Научная статья на тему 'Процессы интеграции в учреждениях среднего профессионального образования'

Процессы интеграции в учреждениях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОНИТОРИНГ / INTEGRATION / INTEGRATION PROCESS / EDUCATIONAL PROCESS / VOCATIONAL TRAINING / CERTIFIED ORGANIZATIONS / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются интеграционные процессы, которые происходят в учреждениях среднего профессионального образования: интеграция науки, производства и образования; интеграция с высшим профессиональным образованием; интеграция содержания образования. Определены методы и формы работы центров содействия трудоустройству выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATION PROCESSES IN INSTITUTIONS OF SECONDARY HIGHER EDUCATION

In the following article we present integration processes, which occur at the educational institutions of vocational training: integration of science, production and education; integration with professional degree education; integration of educational content. The methods and paths of work of the departments that help high school graduates with employment are determined.

Текст научной работы на тему «Процессы интеграции в учреждениях среднего профессионального образования»

УДК 371

ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2012 Т.И.Остапенко

Самарское управление министерства образования и науки Самарской области

Статья поступила в редакцию 31.01.2012

В статье рассматриваются интеграционные процессы, которые происходят в учреждениях среднего профессионального образования: интеграция науки, производства и образования; интеграция с высшим профессиональным образованием; интеграция содержания образования. Определены методы и формы работы центров содействия трудоустройству выпускников.

Ключевые слова: интеграция, интеграционный процесс, образовательный процесс, среднее профессиональное образование, сертификационные организации, мониторинг.

Основными направлениями исследования современных тенденций интеграционных процессов в среднем профессиональном образовании являются следующие: 1) интеграция науки, производства и образования; 2) интеграция с высшим профессиональным образованием; 3) интеграция содержания образования.

Принимая за основу определение понятия «интеграция» как процесс движения, развития и результат взаимодействия структурных элементов педагогической системы, который характеризуется качественно новым состоянием свойств элементов и целостности системы, хотелось бы затронуть некоторые позиции интеграционных процессов, которые требуют педагогического управления на уровне образовательного учреждения. Это: 1) интеграция образования и науки; 2) интеграция образовательного процесса и его научно-методического сопровождения; 3) интеграция сертификационных организаций, оценивающих, прежде всего, уровень владения английским языком, и образовательного учреждения; 4) интеграция среднего профессионального образования и производства.

Кратко остановимся на каждой из вышеперечисленных позиций. Одним из ведущих факторов повышения качества подготовки кадров является структурная и программная интеграция образования и науки. Профессиональное образовательное учреждение должно сотрудничать с академическими научными организациями, например, с Российской академией образования. Кроме того, участие в деятельности учебно-методических объединений ссузов (средних специальных учебных заведений) -это необходимое условие их существования и

Остапенко Татьяна Ивановна, начальник отдела профессионального образования. E-mail: ostapenko 31@mail.ru

развития. Сегодня на всех уровнях управления образованием поддерживается инициатива образовательных учреждений по осуществлению научно-исследовательской деятельности, открытию на своей базе педагогических экспериментальных площадок. В рамках экспериментов ежегодно проводятся научно-практические конференции. К участию в пленарных заседаниях целесообразно привлекать ведущих ученых из соответствующих научных областей. В ссузе особое внимание необходимо уделять развитию самостоятельных прикладных научных исследований и методических разработок.

Вторая ступень интеграции - это интеграция образовательного процесса и его научно-методического сопровождения. Научно-методическое обеспечение образования среднего профессионального образования в России во многом выполнялось научно-методическими центрами, научно-исследовательскими лабораториями, институтами. Научно-методические структуры, способные обеспечить комплексные исследования и разработку инновационных решений в сфере образования, их широкую апробацию и научно-методическое сопровождение внедрения, по нашему мнению, должны быть интегрированы в организационную структуру образовательного учреждения. Такие службы призваны заниматься проблемами структурирования содержания образования, так как они сегодня являются актуальными в свете интеграции России в европейское образовательное пространство. Актуально введение новых форм управления, т.е. модульных систем, рейтингов, асинхронного формирования образовательных траекторий каждым обучающимся в отдельности и др. Следовательно, логика форм обучения сдвигается в сторону самостоятельной работы студентов. При этом она переходит на качественно новый уровень. Формальные курсовые, рефераты уступают место проектам, разрабатываемым в реальном профессиональном пространстве. Отсю-

Педагогика

да вытекают соответствующие требования к преподавателю.

По нашему мнению, введение парадигмы образования, в основу которой положена «компе-тентностная» модель специалиста, менее жестко привязанная к конкретному объекту и предмету труда, предопределяет новый подход к логике содержания образования. Теперь единицей отсчета становится не дисциплина, а модуль, вбирающий в себя целое направление и обеспечивающий определенные группы компетенций. Кроме того, разработать модуль - не значит лишь прописать какую-то дисциплину или курс по объему (в кредитах) и формам обучения. С одной стороны, модуль должен в комплексе давать наиболее полное представление о конкретной области научного знания, с другой стороны, обеспечивать компетентность учащихся в данной области, если студенты выбирают только часть из предлагаемого набора2. Как видим, формирование модуля строится не по логике узкой дисциплины, а по логике компетентности в научном направлении. Таким образом, можно сделать вывод, что модульные подходы актуальны как в глобальном понимании идеи непрерывного образования, так и для различных уровней образовательных программ.

Далее хотелось бы затронуть аспект интеграции, связанный с сертификационными организациями, оценивающими, прежде всего, уровень владения английским языком. В данном случае возникает проблема интеграции - вопрос о едином языке европейского образовательного пространства, и она достаточно сложна. Болон-ская декларация всячески подчеркивает необходимость бережно относиться к национальным языкам и культурам. В то же время, полученное выпускником ссуза образование должно быть применимо по всей Европе. Достаточно естественным выглядит такое решение вопроса, при котором английский язык станет единым языком европейского образования3. Соответствующим предметно-цикловым комиссиям ссуза придется с большой ответственностью провести сертификацию курсов на английском языке, чтобы обеспечить их соответствие европейским стандартам. В данном направлении в России достаточно давно и успешно работает Международная сертификационная организация «City and Guilds Pitman Qualifications» (Великобритания) по вопросам сертификации в области

2 Переверзев В.Ю., Фомин С.Н., Медведева Я.В. Компетентностный подход в рамках современной образовательной парадигмы // Инновации в образовании. - 2008. - №5. - С.51.

3 Daniel J.S Mega-universities and Knowledge Media: Technology Strategies for Higher Education, Kogan Page, London. - 2003.

лингвистики, информационных и офисных технологий. По завершении обучения выдается сертификат международного образца, признанный в 85 странах мира. И таких примеров можно привести множество.

Интеграция среднего профессионального образования и производства. Для системы среднего профессионального образования особенно остро сегодня стоит проблема социального партнерства. Прежний опыт социального взаимодействия не годится, так как государство больше не является основным потребителем кадров. Нужно выработать новый действенный механизм социального партнерства, создать структуры, принимающие решения по этому вопросу на паритетных началах. В этих целях Министерство образования и науки рекомендует создавать в образовательных учреждениях среднего профессионального образования отделы содействия трудоустройству выпускников. Назовём основные направления, содержание, методы и формы работы таких отделов, которые, на наш взгляд, способны повысить качество образования в ссузе: 1) проведение проф-ориентационной работы; 2) профессиональная подготовка. Основное содержание: формирование профессиональной направленности и системы социально и профессионально значимых знаний, умений, навыков качеств личности, приобретения опыта решения типовых профессиональных задач; 3) трудоустройство выпускников. В данном направлении сотрудники отдела осуществляют сотрудничество с работодателями, центром занятости населения, посещают ярмарки вакансий рабочих мест, проводят процедуру распределения выпускников; 4) сопровождение в профессиональной карьере: это, прежде всего, консультирование выпускников по вопросам профессиональной деятельности и психологической адаптации, предоставление выпускникам пакетов прикладных программ, материалов, технологий, инструментов и др. для профессиональной деятельности на конкретном рабочем месте, а также статистика и анализ процесса профессиональной адаптации и профессиональных затруднений выпускников; 5) мониторинг и рефлексия процессов развития профессиональной карьеры выпускников и профессионального становления их личности. Это направление работы, в совокупности с вышеназванными, позволяет ссузу перейти от ситуации реагирования к опережающему проектированию своей образовательной деятельности и развитию в целом. Становится принципиально новым понимание специфики профессионального образования; его приоритетов; понятие «трудоустройство» и активной социализации выпускников; необходимости перехода от подготовки

узких специалистов к профессионалам, владеющим технологиями поиска и предъявления себя на рынке труда; необходимости разработки технологий трудоустройства и механизмов профессионального самоопределения выпускников.

В завершении рассмотрения интеграционных процессов в профессиональном образовании хотелось бы остановиться ещё на одном важном моменте. Европейское руководство по проведению самооценки институтов и учреждений в сфере профессионального образования предложило систему индикаторов качества3. Она состоит из единой структуры EUROPASS, Национальной справочно-информационной сети и Экспертной группы по мониторингу и контролю выполнения распоряжений4. Для подготовки к реализации аналогичной системы в России, а также для перехода на систему независимой (общественной) аккредитации учебных заведений, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования целесообразно создавать отделы независимого контроля и мониторинга образовательного процесса, отделы менеджмента качества и т.д. Мониторинг должен включать диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Он позволяет решать следующие задачи: своевременное выявление достижений в ходе образовательного

процесса в колледже, анализ условий, обобщение и распространение положительного опыта; сбор и накопление сведений с целью формирования оптимальной образовательно-пространственной среды колледжа; анализ и коррекция учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества профессиональной подготовки студентов.

Итак, дальнейшее развитие системы среднего профессионального образования России должно иметь тенденцию быть ориентированной на интеграцию в европейское образовательное пространство, на поиск инвариантных основ его содержания (компетенций), развития идеи объективной оценки и связано с проблемой преемственности содержания образования и квалификаций на различных ступенях системы образования.

3 Гребнев Л.А. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения //Высшее образование в России. - 2004. - №1. -С.5.; Нечаев В.В., Шаронова С.А. Болонский процесс: мифы, иллюзии и реалии //Высшее образование в России. - 2004. - №7. - С.17.

4 Галактионов В.М. Международная практика взаимного признания документов об образовании и профессиональных квалификаций // Высшее образование в России. - 2004. - №2. - С. 68.

THE INTEGRATION PROCESSES IN INSTITUTIONS OF SECONDARY HIGHER EDUCATION

© 2012 T.I.Ostapenko0

Samara Administration Ministry of Education and Science of the Samara Region

In the following article we present integration processes, which occur at the educational institutions of vocational training: integration of science, production and education; integration with professional degree education; integration of educational content. The methods and paths of work of the departments that help high school graduates with employment are determined.

Key words: integration, integration process, educational process, vocational training, certified organizations, monitoring.

Tatyana Ivanovna Ostapenko, head of the department. E-mail: ostapenko 31@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.