Научная статья на тему 'Провал «Блицкрига» фашистской Германии'

Провал «Блицкрига» фашистской Германии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
657
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"БЛИЦКРИГ" / "BLITZKRIEG" / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ВОЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE AND MILITARY ADMINISTRATION / ПАТРИОТИЗМ. / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беспалов Владимир Васильевич

Автор показывает основные мероприятия, предпринятые высшими органами государственного и военного управления СССР по отражению агрессии вероломно напавшей фашистской Германии в начальный период войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author shows basic actions made by higher bodies of state and military USSR administration in repelling of aggression of perfidious attacking fascist Germany in the beginning of the war.

Текст научной работы на тему «Провал «Блицкрига» фашистской Германии»

Актуальные страницы

политической истории==========================================

В.В.БЕСПАЛОВ

кандидат исторических наук, профессор Академии военных наук*

Провал «блицкрига» фашистской Германии

Великая Отечественная война 1941-1945гг., или Вторая мировая война, является самым тяжелым и трагическим периодом в истории человечества ХХ в. Она стала небывалой по своим масштабам и жестокости суровой проверкой жизнеспособности всех государств, в нее втянутых. Она унесла миллионы человеческих жизней, принесла неисчислимые материальные потери ив то же время поразила мир стойкостью и силой духа советских людей.

Мир был поражен массовым героизмом советских людей на фронте и в тылу, а также сплочённостью и искренней дружбой народов, единодушно вставших грудью на защиту первого в мире государства рабочих и крестьян.

На Западе, среди стран НАТО и в США до сих пор не могут понять истоки стойкости, выдержки и патриотизма советских людей. Это отчетливо сейчас просматривается в развернувшейся идеологической и политической борьбе в связи с приближающимся 65- летием Победы СССР над фашистской Германией.

Основная цель этой массированной дезинформации -- исказить правду о войне, о роли Советского Союза в разгроме сильнейшей в мире по тому времени фашистской армии (по оценке Г.К. Жукова), ввести в заблуждение мировую общественность, а также нанести ущерб

по неокрепшему историческому сознанию нашей молодёжи, сознание

*

Беспалов Владимир Васильевич, e-mail: V.Bespalov @ yandex. ru

которой уже и так (с момента умышленного развала СССР) изрядно травмировано отдельными историками и политологами при щедрой (не без умысла) поддержке Дж. Сороса. В такой не благородной миссии, к сожалению и удивлению, не дальновидно принимают участие и отдельные историки, политологи и юристы, считающие себя поборниками и сторонниками правдивого и объективного освещения исторических событий.

Стратегия разгрома СССР была изложена в директиве Верховного главнокомандования (ОКВ) от 18 декабря 1940 г. № 21 и директиве по стратегическому сосредоточению и развертыванию войск главного командования сухопутных войск (ОКХ) от 21 января 1941г. «План Барбаросса» предусматривал разгром Советского Союза в быстротечной кампании. Планировалось разгромить Красную Армию за 8 -10 недель и закончить войну «до наступления зимних холодов».

В плане «Барбаросса» в Общем замысле указывалось: «Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев... Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга - Архангельск. Таким образом в случае необходимости последний индустриальный район, остающийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью

л

авиации.Адольф Гитлер » '.

Одновременно в Генеральном плане «Ост» от 23 мая 1941г. предусматривалось полное уничтожение СССР, истребление миллионов людей, германизация советского пространства. Предполагалось выселить с территории Польши и западной части СССР 31 млн. человек и поселить на этих землях 10 млн. немцев. Оставшееся население

1 См.: Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки. Документы и материалы. М., 1973, т.2, с.86.

планировалось онемечить и «сократить специальными мероприятиями». Это лишь небольшая часть генерального плана «Ост» — одного из самых чудовищных и позорных документов в мировой истории человечества.

В ходе войны советское государство подверглось суровым испытаниям. Так называемая командно - административная система, которую усердно критикуют «демократы», при руководящей роли правящей тогда партии коммунистов выявила огромные мобилизационные возможности в сравнении с буржуазно- демократическими странами Европы, которые показали полную беспомощность перед армиями3-го Рейха! В условиях внезапности нападения на нашу страну, неудач и ошибок в начальный период в кратчайшие сроки было проведено отмобилизование и начато формирование новых частей и соединений. С западных территорий страны было демонтировано, погружено на железнодорожные платформы, осуществлена эвакуация более 2,5 тыс. оборонных предприятий и 12 млн. специалистов в восточные районы страны, где через полтора-два месяца уже началось производство для нужд фронта под лозунгом: «Всё для фронта — всё для Победы!». В мировой истории примера таких войн нет. Такой подвиг стал возможен лишь благодаря всенародной поддержке советской власти и тесному взаимодействию органов государственного и военного управления.

22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О военном положении", 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, а 3 июля к народу по радио обратился И.В. Сталин с объявлением программы мероприятий по борьбе с фашистском агрессором. В новой обстановке была проведена перестройка государственного аппарата на военный лад,

усилилась роль центральных органов власти и управления. Значительно изменилась структура управленческого аппарата, лишние звенья были отсечены, многие подразделения параллельного действия слиты, штаты значительно сокращены.

В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР и вместе с тем были созданы чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО).

Война внесла свои коррективы в организацию и порядок работы государственного аппарата. Она, в частности, помешала проведению в предусмотренные законом очередных выборов в Советы всех ступеней.

Продолжали выполнять свои обязанности избранные в предвоенное время депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов республик и местных Советов. Из-за военной обстановки вынужденно и вполне оправданно нарушались и сроки созыва сессий Советов. Так, к 1 января 1945 г. из состава местных Советов выбыло более 59% всех депутатов, избранных до войны. Ушли в армию и более 38% членов исполкомов Советов. За годы войны сессии Верховного Совета СССР созывались 3 раза (июнь 1942 г., февраль 1944 г., апрель 1945 г.).

Ряд исключительных полномочий Советов осуществлялся их исполкомами. Так, исполкомы вышестоящих Советов могли без дополнительных выборов, путём кооптации пополнить состав исполкомов нижестоящих Советов, что обеспечивало их работоспособность. Такая практика имела наиболее широкое применение на освобождённой от врага территории. По существу

практика выборов Советов была разумно заменена системой назначений при соответствующем партийном контроле и повышении личной ответственности и примерности коммунистов за порученный участок работы.

В деятельности Советов депутатов на первый план выдвинулись задачи по организации защиты Родины. Органы власти проводили мобилизации, помогали в создании резервов, отправке на фронт пополнений, в материальном снабжении войск, занимались оборонительным строительством, местной противовоздушной обороной. Исполкомы Советов участвовали в военной перестройке народного хозяйства. В обстановке войны на них лежало и обеспечение необходимых условии для жизни и труда населения.

Значительно усилилась деятельность Совета Народных Комиссаров СССР. Многие важные вопросы, особенно военно-хозяйственные, решались совместно аппаратами ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР. Повышенное внимание Совнарком уделял новому порядку руководства военной экономикой.

Быстро меняющаяся обстановка на фронтах, потребность в принятии оперативных и гибких решений повысили значение текущего планирования. Квартальные, месячные и даже декадные хозяйственные планы стали основной формой планирования в военное время. Перевод экономики на военные рельсы завершился к концу 1942 г., а затем начался этап общего подъёма военного производства.

Правительство осуществило ряд чрезвычайных мер по более эффективному использованию в народном хозяйстве всех наличных кадров и изысканию дополнительных резервов. Совнаркомам союзных

республик и краевым (областным) исполкомам было предоставлено право оперативно маневрировать рабочей силой в целях увеличения объёмов военного производства.

Высшим чрезвычайным органом в стране стал Государственный Комитет Обороны СССР, образованный 30 июня 1941 г. В его руках была сосредоточена вся полнота власти в государстве. Никогда ещё в стране не было органа с такими неограниченными полномочиями. Постановления ГКО имели силу законов.

В 1941 - 1942 гг. ГКО создал местные прифронтовые чрезвычайные органы - областные, городские комитеты обороны, объединявшие партийное руководство, гражданскую и военную власть на местах. Председателями комитетов были первые секретари обкомов или горкомов партии, членами - руководители местных советских и военных органов.

В годы войны для решения конкретных задач создавались и узкоспециальные чрезвычайные органы. Таким органом, например, являлась Чрезвычайная Государственная Комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.

На организации государственного управления в годы войны сказывалось и введение в тех или иных районах страны специальных режимов и, прежде всего, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении".

Дополнительными указами Президиума Верховного Совета СССР военное положение (особый правовой режим, устанавливаемый при

чрезвычайной обстановке и характеризующийся введением в действие чрезвычайных мер в интересах обороны государства) вводилось в большинстве союзных республик, АССР по всей европейской части СССР, в Грузинской ССР и ряде городов Закавказья, на побережьях Черного и Каспийского морей. Военное положение было введено также на всех железных дорогах, на морском, речном и воздушном транспорте.

Военное положение на транспорте предполагало введение воинской дисциплины в системе транспортных ведомств, рабочие и служащие транспорта наравне с военнослужащими несли дисциплинарную и уголовную ответственность за совершенные проступки и преступления.

В исключительных случаях вводилось и осадное положение. Его объявили в Москве, Ленинграде, Сталинграде, Туле и некоторых других городах и районах прифронтовой полосы. Осадное положение характеризовалось по сравнению с военным еще более жесткой регламентацией режима (комендантский час, воздушные тревоги и т.д.). Нарушителей порядка в условиях осадного положения могли привлечь к уголовной ответственности с передачей дела военному трибуналу. Провокаторы, шпионы, агенты врага, призывавшие к нарушению порядка, расстреливались на месте.

В районах, областях и республиках, занятых врагом, сохранялись или создавались подпольные партийные и советские органы, опиравшиеся на партизанское движение.

В соответствии с мобилизационным планом от 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР объявил мобилизацию 14 возрастов в 14 военных округах страны. Несколько позже мобилизация

была проведена и в других округах. Призыву подлежали мужчины в возрасте от 18 до 55 лет. За четыре года войны в Красную Армию было мобилизовано 29 млн. 574,9 тыс. человек, родившихся до 1927 г. включительно'.

В июне - августе 1941 г. была перестроена система органов стратегического и оперативного руководства Вооружёнными Силами. 23 июня по решению Политбюро ЦК партии была образована Ставка Главного Командования (10 июля переименованная в Ставку Верховного Главнокомандования) высший орган

стратегического руководства вооружённой борьбой. В неё вошли члены Политбюро ЦК партии и руководители Наркомата обороны. 10 июля председателем Ставки был назначен И.В.Сталин, а 8 августа он стал и Верховным Главнокомандующим.

Рабочим аппаратом Ставки служили Генеральный штаб, управления Наркомата обороны и Наркомата Военно-морского Флота. Принимаемые Ставкой решения доводились до командования фронтов и флотов в виде директив Верховного Главнокомандования. В своей деятельности Ставка опиралась на военные советы фронтов. Связь с фронтами осуществлялась и через представителей Ставки. Чаще всего Ставку представляли Г.К. Жуков, назначенный в августе 1942 г. первым заместителем Верховного Главнокомандующего, и начальник Генерального штаба A.M. Василевский.

1 См.: Гриф секретности снят: Потери Вооружённых сил СССР в войнах, боевых действиях и конфликтах. М., 1993, с.139.

Высшими объединениями войск с июля 1941 г. являлись три важнейших стратегических направления (Северо-Западное, Западное и Юго-Западное) во главе с Главным командованием направлений, а после реформирования направлений с июня 1942 г. высшими объединениями войск стали фронты, возглавляемые командующими и военными советами. Военные советы фронтов и армий были постоянно связаны с ГКО и Верховным Главнокомандованием, несли перед ними полную ответственность за боевые действия, военную подготовку, политико-моральное состояние и материально-техническое обеспечение войск.

К соединениям в годы войны относились корпуса, дивизии, бригады. Командующим фронтами и армиями, командирам соединений были предоставлены права по присвоению воинских званий, назначению на должности командного и начальствующего состава, награждению от имени Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями. Частями в Красной Армии являлись полки и некоторые отдельные подразделения. С июля 1941 г. был введён институт военных комиссаров. Комиссары наравне с командирами несли полную ответственность за боевую подготовку и боеспособность войск. Но в отличие от времён Гражданской войны функциями контроля над командным составом комиссары не обладали. В подразделениях вводились должности политруков.

В октябре 1942 г. институт военных комиссаров в армии и на флоте был упразднён, были введены должности заместителей командиров

л

по политчасти'. В партизанских отрядах военные комиссары сохранялись. При Главном политуправлении и при политуправлениях фронтов существовали партизанские отделы. -Л С Для руководства партизанской борьбой в мае 1942 г. ГКО создал Центральный штаб партизанского движения, а также штабы при военных советах фронтов, в сентябре 1942 г. было создано Главное командование партизанского движения.

В ходе войны советское государственное и военное управление претерпевало различные изменения, проявляло гибкость в поиске новых идеологических, дипломатических, чисто военных средств и способов для решения задач в те или иные периоды войны.

Первый период войны (22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.) был самым тяжёлым для СССР и его Вооружённых сил. Используя внезапность и рассчитывая на молниеносность победы, гитлеровцы не ожидали упорной стратегической обороны, невиданной стойкости воинов. Эта стойкость и упорство позволяли выиграть время для завершения отмобилизования и развёртывания Вооружённых сил, перевода промышленности на военные рельсы, вырвать из рук противника стратегическую инициативу, изменить военно-политическую обстановку в свою пользу.

Такая цель достигалась решением последовательных стратегических задач: формированием более эффективной системы государственного и военного управления по руководству Вооружёнными

1 В Приказе Наркома обороны СССР №0513 от 28 декабря 1941 г. говорилось: «В целях усиления воспитательной работы среди личного состава батальонов, приказываю: ввести во всех батальонах стрелковых дивизий должность военного комиссара. Народный Комиссар обороны Союза ССР И. Сталин». См.: Русский архив. 17/6 Великая Отечественная война, М.. 1996, №6, с. 100.

силами применительно к условиям военного времени; вынужденной организацией стратегической обороны, изматыванием противника на последовательно обороняемых рубежах, выводом своих войск из-под удара врага; отражением вторжения и последующего наступления противника сначала на всём советско-германском фронте, а затем на одном только южном стратегическом направлении; нанесением максимального урона главным ударным группировкам противника упорной обороной, контрударами и проведением частных наступательных операций; переходом в контрнаступление и захватом стратегической инициативы; восстановлением боеспособности Вооружённых сил, наращиванием их состава и созданием крупных стратегических резервов; развёртыванием партизанского движения в тылу у врага.

В первый период Красная Армия провела две летне-осенние оборонительные кампании (в 1941 и 1942 гг.) и одну наступательную (зимой 1941 - 1942 гг.). Несмотря на огромные потери Западного фронта за июнь - декабрь 1941г. (956293 тыс. человек) и трижды допущенные стратегические просчёты РККА сумела преодолеть опаснейший кризис. Главные группировки врага были разбиты и отброшены на 150-400 км (см. Великая Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь. Г.Ф. Кривошеев, В.М. Андроников и др. М. , 2009, с.68).

Во втором периоде войны (с 19 ноября 1942 г. до конца 1943 г.) советское военно-стратегическое управление ставило цель --добиться коренного перелома в войне, решительно изменить её ход в свою пользу. Начался этот период переходом советских войск в контрнаступление под Сталинградом, окружением и уничтожением 330-тысячной группировки противника. Используя достигнутый успех, Красная Армия сорвала стратегическое наступление противника под Курском, перешла в наступление и с августа по декабрь 1943 г. продвинулась на запад 500-1300 км, выйдя к границам Прибалтики, в

восточные районы Белоруссии, на Правобережную Украину, блокировали противника в Крыму.

В третьем периоде войны (с января 1944 г. по май 1945 г.) основу военно-стратегического руководства СССР составляло ведение широкомасштабных наступательных операций по всему фронту с нанесением нараставших по силе последовательных и одновременных ударов.

В последующие годы, по мере необходимости, шло совершенствование органов управления.

Таким образом, ещё в начальный период, начавшийся в исключительно тяжелейших условиях для СССР и его армии, несмотря на допущенные военно-политическим руководством страны просчеты и ошибки, огромные потери громадных территорий и в личном составе, когда в боях погибли или попали в плен сотни тысяч красноармейцев и командиров Красной Армии, Гитлеру тем не менее не удалось осуществить свой план молниеносного разгрома СССР за 8 - 10 недель.

Разгром немцев под Москвой развеял миф о непобедимости фашистской армии. Были полностью разгромлены 38 немецких дивизий. Советские воины доказали, что вермахт 3-го Рейха можно победить. Морально-боевой дух Красной Армии поднялся. На захваченных территориях в Европе начало активизироваться антифашистское сопротивление. В результате последовавших наступательных операций фронт был отодвинут от Москвы на 100 - 180 км. В тылу у врага в условиях жестокого оккупационного режима развертывалось партизанское движение.

Идя навстречу 65-й годовщине со дня Победы над фашистской Германией, необходимо ещё раз подчеркнуть, что историческая роль Советского Союза во Второй мировой войне состоит прежде всего в том, что именно наша страна была главной и решающей военно-

политической силой, определившей исход войны, её конечные результаты - защиту и спасение народов мира от порабощения фашизма.

Беспалов В.В. Провал «блицкрига» фашистской Германии. Автор показывает основные мероприятия, предпринятые высшими органами государственного и военного управления СССР по отражению агрессии вероломно напавшей фашистской Германии в начальный период войны.

Ключевые слова: «блицкриг», агрессия, государственное и военное управление, патриотизм.

Bespalov V.V. Downfall of "blitzkrieg" of fascist Germany. The author shows basic actions made by higher bodies of state and military USSR administration in repelling of aggression of perfidious attacking fascist Germany in the beginning of the war.

Key words: "blitzkrieg", aggression, state and military administration, patriotism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.