Научная статья на тему 'ПРОЦЕССЫ ЗАВЕРШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТАНОВЛЕНИЯ МИЛИЦИИ В ТАДЖИКИСТАНЕ'

ПРОЦЕССЫ ЗАВЕРШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТАНОВЛЕНИЯ МИЛИЦИИ В ТАДЖИКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТДЕЛ МИЛИЦИИ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ШТАТ / СТРУКТУРА / ОРГАН / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАНЯТИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Имомёрбеков Атобек

В статье освещены вопросы организации НКВД Таджикской АССР, особенности завершения организационного становления милиции, а также борьба сотрудников милиции с преступностью. Несмотря на сложность экономической ситуации руководством НКВД республики, областной милиции во всех отношениях оказывалась посильная помощь. Далее отмечено, что в первые годы создания Таджикской АССР отсутствие единого республиканского законодательства, регулирующего деятельность милиции, не только мешало централизации управления, но и представляло собой серьезные препятствия на пути укрепления законности. Также указано, что одним из важных вопросов для органов, осуществляющих правопорядок, являлось укрепление общественной безопасности, обеспечение личной безопасности граждан и укрепление органов новой власти на местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE COMPLETION OF THE ORGANIZATIONAL FORMATION OF THE POLICE IN TAJIKISTAN

The article highlights the issues of organizing the People's Commissariat of Internal Affairs of the Tajik Autonomous Soviet Socialist Republic, the peculiarities of completing the organizational formation of the militia, as well as the struggle of militia officers with crime. Despite the difficult economic situation the leadership of the PSIA of the republic, the regional militia rendered feasible assistance in all respects. It is further noted that in the early years of the creation of the Tajik ASSR, the absence of a unified republican legislation regulating the activities of the police not only hindered the centralization of management, but also represented serious obstacles to strengthening the rule of law. It is also indicated that one of the important issues for law enforcement agencies was the strengthening of public security, ensuring the personal safety of citizens and strengthening the bodies of the new government on the ground.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССЫ ЗАВЕРШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТАНОВЛЕНИЯ МИЛИЦИИ В ТАДЖИКИСТАНЕ»

Калидвожа^о: давлати Сомониён, цугрофиё, вилоят, Хуросон, Мовароуннаур, Исмоили Сомони, марзуои давлати.

РАСШИРЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ ПРИ ПРАВЛЕНИЯ ИСМАИЛЕ СОМОНИ

Территория государства Саманидов занимало огромную площадь, которая начиналась с долины реки Талас в северо-востоке и заканчивалась в Центральных провинциях Ирана на западе. Эта территория признается ареалом формирования и местом проживания таджикского народа в средние века и в последующих столетий и занимает почти 3 млн кв. км.

Ключевые слова: государство Саманидов, география, область, Хорасан, Мавераннахр, Исмаил Самани, государственные границы.

EXPANSION OF THE TERRITORY OF THE SAMANID STATE UNDER ISMOIL SOMONI

The territory of the Samanid state occupied a huge area that began from the Talas valley in the northeast ending in the central provinces of Iran in the west. This territory is recognized as the area of formation and the place of residence of the Tajik people in the Middle Ages and the following centuries and occupies almost 3 million square kilometers.

Key words: Samanid state, geography, region, Khorasan, Maverannahr, Ismail Sa-mani, state borders.

Сведения об авторе: Сафаров Некруз Шодиевич - кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша НАНТ. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Ак. Раджабовых, 7. E-mail: nekruz tj@mail.ru

Information about the author: Safarov Nekruz Shodievich -Candidate of Historical Sciences, Researcher of the Department of Ancient, Medieval and Modern History of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after V.I. A. Donisha NANT. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, st. Ak. Radjabovs, 7. E-mail: nekruz_tj@mail.ru

УДК-351.74 (575.3)

ПРОЦЕССЫ ЗАВЕРШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТАНОВЛЕНИЯ МИЛИЦИИ В ТАДЖИКИСТАНЕ

ИМОМЁРБЕКОВ А., Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша

Завершение организационного становления таджикской милиции в истории таджикского народа, имеет некоторые особенности, в частности 30 июля 1924 г. Президиум ЦИК советов Туркестанской Республики принял постановление об образовании в составе Общепамирского ревкома административного и других отделов. После этого организация и руководство деятельно-

стью органов милиции вошли в ведение административного отдела общепа-мирского ревкома.

Административный отдел пока не успел наладить дела с формированием штата и структурой милиции, а территория Памира уже была включена в состав Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики. К тому же,1декабря 1924г. в г.Ташкенте под председательством Дадабаева* состоялось заседание Революционного комитета вновь созданной республики. С докладом «О переезде Ревкома в центр Республики г. Душанбе» выступил тов. Соколов. Данное заседание постановило:

1. Предельным сроком отъезда правительства назначить на 20-е декабря 1924г.

2. Командировать товарища Шотемура в г. Душанбе для подготовки помещений, предназначенных для Правительства и т.д.

По вопросу «О структуре аппарата Тадж. АССР» с докладом выступил т. Дада-баев. Было принято постановление - в первую очередь организовать в НКВД с административными управлениями и отделами: административным, милиции, угрозыска, комхоза и т.д. на местах, вилоятах и туманах»1. Необходимо отметить, что именно это решение заседания стало основой для создания НКВД республики.

В соответствии с приказом № 329 от 9 декабря 1924 г. уполномоченный представитель ОГПУ в Средней Азии впервые создал орган государственной безопасности Таджикистана-отделобластного государственного политического Управления Автономной Республики Таджикистан (ООГПУ) и на местах были созданы его структурные подразделения.

Областной отдел государственного политического управления (ООГПУ) Таджикской АССР был создан на базе 13-го мотострелкового корпуса Туркестанского фронта, который дислоцировался в то время в г. Душанбе.

10 декабря 1924 г., в соответствии с решением Исполнительного бюро и оргбюро ЦК КП Узбекистана «В части утверждения состава Народного комиссариата Тадж. АССР», начальник специального отдела 13-го мотострелкового корпуса Чеслав Антонович Путовский был назначен начальником областного отдела ГПУ Таджикской АССР [1, л.10]

До 1924 г. создавались уполномоченные органы ГПУ в областях и районах Таджикистана. В этом же году в Горном Бадахшане был создан областной отдел ГПУ Памира и в 20-х годах прошлого столетия им руководил опытный разведчик С.Вайзер [Там же, л.10]. В результате исследования установлено, что в начале 20-х годов в республиках Средней Азии, в частности, в Таджикистане, совместная деятельностьорганов государственной безопасности и органов ми-

* Дадабаев Б. - заместитель председателя РевКома Таджикской АССР.

лиции первоначально была подчинена Государственному политическому Управлению (ОГПУ). И на Памире, поскольку был отдел, он соответственно назывался ОГПУ. Такая структура просуществовала вплоть до создания НКВД республики.

Народный Комиссариат внутренних дел был создан 18 декабря 1924 г. С этого времени личный состав Комиссариата был занят подготовкой к отъезду в столицу Таджикистана: «С 1 января по 1 февраля личный состав находился в пути. И только 5-го февраля на основании приказа ревкома ТАССР, народный комиссариат внутренних дел в лице отделов милиции, розыска и управления делами приступил к работе» [2, л.106].

В ходе исследования установлено, что до прибытия личного состава НКВД в Душанбе о какой-либо деятельности сотрудников милиции речи не могло и быть. И только 06 февраля 1925 г., после заседания ревкома ТАССР, были приняты меры по созданию милиции на местах, о чем свидетельствует решение указанного заседания, зафиксированного в Протоколе № 7 заседания ревкома ТАССР от 06 февраля 1925 г. На этом заседании с докладом выступил А.Ермухамедов, после чего было принято решение«Предложить НКВД срочно приступить к формированию милиции, в первую очередь, в г.Дюшамбе, постепенно охватывая этой работой все вилояты» [Там же, л.110].

Именно эту дату, т.е. 6 февраля, многие исследователи долгое время считали точкой отсчета образования таджикской милиции. Такое мнение подтверждалось многими архивными документами. Например, удостоверение, выданное исполнительным комитетом АГБО за № 471 от 27 марта 1930 г., которое имеет следующее содержание: «Дано сие начальнику Административного отдела ОИКа, начальнику милиции области тов. Бахтиёрову А. о том, что он действительно в день 5-летия Рабоче-дехканской Красной милиции Таджикистана награжден исполнительным комитетом Горно-Бадахшанской Автономной области Таджикистана почетным милицейским нагрудным знаком РСФСР, что и удостоверяется. Председатель ОМКа Бакиев Х.» [3, л.86].

Некоторые архивные материалы подтверждают, что старший милиционер Бахтиёров Абдулло (Мулло Абдол Бахтиёров) являлся первым начальником Хорогского городского отдела милиции,о чем свидетельствует нижеприведенный архивный документ, точнее удостоверение, выданное исполнительным комитетом ГБАО за № 97 от 6 мая 1926 г., где также указывается о дате создания органов милиции. «Настоящее выдано старшему милиционеру начальника Хорогской гор. милиции т. Бахтиёрову Абдулло в том, что в день седьмой годовщины Красной милиции республики 6 апреля 1926 г., за усердную службу от имени Президиума Облисполкома Авт. Гор. Бад. получил подарок - охотничью берданку за № 5316 при администрации, что подписью и приложением печати удостоверяется. Начальник административного отдела областной милиции» [3, л.86]. (см.: Приложение № 9).

Другая приведенная дата, т.е., седьмая годовщина Красной милиции, свидетельствует о том, что дата организации областной милиции совпадает с датой формирования добровольного отряда милиции области 10 ноября 1918 года.

Данные факты являются свидетельством того, что в начале 20-х годов по поводу даты создания органов милиции в Таджикистане имелись различные точки зрения.

Исследованием установлено, что в целях ритмичной работы всех сфер-государственнойи общественной жизни, «Председателем Ревкома ГБАО Аб-дуллоевым, совместно с зав. финотделом ГБАО Малетто и ответственным секретарем Саидходжиевым в июле 1924 г. разработана смета, и Совет народных комиссаров ТАССР в июле 1924 г., утвердил эту смету на 1924/1925гг. Памир-ского облеровкома в сумме 105239 руб. 36 коп., из которых получено авансом в счет утвержденной сметы 75.000 руб., недополученный кредит составляет сумму 30239 руб. 36 коп., которая является зарплатой и путевым довольствием сотрудников на второе полугодие 1924/4,5 бюджетного года» [Там же].

В связи с этим, председатель ревкома ГБАО направляет письмо за № 182 от 15 марта 1925 г. в Ревком Таджикской АССР со следующим содержанием: «Неудовлетворение сотрудников причитающимся жалованием повлечет за собой массу нежелательных неприятностей, так как последние являются прибывшими из Центра. Вследствие чего, Горно-Бадахшанский Автономный облревком просит недополученный кредит в сумме 30239 руб. 36 коп.отпустить для законно причитающейся выдачи зарплаты и путевого довольствия на обратный путь сотрудникам» [3, л.86].

Данный факт свидетельствует о том, что руководство облисполкома проявляло особую заботу к сотрудникам милиции любого ранга принятием своевременных мер.

В ходе исследования нами установлено, что как до 1924г., когда Памир входил в состав Туркестанской республики, так и после 1924 г., когда территория Памира, в связи с образованием ТАССР, уже была включена в состав этой республики, государственным органам новой власти, в частности, органам милиции, придавалось особое значение.

Обращаясь к истории создания таджикской государственности, имеет смысл напомнить о том, что. например, по справедливому замечанию Р. Масова, «В результате национально-государственного размежевания, завершившегося 27 октября 1924 г., таджики были лишены не только исторически принадлежавших им древнейших городов-Бухары, Самарканда, но и значительной территории Сурхандарьинской, Кашкадарьинской областей, нескольких районов и городов Ферганской долины, населённых преимущественно таджиками. После национально-государственного размежевания и выделения Таджикистана в автономную республику её территория превратилась в арену

ожесточённой борьбы частей Красной Армии с басмаческими формированиями» [10, 124-126].

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что причиной ожесточения борьбы частей Красной Армии с басмаческими формированиями стали именно в результате размежевания.

Несмотря на сложность экономической ситуации, скудность резервных средств, руководством НКВД республики, областной милиции во всех отношениях оказывалась посильная помощь. В первые годы создания Таджикской АССР отсутствие единого республиканского законодательства, регулирующего деятельность милиции, не только мешало централизации управления, но и представляло собой серьезные препятствия на пути укрепления законности. В частности, 14 августа 1925г. заседанием Президиума Ревкома ТАССР (журнал 90) было утверждено положение «О народном комиссариате внутренних дел ТАССР» [4, л.37].

В данном положении максимально использовался опыт РСФСР, но при этом учитывались особые условия Таджикистана.

Периодически оно дополнялось и развивалось в других нормативных документах и инструкциях. Новое положение не только устанавливало основные принципы организации, но и подробно определяло задачи, права и обязанности органов народной милиции.

Сослано его требованиям, народный комиссар внутренних дел ТАССР теперь подчинялся центральному исполнительному Комитету Таджикистана, его Президиуму и Совету народных комиссаров. Наряду с другими задачами, на наркома возлагались:

- борьба с преступностью;

- осуществление розыска и производство дознаний по уголовным преступлениям;

- регистрация и учет преступников;

- изучение преступности и преступников;

- разработка методов борьбы с уголовными преступлениями [Там же,

л.36].

Согласно главеШ настоящего положения в состав Народного Комиссариата Внутренних дел ТАССР входили:

1. Управление делами (на правах отдела);

2. Центральная администрация управления с функциональными отделами:

а) административным;

б) милиции;

в) уголовного розыска;

г) мест заключения;

3. Главное управление местного хозяйства [4, л.40].

2 января 1925 г. в составе Таджикской АССР Узбекской ССР образовалась Горно-Бадахшанская Автономная область. 6 февраля 1925 г. за счёт госбюджета была образована Таджикская государственная милиция, куда вошла и областная милиция [4, л.1]. (См. Приложение №10).

Именно эта историческая дата открыла новые пути развития деятельности органов таджикской милиции в осуществлении правопорядка, обеспечении общественной безопасности, и самое главное - в борьбе с преступностью во всех ее проявлениях. Необходимо отметить, что основная структура НКВД-отдел уголовного розыска - приступил к работе 5 февраля 1925 г. Тут следует отметить, что «бывшие сотрудники уголовного розыска при главе милиции Восточной Бухары со штатом в 3 человека были совершенно неработоспособны ввиду малочисленности состава, полного отсутствия средств и руководящих инструкций, а потому, не могли обслужить даже территорию города Душанбе...» [Там же].Самой актуальной проблемой для отдела являлось отсутствие средств связи. Это отрицательно влияло на связь между местными и центральным аппаратом.

«Характерным для этого отрезка времени являлось то, что милиция не имела единых организационных форм, четко определенной компетенции и централизованного руководства» [9, 29]. Из истории формирования органов милиции в СССР мы видим, что «в целях усиления борьбы с уголовной преступностью в феврале 1918 года при Народном комиссариате юстиции был создан уголовный розыск. Но подчинение его НКЮ себя не оправдало, потому что нельзя было оторвать эту службу от деятельности милиции. Поэтому, вскоре уголовный розыск был передан НКВД. 5 октября 1918 г. Коллегия НКВД утвердила Положение о Советском уголовном розыске» [8, 11-12].

Для вновь созданной службы уголовного розыска особенно важно было принятие соответствующих мер по решению организационных вопросов. Например, «расстояние от Душанбе до вилоятских центров по трактовым путям до Куляба 200 верст, до Хорога 600 верст, до Гарма 230 верст, до Курган-Тюбе 140 верст, до Ура-тюбе и Пенджакента через Гузар (до Гузара 396 верст)» [6, л.112]. А отсутствие в распоряжении сотрудников уголовного розыска верховых лошадей часто являлось причиной несвоевременного выполнения неотложных розыскных действий.

Здесь следует отметить, что в те времена наиболее распространенными преступлениями в городе были грабежи и кражи. Например: «.ограбление кассы Узбекторга в марте месяца сего года в сумме 13000 рублей звонкой монетой, равняющейся по весу 14 пудам. Кража была раскрыта уголовным розыском, причем задержаны преступники, из которых некоторые являются рецидивистами» [Там же, л.113]. Данный факт свидетельствует о том, что, по сравнению с 1924 г., за короткий период служебной деятельности сотрудники уголовного розыска добилось определенных успехов.

Следующий факт: «.. .кража денег из кассы ревкома ТАССР в сумме около 8000 руб. Сама кража по способу и совершению оставила впечатление работы опытных злоумышленников, которые проникли в помещение, где находилась касса между 4-5 часами дня 11 апреля сего года, очень умело скрыли следы своего проникновения, засыпав пылью и известью подоконник окна над входной дверью. Преступники изобличены, причем найдено 4185 руб. Преступникам немалое время удавалось симулировать кражу самим кассиром и таким образом, ввести в заблуждение уголовньй розыск, однако в самое непродолжительное время с момента обнаружения, агентурой были установлены личности действительных преступников и последние на третий день после совершения преступления были арестованы в десяти верстах за городом, за исключением одного преступника, которому удалось бежать через перевалвсто-рону Самарканда; меры к задержанию последнего приняты» [6, л.113].

По прибытию НКВД в Душанбе одной из первостепенных задач отдела милиции была работа реорганизации бывшей Бухарской окружной милиции, существовавшей только на бумаге. «Милиционеры были разуты, раздеты и помещались по чайханам, где попало. Зарплата получилась несвоевременно, без всяких сметных ассигнований. Находящееся у личного состава милиции оружие и другое хозяйственное имущество не учитывалось.» [6, л.113]. В начале 20-х годов ХХ в. одним из важных вопросов для органов, осуществляющих правопорядок, являлось укрепление общественной безопасности, обеспечение личной безопасности граждан и укрепление органов новой власти на местах.

В этих целях предпринимались решительные шаги, в частности, были созданы более мощные бригады-отряды милиции, в обязанности которых входило оперативное прибытие на места происшествия, обеспечение правопорядка и т.д. Но в силу определенных факторов, их создание несколько затягивалось. В частности, в подтверждение этому можно привести нижеследующий исторический факт. В докладе «О деятельности народного комиссариата Внутренних дел органов в августе 1925г.» был затронут вопрос об организации централизованного отряда особого назначения, который своими подготовленными взводами должен обслуживать путем откомандирования на места» [Там же, л.115]. Однако его комплектование проходило очень медленно, поскольку оклады были очень низкие.

Только к 1 июля 1925г.отряд состоял уже из 120 человек; из них, начальствующего состава - 26, милиционеров - 94. По национальному составу комсостава русских было - 1, латышей - 1, узбеков - 1, татар - 3, украинцев -2, таджиков - 52. По партийности: членов партии - 3, комсомольцев - 4, членов профсоюза - 38 [6, л.113].

Естественно, сложившаяся ситуация отрицательно повлияла на боеготовность и морально-психологический климат коллектива сотрудников органов милиции в целом. Подобная картина была замечена и в деятельности област-

ной милиции Бадахшана, в частности, на первых порах создания милиции практически отсутствовало помещение, а личный состав не имел элементарных условий работы. Имелись факты нехватки обмундирования, оружия, боеприпасов и других необходимых ресурсов.

В целях улучшения условий службы, обеспечения личного состава милиции специальным помещением, руководством области -председателем рев-ками ГБАО Сайфулло Абдуллоевым, 15 марта 1925 г. за № 183 в революционный комитет Таджикской АССР было направленно официальное письмо с нижеследующими содержанием: «Горно-Бадахшанский Автономный Облревком и Партийные органы до ноября месяца 1923 года за неимением помещения до конца 1924 года занимали здание Военведа, заняли одну комнату бывшего Предоблревками тов. Слинусана постройку задания для областных учреждений [7, л.87]. Несмотря на отсутствие средств, постройка производилась путем обещания уплаты в будущем 1924/25 году, по получению кредитов из центра. Приезд бывшего предоблревкома тов. Слинуса в центр с представлением сметы на постройку зданий областных учреждений и центральной амбулатории был бесполезен, вследствие его опоздания и несвоевременного представления требования. Суммы расходов по постройке зданий выражаются в 25000 руб. в счет упомянутой суммы по постройке заданий Ревкомом в текущем году покрыта задолженность 1923/24 года в сумме 15000 руб. и по зарплате 5000 руб., а всего непредусмотренных расходов 1923/24 года из сметных ассигнований текущего года покрыта задолженность в сумме 20000 руб. Ликвидирование создавшейся задолженности текущего года возможно при условии получения недополученного утвержденного кредита- остатка 1924/25 года в сумме 30239 руб. 36 коп. и 20000 рублей, израсходованных на постройку вышеупомянутых зданий и покрытие задолженности по зарплате, а всего 50239 руб. 36 коп., каковую сумму Горно-Бадахшанский Автономный Облревком просит срочно отпустить» [7, л.87].

Таким образом, необходимо отметить, что практически во всех союзных советских республиках в деле организации и создания рабоче-крестьянской милиции была проблема кадров. Однако в силу взаимопомощи всех советских республик, трудности с кадрами постепенно преодолевались; в частности, решающая роль в этом направлении принадлежала рабоче-крестьянской милиции РСФСР. Несмотря на серьезные трудности в комплектовании личного состава, в целях решения кадровых вопросов, она оказывала помощь братским республикам, направляя сюда наиболее подготовленные кадры. Многие из них в самые трудные исторические моменты борьбы с преступностью были плечом к плечу с таджикскими коллегами.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЦГА Респ.Тадж. ф.9. оп.1. д.1-л. 10 (Протоколы заседания ревкома

ТАССР №1 от 07.12.1924г).

2. ЦГА Респ.Тадж. Ф.9. оп.1, Ед. Хр. 210.-л. 110, 106.

3. ЦГА Рес.Тадж. ф.9., оп.1.д.,2. -л.,86.

4. ЦГАРесп.Тадж. Ф.9, оп. 1, д.13. -л.37, 40.

5. ЦГА Респ.Тадж. ф.9,оп.1, д, 2 -л.1, 06.02.1925 г.

6. ЦГА Респ.Тадж. Ф.9. ОП.1, Ед. Хр. 210-л. 112.-113

7. ЦГА Респ.Тадж. Ф.9. ОП.1, д. 23. - л.87

8. Вестник НКВД. 1918. № 11. -С. 11-12.

9. Ильинский Н.И. Актуальные проблемы истории Советской милиции // Сб.научных трудов. - Минск. 1991. - С. 29.

10. Масов Р.М. Таджики: история с грифом «Совершенно секретно». - Душанбе, 2014. - С.124-126.

11. Очерки из истории органов безопасности (1924-2004). - Душанбе. 2004. - С.8-10.

ПРОЦЕССЫ ЗАВЕРШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТАНОВЛЕНИЯ МИЛИЦИИ В ТАДЖИКИСТАНЕ

В статье освещены вопросы организации НКВД Таджикской АССР, особенности завершения организационного становления милиции, а также борьба сотрудников милиции с преступностью. Несмотря на сложность экономической ситуации руководством НКВД республики, областной милиции во всех отношениях оказывалась посильная помощь.

Далее отмечено, что в первые годы создания Таджикской АССР отсутствие единого республиканского законодательства, регулирующего деятельность милиции, не только мешало централизации управления, но и представляло собой серьезные препятствия на пути укрепления законности. Также указано, что одним из важных вопросов для органов, осуществляющих правопорядок, являлось укрепление общественной безопасности, обеспечение личной безопасности граждан и укрепление органов новой власти на местах.

Ключевые слова: отдел милиции, правительство, штат, структура, орган, образование, занятие.

ЧДРАЁНИ АНЧ.ОМЁБИИ ТАШКИЛИИ БАРЦАРОРШАВИИ МИЛИТСИЯ ДАР ТОЧ.ИКИСТОН

Дар макола масъалах,ои таъсиси Комиссариати халкии корх,ои дохилии (КХКД) РАСС Точикистон, инчунин ба анчомрасии ташкили милитсия ва муборизаи он бар зидди чинояткорй мавриди баррасй карор гирифтаанд. Новобаста аз вазъияти вазнини иктисодй рох,барияти КХКД-и чумх,урй ба милитсияи вилоят х,амачих,ата кумак мерасонид.

Баъдан кайд карда шудааст, ки дар солх,ои аввали таъсисёбии ЧМШС Точикистон вучуд надоштани конунгузории яклухти чум^уриявии танзимкунандаи фаъолияти милитсия, на ин, ки ба идоракунии мутамарказй

халал мерасонид, балки бо худ монеах,ои чиддиро дар рох,и мукаммалкунонии конуният баррасй намуд. Х,амзамон дар маводи мазкур нишон дода шудааст, ки яке аз масъалах,ои мух,им барои макомот чун таъминкунандаи тартиботи х,укукй мустах,камкунонии бехатарии чамъиятй, таъмини амнияти шахсии шахрванд ва мустах,камкунонии макомоти х,окимияти нав дар чойх,о ба х,исоб меравад.

Калидвожах,о: шуъба, милитсия, %укумат, воуид, сохтор, мацомоти коруои дохили, маълумот, ташаккул.

SOME FEATURES OF THE COMPLETION OF THE ORGANIZATIONAL FORMATION OF THE POLICE IN TAJIKISTAN

The article highlights the issues of organizing the People's Commissariat of Internal Affairs of the Tajik Autonomous Soviet Socialist Republic, the peculiarities of completing the organizational formation of the militia, as well as the struggle of militia officers with crime. Despite the difficult economic situation the leadership of the PSIA of the republic, the regional militia rendered feasible assistance in all respects. It is further noted that in the early years of the creation of the Tajik ASSR, the absence of a unified republican legislation regulating the activities of the police not only hindered the centralization of management, but also represented serious obstacles to strengthening the rule of law.

It is also indicated that one of the important issues for law enforcement agencies was the strengthening of public security, ensuring the personal safety of citizens and strengthening the bodies of the new government on the ground.

Key words: about otdel police , government, state, structure, authority, education, employment.

Маълумот дар бораи муаллиф: Имомёрбеков Атобек-номзади илм^ои таърих, докторанти шуъбаи таърихи навтарини Институты таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи миллии илм^ои Точикистон.Тел: (+992) 907-144365. E-mail: atobek@ mail.ru

Informatioh about the author: Imomyorbekov Atobek-Candidate of Historical Sciences, Doctoral student of the Department of Modern History of the Institute of Historydepartment of modern history of the A. Donish Institute of History, Archeology and Ethnography named after. Телефон:(+992) 935559344. E-mail:atobek@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.