Научная статья на тему 'Профессионализм как проявление пассионарности'

Профессионализм как проявление пассионарности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«AKME» / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / АКМЕ / ПАССИОНАРНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONALISM / PASSIONARITY / ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дебель М. А.

В статье раскрывается проблема профессионального становления личности и внутренних факторов, определяющих этот процесс. Выделяются в качестве определяющих характеристик личностные качества профессионала, а сам профессионализм рассматривается как проявление пассионарности, самоактуализации, достижения человеком акме. В эмпирическом исследовании приводятся различия в психологических особенностях личности профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALISM AS PASSIONARITY DISPLAY

In article the problem of professional formation of the person and the internal factors defining this process reveals. Personal qualities of the professional are allocated as defining characteristics, and professionalism is considered as display of a passionarity, self-actualization, achievement by the person «akme». In empirical research distinctions in psychological features of the person of professionals are resulted.

Текст научной работы на тему «Профессионализм как проявление пассионарности»

Библиографический список

1. Голованова, Е.И. Категория профессионального деятеля. Формирование. Развитие. Статус в языке. - М., 2008.

2. Васильева, Г.М. Лингвокультурологические основания изменения языковой оценки // Мир русского слова. - 2012. - № 1.

3. [Э/р]. - Р/р: http:/Awqw.confcontact.com.

4. «Чжунго цинняньбао» 13.09.07;

5. Толковый словарь русского языка начала ХХ1 века: актуальная лексика / под ред. Г.Н.Скпяревской. - М., 2007.

6. Юй Да Хай К вопросу о создании учебного лингвокультурологического словаря названий профессий в русском языке для китайских студентов // Русистика и современность. - СПб., 2006.

Bibliography

1. Golovanova, E.I. Kategoriya professionaljnogo deyatelya. Formirovanie. Razvitie. Status v yazihke. - M., 2008.

2. Vasiljeva, G.M. Lingvokuljturologicheskie osnovaniya izmeneniya yazihkovoyj ocenki // Mir russkogo slova. - 2012. - № 1.

3. [Eh/r]. - R/r: http://wdw.confcontact.com.

4. «Chzhungo cinnyanjbao» 13.09.07;

5. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka nachala KhKh1 veka: aktualjnaya leksika / pod red. G.N.Sklyarevskoyj. - M., 2007.

6. Yuyj Da Khayj K voprosu o sozdanii uchebnogo lingvokuljturologicheskogo slovarya nazvaniyj professiyj v russkom yazihke dlya kitayjskikh studentov // Rusistika i sovremennostj. - SPb., 2006.

Статья поступила в редакцию 12.12.12

УДК 316.62

Debel M.A. PROFESSIONALISM AS PASSIONARITY DISPLAY. In article the problem of professional formation of the person and the internal factors defining this process reveals. Personal qualities of the professional are allocated as defining characteristics, and professionalism is considered as display of a passionarity, self-actualization, achievement by the person «akme». In empirical research distinctions in psychological features of the person of professionals are resulted.

Key words: professionalism, «akme», passionarity, actualization.

М.А. Дебель, аспирант каф. «Психология» Дальневосточного гос. университета путей сообщения,

г. Хабаровск, E-mail: Masha8105@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПАССИОНАРНОСТИ

В статье раскрывается проблема профессионального становления личности и внутренних факторов, определяющих этот процесс. Выделяются в качестве определяющих характеристик личностные качества профессионала, а сам профессионализм рассматривается как проявление пассионарности, самоактуализации, достижения человеком акме. В эмпирическом исследовании приводятся различия в психологических особенностях личности профессионалов.

Ключевые слова: профессионализм, акме, пассионарность, самоактуализаия.

Социально-экономическая ситуация в обществе характеризуется нестабильностью трудовых отношений, падением доходов населения, изменением ценностных ориентаций и т. п. Всё это негативно отражается на повседневной жизни работающих людей.

В настоящее время практические исследования показывают, что проблемы трудоустройства занимают одно из доминирующих мест в российском обществе. В условиях экономического кризиса многие работодатели вынуждены прибегнуть к кадровым изменениям в структуре их организаций. Поэтому проблема сокращения рабочих мест является достаточно распространенной и актуальной. Многие профессионалы узкой специальности вынуждены переквалифицироваться и реализовываться в новой профессиональной деятельности. Особенно болезненна эта ситуация для людей достигших зрелого возраста. Когда уже пройден определенный жизненный путь, сформировался образ мира, реализованы карьерные ожидания, достигнут наиболее высокий уровень профессионализма. Однако практика показывает, что находясь в одних и тех же условиях люди ведут себя по-разному. Так, одни люди, достигшие уровня профессионализма в определенной трудовой деятельности, вынужденные сметить сферу детальности, начав работать в новой сфере, уже не достигают высоких результатов. Другие, переквалифицировавшись, имеют карьерный рост, достигают профессионализма. Имеется значительное число работ, посвященных теоретической разработке проблемы профессионализма человека. К их числу относятся работы Зеер А.В, Климова Е.А., Кудрявцева Т.В., Марковой А.К., Поваренкова Ю.П., Радалева В.А., Романова Е.С., Смирновой Е.Э., Шадрикова В.Д. и других.

Понятие «профессионализм» используется в разных смыслах. В одних случаях имеются в виду нормативные требования к профессии к личности человека - «нормативный профессионализм», «в других - обладание человеком необходимым нор-

мативным набором психических качеств, когда профессионализм становится внутренней характеристикой человека - «реальный профессионализм». Профессиональное выполнение труда - это всегда осуществление его на высоком уровне.

Профессионализм является феноменом системного образования, поэтому в разных литературных источниках рассматривается как интегральное свойство, как процесс, как состояние профессионала.

По мнению А.К. Марковой, к реальному профессионализму близко примыкает слово «компетентность». Это, как отмечает автор [1, с. 23], тоже характеристика конкретного человека (или его действий - например «компетентное решение»), а не именно - индивидуальная характеристика степени соответствия требования профессии.

Владение профессиональными компетентностями, способность системно, эффективно и надёжно выполнять свою трудовую деятельность в самых разнообразных условиях позволяет человеку проявлять свой профессионализм.

Успешная реализация в различных сферах трудовой деятельности может зависеть и от способностей человека к активным и энергичным действиям, общей психической активности и эмоциональности, энтузиазма и идейности, настойчивости в достижении поставленных целей и т.д. Эти характеристики свойственны пассионариям.

Термин «пассионарность» введен Л.Н. Гумилевым. В общем смысле, пассионарность понимается, как способность человека жертвовать собой ради идеологических целей «...связано с наличием у некоторых индивидов необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного, причем достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни» - пишет Л.Н. Гумилев [2, с. 138].

Пассионарность проявляется в том, что человек действует и не может не действовать даже вопреки инстинкту самосохранения. Это непреоборимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели.

В своей работе «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн [3] определил человека как существо изначально сознательное, способное отдавать себе отчет о сделанном (т.е. рефлексивное), и деятельное, способное к осознанному преобразованию. Сознание и деятельность являются, согласно С.Л. Рубинштейну основополагающими характеристиками человеческого существования, конституирующими саму его человечность.

В концепции С.Л. Рубинштейна также заложено понятие самоактуализации, которое он определяет через категорию «направленности». «Направленность - это активность личности, осуществляющая в конечном итоге опредмечивание, объективацию не только отдельных мотивов, устремлений, но и самой личности. Поэтому направленность - это самовыражение личности в жизни, её тенденция самореализации» [4, с. 68].

Понятие самоактуализации активно исследуется в наши дни, сегодня можно найти массу научных работ, посвящённых изучению данного феномена. А. Маслоу свободно определяет самоактуализацию как полное использование наличных талантов, способностей, возможностей и т.п. А. Маслоу пишет: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и дарованиями» [5, с. 91].

По мнению К. Роджерса [6], самоактуализация личности является той силой, которая заставляет человека развиваться на разных уровнях - от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Понятие самоактуализации охватывает всю систему жизнедеятельности индивида. Самоактуализация включает в себя реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала. Особенно явно самоактуализация проявляется в профессиональной деятельности, которой обычно человек посвящает большую часть своей жизни.

Проявление редкого умения одновременно и пребывать в потоке жизни, и быть вне его, не увязать в собственных переживаниях, а, поняв их причины, оказываться над ними, способность находить оптимальное решение и умение его осуществлять свойственно людям, достигшим наивысших вершин развития.

В психологическом словаре, автора В.П. Зинченко [7], достижение человеком наивысших вершин в жизнедеятельности и самореализация творческого потенциала, который является основной общечеловеческих общих возможностей, называется акме.

Как отмечает А.А. Бодалев [8, с. 86], «акме» в жизни человека - это та важная цель, которая направляет деятельность личности на ее достижение. Профессиональное акме, по мнению автора, - это причина осознанного выбора личностью профессиональной деятельности, которая мотивирует на успехи в профессиональной сфере. Оно достигается максимальной мо-

билизованностью и реализацией профессиональных способностей, возможностей и резервов человека на конкретном этапе жизни.

В течение всего жизненного и профессионального пути человек постоянно актуализирует присущие ему способности, успешно осваивает ту или иную профессию, эффективно выполняет определенный вид трудовой деятельности, прилагает усилия, знания, умения, развивает свои профессиональные и личностные качества, которые отражаются в умении гармонично строить отношения с окружающим миром. Рассмотрение этих качеств, присущих личности профессионала, с разных подходов позволяет нам выделить оптимально необходимые качества личности, которые способствуют становлению профессионализма.

Исходя из определения качеств личности профессионала, свойственных с точки зрения трех, рассмотренных нами, подходов, мы можем выделить: движение к саморазвитию, открытость при взаимодействии с окружающими, принятие своего опыта, креативность, внутреннюю удовлетворенность своей жизнью и т.д.

С целью изучения психологических особенностей людей, достигших высокого уровня профессионализма, нами было проведено исследование. Мы исследовали людей зрелого возраста с разными достижениями в трудовой деятельности, в количестве 179 человек. Возраст всех обследуемых находится в диапазоне 30-40 лет. Так как этот возраст характеризуется зрелостью личности.

Зрелостью в акмеологии обозначается понимание такого этапа развития, когда человек достигает вершин своего творчества. (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, А.М. Зимичев, Н.Н. Кузьмина, В.Н. Максимова, Г.С. Михайлов и др.). Зрелость приходится на период достижения человеком наивысшего развития его духовных, интеллектуальных и физических способностей.

Особенностями зрелого возраста, по мнению А.А. Бодалева [9], являются связи между особенностями акме человека (высшей для каждого человека уровень в его развитии, вершина его зрелости) и характером социальной ситуации развития в этот период его жизненного пути. При этом важно понять роль самого человека в том, какой будет вершина его жизни, и когда она явно у него будет просматриваться.

Исходя из особенностей взрослости, а также возрастных кризисов. Нами был определен именно такой возрастной диапазон (30-40 лет) респондентов. Люди данного возраста уже сформировались в своей жизненной позиции, достигли в профессиональной сфере, и в тоже время они еще не перешли к поздней зрелости, когда происходит переоценка жизни.

В нашем исследовании были отобраны респонденты с разным уровнем профессионализма. Объектом исследования были люди, которые в силу сложившихся обстоятельств были вынуждены поменять место работы и сменить профессию. Анализ биографических данных показал, что часть этих людей вскоре проявили себя в новой сфере деятельности и достигли высокого уровня профессионализма, а часть из них не смогла войти в новую деятельности и проявить себя в новой сфере. Критерий профессионализма стал основанием для выделения эмпирических групп.

Подходы к рассмотрению личности профессионала

Таблица 1

«Пассионарии»

Самоактуализация

«Акме»

■/ способность сознания человека к идеальной репрезентации всего бытия и одновременно к выявлению в нем непосредственно значимого для человека;

■/ способность человека благодаря сознанию «отделиться» от бытия, чтобы затем с ним соотнестись;

■/ способность к творческой деятельности;

■/ способность личности сохранять определенность, свою сущность во времени и во взаимодействии с обстоятельствами, изменяя и совершенствуя ее;

■/ способность к самодетерминации, самоопределению, самосовершенствованию, саморазвитию.__________________________

■/ лучшее восприятие реальности;

■/ лучшее принятие себя, других, окружающего мира;

■/ эмоциональная независимость и богатая внутренняя жизнь;

■/ автономия и способность противостоять социальному натиску;

■/ зрелость чувств;

■/ улучшение межчеловеческих взаимоотношений;

■/ усиление креативности;

■/ профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

■/ автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений.

■/ оптимальность (достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и сил);

■/ способность человека ставить цели, осознавать их, регулировать деятельность;

■/ способность ставить новые задачи, находить нестандартные технологии;

■/ уметь получать принципиально новый продукт, выход за пределы сложившегося профессионального опыта (профессиональное творчество); ■/ использование широкого спектра коммуникативных техник;

■/ конкурентоспособность;

■/ опора на прошлый опыт, накопленный в профессии и лично человеком и т.д.______________________

Таблица 2

«Личностная биография»

Параметры методики Средний балл по группам

1 группа 2 группа 3 группа

Жизненная самореализация 3,69 3,61 3,51

Трансформация личности 3,98 3,91 3,75

Гармоничность личности 3,65 3,46 3,33

Общая конструктивность личности 3,75 3,62 3,53

С целью объективного разделения на группы профессионалов, нами учитывались также квалификация, мнение коллег, отзывы окружающих, карьерный рост. При этом сами респонденты оценили себя на высшем уровне как профессионалов своей деятельности. Для оценивания себя как профессионала была предложена анкета «Я в профессии». В основу, которой положены такие критерии профессионализма как: энтузиазм, способность быстро принимать решения в трудных ситуациях, оптимизм, активность, общительность, креативность. Данная анкета позволила нам изначально определить группы респондентов, в соответствии с восприятием себя.

Так, мы выделили три основные группы: 1. группа. Люди, которые достигли высокого профессионализма, но в силу жизненных обстоятельств изменили род трудовой деятельности, в которой тоже достигли достаточного профессионализма. Они внутренне принимают и оценивают трудности в профессиональной деятельности, при этом достигают высоких результатов, привнося оригинальность во всем. Данная категория людей в предыдущей трудовой деятельности имели высокие показатели. О чем свидетельствуют присвоенные квалификационные категории. И в настоящий момент, реализуясь в новой профессиональной деятельности (у каждого стаж не менее трех лет), уже достигли карьерного роста, имеют положительные отзывы коллег как профессионалов своего дела. Отличаются энтузиазмом и оригинальностью в профессиональной деятельности. 2. группа. Люди, которые достигли профессионализма и продолжают реализовываться в рамках данной сферы труда. Данная категория людей в своей профессиональной деятельности проявляют самостоятельность, изобретательность, инициативность и желание преодолеть достигнутое. Все представители данной группы относятся к сфере профессионального труда «человек -человек». Это учителя и воспитатели. Уровень их профессионализма подтверждают не только наличие высшей профессиональной категории, но и отзывы участников образовательного пространства. Среди учащихся старших классов трех школ города была анонимно проведена модифицированная диагностика «Идеальный учитель», целью которой явилось выявить минимально необходимый уровень способностей, позволяющий выполнять должностные обязанности учителей (идеального и реального) с точки зрения учеников. Учащиеся отметили сформи-рованность качеств, свидетельствующих о высоком профессионализме у преподавателей школ. Указанные преподаватели в ответах учащихся являются нашими респондентами. При этом мы учитывали отзывы родителей о профессиональной компетентности учителей и воспитателей. Факт высоких показателей оценивания учащихся и положительные отзывы, наряду с уровнем профессиональной квалификации позволяет нам утверждать об абсолютной профессиональной пригодности и высоком профессионализме данных учителей. 3 группа. Люди, которые не достигли высокого профессионализма, предпочитая выполнять свои трудовые обязанности, предписанные требования, принятые нормы и правила каждый рабочий день. Большинство людей выполняющие свои трудовые обязанности без энтузиазма и проявления инициативы. Предпочитают не проявлять самостоятельность в принятии решений, руководствуясь только распоряжениями вышестоящего начальства.

Таким образом, представителей 1 группы оказалось 20 человек, вторая группа состоит из 18 человек, к третьей группе мы отнесли 141 человека.

Целям нашего исследования отвечали следующие психологические методики: «Личностная биография» (О.И. Мотков), «Диагностика самоэффективности» (по методике Маддукса и Шеера).

«Личностная биография» представляет собой чисто балльный экспресс-вариант авторской методики «Биографические вопросы». В ней раскрывается содержание жизненных задач и планов, смысла жизни, крупных достижений в самореализации

и др. Т.е. организуется углубленный самоанализ особенностей личности и своей жизни во временном биографическом плане.

В методике подобраны вопросы, касающиеся некоторых важнейших сторон личности и жизнедеятельности человека . К ним относятся особенности жизненного самоопределения, самореализации, трансформации и гармонизации личности. В совокупности все эти характеристики образуют интегральный фактор «общая конструктивность личности».

Результаты данной методики представлены в таблице «Личностная биография». В обработке данной методики мы пользовались примерными уровнями, выделенными О.И. Мотковым. Так, высокий уровень от 3,61 до 4,50; Псевдовысокий: 4,51 -5,00; Средний 2,91 - 3,60; Низкий 1,00 -2,90

Анализируя представленные данные, считаем необходимым остановиться на каждом из данных параметров. «Жизненная самореализация». Понятие самореализации в разных источниках трактуется по-разному, мы будем исходить из определения самореализации как процесса реализации себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени. Стоит отметить, что респонденты контрольной группы (1) имеют высокий уровень в данном параметре. В отношении второй группы, можно отметить пограничный уровень, так как средний балл соответствует начальному параметру высокого уровня. Третья группа соответствует среднему уровню жизненной реализации. «Трансформация личности». Под трансформацией личности понимается процесс преобразования (превращение) черт характера и особенностей человека, напрямую связанных с его мышлением, состоянием и окружением. Мы можем отметить, что у респондентов всех групп данный параметр находится на высоком уровне. «Гармоничность личности». Как отмечает О.И. Мотков, высокий результат по данному показателю интегрирует в себе следующие аспекты: достаточно частое ощущение полноты и гармоничности своей жизни; хорошее самочувствие (здоровье) в течение года; здоровый и разнообразный образ жизни; малое число внутренних противоречий в личности и обстоятельств, мешающих переживать внутреннюю гармонию; преимущественно положительный эмоциональный тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с людьми и миром в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом; положительная оценка изменений в личности с возрастом; наличие размышлений над «вечными» вопросами; прикладывание значительных усилий, чтобы активно и конструктивно прожить желаемое число лет. Данному уровню соответствуют результаты только 1 группы. «Общая конструктивность личности и ее жизненного процесса». Автор методики отмечает, что это генеральный фактор, который близок по смыслу показателю «Гармоничность личности и ее жизни», но шире него, так как охватывает еще и показатели продуктивности самореализации, осознанности и ясности жизненного самоопределения, позитивности личностной трансформации в жизненном процессе. Т.е. он объединяет в себе все изучаемые особенности. Чем выше уровень их проявления, тем выше и общая личностная конструктивность человека и конструктивность всей его жизни. Мы можем отметить, что данный фактор является высоким у первой и второй группы.

С целью изучения самоэффективности респондентов в предметной деятельности и общении, нами была использована методика «Диагностика самоэффективности». Данная методика, разработана Маддуксом и Шеером. Перевод теста и его модификация осуществлены Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского. Представления о самоэффективности, заложенные в данную методику, предоставляют возможность получить не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени ее самореализации, но и создают определенный импульс к саморазвитию. Тем самым методика позволяет

Таблица3

«Самоэффективность личности»

Группы исследуемых Самоэффективность

Предметная деятельность Общение

1 46,3 10,8

2 32,8 9,3

3 30,4 6,4

операционализировать попытки личности достичь высоких результатов в предметной деятельности и межличностном общении. Результаты данной методики представлены в таблице «Самоэффективность личности»

Анализируя представленные данные, мы можем отметить, что респонденты первой группы в критерии «предметная деятельность», по сравнению с остальными, имеют высокий балл.

Однако, этот балл, исходя из интерпретации данной методики, не является параметром высокого уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отношении параметра «общение» считаем необходимым отметить, что респонденты третьей группы имеют низкие показатели не только по отношению к первым двум группам, но и в соответствии с интерпретацией данной методики. Этот факт свидетельствует о своей неудовлетворенности в реализации общения. Основываясь на том, что общение для любого человека связано с оцениванием других людей и установлением каких-то отношений с ними - либо положительных, либо отрицательных, мы можем предположить о нарушениях межличност-

Библиографический список

1. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

2. Гумилев, Л.Н. От Руси до России. - М., 2006.

3. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. Проблемы общей психологии. - М., 2005.

4. Абульханова-Славская, К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К.А Абуль-ханова-Славская., А.В. Брушлинский. - М., 1989.

5. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб., 2011.

6. Роджерс, К. Клиенто-центрированная терапия. - М., 1997.

7. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М., 2009.

8. Бодалёв, А.А. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? / А.А. Бодалёв, Н.В. Васина. - М., 2010.

9. Бодалёв, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., 2008.

Bibliography

1. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1996.

2. Gumilev, L.N. Ot Rusi do Rossii. - M., 2006.

3. Rubinshteyjn, S.L. Chelovek i mir. Problemih obtheyj psikhologii. - M., 2005.

4. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Filosofsko-psikhologicheskaya koncepciya S.L. Rubinshteyjna: K 100-letiyu so dnya rozhdeniya / K.A Abuljkhanova-Slavskaya., A.V. Brushlinskiyj. - M., 1989.

5. Maslou, A. Motivaciya i lichnostj. - SPb., 2011.

6. Rodzhers, K. Kliento-centrirovannaya terapiya. - M., 1997.

7. Zinchenko, V.P. Boljshoyj psikhologicheskiyj slovarj / V.P. Zinchenko, B.G. Metheryakov. - M., 2009.

8. Bodalyov, A.A. Akmeologiya. Nastoyathiyj chelovek. Kakov on i kak im stanovyatsya? / A.A. Bodalyov, N.V. Vasina. - M., 2010.

9. Bodalyov, A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviya dostizheniya. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 10.12.12

ных отношений, которые могут выражаться в непонимании окружающих, ссорах, конфликтах.

Выводы. В результате нашего исследования получены убедительные различия психологических особенностей людей, достигших высокого профессионализма. На наш взгляд, эти особенности лежат в основе достижения успеха в новых обстоятельствах трудовой деятельности. К таким особенностям мы можем отнести: высокий уровень жизненной самореализации, трансформации личности, гармоничности личности, общую конструктивность личности и ее жизненный процесс, а также самоэффективность предметной деятельности и общении. Все эти параметры выражаются в постоянном движении к саморазвитию, открытости при взаимодействии с окружающими, продуктивности в разрешении внутренних противоречий. Это подтверждает наше предположение о том, что эти качества личности присущие особому виду, которые описываются в пассионарнос-ти, самоактуализации и характеризуют людей, достигших акме.

УДК 740

Deryabina A.S. LENGTH OF FUTURE TIME PERSPECTIVE. The article describes the data of empirical research of the length of future time perspective of men and women aged 30-50 years. In our study we used motivational induction method of Nuttin, which allowed us to estimate the motivational objects in more or less distant future, and to explore the content and the length of time perspective.

Key words: time perspective, motivational induction method, gender, masculinity, femininity, androgyny.

А.С. Дерябина, аспирант каф. «Психология» Дальневосточного гос. университета путей сообщения, г. Хабаровск, E-mail: Alvonasi8@Jist. ru

ПРОТЯЖЕННОСТЬ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО

В статье приводятся данные эмпирического исследования протяженности временной перспективы будущего мужчин и женщин в возрасте 30-50 лет. В своем исследовании мы использовали «Метод мотивационной индукции» Нюттена, который позволил оценить мотивационные объекты в более или менее отдаленном будущем, а также изучить содержание и протяженность временной перспективы.

Ключевые слова: временная перспектива, метод мотивационной индукции, гендер, маскулинность, фемининность, андрогиния.

Различная степень протяженности ориентированности на тами, в которых проявляются потребности. Эти позитивные или будущее - перспектива будущего связанна с конкретными объек- негативные мотивационные объекты располагаются в психоло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.