Научная статья на тему 'Формы повышения мотивации в изучении немецкого языка и его популяризации в ИрГТУ'

Формы повышения мотивации в изучении немецкого языка и его популяризации в ИрГТУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
176
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА / ПРЕПОДАВАНИЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ / МОТИВАЦИЯ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / LEARNING THE GERMAN LANGUAGE / TEACHING THE GERMAN LANGUAGE / EDUCATION / LINGUISTIC COMPETITIONS / MOTIVATION / POPULARIZATION OF THE GERMAN LANGUAGE AND CULTURE / PROFESSIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плисенко Алевтина Анатольевна, Побокова Ольга Александровна

В статье речь идёт о деятельности факультета прикладной лингвистики и кафедры немецкого и романских языков по повышению мотивации в изучении немецкого языка и его популяризации в ИрГТУ. Разнообразные формы и виды работ, проводимые на кафедре в рамках проекта Немецкого культурного центра им. Гёте (г. Москва) «Учить немецкий думать о будущем», способствуют повышению интереса и эффективности изучения немецкого языка студентами технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS TO ENHANCE MOTIVATION IN LEARNING GERMAN AND ITS POPULARIZATION IN THE NATIONAL RESEARCH IRKUTSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY

The article focuses on the activities of the Department of Applied Linguistics and the Department of German and Romance languages ​​to enhance motivation in learning the German language and its popularization in the National Research Irkutsk State Technical University. Various forms and kinds of works that are carried out by the department under the project of German Cultural Center named after Goethe (Moscow) Learn German think about future, contribute to the increase of the interest and learning efficiency of the German language by the students of technical universities.

Текст научной работы на тему «Формы повышения мотивации в изучении немецкого языка и его популяризации в ИрГТУ»

важно показать, каково отношение человека к бытию» [14, с. 7]. Именно поэтому перспективным направлением исследования веры в онтологическом аспекте представляется нам анализ отношения к истинному и дистанции с ним.

Статья подготовлена при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации (проект «Онтология веры: личностные и социокультурные механизмы преемственности ценностей», грант № МК-2493.2011.6).

Библиографический список

1. Уколов К. И. Представление о религиозном символе в философии Пауля Тиллиха // Вестник ПСТГУ. Серия Богословие. Философия. 2008. Вып. 1(21). С. 43-60.

2. Марсель Г. Опыт конкретной философии. М.: Республика, 2004. 224 с.

3. Карпова Г. Г. Праздник в контексте социальных изменений: традиция и власть. Саратов: Научная книга, 2008. 150 с.

4. Свендсен Л. Философия скуки. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 256 с.

5. Алексеевский М. Д. К семантике слова праздник в традиционной культуре Русского Севера // Русская диалектная этимология: материалы IV междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 22-24 октября 2002 г.). Екатеринбург, 2002. С. 8082.

6. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. СПб.: Алетейя, 1993. 959 с.

7. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.

8. Гулюта Ю. В. Онтологические основания символа в русской философской традиции // Философские дескрипты: сб. ст. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. Вып. 4. С. 295-300.

9. Хёйзинга Й. Homo Ludens / Человек играющий. Статьи по истории культуры. М.: Айрис-пресс, 2003. 496 с.

10. Лихачев Д. С. Смех в Древней Руси // Избранные работы. В 3 т. Л.: Худож. лит., 1987. Т. 2. С. 343-417.

11. Бергсон А. Смех. Сартр Ж.-П. Тошнота. Симон К. Дороги Фландрии. М.: Панорама, 2000. 608 с.

12. Козинцев А. Г. Человек и смех. СПб.: Алетейя, 2007. 236 с.

13. Омельченко Н. В. О значении мечты // Вестник ВолГУ. 2006. Сер. 7. Вып. 5. С. 5-8.

14. Гуревич П. С. Бытие человека // Философия и культура. 2010. № 8(32). С. 5-8.

УДК 811.112.2

ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА И ЕГО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ В ИрГТУ

А.А.Плисенко1, О.А.Побокова2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В статье речь идёт о деятельности факультета прикладной лингвистики и кафедры немецкого и романских языков по повышению мотивации в изучении немецкого языка и его популяризации в ИрГТУ. Разнообразные формы и виды работ, проводимые на кафедре в рамках проекта Немецкого культурного центра им. Гёте (г. Москва) «Учить немецкий - думать о будущем», способствуют повышению интереса и эффективности изучения немецкого языка студентами технического вуза. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: изучение немецкого языка; преподавание немецкого языка; образование; лингвистические конкурсы; мотивация; популяризация немецкого языка и культуры; профессиональная коммуникация.

FORMS TO ENHANCE MOTIVATION IN LEARNING GERMAN AND ITS POPULARIZATION IN THE NATIONAL RESEARCH IRKUTSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY A.A. Plisenko, O.A. Pobokova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074 Irkutsk.

The article focuses on the activities of the Department of Applied Linguistics and the Department of German and Romance languages to enhance motivation in learning the German language and its popularization in the National Research Irkutsk State Technical University. Various forms and kinds of works that are carried out by the department under the project of German Cultural Center named after Goethe (Moscow) " Learn German - think about future", contribute to the increase of the interest and learning efficiency of the German language by the students of technical universities. 2 sources.

Key words: learning the German language; teaching the German language; education; linguistic competitions; motivation; popularization of the German language and culture; professional communication.

1Плисенко Алевтина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой немецкого и романских языков, тел.: (3952) 405438, 89027692134, e-mail: plisalja@mail.ru

Plisenko Alevtina, Candidate of Philology, Associate Professor, Head of the Department of German and Romance Languages, (3952) 405438, 89027692134, e-mail: plisalja@mail.ru

Побокова Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры немецкого и романских языков, тел.: (3952) 405202, 89500840401. e-mail: olja@istu.irk.ru

Pobokova Olga, Senior Lecturer of the Department of German and Romance Languages, tel.: (3952) 405202, 89500840401. e-mail: olja@istu.irk.ru

Нарастание темпа глобальной интеграции материальной и духовной культуры различных стран, интенсивное расширение сфер международной коммуникации членов мирового сообщества обусловили необходимость изменения языковой политики в общегосударственном масштабе. Основной целью языкового образования в настоящее время является подготовка новых поколений к жизни в многоязычной Европе с богатым культурным наследием и многообразной культурной жизнью.

Впервые обучение иностранному языку начинает рассматриваться сквозь призму необходимости приобретения студентом таких личностных качеств, наличие которых обусловит решение проблемы трудоустройства, конкурентоспособности, карьерного, профессионального роста, самосовершенствования и мобильности. Именно сегодня наука и практика стремятся к формированию у будущего специалиста тех качеств и свойств, в которых нуждается современное общество.

В Иркутском государственном техническом университете ведется активный поиск путей для формирования у студента - выпускника неязыкового вуза -определенных личностных свойств и характеристик, обеспечивающих его готовность и способность к оперированию иностранным языком в профессионально значимых ситуациях межкультурного общения. Здесь уделяется большое внимание преподаванию учебной дисциплины «Немецкий язык», повышению мотивации к изучению культуры и традиций немецкоязычных стран, развитию сотрудничества с европейскими вузами. Деятельность по поддержке и популяризации изучения немецкого языка осуществляется по следующим направлениям.

I. Изучение немецкого языка как учебной дисциплины включает обязательный базовый курс в соответствии с ГОС ВПО; профессионально-ориентированный курс «Немецкий язык в сфере профессиональной коммуникации» как дисциплина по выбору; курс немецкого языка для магистрантов, аспирантов, повышения квалификации преподавателей специальных кафедр.

II. Дополнительное образование осуществляется в рамках программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», после успешного освоения которой студенты получают диплом государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Вариативность способов реализации программы позволяет совершенствовать ее содержательный и технологический аспекты с учетом изменений межгосударственных связей.

В настоящее время программа получила новый импульс благодаря объявленным грантам на обучение в Германии и других немецкоязычных странах, а также возможности получить работу на территории Сибири и Дальнего Востока в совместных российско-немецких компаниях SIEMENS, Volkswagenreparaturen, FESTO, где выпускники данной программы применяют полученные практико-ориентированные и языковые навыки

и умения. Это лучшая агитация для изучения немецкого языка в Сибири.

На факультете прикладной лингвистики создано творческое объединение студентов «Бюро переводов», деятельность которого направлена на обсуждение переведенных с немецкого языка аутентичных материалов по современным проблемам и направлениям инновационных технологий. Это помогает студентам знакомиться с новейшими достижениями отечественной и зарубежной научно-технической мысли.

III. Лингвистические конкурсы (внеаудиторные мероприятия). Лингвистические конкурсы проводятся с целью повышения социальной значимости владения немецким языком в сферах и ситуациях профессионально-ориентированного общения, приобретения студентами знаний о национально-культурной специфике немецкоговорящих стран, об иной социокультурной общности и концептуальной картине мира.

Лингвистические конкурсы предполагают как самостоятельную внеаудиторную творческую работу студентов, так и под руководством преподавателя. При этом включаются все виды речевой коммуникации (аудирование, чтение, говорение, письмо, перевод). Поскольку конкурсы проводятся в несколько уровней (кафедральный, университетский, межвузовский) и отвечают разнообразным интересам и увлечениям студентов, они привлекают большое количество учащихся.

Ежегодно лингвистические конкурсы проводятся по нескольким номинациям и позволяют студентам применить свои знания и творческие способности в сочинении стихов, сказок и поздравлений, художественном и поэтическом переводе, умении рассказать о своей профессии, представить страну изучаемого языка.

Традиционными являются конкурс на лучшее эссе, внутривузовский конкурс и региональная межвузовская олимпиада на лучший перевод с немецкого языка на русский, конкурс чтецов, внутривузовская олимпиада по немецкому языку на лучшее знание немецкого языка, студенческие конференции, конкурс театральных постановок, день языка.

IV. Участие студентов в международных образовательных проектах и стипендиальных программах. Ежегодно в рамках участия в международных образовательных проектах и стипендиальных программах студенты ИрГТУ выезжают на учёбу в вузы Германии и Австрии. Так, с 2008 года уже более 40 человек (преподавателей и студентов) были подготовлены для обучения по программе «Erasmus Mun-dus».

Совсем недавно были подведены итоги активного участия ИрГТУ в трёх международных проектах «TEMPUS TACIS», в которых основное внимание было уделено совершенствованию языковой политики в российских технических вузах, разработке магистерского курса «Управление отходами производства и потребления» в технических университетах Байкальского региона и адаптации учебной программы «Ме-хатроника» к двухуровневой европейской системе образования с учётом эко-технологий.

В рамках последнего проекта студенты углублённо изучают немецкий язык, имеют возможность посещать лекции и семинары на немецком языке по основам мехатроники, пройти обучение в магистратуре, принять участие в летних языковых курсах при университете Ганновера. Учебно-методическая документация была разработана и согласована при участии сотрудников Ганноверского университета.

За время обучения в ИрГТУ студенты-экологи проходят практику под руководством высококвалифицированных немецких и российских педагогов, имеют возможность включённого обучения в магистратуре в вузах Германии и Австрии.

В результате многолетнего плодотворного сотрудничества с Культурным центром им. Гёте (г. Москва) и университетами Германии кафедрой немецкого и романских языков совместно с кафедрой обогащения полезных ископаемых и охраны окружающей среды подготовлены следующие издания, которые отвечают специфике профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковых вузах и апробированы не только в ИрГТУ, но и в других вузах России: Уланова О.В., Рудых А.М., Плисенко А.А. Эко-техника и экотехнологии: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. - 142 с. Международное сотрудничество в экологии. Немецкий для начинающих. Практический курс профессионально-ориентированного чтения / А.Фернс [и др.]. - СПб.: Златоуст, 2007. 276 с.

Архитектурный факультет ИрГТУ, имеющий тесные связи с вузами Германии и Австрии, ежегодно организует Международный байкальский зимний градостроительный университет, в рамках которого студенты разрабатывают архитектурные проекты, актуальные для Иркутского региона. Защита и презентация проектов осуществляется на иностранных языках, в том числе на немецком.

V. Современные информационно-образовательные технологии в обучении немецкому языку. С появлением Интернета и мультимедиа открылись огромные возможности повысить интерес к изучению немецкого языка у студентов технического вуза. Наши студенты имеют навыки пользования этими средствами, что и позволило преподавателям вместе со студентами принять участие в различных внутренних и международных проектах. Одной из форм реализации студенческих проектных работ стал Всероссийский конкурс мультимедийных презентаций. Представленные на конкурс работы студентов ИрГТУ заняли призовые места.

Квалифицированное руководство инновационными проектами потребовало от преподавателей специальной подготовки. Получению таких знаний способствовал виртуальный курс повышения квалификации при Немецком культурном центре им. Гете «Права вождения по дорогам Интернета», который позволил научиться успешно и целенаправленно использовать возможности Интернета, создавать тематические Web Quest проекты, грамотно и интересно разрабатывать для студентов методику и организацию виртуального

урока и оценивать результаты работы студенческих групп.

В течение последних 5 лет мы принимаем участие в региональном конкурсе на лучшую Power Point презентацию при лингвистическом университете. Созданные студентами работы высоко оцениваются жюри.

Ежегодное участие в общеуниверситетском смотре-конкурсе творческих работ в виде Power Point презентаций и мультимедийных программ способствует повышению интереса к изучению немецкого языка у наших студентов и привлекает внимание руководства к немецкому языку. Успех работы над такими проектами заключается не только в умении использовать компьютерные технологии, но также в умении работать в коллективе, совместно изучать профессиональную тему, применять страноведческий и профессиональный материал на немецком языке.

В течение двух лет мы работаем над созданием контента по дистанционному обучению. Создан электронный курс грамматики немецкого языка в схемах и таблицах, начата работа по созданию тестов и тестовых заданий по грамматике и лексике. Планируется создание электронной версии учебного пособия «Технический немецкий для профессинально-ориентированной коммуникации», созданного преподавателями кафедры для использования его в дистанционном курсе, что позволит обучать немецкому языку по специальности не только студентов дневной, но и заочной формы обучения.

VI. Повышение квалификации преподавателей ИрГТУ. С 2006 года в ИрГТУ работает представитель Немецкой службы академических обменов (ДААД). При поддержке ДААД в университете регулярно проходят семинары с целью повышения квалификации преподавателей, обмена педагогическим опытом преподавания немецкого языка как иностранного. На сегодняшний день 12 преподавателей кафедры немецкого и романских языков успешно закончили курсы Немецкого культурного центра им. Гёте (г. Москва) «Права вождения по дорогам Интернета», в результате ИрГТУ обладает высококвалифицированными кадрами для внедрения новых педагогических и инновационных методов в образовательный процесс.

Для развития межвузовского международного сотрудничества факультет прикладной лингвистики организует подготовку преподавателей для осуществления профессиональных связей с кафедрами вузов Германии и других немецкоязычных стран. Разработана программа углубленного изучения профессионально-ориентированного немецкого языка для магистрантов, аспирантов и молодых ученых.

VII. Популяризация немецкого языка в средних общеобразовательных учебных заведениях. Факультет прикладной лингвистики и кафедры иностранных языков поддерживают тесные связи с лицеями и школами с углубленным изучением немецкого языка. Преподаватели регулярно проводят активную профо-риентационную работу, при этом большое внимание уделяется возможностям изучения немецкого языка в ИрГТУ на факультете прикладной лингвистики, связям университета с вузами Германии, популяризации тех

специальностей, которые открывают перспективы обучения или получения магистерского образования в вузах Германии.

Во время сессии школьники знакомятся с факультетом прикладной лингвистики, пробуют себя в переводе поэзии и прозы немецких классиков.

Кроме того, учащиеся школ г. Иркутска участвуют в лингвистических конкурсах, организуемых ИрГТУ, что способствует привлечению учащихся к изучению немецкого языка, открывает для них новые перспективы его применения в будущей профессиональной деятельности.

С января 2009 г. по декабрь 2010 г. кафедра немецкого и романских языков, кафедра иностранных языков факультета прикладной лингвистики ИрГТУ приняли участие в проекте Немецкого культурного центра им. Гёте при информационной поддержке федерального агентства по образованию Российской Федерации «Учить немецкий - думать о будущем». Из 72 вузов Российской Федерации, принявших участие в разработке программ по поддержке изучения немецкого языка, были допущены к участию в проекте 30 вузов, в том числе ИрГТУ, чьи проекты получили высокую оценку экспертов. Целями проекта являлись популяризация немецкого языка, повышение интереса к его изучению; совершенствование процесса обучения немецкому языку в учебных заведениях Российской Федерации. В ходе реализации проекта студенты и преподаватели приняли участие в Днях Российско-немецкого образования и культуры (г. Иркутск, июнь 2009), в конкурсе на лучшую оду ко Дню переводчика, в региональной олимпиаде по переводу с немецкого языка на русский, в конкурсе чтецов и исполнителей песен, посвящённом 250-летию Ф. Шиллера, в конкурсе на лучшее эссе на немецком языке по теме проекта «Учить немецкий - думать о будущем», в конкурсе на лучший художественный перевод стихотворений, в

интерактивной викторине о Германии и в конкурсе коллажей «Немецкое в Иркутске». Была проведена внутривузовская олимпиада на лучшее знание немецкого языка и конкурс Power Point-презентаций «Wo ет Wille ist, da ist auch ein Weg».

Кульминационным моментом всех мероприятий стал День немецкого языка под девизом «Путь к успеху с немецким языком». Все присутствующие на празднике увидели захватывающее исполнение театральных миниатюр на немецком языке, композиции Шиллера и Гёте, презентации, посвящённые городу-побратиму Пфорцхайму и городам Германии, в которых проходили учёбу студенты архитектурного факультета. Звучали немецкие песни, стихи и шутки. Присутствующий на празднике представитель Немецкого культурного центра им. Гете (г. Москва) вручил кафедре немецкого и романских языков Сертификат Немецкого культурного центра им. Гёте «за активное участие в проекте по содействию изучения немецкого языка и культуры в высших учебных заведениях Российской Федерации». Основной целью праздника и всего проекта было стремление показать студентам значимость немецкого языка, который в настоящее время около 20 миллионов человек изучают как иностранный, а общее число говорящих на немецком языке во всём мире - более 100 миллионов человек. Студент ИрГТУ, получившего статус национального исследовательского университета, должен чётко представлять себе, что современное, отвечающее уровню самых высоких европейских и мировых стандартов образование предполагает не только качественные профессиональные знания, но и владение несколькими иностранными языками. От этого во многом зависит повышение конкурентоспособности специалистов на рынке труда, их личностный, интеллектуальный и профессиональный рост.

УДК 343.985

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ КАК ОБЩЕПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ И КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Г.Самусевич1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Исследуется общетеоретический аспект института процессуального расследования правонарушений и его соотношение с юридической деятельностью. Исходя из функциональной характеристики понятия расследования и отвечая общим принципам деятельности по реализации правовых норм, в статье дается определение «процессуального расследования правонарушений». Представленное определение имеет общетеоретическое представление об институте процессуального расследования правонарушения, которое является общим для всех видов расследований, независимо от сферы юридической деятельности, в которой расследование осуществляется. В заключение автором отмечено, что все перечисленные признаки юридической деятельности характерны

1Самусевич Алексей Геннадьевич, аспирант, старший следователь отделения по расследованию преступлений на водном и воздушном транспорте Иркутского следственного отдела Следственного управления при Восточно-Сибирском линейном управлении внутренних дел на транспорте, тел.: (3952) 266125, e-mail: samusevich79@mail.ru

Samusevich Aleksey, Postgraduate, Senior Investigator of the Section of Crime Investigation on the Water and Air Transport of Irkutsk Investigation Division of Investigatory Department at the East Siberian Department of the Line of Internal Affairs on Transport, tel.: (3952) 266125, e-mail: samusevich79@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.