Научная статья на тему 'Протяженность временной перспективы будущего'

Протяженность временной перспективы будущего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / МЕТОД МОТИВАЦИОННОЙ ИНДУКЦИИ / ГЕНДЕР / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИНИЯ / TIME PERSPECTIVE / MOTIVATIONAL INDUCTION METHOD / GENDER / MASCULINITY / FEMININITY / ANDROGYNY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дерябина А. С.

В статье приводятся данные эмпирического исследования протяженности временной перспективы будущего мужчин и женщин в возрасте 30-50 лет. В своем исследовании мы использовали «Метод мотивационной индукции» Нюттена, который позволил оценить мотивационные объекты в более или менее отдаленном будущем, а также изучить содержание и протяженность временной перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LENGTH OF FUTURE TIME PERSPECTIVE

The article describes the data of empirical research of the length of future time perspective of men and women aged 30-50 years. In our study we used motivational induction method of Nuttin, which allowed us to estimate the motivational objects in more or less distant future, and to explore the content and the length of time perspective.

Текст научной работы на тему «Протяженность временной перспективы будущего»

ТаблицаЗ

«Самоэффективность личности»

Группы исследуемых Самоэффективность

Предметная деятельность Общение

1 46,3 10,8

2 32,8 9,3

3 30,4 6,4

операционализировать попытки личности достичь высоких результатов в предметной деятельности и межличностном общении. Результаты данной методики представлены в таблице «Самоэффективность личности»

Анализируя представленные данные, мы можем отметить, что респонденты первой группы в критерии «предметная деятельность», по сравнению с остальными, имеют высокий балл.

Однако, этот балл, исходя из интерпретации данной методики, не является параметром высокого уровня.

В отношении параметра «общение» считаем необходимым отметить, что респонденты третьей группы имеют низкие показатели не только по отношению к первым двум группам, но и в соответствии с интерпретацией данной методики. Этот факт свидетельствует о своей неудовлетворенности в реализации общения. Основываясь на том, что общение для любого человека связано с оцениванием других людей и установлением каких-то отношений с ними - либо положительных, либо отрицательных, мы можем предположить о нарушениях межличност-

Библиографический список

1. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

2. Гумилев, Л.Н. От Руси до России. - М., 2006.

3. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. Проблемы общей психологии. - М., 2005.

4. Абульханова-Славская, К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К.А Абуль-ханова-Славская., А.В. Брушлинский. - М., 1989.

5. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб., 2011.

6. Роджерс, К. Клиенто-центрированная терапия. - М., 1997.

7. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М., 2009.

8. Бодалёв, А.А. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? / А.А. Бодалёв, Н.В. Васина. - М., 2010.

9. Бодалёв, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., 2008.

Bibliography

1. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1996.

2. Gumilev, L.N. Ot Rusi do Rossii. - M., 2006.

3. Rubinshteyjn, S.L. Chelovek i mir. Problemih obtheyj psikhologii. - M., 2005.

4. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Filosofsko-psikhologicheskaya koncepciya S.L. Rubinshteyjna: K 100-letiyu so dnya rozhdeniya / K.A Abuljkhanova-Slavskaya., A.V. Brushlinskiyj. - M., 1989.

5. Maslou, A. Motivaciya i lichnostj. - SPb., 2011.

6. Rodzhers, K. Kliento-centrirovannaya terapiya. - M., 1997.

7. Zinchenko, V.P Boljshoyj psikhologicheskiyj slovarj / V.P Zinchenko, B.G. Metheryakov. - M., 2009.

8. Bodalyov, A.A. Akmeologiya. Nastoyathiyj chelovek. Kakov on i kak im stanovyatsya? / A.A. Bodalyov, N.V. Vasina. - M., 2010.

9. Bodalyov, A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviya dostizheniya. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 10.12.12

ных отношений, которые могут выражаться в непонимании окружающих, ссорах, конфликтах.

Выводы. В результате нашего исследования получены убедительные различия психологических особенностей людей, достигших высокого профессионализма. На наш взгляд, эти особенности лежат в основе достижения успеха в новых обстоятельствах трудовой деятельности. К таким особенностям мы можем отнести: высокий уровень жизненной самореализации, трансформации личности, гармоничности личности, общую конструктивность личности и ее жизненный процесс, а также самоэффективность предметной деятельности и общении. Все эти параметры выражаются в постоянном движении к саморазвитию, открытости при взаимодействии с окружающими, продуктивности в разрешении внутренних противоречий. Это подтверждает наше предположение о том, что эти качества личности присущие особому виду, которые описываются в пассионарнос-ти, самоактуализации и характеризуют людей, достигших акме.

УДК 740

Deryabina A.S. LENGTH OF FUTURE TIME PERSPECTIVE. The article describes the data of empirical research of the length of future time perspective of men and women aged 30-50 years. In our study we used motivational induction method of Nuttin, which allowed us to estimate the motivational objects in more or less distant future, and to explore the content and the length of time perspective.

Key words: time perspective, motivational induction method, gender, masculinity, femininity, androgyny.

А.С. Дерябина, аспирант каф. «Психология» Дальневосточного гос. университета путей сообщения, г. Хабаровск, E-mail: Alyonasi8@list. ru

ПРОТЯЖЕННОСТЬ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО

В статье приводятся данные эмпирического исследования протяженности временной перспективы будущего мужчин и женщин в возрасте 30-50 лет. В своем исследовании мы использовали «Метод мотивационной индукции» Нюттена, который позволил оценить мотивационные объекты в более или менее отдаленном будущем, а также изучить содержание и протяженность временной перспективы.

Ключевые слова: временная перспектива, метод мотивационной индукции, гендер, маскулинность, фемининность, андрогиния.

Различная степень протяженности ориентированности на тами, в которых проявляются потребности. Эти позитивные или будущее - перспектива будущего связанна с конкретными объек- негативные мотивационные объекты располагаются в психоло-

Таблица 1

Сравнительный анализ временных перспектив между группами МТ, ФТ, АТ

ранг МТ ранг ФТ ранг АТ

т 11 4 11

D 5 6,5 5,5

W 10 14 9,5

М 8,5 8 7

М- 8,5 10,5 9,5

Y 6 5 5,5

Y-

2 2 2

А1 3 6,5 14,5

А2 15 9 17,5

L 7 10,5 3

I

1 1 1

Р 4 3 4

нет 12 14 8

гическом времени и могут относиться к близкому или отдаленному будущему. Протяженность временной перспективы способствует постановке субъектом отдаленных или близких целей и выработке долгосрочных поведенческих проектов. Все жизненные события, цели и средства, надежды и планы людей располагаются вдоль оси времени, образующей временную перспективу. А ее насыщенность делает содержательнее жизнь человека. И наоборот, чем меньше надежд, планов на будущее во временной перспективе, тем беднее и бессодержательнее его жизнь. Субъект с короткой временной перспективой оказывается неспособным видеть отдаленное будущее в поиске средств и целей для удовлетворения своих потребностей [1; 2].

Выборку нашего исследования составили мужчины и женщины в возрасте от 35 до 50 лет, которых мы разделили на 3 группы по типу гендера: андрогинный тип (АТ) т.е. тех, у кого наблюдается высокий баланс маскулинных и феминных характеристик, маскулинный тип (МТ) с преобладанием маскулинных характеристик и фемининный тип (ФТ) - с преобладанием фемининных характеристик (по опроснику «Самоописание половых ролей» С. Бем) [3].

Выраженность маскулинности и фемининности у респондентов трех групп различна (р<0.001), что подтверждает правильность разбиения выборки на подгруппы. В возрасте респондентов трех групп статистически значимых различий выявлено не было (хи-квадрат=4,1). Средний возраст всех респондентов 37,1 год.

На первом этапе сравнения мы проранжировали временные перспективы, что позволило выделить наиболее значимые временные периоды для респондентов:

В результате было обнаружено, что уровень насыщенности мотивационными объектами у испытуемых не сильно различается. Более того, сравнительный анализ выбираемости временных перспектив, осуществляемый с помощью ро-кри-терия Спирмена, показал близость распределений (р<0.001) временных периодов.

Наиболее насыщен мотивационными объектами у респондентов всех трех групп период I -«открытое настоящее», куда попадают такие мотивационные объекты, которых субъект хотел бы достичь сейчас или в более-менее отдаленном будущем и «на всю жизнь», это может быть качество, способность, которой субъект хотел бы обладать. В данных высказываниях проявляется, прежде всего, огромный интерес к себе как развивающейся личности. Неслучайно подобные высказывания часто связаны либо с желанием заниматься саморазвитием, развивать в себе какие-то качества, способности. С нашей точки зрения, большое число высказываний категории открытого настоящего свидетельствует об оптимистическом отношении к себе, к своим способностям и возможностям. Например, часто встречаются такие утверждения, как «я ужасно хочу уметь плавать», «я хотел бы быть способным к иностранным языкам», «начну регулярно заниматься спортом», «хочу уметь работать на гончарном круге, шить и вязать, писать картины»», «говорить на трех языках», «изменить внешность», «быть счастливой» и т.д.

Вторая по величине у всех респондентов группа высказываний с мотивационными объектами в периоде «У- в течение 12 лет». Данный период относится к среднеудаленному будущему. Многие респонденты говорят о том, что хотят «посетить Российский Север», «поменять квартиру», «сделать в квартире ремонт», «выполнить научную работу», «родить ребенка», «чтобы ребенок хорошо окончил школу», «в следующем году сыграть свадьбу в Лас-Вегасе» и другие.

Далее, мы наблюдаем небольшие различия в уровне насыщенности мотивационными объектами. У мужчин и женщин МТ - это период «А1 - возраст 25-45 лет». Высказываний, в которых шла речь о мотивационных объектах, имеющих отношение к более удаленным во времени периодам жизни у данной категории испытуемых было много. Так, к периоду А1 (25—45 лет) относятся высказывания, касающиеся карьерного роста («повышение по службе», «успех в работе»), собственной семьи, квартирного вопроса («съехать от родителей», «хочу квартиру дочери»), желания «стать бабушкой». Данный период относится к далекому будущему.

Категория высказываний, обозначаемая символом L, у респондентов АТ, это некоторые общие высказывания о жизни («хочу жить», «сделать как можно больше», «хорошо прожить жизнь», «прожить жизнь не зря», «чтобы дети всегда были рядом» и т. п.). В подобных высказываниях, очевидна устремленность в будущее. Интересно, что эта устремленность в будущее в большинстве случаев не содержит в себе какой-либо системы, структуры планов, намерений, целей, а являет именно некоторое предельно общее стремление к будущей жизни.

У людей ФТ по частоте встречаемости на третьем месте «р -обращение к прошлому». В высказываниях этой группы часто встречаются сожаления о чьей-либо смерти, болезни, нереализованных проектах и планах. Респонденты МТ и АТ поставили данную категорию «р - обращение к прошлому» на четвертое место. Сюда относятся высказывания сожаления о «бесцельно прожитых днях», «браке», «прошлых ошибках», «плохих поступках», о «рано ушедших». Многие говорят о том, что хотят «все забыть», «чтобы прошлое не возвращалось».

На пятом месте у респондентов МТ и АТ находится категория - в течение дня» - ближайшее будущее. В эту графу попадают высказывания, отражающие планы,

Таблица 2

МТ ФТ АТ фи-критерий МТ-ФТ фи-критерий МТ-АТ фи-критерий ФТ-АТ

D 68 36 44 3,4 2,3 1,1

Y- 274 352 262 3,2 0,6 3,8

А1 80 36 8 4,3 8,7 4,4

А2 8 28 4 3,4 0,9 4,3

О 0 4 4 2,5 3,1 0,6

L 6 22 8 3,1 0,4 2,7

L 48 24 78 2,9 2,8 5,7

I 770 816 876 1,2 3,7 2,5

намерения и желания, которые могут произойти в течение дня. Как правило, здесь много высказываний о потребностях, которые волнуют человека в данный момент - это желание поесть, поспать, отдохнуть, встретиться вечером с друзьями, уйти домой поскорее, чтобы закончился снег. Многие прилагают усилия для работы, для завершения какого-либо проекта.

На пятое место респонденты ФТ поставили мотивационные объекты, относящиеся к категории «У - в течение года». В данных высказываниях респонденты выражают свои намерения относительно работы, отпуска («съездить отдохнуть с дочерью в Таиланд», «отдохнуть на море»), желание «завершить начатое». Данный период относится к среднеудаленному будущему.

Таким образом, учитывая близость распределений (р<0.001) временных периодов во временной перспективе у респондентов трех групп, можно сказать о схожести протяженности временной перспективы - среднеудаленной и далекой. Это может быть обусловлено возрастом респондентов, средний возраст 37,1 год. Многие из них имеют семьи, детей и все они думают больше о будущем, среднеудаленном и далеком.

Детальный сравнительны анализ, проводимый с использованием фи-критерия Фишера (при р<0.001), позволил определить следующие значимые различия:

Темпоральные категории - в течение дня, «У - в течение 1-2 лет», «А1 - 25-45 лет», «А2 - 45-65 лет», - весь ос-

Библиографический список

тавшийся период жизни» более выражены у респондентов МТ по сравнению с ФТ. Их временная перспектива относится к среднеудаленному и далекому будущему.

Темпоральные категории «А1 - 25-45 лет», «О - пожилой возраст» и «I - открытое настоящее» выражены у МТ по сравнению с респондентами АТ. Их временная перспектива относится к далекому будущему.

У респондентов, относящихся к ФТ, определены следующие значимые различия в категориях: «У- в течение 1-2 лет», «А1 -25-45 лет», «А2-45-65 лет», - весь оставшийся период жизни» по сравнению с людьми АТ. Временная перспектива относится к среднеудаленному и далекому будущему.

Таким образом, мы видим близость распределения временной перспективы. В целом, мужчины и женщины всех трех групп могут планировать свое будущее на год и более. Также мы наблюдаем, большое количество планов и целей на далекое будущее (25-45 лет, 45-65 лет, пожилой возраст), что говорит о продуктивности жизненной стратегии и о том, что у людей в возрасте 35-50 лет есть мотивация планировать свою жизнь, ставить близкие и далекие цели, стремиться к чему-либо, все это позволяет человеку раскрыть свой потенциал, реализовать себя во-всех сферах.

1. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность. - СПб., 1999.

2. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. - М., 2004.

3. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. - СПб., 2000.

Bibliography

1. Maslou, A.G. Motivaciya i lichnostj. - SPb., 1999.

2. Nyutten, Zh. Motivaciya, deyjstvie i perspektiva buduthego / pod red. D.A. Leontjeva. - M., 2004.

3. Payjns, Eh. Praktikum po socialjnoyj psikhologii / Eh. Payjns, K. Maslach. - SPb., 2000.

Статья поступила в редакцию 20.12.12

УДК 37.022;53

Dubik M.A. LECTURE AND TEXTBOOK ON PHYSICS. In this article discusses problem student by controlling over assimilation and mastering new knowledge at a lecture and after the lecture. The article describes the activities student of technical University to compiling of summary lecture and to designing of personality oriented textbook on physics as a way the student by controlling over assimilation and mastering his of new knowledge at lecture and after lecture. Key words: summary of lecture, personality oriented textbook on physics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.А. Дубик, канд. пед. наук, доц. каф. физики, методов контроля и диагностики, Тюменский гос. нефтегазовый университет, г. Тюмень, E-mail: MarivaDubik@vandex.ru

ЛЕКЦИЯ И УЧЕБНИК ФИЗИКИ

В статье обсуждается проблема управления студентом усвоением им нового знания на лекционном и освоением его на после лекционном занятии. Описывается деятельность конспектирования лекции и деятельность конструирования личностно ориентированного учебника физики студентом технического вуза как способ управления самим студентом усвоением им нового знания на лекционном и освоением его на после лекционном занятии.

Ключевые слова: конспект лекции, личностно ориентированный учебник физики.

Лекция - одна из основных форм учебных занятий в вузе. Классическая лекция предполагает репродуктивную деятельность студента и усвоение им не более 20% информации. Недостаточная эффективность усвоения содержания лекции обусловлена, на наш взгляд, неэффективными способами управления лекционной формой обучения и после лекционной формой учения. Поиск способов устранения этого недостатка подвёл нас к необходимости конструирования личностно ориентированного преемственного учебника. Под личностно ориентированным преемственным учебником мы понимаем конструкцию, которая состоит из отдельных учебников: базового, преемственного и личностно ориентированного. Учебники, в свою очередь, состоят из отдельных модулей: базовые знания, основные знания, лекционного и личностно ориентированного. Отдельные модули «сшиты» в тематический блок. Тематический блок - структурная единица личностно ориентированного преемственного учебника [1].

Способ повышения эффективности усвоения студентом учебной, научной и профессиональной информации в процессе

лекционного занятия связываем с формированием деятельности конспектирования лекции.

Рассмотрим деятельность слушателя-студента и лектора-преподавателя на лекционном занятии по физике в техническом вузе (таблица 1).

При подготовке к лекционному занятию в содержании лекции преподаватель учитывает преемственные связи нового учебного знания с прошлым учебным знанием студента и перспективные преемственные связи нового учебного знания с будущим учебным и профессиональным незнанием его. Конструктор-преподаватель конструирует преемственный учебник (лекционный модуль учебника-конструкции), в котором усиливает эксплуатационные особенности базового учебника, расширяет и углубляет его тематическое содержание введением естественнонаучной и профессиональной информации. С целью формирования целостного представления об окружающей природе тематическое содержание лекционного модуля учебника-конструкции носит законченный характер: содержание лекции иллюстрирует взаимосвязь и взаимовлияние природы, общества, науки и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.