история
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.048.019.201904.406-413
УДК 37.014
Е. А. Аверьянова
Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия (Саранск, Россия),
e-mail: [email protected]
Комсомол и школа в Мордовии в 1953-1964 гг.
Введение. Вопрос воспитания молодежи всегда привлекал всеобщее внимание. В этом плане любопытен опыт советской эпохи. При сложившихся критериях этого периода как времени тоталитарного господства и идеологии он привлекает внимание и интересен для исследования. Предметом данного исследования был избран период хрущевской «оттепели», когда проводились заметные изменения сталинской реформы, в том числе работа комсомола в школе. Рассматривается процесс воспитания коммунистической молодежи в школах республики в период перехода от всеобщего семилетнего образования до создания условий для перехода к всеобщему среднему образованию путем вовлечения в трудовую и социально активную деятельность. Материалы и методы. При решении поставленных исследовательских задач использовались архивные материалы, статистические данные, а также научная литература. Исследование проводилось на принципах историзма, объективности и системности. Статистический метод был использован при обработке количественных показателей. Результаты. На основе изучения архивных источников, а также имеющейся научной литературы были выявлены основные проблемы, а также рассмотрена деятельность комсомола в школах в период «оттепели». На фоне активизации участия комсомола в образовательной среде показаны процессы самоорганизации и эффективной деятельности комсомольской организации в школах. Обсуждение и заключение. Комсомол идейно и организационно сложился в условиях революционных потрясений, вызванных Великой российской революцией 1917 г., Гражданской войной и началом социалистического строительства. В жесткой атмосфере мобилизации сил и ресурсов для осуществления советской модернизации Союз молодежи сформировался не только как общественно-политическая организация, но и как государственный институт с многогранной структурой для осуществления молодежной политики и социализации подрастающего поколения на коммунистических идеях. Смыслы, заложенные в деятельности комсомола, были исторически уникальны: всеобщность, унитарность, идеологизированность, крайний централизм и иерархичность организационного строения. Ни одна молодежная структура в мире, по мнению исследователей, занимающихся этой проблемой, не достигла такого состояния, положения и всепоглощающей ориентированности на реализацию поставленных перед ней задач.
Ключевые слова: коммунистическое воспитание, воспитание учащихся, школы Мордовии, комсомольские организации, ВЛКСМ, комсомол республики, ученические бригады, школьные кружки, деятельность республиканских организаций ВЛКСМ.
Для цитирования: Аверьянова Е. А. Комсомол и школа Мордовии в 1953-1964 гг. // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2019. - Т. 19, № 4. -С. 406-413. DOI: 10.15507/2078-9823.048.019.201904.406-413.
© Аверьянова Е. А., 2019
Л(\1' гуманитарии : актуальные проблемы № . ....
гуманитарной науки и образования ' " '
Ekaterina A. Averyanova
Research Institute of Humanities under the government of the Republic of Mordovia
(Saransk, Russia), e-mail: [email protected]
Komsomol and the School in Mordovia in 1953-1964
Introduction. The issue of youth education has always attracted general attention. In this regard, the experience of the Soviet era is curious. Under the prevailing criteria of this period, as the time of totalitarian domination and ideology, it attracts attention and is interesting for research. The subject of this study was the period of the Khrushchev thaw, when significant changes to the Stalin reform were carried out, including the work of the Komsomol at school. This article discusses the process of educating communist youth in the republican schools during the transition from universal seven-year education to the creation of conditions for the transition to universal secondary education through involvement in labor and socially active activities. Materials and Methods. For solving the set of the research tasks, archival materials, statistical data, and also scientific literature were used. The study was conducted on the principle of historicism, objectivity and systematic. The statistical method was used in data processing. Results. Based on a study of archival sources, as well as available scientific literature, the main problems were identified, and the activities of the Komsomol in schools during the Khrushchev thaw were also considered. Against the backdrop of increased participation of the Komsomol in the educational environment, the processes of self-organization and effective activity of the Komsomol organization in schools are shown. Discussion and Conclusion. The Komsomol was ideologically and organizationally formed in the conditions of revolutionary upheavals caused by the Great Russian Revolution of 1917, the Civil War and the beginning of socialist construction. In a harsh atmosphere of mobilizing forces and resources for the implementation of Soviet modernization, the youth union was formed not only as a socio-political organization, but also as a state institution with a multifaceted structure for implementing youth policy and socializing the younger generation on communist ideas. The meanings inherent in the activities of the Komsomol were historically unique: universality, unitarity, ideologization, extreme centralism and hierarchical organizational structure. Not a single youth structure in the world, according to researchers dealing with this problem, has reached such a state, position and all-consuming orientation towards the implementation of its tasks.
Keywords: communist education, education of students, schools of Mordovia, Komsomol organizations, the Komsomol, the Komsomol of the Republic, student brigades, school circles, the activities of republican organizations of the Komsomol.
For citation: Averyanova E. A. Komsomol and the School of Mordovia in 1953-1964 // Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2019; 19(4): 406-413. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.048.019.201904.406-413
Введение
В настоящее время школьное образование переживает сложный период после краха советской модели общества и государства и пересмотра основных принципов советской системы образования в целом. Школьное образование и по сей день подвергается реформированию и поиску оптимальных, но не всегда качественных моделей обучения и воспитания. В этом плане любопытен опыт СССР [3, с. 31]. При сложившихся критериях оценки этого периода как времени тотального господства марксистско-ленинской идеологии он привлекает внимание и инте-
ресен для исследователей опытом социальных и культурных практик самоиндентифи-каций молодежи.
Предметом данного исследования был избран период хрущевской «оттепели», когда проводились заметные изменения сталинской модели социалистического строительства, в том числе работа комсомола в школе. Период с 1953 по 1964 г. является сложной и противоречивой эпохой преобразований, показывающей необходимость смягчения тоталитарного режима и ликвидации последствий массовых нарушений норм права и законности [2, с. 257]. В
данной статье рассматривается процесс воспитания молодежи в школах Мордовской АССР в период перехода от всеобщего семилетнего образования до создания условий для перехода к всеобщему среднему образованию путем вовлечения в трудовую и социально активную деятельность.
Материалы и методы
При решении поставленных исследовательских задач использовались архивные материалы, статистические данные, а также научная литература. Исследование проводилось на принципах историзма, объективности и системности. Статистический метод был использован при обработке данных массовых исторических источников. Кроме того, при исследовании проблемы были детально изучены труды по истории ВЛКСМ А. Н. Ацаркина, В. И. Клюкина, В. А. Сулемова, А. С. Трайни-на, капитальный труд группы советских историков - двухтомник «Славный путь Ленинского комсомола» и др.
Результаты
Во все времена школа играла важную роль в воспитании подрастающего поколения. В рассматриваемый период в СССР осуществлялось всеобщее семилетнее образование и создавались условия для перехода к всеобщему среднему образованию. По сложившейся традиции задачи по обучению и воспитанию подрастающего поколения комсомол призван был решать вместе со школой [2, с. 256; 4, с. 177].
В 1953 г. в школах республики насчитывалось 500 комсомольских организаций, объединявших 25 622 комсомольца. В 86 средних школах комсомольские организации имели в своих рядах более сотни комсомольцев. Воспитание в школе ориентировано на реализацию программы по подготовке «молодых строителей коммунизма». Через пространство смыслов принадлежности к СССР,
надежды всего человечества, строящей социализм, победившей фашизм и освободившей Европу от гитлеровской оккупации, выстраивалась система школьных мероприятий. Особое внимание уделялось включению молодого поколения в решение практических проблем коммунистического строительства. По инициативе комсомольцев в школах создавались различные кружки, проводились читательские конференции и литературные вечера, читались лекции и доклады. Так, в 1953 г. в комсомольской организации школы № 14 г. Саранска состоял 261 ученик. По классам было создано 14 организаций. Комсомольцы обсуждали вопросы, каким должен быть комсомолец и моральный облик советского молодого человека. Комитет комсомола школы проводил работу под девизом «ни одной двойки». В результате из 261 комсомольца 50 учились на «4» и «5», 20 школьников -на «5» и лишь двое не успевали1.
С 1954 по 1955 г. в школах республики было создано 838 первичных комсомольских организаций, в которых состояли 38 тыс. комсомольцев. Комитеты комсомола школ мотивировали на проведение деятельности, направленной на помощь директорам и учителям в борьбе за глубокие и прочные знания учащихся, укрепление дисциплины в школе. На XIII Мордовской областной комсомольской конференции отмечалась хорошая работа комсомольских организаций Ру-заевской средней школы № 16, Аксельской средней школы Турдаковского района, Ичал-ковской средней школы, Кабаевской средней школы Дубенского района и Краснослобод-ской средней школы № 12.
На оживление работы школьных комсомольских организаций было направлено постановление ЦК ВЛКСМ от 16 мая 1956 года «Об улучшении работы комсомольских организаций средних школ» [1].
1 Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). - Ф. 956-П. - Оп. 2. Д. 443. - Л. 19-23.
2 ЦГА РМ. - Ф. 956-П. - Оп. 2. - Д. 467. - Л. 131-132.
ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ю V /I
гуманитарной науки и образования ' " '
Жесткая система демократического централизма как практика организации комсомольской жизни позволяла быстро продвигать решения вышестоящих органов в общественное сознание молодежи. В августе 1956 г., как свидетельствует источник, претворяя в жизнь постановление высшего комсомольского органа, областной комитет ВЛКСМ провел республиканский слет школьного комсомольско-пионер-ского актива, на котором отмечалось, что жизнь многих школьных комсомольских организаций стала более разнообразной и содержательной по форме. Они стали чаще проводить спортивные соревнования, смотры художественной самодеятельности, фестивали, слеты, походы, экскурсии. Комсомольцы и пионеры стали активнее приобщаться к общественно полезному труду. Они помогали взрослым в уборке урожая, уходе за молодняком, выращивании кукурузы, птицы, собирали металлолом, макулатуру, участвовали в благоустройстве и озеленении городов и сел. Появились новые формы организации отдыха школьников, в частности колхозные и сельскохозяйственные пионерские лагеря. В их распоряжении было представлено четыре комсомольско-молодежных лагеря, где школьники помогали близлежащим колхозам и совхозам в уборке урожая.
На XIV Мордовской областной комсомольской конференции в январе 1958 г. высокую оценку получила работа комсомольских организаций Ладского района. В этом районе школьники организовали соревнования за лучший пришкольный участок, спортивную площадку, лучшую зеленую улицу и дом3.
Учащиеся средней школы № 4 г. Саранска в течение летних каникул 1958 г. работали в УНР-366, а строительная бригада школы № 17 - на строительстве собственной школы4.
Контроль за настроениями молодого поколения был всесторонним. Вышестоящие структуры постоянно делегировали новые
и новые задачи коммунистического строительства, на которое ориентировали молодежь. В последующие годы школьная работа комсомола республики проходила под знаком выполнения решений февральского 1959 г. Пленума ЦК ВЛКСМ «Об участии комсомольских организаций в выполнении закона «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (декабрь 1958 г.). Подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общественного и политехнического образования, воспитание молодежи в духе идеи коммунизма признавались главным в деятельности школьных комсомольских организаций.
Вопросы воспитания учащихся, работы школьных организаций обсуждались на собрании республиканского комсомольского актива в марте 1959 г. Комсомол Мордовии обязывался внести свой вклад в осуществление школьной реформы, прежде всего «воспитание трудового отношения к коммунизму, психологической и практической подготовке учащихся к труду, к самостоятельной жизни»5.
Надо сказать, что вопросы воспитания учащихся, работы школьных и пионерских организаций систематически обсуждались на бюро и пленумах обкома, райкомов, горкомов ВЛКСМ, проводился целый ряд республиканских мероприятий (слеты школьников и воспитанников детских домов, слеты юных натуралистов, ежегодные праздники весны и урожая, спортивные соревнования т. д.). Комсомол, следует еще раз подчеркнуть, мог не только ставить задачи, но и оперативно и критично подводить итоги их выполнения. Например, отмечалось, что улучшение трудового воспитания учащихся положительно сказывалось на работе школьных комсомольских организаций. Многие
3 ЦГА РМ. - Ф. 956-П. - Оп. 2. - Д. 522. - Л. 36-39.
4 Там же.
5 Там же. - Д. 543. - Л. 46-48.
из них жили содержательной, насыщенной интересными делами жизнью. Например, комсомольская организация Николаевской средней школы г. Саранска являлась подлинным руководителем ученического коллектива. Под ее постоянным контролем находилась работа производственной бригады, по ее инициативе в школе был организован комсомольско-молодежный лагерь. Точно так же строилась работа комсомольских организаций Хованщинской, Ковылкинской, Тургеневской средних школ, школ № 15 и 16 Рузаевки6.
В это же время значительно усилилось внимание коллективов ВЛКСМ организации летнего отдыха пионеров и школьников. В летний период 1959 г. в республике по инициативе обкома комсомола были организованы 21 колхозный, 19 загородных и 11 городских лагерей, в которых отдохнули около 12 000 ребят - на 2 800 больше, чем в 1958 г. Летом 1959 г. работали девять комсомольско-моло-дежных лагерей старшеклассников. В документах подчеркивалось, что значительную работу по организации колхозных лагерей провели Дубенский, Ичалковский, Рузаев-ский, Кадошкинский районы7.
Особым вниманием была окружена система трудового воспитания, позволяющая реально включаться в практическую деятельность социалистического строительства. За 1960/61 учебный год по инициативе комсомольских организаций в школах республики было создано 607 учебно-производственных бригад и 48 учебно-опытных хозяйств, в которых участвовали 48 000 комсомольцев и пионеров8.
Следует отметить, что большинство ученических бригад умело строили работу и добились неплохих результатов. Например, комсомольская бригада Ардатовской средней школы на площади 200 га вырастила
различные сельскохозяйственные культуры и получила 750 ц зеленой массы кукурузы, 225 ц сахарной свеклы с площади 30 га.
В последующий период большинство комсомольских организаций сельских школ республики оказывали большую помощь педагогическим коллективам в воспитании у учащихся коммунистического отношения к труду. Отмечалось, что комсомольцы и пионеры Светленкской школы Зубово-Полян-ского района построили спортивный зал для своей школы, учащиеся Сивиньской 11-летней школы Краснослободского района вместе с родителями построили школьную мастерскую; активно участвовали в капитальном ремонте школы учащиеся Лопатинской восьмилетней школы Торбеевского района; ученики средних школ Чамзинского района большую помощь оказывали в строительстве и оборудовании учебно-производственных лагерей.
Постоянную прописку во всех 11- и 8-летних школах республики получили ученические производственные бригады. В течение лета 1963 г. на полях колхозов и совхозов Мордовии ученическими бригадами было выращено более 4 000 га кукурузы, сахарной свеклы и других сельскохозяйственных культур. Бригады Николаевской, Ате-марской, Аксельской, Кочелаевской школ пользовались в этот период заслуженными авторитетом9.
В 1963 г. в школах республики было создано более 600 ученических производственных бригад с привлечением в них 48 000 учащихся. За хорошие показатели по выращиванию сельскохозяйственных культур и опытническую работу четыре школы (Б.-Маресьевская Чам-зинского района, Дубенская, Атяшевская и По-сопская 8-летняя школа г. Саранска), а также республиканская станция юных натуралистов стали участниками Выставки достижений на-
6 ЦГА РМ. - Д. 543. - Л. 46-48.
7 Там же. - Ф. 956-П. - Оп. 2. - Д. 542. - Л. 25-28.
8 Там же.
9 Там же. - Оп. 3. - Д. 1. - Л. 36.
ЛЛС\ ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы т № . ....
гуманитарной науки и образования ' " '
родного хозяйства (ВДНХ) и награждены дипломами 2-й степени; 18 школьников - юных опытников и 7 учителей-комсомольцев награждены медалями и ценными подарками. В республике были примеры сочетания труда, отдыха и воспитательной работы в ученических производственных бригадах. Так, в течение 1963 г. 1 300 ребят Чамзинского района прошли школу труда и отдыха в 18 ученических производственных лагерях10.
Как и всякое новшество, ученические бригады, их роль в процессе обучения и воспитания в труде не везде правильно понимались. Так, в 1963 г. руководители колхоза «Якшере Зоря» (с. Лобаски) Атяшевского района смотрели на ученическо-производ-ственную бригаду как на дополнительный резерв рабочей силы. В Лобаскинской средней школе даже итоги работы бригады не подводили, так как выращенная учащимися сахарная свекла не была вывезена с участка и урожай остался под снегом11.
Работа комсомола многих учительских и ученических коллективов школ республики помогла к началу 1964 г. добиться определенных успехов в осуществлении школьной реформы и прежде всего в самоиндефикации школьников как молодых строителей коммунизма, осознающих получение качественного образования. Если в 1959-1962 гг. в школах республики оставались на второй год 10-11 тыс. школьников, что составляло 6-7 % от общего числа, то в 1962/63 учебном году число второгодников сократилось до 7 000 чел., что составляло 3,6 %. 330 начальных и 9 восьмилетних школ работали без второгодников. Близки были к решению проблемы со второгодничеством 17 средних и 40 восьмилетних школ, где по итогам 1962/63 учебного года успеваемость составляла 98-99 %.
Комсомольские организации Старогородской и Аксельской средних школ Тем-никовского района, Поводимовской средней школы Дубенского района, Виндреевской, В.-Рахмановской школ Торбеевского района являлись надежными помощниками педагогических коллективов школ в повышении успеваемости учащихся. Комсомольцы и пионеры Аксельской средней школы создали рейдовые бригады по проверке выполнения учащимися режима дня, контролю учебы товарищей по классу12.
В 1962-1964 гг. неплохие результаты в борьбе за всеобуч имела комсомольская организация Луховской 11-летней школы г. Саранска.
При комитете комсомола были созданы четыре комсомольских поста по всеобучу; среди средних комсомольских групп шло соревнование по успеваемости. Нерадивые учащиеся остро бичевались «комсомольским протектором». Как результат этой работы комсомольской организации, все 110 комсомольцев были успевающими13.
Комсомольская организация Торбеевской средней школы одной из первых в республике включилась в борьбу за звание «коллектива коммунистического труда». Главным условием этого соревнования было учиться и работать на совесть, добиваться, чтобы в школе не было ни одного неуспевающего14.
Средством повышения успеваемости учащихся, прекрасной формой получения новых знаний детьми и подростками являлись технические, физические и химические кружки. Все больше места в работе юных химиков занимали приборы и модели, технические устройства для практических целей. Так, физический кружок Видякинской средней школы Темни-ковского района под руководством молодого
10 ЦГА РМ. - Ф. 956-П. Оп. 3. - Д. 1. - Л. 36.
11 Там же.
12 Там же.
13 Там же. - Оп. 4. - Д. 2. - Л. 51-57.
14 Там же.
преподавателя-комсомольца В. Н. Ильина изготовил 25 приборов по физике, смонтировал школьный радиоузел.
Под руководством педагогического коллектива при активном участии комсомольцев-старшеклассников работал агрохимический кружок в Луховской 11-летней школе. Ребята учились составлять почвенные карты, проводили анализы почв, изучали лучшие методы использования удобрений. Именно члены агрохимического кружка организовали агрохимлабораторию для местного совхоза15.
Обсуждение и заключение
Работа комсомола Мордовской АССР в 1953-1964 гг. в основном была ориентирована на институциональную (в рамках существующей модели государства) самоидентификацию молодежи. В связи с отказом от массовых политических репрессий и осуждением культа личности Сталина реализовать контроль личностной, индивидуальной самореализацией в период хрущевской оттепели стало уже затруднительно. Поколенческая реализация молодежи, живущей в то время, получила название «шестидесятников». «Оттепель» не могла не привести к определенной трансформации практик самореализации молодежи, формированию политически нейтрального поведения к постулируемым в советском обществе ценностям. Уже современники отмечали, что если комсомол республики по воспитанию у школьников коммунистического отношения к труду достиг определенных успехов, то в борьбе за прочные, глубокие знания учащихся и в воспитании коммунистической убежденности и политической активности эти успехи были более чем скромными. Документы свидетельствуют, что многие комсомольские организации школ республики оказывали слабое влияние на улуч-
шение учебно-воспитательного процесса, не сосредоточивали внимание на решении главных вопросов и не являлись боевыми помощниками педагогических коллективов в борьбе за высокую успеваемость, укрепление сознательной дисциплины. В вопросах успеваемости и посещаемости учащихся, вовлечения в школьную жизнь всех ребят ученического возраста их роль была почти нулевой. Комитеты комсомола строили работу в отрыве от задач школ. Вся ответственность за успеваемость возлагалась на так называемый учебный сектор, который занимался сбором сводок по успеваемости в школе и никакой другой работы с отстающими не проводил. Во многих школах учащиеся грубили учителям, уходили с уроков, срывали стенгазеты, хулиганили в общественных местах, дрались и занимались воровством. Документы свидетельствуют, что в работе комсомольских организаций школ по борьбе за успеваемость не был изжит формализм. В республике имелись факты, когда на собраниях и заседаниях комитетов неуспевающих «прорабатывали», брали с них обещания, а причины неуспеваемости оставались невыясненными. Обком, горкомы и райкомы ВЛКСМ не оказывали практической помощи в усилении политехнического обучения, не делали для себя необходимых выводов из многочисленных факторов пренебрежительного отношения многих учащихся, выпускников 7-летних и средних школ к физическому труду [5, с. 44]. Таких примеров можно привести много.
Каждое поколение созидает историю в соответствии с собственными представлениями о добре и зле, прошлом и будущем. Исследователи также по-разному будут оценивать комсомольское прошлое как часть истории молодежного движения, истории страны.
ЦГА РМ. - Ф. 956-П. - Оп. 4. - Д. 2. - Л. 51-57.
ЛЛ"Р ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы т № . ....
' гуманитарной науки и образования ' " '
15
Библиографический список
1. Комсомол Мордовии в документах и материалах 1918-1991 гг. / [Н. М. Арсентьев, Г. И. Григорьева, Н. Н. Терешина и др.] ; под науч. ред. члена-корр. РАН Н. М. Арсентьева. -Саранск : Изд. центр ИнСтИтут, 2018. - 287 с.
2. Мулюков Ш. М. Хрущевская «оттепель» как попытка власти либерализовать общество в рамках традиционной политической системы // Социальная политика и социология. -2009. - № 1 (43). - С. 255-259.
3. Плаксин С. И. Роль комсомола в развитии научных исследований проблем молодежи и СССР // 100 лет комсомолу. - 2018. - № 4. - С. 31.
4. Ткаченко В. В. Роль комсомола в воспитании молодежи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2016. - № 12 (74) : в 3 ч. - Ч. 2. - C. 176-178.
5. Шепелев Р. А. Из истории школьного образования Мордовской АССР (по материалам Научно-исследовательской экспедиции научно-исследовательского педагогического института национальностей 1935 г.) // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2017. - Т. 17, № 4. - С. 44.
References
1. Komsomol of Mordovia in Documents and Materials 1918-1991. Ed. Corresponding Member of RAS N. M. Arsentyev. Saransk, 2018, 287 p. (In Russ.).
2. Muliukov Sh. M. Khrushchevskaya "Thaw" as an Attempt by the Authorities to Liberalize Society within the Framework of the Traditional Political System. Social'naya politika i sociologiya = Social Policy and Sociology. 2009; 1(43): 255-259. (In Russ.).
3. Plaksin S. I. The Role of the Komsomol in the Development of Scientific Research on Problems of Youth and the USSR. 100 years of the Komsomol. 2018; 4: 31. (In Russ.).
4. Tkachenko V. V. The Role of the Komsomol in the Education of Youth. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul 'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki = Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of Theory and Practice. In 3 p. P. 2. 2016; 12 (74): 176-178. (In Russ.).
5. Shepelev R. A. From the History of School Education of the Mordovian Autonomous Soviet Socialist Republic (Based on the Materials of the Scientific Research Expedition of the Scientific Research Pedagogical Institute of Nationalities in 1935). Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2017; 17(4): 44. (In Russ.).
Поступила 17.08.2019.
Сведения об авторе
Аверьянова Екатерина Алексеевна - аспирант, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: молодежная политика, комсомол в период 1950-1960 гг. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2660-8295.
E-mail: [email protected]
Submitted 17.08.2019.
About the author
Ekaterina Al. Averyanova - graduate student of the Scientific Research Institute of the Humanities under the Government of the Republic of Mordovia (Saransk, Russia). Research interests: youth policy, Komsomol in the period 1950-1960. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2660-8295.
E-mail: [email protected]