Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИЛИЦИИ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В ТАДЖИКСКОЙ АССР'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИЛИЦИИ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В ТАДЖИКСКОЙ АССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НКВД / РЕВКОМ / КОДЕКС / ПРИКАЗ / УГОЛОВНЫЙ РОЗЫСК РАБОЧЕКРЕСТЬЯНСКАЯ / КУРБАШИ / БАСМАЧЕЙСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хокироев А.Ю.

В данной статье автор проводит историко-правовой анализ деятельности милиции в районах Северного Таджикистана, как органа государственной власти. Роль милиции по уничтожению басмаческих шаек, подготовка и воспитание милицейских кадров, а также меры по укреплению общественной и личной безопасности граждан и укреплению советской власти в населенных пунктах области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF POLICE OF NORTHERN TAJIKISTAN IN 1924-1929 YEARS

In the given article author analyses historical-legal activity of the northern department of the Tajik militia, such a total government member. He tries to show the key role of the Tajik northern militia in the deleting of the criminal groups, like qurbashi and basmachi and increasing of the Soviet Government in that area.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИЛИЦИИ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В ТАДЖИКСКОЙ АССР»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИЛИЦИИ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В ТАДЖИКСКОЙ АССР

ХОКИРОЕВ А.Ю.

Академия МВД Республики Таджикистан

В ноябре 1924 г. на заседании Ревкома Узбекской ССР был создан Ревком Таджикской АССР, состоящий из 15 человек, на первом заседании которого 7 декабря 1924 года было создано Правительство Таджикской АССР и определена организационная структура государственного аппарата республики.

Для борьбы с преступностью в республике, а также в связи с необходимостью уничтожения басмаческих шаек, которые проникали на территорию Таджикской АССР из Афганистана, НКВД Таджикской АССР занялся организацией государственной милиции. На территории Северного Таджикистана процесс формирования государственной милиции продолжался до середины 1926 года [9.87].

В этот исторический период басмаческое движение на территории Северного Таджикистана потеряло свою контрреволюционную направленность, и рассматривалось как совокупность бандитских шаек для грабежей и разбоев [10.93].

6 февраля 1925 года на заседании Ревкома Таджикской АССР Ярмухаммедов и Ижевский докладывали о состоянии милиции в Таджикистане. В докладе отмечались недостатки в работе, связанные с нехваткой квалифицированных кадров, лошадей, оружия и патронов, обмундирования. Докладчики были также озабочены из-за отсутствия оперативной связи с центральным руководством в случае необходимости по поводу решения различных вопросов, из-за нехватки нормативной и методической литературы.

В качестве резолюции заседание приняло решение об установлении бесперебойного снабжения различными видами довольствия органов милиции; о проведении планового обследования в Пенджикентской и Истравшанской районных милиций; о создании на территории области школы младшего милицейского состава для подготовки милицейских кадров на местах; о необходимости усиления учебной, воспитательной и просветительской работы среди сотрудников милиции [10.98].

Подготовка и воспитание милицейских кадров проходило в соответствии с правовыми актами Совнаркома. Главными документами в этом направлении были приказ Совнаркома от 29 января 1918 г. «Об образовании запасного кадра и реорганизации милиции» и проект Положения «Об организации кадров милиции для городов и уездов Туркестанского края».

В соответствии с требованиями данных нормативных документов, жителям Туркестанского края в возрасте от 21 до 45 лет, желающим проходить службу в милиции, необходимо было пройти обучение на двухмесячных курсах и по итогам обучения сдать экзамен. По результатам экзамена принималось решение о принятии кандидата в ряды милиционеров.Кроме результата экзамена, учитывались также нравственные качества соискателя: смелость, отзывчивость, дисциплинированность, хладнокровие, верность воинскому долгу. К милиционеру предъявлялись требования по знанию правил составления актов в различных случаях нарушения общественного порядка или норм законодательства, а также по наличию различных боевых навыков (например, по обращению с холодным и огнестрельным оружием) [13.48].

Правительство Туркестанской АССР проводило значительную агитационную работу для привлечения местного населения к работе в государственных органах, в частности, к работе в милиции. В дальнейшем местными органами власти была продолжена политика пополнения милиции представителями коренных национальностей. 7 декабря 1921 года СНК Туркестанской республики на своем заседании занимался обсуждением вопроса о состоянии милиции в республике, в результате чего вынес постановление об укомплектовании милиции преимущественно представителями коренного населения [14.26]. Такая политика была осуществлена в тридцати четырех городских отделах милиции Туркестана, в двадцати шести уездных отделах милиции, а также в девяноста двух районных отделах милиции Туркестанской республики [10.114].

В соответствии с приказом № 329 от 9 декабря 1924 г. в Таджикской АССР было создано особое государственное политическое управление (ОГПУ), которое включало особые части войск, участвовавших в подавлении контрреволюционных мятежей и бандитизма. Согласно материалам Центрального государственного архива, ОГПУ создавало и контролировало аттестационную комиссию по аттестации всего личного состава милиции. До декабря 1924 г. продолжалось создание уполномоченных органов ГПУ в различных районах Таджикистана. [7.65]

Органы охраны общественного порядка в Таджикской АССР имели следующую структуру: Народный комиссариат внутренних дел, под руководством которого функционировали следующие подразделения: отделение политического розыска по борьбе с контрреволюцией и басмаческим движением, отделение милиции, осуществляющее защиту личности граждан и их имущественных интересов, и уголовный розыск.

Особенностью деятельности следователей можно назвать тот факт, что она регламентировалась УПК РСФСР, в соответствии с которым предварительное следствие являлось обязательным по шестидесяти трем составам преступлений [1.123-125].

В 1924-1926 гг. советское уголовное право имело важное значение для установления советской государственной власти на большей части Туркестанской республики. Этот процесс являлся очень значительным потому, что во время проведения национально-государственного размежевания и создания Таджикской АССР, наблюдалось большое количество сторонников восстановления власти эмира и законов шариата, пытавшихся воспрепятствовать процессу создания новой, советской государственности. В это время в горных районах Матчи продолжалась деятельность басмаческих банд и других преступных группировок, терроризирующих население, мешающих работе государственных органов, мирному строительству и развитию таджикского общества.

В этот период времени государственными органами республики нередко принимались уголовно-правовые нормы, сформулированные как обращения и призывы к трудящимся республики. Например, для усиления борьбы с басмачеством и его пособниками, органы НКВД издали постановление, по которому тех граждан, которые будут замечены в прямой или косвенной связи с басмачеством (особенно строго данное положение касалось работников советских и государственных органов), являются врагами народа. Выявление таких граждан входило в обязанности милиции [12.36].

Представители власти, которые дискредитировали идею советской власти о равенстве всех перед законом и были уличены в получении взятки, злоупотреблении служебным положением, недобросовестном исполнении служебных обязанностей несли строгое наказание в виде снятия с должности, а в некоторых случаях привлекались к уголовной ответственности.

Было принято большое количество нормативно-правовых актов по амнистированию жителей республики, которые воевали против советской власти на стороне басмачей из-за боязни за свою жизнь и жизнь своих близких или были введены в заблуждение о политике и задачах советской власти.

В соответствии с законом об амнистии, всем беднякам, ранее состоявшим в рядах басмачей в качестве рядовых джигитов, которые во время военных действий добровольно сложили оружие и прекратили воевать против советской власти, было гарантировано освобождение от ответственности и неприкосновенность. Граждане, продолжавшие преступную деятельность, имели статус врагов народа и беспощадное преследование, и наказание [12.30].

В 1925-1926 гг. в Северном Таджикистане актуальным вопросом для органов правопорядка являлись меры по укреплению общественной и личной безопасности граждан и укреплению советской власти в населенных пунктах области. Для этих целей были созданы более

многочисленные и хорошо вооруженные отряды милиции, в обязанности которых входило оперативное реагирование на совершенные преступления, прибытие на места происшествия, обеспечение правопорядка и т.д.

Важной проблемой при формировании отрядов советской милиции являлась проблема кадров: не хватало грамотных специалистов, знающих русский и таджикский языки. Однако трудности с кадрами преодолевались благодаря прибытию милиционеров из различных городов РСФСР. Рабоче-крестьянская милиция РСФСР оказывала помощь Таджикистану, путем направления в Таджикскую АССР кадров высокой квалификации [6.35].

Необходимо было бороться с нарушениями тех лиц, обладавших ответственными должностями в государственном аппарате республики, за которые уголовным законодательством не предусматривалась ответственность. Для этого в феврале 1925 г. Ревком учредил дисциплинарный суд. Суровое наказание ожидало должностных лиц за спекуляцию, взяточничество, бюрократизм. А за проведение шпионажа, связь должностных лиц с басмачами была предусмотрена высшая мера наказания - смертная казнь [8.17].

Перед сотрудниками государственного аппарата стояла сложная задача: одновременно заниматься развитием социально-экономической сферы республики, бороться с врагами советской власти и включаться в борьбу с новыми басмаческими силами. Так, главарь басмачей Фузайл Максум в 1925 г. организовал и собрал вокруг себя отряд в несколько тысяч человек, который действовал в центральных районах Таджикистана [15.203-213].

По причине усиления басмаческого движения, Президиум Ревкома Таджикистана принял решение 13 марта 1926 г. о создании частей иррегулярной, или временной милиции для более эффективной борьбы с басмачами. Выполнив, в основном, свою функцию, отряды иррегулярной милиции просуществовали до 1927 г.

Для вооружения сил иррегулярной милиции, военное командование выдавало местным исполкомам оружие и огнеприпасы и, наравне с исполкомом и командованием иррегулярной милиции несло ответственность за сохранность оружия. Кроме того, военное командование обеспечивало дополнительные вооруженные отряды красноармейцев, в случае проникновения на территорию района или области, мощной и хорошо вооруженной басмаческой группировки, процесс активной борьбы с этими группировками брали на себя все вооруженные силы, дислоцированные на данной территории. В этом случае все отряды иррегулярной милиции переходили в подчинение

НКВД, при необходимости получая инструкции от военного командования [10.71].

Личный состав отрядов иррегулярной милиции во время выполнения боевых заданий вел политическую и просветительскую работу с населением. Руководители отрядов иррегулярной милиции выезжали на встречи с жителями кишлаков, беседовали с дехканами, проводили мероприятия совместно с населением.

В своих многочисленных трудах Н.Д.Назаров отмечает, что личный состав иррегулярной милиции при выполнении своих обязанностей строго придерживался устава и инструкций, установленных для таджикской милиции [11.18]. В дальнейшем материально-техническое обеспечение частей иррегулярной милиции для республики стало затруднительным, к тому же процесс стабилизации социально-политической обстановки на территории республики привел к упразднению иррегулярной милиции в 1927 году из-за отсутствия необходимости в существовании этого подразделения.

Н.Д. Назаров отмечает, что значительные силы басмачей в 1925 г. дислоцировалось в труднодоступных районах Горной Матчи. Для борьбы с басмачами в этом районе в 1926 г. был создан отряд особого назначения, включающий сотрудников милиции и красноармейцев, причем состоял он почти целиком из коммунистов и комсомольцев.

В связи с желанием окончательно искоренить басмачество, 26 января 1926 г. ревком Таджикской АССР призывал всех трудящихся республики принять участие в этой борьбе. 11 апреля 1926 г. ревком разработал план мощной ударной компании, которая была реализована силами советской и иррегулярной милиции, а также красноармейцами.

Смелость милиционеров и бойцов Красной Армии невозможно переоценить. По воспоминаниям участника этого трудного рейда против басмачей, однажды разведчики особого отряда заметили хорошо вооруженную и многочисленную банду басмачей, имевшую на вооружении пушки. Во время перестрелки с противником обнаружилось преимущество басмачей. Надежда на победу появилась, когда часть отряда, обойдя басмачей с тыла, внезапно обстреляла их из ручных пулеметов. Басмачи, под руководством бывшего царского офицера, который был правой рукой курбаши, долго пытались держать оборону, видя свое значительное численное преимущество. Лишь через несколько часов басмачи отступили» [3.32].

Органам милиции Северного Таджикистана, равно как и других областей Таджикской АССР, давалось право расстрела без суда и следствия в отношении следующих лиц:

-пойманных с оружием во время налетов и боев;

-пойманных с оружием при осуществлении ограбления;

-пойманных в момент доставки басмачам боеприпасов, оружия, продовольствия» [4.64].

К лицам, которых признавали социально опасными, захваченными при доставке продуктов басмачам или с оружием во время боя с сотрудниками милиции, судимыми за участие в бандитских формированиях, можно было применять меру пресечения в виде высылки за пределы республики.

Именно из-за применения строгих карательных мер, доблести и самоотверженности милиционеров, почти все басмаческие формирования и контрреволюционные силы в период 1926-1927 гг. в населенных пунктах Северного Таджикистана были ликвидированы. С остатками басмаческих сил, которые действовали в горных районах Матчи до конца 20-х годов прошлого века, боролись силами правоохранительных органов.

В Уголовный кодекс Узбекской ССР, который действовал на территории Таджикской АССР, поскольку она входила в состав Узбекской ССР на правах автономной республики, были внесены статьи и нормы, криминализировавшие закрепощение женщин на основе религиозных или феодальных бытовых предрассудков, которые могут выражаться в моральном или физическом насилии над личностью женщины. Действия, препятствующие раскрепощению женщин, санкционировались в виде лишения свободы на срок от трех лет и более. Если имелись отягчающие обстоятельства, могла применяться высшая мера наказания. Также была криминализирована уплата калыма: наказание за это действие или аналогично за получение калыма предусматривало лишение свободы или направление на принудительные работы в течение года [1.123-125].

С целью снижения уровня преступности, на который влияет уровень потребления алкогольных напитков, органы советской власти в Таджикской АССР ограничивали производство, продажу и употребление спиртных напитков. Декрет Ревкома Таджикской АССР от 19 марта 1925 г. запретил населению изготовление и сбыт вина, водки и других спиртосодержащих напитков. С этой же целью было принято постановление, запрещающее продажу спиртных напитков несовершеннолетним. Был установлен запрет на продажу алкоголя в буфетах и столовых учреждений и организаций, и в общественных местах. Данная мера была связана с тем, что многие преступления совершались в состоянии алкогольного опьянения, особенно хулиганство в общественных местах, грабежи и кражи.

По данным архивов, в двадцатые годы прошлого века наиболее распространенными преступлениями в городах Канибадам и Ура-Тюбе были грабежи и кражи. Например, в городе Канибадам: «...ограбление кассы сельскохозяйственной артели «Рох,и нав» в сентябре 1926 года в сумме 85000 рублей, совершено путем нанесения телесных повреждений

средней тяжести сторожу артели. Преступление было раскрыто уголовным розыском, было задержано четыре преступника» [16].

Данный факт свидетельствует об успешной оперативно-розыскной деятельности сотрудников уголовного розыска того времени.

Важной составляющей работы органов милиции Северного Таджикистана являлась борьба с детской беспризорностью. Дети и подростки, которые оказались на улице из-за гибели родителей, тяжелого материального положения и по ряду других причин, пополняли собой ряды преступников, принимая участие в различных преступлениях, от краж до тяжелых убийств. Такие дети и подростки привыкали к асоциальному поведению, отставали в развитии от сверстников [5.28].

Задача органов милиции Северного Таджикистана состояла в выявлении таких детей и подростков, передавая их Деткомиссиям, которые далее направляли беспризорных детей в детские дома и трудовые коммуны, где организовывалось проживание, учеба и профессиональное обучение таких детей [2.4366-4370].

Сотрудники милиции раскрывали и пресекали преступления связанные с хищениями в детских учреждениях, а также выявляли оставшихся без родителей беспризорных детей, совершавших мелкие правонарушения на базарах и вокзалах. В 1925 г. в составе НКВД Таджикской АССР для работы с детьми были сформированы специальные подразделения, которые в дальнейшем были преобразованы в действующие в наши дни подразделения по делам несовершеннолетних под патронажем органов милиции.

Архивные материалы и данные историков свидетельствуют о том, что в период 1924-1926 гг. милиция Таджикской АССР осуществляла борьбу с басмаческими формированиями и другими контрреволюционными элементами, а после 1926 года переходит к выполнению свойственных ей функций, деятельность милиции приобретает четкие правовые формы.

Таким образом, рассматривая деятельность милиции Северного Таджикистана по борьбе с преступностью, можно отметить, что в период 1924-1929 гг. советская милиция являлась государственным органом охраны общественного порядка, базирующаяся на единых организационных основах. Для целей борьбы с басмачеством в 1926 г. в дополнение к регулярной милиции в Северном Таджикистане была создана иррегулярная милиция, которая, выполнив свои функции, была расформирована в 1927 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрусенко, Е.И., Муллаев, М.М. Некоторые вопросы системы Особенной части Уголовного кодекса Таджикской ССР / Е.И. Андрусенко,

М.М. Муллаев // Вопросы кодификации законодательства Таджикской ССР. - Душанбе, 1961. - Вып. 7. - С. 123-125.

2. Бас, Ю.О. Борьба с детской беспризорностью в 20-30-е годы XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -Т.13. - С. 4366-4370.

3. Джалилов Т.А. На страже народных интересов (Из истории борьбы за установление власти Советов в Туркестане в период 1918- 1924гг). - Ташкент: «Госиздат Узбекской ССР», 1963.-78с.

4. Джалтиев, М.Д., Рустамбаев, М.Х., Якубов, А.С. Концепция законодательства Республики Узбекистан о преступлениях и наказаниях / М.Д. Джалтиев, М.Х. Рустамбаев, А.С. Якубов.- Ташкент, 1994.-64 с.

5. Егорькова, И.А. Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в 1918-1935 гг.: дисс. ... к.и.н. - Вл., 2011.-272с.

6. Зевелев А.И. Историография Советского Туркестана (Историография и источники по истории гражданской войны в Туркестане). - Ташкент, 1968.185 с.

7. Каширина Т.В. Начало пути (о деятельности Революционного комитета Таджикской АССР 1924-1926 гг.) - Душанбе: Ирфон, 1987.- 220с.

8. Кахаров А.А. Правоохранительная система Таджикской АССР (1924-1929гг.).-Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Душанбе, 1999, с.10.

9. Мулукаев Р.С. Организационно-правовые основы становления Советской милиции (1917-1924гг.). - М.: Академия МВД СССР. 1975.-108 с.

10. Назаров Н.Д. История таджикской милиции: Этапы становления, развития и совершенствования. - Душанбе, 2005. -249 с.

11. Назаров Н.Д. Организационно-правовые основы становления и

развития милиции Таджикистана (1917-2006 гг.). Автореф. дисс.....докт. юр.

наук. - М., 2007. - 62 с.

12. Назаров Н.Д., Абдулов А.М. Некоторые вопросы историографии таджикской милиции советского периода (1917-1991 гг.). // Вестник национального университета. - Душанбе, № 1, 2005. - с.36.

13. Пиндюрина Н., Акопян А. В суровые годы военной интервенции и гражданской войны // Советская милиция. - 1957, № 8. - С.48.

14. Патрунов Ф.Г. По Таджикистану. - М.:«Профиздат», 1987. -233 с.

15. Шамсутдинов Р.Т. Советы и ревкомы Туркестана в защите завоеваний революции (1918-1923 гг.). В кн. Защита завоеваний социалистических революций. - М:, Наука, 1986.-250 с.

16. ЦГА РТ, ф.10, оп.1, д.230. Доклад о работе уголовного розыска в г. Канибадаме.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИЛИЦИИ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В

1924-1929 г.г.

В данной статье автор проводит историко-правовой анализ деятельности милиции в районах Северного Таджикистана, как органа государственной власти. Роль милиции по уничтожению басмаческих

шаек, подготовка и воспитание милицейских кадров, а также меры по укреплению общественной и личной безопасности граждан и укреплению советской власти в населенных пунктах области.

Ключевые слова: НКВД, ревком, кодекс, приказ, уголовный розыск рабоче-крестьянская, курбаши, басмачейство.

ФАЪОЛИЯТИ МИЛИТСИЯИ ТОЧИКИСТОНИ ШИМОЛЙ ДАР

СОЛ^ОИ 1924-1929

Дар маколаи мазкур муаллиф тахлили таърихй-хукукии милитсияи шимоли Точикистонро хдмчун макомоти давлатй оварда, накши милитсияро дар нобуд сохтани дастах,ои босмачигарй, инчунин дар хусуси омода ва тарбия кардани кормандони милитсия, дар бораи чорах,ои бехатарй оид ба тартиботи чамъиятй ва амнияти шахрвандон, хдмчунин мустахкам намудани Докимияти Шуравиро дар худуди шахру нохияхои шимоли Точикистон нишон додааст.

Калидвожахо: КХКД, комиссияи тафтишоти, кодекс, фармон, кофтукови циноятй, коргару дещон, комиссариати халкц, курбоши, босмачи.

ACTIVITY OF POLICE OF NORTHERN TAJIKISTAN IN 1924-1929 YEARS

In the given article author analyses historical-legal activity of the northern department of the Tajik militia, such a total government member. He tries to show the key role of the Tajik northern militia in the deleting of the criminal groups, like qurbashi and basmachi and increasing of the Soviet Government in that area.

Key words: The Public Committee of the Internal Affairs, the Revolution Committee, Code, Command, Criminal search, The worker's-peasantry, The Public Commissariat.

Сведения об авторе: Хокироев А.Ю. - начальник кафедры общественных дисциплин факультета № 4 Академии МВД Республики Таджикистан, полковник милиции. Телефон: (+992) 927053223. Е-mail: hokiroev-1966@mail.ru

Маълумот дар бораи муаллиф: Хокироев А.Ю. - сардори кафедраи фанхои чамъиятии факултети № 4 Академияи ВКД Ч,умх,урии Точикистон, полковники милитсия. Телефон: (+992) 927053223. E-mail:hokiroev-1966@mail.ru

Information about the author: Khokiroev A. U.-the Head of the Society Subjects of the 4th Faculty of the Academy of Ministry of Internal Affairs, Colonel of the Militia. Telephone: (+992) 927053223. E-mail: hokiroev-1966@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.