ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №3
1383
УДК 32
ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© С. М. Поздяева*, З. Ш. Зинатуллина
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (347) 273 66 81.
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные изменения, происходящие в общественном сознании современного российского общества. Выявлены экономические, политические, социальные и культурные предпосылки трансформаций общественного сознания, его новые качественные характеристики, которые необходимо учитывать в процессе современных социальных изме-
Ключевые слова: общественное сознание, предпосылки, модернизация, система ценностей Запада, субъекты модернизации.
Более десяти лет осуществляются процессы модернизации российского общества - в политике, экономике, социальной сфере, культуре. Однако следует указать, что модернизация - это не столько внешние, а в большей степени внутренние социальные изменения. В данной статье речь пойдет о предпосылках, которые способствовали трансформации общественного сознания.
Среди политических предпосылок трансформации общественного сознания можно выделить такие, как: изменение политической системы общества, отсутствие внятной идеологии, возникновение огромного слоя государственной бюрократии (чиновничества), формальная возможность активного участия граждан в политической жизни, правовой нигилизм. «Недавние социологические опросы дают представление о том, каков нынешний запрос населения к власти: в отличие от требований, которые в последние месяцы звучали на московских митингах, чистая политика волнует население значительно меньше, чем вопросы, касающиеся прозы народной жизни. У населения иные страхи, чем у самой власти или у оппозиции. Власть пугает население иностранцами-колонизаторами (вот они придут и станут расхищать богатства нашей страны), а люди боятся произвола и некомпетентности своих доморощенных начальников» [1].
Среди экономических предпосылок трансформации общественного сознания можно выделить такие процессы, как изменение форм собственности (и прежде всего - частной), результатом которого стало возникновение нового социального слоя -предпринимателей, но и такие негативные явления, как инфляция, безработица. Вступление России в 90-е гг. ХХ века в рыночную экономику породило новые изменения общественного сознания с еще более глубокими и кардинальными социальными последствиями: многие люди стали жить в условиях постоянного страха, что их обманут, обворуют, выгонят из собственного дома, лишат работы и т.д.
Одной из важнейших задач экономической модернизации в России стала разработка и внедрение новейших технологий. Однако, на наш взгляд, примером непродуманной модернизации в информационной сфере является безконтрольное использование сети Интернет. Интернет, который созда-
вался как средство извлечения разнообразных знаний через глобальную научную библиотеку, сегодня используется как средство прожигания времени или, в лучшем случае, малозначимой коммуникации.
Когда говорят о модернизации в России, во внимание принимаются лишь самые общие черты и результаты этого процесса: повышение уровня ВВП, развитие инновационной составляющей экономики, синхронное развитие отраслей производства и т.п. Но при этом, как правило, не учитываются другие направляющие этого процесса - социальная и культурная сферы.
Среди социальных предпосылок, оказавших влияние на трансформацию общественного сознания, можно отметить, например, коммерциализацию медицинского обслуживания. Печальные факты фиксируют СМИ и относительно здравоохранения: перешедшая на коммерческие рельсы «скорая помощь» отказывает больным в экстренных услугах. Понятно, что данная ситуация кардинально меняет отношение общества к врачу.
Среди культурных предпосылок, обеспечивших трансформацию общественного сознания, необходимо отметить деструктивную роль западных ценностей и норм, которые не были должным образом поняты россиянами, а потому привели к печальным последствиям. Для современной России свойственен процесс трансформации системы ценностей, характеризующийся ломкой прежней советской системы ценностей и ориентацией на новую, капиталистическую систему. Атмосфера абсурда, возникшая в результате столкновения советских и западных ценностей, не могла не повлиять на общественное сознание: некогда святые символы - «Великая Отечественная война», «Родина», «патриотизм» превратились для некоторых в пустышки, следствием чего стало не только осквернение памятников и традиций советской культуры, но и разрушение всей системы воспитания подрастающего поколения.
Отечественный исследователь Н. Ф. Наумова в работе «Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества?» вводит понятие «социальная цена» реформ и выделяет основные ошибки, характерные для предыдущих российских модернизаций: недооценка роли переход-
нений.
* автор, ответственный за переписку
1384
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
ного периода; непонимание того, что наиболее сложная проблема - не экономическая стабилизация и рост, а их социальная цена; сбой запаздывающей модернизации - не использование исходного, стартового культурного потенциала общества [2, с. 30-31].
Следует отметить, что западные ценности и нормы всегда были чужды русскому народу. В процессе социального реформирования после долгих лет подчинения россиянам предоставили свободу. Парадоксы ее трактовки и использования породили новые противоречия - свобода стала превращаться во вседозволенность при полной атрофии ответственности и отрицании права на такую же свободу рядом живущих людей. Часто понятие свободы и ее установления переносятся на неготовую для этого почву вследствие активности прозападных элит, увлеченных пафосом свободы и мечтающих о свободе как предпосылке развития, преодоления отсталости и превращения своей страны в высокоразвитую [3]. Реакцией на это является повышенная агрессивность и раздражительность, которая усиливает синдром фроммовского «бегства от свободы»: «Для современного человека, - писал Э. Фромм, - свобода имеет двоякий смысл: он освободился от прежней власти и превратился в «индивида», но в то же время стал изолирован и бессилен, стал орудием внешних целей, отчужденным от самого себя и от других людей» [4, с. 219].
Повышение информационной активности соответствующей части общества отнюдь не гарантирует качества такой активности. Напротив, возрастает риск того, что большинство сегодняшних школьников и студентов уже не смогут овладеть методами научного исследования, сбора информации, выделения важного и отсеивания лишнего. То есть они так и не станут «людьми модерна», в том числе потому, что их сознание не было подготовлено к таким изменениям.
Кардинальные изменения, произошедшие в российском обществе, привели к возникновению и закреплению новых характеристик общественного сознания, отличающих его от предшествующих состояний на предыдущих этапах его развития и функционирования.
Так, отечественный социолог Ж. Т. Тощенко выделяет следующие характеристики современного общественного сознания: универсализацию, когда в сознании людей находит отражение убежденность в том, что мир приобретает общие черты, что находит отражение в процессах глобализации, и диверсификацию, когда в рамках общих тенденций увеличивается вариативность ценностных ориентаций, как у населения в целом, так и у различных социальных групп; а также динамичность и критичность. Кроме того, полагает Тощенко, современному сознанию во все большей мере становится присущей и такая характеристика, как увеличение влияния изоляционизма и национализма, уменьшение влияния гуманизма и терпимости [5, с. 4].
С другой стороны, современное развитие России свидетельствует, что наряду с глубинными и неоднозначными изменениями в политике и экономике растет воздействие общественного сознания на процессы, происходящие как в стране, так и в мире: оно приобретает все более значимую, а нередко и решающую роль в осуществлении многих общественных преобразований. Общественное сознание во все большей мере оказывает влияние на функционирование всех уровней и ветвей политической власти, жизнедеятельность социальных групп, слоев, общностей. Этот процесс отражает объективную тенденцию возрастания роли субъективного фактора, значимости общественного сознания как влиятельной и определяющей силы, олицетворяющей возможности воздействия людей, человеческого потенциала на ход экономического, политического, социального и духовно-культурного развития нашей страны.
Одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед российской модернизационной элитой, состоит в том, чтобы научиться смягчать перепады в настроениях и ожиданиях в обществе. «Для того чтобы эффективно руководить процессом социального реформирования, важно знать: какие социальные группы выигрывают или проигрывают от модернизации» [6, с. 13]. Можно констатировать, что общество расколото на группы, существенно отличающееся своим прежним и нынешним социальноэкономическим положением, а следовательно, и отношением к российской модернизации. С другой стороны, позиции, занимаемые людьми, хотя и детерминируются их принадлежностью к определенным слоям и группам, но не очень жестко. Отсюда можно сделать вывод, что в каждой социальной группе можно найти и сторонников, и противников модернизации, достаточно проанализировать, какие интересы ими движут сегодня.
С нашей точки зрения, не столь важен итог взаимодействия субъектов модернизации - групп, имеющих разные, а порой противоположные интересы. Гораздо важнее избежать новых «великих потрясений», которые во многом сами являются следствием трансформации общественного сознания и могут повлиять на успешность очередной модернизации в России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Костиков В. Раскаты победы // Аргументы и факты №11 от 14 марта 2012 года.
2. Наумова Н. Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? М.: Эдиториал УРСС, 1999. 176 с.
3. Федотова В. Г. Модернизация «другой» Европы. М.: ИФРАН, 1997. 255 с.
4. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 46 с.
5. Тощенко Ж. Т. Антиномия - новая характеристика общественного сознания в современной России // Социологические исследования. 2010. №12.
6. Поздяева С. М. Субъекты российской модернизации: сторонники и противники реформ / О вечном и преходящем: Сборник научных статей. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011.
Поступила в редакцию 26.08.2012 г.