УДК 811.112.2:378.016]:341.232.7(470.23-25+430)
Е. В. Бурмистрова
Проведение дней культуры Германии как мотивирующий фактор в изучении немецкого языка: на примере дней Германии в Санкт-Петербургском государственном институте культуры
Статья посвящена анализу мероприятий в рамках дней Германии, проводившихся в СПбГИК в 2013 и 2014 гг., в аспекте их положительного воздействия на повышение мотивации к изучению немецкого языка в качестве первого или второго иностранного. Особенно подчеркивается необходимость формирования у студентов восприятия иностранного языка во взаимосвязи с их специализацией, с перспективами их профессионального развития.
Ключевые слова: мотивация, немецкий язык, дни культуры зарубежных стран, творческая деятельность студентов
Elizaveta V. Burmistrova
Organizing days of German culture as motivating factor in study of German: evidence from «Days of Germany» at Saint Petersburg State University of Culture
This article analyzes the activities of the «Days of Germany», held at SPbSUC in 2013and 2014, in terms of their positive impact on increasing the motivation to study German as the first or second foreign language. Especially emphasized is the necessity of shaping the perception of a foreign language as related to students' speciality, to the prospects of their professional development.
Keywords: motivation, German, days of culture of foreign countries, the creative activity of students
В современном обществе владение одним или несколькими иностранными языками является важным фактором профессиональных успехов и карьерного роста во многих сферах деятельности. Необходимо отметить, что в творческих вузах и вузах культуры курс иностранного языка не рассчитан на длительный период времени, в связи с чем у многих студентов возникает желание продолжить освоение дисциплины (в частности, в лингвистических центрах вузов). Нередко можно наблюдать у студентов и желание начать изучение второго иностранного языка с начального этапа. Однако ввиду отсутствия устойчивой мотивации к данному виду деятельности зачастую не происходит формирования потребности к освоению иностранного языка. Последнее в особенности касается изучения немецкого языка. Среди причин отказа от идеи изучать этот иностранный язык можно выделить как связанные с интенсивностью занятости студентов (насыщенный учебный график, подработка, получение дополнительного образования, посещение различных курсов), так и недостаточное знание культуры страны изучаемого языка в сочета-
нии с набором расхожих стереотипов («мифы» об особой «сложности» немецкой грамматики, о «неблагозвучности» языка, убеждение, что немецкий язык якобы «теряет популярность»). Также в этом ряду необходимо назвать и отсутствие четких представлений о дальнейшем применении немецкого языка в профессиональной деятельности и о его связи с получаемой студентом специальностью.
При организации дней Германии в СПбГИК в ноябре 2013 и 2014 гг. основной целью было повышение мотивации к изучению немецкого языка у студентов, уже изучающих данный язык в качестве иностранного, и создание положительной мотивации к началу изучения немецкого в качестве второго иностранного языка. Перед нами стояли задачи пробудить в студентах интерес не только к языку, но и к культуре Германии, привлечь максимальное число участников в рамках института, предоставить студентам возможность проявить свои профессиональные навыки и творческие способности. Необходимо было определить цикл мероприятий в рамках дней Германии, которые бы наиболее эффективно могли решить поставленные задачи. При создании концепции дней Германии мы ориентировались на особенности мотивации учебной деятельности студентов, сформулированные в исследовательской литературе. Так, в классической работе Е. П. Ильина «Мотивация и мотивы» утверждается, что ведущими учебными мотивами у студентов являются «профессиональный» (получение специальности) и мотив «личного престижа» (общесоциальный, утверждение себя в коллективе) [2, с. 265]. Цитируя Р. С. Вайсма-на, исследователь подчеркивает, что для успешного обучения немаловажен мотив творческого, «формально-академического» достижения [2, с. 266]. Стремление к творческой реализации своих способностей является мощным фактором формирования мотивации к изучению той или иной дисциплины.
С учетом сказанного выше, мы предприняли попытку в рамках дней Германии, прежде всего, активизировать профессиональные знания, умения и навыки студентов-участников в контексте языка и культуры Германии, создавая, таким образом, в их сознании связь между получаемой профессией и страной изучаемого языка. Так, в 2013 г., подготовив презентацию о деятельности молодежного клуба «Югендблиц» при «Русско-немецком центре встреч» в Петербурге, студентка факультета социально-культурных технологий рассказала на немецком языке о своем опыте руководства этим молодежным клубом, о проведении образовательно-до-суговых мероприятий, знакомящих детей и подростков с немецким языком и культурой, о волонтерских проектах. Таким образом, слушатели получили наглядный пример взаимосвязи изучаемой в институте специальности и иностранного языка, который становится неоценимым подспорьем в получении профессионального опыта уже в годы учебы. Три студентки факультета информационных технологий самостоятельно подготовили интеллектуальную игру «Знаешь ли ты Германию?» в виде мультимедиа-презентации. Помимо визуального материала, в нее был включен и аудиоматериал (викторина на знание немецкой музыки), и видеофрагменты
(«видеопутешествие» по красивейшим местам Германии в паузах между раундами игры). Профессионально подготовленное мультимедиа-сопровождение игры вызвало живой отклик у аудитории, а несколько студентов факультета информационных технологий выразили желание участвовать в подготовке подобных мероприятий в рамках дней Германии в следующем году. В наших планах на будущее - расширять спектр мероприятий дней Германии, чтобы дать возможность проявить себя в профессиональном плане студентам различных специализаций. Рассматривается, в частности, вопрос об организации посвященной Германии фотовыставки силами студентов кафедры кино- и фотоискусства, концерта немецкой музыки с участием студентов факультета искусств.
Не стоит забывать и о том, насколько важную роль в жизни студентов играют их личные увлечения, хобби. Одной из составляющих стремления к успеху Л. Г. Жданова называет желание «утвердить ценность своей личности» [1]. В терминологии А. Маслоу это «потребность в самоактуализации», которая находится на вершине иерархии потребностей, созданной исследователем [3]. Помимо получения положительного стимула (одобрение преподавателей-организаторов, поощрительные призы), который подкрепит у студента мотивацию к изучению немецкого языка, немаловажно и признание в коллективе, укрепление самооценки студента, что окажет благотворное влияние на его учебные достижения в целом. В рамках дней Германии в СПбГИК в 2013 г. был проведен научно-творческий семинар с участием студентов и аспирантов института. Две студентки, для которых немецкий язык является вторым иностранным, представили свои переводы стихотворений Г. Гейне (впоследствии напечатанные в газете СПбГИК), Э. Кестнера и С. Георге. Переводы были выполнены на довольно высоком художественном уровне, чему способствовал тот факт, что обе участницы пробуют свои силы в поэтическом творчестве, увлечены этим занятием, у них есть опыт публикации своих произведений на поэтических интернет-сайтах. Аспирант факультета мировой культуры СПбГИК, работающий над диссертацией об экслибрисах, подготовил доклад-презентацию, посвященный истории экслибриса в Германии, в котором информация была представлена в увлекательной форме, с личным заинтересованным отношением к материалу. В наши задачи входило вовлечь аудиторию в дискуссию, и присутствовавшие на семинаре студенты с удовольствием задавали на немецком языке вопросы, обсуждали проблемы поэтического перевода. В 2014 г. в переводческом семинаре участвовали в основном студенты-лингвисты, акцент был сделан на сравнительном анализе уже существующих переводов и поиске собственных переводческих решений.
Вернемся к моменту неоднородности состава участников дней Германии. Среди студенческой аудитории были как уже изучающие немецкий язык студенты, так и незнакомые с немецким языком участники, которые в перспективе рассматривали для себя возможность начать освоение языка в Лингвистическом центре СПбГИК. Для последней категории студентов необходимо было особенно тщатель-
но спланировать мероприятия. Среди факторов, препятствующих началу изучения иностранного языка во взрослом возрасте, присутствуют страх неудачи, боязнь ошибок, опыт неэффективных попыток освоить иностранный язык. Мы поставили себе цель в рамках дней Германии, насколько возможно, преодолеть этот барьер и вселить в участников веру в свои силы, которая станет в дальнейшем основой мотивации к изучению немецкого языка. Девизом дней Германии стала фраза «Deutsch für alle» («Немецкий для всех»). Помимо доступности большинства мероприятий для не знающих немецкого языка (даже немецкоязычные выступления на научно-творческом семинаре сопровождались слайдами презентации на русском языке), студентами факультета социально-культурных технологий была проведена игра «в ассоциации», в ходе которой участники должны были догадаться, какую русскую пословицу иллюстрирует тот или иной рисунок на выданных студентам карточках. Далее ведущие приводили аналог пословицы на немецком языке с буквальным переводом и обсуждали сходство и различие образов, лежащих в основе идиом русского и немецкого языков. Активный отклик вызвала еще одна игра: на экране демонстрировались немецкие слова, среди которых были и так называемые «ложные друзья переводчика», и участникам предлагалось отгадать их значение (например, «Apfelsine» - «апельсин», но «Schlange» - не «шланг», а «змея», причем ведущими сразу давался комментарий по поводу сходства этих объектов, которое и определило этимологию слова). Игровая форма деятельности поспособствовала снятию стресса от соприкосновения с незнакомым иностранным языком; постоянное сопоставление двух языков, немецкого и русского, создало впечатление большей близости и доступности немецкого языка, и после мероприятия несколько участников, изучающих английский язык, заявили о своем намерении пройти курсы немецкого языка для начинающих. В 2014 г. в рамках Дней Германии был проведен кинопоказ: фильм Фатиха Акина «Солнце ацтеков» демонстрировался с оригинальным звуком и с русскими субтитрами, что расширило аудиторию киновечера.
Еще одним фактором, потенциально повышающим мотивацию студентов к изучению немецкого языка, на наш взгляд, может стать выявление присутствия немецкой культуры в той среде, где находятся учащиеся (в нашем случае - в Петербурге, где расположена их alma mater). Таким образом, немецкий язык и культура перестают восприниматься как нечто чуждое и далекое, возникает желание соприкасаться с ними в повседневной жизни. Подобную функцию в концепции дней Германии в 2013 г. выполнила презентация, подготовленная студенткой факультета социально-культурных технологий, которая активно сотрудничает с «Немецко-русским центром встреч» в Петербурге, и сама является российской (этнической) немкой. В увлекательной форме слушателям были представлены на немецком языке основные вехи истории российских немцев, краткий перечень деятелей культуры Петербурга, которые являлись немцами по происхождению, было предложено участие в различных культурно-просветительских проектах, которые регулярно проходят
в «Немецко-русском центре встреч» в здании церкви Петри кирхе (организация обеспечила разнообразный раздаточный материал - буклеты и проспекты). В наших планах на будущее - проведение экскурсий (реальных или виртуальных) по «немецкому Петербургу». Диапазон тем может быть весьма широк - от памятников архитектуры, созданных немецкими мастерами, до обзора истории династии Романовых, роднившейся с представителями немецких правящих династий. Подобная задача может быть вполне по силам студентам факультета мировой культуры СПбГИК.
Возвращаясь к роли профессионального мотива учебной деятельности в вузе, хотелось бы отметить, что и этот момент был, насколько возможно, учтен при организации дней Германии в СПбГИК, поскольку его значимость для повышения мотивации к обучению особенно подчеркивается в соответствующей исследовательской литературе. Так, Е. П. Ильин приводит в своей работе сформулированные А. И. Гебос факторы, способствующие формированию у студентов положительного мотива к обучению, особенно выделяя следующее: «осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний», «профессиональная направленность учебной деятельности» [2, с. 266]. Особенно актуальны данные факторы в последнее время, когда молодежь довольно прагматично подходит к получению высшего образования. Для многих студентов важно иметь четкое представление о практическом применении получаемых ими знаний, умений и навыков, в противном случае может потеряться интерес к изучению дисциплины. В связи с этим мы считаем необходимым включение в программу дней Германии в СПбГИК встреч с представителями организаций, где выпускники СПбГИК, владеющие немецким языком, смогут в дальнейшем работать или получать дополнительную профессиональную квалификацию. В 2014 г. в рамках Дней Германии была проведена встреча с директором Санкт-Петербургской высшей школы перевода И. С. Алексеевой. Студенты СПбГИК смогли узнать о возможностях продолжения обучения после окончания института и дальнейшего трудоустройства в качестве переводчика.
Общеизвестен факт, что игровые формы работы, которые повсеместно используются в преподавании иностранных языков, зачастую оказываются крайне эффективными. При организации дней Германии мы запланировали несколько мероприятий в игровой форме. Наилучшим образом зарекомендовала себя интеллектуальная командная игра, вопросы для которой относились к области немецкого страноведения. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в курсе немецкого языка в нефилологических вузах очень трудно уделять время развитию у учащихся страноведческой компетенции. Весьма поверхностные, недостаточные знания в этой области демонстрируют порой даже студенты, получающие дополнительную квалификацию «переводчик», поскольку основной акцент в обучении делается на приобретение навыков перевода и реферирования текстов, устного высказывания, написания деловой корреспонденции и пр. В связи с этим, на наш
взгляд, целесообразно использовать форму интеллектуальной игры как средства повышения страноведческой эрудиции студентов. Эффект от подобной формы работы очень емко сформулирован С. В. Первухиной: «Известно, что в обучении иностранному языку необходимо использовать такие психические процессы как внимание, память, мышление и воображение. Эмоция интереса заставляет активизировать все эти процессы, а также подключает эмоциональную память, которая, как известно, является самой прочной. Гедонистические эмоции также играют свою положительную роль, когда человеку удается выиграть в каком-то состязании [4]. Эти эмоции характерны для людей всех возрастов, и по нашим наблюдениям, способствуют формированию знаний, в том числе и фундаментальных» [4]. Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты Германию?», проведенная в рамках дней Германии в СПбГИК в 2013 г., мобилизовала страноведческие знания студентов (причем те, кто еще не изучал немецкий язык, проявили себя ничуть не хуже, чем студенты с немецким языком в качестве иностранного) и вызвала желание больше узнать о тех аспектах культуры, науки, политики, истории, повседневной жизни Германии, которые фигурировали в заданиях викторины (особенно в тех, правильный ответ на которые было трудно найти). В 2014 г. студент первого курса, обучающийся по направлению «Туризм», подготовил и провел интеллектуальную игру-квест «ГДР: граница биполярного мира», в которой приняли участие студенты факультета социально-культурных технологий.
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что проведение дней культуры стран изучаемого языка в немалой степени способствует формированию привлекательного имиджа иностранного языка и возникновению интереса к его изучению. Для студентов СПбГИК и других вузов культуры, на наш взгляд, крайне важно, чтобы образ страны изучаемого языка был интегрирован в профессиональную и общекультурную картину мира студентов. Если учащиеся будут осознавать взаимосвязь освоения иностранного языка со своей специализацией, с перспективами своего профессионального развития, то у них сформируется устойчивая внутренняя мотивация к совершенствованию навыков владения иностранным языком и к изучению дополнительного иностранного языка.
Литература
1. Жданова Л. Г. Некоторые особенности мотивации обучения студентов. URL: http: // sibac. info (дата обращения: 20. 02. 2014).
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 508 с.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2011. 352 с.
4. Первухина С. В. Игра как средство повышения мотивации у студентов на уроках английского языка // Преподаватель высшей школы в XXI в.: тр. междунар. науч.-практ. интернет-конф. / ред. Т. Е. Исаева; РГУПС. Ростов н/Д, 2009. Сб. 7, ч. 1. С. 154-158.