животноводческие фермы. В связи с подготовкой к фестивалю многие молодые передовики сельскохозяйственного производства брали повышенные обязательства. Например, свинарка колхоза «Луч коммуны» Ичалковского района В. Березина откормила 100 свиней, добившись среднесуточного привеса 600-650 г20.

Пресса пестрила заголовками о трудовых подвигах, определенным образом рефлексируя молодежь. Например, сообщалось, что хорошо работали комсомольцы и молодежь колхоза «Путь к коммунизму» Большеберезниковского района. Все зерно

с тока было убрано только силами молоде-

21

жи.

Молодые комсомольцы Алексеевского цементного завода А. Бондарь, А. Сычев, Р. Маклаков выполняли производственный план на 100-120 %22.

Для поколения 1960-х в этих мероприятиях не было ничего противоречивого.

16 ЦГА РМ. - Ф. 956-П. - Оп. 3. - Д. 1. - Л. 33.

17 Там же. - Д. 2. - Л. 14.

18 Там же. - Оп. 3. - Д. 1. - Л. 35.

19 Там же. - Оп. 2. - Д. 492. - Л. 18.

20 Там же. - Д. 495. - Л. 69.

21 Там же. - Д. 506. - Л. 117.

22 Там же. - Л. 118.

168

ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы ^ _ „„„„

том 20, № 2, 2020

гуманитарной науки и образования

Люди жили в условиях коммунистической идеологии, смыслы их жизни и мотивация деятельности выстраивались в духе воспитания молодых строителей коммунизма. Фестивальное движение было под строгим контролем КПСС, не только планировались, проводились мероприятия, но и строго подводились итоги. Подобных отчетов в делопроизводстве сохранилось немало. Райкомами, горкомами да и обкомом ВЛКСМ допускались весьма существенные ошибки.

По работе Мордовского обкома ВЛКСМ были высказаны следующие замечания. Первое - по Положению Всесоюзного фестиваля, второй тур мог проводиться только после того, как будут проведены фестивали непосредственно на предприятиях, в строительных организациях, на транспорте, в колхозах, МТС, совхозах, учреждениях и учебных заведениях. В Теньгушевском, Инсарском и Чамзинском районах были проведены фестивали, минуя первый тур. Второе - фестивали не вылились в яркие праздники: участвовала далеко не вся молодежь, наблюдалось мало инициативы, изобретательности, самодеятельности. На многих мероприятиях царила скука, потому что не было массовости и интересных дел, которые бы увлекли всех участников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Мордовии фестивальное движение осложнялось низким уровнем культурно-массовой работы среди молодежи. Комсомольцы отмечали, что в училищах и техникумах не практикуются студенческие сборы, не проводятся студенческие фестивали, спартакиады или конференции, студенческие смотры самодеятельности, соревнования между комсомольскими организациями пе-

23 ЦГА РМ. - Ф. 956-П. - Оп. 2. - Д. 544. - Л. 38.

24 Там же. - Д. 508. - Л. 29.

25 Там же. - Л. 31.

26 Там же. - Л. 33.

27 Там же. - Л. 52.

28 Там же. - Л. 53.

динститута, техникумов и педучилищ, выставки студенческих научных работ23.

Указанные недостатки, как свидетельствовала аналитическая записка по оценке итогов фестивального движения, не могли повлиять на проведение заключительного этапа республиканского фестиваля, который состоялся 9 и 10 июня 1957 г. в Саранске. В нем приняли участие 3 тыс. чел. из районов республики, в том числе около

I тыс. физкультурников24; показано более 700 номеров. Были широко представлены художественная самодеятельность всех жанров, физкультурно-спортивные мероприятия: соревнования легкоатлетов, велосипедистов, мотоциклистов, конников, футбол, городки, настольный теннис и т. д. Дипломы лауреата Первого республиканского фестиваля были вручены 45 лучшим исполнителям25.

В Московском фестивале приняли участие 17 делегатов от Мордовии, 6 из них находились в составе делегации СССР и

II - в составе делегации РСФСР26. В политическую группу делегации СССР входил лидер Мордовского областного комсомола В. И. Поелуев, а в политическую группу делегации РСФСР - студент историко-филологического факультета педагогического института М. Т. Бибин27, будущий ректор МГПИ им. М. Е. Евсевьева.

В. И. Поелуев работал с делегацией княжества Монако, а М. Т. Бибин - с делегацией Франции. Певица М. Антонова, тогда еще малоизвестная, блестяще выступила на Международном конкурсе исполнителей народных песен и получила почетное звание лауреата VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов и золотую медаль28.

Подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в идеологии КПСС должна была вылиться в мощную манифестацию решимости молодого поколения СССР жить в дружбе, отстаивать мир, бороться против угрозы новой войны. Фестивальное движение ориентировано на дальнейшее расширение и укрепление интернациональных связей советской молодежи с молодежью зарубежных стран. Руководство страны стремилось наглядно показать тысячам зарубежных юношей и девушек достижения и успехи советского народа, в том числе мордовского, в коммунистическом строительстве.

Фестивальное движение молодежи Мордовии также было направлено на выявление новых способных организаторов, талантливых юношей и девушек, способствовало поднятию инициативы и самодеятельности в комсомольских организациях, научило комсомольских работников организовывать интересные молодежные мероприятия.

Подобным образом была выстроена работа в связи с VII Всемирным фестивалем молодежи и студентов, который проходил в столице Австрии - Вене с 26 июля по 4 августа 1959 г. В период подготовки к фестивалю ЦК ВЛКСМ в декабре 1958 г. рекомендовал провести повсеместно областные и республиканские фестивали молодежи.

17 января 1959 г. бюро Мордовского обкома ВЛКСМ постановило провести II Республиканский фестиваль молодежи Мордовии 28 июня 1959 г. под девизом: «Прославим молодежь и труд», приурочив его ко Дню советской молодежи [7].

При подготовке ко второму республиканскому фестивалю комсомольские организации проявили хорошую выдумку и инициативу. Сказалось наследие предыду-

29 ЦГА РМ. - Ф. 956-П. - Оп. 2. - Д. 544. - Л. 54.

30 Там же. - Л. 55.

31 Там же. - Л. 56.

32 Там же. - Л. 57.

170

щего фестиваля, ускорившего эмансипацию молодежи. Большой популярностью пользовались фестивальные вечера, карнавалы, спортивные мероприятия, кинофестивали молодежных фильмов, эстафеты культуры.

В фестивальном движении по-прежнему доминировали идеи коммунистического труда, которые способствовали укреплению страны Советов. У молодежи Мордовии, как и в стране, строящей социализм, стало традицией отмечать праздники ударным трудом. Юноши и девушки готовили трудовые подарки к празднику весны. Пресса пестрила сообщениями о трудовых свершениях. Например, с особым энтузиазмом работала молодежь электролампового, кабельного заводов, Саранской швейной фабрики. Ударник коммунистического труда тепловозоремонт-ного завода П. Капаев в 1958-1959 гг. выполнял производственные задания на 200-300 %. Успешно трудилась комсомольско-молодеж-ная бригада Раисы Голяшкиной с Ардатов-ского светотехнического завода, выполнявшая государственный план по выпуску ламп различной модификации на 100-150 %29. Хорошо поработали молодые железнодорожники станции Рузаевка, выполнявшие планы грузоперевозок на 150-200 %30. В 1959 г. в республике около 300 бригад-ферм и свыше 400 молодых тружеников соревновались за право называться бригадами и ударниками коммунистического труда31.

Через фестивальное движение стремились мобилизовать всю молодежь. Как пишет пресса, были подарки к фестивалю и у сельской молодежи. Дояр Алексей Клочков из колхоза им. Ленина Пурдошанского района в 1958-1959 гг. надаивал ежедневно по 16 кг молока от каждой коровы32.

Комсомолка Зоя Елизарова из колхоза им. Ленина Ромодановского района от-

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ _ „„„„

том 20, № 2, 2020

гуманитарной науки и образования

кармливала в 1959 г. 61 свинью, добиваясь среднесуточного привеса по 900 г. За пять месяцев 1959 г. комсомольцы и молодежь республики сдали 957 кг молока с каждой фуражной коровы, вырастили 1,5 тыс. кроликов33. Всего в 1959 г. молодежь сдала 4 600 ц мяса, получила по 180 ц картофеля, 500 ц зеленой массы кукурузы, 200 ц сахарной свеклы с 1 га34.

XIII съезд ВЛКСМ (1958 г.) одобрил ценное начинание воронежских и башкирских комсомольцев, объявивших поход молодежи за культуру. Это движение нашло поддержку во многих комсомольских организациях нашей республики. Молодежь приняла активное участие в строительстве культурно-бытовых учреждений, благоустройстве и озеленении городов и сел, развитии художественной самодеятельности, повышении общеобразовательного уровня рабочих и колхозников, пропаганде и распространении среди населения книги и т. д.

Юноши и девушки республики непосредственно участвовали в строительстве 69 клубов, 5 Домов культуры, 27 библиотек, 3 кинотеатров. Силами молодежи было построено 240 спортивных площадок, 30 стадионов, 250 кинобудок, 6 стрелковых тиров, разбито 6 парков и 30 скверов, посажено 500 тыс. плодовых и декоративных деревьев и кустарников, продано среди населения на 800 тыс. руб. книг, отремонтировано 76 клубов. Свыше 9 тыс. комсомольцев приобрели личные библиотечки.

Фестивали молодежи прошли во всех районах Мордовской АССР. Самым первым районным фестивалем, проведенным в Мордовии, стал фестиваль в Ардатове, состоявшийся в мае 1959 г. В мае-июне 1959 г.

фестивали прошли и в других районах. Особенным размахом и продолжительностью отличались фестивали в Ковылкине, Краснослободске и Рузаевке35.

Заключительным аккордом фестивального движения перед встречей молодежи в Вене стал республиканский фестиваль 29 июня 1959 г. в Саранске. Газеты с воодушевлением декларировали, что «юность нашей республики в этот день продемонстрировала отчизне любовь к родине и показала свои способности в спорте, песне, танце, музыке». Значительное место в программе фестиваля заняли конкурсы художественной самодеятельности. Лучшим было присвоено высокое звание лауреата II Фестиваля молодежи Мордовии36.

На стадионах, спортивных площадках соревновались легкоатлеты, футболисты, волейболисты, на водной станции - пловцы и гребцы. В детском парке проводились со-

37

ревнования по русской лапте37.

Обсуждение и заключение

В связи с подготовкой и проведением фестивалей, как видим, заметно повысилась активность молодежи, разнообразились формы нравственной трудовой мотивации.

Комсомольцы и молодежь Мордовии многое сделали по озеленению городов и сел. Только весной 1956 г. во время «Недели сада» силами молодежи республики было посажено более 1 тыс. га садов, свыше 1 млн декоративных деревьев и кустарников. Дорогу Саранск - Рузаевка протяженностью 25 км весной и осенью обсаживали плодовыми деревьями. В большинстве районов молодежь разбивала парки и скверы, которые называла «комсомольскими».

ЦГА РМ. - Ф. 956-П. - Оп. 2. - Д. 544. - Л. 58.

Там же. - Ф. 269-П. - Оп. 6. - Д. 391. - Л. 13.

Молодой ленинец. - 1959. - 26 июня.

Советская Мордовия. - 1959. - 1 июля.

Советская Мордовия. - 1959. - 1 июля.

33

34

35

36

Активно участвовала в подъеме культуры села молодая сельская интеллигенция. В некоторых районах проводились районные собрания и совещания молодой интеллигенции. Например, в ноябре 1956 г. в Кочкуровском районе был проведен «День молодого интеллигента».

Во время подготовки к фестивалю несколько улучшилась спортивная работа. В конце сентября 1956 г. была проведена спартакиада физкультурников Мордовии, посвященная фестивалю. С 23 по 25 декабря 1956 г. проходила зимняя спартакиада добровольно-спортивных обществ Мордовии. В то же время комсомольцы строили новые спортивные площадки и приводили в порядок старые. В спортивных мероприятиях, посвященных фестивалю, приняли участие более 20 тыс. спортсменов.

Большинство комсомольских организаций республики работу по подготовке и проведению фестиваля вели под девизом: «Слава труду!». В связи с этим комитеты комсомола прикладывали немало усилий по активизации трудоустройства комсомольцев и молодежи в промышленности и колхозном производстве.

Сельская молодежь стала больше вникать в экономику колхозов, активнее участвовать в колхозном и совхозном производстве. В 1955-1956 гг. молодежь приложила

немало усилий по подъему общественного животноводства. Так, в 1955/56 сельскохозяйственном году надои молока в республике составили 1 778 кг на каждую фуражную корову - на 697 кг больше, чем в 1954/55 сельскохозяйственном году. Немалая заслуга принадлежала в этом сельской молодежи.

Со дня проведения первого и второго республиканских фестивалей молодежи и студентов прошло более полувека. О глобальных изменениях в нашей республике, стране и обществе вряд ли уместно говорить в данной статье. Хочется лишь отметить, что, одолев все преграды, Голубь мира -крылатый символ фестивалей, молодежи и дружбы - все-таки долетел до наших дней, напоминая каждому, что темы сохранения мира на планете, равенства среди народов и развития молодежного и студенческого творчества по-прежнему актуальны.

Во все времена будет значимо понимание, как строится и создается наше восприятие, как оно мотивируется в разных обществах, как наша деятельность приобретает социальную значимость.

Возможно, данная статья через образ комсомольского движения 60-х гг. XX в. углубила осознание существования огромного разнообразия внутренних реальностей миллиардов людей на планете в восприятии нынешнего поколения.

Библиографический список

Аверьянова Е. А. Комсомол и школа Мордовии в 1953-1964 гг. // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2019. - Т. 19 - № 4. - С. 406-413. DOI: 10.15507/2078-9823.048.019.201904.406-413.

Аксютин Ю. В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 19531964 гг. - М., 2004.

Григорьева А. Г. Перемены в уровне жизни и политических настроениях советского общества во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 5. - С. 252-254.

Комсомол Мордовии в документах и материалах 1918-1991 гг. / [Н. М. Арсентьев, Г. И. Григорьева, Н. Н. Терешина и др.] ; под науч. ред. члена-корр. РАН Н. М. Арсентьева. -Саранск : Изд.центр ИнСтИтут, 2018. - 287 с.

Криворученко В. К., Пыжиков А. В., Родионов В. А. Коллизии «Хрущевской оттепели». Страницы отечественной истории 1953-1964 гг. XX столетия. - М., 1998.

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ _

~ я Том 20, № 2, 2020

гуманитарной науки и образования

6. полонский Д. Ф. Всемирные фестивали молодежи и студентов // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская Энциклопедия, 1971. - Т. 5 : Вешин - Газли. - С. 449-450.

7. Скребнев В. А., Ванин В. А. Фестивальное движение как фактор развития созидательной деятельности комсомола // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 10. -. Ч.. 2. -С. 191-194.

References

1. Averyanova E. A.The young Communist League and the school of Mordovia in 1953-1964s. Gumanitarij : aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovaniya = Russian Journal of the Humanities. 2019. Vol. 19, No. 4: 406-413. DOI: 10.15507/2078-9823.048.019.201904.406-413. (In Russ.).

2. Aksyutin Yu. V. Khrushchevskaya "thaw" and public sentiment in the USSR in 1953-1964. Moscow, 2004. (In Russ.).

3. Grigoryeva A. G. Changes in the standard of living and political moods of Soviet society in the second half of the 1950s - early 1960s. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development. 2011. No. 5: 252-254. (In Russ.).

4. The Komsomol of Mordovia in documents and materials of 1918-1991. Saransk, 2018, 287 p. (In Russ.).

5. Krivoruchenko V. K., Pyzhikov A. V., Rodionov V. A. Collisions of the Khrushchev Thaw. Pages of Russian History 1953-1964 XX century. Moscow, 1998. (In Russ.).

6. Polonsky D. F. World festivals of youth and students. Big Soviet Encyclopedia. 3rd ed. / Ed. A. M. Prokhorov. Moscow, 1971. Vol. 5: 449-450. (In Russ.).

7. Skrebnev V. A., Vanin V. A. Festival movement as a factor in the development of the creative activity of the Komsomol. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Issues of theory and practice. 2012. No. 10, P. 2: 191-194. (In Russ.).

Поступила 17.02.2020.

Сведения об авторе

Аверьянова Екатерина Алексеевна - аспирант, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: молодежная политика, комсомол в период 1950-1960 гг. ORCID: https:// orcid.org/0000-0003-2660-8295.

E-mail: averyanova-morm@mail.ru

Submitted 17.02.2020.

About the author

Ekaterina a. averyanova - graduate student, Scientific Research Institute of the Humanities under the Government of the Republic of Mordovia (Saransk, Russia). Research interests: youth policy, Komsomol in the period 1950-1960. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2660-8295.

E-mail: averyanova-morm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.