Научная статья на тему 'Принципы интеграции «Ссуз вуз производство» в условиях непрерывного профессионального образования'

Принципы интеграции «Ссуз вуз производство» в условиях непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайдуллина Альбина

В статье анализируются сложившиеся формы взаимодействия высшей технической школы с производством. Автором предложены качественно новые общие и педагогические принципы интеграции средних специальных и высших учебных заведений с производством в условиях непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайдуллина Альбина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы интеграции «Ссуз вуз производство» в условиях непрерывного профессионального образования»

ставлении развивающих, образовательных программ и технологий; отсутствие специалистов системы комплексного сопровождения, а также отсутствие у многих преподавателей качественной психолого-педагоги-ческой подготовки и мотивации к её получению и повышению, нехватка навыков работы в сфере «человек - человек», работы с инвалидами, с людьми, имеющими особые нужды. Соответственно оперативное и грамотное решение данных проблем позволит оптимизировать систему комплексного сопровождения участников образовательного процесса в высшей школе.

Литература

1. Газман О.С. Педагогическая поддержка в

образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. 1995. № 3.

2. Glasser W. Schools without Failure. N.Y.: Harper&Row, 1969. 348 р.

3. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 562 с.

4. Борытко Н.М. В пространстве воспита-

тельной деятельности: учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2001. 57 с.

5. АндреевВ.И. Педагогика: Учебный курс для

творческого саморазвития: учеб. пособие. Кн. 2. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

6. Выготский. Л.С. Психология развития как

феномен культуры: монография. М.: Институт практической психологии, 1996. 341 с.

7. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция

детей с нарушенным слухом в образовательные учреждения общего типа // Дефектология. 1995. № 4. С. 66-70.

8. Зарубина И.В. Профессиональное обра-

зование лиц с нарушением зрения: проблемы, опыт, перспективы // Доступность высшего образования для инвалидов: проблемы и перспективы: сб. науч. статей / Под ред. Д.В. Зайцева. Саратов: Научная книга, 2004. С. 21-28.

ZAITSEVD. V. PEDAGOGIC SUPPORT FOR STUDENTS WITH DISABILITIES The article presents an interdisciplinary analysis of a complex assistance in the higher education for people with disabilities. Author focuses on the following themes: a framework for effective integrated education of students with disabilities at the universities, the stages of a complex assistance technology for students with disabilities. Some guidelines to increasing of quality of the higher education for disabled people are provided.

Keywords: students with disabilities, complex assistance technology, integrated education.

А.Р. ШАЙДУЛЛИНА, доцент Альметьевский государственный нефтяной институт

Принципы интеграции «ссуз - вуз - производство» в условиях непрерывного профессионального образования

В статье анализируются сложившиеся формы взаимодействия высшей технической школы с производством. Автором предложены качественно новые общие и педагогические принципы интеграции средних специальных и высших учебных заведений с производством в условиях непрерывного профессионального образования.

В условиях модернизации профессионального образования подготовку кадров технического профиля для инновационной экономики призвана решить система инновационного инженерного образования. Для

современного наукоемкого производства необходимы специалисты, способные разрабатывать принципиально новые технические и технологические подходы на основе интегрирования идей из различных облас-

Обсуждаем проблему

141

тей науки, владеющие междисциплинарными категориями и комплексно воспринимающие инновационный процесс, готовые к выполнению научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ и обеспечению функционирования сложных технических систем. Все это диктует необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов технического профиля, которая должна быть столь же динамичной, как наука, техника, социальные условия самого общества, и способной обеспечить инновационные преобразования в технологии и организации современного инновационного производства.

В связи с этим к основным тенденциям развития высшего профессионального образования в России можно отнести следующие: интеграция в мировую систему университетского образования; улучшение качества подготовки специалистов (фунда-ментализация и гуманитаризация университетского образования); усиление научноисследовательской составляющей; реализация полного цикла инновационного процесса при использовании результатов научноисследовательской работы; развитие структуры и инфраструктуры университетов (создание учебно-научно-инновационных комплексов, университетских округов и пр.); развитие информационно-коммуникационных технологий; расширение направлений (специальностей) подготовки кадров с высшим университетским образованием; обеспечение академической мобильности студентам, выпускникам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам; развитие университетской автономии.

Стратегическим ресурсом повышения качества профессионального образования является интеграция высшей технической школы и производства за счет соответствующего содержания, методов обучения и наукоемких образовательных технологий с использованием мировых информационных ресурсов и баз знаний, а также лучших отечественных и зарубежных аналогов об-

разовательныхпрограмм. Важнейшие условия подобной интеграции: международная аккредитация образовательных программ, позволяющая обеспечить их конкурентоспособность на мировом рынке; наличие предпринимательских идей в содержании курсов; опора на проблемно-ориентированный междисциплинарный подход к изучению естественных и технических наук; применение активных методов, «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта», а также методов, основанных на изучении практики; внедрение проектно-организованных технологий (работа в команде) для комплексного решения практических инженерно-технических задач.

Создание единой системы «наука - образование - производство» обеспечивает динамику основных компонентов педагогической системы и позволяет в рамках учебного процесса адаптировать общетеоретическую и общепрофессиональную подготовку будущих специалистов к перспективным направлениям инновационного производства.

Следует отметить, что формы взаимодействия высшей технической школы с производством исторически эволюционируют. Среди них выделим следующие:

• неинтегрированные с производством исследования - классическая модель исследовательской функции университетов, подразумевающая проведение традиционных для вузов разработок, выполняемых на госбюджетной или хоздоговорной основе по заказам производства;

• частично интегрированные с производством исследования - модель, подразумевающая, в дополнение к традиционной, функции продвижения созданного научного продукта на рынок, доведения его до конечного потребителя. С этой целью либо при вузах, либо с их участием создаются различные малые структуры (институты, научно-производственные объединения, бизнес-центры, инновационные центры и т.д.), занимающиеся специализированным трансфертом технологий и разработок от

высшей школы к производству, то есть классическая модель университета дополняется инновационной инфраструктурой, позволяющей коммерциализовать исследовательский процесс [1];

• и наконец, интегрированные с производством исследования - модель, предусматривающая, кроме получения и продвижения на рынок научного продукта, внедрение его в производство. Речь идет о налаживании мелкосерийного выпуска инновационной продукции через отраслевую или региональную интеграцию учреждений высшей школы, научно-исследовательских институтов, малых и средних инновационных предприятий. С этой целью создаются различные (с точки зрения организационно-правовых форм) комплексные объединения учреждений вузовской, академической, отраслевой науки и производственных организаций: научные парки, технополисы, технопарки и др. В течение последних лет такие технико-внедренческие зоны получили большое распространение в развитых странах Запада.

В условиях тесного взаимодействия с инновационным производством у образовательного учреждения появляется ряд дополнительных возможностей, чтобы:

■ регулярно уточнять структуру профессий и специальностей, объем подготовки кадров;

■ постоянно учитывать требования работодателей к содержанию подготовки специалистов за счет совместной разработки стандартов профессионального образования, учебных планов и программ;

■ организовывать практики студентов на оборудовании, действующем в современном производстве;

■ создать условия для систематической стажировки преподавателей на предприятиях для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами;

■ совершенствовать целевую подготовку специалистов для конкретного пред-

приятия, повышающую возможности трудоустройства выпускников;

■ пополнять внебюджетные фонды образовательных учреждений за счет совместных проектов, в том числе курсов повышения квалификации работающих, использования учебно-материальной базы для выполнения заказов предприятий и других источников.

В связи с этим встает вопрос о создании качественно нового механизма взаимодействия учебного заведения и производственной организации, надежно обеспечивающего образовательный процесс на длительную перспективу, на основе принципов:

• оперативного реагирования на изменения рынка образовательных потребностей, специальностей и пр.;

• оптимальности деловых связей;

• совместного планирования основной деятельности;

• надёжности партнёрства;

• долговременности партнёрства;

• взаимного участия в деятельности контрагентов в целях совершенствования деловых связей по осуществлению основного вида деятельности [2].

В работах академика Г.В. Мухаметзяно-вой подробно описаны принципы интеграции науки и практики, а именно: принцип симбиоза процессов интеграции и дезинтеграции, принцип обоюдности развития науки и инновационной практики, принцип имманентности, принцип релевантности, принцип коммутации, принцип совместимости, принцип интеграции, принцип функциональности. Согласно данной концепции при реализации обозначенных принципов следует учитывать зоны совмещения интересов науки и практики как социальных партнеров и предусматривать свободное пространство их развития [3].

При исследовании теоретико-методологических оснований интеграции образования, науки и производства З.С. Сазоновой были установлены следующие закономерности: продуктивность интеграции достигается при условии заинтересованнос-

Обсуждаем проблему

143

ти образовательных, научных учреждений и производства в развитии разносторонних взаимоотношений; эффективность интеграции повышается при условии роста числа структурно-изоморфных составляющих; высокий уровень качества подготовки специалистов достигается при условии выполнения требований субъектов интегративного взаимодействия образования, науки и производства; конкурентоспособность будущих инженеров и ориентированность их на работу в отрасли обеспечивается при встроенности интеграции образования, науки и производства в содержание подготовки [4].

Основу разрабатываемой нами концепции интеграции «ссуз - вуз - производство » в региональной системе непрерывного профессионального образования составили следующие общенаучные принципы.

1. Принцип социального партнерства, предполагающий готовность субъектов интеграционной системы к формированию эффективных стратегических отношений, основанных на соглашении о государственно-корпоративном партнерстве в области подготовки квалифицированных кадров в рамках образовательного кластера, подкрепленного нормативно-правовой базой. Данный принцип заключается в готовности учебных заведений и предприятий к «выпуску совокупного инновационного продукта» - выпускника учебного заведения качественно нового типа, удовлетворяющего требованиям современного рыночного наукоемкого производства. Все это предполагает эффективное использование внутренних и внешних ресурсов: кадрового, научно-информационного потенциала вузов и предприятий, финансов, инфраструктуры, образовательных технологий, технических средств обучения, учебных мастерских и другого оборудования. Реализация интересов субъектов интеграционной системы «ссуз - вуз - производство » также заключается в принятии соответствующих нормативно-правовых актов.

2. Принцип координации, предполага-

ющий согласованность действий интеграционной системы «ссуз - вуз - производство » при правильном использовании ее ресурсов, необходимых для создания «продукта» - выпускника, соответствующего требованиям современного наукоемкого производства.

3. Принцип совместимости [3], предполагающий учет специфических особенностей профилей ссузов и вузов с целью оптимизации процесса подготовки современного инженера. Данный принцип предполагает установление связей ссузов с профильными вузами, предприятиями по вопросам создания совместных образовательных программ и систем внутрифирменного корпоративного обучения, организацию их непосредственного участия в учебном процессе, контроль качества образования и уровня знаний студентов.

4. Принцип симбиоза [3], направленный на изучение и стимулирование взаимосвязей между элементами интегративной системы «ссуз - вуз - производство » с целью объединения их в целостное единство. Каждый элемент интегративной системы может сохранять определенную степень своей свободы, но в то же время должен быть направлен на стимулирование деятельности всей системы «ссуз - вуз - производство».

5. Принцип коллегиальности, означающий коллективную ответственность заинтересованных сторон за принятые решения во избежание возможных конфликтных ситуаций.

В качестве педагогических принципов интеграции «ссуз - вуз - производство» нами были выделены следующие:

• принцип непрерывности и дискретности, предполагающий, с одной стороны, относительную устойчивость в развитии интеграционной системы «ссуз - вуз - производство », то есть преемственность содержания, непрерывность этапов всей системы в соответствии с изменяющимися требованиями к содержанию подготовки специалистов технического профиля в усло-

виях инновационного производства, а с другой - относительную завершенность каждого этапа с получением конкретного результата, востребованного предприятием;

• принцип традиционности и инновационности, предполагающий, с одной стороны, опору на уже устоявшиеся традиционные идеи и концепции интеграции, а с другой - постоянное обновление интеграционной системы в соответствии с достижениями в области высоких техник и технологий;

• принцип избирательности и целостности, предполагающий, с одной стороны, решение проблем избирательного характера, а с другой - подчинение их общей цели целостной системы «ссуз - вуз - производство »;

• принцип конвергенции и дивергенции, предполагающий, с одной стороны, быстрый поиск и решение поступающих проблем наиболее рациональным способом в соответствии с требованиями производства, а с другой - вариативность способов поиска и решения, с тем чтобы решение было более обстоятельным и доказательным.

Таким образом, нами были установлены следующие закономерности интеграции «ссуз - вуз - производство» в системе непрерывного профессионального образования.

1. Эффективность интеграции достигается при условии готовности субъектов интеграционной системы «ссуз- вуз - производство» к формированию продуктивных стратегических отношений, подкрепленных нормативно-правовой базой.

2. Продуктивность интеграции повышается при условии четкой целевой ориентации на конечный равновесно-значимый продукт, представляющий одинаковую ценность для всех заинтересованных сторон интеграционной системы «ссуз - вуз -производство».

3. Высокое качество подготовки специалистов, соответствующих требованиям

современного рыночного наукоемкого производства, достигается при условии согласованности действий интеграционной системы «ссуз - вуз - производство» для правильного использования ее ресурсов и учета динамики развития единой научно-технической картины мира.

4. Оптимизация процесса подготовки современного инженера зависит от учета профилей ссузов, вузов, от функционирования каждого элемента интеграционной системы, направленного на стимулирование деятельности целостной системы «ссуз -вуз - производство», и от коллективной ответственности заинтересованных сторон за принятые решения.

5. Продуктивности интеграции образования и производства способствует создание и развитие кластеров. Особенно важен кластерный подход для Республики Татарстан, где для вновь осваиваемых территорий добычи нефти и газа в едином комплексе на основе использования самой передовой техники и технологий создается база нефтеразведочных работ, освоения и разработки месторождений, перерабатываю-щихи смежных производств, инфраструктурных объектов, социального развития территории.

Литература

1. См.: Майбуров И. Высшая школа и промыш-

ленность: аспекты взаимоотношений // Вестник высшей школы. 2003. № 9. С. 3-9.

2. Альгина М. Бизнес и вуз: вертикальная ин-

теграция // Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 9-15.

3. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное

образование: Проблемы качества и научно-методического обеспечения: Монография. Казань: Магариф, 2005. 319 с.

4. Сазонова З.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера: Монография. М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2007. 487 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.