Научная статья на тему 'Процессы преобразования классических СМИ и возникновение нового сегмента медиасистемы Европы'

Процессы преобразования классических СМИ и возникновение нового сегмента медиасистемы Европы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1256
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MéDIAS DE MASSE / FABRICANT DE L''INFORMATION / RéORGANISATION / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ / СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / MASS MEDIA / MOBILE INTERNET / MEANS OF COMMUNICATION / MANUFACTURER OF INFORMATION / INTERACTIVE COMMUNICATIONS / REORGANIZATION / INTERNET MOBILE / MOYENS DE COMMUNICATION / COMMUNICATIONS INTERACTIVES / MEDIEN / KOMMUNIKATIONSVERFAHREN / INFORMATIONESHERSTELLER / INTERAKTIVE KOMMUNIKATION / REORGANISATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Москвина Ж. О.

Мобильная революция пришлась на начало XXI века и привела к тому, что средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации приобрели сначала дополнение в виде мобильного интернета, превратившегося затем в новое ответвление мобильные СМИ. Все это в целом поменяло лицо журналистики. Классические формы профессии стали активно преобразовываться. Родилась мобильная журналистика, позволившая в режиме реального времени любому человеку участвовать в процессе создания социально значимой информации. Опираясь на мобильные технологии, простые граждане создали альтернативу привычным СМИ образца XXвека, некую новую медиа-империю. Средства массовой информации (печать, радио, телевидение), исключающие активное взаимодействие производителя информации и его аудитории, вынуждены были видоизменяться под нажимом новых технологий и потребностей аудитории. Интернет, сначала стационарный, а потом мобильный, следуя тенденциям спроса, сформировался как инфраструктура интерактивной мировой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIC MEDIA TRANSFORMATION PROCESSES AND ORIGIN OF NEW MEDIA SYSTEM SEGMENT IN EUROPE

Mobile revolution took place at the beginning of XXI century resulting from which the mass media (MM) as mass communication means has first acquired an addition in the form of mobile Internet and then transformed into a new branch mobile media. All that has changed the whole face of journalism. Classic forms of the profession have also actively transformed. A mobile journalism got born that made it possible for any person to participate on-line in creation of socially relevant information. Using the mobile technology, ordinary citizens have created an alternative to usual MM sample of the XX century, some new media empire. Usual MM (press, radio, television) where active interaction between information manufacturers and the audience is excluded were forced to change under pressure of new technologies and demands of the audience. Following the demand trends, Internet, initially stationary and then mobile, has emerged as global infrastructure of interactive communication.

Текст научной работы на тему «Процессы преобразования классических СМИ и возникновение нового сегмента медиасистемы Европы»

с

ИННОВАЦИИ

ПРОЦЕССЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКИХ СМИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОГО СЕГМЕНТА МЕДИАСИСТЕМЫ ЕВРОПЫ

CLASSIC MEDIA TRANSFORMATION PROCESSES AND ORIGIN OF NEW MEDIA SYSTEM SEGMENT IN EUROPE

Ж. О. Москвина,

соискатель

Мобильная революция пришлась на начало XXI века и привела к тому, что средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации приобрели сначала дополнение в виде мобильного интернета, превратившегося затем в новое ответвление - мобильные СМИ. Все это в целом поменяло лицо журналистики. Классические формы профессии стали активно преобразовываться. Родилась мобильная журналистика, позволившая в режиме реального времени любому человеку участвовать в процессе создания социально значимой информации. Опираясь на мобильные технологии, простые граждане создали альтернативу привычным СМИ образца XXвека, некую новую медиа-империю. Средства массовой информации (печать, радио, телевидение), исключающие активное взаимодействие производителя информации и его аудитории, вынуждены были видоизменяться под нажимом новых технологий и потребностей аудитории. Интернет, сначала стационарный, а потом мобильный, следуя тенденциям спроса, сформировался как инфраструктура интерактивной мировой коммуникации.

Mobile revolution took place at the beginning of XXI century resulting from which the mass media (MM) as mass communication means has first acquired an addition in the form of mobile Internet and then transformed into a new branch - mobile media. All that has changed the whole face of journalism. Classic forms of the profession have also actively transformed. A mobile journalism got born that made it possible for any person to participate on-line in creation of socially relevant information. Using the mobile technology, ordinary citizens have created an alternative to usual MM sample of the XX century, some new media empire. Usual MM (press, radio, television) where active interaction between information manufacturers and the audience is excluded were forced to change under pressure of new technologies and demands of the audience. Following the demand trends, Internet, initially stationary and then mobile, has emerged as global infrastructure of interactive communication. Révolution mobile a eu lieu au début du XXIe siècle résultant de laquelle les médias de masse (MM) en tant que moyens de communication de masse avons d'abord acquis un complément sous la forme de l'Internet mobile et puis avons se transformée en une nouvelle branche - les médias mobiles, tout ce qui a changé la face du journalisme. Les formes classiques de la profession ont également activement transformé. Un journalisme mobiles se sont né qui a rendu possible pour toute personne de participer en ligne dans la création de l'information socialement pertinente. En utilisant la technologie mobile, les citoyens ordinaires ont créé quelque empire des nouveaux médias comme une alternative à l'échantillon MM habituelle du XXe siècle. MM habituelle (presse, radio, télévision) où l'interaction active entre les fabricants de l'information et le public est exclu ont été obligés de changer sous la pression des nouvelles technologies et conformement aux exigences de l'auditoire. Après les tendances de la demande, l'Internet, initialement stationnaire et puis mobiles, a émergé comme l'infrastructure mondiale de communication interactive. Mobile Revolution fand am Anfang des XXI Jahrhunderts statt, als Folge von deren die Massenmedien (MM) als Massenkommunikationsverfahren haben zuerst einen Zusatz in Form von mobilen Internet erworben und dann umgewandelte sich in ein neuen Zweig - mobile Medien. All das hat das ganze Gesicht des Journalismus verändert. Klassische Berufsformen haben auch aktiv umgesetzt. Ein mobiler Journalismus bekam geboren, das es ermöglichte, für jede Person an on-line in der Schöpfung von gesellschaftlich relevanten Informationen zu beteiligen. Mit der mobilen Technologie haben die Bürger eine Alternative zu den üblichen MM Probe des XX Jahrhunderts gehabt, einige neue Medien-Imperium wurde geschaffen. Übliche MM (Presse, Rundfunk, Fernsehen), wo aktive Interaktion zwischen Informationsherstellern und das Publikum ausgeschlossen ist, wurde unter dem Druck der neuen Technologien und Anforderungen des Publikums gezwungen, sich zu verändern. Im Anschluss an die Nachfragetrends, Internet, zunächst stationär und dann mobil, hat sich als globale Infrastruktur der interaktiven Kommunikation entstanden. Ключевые слова: средства массовой информации, мобильный Интернет; средство коммуникации; производитель информации; интерактивные коммуникации, реорганизация.

Key words: mass media, mobile Internet, means of communication, manufacturer of information; interactive communications, reorganization. Mots clefs: médias de masse, Internet mobile, moyens de communication, fabricant de l'information, communications interactives, réorganisation.

Schlüsselwörter: Medien, mobile Internet, Kommunikationsverfahren, Informationeshersteller, interaktive Kommunikation, Reorganisation.

В последние годы система средств массовой информации многих стран претерпевает серьезные изменения. Стремительное проникновение мобильных технологий в сферу обработки и подачи информации рождает существенные преобразования в структуре медиасистемы стран, влияет на процесс трансформации традиционных СМИ. Я.Н. Засурский в статье «Медиасистемы XXI века и новая философия журналистского образования» пишет «Начало XXI века ознаменовалось новыми

переменами в процессе развития информационных и коммуникационных структур, оказывающими огромное влияние на медиасистемы. Беспроводной доступ к интернету и мобильная телефонная связь - ключевые элементы в новых тенденциях, наблюдаемых в медиасистемах в первые годы нового столетия» 1.

Следует особо отметить следующие основные процессы преобразования традиционных медиасистем.

1 Засурский Я.Н. «Медиасистемы XXI века и новая философия журналистского образования» http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag. nsf/BPA/0766bbe71d5fae64c325719400318c9b

Ж. О. Москвина

Процессы преобразования классических СМИ и возникновение нового сегмента медиасистемы Европы

Дигитализация 1 подразумевает перевод содержания СМИ (текстовой или аудиовизуальной информации) в цифровой формат. При помощи оцифровки продукт попадает в особую коммуникативно-информационную Интернет-среду, стирая различия между отдельными СМИ.

Конвергенция 2, в первую очередь, это - слияние технологий, позволяющее доставлять информацию аудитории, во вторую, - соединение разобщенных средств массовой информации и коммуникации, что, в свою очередь, радикально меняет мир СМИ, рождая новые интегрированные жанровые формы, например инфотейнмент (information + entertainment), эдютейнмент (education + entertainment) или инфор-ториал (information + editorial). Конечно же, конвергенция подразумевает под собой слияние медийных рынков и интеграцию телекоммуникационного сектора с информационно-компьютерными технологиями.

Глобализация представляет собой стремление мира к взаимозависимости и открытости; говоря о глобализации. Томас Фридман 3, говоря о «плоскости» мира, в частности, вывел новую формулу современного мирового устройства 4. Известный обозреватель газеты «New York Times» считает, что для современных коммуникативных технологий не существует географии. Третья стадия глобализации, в которой находится мир 10-х гг. XXI века, по его словам, подразумевает переход коммуникаций на цифровой формат, их мобилизацию и превращение в сеть. Мир глобализированной коммуникации является гигантской пользовательской поверхностью, на которой не существует технически «особенных» мест, не существует иерархий. Основой этого нового мироустройства становится информация. Вальтер Беньямин 5 так охарактеризовал современность: «Почти ничто из происходящего не превращается в рассказ, почти все становится информацией» 6. Теперь bit становится новой мерой восприятия реальности современности. «It from bit» - так звучит девиз сегодняшнего дня, сформулированный американским физиком-теоретиком Джоном Уиллером 7.

Мобильный телефон в эпоху ЫГа представляет собой уже не просто средство связи, а скорее действительно неотъемлемую составляющую человеческого бытия.

Еще в 1949 году Эрнст Юнгер в романе «Гелиополис» 8 описал коммуникационный девайс «фоно-фор». Это великое изобретение давало человечеству техническую возможность перманентного общения, являло собой и удостоверение личности, и компас, и приёмник новостных лент всех существующих информационных агентств, и архив любых, когда-либо опубликованных электронным путем текстов. Фонофор был и газетой, и библиотекой, и словарем. Сфантазированное в середине прошлого века устройство сегодня стало реальностью. Жители Европы с каждым годом все меньше используют мобильный телефон только для разговоров. По данным компании Comscore 9 жители туманного Альбиона лишь в 8% случаев используют мобильный телефон для классического голосового общения, а в 46% обращаются при помощи телефонного аппарата к мобильным медиа (рис. 1).

□ Разговор

В SMS vi не мобильные медиа

□ Мобильные медиа

Рис. 1. Использование мобильного телефона (Великобритания)

В других странах Западной Европы картина использования мобильного телефона представлена на диаграмме рис. 2.

Разговор:

□ Разговор

О SMS и не мобильные медиа

□ Мобильные медиа

медиа; 49.3%

Рис. 2. Использование мобильного телефона (Германия, франция, Италия, Испания)

1 От англ. digitalisation - цифровизация.

2 От латинского convergere - приближаться, сходиться.

3 Американский журналист New York Times, трехкратный лауреат Пулитцеровской премии // http://www.thomaslfriedman.com/

4 Thomas L. Friedman. The World Is Flat: A Brief History of the Twenty-first Century // http://www.bookshunt.ru/b81048_the_world_is_ flat_3.0_a_brief_history_of_the_twenty_first_century

5 Немецкий философ, социолог, литературный критик.

6 Gesammelte Briefe. Bände. Frankfurt/M., 1995-2000.

7 John A. Wheeler, 1990, «Information, physics, quantum: The search for links» in W. Zurek (ed.) Complexity, Entropy, and the Physics of Information. Redwood City, CA: Addison-Wesley.

8 Утопия и антиутопия XX века. Гелиополис. М.: Прогресс, 1992.

9 www.comscore.com

Научно-практический журнал

март-май 2012

МИР

Мобильная связь, благодаря PSDI (Personal Sensory Device Interfaces), высокоскоростному протоколу мобильной передачи данных, позволяет сегодняшним игрокам информационного поля предоставлять качественно новый информационно-коммуникативный продукт, ставший в начале XXI века обязательной частью медийной структуры стран Западной Европы: мобильные медиа.

Мобильные медиа представляют собой совокупность всех существующих в мобильном информационном пространстве средств массовой информации и коммуникации.

Первая возможность ознакомиться с содержанием мобильных медиа была предоставлена пользователям в 1998 году через CSD - соединение, заставляющее потребителя ждать по несколько минут загрузки страницы. Спустя два года на рынке технологических новинок появилась система GPRS, позволившая абонентам BT Cellnet, одной из четырех крупнейших британских сотовых компаний, получать доступ к мобильному контенту на гораздо больших скоростях. Тогда же появились и 3G сети. Именно в этом году сеть третьего поколения была запущена в коммерческую эксплуатацию в Южной Корее. По данным статистики, в конце 2000 года 1 сети третьего поколения были распространены в 75 странах, а пользователей услуг 3G было около 300 миллионов. Однако использовать данную сеть в полном объеме стали только в 2002 году, а в 2004 году был запущен браузер Opera-Mini, значительно облегчивший жизнь любителям мобильного интернета. Все эти технические инструменты позволили абонентам знакомиться с миром мобильного интернета, который на том этапе развития представлял собой разношерстную информационно-развлекательную смесь низкого технологического качества. К 2000 году возросшие технические возможности мобильной телефонии позволили потребителю принимать всевозможную информацию уже на больших скоростях, но мобильные медиа все еще не имели четкой структуры и были направлены на безликую аудиторию. С началом эры систем 3G потребитель окунулся в лавину предоставляемого круглосуточно контента сотни теле- и радиоканалов, тысячи газет и журналов, электронной рекламы и социальных сетей. Жизнь стала отныне радикально меняться. Эра «тотальной подключенности» пришла на смену эпохи проводного Интернета. Человек отныне стал существовать в неотрывной связи с информационным полем 24 часа в сутки.

В бесконечном потоке информации новых медиа, бывших на тот момент универсального содержания, пользователь XXI века, как ни странно, не растерялся. Исследование, проведённое подразделением компании Cisco 2 по разработке решений для электронного бизнеса (IBSG), показало, что западноевропейские пользователи широкополосных услуг были и остаются заинтересованы в «подключённой жизни» даже больше, чем пользователи из США. Предоставляемые 24 часа в сутки информационные услуги мобильной телефонии считались для жителей Европы настолько необходимыми, что для них выделена отдельная статья расходов из семейного бюджета. «Подключённая жизнь», проводимая в непрерывном доступе к цифровому медиа-контенту в любом месте и в любое время, стала являться нормой для 90% западноевропейских широкополосных пользователей, и лишь 77% опрошенных пользователей США высказали заинтересованность в данной услуге. Особенно любопытным является то, что 42% жителей Западной Европы с удовольствием платили бы дополнительные 3,5 евро за безопасный и простой доступ к домашнему контенту, но на сегодня разработана лишь одна программа, позволяющая совместимым устройствам передавать по домашней сети медиа-контент в режиме реального времени. Стандарт DLNA (Digital Living Network Alliance) соединяет компьютер, мобильный телефон и бытовую электронику в единую цифровую сеть, полем деятельности которой является домашняя локальная сеть. Однако процедура установки данного стандарта сложна и уровень безопасности недостаточно велик, поэтому пользователи ждут новых технических решений.

К началу 2009 года начался следующий этап развития мобильных медиа. Универсальные, всеохватные проекты, адресованные малоизученной аудитории, стали уступать место специализированным, тематическим, адресованным половозрастным группам мобильных СМИ. Возникают бесконечные новостные, социальные, музыкальные, спортивные, женские, молодежные и т.д. мобильные медиа. Осуществляется и связанная с содержательной политикой постепенная замена бизнес-модели мобильных СМИ: проекты, существующие за счет распространения и рекламы, начинают уступать место проектам, живущим на деньги от подписки, абонентской платы или платы за доступ лишь к той информации, которая интересует потребителя. Поэтому и контент становится хорошо структурирован и специализирован.

1 www.cisco.com

2 www.cisco.com

Ж. О. Москвина

Процессы преобразования классических СМИ и возникновение нового сегмента медиасистемы Европы

Мобильный телефон отныне становится самым массовым, всегда включенным медиакоммуника-ционным средством. Сама же мобильная телефония стремительно приобретает черты как медийного ресурса нового поколения и инструмента повышения доходности традиционных СМИ, так и самостоятельного персонального СМИ, чьи персонифицированные и по определению интерактивные рекламно-маркетинговые возможности со временем превзойдут обезличенную традиционную рекламную бизнес-модель привычных телевидения, радио и печати.

Сегодня практически все масс-медиа испытывают на себе сильное влияние мобильной телефонии, которая еще стремительнее, чем персональные компьютеры и Интернет, ворвалась в повседневную жизнь людей несколько лет назад. Печатные версии газет не успевают за течением времени сегодняшнего дня. Дорогостоящий процесс печати, низкий уровень оперативности и ограниченный доступ (например, не купив газету перед самолетом, пользователь не сможет прочитать номер, или же распроданный тираж также не позволит опоздавшему читателю ознакомиться с новостями того или иного издания) - эти факторы делают классический вариант газет и журналов неконкурентоспособным. Радио, вне всякого сомнения, гораздо более оперативно, чем печатные СМИ, но и этому средству массовой информации приходится подстраиваться под приоритеты современного информационного рынка. Появление и растущая популярность стационарного интернета породила бесконечную плеяду сайтов радио-компаний с текстовой, визуальной и аудио-информацией; затем, пользуясь техническими возможностями мобильной связи, стали появляться и радио-каналы в формате мобильного вещания. Телевидение также было вынуждено выстраивать новые взаимоотношения с современной аудиторией, желающей не только получать объективную информацию оперативно, но и создавать ее. В свете потребительских приоритетов, стали появляться мобильные версии ведущих европейский каналов в формате мобильного девайса, предполагающие высокий уровень интерактивности.

Мобильные технологии расширяют сегодня возможности классических СМИ, и они подарят новую жизнь в будущем. Оперативность, интерактивность и возможность влиять на контент делают

мобильные СМК очень популярными. В отличие от классических версий, мобильные дарят пользователям возможность создавать газеты или журналы, радио и телепрограммы, опираясь на личные предпочтения и интересы, меняя, таким образом, потребительское отношение аудитории к СМИ на созидательное.

Следует также отметить влияние мобильных коммуникативных возможностей не только на СМИ, но и на журналистику в целом, поскольку именно сейчас, в 10-е годы нового столетия, мы являемся свидетелями зарождения нового типа журналистики, так называемой мобильной журналистики (журналистика при помощи мобильного телефона). Этот новый тип трудовой деятельности информационного порядка подразумевает под собой не просто техническое оснащение и оперативность, но и принципиально другое философское наполнение. Мобильная журналистика раздвигает рамки, в которых работали профессионалы образца XX века. Отныне информация, производимая и потребляемая «на ходу», дает другую картинку жизни людей. Мир в изображении мобильных журналистов представлен, если можно так выразиться, в 3D формате. Производство информации стало прерогативой теперь не только избранной касты; создавать картину дня теперь стремится каждый.

В этом многоголосье дилетантского и профессионального знания рождается принципиально новый и максимально приближенный к объективной реальности мир. Многовековое стремление человечества к полноценному, многогранному освещению событий, к созданию при помощи СМИ истинной картины мира стало возможным именно сейчас.

Библиографический список

1. Утопия и антиутопия XX века. Гелиополис. М.: Прогресс, 1992.

2. John A. Wheeler, 1990, «Information, physics, quantum: The search for links» in W. Zurek (ed.) Complexity, Entropy, and the Physics of Information. Redwood City, CA: Addison-Wesley.

3. Gesammelte Briefe. Bände. Frankfurt/M., 19952000.

Москвина Ж. О. - соискатель ученой степени, аспирант факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Moskvina J. O. - Competitor for Scientific Degree, Postgraduate, Journalistic Faculty, Lomonosov Moscow State University e-mail: info@idnayka.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.