Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евтюхин Антон Сергеевич

Настоящее исследование направлено на формирование механизма определения приоритетных для импортозамещения отраслей промышленности России. Цель. Структурировать элементы предлагаемого механизма определения приоритетных для импортозамещения отраслей промышленности России как средства обеспечения их устойчивого развития. Задачи. Выявить отрасли, способные стать проводниками стратегии импортозамещения; изучить существующие методы реализации стратегии импортозамещения; определить структуру предлагаемого механизма определения приоритетных для импортозамещения отраслей промышленности России; аргументировать роль государственных институтов как катализатора развития импортозамещения посредством изменения институциональной среды. Методология. В настоящей статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена стратегия реализации импортозамещения оборудования и технологий отечественной промышленностью; выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития проводимой стратегии. Результаты. Ограничение импорта технологий и передового оборудования наряду с резким ослаблением курса рубля значительно ограничили возможности устойчивого развития отечественной промышленности. Для концентрации усилий государства при проведении стратегии импортозамещения в отраслях, не представляющих интереса для частного капитала, в статье предложен рейтинговый механизм. Наряду с желательным изменением институциональной среды рейтинговый механизм позволит стимулировать скорейшее достижение целей реализации стратегии импортозамещения. Выводы. Предлагаемый механизм определения приоритетных для импортозамещения отраслей промышленности России позволяет ранжировать усилия государства и частного капитала при достижении цели обеспечения экономической безопасности России и ее устойчивого развития. Особенное значение этому придается в условиях пролонгации действия санкций со стороны мирового сообщества или их дальнейшего усиления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Mechanisms for the Identification of Priority Industries for Import Substitution in Russia

This study is dedicated to developing a mechanism for the identification of priority industries for import substitution in Russia. Aim. This study aims to structure the elements of the proposed mechanism for the identification of priority industries for import substitution in Russia as means of ensuring their sustainable development. Tasks. This study identifies the industries capable of becoming the drivers of the import substitution strategy; examines the existing methods of import substitution implementation; determines the structure of the proposed mechanism for the identification of priority industries for import substitution in Russia; substantiates the role of government institutions as a catalyst of import substitution development by changing the institutional environment. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine the strategy of implementation of equipment and technology import substitution in various aspects and identify trends in the current state and development of the implemented strategy. Results. Restrictions on the import of technologies and advanced equipment coupled with the steep depreciation of ruble significantly limit the opportunities for the sustainable development of the Russian industry. This study proposes a ranking mechanism that would allow the government to focus their efforts during import substitution strategy implementation on the industries that are of no interest to the private capital. The ranking mechanism would make it possible to facilitate rapid achievement of the objectives of import substitution strategy implementation. Conclusion. The proposed mechanism for the identification of priority industries for import substitution in Russia makes it possible to rank the efforts of the government and public capital in the achievement of economic security and its sustainable development in Russia. This is particularly important in the context of the extension of sanctions by the global community or their further toughening.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ»

Приоритетные направления реализации стратегии импортозамещения в России

Development of Mechanisms for the Identification of Priority Industries for Import Substitution in Russia

УДК 338.22

Евтюхин Антон Сергеевич

аспирант Института экономики РАН (Москва) 117997, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Anton S. Evtyukhin

Institute of Economics of the Russain Academy of sciences Nakhimovskiy ave 32, Moscow, Russian Federation, 117997

о <

о

о о

> <

Настоящее исследование направлено на формирование механизма определения приоритетных для импортозамещения отраслей промышленности России.

Цель. Структурировать элементы предлагаемого механизма определения приоритетных для импортозамещения отраслей промышленности России как средства обеспечения их устойчивого развития.

Задачи. Выявить отрасли, способные стать проводниками стратегии импортозамещения; изучить существующие методы реализации стратегии импортозамещения; определить структуру предлагаемого механизма определения приоритетных для импортозамещения отраслей промышленности России; аргументировать роль государственных институтов как катализатора развития импортозамещения посредством изменения институциональной среды. Методология. В настоящей статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена стратегия реализации импортозамещения оборудования и технологий отечественной промышленностью; выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития проводимой стратегии.

Результаты. Ограничение импорта технологий и передового оборудования наряду с резким ослаблением курса рубля значительно ограничили возможности устойчивого развития отечественной промышленности. Для концентрации усилий государства при проведении стратегии импортозамещения в отраслях, не представляющих интереса для частного капитала, в статье предложен рейтинговый механизм. Наряду с желательным изменением институциональной среды рейтинговый механизм позволит стимулировать скорейшее достижение целей реализации стратегии импортозамещения. Выводы. Предлагаемый механизм определения приоритетных для импортозамещения отраслей промышленности России позволяет ранжировать усилия государства и частного капитала при достижении цели обеспечения

экономической безопасности России и ее устойчивого развития. Особенное значение этому придается в условиях пролонгации действия санкций со стороны мирового сообщества или их дальнейшего усиления. Ключевые слова: импортозамещение, институциональная среда, конкуренция

This study is dedicated to developing a mechanism for the identification of priority industries for import substitution in Russia. Aim. This study aims to structure the elements of the proposed mechanism for the identification of priority industries for import substitution in Russia as means of ensuring their sustainable development.

Tasks. This study identifies the industries capable of becoming the drivers of the import substitution strategy; examines the existing methods of import substitution implementation; determines the structure of the proposed mechanism for the identification of priority industries for import substitution in Russia; substantiates the role of government institutions as a catalyst of import substitution development by changing the institutional environment.

Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine the strategy of implementation of equipment and technology import substitution in various aspects and identify trends in the current state and development of the implemented strategy. Results. Restrictions on the import of technologies and advanced equipment coupled with the steep depreciation of ruble significantly limit the opportunities for the sustainable development of the Russian industry. This study proposes a ranking mechanism that would allow the government to focus their efforts during import substitution strategy implementation on the industries that are of no interest to the private capital. The ranking mechanism would make it possible to facilitate rapid achievement of the objectives of import substitution strategy implementation.

g Conclusion. The proposed mechanism for the

identification of priority industries for import

< substitution in Russia makes it possible to rank ¡| the efforts of the government and public capital in the achievement of economic security

к and its sustainable development in Russia. This

i is particularly important in the context of the

5 extension of sanctions by the global commu-

nity or their further toughening. ^ Keywords: import substitution, institutional

^ environment, competition

^ Импортозамещение, как форма развития на-

< циональной экономики в условиях внешнепо-1 литической нестабильности России, провозглашена Правительством РФ в качестве приоритетного вектора развития на ближайшие годы [1]. Необходимость импортозамещения проистекает от нестабильного поведения иностранного капитала в стратегических инвестиционных проектах и вероятных ограничений доступности передовых технологий для ведущих отраслей экономики [2]. Однако реализация стратегии импортозамещения должна учитывать мировой опыт и особенности национальных отраслей с целью выработки четкой концепции, понятной всем участникам процесса. Определение приоритетных направлений реализации стратегии импортозамещения посредством анализа теоретической базы и накопленного практического опыта позволит сделать процесс ее реализации максимально прозрачным и эффективным для органов исполнительной власти и предприятий промышленности.

Рассмотрение теоретической базы импорто-замещения стоит начать с теории протекционизма Ф. Листа. Согласно Ф. Листу, протекционизм является единственным инструментом, способствующим формированию достаточного уровня развития национальных производств для уверенного конкурирования с иностранными компаниями [3].

Наибольшее развитие идеи протекционизма получили в XX в. одновременно с созданием Организации Объединенных Наций и возникновением термина «третий мир». С того момента, как Р. Пребиш возглавил Конференцию ООН по торговле и развитию, началось бурное развитие теории периферийного капитализма, соавторство которой принадлежит одному из создателей Бреттон-Вудской системы Х. Зингеру. Ее прообразом стала идея «ножниц цен». Идея «ножниц цен» заключалась в расхождении стоимости продукции обрабатывающей промышленности с ценами на сырье, ее составляющее, что приводило к усилению экономических позиций стран, экспортирующих продукцию обрабатывающих промышленностей, и ухудшению положения стран, импортирующих эту продукцию [4; 5].

Однако ключевыми, по мнению автора, в вопросе рассмотрения теоретической базы импортозамещения и определения приоритетных принципов реализации стратегии импортозамещения являются труды А. Гершенкрона, в которых рассматривалось влияние передовых технологий на результаты индустриализации. А. Гершенкрон акцентирует внимание на следующих аспектах: процессы индустриализации в отсталых странах значительно отличаются от опыта, полученного развитыми странами ранее; роль институциональных преград в процессе индустриализации является ключевой для оценки ее конечного результата; успех индустриализации объясняется применением самых современных и эффективных технологий на конечных производствах [6, с. 5-30].

Отечественная научная школа также вносит значительный вклад в рассмотрение понятия импортозамещения на макро- и микроуровнях. Само понятие «импортозамещение» рассматривается отечественными авторами и как «уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства в стране того же или аналогичных товаров» [7], и с позиции «естественного процесса развития и экономического роста, модернизации, преодоления накопленного научно-технического отставания и повышения конкурентоспособности отечественной продукции» [8].

Однако, несмотря на все различия в рассмотрении понятия импортозамещения, большинство авторов сходится во мнении, что конечной целью импортозамещения является рост конкурентоспособности продукции национальных отраслей, следовательно, и выпускающей ее промышленности на внутреннем и мировых рынках.

Подтвердить сформулированный вывод можно посредством рассмотрения мирового опыта стран, реализовавших политики им-портозамещения. Для простоты анализа автором произведена классификация мирового опыта импортозамещающих политик по двум направлениям: политики, ориентированные на инвестиционный спрос, и политики, ориентированные на потребительский спрос. В качестве представителей двух направлений автором данной статьи были выбраны Бразилия (как пример ориентации на потребительский спрос) и Япония (как пример ориентации на инвестиционный спрос).

Целью реализации политики импортозаме-щения в Бразилии выступало развитие национальной обрабатывающей промышленности с первоначальной ориентацией на внутренний рынок товаров конечного потребления. Именно исходя из цели механизмами реализации выступили:

• протекционистские импортные пошлины и квоты, как форма защиты импортозамещающей продукции;

• налоговые льготы для инвесторов в приоритетные отрасли промышленности (без контроля за формой передачи технологий);

• льготы на импорт оборудования;

• инвестиции (частные и государственные) для реализации политики импортозамещения в форме внешних займов.

На примере Бразилии ориентация на внутренний рынок и выбор приоритетных отраслей для проведения политики импортозамещения по политическим соображениям привели к установлению предела роста создаваемых предприятий, а протекционистские меры со стороны государства — к консервации технологий. Эти ограничения не решают проблем импортоза-висимости внутреннего рынка, а только усугубляют их.

Опыт Японии в импортозамещении является примером другой группы — внешнеориен-тированных импортозамещающих стратегий с ориентацией на инвестиционный спрос. Концентрация внимания на уже существующих предприятиях, обладающих экспортным потенциалом и использующих передовые технологии на этапе индустриализации и выпуска импортозамещающей продукции, позволила в конечном итоге сформировать ведущие ИТ-компании, составляющие основу национальной экономики. Механизмами реализации стратегии импортозамещения выступали:

• валютный контроль как основная форма контроля объема экспортно-импортных операций;

• внешнеориентированная политика импорто-замещения, основанная на экспорте высокотехнологичной продукции;

• контроль за инвестициями иностранных компаний в местные промышленные предприятия;

• внутренние источники инвестиций в реализации политики импортозамещения;

• индикативное планирование, применяемое на государственном уровне при управлении политикой импортозамещения.

В ходе реализации политики импортозамещения в Японии темпы роста ВВП достигали 10%, что позволило к середине 1980-х гг. в 4 раза сократить отставание от ведущих индустриально развитых стран мира. Созданы с нуля производства транспортного машиностроения, металлообработки, электрооборудования, химической и нефтеперерабатывающей отраслей, сумевших занять ведущие позиции на мировых рынках.

Внимательный анализ опыта стран в области импортозамещения позволяет сделать вывод о необходимости проведения внешнеориенти-

рованной политики импортозамещения в Рос- g сии. Ориентация на внутренний рынок и по- Ï требительский спрос закладывает предел роста | для предприятий промышленности и приво- ^ дит к консервации технологий, используемых ^ в их операционной деятельности. При долго- ^ срочной ориентации на внутренний рынок S с одновременной широкомасштабной государ- § ственной поддержкой местных производств ^ возможно развитие сильного искажения ин- ^ вестиционных стимулов в экономике [9]. yd Внутренний рынок России, по мнению ав- ^е тора, недостаточно развит и не позволяет на- < деяться на естественные рыночные механиз- 1 мы, стимулирующие развитие отечественной промышленности. Развитие рассмотренных тенденций может привести к наращиванию фискального и внешнего дисбаланса, что неминуемо трансформируется в развитие устойчивых кризисных механизмов в национальной экономике. Ориентация на мировые рынки позволит стимулировать развитие конкурентоспособности промышленности посредством снижения эксплуатационных издержек на производство готовой продукции, что, в свою очередь, позволит получить максимальный мультипликативный эффект развития промышленности в рамках политики импорто-замещения.

Систематизируя накопленную теоретическую базу понятия импортозамещения и практический мировой опыт реализации политик, выделим аспекты, влияющие на реализацию стратегии внешнеориентированного импорто-замещения:

• формирование достаточного внутреннего платежеспособного спроса на импортозамещающую продукцию как фактора первоначальной поддержки национальных экспор-тоориентированных производств;

• ограниченная во времени адресная поддержка только экспортоориентированных производств, способных производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках;

• контроль со стороны государственных институтов над распределением прибыли импортозамещающих производств. В частности, контроль над расходованием на НИОКР увеличивающегося свободного денежного потока предприятий, производящих импортозамещающую продукцию, позволит заложить прочный фундамент конкурентоспособности экспортоориентированных производств на мировых рынках.

Таким образом, выявленные в статье направления развития импортозамещения в России позволят обеспечить ее экономическую безопасность посредством увеличения конкурентоспособности продукции отечественных

g производств на мировых рынках и диверсифи-I кации структуры отраслей, обеспечивающих I доход федерального бюджета.

к Литература

X

< 1. Минэкономразвития определило 18 приоритетных

0 отраслей для импортозамещения // ТАСС: [Элек-^ тронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/ ^ ekonomika/1707346.

^ 2. Проблемы импортозамещения в отраслях ТЭК и ш смежных сферах // Аналитический центр при

1 Правительстве Российской Федерации. Сентябрь > 2016 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: □= http://ac.gov.rU/files/publication/a/10298.pdf.

3. Лист Ф. Национальная система политической экономии / Пер. с нем. под ред. К. В. Трубникова. М.: Европа, 2005. 392 с.

4. Prebisch R. The Economic Development of Latin America and Its Principal Problems // Economic Commission for Latin America. 1950: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archivo.cepal.org/ pdfs/cdPrebisch/002.pdf.

5. singer H. W. The Distribution of Gains between Investing and Borrowing Countries // American Economic review. 1950. Vol. 40. N 2. P. 473-485.

6. Gerschenkron А. Economic backwardness in historical perspective: A book of essays. Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard Univ. Press Publ., 1962. 456 p

7. Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы: Учеб. пособие. М.: Типогр. «Новости», 2000. 256 с.

8. Фальцман В. К. Приоритеты структурной политики: импортозависимость, импортозамещение, возможности экспорта инновационной продукции промышленности // ЭКО. 2014. № 5. С. 162-180.

9. Rostow W. W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. Cambridge University Press, 1990. 272 p.

References

1. The Ministry of Economic Development has identified 18priority sectors for import substitution. TASS, Russian News Agency, Jan. 19, 2015. Available at: http://tass.ru/ekonomika/1707346. (in Russ.).

2. Problems of import substitution in the fuel and energy sector and related spheres. Analytical Center under the Government of the Russian Federation. September 2016. Available at: http://ac.gov.ru/files/ publication/a/10298.pdf. (in Russ.).

3. List Friedrich. Das nationale system der politischen Ökonomie [The national system of political economy]. Stuttgart-Tübingen: Cotta Verlag, 1841. 352 p. (Russ. ed.: List F. Natsional'naya sistemapolitiches-koy ekonomii. Moscow: Evropa Publ., 2005. 392 p.).

4. Prebisch R. The economic development of Latin America and its principal problems. Economic Commission for Latin America. N.Y.: UN Department of Economic Affairs, 1950. 66 p. Available at: http://archivo. cepal.org/pdfs/cdPrebisch/002.pdf.

5. Singer H. W. The distribution of gains between investing and borrowing countries. American Economic Review, 1950, vol. 40, no. 2, pp. 473-485.

6. Gerschenkron A. Economic backwardness in historical perspective: a book of essays. Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard Univ. Press Publ., 1962. 456 p.

7. Azoev G. L., Chelenkov A. P. Konkurentnye preimush-chestva firmy [Competitive advantages of the company]. Moscow: Novosti Print. House, 2000. 256 p.

8. Fal'tsman V. K. Prioritety strukturnoy politiki: im-portozavisimost', importozameshchenie, vozmozh-nosti eksporta innovatsionnoy produktsii promyshlen-nosti [The priorities of the structural policy: Import dependence, import substitution, export orientation of innovative industrial products]. EKO, 2014, no. 5, pp. 162-180.

9. Rostow W.W. The stages of economic growth: A non-communist manifesto. Cambridge: CUP Publ., 1990. 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.