Научная статья на тему 'ПРОЦЕССЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ'

ПРОЦЕССЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лясковская Елена Александровна, Антипин Макар Витальевич

Импортозамещение сегодня является и целью, и инструментом развития национальной экономики в условиях санкционной политики и глобальной нестабильности. Актуальность управления процессами импортозамещения для обеспечения устойчивого развития РФ не вызывает сомнений, однако вопросы учёта региональной дифференциации по уровню финансово-экономического, научно-технического и производственного потенциалов, а также по индикаторам устойчивого развития в управлении процессами импортозамещения являются недостаточно проработанными. В работе выполнена попытка устранить данный разрыв - проблемы импортозамещения рассматриваются в контексте создания механизмов управления, направленных на обеспечение устойчивости регионов. В работе проанализированы причины и цели импортозамещения и предложено его авторское определение; рассмотрены взаимосвязи между стратегиями импортозамещения и устойчивым развитием; обоснована необходимость учета региональной специфики и проанализировано влияние импортозамещения на цели устойчивого развития. Предложены элементы механизма и этапы дифференцированного подхода к управлению импортозамещением на региональном уровне, рассмотрены проблемы реализации стратегий импортозамещения и направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION PROCESSES IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT MANAGEMENT

Import substitution today is both a goal and a tool for the development of the national economy in the context of sanctions policy and global instability. The relevance of managing import substitution processes to ensure the sustainable development of the Russian Federation is beyond doubt; however, the issues of accounting for regional differentiation in terms of financial, economic, scientific, technical and production potentials, as well as indicators of sustainable development in managing import substitution processes are not well developed. The paper attempts to close this gap: the problems of import substitution are considered in the context of creating management mechanisms aimed at ensuring the sustainability of the regions. The paper proposes the author's concept of import substitution, analyzes its causes and goals; considers the relationship between import substitution strategies and sustainable development; substantiates the need to take into account regional specifics and analyzes the impact of import substitution on the goals of sustainable development. The elements of the mechanism and stages of a differentiated approach to the management of import substitution at the regional level are proposed, the problems of implementing import substitution strategies and the directions for their solution are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ»

Научная статья УДК 338.2, 338.984 DOI: 10.14529^220311

ПРОЦЕССЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ

Е.А. Лясковская, elen_lea@mail.ru

М.В. Антипин, antipin.makar123@gmail.com

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация. Импортозамещение сегодня является и целью, и инструментом развития национальной экономики в условиях санкционной политики и глобальной нестабильности. Актуальность управления процессами импортозамещения для обеспечения устойчивого развития РФ не вызывает сомнений, однако вопросы учёта региональной дифференциации по уровню финансово-экономического, научно-технического и производственного потенциалов, а также по индикаторам устойчивого развития в управлении процессами импортозамещения являются недостаточно проработанными. В работе выполнена попытка устранить данный разрыв - проблемы импортозамещения рассматриваются в контексте создания механизмов управления, направленных на обеспечение устойчивости регионов. В работе проанализированы причины и цели импортозамещения и предложено его авторское определение; рассмотрены взаимосвязи между стратегиями импортозамещения и устойчивым развитием; обоснована необходимость учета региональной специфики и проанализировано влияние импортозамещения на цели устойчивого развития. Предложены элементы механизма и этапы дифференцированного подхода к управлению импортозамещением на региональном уровне, рассмотрены проблемы реализации стратегий импортозамещения и направления их решения.

Ключевые слова: устойчивое развитие, импортозамещение, инновации, импортозависимость, экономическая безопасность

Для цитирования: Лясковская Е.А., Антипин М.В. Процессы импортозамещения в управлении устойчивым развитием // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2022. Т. 16, № 3. С. 101-106. БО!: 10.14529/ет220311

Original article

DOI: 10.14529/em220311

IMPORT SUBSTITUTION PROCESSES IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT MANAGEMENT

E.A. Lyaskovskaya, elen_lea@mail.ru M.V. Antipin, antipin.makar123@gmail.com South Ural State University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. Import substitution today is both a goal and a tool for the development of the national economy in the context of sanctions policy and global instability. The relevance of managing import substitution processes to ensure the sustainable development of the Russian Federation is beyond doubt; however, the issues of accounting for regional differentiation in terms of financial, economic, scientific, technical and production potentials, as well as indicators of sustainable development in managing import substitution processes are not well developed. The paper attempts to close this gap: the problems of import substitution are considered in the context of creating management mechanisms aimed at ensuring the sustainability of the regions. The paper proposes the author's concept of import substitution, analyzes its causes and goals; considers the relationship between import substitution strategies and sustainable development; substantiates the need to take into account regional specifics and analyzes the impact of import substitution on the goals of sustainable development. The elements of the mechanism and stages of a differentiated approach to the management of import substitution at the regional level are proposed, the problems of implementing import substitution strategies and the directions for their solution are considered.

© Лясковская Е.А., Антипин М.В., 2022

Keywords: sustainable development, import substitution, innovations, import dependence, economic security

For citation: Lyaskovskaya E.A., Antipin M.V. Import substitution processes in the sustainable development management. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2022, vol. 16, no. 3, pp. 101-106. (In Russ.). DOI: 10.14529/em220311

Введение

В контексте новой геополитической ситуации импортозамещение становится условием обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности, актуализируя проблемы обеспечения устойчивого развития. Задача преодоления зависимости российской экономики от импорта поднималась правительством РФ не один раз - она решалась во время «косыгинских реформ» (1960-е гг.), во время «трансформационных процессов» в 90-е годы и наиболее активно с 2014 года - после начала санкционной политики. Являясь важным элементом современной социально-экономической политики, актуальность импортозамещения определяется рядом факторов и причин, среди которых: необходимость трансформации топливно-энергетического комплекса, обусловленная внешнеполитическими факторами; неудовлетворительное состояние в сфере высокотехнологических производств, импортозависимость в сфере критически важных технологии и продуктов инвестиционного машиностроения; изменение структуры человеческого потенциала, обусловленное преимущественной занятостью в низко- и среднетех-нологичных производствах; сокращение рабочих мест в высокотехнологичных секторах промышленности; снижение технических навыков персонала; отсутствие достаточного количества высокопроизводительных рабочих мест, удовлетворяющих запросам технически образованного населения [4, 5, 8].

Обязательным условием результативности управления процессами импортозамещения в Российской Федерации выступает учёт региональной специфики. Субъекты РФ не только существенно дифференцированы по уровню природно-ресурсного, экономического, финансового, инвестиционного, инновационного, научно-технического, производственного, кадрового и образовательного потенциалов, но и имеют уникальные цели и задачи, требующие решения в рамках обеспечения устойчивого развития как самих регионов, так и страны в целом. Наличие уникальных региональных целей и задач в рамках управление процессами импортозамещения объясняется, прежде всего, «наследием» советской экономики - отраслевой специализацией регионов, наличием и критической значимостью градообразующих предприятий, сложившейся системой межрегиональных и межотраслевых связей.

Учёт региональной дифференциации и состояния отдельных регионов в области достижения целей и задач устойчивого развития при разработке механизмов управления процессами им-портозамещения является актуальной научной и практической задачей.

Теория

В современных исследованиях, затрагивающих проблемы устойчивого развития и импорто-замещения, авторы преимущественно рассматривают импортозамещение в связке с инновационными процессами, активизация которых должна осуществляться «на базе использования собственного потенциала», создавая условия для поддержания устойчивости. Санкционная политика при этом рассматривается не только в качестве ограничения, но и как стимул развития - «обеспечивая противодействие санкциям, комплексная поддержка инноваций и импортозамещения должна способствовать выходу нашей страны на траекторию устойчивого экономического развития» [9]. Связи устойчивого развития и инновационных процессов можно увидеть и в «Стратегии национальной безопасности РФ» [1], в которой «одним из национальных интересов страны на современном этапе» является «устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе», «для обеспечения устойчивого роста и повышения конкурентоспособности российской экономики требуются государственное стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности...».

Анализ работ, посвященных проблеме импор-тозамещения, показал, что большинство авторов рассматривает импортозамещение процессом, конечной целью которого является рост конкурентоспособности продукции национальных отраслей на внутреннем и мировых рынках. Основными целями политики импортозамещения являются [6, 8, 9]:

- снижение удельных затрат производства крупных предприятий за счет роста потребления на внутреннем рынке;

- изменение роли страны в мировой торговле при усилении позиций отечественных товаров на внутреннем рынке;

- обеспечение экономической безопасности национальной экономики за счет повышения конкурентоспособности внутренних производств;

- поддержание занятости путем создания новых рабочих мест.

Лясковская Е.А., Антипин М.В.

Процессы импортозамещения в управлении устойчивым развитием

На наш взгляд, можно сформулировать следующее определение понятия: импортозамещение - это тип экономической политики, направленный на обеспечение устойчивости отечественных предприятий в условиях рыночного доминирования иностранных конкурентов путём создания барьеров для импортёров и одновременной поддержки национального производства.

Метод

В общем виде устойчивое развитие социально-экономической системы - это состояние динамической устойчивости ее подсистем, проявляющееся в достижении качественных и количественных экономических, социальных, экологических параметров развития. Сопоставив результаты реализации политики импортозамещения с целями

устойчивого развития ООН [3], можно увидеть, что их реализация стратегий содействует достижению целей устойчивого развития по всем основным направлениям (табл. 1).

Современное состояние РФ может быть охарактеризовано как «поляризованное развитие» -свободное перемещение всех видов капитала приводит к оттоку ресурсов из «менее развитых регионов», препятствующему их развитию и несоответствующему интересам страны в целом. Например, Московская и Петербургская агломерации «сопоставимы с одними европейскими странами и превосходят другие». За последние 150 лет процессов урбанизации эти различия только выросли. Если сравнивать условия, ресурсы и возможности в контексте целей устойчивого развития между субъек-

Таблица 1

Влияние импортозамещения цели устойчивого развития

Цель устойчивого развития Влияние процессов импортозамещения на реализацию цели

Экономическая составляющая устойчивого развития

Цель 1: Повсеместная ликвидация нищеты Политика импортозамещения подразумевает введение в экономику новых производств, ведёт к созданию новых рабочих, влияет на ликвидацию нищеты

Цель 2: Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности Как показала практика развитие собственной селекции семян является приоритетным направлением в обеспечении продовольственной безопасности страны, позволяя сократить затраты на производство сельхозпродукции, влияя на качество питания граждан

Цель 8: Экономический рост, занятость и достойная работа Создание новых и введению в эксплуатацию незадействованных производственных мощностей; создание новых, в том числе высокотехнологичных рабочих мест

Цель 9: Устойчивая индустриализация и инноваций Меры, предпринятые в рамках стимулирования импортозамещения, влияют на развитии инфраструктуры и инновационную активность

Цель 10: Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними Открытие новых производств увеличивает приток налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, обеспечивая возможности реализации госпрограмм и нацпроектов

Социальная составляющая устойчивого развития

Цель 4: Качественное образование и обучение на протяжении жизни Необходимым условием обеспечения эффективного функционирования «импортозамещаемых отраслей» экономики является квалифицированный персонал, это стимулирует создание программы обучения/переквалификации

Цель 16: Построения миролюбивых и открытых обществ Импортозамещение будет способствовать трансформации общества, так как напрямую стимулирует повышение благосостояния граждан и снижению безработицы, а данные параметры коррелируют с повышением правопорядка и миролюбия в обществе

Экологическая составляющая устойчивого развития

Цель 12: Обеспечение рациональных моделей потребления и производства В связи с обострением политических отношений, ряд западных стран отказался от закупок углеводородного сырья у РФ, приостановлен ряд проектов по его переработке, планируется строительство нефте- и газоперерабатывающих предприятий. Кроме очевидных выгод в плане добавленной стоимости продукции, при сохранении прежних поступлений в бюджет, прослеживаются тенденции сокращения вывоза «сырого сырья», переход к новым моделям рационального производства

Цель 15: Защита, восстановление экосистем суши и их рациональное использование В связи с применением механизма импортозамещения в РФ вводится ряд ограничений, запрещающих вывоз необработанного сырья за пределы страны (вывоз кругляка - необработанного леса)

Процессы импортозамещения в управлении устойчивым развитием

тами РФ, то диспропорции являются критическими. Как известно, территориальная организация размещения производства «в любых общественных формах» и неравномерность экономического развития определены пространственной дифференциацией природных условий. Природные структуры являются «первичным фактором социально-территориальной стратификации», территория выступает основой для «формирования региона как части социального пространства, обладающей идентичностью, отличной от других» » [10].

С позиции теории поляризованного развития задача оптимального размещения связана с «выбором между критериями эффективности, выраженной в приросте национального дохода страны, и равенства, не имеющего признанных показателей оценки». Как известно, «пространственные диспропорции не выравниваются сами по себе и в условиях рынка, и в условиях плановой экономики». В соответствии со «Стратегией пространственного развития РФ» главной проблемой пространственного развития является «высокий уровень межрегионального социально-экономического неравенства», а одним из принципов выступает «дифференцированный подход к направлениям и мерам государственной поддержки социально-экономического развития территорий ...» [2].

Результаты

В условиях текущей ситуации одним из инструментов обеспечения «соответствия пространственной формы политическому и экономическому содержанию» могут стать механизмы управления процессами импортозамещения, которые должны основываться на производственно-технологическом типе, особенностях структуры производства, уровне технологического развития предприятий и текущих и целевых параметрах устойчивого развития региона.

Связи между реализацией стратегий импорто-замещения и устойчивым развитием носят двойственный характер: с одной стороны, импортозаме-щение - это инструмент для обеспечения устойчивости отечественных предприятий; с другой стороны, это необходимое условие для обеспечения параметров устойчивого развития макро- и мезо-систем (города, агломерации, региона, страны).

В первом случае рассматриваются вопросы создания благоприятных условий для эффективного целенаправленного функционирования и развития отечественных предприятий в условиях глобальной конкуренции (доминирования на отраслевых национальных рынках продукции и/или услуг иностранных производителей). Во втором случае рассматриваются первостепенные ориентиры и задачи в управлении процессами импортозамеще-ния, необходимые для обеспечение экономических, социальных и экологических параметров функционирования систем в случае ухода иностранных производителей с рынков.

Охарактеризованные направления являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Только в случае их комплексного рассмотрения можно говорить о создании действенных механизмов управления импортозамещением в целях обеспечения устойчивого развития (см. рисунок).

Обязательными элементами механизмов управления импортозамещением на региональном уровне являются:

- развитие инновационного потенциала и инфраструктуры региона, стимулирование инновационной активности субъектов;

- диагностика и регулирование уровня им-портозависимости отраслевых и региональных рынков.

Уровень инновационного потенциала и производственно-технологическая специализация территории являются определителями инновационной политики и активности регионов, формирующих их дифференциацию по уровню научно-технического развития [7]. Однако региональные инновационные стратегии как элемент механизма управления импортозамещением часто не связаны с социально-экономическими стратегиями и стратегиями производственно-технологического развития, что закономерно приводит к снижению их влияния на устойчивое развитие региона.

Управление процессами импортозамещения в целях обеспечения устойчивого развития связано с рассмотрением региональных систем, которые характеризуются сильной дифференциацией как по уровню развития, в том числе инновационного, так и по качеству жизни. Дифференцированный

Лясковская Е.А., Антипин М.В.

Процессы импортозамещения в управлении устойчивым развитием

подход к управлению процессами импортозаме-щения в целях устойчивого развития региона включает следующие этапы (табл. 2).

Обсуждение и выводы

Современные геополитические и внешнеэкономические условия определяют актуальность управления процессами импортозамещения. Им-портозамещение сегодня является и направлением, и инструментом развития национальной экономики в условиях санкционной политики и глобальной нестабильности. Политику импортозамещения часто подвергают и обоснованной критике. Причинами выступают, с одной стороны, отсутствие условий, необходимых для ее реализации, с другой стороны, негативные последствия, к которым она может привести. В число недостаточных условий входит технологическое отставание, особенно касающееся «производства средств производства» инновационной продукции, для устранения которого необходимы радикальные меры и/или новые внешнеэкономические связи, прежде всего с Китаем; неудовлетворительное состояние промышленной инфраструктуры; проблемы коммерциализации научных разработок и отсутствие механизмов взаимодействий между участниками инновационного процесса в цепочке «наука - производство -рынок»; недостаток кадрового обеспечения в ус-

ловиях «оттока» IT специалистов. Альтернативой импортозамещению рассматривается ориентация на выпуск экспортно-ориентированной продукции, которая по своим характеристикам качества и конкурентоспособности должна не уступать «лучшим мировым аналогам».

Управление процессами импортозамещения должно играть важную роль при реализации стратегий социально-экономического развития регионов и в целом при создании новых пространственных форм, соответствующих новому «политическому и экономическому содержанию» [10]. Управление процессами импортозамещения в целях обеспечения устойчивого развития связано с рассмотрением региональных систем, которые характеризуются сильной дифференциацией как по уровню развития, в том числе инновационного, так и по качеству жизни. Управление импортозамещением на региональном уровне должно включать развитие инновационного потенциала и инфраструктуры региона, стимулирование инновационной активности его субъектов, а также диагностику и регулирование уровня импортозависимости отраслевых и региональных рынков. Региональная политика импорто-замещения должна стать действенным механизмом устойчивого развития регионов и страны в условиях новой геополитической ситуации.

Таблица 2

Дифференцированный подход к управлению процессами импортозамещения

Этап Содержание

1 Проведение комплексного анализа текущего состояния региона, индикаторов достижения целевых показателей устойчивого развития в области отдельных укрупненных компонент (социальной, экономической, экологической)

2 Определение и обоснование целей устойчивого развития региона. Выявление приоритетных задач в обеспечении устойчивого развития региона

3 Анализ и диагностика уровня импортозависимости региона по отдельным позициям

4 Анализ и диагностика инновационного потенциала региона, уровня технологического развития предприятий и состояния инновационной инфраструктуры

5 Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для реализации стратегии импортозамещения

6 Разработка стратегических альтернатив в управлении процессами импортозамещения

7 Разработка механизма реализации адресной финансовой и экономической поддержки региональных предприятий, реализующих стратегии импортозамещения

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru

2. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://static.government.ru/media/files/ UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf

3. Цели в области устойчивого развития. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ sustaina-ble-development-goals/

4. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». URL: http://government.ru/rugovclassifier/862/events/

5. Отраслевые планы импортозамещения Минпромторга России. URL: https://frprf.ru/zaymy/ prioritetnye -proekty/?docs=3 3 4

6. Ершов П.А. Импортозамещение и политика импортозамещения: теоретический подход к определению понятий // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2017. № 2.

7. Суховей А.Б., Голова И.М. Дифференциация стратегий инновационного развития регионов как условие повышения эффективности социально-экономической политики в РФ // Экономика региона. 2020. № 4.

8. Тебекин А.В. Анализ проблем и перспектив реализации планов импортозамещения в отраслях промышленности // ТДР. 2022. № 2.

9. Харламов А.В., Харламова Т.Л., Поняева И. Государственное управление инновационным развитием с использованием возможностей импортозамещения // Известия СПбГЭУ. 2022. № 4 (136).

10. Шамахов В.А., Межевич Н.М. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: экономические возможности и управленческие ограничения // Управленческое консультирование. 2019. № 4.

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 N 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» [Decree of the President of the Russian Federation as of July 2, 2021 N 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"]. URL: http://www.consultant.ru

2. Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Spatial development strategy of the Russian Federation for the period up to 2025]. URL: http://static.government.ru/ me-dia/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf

3. Celi v oblasti ustojchivogo razvitiya [Sustainable Development Goals]. URL: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/

4. Gosudarstvennaya programma «Razvitie promyshlennosti i povyshenie eyo konkurentosposobnosti» [State program "Development of industry and increase of its competitiveness"]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/862/events/

5. Otraslevye plany importozameshcheniya Minpromtorga Rossii [Industry-specific plans for import substitution of the Ministry of Industry and Trade of Russia]. URL: https://frprf.ru/zaymy/prioritetnye-proekty/?docs=334

6. Ershov P.A. Import substitution and import substitution policy: a theoretical approach to the definition of concepts. Vestnik Instituta ekonomiki Rossijskoj akademii nauk [Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences], 2017, no. 2. (In Russ.)

7. Suhovej A.B., Golova I.M. Differentiation of innovative development strategies of regions for improving the effectiveness of socio-economic policy in the Russian Federation. Ekonomika regiona [Economy of Regions], 2020, no. 4. (In Russ.)

8. Tebekin A.V. Analysis of problems and prospects for the implementation of import substitution plans in industries. TDR, 2022, no. 2. (In Russ.)

9. Harlamov A.V., Harlamova T.L., Ponyaeva I. State management of innovative development using the possibilities of import substitution. Izvestiya SPbGEU, 2022, no. 4 (136). (In Russ.)

10. Shamahov V.A., Mezhevich N.M. The Strategy of Spatial Development of the Russian Federation until 2025: Economic Opportunities and Administrative Restrictions. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Administrative Consulting], 2019, no. 4. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Лясковская Елена Александровна, д.э.н., профессор кафедры «Цифровая экономика и информационные технологии», Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия, еlen_lea@mail.ru

Антипин Макар Витальевич, аспирант кафедры «Цифровая экономика и информационные технологии», Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия, antipin.makar123 @gmail.com

Information about the authors

Elena A. Lyaskovskaya, Doctor of Sciences (Economics), Professor of the Department of Digital Economy and Information Technology, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia, еlen_lea@mail.ru

Makar V. Antipin, postgraduate student of the Department of Digital Economy and Information Technology, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia, antipin.makar123@gmail.com

Статья поступила в редакцию 15.08.2022

The article was submitted 15.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.